Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗВЕСТИЯ ОТДЕЛЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И СЛОВЕСНОСТИ АКАДЕМИИ НАУК» (ИОРЯС), журнал, издававшийся в 1896-1927 гг. в С.-Петербурге (Петрограде, Ленинграде). Изначально назывался «Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук», с 1917 г.- «Известия Отделения русского языка и словесности Российской Академии наук», с 1926 г.- «Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук СССР», выходил до закрытия Отд-ния рус. языка и словесности в 1927 г. Первым изданием II Отделения С.-Петербургской АН, образованного в 1841 г. на базе бывш. Российской академии, стал ж. «Известия Императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности». Он был основан по инициативе И. И. Срезневского и выходил под его редакцией в 1852-1863 гг. Всего было издано 10 томов по 5-8 выпусков в каждом, а также отдельные прибавления: 6 выпусков «Материалов для изъяснительного и сравнительного словаря», выпуск «Памятников и образцов народного языка и словесности», 7 книг «Ученых записок II Отделения Императорской Академии наук». В журнале печатались записки о занятиях отд-ния, извлечения из протоколов его заседаний и гл. обр. исследования Срезневского о древних слав. рукописях и памятниках лит-ры в постоянной рубрике «Древние памятники русского письма и языка (X-XIV вв.)». Публиковались работы др. отечественных ученых и литераторов: А. Х. Востокова , П. А. Вяземского , Я. К. Грота, П. А. Лавровского , В. И. Григоровича , С. П. Шевырёва, А. Ф. Гильфердинга , П. А. Плетнёва, М. П. Погодина , П. С. Билярского, архим. Амфилохия ( Сергиевского-Казанцева ; впосл. епископ Угличский), Д. В. Поленова и др., а также подготовленные ими к печати тексты целого ряда слав. памятников письменности и фольклора, критические и библиографические заметки. Издание было возобновлено в 1896 г. по предложению А. А. Шахматова и А. Ф. Бычкова под названием ИОРЯС. Всего было издано 32 тома в 96 книгах. Тома 1-20 за 1896-1915 гг. состояли из 4 книг (в томах 1-5 существовала общая пагинация, далее раздельная по книгам), тома 21-24 за 1916-1919 гг.- из 2 книг, тома 25-32 за 1920-1927 гг. не имели деления на книги. Отдельные книги и тома, особенно после 1917 г., выходили с опозданием на 1-4 года. Редакторами в разное время были Шахматов, Е. Ф. Карский . Всего вышло ок. 1,4 тыс. статей и рецензий, посвященных взаимовлиянию слав. и балт. языков, фольклора и лит-р, их сравнению с языками и лит-рами др. народов, славяноведению, памятникам письменности и лит-ры.

http://pravenc.ru/text/293854.html

548 Западная область (с сентября 1918 г. Западная коммуна) – одно из областных объединений Советов в составе РСФСР. После Октябрьской революции включала губернии: Минскую, Могилевскую, Витебскую, Смоленскую (в апреле 1918 г. передана из Московской губ.) и территории неоккупированных уездов Виленской губернии. Центр – Минск. Создана в марте 1918 г. по решению Всероссийского совещания Советов. Установлению Советской власти оказывала сопротивление Белорусская рада. 18 февраля 1918 г. германские войска нарушили перемирие и к марту захватили большую часть Западной области. После революции 1918–1919 гг. в Германии и отмены Брестского договора 1918 г. начался отвод оккупационных войск за р. Березина. В ноябре 1918 г. – январе 1919 г. Красная армия освободила большую часть территории Белоруссии от германских войск. 1 января 1919 г. на освобожденной территории Западной области образовалась Белорусская социалистическая советская республика. 549 25 июня 1918 г. на заседании Коллегии Наркомюста было принято решение «предложить VIII отделу представить смету и план организации отделов на местах» – имелись в виду отделы по проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства (см.: ГА РФ. Ф. А-353. Оп.2. Д. 4. Л. 72). 