С 1908 г. он издает журнал «Путь». Но сколь успешной ни была философско-публицистическая деятельность Бердяева, он в ней слишком  тратил себя по мелочам. В нем просыпается жажда подлинно  философского творчества. В 1911 году он пишет «Философию свободы». Но книга эта его не удовлетворяет, и в 1916 году он создает свой первый шедевр: «Смысл творчества». В этой вдохновенной книге Бердяеву удается высказать с полнотой свое религиозно-философское «кредо». В ней впервые появилась новая для философа струя — влияние немецких средневековых мистиков, Якова Бёме и Мейстера Экхарта, которые останутся вечными спутниками его книги до самой смерти. Во время революции Бердяев занял резко антибольшевистскую линию,  его несколько раз арестовывали, но его выручала юношеская дружба с Луначарским, ставшим тогда наркомом просвещения. В 1918 году Бердяев основал Вольную Философскую Академию  — «Вольфила», где читал лекции, несмотря на голод и лишения, до 1922 года, когда советское правительство выслало его, вместе с рядом выдающихся ученых и философов, за границу. Бердяев поселился сперва в Берлине, где, при поддержке экуменической организации ИМКА, создал религиозно-философскую Академию. С 1925 года он переселился в Париж, где Академия  расцвела и где ему удалось продолжить издание журнала «Путь». Журнал этот просуществовал до начала второй мировой войны и представляет собой одно из лучших культурных достижений эмиграции. Творческая деятельность Бердяева за границей была необычайно плодотворной. Его книги выходили одна за другой и пользовались огромным успехом. В 1923—1924 гг. выходят в свет четыре его книги — написанная во время революции «Философия неравенства», затем «Смысл истории», замечательное «Миросозерцание Достоевского» и «Новое средневековье». Эта последняя книга, посвященная острой теме мирового кризиса, написана чрезвычайно доступно. Будучи переведена на иностранные языки, она произвела сенсацию, ее читали наряду с «Закатом Европы» Шпенглера. С этих пор Бердяев начал пользоваться в западном мире огромной популярностью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

Он отправился в Иерусалим через Каир, где изучал рукописи в б-ке Коптского Патриархата. В Иерусалиме главным занятием Г. была работа с араб. рукописями в б-ках. Составленные каталоги рукописей были опубликованы им позже в ж. «Oriens Christianus». Из Иерусалима Г. отправился в Бейрут, где пребывал до июня 1911 г., изучая и описывая рукописи ун-та св. Иосифа. Во время поездки Г. познакомился с ведущими учеными христ. Востока, к-рых знал по переписке. На обратном пути в Вене посетил мон-рь армян-мхитаристов. Г. привез с собой многочисленные выписки из рукописей и более 200 фотоснимков. По возвращении с Востока Г. получил приход в Донауальтхайме близ Диллингена. В 1913 г. он отправился в научную командировку в Париж, в 1914 г. работал в б-ках Рима и Флоренции. 23 июня 1918 г. он защитил 2-ю диссертацию на тему «Попытка реформирования Коптской Церкви в 12 в.» (Ein Reformversuch innerhalb der koptischen Kirche im zwölften Jh. Paderborn, 1923) при ун-те во Фрайбурге. За ученые заслуги и в связи с 25-летием пастырского служения Г. получил звание почетного гражданина Донауальтхайма. В 1926-1927 гг. при поддержке Общества Гёрреса он опять отправился на Восток и занимался описанием араб. христ. рукописей, хранящихся при Коптском Патриархате. 1 мая 1930 г. Г. подал прошение об увольнении (за выслугой лет) за штат и переехал в Донаувёрт, где проживал с 2 сестрами. С этого момента его работа была связана с написанием «Истории христианской арабской литературы», с каталогизацией араб. христ. рукописей и изданиями текстов в «Corpus scriptorum christianorum orientalium» (CSCO). Он продолжил описание рукописей в Каире и 29 янв. 1938 г. стал членом-корреспондентом Коптского археологического об-ва. 24 июля 1930 г. Г. получил звание почетного профессора лит-р христ. Востока при богословском фак-те Мюнхенского ун-та, что совпало с энцикликой папы Пия XI «Rerum orientalium», в к-рой призывалось способствовать созданию условий для студентов-теологов, интересующихся востоковедением. Став профессором, Г.

