протоиерей Сергий Савинский (13.02.1877–25.08.1954) Нравственно-аскетические труды Проповеди протоиерей Сергий Савинский Член учебного комитета при Священном Синоде. Биография Родился 13 февраля 1877 года в селе Никола-Корма Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье священника. Детство провел в кругу родной семьи и под сенью храма, в котором служил его отец. В 1897 году окончил Ярославскую духовную семинарию, в 1901 году - Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом при академии. Вступил в брак. С 16 августа 1902 года был назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Черниговской духовной семинарии. Здесь, по отзыву учеников, он сразу же показал себя выдающимся преподавателем. Молодой по возрасту, скромный и тихий по виду, застенчивый и несловоохотливый в обращении, Сергей Васильевич преображался в классе. Строго, ясно, убежденно, логически стройно излагая догматические истины христианского вероучения, он требовал от своих слушателей полного внимания и серьезной работы по усвоению этих истин. Вспоминая его преподавательскую деятельность, его ученик по семинарии, протопресвитер Н. Ф. Колчицкий сказал: «Сергей Васильевич так заинтересовал нас своим предметом и дал нам такие глубокие и прочные знания, что, когда мы, по окончании семинарии, поехали учиться в академию, то там уже легко усваивали богословские науки. Неудивительно, что, занимаясь в академии, мы особенно оценили выдающиеся педагогические дарования нашего черниговского преподавателя». С 1 июня 1907 года - магистр богословия. С 28 сентября 1916 года одновременно - инспектор Черниговской духовной семинарии. Печатал статьи в журналах « Христианин», «Вера и разум», «Вера и жизнь» и в местной Черниговской газете «Черниговский край». В 1944 году он был призван патриархом Сергием (Страгородским) к работе по организации новой богословской школы. Ему пришлось положить много инициативы и труда на организацию сначала Богословского института, а затем академии и семинарии в роли проректора, затем инспектора, а потом и ректора. Его огромный педагогический и административно-инспекторский опыт весьма пригодился и при составлении учебных программ, и при организации внутреннего распорядка в новой духовной школе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

профессор Сергей Сергеевич Верховской (18.07.1907–04.08.1986) Труды на иностранных языках профессор Сергей Сергеевич Верховской Философ и богослов русского зарубежья. Активный член и один из руководителей Русского студенческого христианского движения. Биография Родился 5 (18) июля 1907 года в семье потомственных дворян. В 1920 году семья Верховских эвакуировалась в Константинополь с армией генерала П. Н. Врангеля, в 1921 году переехала в Чехословакию. Среднее образование он получил в Праге, затем учился в Братиславском университете и Парижском университете. В 1931 году женился на Ольге Сергеевне Четвериковой, дочери протоиерея Сергия Четверикова . В 1932—1936 годы учился в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже, там же защитил диссертацию «Учение об идеях Ф. А. Штауденмайера». В 1937—1941 годы являлся секретарем Русского студенческого христианского движения (РСХД). В 1944—1952 годы преподавал в Свято-Сергиевском богословском институте нравственное богословие, историю философии. Одновременно, в 1945—1952 годы, был председателем братства Христа Спасителя в Париже. Член епархиального совета Русского экзархата константинопольского патриархата от мирян. В 1952 году по приглашению Свято-Владимирской духовной семинарии переехал в США, занимал должность профессора догматического, нравственного и сравнительного богословия. В 1955 году назначен проректором семинарии. В 1953 году опубликовал ряд статей на английском языке в журнале «St. Vladimir " s Theological Quarterly», большая часть которых работ вошла в сборник «Свет мира». В 1956 году увидело свет фундаментальное исследование Верховского «Бог и человек», в котором рассматриваются свойства Бога, учение о Святой Троице и связь человека с Богом согласно Священному Писанию и святоотеческому наследию. Верховской причислял себя к богословам «неопатристического» направления, таким как В. Н. Лосский , прот. Георгий Флоровский и прот. Иоанн Мейендорф . Он считал, что святоотеческое наследие необходимо изучать в свете Св. Писания, являвшегося основой для творений отцов Церкви. В изложении Верховского православное догматическое богословие представляет собой синтез библейского учения в толковании отцов Церкви, Вселенских Соборов, церковных канонов и литургических текстов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Сергей Королев. Слова " авиация " , " ракетостроение " и " гениальность " сразу приходят на ум, едва услышишь это имя. Но, кроме гениальности, каждому необходимы любовь к своему делу, ответственность и неутомимость. Всеми этими качествами обладал основоположник практической космонавтики, великий русский ученый… и православный христианин