В прозе Б. обращался к сюжетам рим. истории и в их контексте также рассматривал христианство. В романах «Алтарь победы» (1911-1912) и «Юпитер поверженный» (не закончен, опубликован в 1934) изображена широкая панорама борьбы между христианством и язычеством в Римской империи в кон. IV в. по Р. Х. Главный герой Юний приезжает в Рим, видит культурный и религ. упадок Римской империи, растущее влияние христианства. Противостояние язычества и христианства в романе «Алтарь победы» ярко изображено в споре Симмаха со свт. Амвросием , еп. Медиоланским. В финале романа Юний осознает, что христианство побеждает, а возрождение Рима невозможно. В романе «Юпитер поверженный» повествование ведется уже от лица Юния, принявшего монашество. Б. с любовью изобразил в романах рим. культуру, идеализированное представление о к-рой во многом повлияло на его общественную позицию после установления Советской власти, т. к. он считал, что при любом, даже «варварском», режиме должны оставаться носители высокой культуры. Б. сначала настороженно встретил февральские и октябрьские революционные события 1917 г. в России. 26 февр. 1917 г. он писал брату Александру: «Все нелепейшее из нелепого оказалось истиной и действительностью» (Зап. ОР ГБЛ. М., 1967. Вып. 29. С. 220). Занятия античной историей и лит-рой сформировали отношение Б. к послереволюционной действительности; по словам М. Л. Гаспарова, «Брюсов сознательно моделирует свое приятие революции по образцу приятия христианства образованным римлянином IV века» ( Гаспаров М. Л. Неизданные работы В. Я. Брюсова по античной истории и культуре//Брюсовские чтения. Ереван, 1973. С. 208). После укрепления большевистской власти Б. примкнул к победителям и включился в т. н. культурное строительство, занимал ряд руководящих должностей в советских культурно-просветительских учреждениях, в 1918-1919 гг. был заведующим Московским библиотечным отделом, с 1921 г. лит. подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе; служил в Книжной палате (1917-1919) и Гос. изд-ве (1919), принимал активное участие в деятельности Дома Печати (1920-1923), до конца жизни преподавал в основанном по его инициативе в 1921 г. Высшем литературно-художественном ин-те (ВЛХИ). В 1920 г. вступил в РКП (б). В 1923 г. по случаю 50-летия награжден грамотой ВЦИК. В 1924 г. на похоронах Б. с речами выступали Н. И. Бухарин, А. В. Луначарский и др. Похоронен Б. на Новодевичьем кладбище в Москве.

http://pravenc.ru/text/153523.html

Опровергая аргумент о сопротивлении «классовых врагов» Советской власти проводимому государственному строительству (как видим, крестьянские возмущения во многом были спровоцированы самими властями – прим. Д.С.), зададимся вопросом: действительно ли духовенство давало повод обвинить его в сопротивлении власти, как утверждали большевики? Исследуя документы тех лет, мы придем к выводу – нет. Вот пример: в феврале 1918 года в газету «Утро России» из города поступило сообщение о многолюдном собрании мирян, выступавших с критикой декрета об отделении Церкви от государства. В нескольких церквях – Покровской, Богословский, Космо-Дамиановской, Борисоглебской и Спасо-Преображенской – имели место печальные недоразумения, закончившиеся без особых последствий для рискнувших выступать и изгнанных из храмов большевиков. Священнослужители «вступались за них (большевиков – прим. Д.С.), старались успокоить массу, дабы не превратить храм в арену кровавой расправы » . Не соответствуют действительности и мифы о вооруженном сопротивлении власти, которые, кстати, потом, в конце 20-х – начале 30-х, будут квалифицироваться как принадлежность к террористическим организациям. В 1918-1919 гг. несогласные с декретом верующие выступать с оружием против советской власти не хотели. Они заявляли о готовности идти безоружными против пулеметов . Совершенно согласна с оценкой нейтральной позиции духовенства костромской исследователь Н.С. Майорова, которая в своей диссертационной работе, посвященной государственно-церковным отношениям в 1917-1920 гг., пишет: «Антисоветская агитация духовенства на религиозной почве и против декрета нередко имела место, но священники занимали нейтральную позицию и с призывами к свержению безбожного правительства не выступали» . К лету 1919 г. в отчетах председателей губернских подотделов и комиссий по отделению Церкви от государства Иваново-Вознесенской, Костромской и Ярославской губерний отмечалось отсутствие контрреволюционной деятельности духовенства. В сводке губчека о положении в Иваново-Вознесенской губернии в августе 1919 г. зафиксировано: «…духовенство держится своей общепринятой тактики и сидит по своим норам, как “гады”, и нести какую-либо антисоветскую агитацию не решается» .