http://pravenc.ru/text/166395.html

Сверху – штабной попугай. Я.А. Слащев и его штаб в августе 1920 г. Судьба Я.А. Слащева в целом трагична. Он окончил реальное училище, Павловское военное училище, Академию Генерального штаба (в 1911 году). Командир лейб-гвардии Московского полка (в этом качестве его застал октябрьский переворот). Свой орден Святого Георгия 4-й степени он получил в 1-ю Мировую; вслед за ним, год спустя, был награждён и Георгиевским оружием. В Добровольческой армии с января 1918-го. Начинал с должности начальника штаба у полковника Шкуро. Был командиром Кубанской пластунской бригады, начальником штаба 2-й Кубанской казачьей дивизии, начальником 5-й, затем 4-й пехотных дивизий, командиром 3-го, затем 2-го армейского корпусов. Оборону Крыма держал блестяще. Ввиду несогласия с получаемыми приказами подал в отставку. Ушёл вместе со всеми из Крыма, но вернулся в ноябре 1921-го в советскую Россию (после переговоров с большевиками и получения определённых гарантий безопасности). В Константинополе, устно и в печати, выступал с критикой действий Главнокомандующего, за что по приговору суда чести был уволен со службы без права ношения мундира. В Москве числился преподавателем тактики школы комсостава «Выстрел». Пока не был убит, 11 января 1929 г., в помещении школы, якобы из личной мести, «хотя по времени это убийство совпадает с волной репрессий, обрушившихся на бывших офицеров Белой армии в 1929-1930 гг.», - как пишет одно справочное издание. Трагическая судьба… Впрочем, а чья офицерская судьба в Гражданскую была не трагична? Следующая подборка – это портреты Карла Густава Эмиля Карловича Маннергейма, о чьё имя сломано было в последнее время столько копий (в связи с установкой памятной ему доски в Санкт-Петербурге). Так ведь вправду был барон Маннергейм, если кто не знает, командиром лейб-гвардии Уланского Его Величества полка, затем начальником отдельной гвардейской бригады, потом командиром 6-го кавалерийского корпуса. Награждён орденом Святого Георгия 4-й степени и Георгиевским оружием (1915).

http://ruskline.ru/analitika/2017/07/10/...