Сергей Королев. Рассказ о его жизни и деятельности едва помещается в толстые книги. Одна же из самых коротких энциклопедических статей поясняет: Королев Сергей Павлович (1907-1966 годы) — ученый и конструктор, академик АН СССР (1958 год), дважды Герой социалистического труда (1956, 1961 годы). Репрессирован в 1938 году; отбывал заключение на Колыме (1938-1940 годы), затем в режимных конструкторских бюро в Москве (1940-1942 годы) и Казани (1942-1944 годы). Под руководством С. П. Королева были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники земли, спутники различного назначения, космические корабли " Восток " , " Восход " , на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в открытый космос… Суть сухих строчек оживает в воспоминаниях самого Королева: " Работать над ракетами практически я начал лишь в 1932 году в ГИРДе. Однако, несмотря на трудность, а также полную новизну дела и отсутствие какой-либо помощи и даже консультации, мною совместно с моими товарищами по работе (1935-1938 годы) достигнуты положительные результаты. Последовательно разработан и осуществлен целый ряд опытных ракет 06, 216, 212, 217, 201301). Начаты работы над первым ракетным самолетом. Параллельно в этой экспериментальной работой произведена большая работа по теории ракетной техники. Нашлись влиятельные люди, которые отмахнулись от наших предложений. Кое-кто обвинил нас, что мы мешаем оборонным мероприятиям. Вы поймете смысл подобного обвинения в те годы. Мы потеряли значительное время и несколько замечательных творческих людей. Это были страшные годы " . Предполагают, что, возможно, именно в эти страшные годы Сергей Павлович обратился к Богу. Сейчас можно прочесть немало воспоминаний людей, лично знавших ученого, которые свидетельствуют о том, что академик Королев был глубоко верующим человеком. Самое известное из этих свидетельств принадлежит монахине Силуане, в миру Надежде Андреевне Соболевой, а записано и опубликовано оно было православным писателем Александром Трофимовым.

http://pravoslavie.ru/52933.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАНДЗАКИС [греч. Καζαντζκης] Никос (18.02.1883, Ираклион, Крит - 26.10.1957, Фрайбург-им-Брайсгау, ФРГ), греч. писатель и поэт. Был старшим ребенком в семье торговца Михалиса и Марии К., имел 2 младших сестер и брата, умершего в детстве. В 1889 г. из-за антиосманского восстания на Крите семья К. провела неск. месяцев в Пирее (порт Афин). В 1897 г., после начала революции на Крите, семья на 2 года переехала на о-в Наксос, где К. посещал католич. франц. коллеж Честного Креста, изучил франц. и итал. языки. В 1902 г. поступил на юридический фак-т Афинского ун-та, окончил его с отличием; в 1907 г. поступил в аспирантуру в Париже, посещал лекции А. Л. Бергсона , философия к-рого повлияла на формирование его мировоззрения; в 1909 г. К. защитил дис. «Фридрих Ницше в философии права и государства». В 1910 г. К. вернулся в Афины, женился на писательнице Галатее Алексиу (Казандзаки, 1881-1963), с к-рой прожил до 1926 г. С 1945 г. был женат 2-м браком на Элени Самиу, с которой был знаком с 1924 г. Н. Казандзакис. Фотография. 1907 г. Н. Казандзакис. Фотография. 1907 г. В 1912 г., с началом 1-й Балканской войны, К. вступил добровольцем в греч. армию, работал в канцелярии премьер-министра Э. Венизелоса. В 1914 г. вместе с греч. поэтом А. Сикелианосом путешествовал по историческим местам Греции, в т. ч. посетил Св. Гору Афон . В 1919 г. Венизелос назначил К. генеральным директором Мин-ва социального обеспечения и поручил организовать репатриацию из Закавказья ок. 150 тыс. греков, бежавших от гражданской войны. В 20-х гг. К. совершил поездки во Францию, в Германию, Австрию, Италию. В 1922 г. в Италии К. познакомился с Л. И. Шестовым , изучал рус. язык; в 1928 г. встречался с М. Горьким; был знаком также с Ф. Т. Маринетти, брал интервью у Б. Муссолини, М. Риверы. В 1925-1927 гг. как корреспондент К. неоднократно посещал СССР, в ходе одной из поездок работал над сценариями для советского кинематографа. Заметки о рус. лит-ре легли в основу кн. «История русской литературы» в 2 томах (Ιστορα της Ρσικης λογοτεχνας. Αθνα, 1930). В 1927 г. К. посетил Синай. В 1929-1933 гг. жил попеременно в Германии, во Франции и в Испании. В 1935 г. совершил путешествие в Японию и Китай; в 1939 г. посетил Великобританию. В период нем. оккупации Греции (1941-1944) К. жил на о-ве Эгина; в окт. 1944 г. переехал в Афины. В 1945 г. вернулся к политической деятельности, на короткое время стал председателем Союза рабочих социалистов и министром без портфеля в правительстве Т. Софулиса. В 1946-1948 гг. К. жил в Париже, где недолго работал в ЮНЕСКО советником по вопросам литературы, затем переехал в Антиб. К этому времени творчество К. приобрело мировую известность. В 1956 г. по решению Всемирного совета мира К. был награжден Международной премией мира; трижды выдвигался на Нобелевскую премию по лит-ре. В 1957 г. совершил поездку в Китай.