554 В последующей докладной записке от 2 ноября 1918 г. Н. Н. Липкин-Копейщиков сообщал о своей командировке в Петроград и выделял задачи, поставленные перед ним VIII отделом. Он писал: «Я был командирован в г. Петроград 1) для производства разборки книг и документов, находившихся в зданиях бывшего Св. Синода, канцелярии обер-прокурора и Департамента инославных исповеданий и вывозке всего необходимого для правильной работы VIII отдела материала в Москву и 2) о составлении доклада о состоянии в Петрограде контрреволюционного движения духовенства. На исполнение указанных поручений, а также и на обследование (по предписанию отдела) Петроградских районных и подрайонных совдепов в отношении предпринятых ими мероприятий по проведению [отделения] церкви от государства мною было проведено в командировке время с 19 сентября по 10 октября с. г. и доставлено в Москву в распоряжение отдела 63 тома литературного материала» (ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 688. Л. 97).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сегодня мы также вспоминаем одного из основоположников структурной кристаллографии, геометра, петрографа, минералога и геолога, академика Российской АН Евграфа Степановича Федорова (1853-1919). Федоров внес значительный вклад в науку. Ему принадлежит строгий вывод всех возможных пространственных групп (1891 год). Тем самым Федоров описал симметрии всего разнообразия кристаллических структур. В то же время он фактически решил известную с древности задачу о возможных симметричных фигурах. В некотором смысле Федоров завершил построение здания классической кристаллографии. Значение открытия Федорова можно проиллюстрировать тем, что все изученные до 80-х годов ХХ-го века кристаллические структуры укладывались в 230 открытых им пространственных групп и лишь в 1982 году были открыты новые типы структур, не укладывавшиеся в классическую кристаллографию. Кроме того, Евграф Степанович создал универсальный прибор для кристаллооптических измерений — федоровский столик. Февральская и Октябрьская революции 1917 г. произвели на Федорова глубокое впечатление. Он верил в светлое будущее России и российской науки и связывал с произошедшими в обществе переменами самые светлые надежды и мечты. В 1919 г. он был избран действительным членом обновленной Российской Академии наук… Но жизнь в революционном Петрограде была тяжелой, не хватало еды и тепла. В феврале 1919 г. Федоров заболел воспалением легких, 21 мая его не стало. С 1920 года на базе кафедр кристаллографии и минералогии Горного института проходили заседания Федоровского института, организованного в ЛГИ по инициативе проф. А.К.Болдырева. С 1944 года конференции получили название «Федоровские сессии» и проводятся ежегодно. В 1953, 1969, 1991, 1999 и 2003 гг., а с 2006 г. — постоянно Фёдоровские сессии носили международный характер. В настоящее время Федоровские сессии проводятся раз в два года. Сегодня мы также вспоминаем генерала от артиллерии Владимира Николаевича Никитина (1848-1922). Он закончил Михайловское артиллерийское училище (1868), откуда был выпущен в 39-ю артиллерийскую бригаду. В звании капитана принимал участие в русско-турецкой войне, в ходе которой неоднократно принимал участие в боях: находился при взятии Ардагана, отбитии вылазок турок из Карса, у Деве-Бойну огнём своих орудий заставил противника оставить позицию и решил окончательное завладение ею русской пехотой. Неоднократно награждён различными орденами. В 1890 г. получил звание полковника. В 1895 году назначен командиром 7-го мортирного артиллерийского дивизиона, в 1899 году — 20-й артиллерийской бригадой.

http://ruskline.ru/history/2015/05/21/et...

