Кафедра была основана для управляющего русскими приходами в Западной Европе, подчиненными прежде пастырскому руководству Петроградского митрополита и утратившими затем это руководство по обстоятельствам революционного времени, поэтому учреждение кафедры предполагалось как временное мероприятие впредь до восстановления нормальной связи с Петроградским митрополитом. Правящий архиерей официально именовался Управляющим русскими приходами в Западной Европе, но ему не было присвоено титула по какому-либо европейскому городу, так как по понятиям того времени подобное титулование явилось бы покушением со стороны Русской Церкви на право других Православных автокефальных Церквей в Европе. Впоследствии это Управление преобразуется в Экзархат Московской Патриархии. Первый Управляющий русскими приходами, эмигрировавший впоследствии за границу, архиепископ бывший Житомирский и Волынский Евлогий (Георгиевский) был назначен на эту должность 18.09(01.10)1920 указом Южно-русского ВЦУ, находившегося в то время в г. Симферополе (в стане генерала Врангеля). Подтвердительный указ был издан этим же ВЦУ 01.1921 уже из Константинополя, где оно имело тогда временное пребывание по пути в Сербию. Указом от 17(30)01.1922 Святейший Патриарх Тихон возвел архиепископа Евлогия (Георгиевского) в сан митрополита, санкционировав тем самым его назначение. Впоследствии полномочия митрополита Евлогия (Георгиевского) были подтверждены также и Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, митрополитом Сергием (Страгородским) (26.04(09.05)1928), после того как часть зарубежной иерархии и духовенства отказалась подчиниться Московской Патриархии. В 1931 г. антимосковски настроенная часть иерархии с клиром и паствой переходит в юрисдикцию Константинопольской Патриархии, образуя собой ее Экзархат в Западной Европе. Еще через три года, после безуспешной попытки повлиять на «карловацкую» иерархию при посредстве Сербского Патриарха Варнавы (Росича), Московская Патриархия 09(22)06.1934 издает указ 944 на имя митрополита Виленского и Литовского Елевферия (Богоявленского) о предании суду и запрещению в священнослужении зарубежных иерархов: Антония (Храповицкого) , Анастасия (Грибановского) , Мелетия (Заборовского), Серафима (Лукьянова), Нестора (Анисимова) , Тихона (Лященко), Тихона (Троицкого), Виктора (Святина) (некоторые из них впоследствии вернулись в Русскую Православную Церковь ). Возглавивший РПЦЗ после, скончавшегося 28.07(10.08)1936, Антония (Храповицкого) митрополит Анастасий (Грибановский) (скончался 09(22)05.1965) при поддержке немецких властей 13(26)05.1942 открывает «Средне-Европейский Митрополичий округ» для Православных в Германии и оккупированных: Бельгии, Словакии и Люксембурга; округ возглавляется митрополитом Серафимом (Лядэ). По окончании Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., в Западной Европе для Православных, состоящих в каноническом подчинении Святейшему Патриарху Московскому учреждаются Экзархаты Западно-Европейский и Средне-Европейский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Александрович Смирнов (8 фев. 1890, село Редино Клинского уезда Московской губернии (в настоящее время деревня Редино городского поселения Солнечногорск Солнечногорского муниципального района Московской области) — 11 дек. 1937 г., полигон Бутово Московской области (ныне в черте Москвы), священномученик (пам. 28 нояб., в Соборе Новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), священник. Из семьи псаломщика. В 1915 г. окончил Вифанскую Духовную семинарию и 22 сент. Того же года определен псаловщиком в храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери села Редино (сломан в 1936-1937 гг.). 