http://pravenc.ru/text/1319796.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ Варлаам (Пикалов), архиеп. Свердловский. Внутренняя тюрьма НКВД. Фотография. 1944 г. Варлаам (Пикалов), архиеп. Свердловский. Внутренняя тюрьма НКВД. Фотография. 1944 г. (Пикалов Константин Васильевич, 10.12.1885, г. Ливны Орловской губ.- 31.07.1946, г. Н. Тагил Свердловской обл.), архиеп. Свердловский. Из семьи мещан. По окончании в 1905 г. Ливенского реального уч-ща сдал экзамены по богословским дисциплинам в Волынской ДС и в 1907 г. поступил вольнослушателем в МДА. В 1910 г. принял монашеский постриг с именем В., 14 апр. того же года рукоположен во иеродиакона, 12 марта следующего года - во иеромонаха. По окончании в 1911 г. МДА со степенью канд. богословия был назначен преподавателем в Новгородскую ДС, 12 сент. 1912 г. переведен в КазДА на должность помощника инспектора, с 24 авг. 1913 г. инспектор в Александровской ДС. В марте 1914 г. уволен в распоряжение Полтавского архиерея. В июле назначен наместником Яблочинского прп. Онуфрия Великого муж. мон-ря Холмской епархии. С июля 1915 г. по 1921 г. в сане архимандрита был настоятелем ц. во имя Страстей Господних (Киновия), приписанной к Спасо-Преображенскому мон-рю в Саратове. В мае 1921 г. был хиротонисан во епископа Новосильского, викария Тульской епархии, в февр. 1922 г. переведен на Ефремовское вик-ство той же епархии. 1 июня 1922 г. арестован Тульским ОГПУ по факту переписки с Тульским еп. сщмч. Иувеналием (Масловским) , к-рый обвинялся в сопротивлении изъятию церковных ценностей . 24 июня В. был освобожден и на суде выступал в качестве свидетеля. В марте 1923 г. в Саратове участвовал в епископской хиротонии Петра (Соколова) . 17 мая уехал в дер. Беленькие Саратовской губ., где жил у духовной дочери. Отказался от предложения еп. Петра возглавить Покровское вик-ство Саратовской епархии, заявив, что не намерен искать себе кафедру. Арестован 10 авг. 1923 г. по обвинению в участии в контрреволюционной орг-ции, содержался в одиночной камере саратовского губисправдома, 7 дек. 1923 г. освобожден. 11 марта 1925 г. назначен епископом Каширским, викарием Московской епархии, 4 нояб. 1926 г. отчислен за штат по состоянию здоровья, поселился под Москвой, затем в Москве. Определенного прихода не имел, по большим праздникам служил в ц. свт. Николая в Пыжах, молиться ходил и в др. храмы; на квартиру В. приходили на исповедь иподиаконы, прислуживавшие при архиереях. По вопросу церковно-гос. отношений В. придерживался позиции Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) .