http://bogoslov.ru/article/5350471

РГАСПИ, ф. 17, оп. 112, д. 367, л. 3, 180–199; Конфессиональная политика советского правительства... Кн. 1. С. 334–335. РГАСПИ, ф. 17, оп. 112, д. 367, л. 185 об. Редакционую политику газеты определяла «Комиссия по делам антирелигиозной пропаганды при Агитпропе» ЦК РКП (б) (Там же, оп. 84, д. 309, л. 106; оп. 112, д. 367, л. 3). Иван Петрович Флеровский (1888–1959 гг.), член РСДРП с 1905 г. Участник Первой русской революции. С 1913 г. работал в демократических журналах Москвы и Петербура. В октябре 1917 г. член Петроградского Военно-революционного комитета (как представитель Кронштадта), делегат 2-го Всероссийского съезда Советов, избран членом ВЦИК. С апреля 1918 г. главный комиссар Балтийского флота, начальник управления в Наркомате внутренних дел, член Реввоенсовета Каспийской военной флотилии. С 1919 г. член Саратовского губкома и губисполкома, комиссар управления водного транспорта, заведующий губотделом народного образования, ответственный редактор «Саратовских известий». По сведениям на август, декабрь 1922 г. заведующий подотделом печати Агитпропотдела ЦК РКП(б). В 1926–1929 гг. заведующий отделом ТАСС. РГАСПИ, ф. 17, оп. 112, д. 367, л. 189 об. Иван Иванович Скворцов-Степанов (1870–1928 гг.), член РСДРП с 1896 г. В 1917 г. редактор газеты «Известия Московского Совета рабочих и солдатских депутатов». В 1918–1924 гг. сотрудник газеты «Правда», член редколлегии издательства ЦК РКП(б) «Коммунист», Госиздата. С 1925 г. ответственный редактор газеты «Известия ЦИК СССР». С 19 октября 1922 г. член Антирелигиозной комиссии, с 31 декабря 1925 г. член ЦК ВКП(б). Один из создателей советской политической цензуры. РГАСПИ, ф. 17, оп. 60, д. 158, л. 2–2 об., 3–4, 12. Там же, л. 11. Там же, л. 14–14 об.; ф. 17, оп. 84, д. 309, л. 107–108 об. Там же, ф. 17, оп. 112, д. 443а, л. 1. Петр Гермогенович Смидович (1874–1935 гг.), член РСДРП с 1898 г., в 1918–1921 гг. член Президиума ВЦИК, с 31 декабря 1920 г. заместитель Председателя ВЦИК. 30 декабря 1922 г. – 26 января 1924 г. член Президиума ЦИК СССР, в 1921–1923 гг. заместитель председателя ЦК Помгола (Последгола),Председатель Комиссии Политбюро ЦК РКП(б) по вопросам сектантства (для «ознакомления с характером и различными течениями внутри сектантского движения», сентябрь – ноябрь 1922 г.). В 1922–1929 гг. член Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) – ВКП(б). С 25 августа 1924 г. глава Секретариата по делам культов при Председателе ЦИК СССР, Председатель постоянной Центральной комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК/ЦИК (апрель 1929 – апрель 1935 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

1035 На нолях напротив п. 1 имеется помета: «Вопрос о помещениях есть вопрос комиссаров местных совдепов или их замов – [решается] в общем порядке». 1037 На полях напротив пункта 3 имеется помета: «Каждый гражданин может ходатайствовать о предоставлении удобного для его нужд помещения у местного Совдепа, нанимая его в общем порядке». Пометы на полях документа сделаны П.А. Красиковым. Они легли в основу письма VIII отдела НКК) РСФСР в отдел но отделению церкви от государства Нижегородского губисполкома от 2 января 1919 г. (ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 701. Л. 348). 