— Улица Атарбекова Георгий Александрович Атарбеков (настоящая фамилия Атарбекян) (1892 – 1925), советский государственный и партийный деятель. Член Коммунистической партии с 1908 г. Председатель ЧК в Астрахани, затем начальник Особого отдела и председатель трибунала на Южном фронте, уполномоченный ВЧК по Кубано-Черноморской области, уполномоченный ВЧК в Баку. Его жестокость и размах карательных мер по отношению к местному населению имели такой размах, что Атарбеков был отстранен от дел. Однако заступничество Сталина и Орджоникидзе спасло  его от суда, после чего он даже был повышен – занял должность председателя Ревкома северных районов Армении. Погиб в авиакатастрофе. — Халтуринская улица Степан Николаевич Халтурин (1856 – 1882) — российский политический деятель, известный террорист, один из первых русских рабочих-революционеров. Организатор «Северного союза русских рабочих», после разгрома которого пришел к идее индивидуального террора. Разработал и осуществил неудавшееся покушение на царя Александра II в Зимнем дворце, в результате которого погибли или были ранены более 50 человек. После покушения вошел в исполком террористической организации «Народная воля». Участвовал в убийстве жандармского генерал-майора Стрельникова, был арестован на месте преступления и приговорен к повешению. Санкт-Петербург   — Свердловская набережная Яков Михайлович Свердлов (1885 — 1919) — российский политический и государственный деятель, революционер, большевик. Председатель ВЦИК в ноябре 1917 — марте 1919 гг. С января 1918 г. — председатель Комитета революционной обороны Петрограда. Подписал директиву Оргбюро ЦК РКП(б), предписывавшую жесткие карательные меры при подавлении казацких восстаний. Им же подписано обращение ВЦИК «О превращении советской республики в единый военный лагерь», дополненное «Постановлением о красном терроре», объявившем в стране массовый красный террор. В настоящее время доказано участие Свердлова в разгоне Учредительного собрания 1918 г. и в организации расстрела царской семьи. Скончался в 1919 г. от болезни.

http://pravmir.ru/pereimenovyvat-ili-net...

В нач. XX в. почти 2/3 производства продукции региона приходилось на предприятия пищевой промышленности; значительное развитие получило мукомольное производство (насчитывалось 56 паровых мельниц). Регион являлся важным центром маслоделия в Зап. Сибири. В результате проведения столыпинской аграрной реформы, вызвавшей мощную волну переселенчества, значительно увеличилось население территории совр. О. о. (в 1907 - свыше 561 тыс. чел., к 1914 - свыше 1 млн чел.), а Омск стал самым населенным городом Сибири. Показателем экономического развития региона стала 1-я Западно-Сибирская сельскохозяйственная, лесная и торгово-промышленная выставка в Омске (1911). В 1913 г. открыто постоянное движение по железнодорожной линии Тюмень - Куломзино (близ Омска). С нояб. 1917 по июнь 1918 г. на территории совр. О. о. действовали органы советской власти, затем в ходе гражданской войны регион перешел под контроль Временного сибирского правительства, в нояб. 1918 г.- Уфимской директории, с нояб. 1918 г. находился под властью «Омского правительства». В авг.-нояб. 1919 г. в результате наступления Восточного фронта РККА на территории совр. О. о. восстановлена советская власть. После этого в регионе начались административно-территориальные преобразования, связанные с созданием Омской губ. Начало им было положено постановлениями ВЦИК от 27 авг. 1919 г. о присоединении к еще не созданной губернии Ишимского, Тарского и Тюкалинского уездов Тобольской губ., 5 дек. 1919 г. образован Калачинский у. 3 янв. 1920 г. Сибревком официально утвердил наименование «Омская губерния» вместо «Акмолинская область». Новая губерния делилась на 10 уездов: Акмолинский, Атбасарский, Ишимский, Калачинский, Кокчетавский, Омский, Петропавловский, Тарский, Татарский, Тюкалинский. Декретом ВЦИК от 21 апр. 1920 г. Ишимский у. вошел в состав Тюменской губ., 18 янв. 1921 г. в состав Омской губ. был включен Славгородский у. Алтайской губ. В результате проведенного в 1921-1922 гг. размежевания между Омской губ. и образованной 26 авг.