21 апр. 1921 г. рукоположен во иерея к храму в честь Воскресения Словущего (храм закрыт в 1930-х годах, в последствии частично разрушен, с 2013 г. восстанавливается) в селе Мерзлое Клинского уезда (в настоящее время деревня Мерзлово сельского поселения Смирновское Солнечногорского муниципального района Московской области). После 1917 г. хозяйство отца Алексия было обложено большим налогом. Заплатить этот налог батюшка не смог и был приговорен к месяцу принудительных работ. В 1922 г. переведен в Успенскую церковь (закрыта в 1930-е, разрушена в 1940-е годы) Пречистенского Погоста Клинского уезда. 30 дек. 1929 г. батюшку и старосту храма Григория Сивохина арестовали по обвинению в распространении ложных слухов. После ареста они были заключены в Бутырскую тюрьму в Москве. 23 фев. 1930 г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР отца Алексия приговорили к 5 годам заключения в концлагере. Наказание он отбывал в Беломорско-Балтийском ИТЛ (Белбалтлаг). Впоследствии срок заключения сократили на год. В 1933 г. отец Алексий был освобожден . 30 мая 1934 г. он получил назначение в тот же храм, в котором служил до ареста. 4 дек. 1937 г. священник Алексий Смирнов был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Виновным себя не признал. 9 дек. Тройка УНКВД по Московской области приговорила его к высшей мере наказания. Расстрелян 11 дек. На полигоне Бутово и погребен в безвестной общей могиле. Постановлением Священного Синода от 12 марта 2002 г. имч священномученика Алексия Смирнова внесено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

http://pravenc.ru/text/2504137.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ (Комаров Анатолий Андреевич; 26.06.1879, с. Андросовка Николаевского у. Самарской губ.-17.07.1955, Днепропетровск), архиеп. Днепропетровский и Запорожский. Род. в семье священника Самарской епархии. В 1901 г. окончил Самарскую ДС, 8 авг. 1901 г. рукоположен во священника, служил настоятелем прихода в с. Хворостянка. Овдовев, в 1904 г. поступил в КазДА, окончил ее в 1908 г. студентом, в следующем году, после сдачи дополнительных экзаменов, получил степень канд. богословия, служил законоучителем средних учебных заведений и настоятелем храмов при них. С 15 авг. 1921 г. настоятель саратовской Спасо-Преображенской ц. Много потрудился в собирании средств на нужды голодающих и беспризорных детей, за что получил благодарственное письмо от председателя об-ва «Друг детей» Н. К. Крупской. Когда в 1922 г. архиеп. Саратовский Досифей (Протопопов) был арестован и Саратов стал одним из центров обновленчества , свящ. Анатолий Комаров мужественно противостоял раскольникам. В 1923 г. за твердость в Православии удостоен сана протоиерея. По благословению находившегося в заключении свт. Тихона , Патриарха Московского и всея России, 29 дек. 1923 г. о. Анатолий принял постриг с именем А., 30 дек. возведен в сан архимандрита, а 31 дек. Патриархом Тихоном хиротонисан во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии. С 1 янв. 1924 до 1926 г. временно управлял Саратовской епархией. С 1926 г. последовательно был викарным еп. Новоторжским (Тверская епархия), Петровским, Вольским (Саратовская епархия). В окт. 1929 г. в связи с арестом Астраханского архиеп. Филиппа (Ставицкого) А. переехал в Астрахань. Будучи епископом Вольским, в 1929-1931 гг. управлял Астраханской епархией. После издания Свящ. Синодом указа об увольнении на покой сосланных и заключенных архиереев А. прекратил возношение на богослужениях имени архиеп. Филиппа, находившегося в тюрьме. Оскорбленные верующие неск. раз не допускали А. в храмы на службы, а архиеп. Филипп запретил А. служить в Астраханской епархии. С сент. 1930 по февр. 1931 г. А. находился под арестом, епархией управлял Енотаевский еп. сщмч. Алексий (Орлов) . 30 сент. 1933 г. А. был назначен епископом Астраханским, 3 янв. 1934 г. возведен в сан архиепископа. Никогда не уклонялся в расколы и не отделялся от Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) , хотя не всегда одобрял его решения, о чем сообщал ему при встречах и в переписке.