возвещает Карлу Великому происходящие события, посылает ему вещие сны и напоминает о его долге без устали защищать христиан во всем мире. ГАД (евр. g ad, от gadad, «резать», «уделять», «назначать долю»?), 1) в ветхозаветном предании: сын Иакова от Зелфы, служанки Лии, родоначальник–эпоним одного из двенадцати колен израилевых (см. о двенадцати его сыновьях), отличавшегося воинственностью; к этому племени относится пророчество умирающего Иакова: «Гад, — толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам» (Быт. 49:19); 2) пророк, приверженец Давида, «прозорливец царев» (1 Пар. 21:9), подававший ему важные советы (напр., 1 Цар. 22:5), возвестивший Божью кару за перепись народа (на выбор — 7 лет голода, 3 месяца сплошных военных поражений или 3 дня мора), велевший построить жертвенник в благодарность за окончание выбранного Давидом мора (2 Цар. 24:10–25). ГВАРДЙНИ Гуардиии (Guardini) Романо (17 февраля 1885, Верона, — 1 октября 1968, Мюнхен) — католический религиозный деятель и мыслитель, эссеист и публицист. По происхождению итальянец, с детства жил в Германии, в 1911 г. принял немецкое гражданство. После занятий химией и политэкономией изучал теологию во Оренбурге и Тюбингене, где испытал умеренное влияние католического. модернизма (диссертация о Бонавентуре, чья мистическая духовность и позднее оставалась Гварднни ближе, чем нормативная дндактичность томизма). С 1910 г. священник. В 1923 г. в Берлинском университете (формально в Бреслау (Вроцлаве), чтобы не. создавать проблем с протестантскими традициями Берлина) была создана кафедра «христианского мировоззрения и философии религии». В 1920–х гг. он становится ведущей фигурой т. н. Литургического движения («Vom Geist der Liturgie» [О духе литургии], 1918), направленного на повышение активного участия мирян в богослужении и развитие литургической эстетики (ср. у свящ. П. Флоренского, православного сверстника Гвардини, тезис о литургии как синтетическом произведении искусства). В этот период он пользуется влиянием как и воспитатель и наставник молодой католической элиты в рамках молодежного движения «Quickborn» (нем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Атат юрк Мустафа Кемаль (1881–1938 гг.), основатель и первый президент (1923–38) Турецкой республики. Фамилию Ататюрк (буквально – «Отец турок») получил от Великого национального собрания Турции в 1934. Воевал на фронтах итало-турецкой (1911–12), 2-й Балканской (1913) и 1-й мировой (1914–18) войн. В 1916 получил чин генерала. После капитуляции Турции в октябре 1918 г. Кемаль стал одним из вождей партии, выступавшей за сохранение Турции в её сегодняшних границах. После высадки греческих войск в Измире в 1919 организовал национальное движение сопротивления по всей Анатолии, разорвав отношения с султанским правительством в Стамбуле. В 1920 в Анкаре Кемаль был избран председателем Великого национального собрания, а к 1922 г. воссоздал армию, изгнал греков из Малой Азии, вынудил страны Антанты подписать Лозаннский договор (1923), упразднил султанат и халифат. В 1923 основал Турецкую республику и был избран её первым президентом. Во главе страны Кемаль проводил широкомасштабные реформы, направленные на модернизацию страны в сторону светского государства европейского типа. Благодаря Ататюрку в 1928 в Турции было провозглашено равенство полов, вместо арабского введен латинский алфавит, в 1933 – семейные фамилии по западному образцу. Внешняя политика Ататюрка была направлена на достижение полной независимости страны. Словарь терминов Агора (греч. αγορ – собрание), главная торговая площадь и место народных собраний античных городов. Здесь находились алтари, статуи, храмы, портики, стои, гимнасии, в более позднее время – базилики. Адитон (греч. δυτν – святыня, от δυτς – недоступный), святилище древнегреческого храма, расположенное позади наоса, основного помещения, в котором находилась статуя божества. В адитон могли входить только жрецы в строго определенное время. Там располагались жертвенник и сокровищница. Акведук (лат. aquae-ductus, от aqua – вода и duco – веду), древнеримский водопровод. Древние этруски в Италии применяли для орошения полей открытые желоба, поднятые на аркадах. Римляне заимствовали эту конструкцию и сооружали многокилометровые арочные мосты (иногда многоярусные с учетом понижения земной поверхности) с трубами, по которым подводили питьевую воду из близлежащих горных источников в Рим. Такие акведуки пересекали Вечный город в разных направлениях. Ныне остатки грандиозных акведуков сохранились в основном вне Италии, в бывших римских провинциях – Асии, Вифинии (Турция), Африке (Тунис). Акведуки, переброшенные через овраги и русла рек, являлись одновременно мостами (виадук).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Русская духовная миссия (РДМ) развернула свою деятельность на К. и в Хайфе позже. В 1906-1907 гг. начальник РДМ архим. Леонид (Сенцов) приобрел на Назаретской ул. в Хайфе 2 смежных участка земли общей площадью 3712 кв. м. В 1911 г. здесь было построено 2 дома для размещения паломников (до 500 чел.), направлявшихся в Назарет и Тивериаду, и основано подворье РДМ, получившее к 300-летию Дома Романовых с разрешения правительства и Святейшего Синода почетное наименование «Романовское». В 1922 г., после смерти архим. Леонида (1918), участок был перерегистрирован властями Британского мандата на РДМ. Создание нового подворья вызвало соперничество и борьбу за паломников между РДМ и ИППО. Как докладывал Совету ИППО управляющий рус. подворьями в Палестине П. И. Ряжский, «в Хайфе Общество давно имеет подворье имени полковника Сперанского, которое вполне удовлетворяло небольшому числу паломников, посещавших этот город (около 200 в год). Миссия на той же улице и против ворот подворья Общества приобрела небольшой и крайне неудобный участок земли, затем постепенно его расширила за счет соседей с крупными издержками и, построив новое подворье, отдало его в заведование монастырской послушницы». На примере ситуации с Хайфским подворьем Ряжский сделал вывод, что «если Миссия позволит себя увлечь, в ущерб своим прямым задачам, на путь устройства и умножения по разным городам Палестины, даже не имеющим священного значения, гостиниц и подворий… разрозненные действия двух учреждений неизбежно поведут к непроизводительной трате русских сил и народных денег» (О взаимоотношениях Императорского Православного Палестинского Общества и Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Докладная записка заведующего Русскими подворьями в Иерусалиме П. И. Ряжского в Совет Императорского Православного Палестинского Общества. Петроград, 11 мая 1916 г.//АВПРИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 592а. Л. 40-51). В ситуацию сочла необходимым вмешаться вел. кнг. Елисавета Феодоровна , председатель ИППО. Вел. княгиня писала архим. Леониду 4 сент. 1913 г.: «Вы отлично сознаете значение Палестинского Общества, и, думаю, не можете сомневаться, как дорого мне это дело. Тем более меня поразило, когда, следя за работой Общества, мне пришлось натолкнуться на некоторые случаи в вашей деятельности, которые на меня произвели впечатление, как будто они направлены против нас (т. е. против ИППО.- Авт.). Простите, если Я откровенно выскажу Вам мой взгляд. Я огорчилась, узнав, что Миссия построила подворья там, где существуют наши, как, например, в Кайфе. Мы должны утвердиться в Кайфе, как в пункте будущего сосредоточения управления всем паломническим движением по Галилее. Я очень жалею, что именно там Вы купили землю и строите подворье рядом с нашим. Я опасаюсь, что через это обострятся отношения» (Там же. Л. 25-26).

