229–244 39.Thurston Herbert. Celibacy of the Clergy//The Catholic Encyclopedia, Volume III. Copyright © 1908 by Robert Appleton Company. Online Edition Copyright © 1999 by Kevin Knight 40.P. H. Towner. Households And Household Codes//Gerald F. Hawthorne, Dictionary of Paul and His Letters, electronic ed., Logos Library Systems (Downers Grove: InterVarsity, 1997, c 1993). 41.Vermeersch A. Nuns. Origin And History//The Catholic Encyclopedia, Volume XI. Copyright © 1911 by Robert Appleton Company. Online Edition Copyright © 1999 by Kevin Knight 42.Ben Witherington, III. Women//David Noel Freedman, The Anchor Bible Dictionary, electronic ed. (New York: Doubleday, 1996, c 1992). Примечания 1. Kee Howard Clark . The Changing Role Of Women In The Early Christian World//Theology Today, July 1992, Vol. 49, No. 2 2. Stark Rodney. Reconstructing the Rise of Christianity: the Role of Woman//Sociology of Religion 1995, 56:3, p. 229-244 3. Clark E. Ascetic piety and woman faith. Essays on late ancient Christianity. 1986 4. Bellan-Boyer Lisa. Conspicuous In Their Absence: Women In Early Christianity//Cross Currents, Spring, 2003 5. Piccinati Carrie. Gender Crossing In Early Christianity. < " sPaper.html > В " WOMEN IN EARLY CHRISTIANITY " 6. Гал.3.28 7. Основание для подобного утверждения — его " патриархальные " housholdcodes (Кол.3.18-4.1 и Еф.5.22-33). 8. Говард Ки Пишет: " Инкультурация Церкви в Римское и античное общество была столь полной, что к середине II века те революционные отношения к женщине, которые мы находим у Иисуса и Павла на ранних этапах этих традиций, изменились в соответствии с более низкими норами окружающего общества " (KeeHowardClark . The Changing Role Of Women In The Early Christian World//Theology Today, July 1992, Vol. 49, No. 2). 9. Castelli Elizabeth A. Gender, Theory and the Rise of Christianity: A Response to Ridney Stark//Journal of Early Christian Studies 6.2 (1998) 227-257 10. Hopkins K. Christian Number and Its Implications//Journal of Early Christian Studies 6.2 (1998) 185-226 11.

http://predanie.ru/book/217334-zhenskie-...

