Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Тохтуев, протодиак. Фотография. Кунгур. 1933 г. Васильевич Тохтуев (9.05.1903, с. Бымовский Завод Осинского у. Пермской губ. (ныне Бым Кунгурского р-на Пермского края) - 17.05.1943, Северный железнодорожный ИТЛ (Коми АССР)), сщмч. (пам. 4 мая, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), протодиак. Сын крестьянина В. Н. Тохтуева, волостного старшины, члена уездной управы, депутата 1-й Гос. думы (1906). В 1916 г. Н. окончил 2-классное училище в с. Бымовский Завод, в 1917 г. поступил в уч-ще псаломщиков при архиерейском доме в Перми. Во время занятия Перми войсками адмирала А. В. Колчака обучался в 1918-1919 гг. в Пермской ДС. Сщмч. Николай Тохтуев. Икона. 10-е гг. XXI в. Сщмч. Николай Тохтуев. Икона. 10-е гг. XXI в. В 1919 г. был назначен псаломщиком Свято-Троицкой ц. в с. Ашап (ныне Ординского р-на Пермского края). 14 мая 1922 г. рукоположен во диакона к той же церкви. С 1923 г. служил в Петропавловской ц. в с. Уинское (ныне Уинского р-на Пермского края), с 1924 г. в Никольской ц. в с. Кыласова (ныне Кунгурского р-на Пермского края), с 26 янв. 1925 г. в Успенском кафедральном соборе в Кунгуре, сослужил Кунгурскому еп. сщмч. Аркадию (Ершову) . В февр. 1925 г. награжден им двойным орарем. 25 марта 1926 г. возведен в сан протодиакона. В 1931 г. под угрозой ареста дал подписку о сотрудничестве с ОГПУ, однако донесений не писал. В конце того же года Н. был призван в тыловое ополчение и направлен в Свердловск (ныне Екатеринбург), где до 1932 г. работал на стройках. 19 янв. 1933 г. был арестован по обвинению в активной антисоветской деятельности. На допросе подтвердил, что в 1931 г. давал подписку о сотрудничестве с ОГПУ, но не выполнял обязательств. 28 мая 1933 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам ссылки на Урал. По болезни (тиф) был освобожден из-под стражи для следования в ссылку вольным порядком. Вместо этого в нояб. 1933 г. поехал в Москву, а с конца того же года начал служить в Калужской епархии. С кон. 1933 г. служил в храме в с. Угодский Завод (ныне г. Жуков Калужской обл.). В 1934 г. перевелся в г. Наро-Фоминск Московской обл. С 1935 по 1938 г. служил в разных храмах Наро-Фоминского р-на. С 18 янв. 1938 г. штатный клирик ц. Космы и Дамиана в пос. Болшево (ныне в черте г. Королёва Московской обл.). В этот период брал уроки пения у А. В. Александрова . Н. приглашали стать певцом в Краснознаменном ансамбле красноармейской песни и пляски СССР и в оперной группе Большого театра, но он отказался.

http://pravenc.ru/text/2565838.html

Донской ставропигиальный мужской монастырь Дата создания: 1591 г. Описание: История Монастырь основан в 1591 г. в память чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея, в том же году был построен первый каменный собор во имя Донской иконы Божией Матери. Возобновлен царями Михаилом Феодоровичем и Алексеем Михайловичем. Каменные стены и башни были возведены в 1686 г., в 1693 г. был освящен новый собор в честь Донской иконы Божией Матери. В 1745 г. монастырь был причислен к ставропигиальным. С конца XVII в. монастырь являлся усыпальницей московской знати. На монастырском кладбище, крупнейшем из сохранившихся в Москве, похоронен цвет московского дворянства, многие деятели русской культуры — П.Я. Чаадаев, В.Ф. Одоевский, В.О. Ключевский, О.И. Бове и др., в Сретенском храме находится усыпальница грузинских царей и царевичей, в Михайловском храме — усыпальница князей Голицыных. В 1914 г. был освящен храм на новой территории кладбища, примыкающей к монастырю. В 1922-25 гг. в монастыре находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон , в 1925 г. в Малом соборе монастыря свт. Тихон был погребен. В 1926 г. монастырь был закрыт. До конца 1920-х гг. в обители продолжалась монастырская жизнь. Затем монастырские помещения были заняты под антирелигиозный музей, под интернат, курсы, молочную ферму. В 1927 г. храм прп. Серафима Саровского и блгв. кн. Анны Кашинской на новом кладбище был перестроен в первый в Москве крематорий (архитектор Д.П. Осипов). В 1929 г. все монастырские храмы были закрыты, с 1934 г. в монастыре находился Музей архитектуры, на территорию обители свозились фрагменты сносимых московских храмов. Сейчас в монастыре находятся шесть скульптурных фрагментов, снятых со стен взорванного Храма Христа Спасителя , части убранства Триумфальной арки, храмов Успения Богородицы на Покровке, свт. Николая «Большой Крест» и др. Богослужение в Малом соборе было возобновлено в 1949 г. После возвращения собора в его трапезной выложена мироварная печь для приготовления святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви. В начале ноября 1982 г. Л.И. Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь .

http://patriarchia.ru/db/text/261308.htm...

При приближении советских войск о.Иоанн вместе с епископом Вениамином и тремя духовными дочерьми покинули Полтаву, зная, что им неминуемо грозят сталинские лагеря, и на открытой платформе товарного поезда эвакуировались на Запад. Немецкий военный поезд шел без остановок в Германию. По мере приближения к границе о.Иоанн и епископ Вениамин все больше ощущали, что не могут уехать из России.   Глаголев Алексей Александрович родился 2 июня 1901 года в Киеве. В семье профессора Киевской Духовной Академии протоиерея Александра Глаголева, в священническом доме рядом с церковью св.Николы Доброго, где настоятелем был его отец. В 1909-1917 гг. учился в Киевской гимназии, которую окончил с отличием, поступил в Киевскую Духовную Академию.   В начале 1920г. Алексей Александрович познакомился со своей будущей женой — Татьяной Павловной Булашевич. Алексей и Татьяна входили в известную общину о.Анатолия Жураковского, которая в 1922 г. собиралась при церкви Иоанна Златоуста, в здании религиозно-просветительского общества. В 1923 г. после ареста о.Анатолия община перешла в церковь св.Николы Доброго к о.Александру Глаголеву. В январе 1926г. состоялось венчание Алексея и Татьяны. В 1930 г. семью Глаголевых выселили из священнического дома и молодой семье с малолетними детьми пришлось ютиться в сыром подвале, где они прожили до 1941 г. В 1932 году Алексея Александровича арестовывают, обвиняя в проведении контрреволюционной работы против советской власти. За неимением доказательств освобождают через 8 дней, но как сына служителя культа, лишают права голоса. До 1936 г., когда его восстановили в правах, Алексей Александрович перебивался случайными заработками: мостил Вышегородское шоссе, был бетонщиком, сторожем детского сада, весовщиком на фруктовом заводе. В 1933-1934 гг. в Киеве возникает «катакомбная церковь». После закрытия в 1933 г. храма Преображения, где собирались православные общины о.Спиридона Кислякова и о.Анатолия Жураковского, общинники стали собираться для домашних молитв на частных квартирах, в том числе у Глаголевых.

http://pravmir.ru/ispovedniki-vernost-sl...

