Несмотря на возобновившиеся в 1911 г. гос. меры против А., особенно усилившиеся во время первой мировой войны, к 1917 г. в России число А. составляло ок. 7 тыс. чел. Декрет советского правительства «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (1918) породил у А. надежду на свободу вероисповедания. Руководство АСД заняло лояльную по отношению к новой власти позицию. В сент. 1920 г. в Москве на Всероссийской конференции АСД был создан Всероссийский союз общин АСД, насчитывавший уже 11 тыс. чел., принят устав, председателем избран Г. И. Лебсак. К тому времени почти все служители АСД иностранного происхождения покинули страну и ответственность за управление общинами легла на местных проповедников. Было создано издательство «Патмос», выпускавшее журналы «Благовестник», «Голос истины», «Адвентистский вестник», «Уроки субботней школы». В 1926 и 1927 гг. в гос. издательствах были изданы Библии большого и карманного формата, был разрешен завоз Библий из-за рубежа. В сер. 20-х гг. в церкви АСД произошел раскол. Было принято решение, разрешающее А. службу в армии. Тогда часть членов АСД отделилась, назвав себя Всесоюзной церковью верных и свободных адвентистов седьмого дня. В наст. время раскол преодолен. С 1929 г. начались преследования А., как и др. сектантских объединений. Их обвиняли в отказе от работы и в нежелании отпускать детей в школу по субботам, часто называли «агентами Германии и США» (История религии в России. Сб. М., 1998. С. 367). В сер. 30-х гг. Всесоюзный совет общин АСД прекратил свое существование. В 1937 г. умер в тюрьме Лебсак. Сразу после окончания второй мировой войны регистрация общин А. возобновилась, особенно активно - на освобожденных территориях. Однако регистрация продолжалась всего 2 года - в 1945-1946 гг. В 1946 г. был вновь сформирован Всесоюзный совет АСД, к-рый просуществовал до 1960 г. Кон. 40-х - нач. 60-х гг. характеризовались множеством внутриобщинных конфликтов и расколов. После запрещения совета А. вели полулегальное существование, хотя их деятельность не была запрещена официально. В 1970 г. авторитетный представитель церкви АСД из СССР М. П. Кулаков посетил Всемирный центр церкви АСД в США. В 1974 г. он вместе с вице-президентом Генеральной конференции Т. Карсичем нанес визит в Совет по делам религий при Совмине СССР, и наметилось потепление во взаимоотношениях между властями и АСД. 27 мая 1979 г. на проходившем в Туле совещании представителей различных общин АСД был сформирован Республиканский совет церкви АСД в России. В то же время на территории бывш. СССР параллельно действовали др. организации АСД - на Дал. Востоке, в Сибири, на Урале, в Центр. России и на Кавказе. В 1981 г. все разрозненные структуры АСД в России объединились, образовав Республиканский союз церкви АСД в РСФСР. В 1985 г. был создан временный Координационный совет АСД во главе с Кулаковым. Был установлен постоянный контакт с Генеральной конференцией АСД.