1556 Ballardini A. La «crocefissione» nella porta della Basilica di S. Sabina di Roma/La Croce. I. P. 271–292. 1557 Факсимильное издание Bibl Laurentiana, Plut. I cm.: The Rabbula Gospels: Facsimile Edition of the Miniatures of the Syriac Manuscript Plut I, 56 in the Medicean–Laurentian Library/Ed. and comm. Cechelli C., Furliani G., Salmi M. Olten–Lausanne, 1959. Сцена Распятия – Fol. 13r. 1558 Maser P. Das Kreuzigungsbild des Rabulas–Kodex/Byzantino–Slavica. 1974. Bd. 35. S. 34–46; II Tetravangelo di Rabbula, Biblioteca Medicea Laurenziana, Plut I. 56: L’illustrazione del Nuovo Testamento nella Siria del 6 secolo/Ed. Bemabo M. Roma, 2008. 1559 Grabar A. Ampoules de Terre Sainte (Monza–Bobbio). Paris, 1958. P. 36. См. ампулы Монцы 12 и 13. 1560 Основная работа о древнейшей церкви в центре Форума, перестроенной из сооружения эпохи Флавиев: De Griineisen W. Sainte–Marie–Antique. Rome, 1911. 1561 Бельтинг X. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. М., 2002. С. 142–145. Рис. 70 (пер. с нем.: BelmingH. Bild und Kult: Eine Geschichte des Bildes vor dem Zeitalter der Kunst. Munchen, 1990; итал. пер.: II culto delle immagini: Storia dell’icona dall’eta imperiale al tardo Medioevo. Carocci, 2001). 1562 См., например: Иоанн Дамаскин. Три слова в защиту иконопочитания/Пер. А. Бронзова . СПб., 2001; Бычков В.В. Эстетика/Культура Византии: Вторая половина 7–12 в./Отв. ред. Удальцова З.В. М., 1989. С. 401–469. 1564 Литература об иконографии Распятия обширна, приведем лишь недавние работы. Mrass М. Kreuzigung Christi/Reallexikon zur byzantinischen Kunst. 1995. Bd. 5. S. 284–356; Frazer J.G. La crociffission di Cristo. Macerata, 2007. Специально о типе Христа в колобии: Ulianich В. И Cristo crocifisso rivestito del colobium о della tunica (secoli 6–13)/La Croce. 3. P. 169–185 (библиография). 1565 Залесская B.H. К вопросу о датировке некоторых групп сирийских культовых предметов/Палестинск. сб. 1971. Вып. 23. С. 84–91; Архипова Е.И. Бронзовое кадило из Судака в Одесском Археологическом музее/Виз. временник. 2008. Вып. 67 (92). С. 207–216; Хрушкова Л.Г., Гусева А. В. Неопубликованное средневековое кадило из Исторического музея г. Сочи (Краснодарский край)/Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников и культур Северного Кавказа. 26 «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Магас. 26–30 апреля 2010 г.: Тез. докладов Междунар. научн. конференции/Отв. ред. Мужухоев М.Б. Магас, 2010. С. 348–349.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Будовниц И . У . Словарь русской, украинской, белорусской письменности и литературы до 18 в. М., 1962. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.) [перев. с нем.]. СПб., 1996 2 (Subsidia byzantinorossica 1) (о славянской переводной литературе: 94–127; о св. Клименте Римском : 401–403). Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987 – (остается неизданным последний том. Переводная литература учтена минимально). Сводный каталог славяно-русских рукописей архивов быв. СССР (теперь лишь по России) только начал выходить. Готовится сильно запоздавшее издание второго тома. См. также указатели старопечатных книг и книг церковной печати В.М. Ундольского, И.П. Каратаева, Д.С. Родосского, Т.А. Быковой и др. Единый список рукописных и древнепечатных славяно-русских переводов святоотеческой литературы с incipim’aмu и номерами по стандартным справочникам остается одной из главнейших задач изучения древнерусской литературы, к которой сделаны лишь первые подступы. Богословские и церковно-исторические энциклопедии и другие коллективные исследования Православная богословская энциклопедия. Т. 1–12 (А – Константин). СПб., 1900–1911 (имеется электронная версия). [DSAM] Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique, vol. 1–16 (vol. 17: Indices). Paris, 1937–1995. [DThC] Dictionnaire de théologie catholique. Vol. 1–15. Paris, 1903–1950. Tables generates 1–3. Paris, 1951–1967. [TRE] Theologische Realenzyklopädie/Hrsg. v. Müller (Gerhard). Berl. – N.Y.: Walter de Gruyter/Mouton de Gruyter. Bd. 1 (1977) – 29 (Religionspsychologie – Samaritaner. 1998) (издание продолжается). Theologische Realenzyklopadie: Studienausgabe. Hrsg. v. Krause (Gerhard) [und an.]. Tl. 1. Aaron – Katechismuspredigt; 17 Bde., Registerbd. 13602 S. The Encyclopedia of Christianity/Ed. E.Fahlbusch et al. Vol. 1. A-D. 894 p. Leiden: Brill, 1999. [ANRW] Aufstieg und Niedergang der römischen Welt/Rise and Decline of the Roman World. Geschichte und Kultur Roms im Spiegel der neueren Forschung. Hrsg. v. House , Wolfgang und Temponni, Hildegard. Bd. 25. Religion (Vorkonstantinisches Christentum: Leben und Umwelt Jesu; Neues Testament [kanonische Schriften und Apokryphen]). Teile 1–6, 1982–1988. 4794 S. Bd. 27. Religion (Vorkonstantinisches Christentum: Apostolische Väter und Apologeten), Tl. 1, 1992. 762 S.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