http://pravenc.ru/text/2578403.html

Задача Соловьева состояла в том, чтобы подготовить почву на месте, именно в Тобольске. И он эту задачу выполнил блестяще. Тобольский период заточения и был тем благоприятным временем, Богом данным русским людям на отрезвление, прозрение и раскаяние. Господь как бы прощупывал душу русского человека: насколько глубоко проникла в неё скверна, есть ли ещё место и силы на благородный порыв, который силой Божьей был бы превращён в очистительный победный вихрь, способный смести всю революционную гниль с лица Русской земли. Как некогда Бог в раю после грехопадения звал Адама, надеясь на раскаяние Своего творения, не припадёт ли Адам к стопам своего Создателя с покаянными слезами. И простил бы Господь человечество. Но Адам не внял Божьему призыву, скрылся от лица Божьего. И только тогда последовало наказание. Вот и русские люди не вняли голосу своей совести, не поспешили исправить то, что натворили в пылу революционного угара, не излечили грех предательства и измены Помазаннику Божьему покаянием. Не поспешили ему на помощь. Ничего подобного не произошло. Вялость, нерешительность, бездеятельность. Время было упущено. Особый, Богом данный отрезок времени революционной неразберихи, относительной свободы действий, поддержки среди населения, сочувствия охраны - закончился. Государь с Семьёй был вывезен в Екатеринбург на заклание. Дальнейшая миссия Бориса Соловьёва - стала бессмысленной. Вскоре закончилось и его пребывание на грешной земле. Источники : 1. Протокол допроса М.Г. Соловьевой, 26-27 декабря 1919 г.//Н.А. Соколов. Предварительное следствие 1919-1922 гг.: [Сб. материалов]/Сост. Л.А. Лыкова. - М.: Студия ТРИТЭ; Рос. Архив, 1998. - С. 179-187. - (Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв; [Т.] VIII).). 2. Удостоверение подпоручика Б.Н. Соловьева, 14/27 октября 1917 г. Там же. С. 177-178. 3. Подпоручик Мельник К. С. Письмо ротмистру Беккеру, 7 октября 1919 г. Там же С. 174-175. 4. Поручик Логинов Е.К. Доклад об адъютанте Приморского отряда особого назначения подпоручике Соловьеве. Там же. С. 165-170.

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/03/...

В своих работах Кандидов следовал определенной идеологической схеме, и выводы его были заданы наперед, но наряду с этим он стремился больше цитировать документы, нередко публикуя их целиком, интерпретировав в выгодном для пропаганды ключе. «Автор считал, что гораздо убедительнее, если характеристика церковной позиции будет обоснована документально» 7 , – писал он о своем методе. Кандидов ввел в научный оборот все наиболее значимые документы Собора. Он сделал подробные обзоры протоколов организационного собрания 27 апреля, всех шести протоколов Предсоборной комиссии и всех пяти протоколов пленарных заседаний Собора. Он полностью опубликовал текст речи А. И. Деникина на открытии Собора и ответное слово архиепископа Митрофана (Симашкевича), речь П. В. Верховского о послании Собора ко всем православным России и текст самого обращения, Положение о Соборе, полный список членов Собора, Положение о ВВЦУ, прения по вопросу о необходимости и полномочиях ВВЦУ, прения о послании всем православным России, тексты ответных телеграмм на приветствия Собору, адрес архиепископу Агафодору (Преображенскому), постановления Отдела о приходе. Кандидов также ввел в научный оборот немаловажное деяние Собора – обращение к Главнокомандующему Вооруженными силами и атаманам казачьих войск с прошением о помиловании, принятое 24 мая 1919 г., то есть по окончании пленарных заседаний, а также «Сыновнее обращение» православного населения г. Екатеринодара с приложением устава Братства Животворящего Креста, составленные священником В. Востоковым 8 , обращение Союза русских национальных общин и приложение к нему – устав Союза (в документах Собора не сохранился), удостоверения некоторых членов Собора. Кандидов описывает состав и структуру Собора – Отделы и комиссии. Он ошибочно приписывал Е. И. Махароблидзе руководство канцелярией Собора, видимо, делая это по аналогии с Предсоборной комиссией или самим ВВЦУ Кроме документов Собора, Кандидову были известны документы Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг., на которые он неоднократно ссылался, а также воспоминания о ЮВРЦС, содержащиеся в мемуарах