http://pravenc.ru/text/63490.html

Более подробно остановимся на периодизации славянофильства, предложенной С. М. Сергеевым, который пишет: " Первый этап (1839–1857 гг.) мы, вслед за С. С. Дмитриевым, считаем временем «теоретического» славянофильства, когда в дискуссиях с западниками и внутри самого кружка вырабатывались основные идеологемы «московских славян». Второй (1858–1882 гг.) – можно условно назвать «практическим». Он связан с активными попытками славянофилов претворить свои идеалы в общественной жизни. Здесь и участие в подготовке и проведении крестьянской реформы, и организация земского движения, и создание славянских комитетов, и активное воздействие на внешнюю политику во второй половине 1870-х гг. Крайняя дата – 1882 г. – выбрана не случайно: именно тогда проваливается аксаковский проект созыва Земского Собора, уходит в отставку «славянофильский» министр внутренних дел Н. П. Игнатьев и умирает близкий к славянофилам, популярный в стране генерал М. Д. Скобелев. Эти события, по сути, подвели черту под эпохой ощутимого влияния славянофилов на власть и общественность. (…) третий этап истории движения (1883–1910-е гг.) – есть время «позднего» славянофильства, период его «угасания», маргинализации, и, в конце концов, можно согласиться с Вл. С. Соловьевым , – «вырождения» (правда, сам Соловьев понимал сей «термин» в совершенно ином смысле)». «В 1880–1890-х гг. статус славянофильства как особого направления в русской общественной мысли значительно понизился. После кончины И. С. Аксакова у него не осталось (и не появилось позже) ни одного по-настоящему авторитетного лидера, после прекращения «Руси» – ни одного влиятельного печатного органа». «Славянофильство, несмотря на попытки обновления, постепенно превращается в замкнутую идеологическую секту с влачащими жалкое существование малотиражными и нечитаемыми газетами и журналами. Какую-то одну конкретную дату завершения славянофильства назвать затруднительно. Оно умирало вместе со своими «последними могиканами»: Н. П. Аксаковым (1909 г.), А. А. Киреевым (1910 г.), С. Ф. Шараповым (1911 г.), В. И. Ламанским (1914 г.), Ф. Д. Самариным (1916 г.), Д. А. Хомяковым (1918 г.), А. В. Васильевым (после 1917 г. (1929 г.))…» 2786

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

С сер. 90-х гг. ХХ в. получила распространение библиография на электронных носителях (CD-ROM) и в Интернете. Первой из церковных б-к выпустила CD-дucku Синодальная б-ка Московского Патриархата под сериальным названием «Библиотека русской религиозно-философской и церковно-исторической мысли: На исходе ХХ в.». Из планируемых 10 выпусков уже вышли 4, в т. ч. ж. «Путь» (П., 1925-1940) (текст и авторский указатель к нему); «Православная богословская энциклопедия» (СПб., 1900-1911); библиография не является целью этих изданий, а обрамляет богословский и справочный текст. Аналогичная ситуация и в разных ресурсных источниках, предоставляемых отечественному пользователю Интернета: как правило, библиография сопровождает рекламную информацию изд-в. Б. б. л. рус. эмиграции (1918-1990) Поскольку текущая регистрация издаваемой лит-ры практически отсутствовала в силу барьеров языковых (кириллическая графика), вероисповедных, юрисдикционных и др., время от времени новая лит-ра освещалась в рус. журналах: вначале в изд. «Русская книга» - «Новая русская книга» (Берлин, 1921-1923, информация затем вошла в ретроспективный указатель «Русская зарубежная книга» (Прага, 1924) - учтено 3666 книг и 611 периодических изданий; в 1959-1961 гг. в нью-йоркском журнале «Мосты» библиографом М. В. Шатовым были опубликованы списки рус. зарубежных изданий за 1957-1960 гг., но процент религ. изданий, отраженных в них, всегда был небольшим. Время от времени возникали попытки составления ретроспективных изданий: биобиблиографический словарь «Материалы для библиографии русских научных трудов за рубежом» (Белград, 1931-1941. 2 т.), а также указатели, напр., «Библиография русской зарубежной литературы, 1918-1968: В 2 т.» (Boston, 1970) (сост. Л. Фостер) и «Статистический обзор русской зарубежной литературы» (в сб. «Русская литература в эмиграции»/Сост. Л. Фостер, под ред. Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1972), «Библиография русских книг, изданных за пределами СССР, 1980-1989» (сост. Д. Арансом; Wash., 1990), «Bibliography of Russian Refugees in the Kingdom of S.