http://pravenc.ru/text/1681107.html

Мотивы греч. и рим. А. ассимилировал в своем творчестве ведущий теоретик рус. символизма Вяч. И. Иванов , к-рый был учеником нем. историка Т. Моммзена , автора «Истории Рима», и написал диссертацию, посвященную системе откупов в Др. Риме («De societatibus vectigalium publicorum populi Romani»). Большое влияние на Иванова, как и на многих его современников, оказали сочинения Ф. Ницше , в особенности кн. «Рождение трагедии из духа музыки», в к-рой «дионисийское» начало греч. культуры противопоставлено «аполлоническому». Под влиянием Ницше Иванов начал заниматься дионисийскими культами, к-рым посвящены его исследования «Эллинская религия страдающего бога» (1904-1905) и «Дионис и прадионисийство» (1923). В 1905-1910 гг. в С.-Петербурге в своей квартире («башне») Иванов устраивал литературно-философские собрания («симпозионы»), на к-рых обсуждались проблемы религ. искусства, от античного до совр., и творческие принципы символизма. Античные темы, осмысленные с т. зр. религ. символизма, получили отражение в сборниках Иванова «Кормчие звезды» (1903), «Прозрачность» (1904), «Сог ardens» (1911) и др. А. для рус. символистов являлась универсальной родиной европ. культуры, ценностным ориентиром в поиске религ. и эстетических идеалов. Изучение А. в рус. науке XX в. В нач. XX в. в России появился ряд выдающихся историков философии, интересовавшихся в первую очередь А.,- П. П. Блонский, А. О. Маковельский и др. Блонский написал монографию «Философия Плотина» (1918), в к-рой доказывал происхождение неоплатонизма из мифологии; работы Маковельского «Досократики» (1914-1919) и «Древнегреческие атомисты» (1946) в течение многих лет для русскоязычного читателя были уникальны по своей источниковедческой базе. Большое влияние на современников (в т. ч. на символистов), выраженное прежде всего в популяризации античной культуры, оказал Ф. Ф. Зелинский , к-рый отличался широтой научных интересов: полемизировал с И. Ф. Анненским по поводу аутентичности античных стихотворных размеров (И. Ф. Анненский как филолог-классик//Аполлон. 1910. 4) и был автором 4-томного фундаментального труда «Из жизни идей» (1905-1922), посвященного проблемам А. и раннего христианства. В советское время проблемы А., сопряженные с христианством, практически не исследовались, за исключением атеистически ориентированного изучения античных критиков христианства; основное внимание ученых было обращено на перевод и публикацию античных источников. Особое место занимают исследования советскими археологами поздней А. и раннего христианства на юге России, прежде всего в Крыму (см. Археология ).