1038 Борьба прихожан университетского храма мученицы Татианы за передачу его в руки верующих продолжалась и в 1919 г. Для этого в соответствии с требованиями «Инструкции к декрету об отделении церкви от государства» причтом Татианинской церкви в сентябре 1919 г. была составлена требуемая для передачи в пользование верующих опись необходимого для богослужения имущества, в которую входили иконы, плащаница, хоругви, запрестольный крест, Евангелия и список церковной утвари (ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 17. Л. 2). 1042 Саратовская ученая архивная комиссия (СУАК), учреждена в 1886 г. под патронатом саратовского губернатора А. А. Зубова вместе с архивом и историко-краеведческим музеем. Имела научное издание «Труды СУАК» (1888–1930). Всего вышло 33 книги. Исследовательская деятельность комиссии касалась истории края, археологии, этнографии, архивоведения. В 1918 г. СУАК и ее музеи были подчинены губернскому отделу народного образования. Просуществовала по 1930 г. Ее правопреемником стало Саратовское общество истории, археологии и этнографии. 1043 21 января 1919 г. записка была направлена в Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР (ГА РФ. Ф. А-2307. Оп. 3. Д. 266. Л. 78). 1045 Эстампаж – оттиск с рельефа, полученный путем наложения бумаги или ткани на поверхность скульптуры, покрытой красящим веществом. 1048 «Петербургский листок» (1864 – авг. 1918; Пг.) – ежедневная газета политического, общественного и литературного направления. В 1916–1918 гг. ред. А.А. Измайлов. С декабря 1917 по 1918 г.газета издавалась под названием «Петроградский голос».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    1929—1937    Глазовско-Вятская.     до 1942 г.    Донская и Новочеркасская.     Викариатства: Аксайское (до 1928 г.); Каменское (ок. 1920 г.— 1933); Усть-Медведицкое (1921—1927).    ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ и Верхотурская (1926—1943 Свердловская и Ирбитская; 1944—1947 Свердловская и Челябинская; 1947—1958 Свердловская и Ирбитская; 1958—1993 Свердловская и Курганская).     Викариатства: Златоустовское (1931—1938); Ирбитское (1932—1933); Кушвинское (единоверческое, 1923); Нижнетагильское (1923—1928); Шадринское (1923—1930).     1929—1937    Елецкая (1935—1937 Елецкая и Задонская).    ИВАНОВСКАЯ и Кинешемская (1929—1933 Иваново-Вознесенская; 1933—1946 И.; 1946—1947 И. и Шуйская).     1927    ИЖЕВСКАЯ и Удмуртская (до 1933 г. И. и Воткинская; 1934—1938 И. и Златоустовская; 1934—1938 И. и Воткинская; 1938—1944 упразднена; с 1944 г. И. и Удмуртская; в 1961—1988 гг. управлялась Казанским преосвященным).     Викариатство: Малмыжское (1924—1931).    ИРКУТСКАЯ и Ангарская (до 1943 г. И. и Верхоленская; 1943—1994 И. и Читинская).     Викариатства: Киренское (до 1928 г.); Нижнеудинское (1924—1929).     1993    ЙОШКАР-ОЛИНСКАЯ и Марийская.     1917—1919    Тифлисская и Бакинская (Кавказский экзархат).     Викариатство: Елисаветпольское.    КАЗАНСКАЯ и Татарстанская (до 1949 г. К. и Свияжская; 1949—1957 К. и Чистопольская; 1957—1993 К. и Марийская).     Викариатства: Бугульминское (1928—1930); Елабужское (1929—1934); Мамадышское (1920—1927, 1930—1934); Спасское (1923—1929); Чебоксарское (до 1930 г.); Чистопольское (до 1935 г.).    КАЛУЖСКАЯ и Боровская.     Викариатства: Боровское (1919—1924, 1930—1931); Малоярославецкое (1922—1927), Масальское (1921—1929); Сухиничское (1929—1931).     1993    КЕМЕРОВСКАЯ и Новокузнецкая.    КОСТРОМСКАЯ и Галичская.     Викариатства: Кинешемское (до 1936 г.); Нерехтское (1919—1920).     1926    КРАСНОДАРСКАЯ и Новороссийская (до 1994 г. К. и Кубанская).    Викариатства: Армавирское (1918—1926); Майкопское (1919—1927); Новороссийское (1955—1956).    