http://pravenc.ru/text/154201.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Иоанн (Гарклавс), архиеп. Чикагский и Миннеаполисский. Фотография. 70-е гг. ХХ в. Иоанн (Гарклавс), архиеп. Чикагский и Миннеаполисский. Фотография. 70-е гг. ХХ в. (Гарклавс Янис (Екабович); Гарклава Иван Яковлевич; 25.08. 1898, Умурга (Унгуре) Венденского у. Лифляндской губ.- 11.04. 1982, Чикаго, США), архиеп. Чикагский и Миннеаполисский Православной Церкви в Америке (ПЦА). Род. в латыш. крестьянской семье. В 1907-1912 гг. учился в приходской школе г. Лемзаль (с 1917 Лимбажи). В 1915 г. вступил в латыш. добровольческие военные части («латышские стрелки») в составе российской армии. Участвовал в первой мировой и в гражданской войне в России. В 1921 г. вернулся в Латвию, работал портным. В том же году стал псаломщиком Александро-Невской ц. в Лимбажи. В 1933 г. поступил в Рижскую ДС. По окончании семинарии 27 сент. 1936 г. Елгавским еп. Иаковом (Карпом) рукоположен целибатом во иерея к Христорождественской ц. в пос. Кошрагс. Одновременно окормлял приходы церквей во имя св. Арсения в пос. Калнциемс и во имя святых Константина и Елены в пос. Дундага, а также храм в Талси. Был возведен в сан протоиерея. Во время второй мировой войны активно помогал Патриаршему экзарху Прибалтики Литовскому и Виленскому митр. Сергию (Воскресенскому) . Добился от нем. властей права служить в лагерях советских военнопленных. В июле 1942 г. зачислен в состав братии вильнюсского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужского монастыря . 26 нояб. того же года принял монашеский постриг с именем Иоанн. 3 янв. 1943 г. возведен в сан архимандрита. 28 февр. того же года хиротонисан во епископа Рижского. Хиротонию в Христорождественском соборе Риги возглавил экзарх митр. Сергий (Воскресенский). 29 окт. 1943 г. митр. Сергий назначил его 2-м кандидатом в свои заместители. В кон. лета - нач. осени 1944 г. исполнял обязанности временно управляющего Экзархатом. В это же время руководил «Внутренней православной миссией в Литве» (см. Псковская миссия ), которая обслуживала духовные нужды военнопленных (до запрета нем. властями) и перемещенных в Латвию рус. жителей оккупированных территорий. Организовал при рижском соборе еженедельные религиозно-нравственные беседы. 22 сент. 1944 г. в связи с приближением советских войск был по приказу нем. командования эвакуирован из Риги в Лиепаю, а 9 окт. отправлен морем в Германию. Взял с собой вывезенную немцами из г. Тихвина чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери .

http://pravenc.ru/text/469468.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРОДНЕНСКАЯ И ВОЛКОВЫССКАЯ ЕПАРХИЯ Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Гродно. 1907 г. Фотография. 2006 г. Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Гродно. 1907 г. Фотография. 2006 г. Белорусского Экзархата РПЦ, учреждена в янв. 1900 г. как Гродненская и Брестская, в 1923-1939 гг.- Гродненская и Новогрудская (в 1925-1939 в составе Польской правосл. автокефальной Церкви), в кон. 1939 г. упразднена, в 1940-1941 гг.- Гродненская и Вилейская, в 1942-1944 гг. Гродненская и Белостокская (в составе Белорусской правосл. автокефальной Церкви), в 1945-1948 гг.- Гродненская и Барановичская, в 1949-1950 гг.- Гродненская и Лидская, в 1951 г.