http://pravenc.ru/text/115248.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АННА (Благовещенская Мария Алексеевна; 30.01.1898, с. Борисоглеб Пошехонского у. Ярославской губ.- 11.03.1937, Ярославль), прмц. (пам. 26 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых). Старшая дочь свящ. Алексея Аполлосовича Благовещенского из старинного священнического рода. В 1916 г. окончила Пошехонскую жен. гимназию, в течение 5 лет преподавала в неск. школах Белосельской вол., служила псаломщицей в церкви отца. Была духовной дочерью последнего настоятеля Павлова Обнорского мон-ря архим. Никона (Чулкова). В 1921 г. в с. Захарьине Первомайского р-на архим. Никоном была организована жен. община, названная «сельскохозяйственной коммуной», из к-рой, надеясь на скорое падение советской власти, архим. Никон предполагал создать мон-рь. Первоначально в общину входили 7 человек - духовные чада старца, преимущественно дочери священников. В 1922 г. архим. Никон благословил Марию вступить в коммуну; Мария занималась пчеловодством, была счетоводом, заведовала «культурно-просветительской работой». По воспоминаниям насельниц общины, архим. Никон не благословлял их принимать монашеский постриг, объясняя это тем, что верующие и Церковь переживают тяжелые времена. Однако во всех документах коммуны и в материалах следствия 1932 и 1937 гг. Мария значится как Анна Алексеевна Благовещенская, что, по-видимому, свидетельствует о принятии ею тайного пострига. До 1925 г. насельницы общины регулярно посещали церковь с. Захарьина, после ее закрытия стали молиться тайно. К 1931 г. община насчитывала ок. 100 коммунарок и была известна как передовое хозяйство. О коммунарках писали в газетах, к ним приезжали экскурсии по обмену опытом, коммуне было присвоено имя Н. К. Крупской, однако вскоре она стала вызывать подозрения у ОГПУ. На общину, к-рую власти считали тайным мон-рем, стали собираться «агентурные сводки»; весной 1931 г. ОГПУ арестовало почти всех членов общины, началось следствие, в 1932 г. коммуна была ликвидирована. А. была арестована 29 апр. 1931 г. по обвинению в ведении религ. работы в коммуне. На допросах держалась стойко, не открыла факта существования тайного мон-ря. 23 апр. 1932 г. А. была осуждена на 3 года ИТЛ, наказание отбывала в совхозе УНКВД в Иванове. После освобождения в 1934 г. А. служила псаломщицей в церкви с. Николо-Колокша Рыбинского р-на. С ней жила 17-летняя Анна Кесарева, вместе с к-рой А. помогала архим. Никону, скрывавшемуся от следствия, связываться с его духовными чадами.

http://pravenc.ru/text/115556.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРТЕМИЙ (Ильинский Александр Матвеевич; 30.07.1870, с. Кошма Архангельской губ.- 30.08. 1937), архиеп. Тобольский и Тюменский. В 1890 г. окончил Архангельскую ДС, в 1898 г.- СПбДА. После окончания семинарии служил учителем, в 1892 г. рукоположен во священника. Будучи студентом академии, участвовал в деятельности Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви. С 17 авг. 1898 г. служил в ц. свт. Тихона Задонского при Александровском детском приюте, с 26 окт. 1899 г.- в ц. св. Александра Невского при гомеопатической больнице, с 3 нояб. 1900 г.- в Воскресенской ц. при Ин-те принцессы Терезии Ольденбургской в С.-Петербурге, с 6 мая 1914 г. в сане протоиерея. 8 мая 1915 г. назначен ректором Уфимской ДС, 8 июня пострижен в монашество с именем А., 14 июня возведен в сан архимандрита. В Уфе А. проводил религиозно-нравственные чтения в праздничные дни. 14-17 июня 1917 г. А. был назначен, 30 июля в Луге хиротонисан во епископа Лужского, викария Петроградской епархии. В 1918 г. возглавлял комиссию по подготовке встречи в Петрограде свт. Тихона , Патриарха Московского и всея России. В 1921 г. в Луге основал церковное братство. В 1922 г. уклонился в обновленчество , в янв. 1923 г. обновленцами был назначен временно управляющим Петроградской епархией, затем епископом, а с лета 1923 г.- архиепископом Петроградским. В окт. 1923 г. начал вести переговоры о присоединении к Патриаршей Церкви, однако прервал их и в нояб. был возведен обновленцами в сан митрополита Петроградского. Участвовал в заседаниях обновленческого «Второго поместного собора православной Российской Церкви» (Москва, 29 апр.- 9 мая 1923), на к-ром подписал постановление о лишении сана и монашества Патриарха Тихона. 4 дек. 1923 г. специально разработанным еп. Лужским Мануилом (Лемешевским) чином принес покаяние в уклонении в раскол. В 1924-1928 гг. находился в ссылке. С 19 мая 1928 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский, с 3 апр. 1930 г. епископ Тобольский, с 24 окт. 1934 г. епископ Тобольский и Тюменский. 7 янв. 1937 г. возведен в сан архиепископа, в апр. арестован. Расстрелян по приговору от 23 авг. 1937 г.