21 В нехристианской философии разграничение терминов, а, возможно, и понятий «сущности» и «ипостаси» впервые встречается у Плотина, различавшего ««сущность» как «бытие вообще» от «ипостаси», как «определенного бытия»». Киприан (Керн) , архим. Антропология·св. Григория Паламы . Париж. 1950. с. 138. Несомненно различие этих терминов и у Порфирия, учившего, что «до трех ипостасей развилась божеская сущность» (χρι τριν ποστσεων τν το θεο προελθεν οσαν)». Однако, хотя термины οσα и πστασις и были разграничены позднейшими неоплатониками, остается невыясненным, на чем основывалось это разграничение, и в чем собственно они полагали различие между этими понятиями. Спасский А., проф. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Сергиев Посад, 1914, с. 489490. 22 «И сущность и ипостась имеют между собой такое же различие, какое есть между общим и отдельно взятым (οσα δ κα πστασις τατην χει τν διαφορν, ν χει τ κοινν πρς τ καθ’ καστον), например, между живым существом и таким–то человеком». Св. Василий Великий . Письмо к Амфилохию Иконийскому . Творения, т. III. 1911, с. 289. Греч. текст цит. по: B. Kotter, Die Schriften des Johannes von Damaskos, IV, Berlin – New-York, 1981, p. 112. 29 Опровержение двенадцати глав. Цит. по: Деяния Вселенских Соборов, т. II. Казань, 1892. с. 60. 30 «…сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно лицо и одну ипостась, (σωζομνης δ μλλον τς διτητος κατρας φσεως κα ες ν πρσωπον κα μαν πστασιν συντρεχοσης)». . Καρμρη. Τ δογματικ κα συμβολικ μνημεα τς ρθοδξου καθολικς κκλησας, τομ. I. θνα 1960, σ. 175. 31 Правильнее говорить не о создании нового термина, а о переосмыслении ранее существовавшего и о использовании его применительно к христологической проблематике. Само по себе слово «воипостазированный (νυπστατος)» встречается, например, у св. Кирилла Иерусалимского : Беседы IV, 11 и XVI, 1; Огл. IV, 7; XI, 10; XVII, 34. Однако у него этот термин означает просто «существующий». См. Киприан (Керн) , архим. Золотой век Свято-Отеческой письменности. М., 1995, с. 176.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Прор. Иоиль. Миниатюра из Книги пророков. 1489 г. (РГБ. Ф. 173/I. 20. Л. 17 об.— 18) Прор. Иоиль. Миниатюра из Книги пророков. 1489 г. (РГБ. Ф. 173/I. 20. Л. 17 об.— 18) Прор. Иоиль. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 124) Прор. Иоиль. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 124) Некоторые библеисты, принимая во внимание новизну его пророчеств, считали И. т. н. периферийным, обособленным пророком, который обращался с новым провозвестием к иерусалимскому священству со стороны, а не из их среды ( Redditt. 1986). Эта т. зр. подкрепляется отсутствием однозначных свидетельств роли, которую пророк играл в храмовом богослужении и в священнической иерархии. Подтверждая свой пророческий авторитет, И. говорит о том, что он призван к служению непосредственно через Божественное Откровение (Иоил 1. 1a), а не на основании офиц. храмовой традиции (Введение в ВЗ/Ред.: Э. Ценгер. М., 2008. C. 696-697). И. обращается к священникам как к одной из общественных сил, несущих ответственность за происходящее в Израиле. Именно поэтому Х. Вольф рассматривает И. как писателя, близкого к пророческим кругам, но отделяющего себя от сословия храмовых служителей ( Wolff. 1977. P. 11-12). Однако этот взгляд был подвергнут критике, поскольку представление, что пророк происходил из священнических кругов Иерусалима, согласуется с богослужебными аллюзиями в его книге, которые подчеркивают важную роль священства в жизни иерусалимского сообщества и легитимный статус храмового служения (напр., Иоил 2. 1-11 - Cook S. L. Prophecy and Apocalypticism. Minneapolis, 1995. P. 171). Можно с большей степенью вероятности утверждать, что если даже И. не входил в священническое сословие, то оно во многом влияло на него ( Strazicich. 2007. P. 51). Время служения И. в современной библеистике Поскольку в Книге прор. Иоиля не упоминаются ни цари, ни исторические деятели древнего Израиля, это затрудняет ее датировку. В совр. исследованиях по-разному определяются крайние временные границы служения пророка - от IX до II в. до Р. Х. ( Barton. 2001. P. 3). Вопрос о времени служения И. зависит от интерпретации и датировки религиозно-исторических представлений, отраженных в его книге. Наиболее радикальное предположение было высказано Б. Думом, который отнес окончательное формирование собрания пророчеств И. ко II в. до Р. Х. ( Duhm. 1911. S. 161).