- Гродненская и Брестская, в том же году упразднена, 18 февр. 1992 г. восстановлена в составе Белорусского Экзархата РПЦ с совр. названием. Г. и В. е. занимает зап. часть Гродненской обл. Республики Беларусь, разделена на 8 благочиннических округов: Берестовицкий, Волковысский, Гродненскийгородской, Гродненский районный, Зельвенский, Мостовский, Свислочский, Щучинский. Кафедральный город - Гродно. Кафедральный собор - в честь Покрова Пресв. Богородицы. Правящий архиерей - еп. Артемий (Кищенко ; с 4 февр. 1996). К янв. 2006 г. в епархии действовало 87 приходов, служили 87 священников и 6 диаконов. Христианство на гродненских землях в X-XIX вв. X - кон. XVI в. Согласно Туровскому уставу (XIV в.) и Киево-Печерскому Патерику в редакции архим. Иосифа (Тризны) (XVII в.), города Понеманья (Чёрной Руси) Городно (Городня, Городень, с XVI в. Гродно) и Волковыск (Волковыеск) первоначально входили в состав Туровской епархии, учрежденной в кон. XI или в 1-й четв. XII в. Туровский устав. Список XVI в. (ОР РГБ. Ф. 304/I. 714. Л. 73–73 об.) Туровский устав. Список XVI в. (ОР РГБ. Ф. 304/I. 714. Л. 73–73 об.) Туровский устав. Список XVI в. (ОР РГБ. Ф. 304/I. 714. Л. 73–73 об.) По археологическим данным, Городно возник в кон. X - нач. XI в. на высоком мысе Замковой горы, у впадения р. Городничанки (Городни) в Неман как укрепленный пункт слав. племен дреговичей и волынян на балтско-ятвяжских землях. Город быстро развивался. В XI - 1-й пол. XII в. укрепленный детинец имел деревянную жилую застройку, неск. улиц, выходивших на площадь; не исключено, что на ней располагался деревянный правосл. храм. Вокруг детинца (Старого замка) позднее был построен укрепленный окольный ремесленно-торговый город (Новый замок). В нач. XII в. город стал столицей Городенского княжества, правители к-рого были связаны политическими и династическими узами с владимиро-волынской ветвью Мономашичей, поддерживали последних в борьбе за обладание Киевом.

http://pravenc.ru/text/168161.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛИНОВ Иван Гаврилович (5.11.1872, дер. Кудашиха Балахнинского у. Нижегородской губ.- 8.06.1944, там же (Городецкий р-н Горьковской обл.)), книгописец и художник книги. Из семьи крестьян- беглопоповцев . В юности увлекся копированием лицевых рукописных книг, ориентировался на работы местных каллиграфов-старообрядцев, преимущественно работавших в городецкой книгописной мастерской, к-рая принадлежала видному деятелю беглопоповства Г. М. Прянишникову , собирателю рукописей, троюродному дяде Б. Первые работы книгописца - тетради с текстами канонов избранным святым и праздникам - продавались в Городце, крупнейшем центре беглопоповства в XIX в. В 15 лет Б. написал большой «Канонник», через год - лицевой «Толковый Апокалипсис». Со временем Б. начал получать многочисленные заказы на изготовление рукописных книг как для нижегородских крестьян-старообрядцев, так и для коллекционеров - П. А. Овчинникова , Прянишникова, Н. П. Никифорова, П. П. Ведерникова и др. В дек. 1899 г. работа Б. «Канон Честному Кресту», написанная «под древность», с орнаментированными украшениями, была показана на славяно-рус. палеографической выставке в С.-Петербурге. И. Г. Блинов. Фотография. Нач. ХХ в. И. Г. Блинов. Фотография. Нач. ХХ в. В 1900-х гг. Б. жил в городах Балахна и Горбатов Нижегородской губ., в 1905-1906 гг. по заданию Нижегородской думы изучал рукописи Соловецкого мон-ря в б-ках Казанского ун-та и КазДА. В нач. XX в. книгописец жил также в Москве и С.-Петербурге, изучал древние лицевые памятники письменности в отделах рукописей и старопечатных книг Исторического музея, Московского Публичного и Румянцевского музеев и имп. Публичной б-ки, в Синодальной б-ке и б-ке Троице-Сергиевой лавры; с иконографическими сюжетами знакомился в Третьяковской галерее. Участвовал в работе 3-го областного археологического съезда (Владимир, 1906). В марте 1907 г. Совет Всероссийского съезда старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию , заказал Б. написать слав. азбуку.