http://pravenc.ru/text/76380.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Иоиль (Яннакопулос). Фотография. XX в. [Яннакопулос Фотиос; греч. Ιωλ Γιαννακπουλος] (1901, сел. Дранга, ныне Матия, близ Петалиди, ном Мессиния, Пелопоннес, Греция - 23.12.1966, Каламе (ныне Каламата), там же), архим., старец, писатель. Происходил из многодетной крестьянской семьи. Детство и юность старца прошли в Каламе, куда семья переселилась вскоре после его рождения. В отрочестве на Фотиоса большое влияние оказал подвижник и проповедник Илия Панагулакис († 1917), чьими учениками были также Герасим Микраяннанит и 1-й греч. миссионер в Африке архим. Хризостом (Папасарандопулос), с к-рым Фотиоса связывала духовная дружба. В 15 лет Фотиос тайно ушел в мон-рь, но родители насильно вернули его обратно. Его служба в армии совпала с греко-тур. войной 1919-1922 гг. В составе действующей армии Фотиос дошел почти до Ангоры (ныне Анкара), участвовал в сражениях при р. Сакарья и Кале-Грото (авг.-сент. 1921). После возвращения из армии обучался на богословском фак-те Афинского ун-та, к-рый окончил в 1925 г. В 1923 г. Фотиос был принят послушником в монастырь Веланидиас близ Каламе. 23 июля 1924 г. игум. Иезекииль, юрист и богослов, постриг его в монашество и нарек ему имя Иоиль. В сент. 1924 г. он был рукоположен во диакона, 6 янв. 1929 г.- во иерея. В 1925 г. И. был назначен преподавателем Закона Божия в гимназии г. Метони и иерокириксом (священнопроповедником) Мессинийской митрополии (1924-1934). И. строго постился, не вкушая даже елея. Вскоре у него обнаружили туберкулез. Когда у И. открылось горловое кровотечение, он был вынужден на некоторое время уехать в Алагонию, находящуюся в горах Тайгет, с климатом, напоминающим швейцарский. Несмотря на временное улучшение, врачи считали больного безнадежным. Однако во время пребывания в Кавале И. чудесным образом исцелился от туберкулеза. В 1938 г. И. вошел в число приближенных архиеп. Хрисанфа и был назначен служить в один из самых аристократических афинских храмов - ц. свт. Николая Чудотворца в квартале Пефкакия. В 1941 г., когда архиепископом стал Дамаскин (Папандреу) , И. подал в отставку и уехал в Каламе. Там митр. Поликарп (Синодинос) определил И. служить в лучшем городском храме - во имя свт. Николая Чудотворца. Но в 1942 г. И. попросил митрополита перевести его в небольшой обветшавший парекклисион св. Таксиархов (архангелов Михаила и Гавриила) при мон-ре Веланидиас. Там собралась община духовных чад старца. В годы фашистской оккупации и гражданской войны за пламенные проповеди отцу И. не раз угрожали смертью. И. также читал лекции в «Школе для мирян», действовавшей в Каламе.

http://pravenc.ru/text/578238.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич (7.04.1879, г. Елец Орловской губ.- 4.05.1954, Ницца, Франция), поэт. Род. в дворянской семье, сын чиновника Мин-ва земледелия, члена Гос. совета С. С. Бехтеева. Окончил Александровский лицей. В 1903 г. издал сборник стихотворений с посвящением вдовствующей имп. Марии Феодоровне, средства от его продажи передал состоявшему под ее покровительством Царскосельскому ремесленному приюту. Служил в Кавалергардском полку, с начала первой мировой войны - в действующей армии. После ранения в голову попал в Дворцовый лазарет, где его посещала имп. мц. Александра Феодоровна с вел. княжнами. После выздоровления Б. снова был отправлен на фронт, ранен в грудь. После лазарета находился в отпуске на родине, затем лечился в Кисловодске, где узнал об отречении имп. мч. Николая II Александровича ; написал стихотворения «Царским орлам», «Свободное слово», «Русь горит» и др. Переехал в Орёл, затем в Елец. Написанные в Ельце стихотворения («Молитва», «Святая ночь», «Боже, Царя сохрани», «Россия», «Верноподданным») Б. переслал через гр. А. В. Гендрикову в Тобольск находившемуся в ссылке имп. мч. Николаю II, к-рый просил передать автору благодарность. Б. вступил в Добровольческую армию, печатал в военных газетах стихи (нек-рые распространялись в виде листовок). Находился в Добровольческой армии до эвакуации войск ген. П. Н. Врангеля из Крыма, затем в эмиграции. Жил в Сербии, редактировал в Белграде газ. «Русский стяг», публиковал стихи в периодической печати, издал сборники «Песни русской скорби и слез» (1923) и «Песни сердца» (1927), автобиографический роман в стихах «Два письма» (1925). С кон. 1929 г. жил в Ницце, был церковным старостой рус. правосл. храма в честь иконы Божией Матери «Державная», в к-ром на свои средства соорудил иконостас и украсил интерьер (также в ц. во имя прп. Серафима Саровского в Ницце). В 1934 г. Б. издал сб. «Царский гусляр», в 1949-1952 гг.- 4 выпуска сб. «Святая Русь», в к-рый вошли как новые стихи, так и многие из напечатанных ранее, в т. ч. посвященные прп. Сергию Радонежскому , прп. Серафиму Саровскому , св. прав. Иоанну Кронштадтскому . Стихотворения Б. пронизаны болью за поругание большевиками правосл. веры, нек-рые посвящены уничтоженным московским святыням (часовне Иверской иконы Божией Матери, Христа Спасителя храму ). Образ имп. мч. Николая II занимал особое место в творчестве Б., к-рый верил, что канонизация последнего российского императора состоится (стихотворение «Видение дивеевской старицы», 1922). Во мн. стихотворениях Б. писал о грядущем восстановлении правосл. веры в России («Грядущее» (1927), «Внукам» (1933), «Верую» (1937) и др.). Похоронен Б. в Ницце, на рус. кладбище Кокад.