А. И. Деникина 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тюрякулов Назир Тюрякулович (1892–1938) – казахский советский партийный и государственный деятель, языковед, дипломат. Родился в Коканде. Член РКП(б) с 1918 г. В 1918–1919 гг. секретарь Кокандского ревкома. В 1920–1922 тг, нарком просвещения Туркестанской АССР, председатель ЦИК, отв. секретарь ЦК КП(б) Туркестана. В 1922–1928 гг. председатель правления Центрального издательства народов Востока, член президиума Всесоюзной научной ассоциации востоковедения. С 1928 г. на дипломатической работе, полпред СССР в Саудовской Аравии (1932–1936). С 1936 г, преподавал в Ленинградском институте народов Востока, в Московском институте языка и письменности народов Востока. В 1937 г. арестован. Расстрелян, реабилитирован в 1958 г. Федоров Леонид Иванович (1879–1935) – экзарх русских католиков восточного обряда. Родился в Санкт-Петербурге. Учился в православной Санкт-Петербургской духовной ака- демии. которую покинул на третьем курсе. Продолжил образование за границей в католических учебных заведениях. С 1911 г, католический свяшенник восточного обряда. Был сотрудником предстоятеля Украинской греко-католической (униатской) церкви митрополита Андрея Шептицкого. Арестован в 1914 г. в Петрограде по подозрению в шпионаже, сослан в Тобольск. С 1918 г. экзарх Русской греко-католической Церкви. Неоднократно арестовывался. В 1923 г. осужден на 10 лет лагерей по «делу архиепископа Цепляка». В апреле 1926 г. был освобожден. однако вскоре вновь арестован. В 1926–1929 гг. находился в Соловецком лагере особого назначения, после чего отправлен в ссылку в Архангельскую обл. В 1933 г. освобожден из ссылки с запрещением проживать в 12 крупных городах. Жил в Вятке, где и скончался. Беатифицирован (причислен к лику блаженных) папой Иоанном Павлом II (2001). Флеровский Иван Петрович (1888–1959) – советский партийный и государственный деятель, журналист. Родился в Нижегородской губ. в семье рабочего. Активно участвовал в революционном движении. Член РСДРП с 1905 г. В октябре 1917 г. член Петроградского ВРК, делегат II Всероссийского съезда Советов, член ВЦИК. В 1918 г. главный комиссар Балтийского флота, начальник управления в Наркомате внутренних дел. С 1919 г. член Саратовского губкома и губисполкома. комиссар управления водного транспорта. зав. губернским отделом народного образования. В 1920-е гг. редактор ряда газет и журналов, заведующий отделом ТАСС (1926–1929). В 1930-е гг. на административно-хозяйственной и журналистской работе. С 1952 г. на пенсии. Умер в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рейснер Михаил Андреевич (1868–1928), правовед, окончил юридический факультет Варшавского университета; преподавал в Киевском и Томском университетах; в 1903–1907 гг. в эмиграции; с 1907 г. преподавал в Петербургском университете, Психоневрологическом институте, на Высших женских историко-литературных и юридических курсах, на Высших коммерческих курсах при Обществе для распространения коммерческих знаний; в 1918 г. был учредителем Социалистической (позже Коммунистической) академии; член Русского психоаналитического общества. Участник прений. Розанов Василий Васильевич (1856–1919), русский мыслитель, писатель, один из инициаторов и организаторов РФС, в 1907–1908 гг. активный участник РФО, член Совета. В январе 1909 г. вышел из Совета РФО в знак протеста против идейного направления общества, которое, по его мнению, навязывали Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Д.В. Философов. Изгнан из РФО в январе 1914 г. Доклады: «О нужде и неизбежности нового религиозного сознания» (15 октября 1907 г.), «О сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира» (21 ноября 1907 г.), «О христианском аскетизме» (12 марта 1908 г.), «О народобожии» (26 ноября 1908 г.), «О радости прощения» (4 мая 1909 г.). Свенцицкий Валентин Павлович (1881–1931), писатель, публицист; учился на историко-филологическом факультете Московского университета; в 1905 г. один из организаторов Христианского братства борьбы и Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева в Москве; в 1917 г. принял сан священника; несколько раз был арестован; умер в ссылке в Сибири. Доклад: «Мировое значение аскетического христианства» (14 февраля 1908 