Стефан (Никитин), епископ Будущий епископ Стефан (в миру Сергей Алексеевич Никитин) родился 15 сентября 1895 г. В Москве 716 . В 1922 г. окончил медицинский факультет Московского университета. По специальности врач-невропатолог. Был прихожанином храма свт. Николая в Клённиках. В 1931 г. арестован по групповому «делу Бориса Холчева ». В Красновишерском лагере работал врачом, заведовал медпунктом. В 1933 г. освобожден. Епископ Афанасий тайно рукоположил его во иерея священника в период 1925–1927 гг., по другим сведениям в 1934–1935 гг. После освобождения священник Сергий Никитин поселился в г. Карабаново неподалеку от г. Александрова. Работал врачом-невропатологом, тайно служил. Святитель Афанасий, также вышедший на свободу после туруханской ссылки, в это время нелегально проживал в д. Горушка Петушинского р-на Владимирской обл., часто выезжая к многочисленным друзьям. Сохранились свидетельства Е. В. Апушкиной и И. С. Мечёвой 717 о близком общении Сергея Алексеевича Никитина с Владыкой Афанасием в этот период (до ареста святителя Афанасия в 1936 г.). С 1950 г. служил в г. Курган-Тюбе, с 1953 по 1955 г. настоятель храма в Самарканде. С 1955 г. – в Ташкенте. Затем служил в Тихвинском женском монастыре в Днепропетровске. В 1959 г. епископ Днепропетровский и Запорожский Гурий (Егоров) совершил монашеский постриг о. Сергия. В этом же году о. Стефан возведен в сан архимандрита. Назначен настоятелем крестовой митрополичьей церкви в Минске. 7 апреля 1960 г. Святейший Патриарх Алексий с сонмом архиереев хиротонисал его во епископа Можайского, викария Московской епархии. Одновременно назначен председателем хозяйственного управления Московской Патриархии. В конце 1961 г. епископ Стефан перенес инсульт. 9 апреля 1962 г. по прошению уволен на покой. После некоторого восстановления здоровья назначен временно управляющим Калужской епархией. После освобождения епископа Афанасия из Зубово-Полянского дома инвалидов протоиерей Сергий периодически приезжал к Владыке из Средней Азии, а затем из Днепропетровска, где служил старшим священником Свято-Тихвинского женского монастыря. Между ними существовала регулярная письменная связь. «Жду карабановского врача. Очень он хороший», – писал святитель Ольге Александровне Остолоповой.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛЫЙ Андрей [наст. имя Борис Николаевич Бугаев] (14(26).10. 1880, Москва - 8.01.1934, там же), поэт, прозаик, культуролог, литературовед, религ. мыслитель. Отец Б., Николай Васильевич Бугаев (1837-1903),- математик, обосновавший концепцию эволюционной монадологии, декан физико-математического фак-та Московского ун-та, председатель Московского математического об-ва; мать - Александра Дмитриевна, урожд. Егорова (1858-1922), пианистка. В младенчестве Б. был крещен в ц. Живоначальной Троицы на Арбате. Детство и юность Б. прошли в атмосфере муз. и интеллектуальной Москвы. В доме бывал Л. Н. Толстой . В 1891-1899 гг. Б. учился в гимназии Л. И. Поливанова. Здесь у него пробудился интерес к поэзии, в особенности к франц. (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме) и старшим рус. символистам (К. Д. Бальмонт , В. Я. Брюсов , Д. С. Мережковский ). Б. увлекся А. Шопенгауэром и буддизмом. Осенью 1895 г. Б. стал писать стихи. Формирование творческой личности Б. с его исключительными и разнообразными дарованиями происходило в дальнейшем под влиянием знакомства (кон. 1895 - нач. 1896) с семьей Соловьёвых (брата философа Вл. С. Соловьёва Михаила Сергеевича, с сыном к-рого Сергеем он дружил всю жизнь), поселившихся в том же доме на углу Арбата и Денежного пер. (ныне Арбат, д. 55; в сент. 2000 здесь после реконструкции открыта Мемориальная квартира Б.). А. Белый. 1933 г. (РГАЛИ) А. Белый. 1933 г. (РГАЛИ) В мае-июне 1896 г. Б. ездил с матерью за границу: Берлин, Париж, Швейцария. В янв. 1897 г. сочинил романтическую сказку - самый ранний из сохранившихся творческих опытов. Весной 1898 г. под влиянием внезапного озарения во время великопостного богослужения начал писать драматическую мистерию «Антихрист» - о воцарении антихриста на Земле (осталась неоконченной; опубл. 2 фрагмента: «Пришедший» (Северные цветы. М., 1903. Альм. 3), «Пасть ночи» (Золотое руно. 1906. 1)). Б., т. о., предвосхитил «Краткую повесть об антихристе» (1900) Вл. Соловьёва. Так наметился поворот от юношеского пессимизма к мистико-эсхатологическим переживаниям.