КРАСНОЯРСКАЯ и Енисейская (до 1934 г. Енисейская и К.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Левичев Василий Николаевич (1891–1937) – советский военный деятель. Родился в Вологодской губ. в семье крестьянина. Участник Первой мировой войны, штабс-капитан. С 1919г. в Красной армии, втом же году вступил в РКП(б). В 1923 г. окончил курсы старших командиров Военной академии РККА. В 1924–1927 гг. зам. нач., затем нач. Главного административного управления Красной армии. В 1931–1933 и 1934–1937 гг. зам. нач. Генерального штаба Красной армии. Расстрелян, реабилитирован в 1956 г. Лещинский Юлиан Марианович (псевд. Ленский) (1889–1937) – деятель польского и международного коммунистического движения. Родился в польском городе Плоцке в семье рабочего. Член СДКПиЛ с 1906 г. Активный участник революционного движения, неоднократно арестовывался. В 1919 г. комиссар по польским делам в Наркомнаце РСФСР, нарком просвещения Литовско-Белорусской Советской Республики. В 1921–1923 гг. член польского бюро ЦК РКП(б). С 1925 г. член Политбюро ЦК Компартии Польши, в 1929–1937 гг. генеральный секретарь Компартии Польши. С 1928 г. член Исполкома Коммунистического интернационала, с июля 1929 г. член Президиума ИККИ. Расстрелян, реабилитирован в 1955 г. Литвинов Максим Максимович (наст. фам. и имя Баллах Меир-Генох Моисеевич) (1876–1951) – советский партийный и государственный деятель, дипломат. Родился в Белостоке в семье служащего. Член РСДРП с 1908 г. Вел революционную работу на Украине, в Риге и Санкт-Петербурге. С 1907 г. в эмиграции. В 1918–1930 гг. член коллегии НКИД РСФСР– СССР. В 1921–1930 гг. зам. наркома по иностранным делам РСФСР-СССР. В 1930–1939 гг. нарком иностранных дел СССР, в 1934–1938 гг. представитель СССР в Лиге Наций. В 1941–1943 гг. чрезвычайный и полномочный посол СССР в США, одновременно в 1941–1946 гг. зам. наркома иностранных дел СССР. С 1946 г. на пенсии. Лихачев Василий Матвеевич (1882–1924) – советский партийный и государственный деятель. Родился в г. Козьмодемьянске Казанской губ. в семье приказчика. Член РСДРП с 1902 г. Вел революционную работу в Самаре (Куйбышев), Уфе, Казани, Нижнем Тагиле и других городах, неоднократно арестовывался. В 1912 г. эмигрировал в США, после Февральской революции вернулся в Россию (1917). В 1917 г. секретарь МК РКП(б). с 1918 г. член Президиума Моссовета, возглавлял Московский совет народного хозяйства. Умер в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ленину открыто призываю всех к миру и прекращению братоубийственной вражды... Многим мероприятиям правительства я не сочувствую, но не наше дело судить земные власти, а тем более предпринимать действия, направленные к ее низвержению». 203 Неоднократные ходатайства и поручительства членов Священного Синода помогли добиться в Январе следующего года освобождения Первоиерарха. Дальнейшее разрастание Гражданской войны сопровождалось в начале 1919 года новым ужесточением антирелигиозной политики РКП(б). Ставка делалась на полное и скорое отмирание Церкви и религии, определявшейся не более, как «предрассудки». Считалось, что их можно достаточно скоро преодолеть при помощи «целенаправленной системы воспитания» и «революционного воздействия», в том числе и насильственными мерами. Позднее, в советской атеистической литературе этот период борьбы с Церковью получил название «бури и натиска». Подобные взгляды получили отражение в принятой в Марте 1919 года на VI съезде РКП(б) Программы партии. По существу в ней ставилась задача тотального наступления на религию, говорилось о грядущем «полном отмирании религиозных предрассудков». 