http://pravenc.ru/text/149095.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варсонофий (Вихвелин), еп. Каргопольский. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Вихвелин Василий Васильевич; 14.10.1863, С.-Петербург - 6.08.1934, Вологда), еп. Никольский, вик. Вологодской епархии. Род. в семье чиновника. Окончил с.-петербургскую гимназию имп. Человеколюбивого об-ва. По благословению св. прав. Иоанна Кронштадтского поступил послушником в санкт-петербургскую Троице-Сергиеву муж. пуст. , где прожил 11 лет. В 1897 г. стал вольнослушателем в СПбДА, в 1901 г. принял монашеский постриг, был рукоположен во иеромонаха. По окончании академии со степенью канд. богословия был назначен помощником смотрителя Слуцкого ДУ, в 1903 г. переведен на должность инспектора в Архангельскую ДС. В 1907 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Артемиева Веркольского муж. мон-ря . Активно занимался миссионерством. 26 авг. 1910 г. в Троицком кафедральном соборе Архангельска В. был хиротонисан во епископа Кемского, викария Архангельской епархии, 14 февр. 1913 г. переименован во епископа Пинежского. 13 нояб. 1913 г. назначен епископом Каргопольским, викарием Олонецкой епархии, с 14 сент. 1921 г. епископ Никольский, викарий Вологодской епархии. В сер. сент. 1923 г. в ответ на просьбу верующих Патриарх св. Тихон поручил В. временное управление Архангельской епархией. В нач. 1922 г. был арестован Архангельский еп. сщмч. Антоний (Быстров) . С этого времени в епархии не существовало органов центрального управления, адм. функции осуществлял «Совет объединенных коллективов верующих», к-рый не был зарегистрирован органами гос. власти. 2 нояб. 1923 г. обновленческий (см. Обновленчество ) «архиепископ Архангельский и Холмогорский» Владимир ( Путята ) попытался совершить «торжественное богослужение» в кафедральном соборе Архангельска. «Из-за крайнего возбуждения молящихся, вызванного его появлением», лжеархиерея вывели из алтаря черным ходом, совет собора рекомендовал Владимиру более не являться в храм.