http://pravenc.ru/text/77962.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990). Церковное устройство ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии ЕЛАБУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО в 1922-1929 гг. в составе Сарапульской епархии, в 1929-1934 гг. в составе Казанской и Свияжской епархии ЕЛГАВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Рижской митрополии, учреждено в период бытия Латвийской Православной Церкви в юрисдикции К-польского Патриарха, существовало в 1936-1943 гг. ЕЛИЗАВЕТПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кавказского Экзархата РПЦ (1917 - не ранее 1919), с центром в Елизаветполе (ныне Гянджа, Азербайджан) и затем в Тифлисе (ныне Тбилиси) ЕРМОГЕН (Кожин Василий Иванович; 1880 - 1954), митр. Алеутский и Североамериканский, Патриарший экзарх в Америке ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 1861 - 1945), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви ЗАЙЦ Кирилл Иванович [Зайцев, Закис Карл Янович] (1869 - 1948), митрофорный прот., руководитель Псковской миссии в 1941-1944 гг. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКИХ ПРИХОДОВ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА самоуправляемое объединение правосл. приходов рус. церковной традиции в юрисдикции К-польского Патриаршего престола ИАКИНФ (Питателев Илья Иванович; 1882-1918), прмч. (пам. 17 окт., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ (Маскаев Яков Иванович; 1879-1937), архиеп. Барнаульский, сщмч. (пам. 16 июля, в Соборе Алтайских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИОАНН (Вендланд Константин Николаевич; 1909-1989), митр. Ярославский и Ростовский, духовный писатель, богослов, ученый-геолог ИОАНН (Соколов Иван Александрович; 1877-1968), митр. Киевский и Галицкий, Патриарший экзарх всея Украины, постоянный член Свящ. Синода Московского Патриархата

http://pravenc.ru/rubrics/121816_3.html

Албаши. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В 1901 г. в хуторе Албаши была освящена каменная Успенская церковь, выполненная в «русско-византийском» стиле, с узорной кирпичной кладкой. Центральный объём храма завершался большой главой с православным крестом в сопровождении четырёх главок поменьше, нёсших чисто декоративные функции. По внешним замерам длина храма составляла 22,8 м при ширине 12,98 м. Внутренняя часть храма, представляла собою «корабль» (напоминание о ковчеге библейского праотца Ноя) — вытянутый с запада на восток прямоугольник площадью 129,3 кв.м, делилась на три части: притвор площадью 36 кв.м; среднюю часть, квадрат которой был образован четырьмя массивными столпами, несущими световой барабан и главу; отделённое от средней части алтарной преградой алтарное помещение, равновеликое по площади приделу. Слева и справа к алтарю примыкали два небольших помещения, соединённые с ним проёмами в боковых стенах – жертвенник (для совершения проскомидии) и диаконник (для хранения приношений). Северный и южный входы в храм предварялись небольшими притворами, освещёнными через вертикальные окна по обеим сторонам дверей. Стоимость здания составила 20 тысяч рублей, иконостаса 1000 рублей. В 20 верстах от храма священнику и псаломщику была нарезана причтовая земля в количестве 52 ½ десятины. Деревянная колокольня «на столбах» была устроена в церковном дворе, западнее храма. В 1922 г. из церквей станицы и хутора были отобраны ценности для «спасения голодавших». В это же время был арестован отец Николай Воробьёв, священник из хутора Албаши. Хуторским активом были разграблены ценности и утварь Успенской церкви, а в 1934-1935 гг. сбили с неё кресты и разрушили главы. Церковь была превращена сначала в зернохранилище, а затем в клуб, существующий до наших дней. Восстанавливается с 2007 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=52557