http://pravenc.ru/text/115830.html

2 вып.), «Беседы старообрядцев Л. Ф. Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф. Е. Мельникова и Д. С. Варакина, представителей поповцев, приемлющих Белокриницкую иерархию» (М., 1909), «Испытание и победа церкви Христовой: (К вопросу о падении и восстановлении епископства)» (М., 1910), «Блуждающее богословие: Обзор вероучения господствующей церкви» (М., 1911. Вып. 1), «К вопросу о богословии Белокриницкого устава» (М., 1911), «Возможно ли объединение старообрядчества в одну церковь» (М., 1912. Отд. отт. из ж. «Церковь» за 1912 г.), «Антихрист и крушение беспоповских надежд на него» (М., 1913; речь М. в Политехническом музее 27 авг. 1913), «В тенетах ересей и проклятий: (К современным спорам об именах Божиих)» (М., 1913. Отд. отт. из ж. «Церковь» за 1912-1913 гг.), «Мои наблюдения и впечатления от поездок на миссионерские беседы» (М., 1914), «Безотрадное положение современного беглопоповства: (Разложение беглопоповского пастырства)» (М., 1915), «Современные запросы старообрядчеству» (М., 1915) и др. В кон. 1917 г. М. уехал в Новоархангельский скит в 120 км от Томска, чтобы написать «обширную историю старообрядцев» (в 1918 в Москве была опубл. написанная М. ранее «Краткая история древлеправославной церкви (старообрядческой)» (отзыв И. А. Кириллова: Голос Церкви. 1918. 7/8. С. 370)). 20 июля 1918 г. писатель зарегистрировался в Томске в качестве депутата во Временную Сибирскую областную думу, но спустя 2 месяца был вычеркнут из списка ее членов. 21-24 сент. 1918 г. принял участие в работе епархиального съезда Томско-Алтайской старообрядческой епархии. Исполнительному комитету съезда был поручен выпуск ж. «Сибирский старообрядец», вместе со свящ. Д. И. Суворовым М. стал редактором журнала (с окт. 1918 по нояб. 1919 вышло 24 номера). В 1919 г., возможно в соавторстве со свящ. Даниилом Суворовым, издал направленную против атеизма брошюру «Кто дурак: верующий или неверующий?», а также «Предписание епископа Иоасафа Томского и Алтайского» с призывом к объединению всех старообрядцев.