http://pravenc.ru/text/578234.html

35  . Филон Александрийский. Против Флакка О посольстве к Гаю ИосифФлавий О древности еврейского народа. Против Апиона М-Иерусалим, 1994 С 53–108 – Pyhilonis Alexandrini opera quae supersunt Vol 1–7 Ed L Cohn, P Windland Berol, 1896–1930 36  . Фукидид История Пер. Ф. Мищенко Прим. С. Жебелева М изд. Сабашниковых, 1915 Т 1–2 (Репринт – СПб , 1994) 37  . Цицерон Три трактата об ораторском искусстве Μ , 1994 38  . Экклесиаст//Поэзия и проза древнего Востока Μ , 1973 39  . Diodorus Bibliotheca Historica Rec L Dindorf Vol 3 Leipig, Teubner, 1867 40  . Phlegon von Tralles Jacobi F Die Fragmente der Griechischen Historiker II, В 257 Berlin, 1929 41  . Καινς Διαθκης A­ πανα Βιβλικ ταιρεα θνα, 1967 42  . Δινος Κασσιου Κοκκηιανου Ρωμακ στορ! α – Dioms Cassn Cocceiani Histona Romana cum Annotationibus Ludovici Dindorfi Vol IV Lipsiae In aedibus В. G. Teubner 1864 Lib LXXI – Dio Cassius Dio’s Roman History/Ed by E Cary Vol 1–9 Cambridge, 1970 I Справочные издания 1   [Изд Брокгауз, Евфрон] Энциклопедический словарь Биографии Т 5 М, 1994 (Репринт) 2   Леин, Тони Христианские мыслители СПб , 1997 3   Мифы народов мира Т 1–2 М.1982 4   Православная богословская энциклопедия. Под ред. проф А. П. Лопухина Т 5 Петроград, 1904 5   Словарь античности М,1989 6   Философский энциклопедический словарь Μ , 1983 7   Христианство Энциклопедический словарь. Под ред. С. С. Аверинцева Μ,1993 8   Baumgartner A. S. Ye Gods A Dictionary of Gods New Jersey, 1984 9   The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy Ed by A. H. Armstrong Cambridge, 1970 10  . Chambers biographical dictionary Vol 1 Edinburg 1975 P 450–451 11  . Clarke P.A.B. Dictionary of ethics, theology and society London, 1977 12  . Companion Encyclopedia of Theology Ed by P. Byrne and L. Houlden London-New York, 1995 13  . Dictionary of Christian Biography and Literature Ed by H. Wace and W. С. Piercy London, 1911 14  . Dictionary of Latin and Greek theological terms Ed by A. Muller 1993 15  . Dictionary of Philosophy and Religion Eastern and Western Thought Ed by W.L. Reese New Jersey, 1980

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

  Бердяев Н.А. Хомяков, как философ/ Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные. — М.: Канон+, 2002. — С.219-220. Философская истина и интеллигентская правда//Вехи. — С. 242. Бердяев Н.А. Письма к М.О. Гершензону/Публ. Колерова М.А.//Вопросы философии, 1992, — С. 124. Степун Ф.А. Рецензия на книгу: Н. Бердяев. А.С. Хомяков//Логос 1911-1912, кн. 2-3. — С. 282-284. Цит. по: Взыскующие града, Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников [Электронный ресурс]/Сост. В.И. Кейдан. —Режим доступа: www.krotov.info/libr_min/v/vzysk/vz_12.html . Хоружий С. Хомяков и принцип соборности//Богословские труды. Вып. 37. — С. 173-174. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). — М.: Международные отношения, 1990. — С. 150. Колеров М.А. Предисловие к публикации писем Н.А. Бердяева М.О. Гершензону//Вопросы философии, 1992, — С.119-121. Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. — М.: Путь, 1912., гл. 1. Титаренко С.А. Специфика религиозной философии Н.А. Бердяева. — Ростов-на-Дону, 2006. — С. 128. Хомяков А.С. По поводу разных сочинений Латинских и Протестантских//Полное собрание сочинений А.С. Хомякова. Сочинения богословские. — Спб: Наука, 1995. — С. 219. См.: Зеньковский В. прот. История Русской философии. — М.: Академический проект, Раритет, 2001. — С. 189. Бердяев. Алексей Степанович Хомяков. — М.: Путь, 1912. — С. 85. Там же. Бердяев Н.А. Самопознание. — С. 58. Berdyaev was no longer merely writing comments on the theories of Rozanoff or Merezhkovsky, or even of Khomiakoff. (Lowrie D.A. Rebellious prophet. A Life of Nicolai Berdyaev. — New York: Harper & Brothers, 1960., p. 134.) Это отрицание прошлого характерно для Бердяева . Один из его современников так описывает путь мировоззренческой эволюции: «Поклонник Маркса в одно время, он пытался объединить его с Кантом в другое; убедившись в тщетности своих попыток, он превратился в настоящего идеалиста… Но и идеализм он объявил таким же царством иллюзионизма, как и материализм, бодро и смело вступил в пределы мистицизма». (Андреев Н. На границе человеческого разума/Бердяев Н.А. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные. — М.: Канон+, 2002. — С. 548).