Донская Основана 05.04.1829 (выделена из Воронежской епархии).– Местопребывание – в г. Новочеркасске. Архиепископия с 11.01.1830. Позднее – Ростовское-на-Дону викариатство. Именовалась: Новочеркасская и Георгиевская; с 17.07.1842 – Донская и Новочеркасская. Викарные кафедры: Аксайская, Усть-Медведицкая, Нижнечирская. 05.04.1829 17.10.1842 17.10.1842 13.01.1847 Игнатий Семенов 13.01.1847 09.03.1867 09.03.1867 25.04.1877 Платон Городецкий 25.04.1877 23.05.1879 Александр Добрынин 23.05.1879 19.11.1887 05.12.1887 30.04.1894 30.04.1894 12.11.1894 12.11.1894 16.09.1908 16.09.1908 11.07.1914 11.07.1914 10.01.1915 10.01.1915 09(22)12.1925 Димитрий Добросердов 04.1928 14(27)02.1929 Антоний Романовский 08.1931 03.1932 в/у Александр Бялозор 19.07(01.08)1932 08(21)05.1933 10(23)10.1932 03(16)02.1933 03(16)02.1933 Донская, григ. Основана в 1925 г. Упразднена в 1935 г. (?) Именовалась: Донская и Новочеркасская. 09(22)12.1925 (1928)1930 18(31)07.1935 Донская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1934 г. 05.1922 17.02(01.03)1924 1924 (?) Николай Чудновцев 09(22)09.1929 20.06(03.07)1931 Сергий Киреев 17(30)09.1932 Илия Фокин 25.11(08.12)1932 07.1934 Дриссенская, обн. Основана в 1930 г. Именование – по г. Дрисса (Витебская область БССР; ныне – г. Верхнедвинск). Витебское викариатство. Упразднена в 1931 г. 04.1930 Варлаам Покровский 1372 Глава Временного Высшего Церковного Управления на Юго-Востоке России, образованного на Соборе в Ставрополе 19–24.05.1919. Митрополит с 1922 г. Сведения об уклонении в 1922–1924 гг. в обновленческий раскол не подтверждены. В эти годы отсутствовал на кафедре, т. к. в 1922 г. был арестован и по 1924 г. был в ссылке в Нарымский край. Уклонился в григорианский раскол (вторая дата). См. Донская, григ. 1377 Митрополит. Один из деятельных архиереев дореволюционного времени. В 1919 г. – председатель Ставропольского «Юго-Восточного Собора» и Председатель Временного Высшего Церковного Управления на Юге России (в стане генерала Деникина). За отпадение в григорианский раскол («ВВЦС») – запрещен в священнослужении и умер вне общения с Церковью (по некоторым сведениям, в 1928 г.). 1381 «Архиепископ». Хронологическое совпадение управления одной и той же епархией несколькими архиереями единовременно – явление нередкое в обновленческом администрировании. Здесь имеется противоречие дат четырех архиереев: Митрофана (Симашкевича), Мелхиседека (Николаева), Андрея (Одинцова) и Модеста (Никитина). Окончательно решить вопрос без соответствующих архивных материалов невозможно. Вернее предположить начало управления епархией Модестом (Никитиным) с 1924 г., т. κ. в 1924 г. он еще числится Калининским. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИВЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Курской епархии, существовало в 1934-1935 гг. В 1923-1927 гг. в Ливнах находилась кафедра обновленческих (см. Обновленчество ) архиереев, викариев раскольнической Орловской епархии. В 1923-1926 гг. здесь служил Тимофей Успенский, не получивший поддержку верующих: в 1923 г. на его дом неоднократно совершали нападения. В 1926-1927 гг. Ливенскую обновленческую кафедру занимал «епископ» Сергий Фаворский. 7 дек. 1923 г. духовенство и миряне «тихоновской» ориентации провели в Ливнах съезд, на к-ром приняли решение создать уездное церковное управление, также ставился вопрос о создании правосл. Ливенской епископии. Тогда кафедра не была учреждена. По-видимому, причиной создания Л. в. стало принятое 7 сент. 1934 г. постановление зам. патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Синода о выделении из Курской епархии создаваемых на основе викариатств 4 епископий: Орловской, Белгородской, Рыльской и Старооскольской, территории к-рых были частью образованной 13 июня 1934 г. Курской обл. С инициативой «разукрупнения» Курской епархии выступил Курский архиеп. сщмч. Онуфрий (Гагалюк) в рапорте от 27 июня 1934 г. (ЖМП. 1935. ¹ 23/24). Названные кафедры в соответствии с «Положением об областных Преосвященных» от 12 марта 1934 г. находились под общим руководством архиеп. Онуфрия, получившего статус «областного архиерея». Для помощи ему в управлении новообразованными структурами, а также, вероятно, в целях борьбы с обновленчеством, сохранявшим влияние в ряде районов области, и было учреждено Л. в. 22 нояб. 1934 г. епископом Ливенским был назначен Сергий (Куминский) . Он не вступил в управление вик-ством: по-видимому, власти не дали разрешение на проживание архиерея в Курске. 9 февр. 1935 г. еп. Сергий был назначен управляющим полусамостоятельной Рыльской кафедрой, к маю 1935 г. он был выслан из Курской обл. Л. в. прекратило существование. Указом Московской Патриархии от 27 февр. 1936 г. были упразднены также Белгородская епархия в составе 18 районов и полусамостоятельная Рыльская епископия в составе 12 районов, они перешли под управление Курского еп. Артемона (Евстратова) (ГА Курской обл. Ф. Р-3322. Оп. 4. Д. 3. Л. 80). Ист.: Политбюро и Церковь. 1998. Кн. 2. С. 369-370; «Совершенно секретно»: Лубянка Сталину о положении в стране. М., 2001. Т. 1. Ч. 1. С. 492. Лит.: «Обновленческий» раскол. 2002. В. Г. Пидгайко Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Баженов Дмитрий Владимирович; 1872-?), бывш. еп. Тираспольский, с 1922 г. в обновленческом расколе АНАТОЛИЙ (Соколов Федот Андреевич; 1865-1942), бывш. еп. Царевский, вик. Астраханской епархии, обновленческий " митр. Костромской "