http://pravenc.ru/text/149151.html

Неприкосновенный капитал журнала, заключавшийся в процентных бумагах, в конце 1909 г. составлял 13000 руб 17 . Поскольку для полноценной деятельности журнала денег, выручаемых с его продаж, не хватало (первоначально подписная цена за год составляла от 6 до 8 руб. 18 ), немаловажную роль в поддержании его существования стали играть субсидии. Начиная с 1 янв. 1911 г. субсидия на издание «Богословского вестника» составила 2500 р. в год 19 . Ежегодно назначалась комиссия, состоявшая из трех человек, которая проверяла приходно-расходные книги редакции журнала и хранящиеся на складе книги 20 . Например, рассмотрение отчета за 1909 г. поручалось А. П. Шостьину, М. М. Богословскому и П. А. Флоренскому 21 , а за 1910 г. - М. Д. Муретову, С. И. Соболевскому и А. К. Мишину 22 . 3. Структура журнала В 1892-1900 гг. выходило 12 номеров в год, с 1901 г. номер за июль-август 7-8) стал выходить сдвоенным, с 1914 г. в связи с резким подорожанием бумаги и полиграфических услуг число сдвоенных номеров еще более возросло. Максимальное число сдвоенных номеров вышло в 1917 г.: в результате некоторые статьи, которые предполагалось издать в 4 номере, выходили в 4/5 сдвоенном номере 1917 г., а другие статьи, которые должны были выйти в начале года, выходили в сдвоеных номерах в конце года. Более ранний номер журнала, указывавшийся в нижнем колонтитуле некоторых статей, не соответствует реальному номеру, в состав которого они были включены 23 . Объем каждого номера составлял от 250 до 300 страниц. Первоначально в 1892-1898 г. годовой комплект журнала выходил в составе 4-х томов, каждый из которых состоял из трех последовательных номеров 24 , затем с 1899 по 1916 г. - в 3-х томах, по 4 номера в каждом 25 , и, наконец, в 1917-1918 г. - в 2-х, по 6 номеров в каждом томе 26 . Общее число номеров, изданных с 1892 по 1918 г. включительно, составило 321, общее число страниц - 88672 (без учета нескольких недоступных номеров 1918 г.). На передней обложке и на титульном листе «Богословского вестника» указывался номер тома и месяца, на обратной стороне передней обложки перечислялись академические издания и переиздания «Творений святых отцов в русском переводе».

http://bogoslov.ru/bv/bv.html

В нач. XX в. почти 2/3 производства продукции региона приходилось на предприятия пищевой промышленности; значительное развитие получило мукомольное производство (насчитывалось 56 паровых мельниц). Регион являлся важным центром маслоделия в Зап. Сибири. В результате проведения столыпинской аграрной реформы, вызвавшей мощную волну переселенчества, значительно увеличилось население территории совр. О. о. (в 1907 - свыше 561 тыс. чел., к 1914 - свыше 1 млн чел.), а Омск стал самым населенным городом Сибири. Показателем экономического развития региона стала 1-я Западно-Сибирская сельскохозяйственная, лесная и торгово-промышленная выставка в Омске (1911). В 1913 г. открыто постоянное движение по железнодорожной линии Тюмень - Куломзино (близ Омска). С нояб. 1917 по июнь 1918 г. на территории совр. О. о. действовали органы советской власти, затем в ходе гражданской войны регион перешел под контроль Временного сибирского правительства, в нояб. 1918 г.- Уфимской директории, с нояб. 1918 г. находился под властью «Омского правительства». В авг.-нояб. 1919 г. в результате наступления Восточного фронта РККА на территории совр. О. о. восстановлена советская власть. После этого в регионе начались административно-территориальные преобразования, связанные с созданием Омской губ. Начало им было положено постановлениями ВЦИК от 27 авг. 1919 г. о присоединении к еще не созданной губернии Ишимского, Тарского и Тюкалинского уездов Тобольской губ., 5 дек. 1919 г. образован Калачинский у. 3 янв. 1920 г. Сибревком официально утвердил наименование «Омская губерния» вместо «Акмолинская область». Новая губерния делилась на 10 уездов: Акмолинский, Атбасарский, Ишимский, Калачинский, Кокчетавский, Омский, Петропавловский, Тарский, Татарский, Тюкалинский. Декретом ВЦИК от 21 апр. 1920 г. Ишимский у. вошел в состав Тюменской губ., 18 янв. 1921 г. в состав Омской губ. был включен Славгородский у. Алтайской губ. В результате проведенного в 1921-1922 гг. размежевания между Омской губ. и образованной 26 авг.