http://pravenc.ru/text/154351.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ [македон. Доситей] (Стойковский Димитрий; 7.12.1906, Смедерево, Сербия - 20.05.1981, Скопье), архиеп. Охридский и Македонский, Глава Македонской Православной Церкви (МПЦ) Окончил гимназию в Белграде и в 1922 г. поступил в семинарию в Сремски-Карловци. В 1924 г. ушел из семинарии и в мон-ре во имя Пресв. Богородицы близ г. Кичево (Македония) принял монашество. С сент. 1924 по 1932 г. проживал в мон-ре Хиландар на Афоне, затем вернулся в Македонию, поступил в Битольскую семинарию, проживал в мон-рях Пресв. Богородицы близ Кичева и св. Наума в Охриде. 12 февр. 1934 г. в ц. Пресв. Богородицы в Битоле рукоположен во диакона, в Вербное воскресенье того же года в ц. Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде - во иерея еп. Охридским и Битольским Николаем (Велимировичем) . Окончил Битольскую семинарию (в 1937) и Белградский богословский фак-т (в 1942). С 1937 по 1947 г. исполнял послушания при Синоде Сербской Православной Церкви (СПЦ) в Белграде. В 1945 г. возведен в звание синкелла, в 1948 г.- в сан архимандрита. В 1947 г. назначен управляющим патриаршего двора в Сремски-Карловци и избран викарием Сербского Патриарха в сане епископа с титулом «Топличский». 22 июля 1951 г. хиротонисан во епископа Патриархом Сербским Викентием (Продановым) в соборном храме св. Марка в Белграде. 4 окт. 1958 г. на заседании 2-го Церковно-народного собрания Македонии было принято решение о восстановлении древней Охридской архиепископии как МПЦ, Д. был единогласно избран ее Главой с титулом «архиепископ Охридский и Скопский, митрополит Македонский». В 1959 г. Архиерейский Собор СПЦ признал МПЦ самостоятельной и управляющейся в соответствии с собственным уставом, но с условием, что МПЦ «остается в каноническом единстве с Сербской Православной Церковью через ее Предстоятеля». Д. управлял церковными образованиями на территории Македонии, вошедшими в ее состав. В 1959 г. он благословил хиротонии еп. Злетовского и Струмицкого Наума (Димовского) и еп. Преспанского и Битольского Климента (Трайковского). В 1959-1960 гг. по инициативе Д. было принято большое число положений и правил для урегулирования деятельности церковных органов, мон-рей и приходских священников. Помимо 3 существовавших епархий МПЦ (Скопская, Преспанская и Битольская, Злетовская и Струмицкая) были учреждены еще 6: Дебарско-Кичевская (Охрид), Полошско-Кумановская (Скопье), Повардарская (Велес), Струмицкая (Струмица), Американско-Канадская (Торонто) и Австралийская (Мельбурн).

http://pravenc.ru/text/180343.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМ (Попов Мефодий Григорьевич; 17.06.1876, с. Б. Сурмет Бугурусланского у. Самарской губ.- 1934, дер. Наволочек Холмогорского р-на Северного края), прмч. (пам. в Соборе Архангельских святых, в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. Из мордов. крестьянской семьи: его отец был попечителем сельского храма, 2 сестры и брат впосл. приняли монашеский постриг. Мефодий Попов занимался крестьянским хозяйством, усердно молился, читал духовные книги, совершил полугодичное пешее паломничество к киевским святыням. Благодаря своему благочестию пользовался большим авторитетом у односельчан. В нач. 20-х гг. ХХ в. разоблачил самозванца, пытавшегося служить в качестве священника в приходской церкви. Участвовал в религ. спорах с сектантами из соседней дер. Булатовки, отстаивая правоту Православия. Во время голода и эпидемии тифа в 1922 г. овдовел, взял на себя обет безбрачия. Летом 1926 г. принял монашеский постриг с именем Максим, был рукоположен во иерея. Постриг и рукоположение во Владимирском Каменском монастыре совершил управляющий Уфимской епархией Давлекановский еп. Иоанн ( Поярков; впосл. архиепископ). Первым местом служения М. стал Сергиевский жен. мон-рь, расположенный в 10 км от г. Белебея Башкирской АССР. Зимой 1927/28 г. власти закрыли мон-рь под предлогом организации в его помещениях колонии для беспризорников. Остаться для службы в храме разрешили только священнику и 10-12 монахиням, к-рые жили в 2 сторожках при церкви. В кон. 1929 г. последний монастырский храм был закрыт, М. и насельниц выселили из мон-ря. После этого еп. Иоанн направил его служить в Пророко-Ильинскую ц. с. Рябаш Приютовского р-на (ныне в Белебеевском р-не Республики Башкортостан). Сначала он поселился вместе с дочерью Клавдией в доме священника, затем проживал по очереди у прихожан. М. ежедневно совершал службу в храме и каждый раз произносил проповедь. 11 июня 1931 г. он был арестован в Белебее, куда пришел со своими прихожанами на праздник в честь Табынской иконы Божией Матери. Прихожане Пророко-Ильинской ц. отправили прошение в ОГПУ об освобождении своего пастыря, но не получили ответа. М. вместе с мон. Еленой (Шестаевой) был обвинен в «систематической антисоветской агитации» среди крестьян. Виновными они себя не признали. 25 окт. 1931 г. Особая тройка при Постоянном представительстве ОГПУ по Башкирской АССР приговорила М. к высылке в Северный край на 5 лет.

http://pravenc.ru/text/2561558.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010