http://pravenc.ru/text/2110460.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛАБУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Собор Всемилостивого Спаса в Елабуге. 1808-1816 гг., перестроен в 1855 - 1864 гг. Фотография. Кон. XX в. (РГБ) Собор Всемилостивого Спаса в Елабуге. 1808-1816 гг., перестроен в 1855 - 1864 гг. Фотография. Кон. XX в. (РГБ) в 1922-1929 гг. в составе Сарапульской епархии, в 1929-1934 гг. в составе Казанской и Свияжской епархии, названо по г. Елабуга (в 1920 город был передан из Вятской губ. в новообразованную Татарскую АССР, ныне районный центр в Татарстане). 23 дек. 1921 г. по представлению Сарапульского и Елабужского еп. Алексия (Кузнецова) вышел указ Свящ. Синода о назначении настоятеля Троицкой ц. в Сарапуле прот. Николая Анисимова после пострижения в монашество епископом Елабужским, викарием Сарапульской епархии. 21 янв. 1922 г. прот. Николай принял монашеский постриг с именем Георгий, 12 февр. того же года в Вознесенском кафедральном соборе Сарапула он был хиротонисан и поставлен на новообразованную Елабужскую кафедру. 23 окт. 1923 г. еп. Георгий (Анисимов) был осужден на 2 года лишения свободы за «антисоветскую деятельность», вскоре освобожден. В связи со ссылкой еп. Алексия (Кузнецова) со 2 авг. по 12 дек. 1924 г. еп. Георгий управлял сарапульскими городскими церквами и храмами 1, 2 и 3-го благочиннических округов Сарапульской епархии, с 6 авг. по 25 сент. 1924 г. управлял также Малмыжским викариатством Сарапульской епархии. 19 февр. 1925 г. еп. Георгий был назначен на Малмыжское вик-ство, Е. в. возглавил бывш. Малмыжский еп. Ириней (Шульмин) . 22 дек. 1925 г. еп. Ириней уклонился в григорианский раскол , в к-ром пребывал до 30 янв. 1926 г. В 1929 г. Е. в. стало частью Казанской епархии. Однако уже в сер. 20-х гг. XX в. (по-видимому, в связи с уклонением в раскол еп. Иринея) елабужский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь и приходские храмы города и Елабужского кантона подчинялись Казанским архиереям. 14 дек. 1930 г. во епископа Елабужского в Казани был хиротонисан Палладий (Шерстенников) , в 1933 г. переведенный на Ржевское викариатство Калининской епархии. 11 авг. 1933 г. на Елабужскую кафедру получил назначение еп. Александр (Раевский) . Архиерей не приезжал в Елабугу, 15 марта следующего года он был назначен епископом Кустанайским. Впосл. Е. в. не замещалось. Епископы Георгий (Анисимов; 12 февр. 1922 - 19 февр. 1925), Ириней (Шульмин; 19 февр. 1925 - 15 июля 1930), Палладий (Шерстенников; 14 дек. 1930 - 24 авг. 1933), Александр (Раевский; 11 авг. 1933 - 15 марта 1934). Лит.: Акты свт. Тихона. С. 350, 426, 436, 865, 866; Сухих А., прот. Вспомним поимённо. Киров, 2004. Кн. 2. С. 25, 50; Губонин. История иерархии. С. 167, 286, 581, 698, 758; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские. Каз., 2007. С. 339, 458. А. В. Маркелов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/189665.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010