http://pravenc.ru/text/2578403.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Творчество К. Леонтьева притягательно. Мало кто из русских мыслителей, которые творили после Леонтьева, не пытался постичь тайны творческой лаборатории Константина Николаевича, оценить его выводы, предложения и предвидения. При жизни К. Леонтьева мало замечали... «ЗАВТРА». Это уж так принято! Валентин КАТАСОНОВ. Но после смерти, как это ни парадоксально, он стал больше известен, о нём стали говорить, о нём стали писать. Прежде всего, о Леонтьеве писали те, кто лично его знал. Во-первых, это Лев Александрович Тихомиров (1852-1923), который был идейно близок Константину Леонтьеву. Тут следует, прежде всего, упомянуть работы Тихомирова «Славянофилы и западники в современных отголосках» (1892), «Русские идеалы и К.Н. Леонтьев» (1894), а также воспоминания о Леонтьеве, вошедшие позднее в сборник «Тени прошлого». (судя по архивным данным, воспоминания писались в 1920-1921 гг.). Обращается Тихомиров к теме творчества Леонтьева и в своей фундаментальной работе «Монархическая государственность» (1904). Во-вторых, православный священник и публицист Иосиф Фудель(1864-1918), оставивший свои размышления о Леонтьеве в виде очерка «Культурный идеал К.Н. Леонтьева» (1895). Между прочим, И. Фудель подготовил и издал в 1912-1913 гг. девять из задуманных двенадцати томов собрания сочинений Константина Леонтьева и написал предисловие к нему. В-третьих, известный русский писатель В.В. Розанов (1856-1919), у которого с Леонтьевым также была крепкая дружба. Свои взгляды на творчество Леонтьева Розанов изложил в статье «К.Н. Леонтьев» (написана в 1895 г.). Позднее им были написаны статьи «Константин Леонтьев и его «попечители» (1910), «К 20-летию кончины К.Н. Леонтьева» (1911) «Неоценимый ум» (1911). Между прочим, в «Уединённом» (одном из наиболее известных произведений Розанова) Леонтьев включён в список тех немногих людей, которых Розанов считал «сильнее», «оригинальнее» себя. Упомянутые выше и некоторые другие авторы, лично знавшие Леонтьева и находившиеся в духовной близости с ним, оставили очень интересные, взвешенные отзывы о творчестве Константина Николаевича.

http://ruskline.ru/opp/2015/oktyabr/13/v...

В дальнейшем в ЮАС состоялись три переписи — в 1918, 1921 и 1926 гг., однако не все они содержат полные данные о конфессиональной принадлежности всех расовых групп доминиона, уделяя основное внимание религиозным предпочтениям белого населения. Только перепись 1921 г. имела статус общенациональной, то есть охватывающей всех жителей ЮАС; именно она дает возможность судить о главных направлениях изменений конфессиональной структуры населения страны. За десять лет, прошедших с 1911 г., христианство стало доминирующей религией ЮАС, приверженцы которого теперь составляли более 52% его жителей (табл. 1). Определяющий вклад в рост христианской популяции внесло коренное население: численность черных христиан к 1921 г. достигла 1645 тыс. (доля христиан среди народов банту выросла до 35%), то есть возросла за десятилетие на 600 тыс. человек, или более чем на 52%. В то же время христиан европейского происхождения насчитывалось 1457 тыс., цветного и азиатского, соответственно, 514 и 8 тыс. Наибольшим влиянием среди коренного населения пользовались методисты, паства которых составляла 40% численности христиан этой группы (661 тыс. последователей), англикане — 18% (290 тыс.) и лютеране — 12% (195 тыс.). В 1921 г. в конфессиональном ландшафте Южной Африки впервые официально фиксируется направление, которому спустя более чем семь десятилетий было суждено стать его важнейшей составляющей, — африканские независимые церкви. В опросных листах АНЦ фигурируют под наименованием «различные христианские секты» с числом приверженцев 41 тыс. чел. Однако, скорее всего, часть адептов АНЦ могла попасть в категорию «другие церкви» — в таком случае их численность может увеличиться более чем в два раза. Свою долю в населении Южной Африки в 1911–1921 гг. заметно повысили фактически все основные направления христианства, за исключением конгрегационалистов. Однако наибольшего роста достигли те деноминации, в которых преобладало черное население. Прежде всего, это методисты (79% черных прихожан), пресвитериане (57%), католики (44%) и англикане (40%) — каждая из этих церквей обеспечила себе прирост последователей более чем на 35%. Дополнительным фактором рекордных темпов прироста численности католиков — более 53% за десятилетие — стал высокий уровень иммиграции их единоверцев.