204 Период 1919–1920 гг. ознаменовался для Русской Церкви целым рядом неблагоприятных для Ее внешнего бытия свершений. С начала года во всё расширяющемся масштабе власти стали активно закрывать монастыри. Основанием для этого послужило положение Декрета СНК об отделении Церкви от государства, согласно которому все монастырское имущество подлежало безусловной национализации. В связи с этим местными органами власти принимались решения о передаче монастырских помещений, в т.ч. Богослужебных и жилых заинтересованным советским учреждениям. 205 Так, Президиум Московского Совета принял в Январе 1919 года постановление о передаче монастырских помещений Отделу народного просвещения. При этом монашествующие из большинства монастырей были выселены. Постепенно стали закрываться монастыри в Калуге, Тамбове, Курске, Воронеже, Новгороде, Ярославле и др. городах и соответствующих губерниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14 февр. 1911 г. ординарным профессором богословия в Московском ун-те и настоятелем (с марта 1911) Татианинской ц. был назначен богослов прот. Н. И. Боголюбский. В 1913 г. он издал курс лекций «Богословие в апологетических чтениях», основной целью к-рого была критика господствовавших в то время материализма и рационализма. С осени 1918 г. Боголюбский преподавал историю и философию религий на историко-философском факультете Московского ун-та; оставался настоятелем университетской церкви вплоть до ее закрытия. Татианинская ц. была центром университетской жизни. Без домового храма не обходилось ни одно торжество, ни одно событие в университетской жизни, будь то открытие лаборатории или новой аудитории, научные чтения или посещения почетных гостей. В 1908 г. в храме был отреставрирован иконостас, и его освятил прот. Н. А. Елеонский. В 1913 г. на храме был установлен крест, на фронтоне появилась надпись вязью: «Свет Христов просвещает всех». 1917-2017 гг. Согласно декрету «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР» от 2 авг. 1918 г., двери ун-та были открыты для всех граждан, достигших 16 лет, без предоставления диплома, аттестата или свидетельства об окончании школы. На 2350 мест было подано более 8,5 тыс. заявлений, преобладали желающие поступить на медицинский и физико-математический фак-ты. С 1919 г. ун-т был переведен на гос. финансирование, студенты стали получать стипендии. 8 июля 1919 г. по постановлению Совнаркома Татианинский храм был окончательно закрыт в ходе кампании по закрытию домовых церквей при учебных заведениях. 3 окт. 1919 г. по решению Московского епархиального совета община университетского прихода была причислена к Георгиевской ц. на Красной Горке. В том же году в помещении церкви был устроен читальный зал: в храме были поставлены книжные шкафы юридического фак-та. На фронтоне здания сделали новую надпись: «Наука - трудящимся». В 1-е послереволюционное десятилетие преподавание в МГУ продолжали ученые с мировыми именами Анучин, Жуковский, Зелинский, Северцов, Тимирязев, Чаплыгин. 1 дек. 1918 г. усилиями проф. Жуковского был создан Центральный аэрогидродинамический ин-т (ЦАГИ). В 1919 г. к нему присоединилась прекрасно оснащенная Кучинская аэродинамическая лаборатория (КуЦАГИ), созданная Д. П. Рябушинским. В семинаре теоретического отдела под рук. Чаплыгина сложилась плеяда ученых, таких как М. В. Келдыш, Л. И. Седов.