г.). Свирский Игнатий Михайлович (1885–1968), католический священник, профессор католической духовной семинарии в Петербурге, после 1917 г. жил в Польше, с 1946 г. епископ. Доклад: «Авторитет, законы и церковность» (28 января 1916 г.). Сизов Михаил Иванович (1883–1956), литературный критик и переводчик; в 1903 г. поступил на естественно-историческое отделение физико-математического факультета Московского универститета; в 1907 г. за отсутствием кафедры физиологии животных перевелся в Петербургский университет, который и окончил; с 1912 г. преподаватель естественной истории, географии и физики в частной женской гимназии Львовых в Москве; друг Андрея Белого, входил в кружок «аргонавтов»; сотрудник изд-ва «Мусагет»; антропософ, в 1914 г. участник строительства «Гётеанума» в Дорнахе (Швейцария); в 1920-е гг. состоял в Ордене тамплиеров и в Ордене розенкрейцеров, был арестован по «Делу Веревина» в 1933 г., в наказание зачли срок предварительного заключения и отпустили; с 1933 г. преподаватель физики в Станкоинструментальном институте и научный сотрудник Института высшей нервной деятельности; в 1938–1948 гг. работал в Институте курортологии в Сочи; в начале 1950-х гг. вернулся в Москву и работал в системе АН СССР. Участник прений.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Значительное внимание о. Павел уделял переводу богослужебных книг на корейский язык. Часть переводов была отпечатана в нескольких изданиях. Эти переводы давали возможность совершать все богослужения и требы для корейцев на их родном языке. Отцу Павлу удалось продолжить дело своего предшественника архимандрита Хрисанфа – перевод ряда богослужебных книг на корейский язык. Вместе с корейским переводчиком И. Каном они проделали большую работу, переведя молитвослов, часослов, паримийник, служебник, требник, избранные службы из Октоиха, Триоди и праздничной Минеи, а также краткую историю Ветхого и Нового заветов, катехизис, последование ко Святому Причащению и чин панихиды. Многие переведенные книги были вскоре отпечатаны в типографии; часть переводов так и осталась в рукописях. В свою очередь, рясофорный послушник Федор Перевалов с помощью М.Г. Кима положил на ноты многие песнопения на корейском языке, сохранив при этом основы русских церковных мелодий4. В 1912 г. архимандрит Павел был отозван в Россию и возведен в сан епископа Никольско-Уссурийского, викария Владивостокской епархии. Но и на родине он не оставил попечения о корейской миссии, продолжая управлять ею из Владивостока и оставаясь фактическим начальником вплоть до самой кончины в 1919 г. Период руководства архимандрита Павла корейской миссией стал самым ярким во всей ее истории до начала Второй мировой войны. Главной сферой деятельности миссии этого времени была неустанная проповедь Православия местному населению, и результаты этой проповеди были плодотворными. Со времени своего основания Русская духовная миссия в Корее находилась в подчинении митрополита Петербургского, а в 1908 г. перешла в ведение епископа Владивостокского. Это подчинение сохранялось и в период существования Дальневосточной республики (1920–1922 гг.). С 1912 по 1930 гг. Миссию возглавляли: архимандрит Иринарх (Шемановский, 1912–1914 гг.), игумен Владимир (Скрижалин, 1914–1917 гг.), иеромонах Палладий (Селецкий, 1917 г.) и иеромонах Феодосий (Перевалов, 1917–1930 гг.). Хотя они и исполняли свои пастырские обязанности, но утрата связей с Россией значительно осложнила деятельность миссии. Так, при иеромонахе Палладии пришлось закрыть все школы из-за отсутствия средств на их содержание, а при иеромонахе Феодосии в связи с революционной обстановкой прекратилась высылка денег из России. Миссия оказалась в бедственном положении. Пришлось сдавать в аренду помещения и земельные участки. С этого времени аренда земли стала для Миссии единственным источником дохода на долгие годы. К счастью для работников Миссии, в их собственности имелось небольшое рисовое поле, что позволило им получать пропитание и часто спасало от голода. По этим и другим причинам деятельность миссии, столь активная при архимандрите Павле, пришла в упадок. Из миссионерских станов к 1930 г. уцелело только два – в городах Кёхе и Каругай. Их опекал священник Ким.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010