http://bogoslov.ru/article/6195794

Коллегия Сан-Паулу После революции 1910 г. и провозглашения республики проводились коренные реформы системы образования, закрепленные в т. н. Университетской конституции 1911 г. и в Статуте 1918 г. Были основаны ун-ты в Лиссабоне и Порту, высшие учебные заведения стали автономными. Изменилась и структура образования: в 1911 г. в К. упразднили богословский фак-т, на основе фак-тов философии и математики организовали фак-ты историко-филологический (Faculdade de Letras; ему предшествовали созданные в сер. XIX в. Высшие историко-филологические курсы) и естественнонаучный (Faculdade de Ciência; с 1972 Faculdade de Ciência е Tecnologia). Официально было закреплено отделение ун-та от Церкви. В 1912 г. в ун-те К. создана 1-я в стране лаборатория экспериментальной психологии, в 1921 г.- фармацевтический фак-т. Ун-т играл важную роль в разработке гос. идеологии после прихода к власти А. ди Оливейры Салазара, бывш. профессора экономики в К., и установления режима «Нового государства» (1933-1974); Оливейра Салазар нередко формировал кадровый состав правительства из числа профессорско-преподавательского состава ун-та. Памятники эпохи «Нового государства» - построенные в 1941-1966 гг. в университетском квартале (Alta Universitária) здания архива и б-ки, историко-филологического и медицинского факультетов и др. (архитекторы Ж. А. Коттинелли Телму (до 1948), К. да Силва). В 50-х гг. XX в. в студенческой среде усилилась борьба с авторитарным режимом. В 1969 г. студенческие волнения после церемонии открытия нового учебного корпуса привели к отставке ректора и министра образования. В наст. время ун-т и структурно, и топографически состоит из 3 частей. В основную часть (Alta Universitária) входят ректорат и адм. структуры, находящиеся в историческом здании ун-та вместе с юридическим, историко-филологическим и психологическим (создан в 1980) фак-тами. В эту часть также включены отделения архитектуры, биохимии, естественных наук, химии, физики, географии, геологии и математики, фак-т естественных наук и технологий (FCTUC), главная б-ка (всего в ун-те 23 б-ки) и университетский архив. Вторую часть составляют инженерные факультеты и отделения: факультеты электротехники и вычислительной техники, химической технологии, инженерно-механический, отд-ния вычислительной техники и строительства. Третья часть - это медицинский и фармацевтический факультеты, связанные с ним научно-исследовательские лаборатории (центр неврологии и клеточной биологии, центр фармацевтических исследований и др.). В 1972 г. был создан экономический факультет, расположенный несколько обособленно. В 1985 г. в честь ун-та названа Коимбрская группа, объединяющая старейшие ун-ты Европы. В 1990 г. торжественно отмечалось 700-летие ун-та. По данным на 2013 г., при общей численности населения города в 143 тыс., студентов насчитывалось ок. 23,5 тыс., преподавателей ок. 1,5 тыс. чел. С 2013 г. здания ун-та включены в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010