http://pravenc.ru/text/2562954.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРГОПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Олонецкой и Петрозаводской епархии, названо по г. Каргополю (ныне Архангельской обл.), существовало в 1911-1928 гг. К. в. было учреждено 12 авг. 1911 г., резиденцией Каргопольского архиерея, 1-го викария Олонецкой епархии, был каргопольский Преображенский мон-рь, настоятелем которого викарий являлся по должности. В ведении викарного епископа состояли Каргопольский и Пудожский уезды Олонецкой губ. Первым Каргопольским архиереем стал Варнава (Накропин) , хиротония которого состоялась 28 авг. 1911 г. в Москве; 2 окт. еп. Варнава прибыл в Каргополь. Архиерей часто посещал приходы вик-ства, проводил собеседования со старообрядцами. Благодаря его деятельности в 1912 г. присоединился к правосл. Церкви священник старообрядческой Белокриницкой иерархии Гавриил Фомин, служивший в дер. Хрулёвская Каргопольского у. Олонецкой губ. С миссионерскими целями еп. Варнава проводил крестные ходы из Каргополя в близлежащие деревни. Самым многолюдным и продолжительным стал проведенный в мае 1912 г. крестный ход из Каргополя в Александров Ошевенский мон-рь (в 40 км от Каргополя). 2 нояб. 1913 г. Варнава стал епископом Тобольским и Сибирским, 13 нояб. викарием К. в. был назначен еп. Варсонофий (Вихвелин) . Существование К. в. оказалось под угрозой в 1917-1918 гг., когда настоятель каргопольского собора свящ. Иоанн Ильинский и ряд др. приходских священников Каргопольского у. выступили за упразднение кафедры в Каргополе и за перевод приходов Каргопольского у. в непосредственное ведение Олонецкого епископа. На епархиальном съезде духовенства в Олонце еп. Варсонофий подвергся критике как «старорежимник». Указом Синода от 26 сент. 1917 г. еп. Варсонофий был командирован в Симбирск (ныне Ульяновск) в распоряжение Симбирского еп. Вениамина (Муратовского) . 17 окт. Олонецкий и Петрозаводский еп. Никанор (Надеждин) издал указ, по к-рому К. в. перешло в ведение Олонецкого архиерея и Олонецкой консистории. В нач. 1918 г. еп. Варсонофий вернулся в Каргополь, но его конфликт с приходским духовенством не был исчерпан. 18 апр. 1918 г. указом Синода епископ вновь был отстранен от управления викариатством. Позднее еп. Варсонофий вернулся на Каргопольскую кафедру, 14 сент. 1921 г. возглавил Никольское вик-ство Вологодской епархии. Каргопольская кафедра оставалась вакантной до 14 окт. 1924 г., когда в Москве во епископа Каргопольского был хиротонисан Иларион (Бельский) ; епископ служил в Никольской ц. Каргополя. В дек. 1924 г. архиерей был арестован и выслан из Каргополя в Смоленск, где продолжал носить титул «епископ Каргопольский», в 1926 г. был назначен епископом Поречским, викарием Смоленской епархии.

http://pravenc.ru/text/1681021.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР [фин. Aleksanteri] (Карпин; 24.09.1883, Суоярви, Выборгская губ., ныне Республика Карелия - 13.10.1969, Хельсинки, Финляндия), еп. Гельсингфорсский автономной Финляндской Православной Церкви . Род. в карел. семье; отец А.- правосл. свящ. Петр Карпин. А. закончил СПбДС и нек-рое время был студентом СПбДА. В 1911 г. рукоположен во диакона и иерея. В 1911-1935 гг. настоятель Аннинского прихода в Суоярви (Аннантехдас) (с 1911 по 1918 в составе Финляндской епархии РПЦ). С 1914 по 1935 г. исполнял обязанности благочинного. В 1935 г. стал епископом Выборгским, в 1940 г. в связи с переводом епархиального управления в Хельсинки (бывш. Гельсингфорс) - епископом Гельсингфорсским. В 1918-1925 гг. избирался делегатом на Поместный Собор, с 1930 г. член Церковного управления и Церковного Верховного суда, в 1933-1934 гг. преподаватель догматического и пастырского богословия в ДС в Сортавале. В 60-х гг. XX в. стал известен как духовный писатель и проповедник. Неоднократно печатал в журналах проповеди и статьи на богословские темы. Всю жизнь А. хранил любовь к РПЦ. С радостью воспринял офиц. посещение автономной Финляндской Православной Церкви в сент.-окт. 1945 г. митр. Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым) , положившим начало восстановлению нарушенных в июле 1923 г. канонических отношений автономной Финляндской Православной Церкви с РПЦ. А. поддерживал этот достаточно сложный процесс и способствовал воссозданию мира между Церквами, наступившего в апр. 1957 г. 16 окт. 1969 г. в Успенском кафедральном соборе Хельсинки архиеп. Карельский и всей Финляндии Павел в сослужении с еп. Лапландским Иоанном совершили отпевание А. Почивший был погребен на правосл. кладбище Хельсинки. Соч.: Uskon portilla. Helsinki, 1968; Ikkuna jäisyyteen. Helsinki, 1970. Лит.: Некролог//ЖМП. 1969. 12. С. 42. Ю. Лойма Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Рантала Петри; 1980-1984), викарный еп. г. Йоэнсуу Финляндской Автономной Православной Церкви (1980-1984)

http://pravenc.ru/text/64258.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010