http://pravenc.ru/text/149385.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ Иосиф (Моржаков), архиеп. Московский Русской православной старообрядческой Церкви. Фотография. Ок. 1970 г. Иосиф (Моржаков), архиеп. Московский Русской православной старообрядческой Церкви. Фотография. Ок. 1970 г. (Моржаков Иван Михайлович; 30.11.1885, дер. Пиявочное Озеро Арзамасского у. Нижегородской губ.- 3.11.1970, Москва), архиеп. Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой Церкви (см. Белокриницкая иерархия ). Иван Моржаков в 5 лет лишился отца. В 11 лет был отдан на воспитание в старообрядческий мон-рь близ дер. Елесино Семёновского у. Нижегородской губ., где пробыл до 17 лет, обучился церковному чтению и пению. Большое влияние на И. Моржакова оказал живший в с. Безводном Нижегородской губ. старообрядческий писатель-апологет Арсений (Швецов) . С июня 1907 по дек. 1909 г. Моржаков служил псаломщиком в с. Климотине Балахнинского у. В дек. 1909 или в янв. 1910 г. еп. Иннокентием (Усовым) был рукоположен во диакона и поставлен на приход в с. Василёве (ныне г. Чкаловск Нижегородской обл.), в апр. 1916 г. еп. Иннокентием рукоположен во иерея к старообрядческому кафедральному Успенскому собору в Н. Новгороде, в следующем году возведен в сан протоиерея за образцовое исполнение обязанностей казначея Нижегородско-Костромской епархии. В 1924 г. о. Иоанн Моржаков овдовел, оставшись с 7 детьми, вскоре в результате несчастного случая погиб его старший сын. В 1927 г. на старообрядческом соборе в Москве священник был избран кандидатом в епископы, однако от хиротонии отказался. В 1930 г. вслед. нервной болезни, вызванной смертью жены и сына, был вынужден временно оставить служение. В 1935 г. о. Иоанн был арестован в Москве, осужден по обвинению в «контрреволюционной агитации», с дек. 1935 по июль 1938 г. находился в Карагандинском ИТЛ. После окончания срока заключения поселился в Ржеве, где работал закройщиком в артели портных «Красный швейник». В 1941 г., после захвата города нем. войсками, о. Иоанн и бригадир артели отказались шить для фашистских солдат полушубки. О. Иоанн бежал в дер. Медведки Смоленской обл. После освобождения деревни советскими войсками уехал в Арзамас, поселился в дер. Бебяево Арзамасского р-на Горьковской обл. До 1944 г. работал в колхозе, затем переехал в г. Бор Горьковской обл. к дочерям.

http://pravenc.ru/text/578523.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРНИЛИЙ Прп. Корнилий Крыпецкий. Фотография. Кон. XIX в. (архив Крыпецкого мон-ря) Прп. Корнилий Крыпецкий. Фотография. Кон. XIX в. (архив Крыпецкого мон-ря) (Поляков Лука Михеевич; 1841, дер. Вел. Село Псковского у. и губ.- 28.12.1903, Крыпецкий во имя ап. Иоанна Богослова мон-рь), прп. (пам. 28 дек., 9 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Крыпецкий, старец Крыпецкого во имя ап. Иоанна Богослова мон-ря . Основным источником сведений о К. являются материалы к его жизнеописанию, собранные по благословению митр. Сергия (Воскресенского) псковским свящ. А. В. Ионовым (1907-1977), который встречался и беседовал с иером. Амфилохием (Егоровым; † после 1944), В. С. Графовым, крестьянином дер. Овсищи Псковского у., и др. очевидцами, лично знавшими подвижника. Род. в крестьянской семье Михея Алексеевича (1796-1846) и Вассы Григорьевны (1806-1873), был 5-м, младшим ребенком в семье. В родном селе Лука был пастухом, с отрочества отличался смирением; по свидетельству местных жителей, он часто брал на себя чужие грехи, напр. озорничавших деревенских мальчиков. С детства Лука особо почитал ап. Иоанна Богослова, в 1875 г. пришел в Крыпецкий мон-рь, посвященный евангелисту. В 1876 г. указом Псковской духовной консистории зачислен в послушники, трудился на скотном дворе, пас монастырских коров. 12 дек. 1877 г. по благословению Псковского еп. Павла (Доброхотова) архим. Николаем (Авенировым) Л. М. Поляков был пострижен в монашество с именем Корнилий в честь Корнилия сотника. Основным послушанием К. стал сбор пожертвований на ремонт построек мон-ря. Зная безупречную честность и добрый нрав монаха, жители окрестных сел охотно жертвовали ему свои сбережения. При этом К. часто беседовал с верующими, наставлял их, постепенно стал известен как молитвенник, наделенный даром предсказаний и подвигом юродства. С почтением относился к болящему юродивому Матфею Кондратьеву († 1905) из с. Малы Псковской губ. Нек-рое время К. служил в обители гостинником. В монастырских клировых ведомостях 90-х гг. XIX в. значился неграмотным.

http://pravenc.ru/text/2458685.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010