http://bogoslov.ru/article/373855

Против такого направления газеты появилась брошюра H.H. Алексеева, В.Н. Ильина, П.Н. Савицкого с характерным названием: «О газете «Евразия» (газета «Евразия» не есть евразийский орган)». Авторы брошюры обвинили газету в капитуляции перед большевиками и заявили о том, что покидают евразийское движение. Это было его концом, ибо движение не могло полноценно существовать без его создателей и наиболее талантливых и активных деятелей: Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Н.Н. Алексеева, В.Н. Ильина, Г.В. Флоровского. В том же 1929 г. на 35 от 7 сентября газета «Евразия» прекратила свое существование. С тех пор, вплоть до конца 30-х годов, появились лишь два номера – 11 (1935) и 12 (1937) – «Евразийской хроники», да еще несколько изданий, близких евразийцам, но это уже была «жизнь после смерти» 1350 . 1991 г. Публикация: Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995. С.731 – 762. 1001 Иванов В.И. О значении В. Соловьева в судьбах нашего религиозного сознания//Сборник первый. О Владимире Соловьеве. М., 1911. С.34. 1023 Блок А.А. Литературные итоги 1907 г.//Золотое руно. 1907. 11–12. Соч. Т.5. М.; Л., 1962. С.210–212. 1033 Гиппиус-Мережковская 3.H. Дмитрий Мережковский//Д.С. Мережковский. 14 декабря. 3.Н.Гиппиус-Мережковская. Дмитрий Мережковский. М., 1990. С.342. 1075 Волошин М.А. Брюсов//Литературное наследство. Валерий Брюсов и его корреспонденты. Кн.2. М., 1994. С.388–389. 1082 Из письма 3.Н. Гиппиус к П.П. Перцову от 20 апреля 1903 г.//Письма 3.Н. Гиппиус к П.П. Перцову/Публ.М.М. Павловой//Русская литература, 1992, 1. 1095 Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках/Публ. В.И.Кейдана. М., 1997. С.66–67 1096 Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках/Публ. В.И.Кейдана. М., 1997. С.69 1097 Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках/Публ. В.И.Кейдана. М., 1997. С.111 1098 Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках/Публ. В.И. Кейдана. М., 1997. С.85