http://pravenc.ru/text/2564224.html

Вдоль железных дорог формировались новые экономические и буд. адм. центры (Глазуновка, Долгое, Змиёвка, Нарышкино, Хотынец). Малоземелье и неурожайные годы (особенно 1891-1892) вынуждали крестьянство активно заниматься отхожими промыслами (к 1913 в кустарном производстве занято 62 тыс. чел.). Наибольшее распространение получили кожевенные и деревообрабатывающие промыслы, кружевоплетение. Во время первой мировой войны Орловская губ. обеспечивала тыловое снабжение фронта. Советская власть установлена мирным путем в нояб. 1917 - янв. 1918 г. (кроме Ливенского и Малоархангельского уездов, где местные военно-революционные комитеты ввели вооруженный контроль). В авг. 1918 г. в Ливенском у. вспыхнуло восстание против введения продразверстки, подавленное частями РККА. В 1919 г., во время гражданской войны 1917-1922 гг., юж. часть Орловской губ. стала ареной боев между частями РККА и Вооруженными силами Юга России (ВСЮР), предпринявшими Московский поход 1919 г. В ходе Орловско-Кромской операции (11 окт.- 18 нояб. 1919) наступление ВСЮР было остановлено, территория Орловской губ. полностью перешла под контроль РККА. 1 апр. 1920 г. в связи с образованием Брянской губ. в ее состав из Орловской губ. вошли Брянский, Карачевский, Севский и Трубчевский уезды, в т. ч. часть территории совр. О. о. Постановлениями ВЦИК упразднены Кромской (11 февр. 1924) и Мценский (19 мая 1924) уезды. Постановлением Президиума ВЦИК от 6 июля 1925 г. в Орловскую губ. из Тульской губ. передан Новосильский у. В 1926 г. в состав Болховского у. была включена часть территории Ягодной вол. Козельского у. Калужской губ., в 1927 г. неск. населенных пунктов из Тульской губ. вошли в состав Новосильского у. Постановлением ВЦИК от 14 мая 1928 г. Орловская губ. ликвидирована, ее территория вошла в состав Центральночернозёмной (Центрально-Чернозёмной) обл. (1928-1934), где в 1928-1930 гг. была распределена между Орловским (большая часть), Елецким, Курским и Льговским округами. Часть совр. О. о., входившая в состав Брянской губ., в 1929 г.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

Октябрьская революция 1917 г. в России и распространение после первой мировой войны идеи о праве народов на самоопределение стали катализаторами общенационального Первомартовского движения 1919 г., к-рое было инициировано деятелями чхондогё, христ. проповедниками и представителями других религиозно-политических орг-ций. 1 марта 1919 г. в Сеуле была провозглашена Декларация независимости. Многотысячные демонстрации в поддержку Декларации были жестоко разогнаны. После подавления Первомартовского движения япон. власти пошли на некоторые послабления. 1919-1937 годы стали временем т. н. культурного управления: было разрешено издание нескольких корейских газет, провозглашено уважение традиций и культуры корейского народа. В К. стали открывать частные учебные заведения и вечерние школы. В 20-х гг. XX в. в К. развивалось левое движение, возникли первые рабочие и профсоюзные орг-ции. В 1925 г. была создана Коммунистическая партия К., к-рая в условиях репрессий со стороны властей и внутренней фракционной борьбы просуществовала 3 года. В 1919 г. в Шанхае корейскими эмигрантами было образовано Временное правительство К. во главе с проамериканским политиком Ли Сын Маном. Главным центром вооруженного сопротивления в этот период являлась Маньчжурия. В 30-х гг. XX в. одним из партизанских отрядов командовал Ким Ир Сен (настоящее имя Ким Сон Чжу). В 1940 г. было подавлено партизанское движение и Ким Ир Сен с отрядом был вынужден перейти на территорию СССР. В 1937 г. в связи с началом японо-кит. войны колониальный режим снова ужесточился. Япония перешла к политике тотальной ассимиляции корейской нации. Во всех общественных местах предписывалось говорить только по-японски, было полностью запрещено преподавание корейского языка в школах. С 1940 г. в принудительном порядке стала проводиться замена корейских имен японскими. К авг. 1945 г. ок. 380 тыс. человек были призваны в япон. армию, во флот и отправлены на трудовые работы на военных и морских базах. Образование КНДР и Республики Кореи (1945-1948)

http://pravenc.ru/text/2057272.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010