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

1909 . Grumel V. Kallistos II Xanthopoulos//LThK 1960. 5. 1263. 1910 . Kallistos Ware, bp. A fourteenth-century manual of Hesychast prayer: the Century of St. Kallistos and St. Ignatios Xanthopoulos. Toronto 1995. 32. пер.: Каллист (Уэр) , еп. Диоклийский. Руководство по исихастской молитве XIV века: «Сотница» св. Каллиста и св. Игнатия Ксанфопулов//Страницы. 1998. 3:1. 11–31. [Отд. утверждения автора неверны или устарели, ср. в персоналии Каллиста Ангеликуда 6 .1563, а также монографию Гониса 6 .1592)]. 1911 . Lägreid A. Einige Grundsätze hesychastischer Hagiographie nach den Proömien zweier Viten des Patriarchen Kallistos//Festschrift für Linda Sadnik zum 70 Geburtstag. 1981. 231–248. Макарий Анкирский PLP 16254, м.б. 16318 Митроп. 1397–1409, до поставления – иеромонах. Паламит. Противник Мануила Калеки, друг патр. Каллиста II. Соч.: Канонич., антилат. (Против злословия латинян), полемич. (Против Mamфeя I ). Изд. фрагментарно. 1912 . Laurent V. Un paradoxe théologiquë La forme de la consécration épiscopale selon le Métropolite d’Ancyre Macaire//OCP 1947. 13. 551–561. Мануил Калека(с) (Manuel Caleca[s]) CSGL 05060; PG 152; RF 6. 588–589; TLG 3230; Beck 740–741; DHGE 11, 380–384; DS 10. 231–233; DThC 2. 1332–1333; 5, 825; PLP 10289; ThEE 7. 225–229 Монах, учитель грамматики и риторики в КНП до 1396. Ученик Димитрия Кидониса с 1391 г. Доминиканец с 1404 г., умер на Лесбосе в 1410 г. Антипаламит (отказался в 1396 г. подписать томос 1351 г.), томист. Сочинения Письма: 1913 . Correspondance de Manuel Calécas/Publiée par Loenertz R.-J. Città del Vaticano 1950. (StT 152). [Текст: 167–307 (89 писем) (=TLG 3230/1)]. Guilland R.//REG 1951. 64. 534; RHE 1951. 46. 492; Garzya A.//Giornale Italiano di Filologia. Rivista trimestrale di Cultura. Roma 1954. 7. 89; ThL 1951. 76. 730; Hofmann G.//OCP 1952. 18. 215–216. Апология 1396 г.: Correspondance 6 .1913). 308–323 [=TLG 3230/2]. Речи: Correspondance 6 .1913). 325–333 [=TLG 3230/2]. О вере и основах кафолической веры (написан до разрыва с греч. церковью): PG 152, 429–662.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Триоле Э. Душа. Пер. с франц. М.: Прогресс, 1967. Троицкий М. М. Наука о духе. Общие свойства и законы человеческого духа. В 2-х т. М., 1882. Тумин О. И. Религиозный фактор как компонент национально-культурной специфики в речевом общении арабоязычных христиан и мусульман//Национально-культурная специфика речевого поведения. Сборник. М., 1991, с.55–56. Тухтиева Г. Т. Принципы общечеловеческой нравственности и житейской мудрости в книгах Ветхого Завета//Философская и педагогическая антропология. Нижневартовск, 1998, с.61–62. Уайт Д. Просветление и иудейско-христианская традиция//Что такое просветление? М., 1996, с.181–193.-- Уилбер К. Никаких границ: Восточные и западные пути личного роста. Пер. с англ. М.: Изд-во Трансперс. ин-та, 1998.-- Уолш Р. Дух шаманизма. Пер. с англ. М.: Изд-во Трансперс. ин-та, 1996.-- Уолш Р. Основания духовности. Пер. с англ. М.: Академ. проект, 2000.-- Уоттс Алан. Миф и ритуал в христианстве. М.-Киев: София, 2003.-- Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып. 3. М., 1994. Филимоненко Ю. И. Понятие судьбы в концепции психической саморегуляции//Б. Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии. СПб., 1995, с.21–22. Философическое рассуждение о совести вообще//Н. И. Новиков и его современники. М., 1961, с.228–241. Фокин С. Л. «Внутренний опыт» Жоржа Батая//Батай Ж. Внутренний опыт. Петербург, 1997, с.308–334. Форчун Д. Психическая самозащита. М.: Двойная звезда, 1993.-- Франкл В. Психотерапия и религия//Его же. Человек в поисках смысла. М., 1990, с.334–337. Фрейд З. Навязчивые действия и религиозные обряды//Психотерапия. 1911, 4–5, с.172–180. Фрейд З. Навязчивые действия и религиозные обряды//Russian Imago 2001. Исследования по психоанализу культуры: Сборник статей. СПб., 2002, с.22–29. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. Сборник. М.: Ренессанс, 1992.-- Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. М.-Пг., 1923.-- Фрейд З. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. М.: Наука, 1993.--

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010