Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание К. Кеньон. Фотография. 1962 г. [англ. Kenyon] Кэтлин Мэри (5.01.1906, Лондон - 24.08. 1978, Эрбисток, близ Рексема, Уэльс), английский археолог, исследователь Палестины. Старшая дочь Ф. Дж. Кеньона (1863-1952), папиролога, директора и ведущего библиотекаря Британского музея. Окончила Школу для девочек св. ап. Павла в Лондоне и Сомервилл-колледж в Оксфорде (1929) по специальности «историк». Затем приняла участие в первых раскопках в Юж. Родезии (ныне Зимбабве) под рук. Г. Кейтон-Томпсон, ученицы У. М. Ф. Питри . 1930-1935 годы стали определяющими для дальнейшей деятельности К.: она стала участницей экспедиции, проводившей раскопки в Веруламии, римском поселении на севере от Лондона (руководители - Р. Э. М. Уилер и Т. В. Уилер), а в межсезонье, когда раскопки прерывались, участвовала в экспедиции Дж. У. Кроуфута в Самарии (1931-1935). В Веруламии М. Уилер познакомил К. с принципами и техникой нового стратиграфического (послойно-квадратного) метода раскопок, который начали использовать еще до первой мировой войны. К. стала его лучшей ученицей и последовательницей в применении этого метода, который впосл. получил имена их обоих. Кроуфут, напротив, производил в Самарии раскопки традиционным для большинства палестинских археологов методом, сочетающим разрезы и широкие расчистки площадей с выделением слоев путем анализа керамики. Кроуфут позволил К. в Самарии впервые опробовать новый метод (см. в. ст. Археология библейская ). По возвращении в Великобританию К. стала соосновательницей (вместе с Уилерами) Ин-та археологии при Лондонском ун-те (формально открыт в 1937) и 1-м секретарем ин-та; в годы войны была временно исполняющим обязанности директора. До и после второй мировой войны (во время которой она служила в Красном Кресте) К. проводила раскопки на объектах в Великобритании. С 1948 по 1962 г. читала в Ин-те археологии лекции по палестинской археологии, участвовала в полевых работах в Саттон-Уолс (Великобритания), в Сабрате (Ливия), в Иерихоне и Иерусалиме (тогда на территории Иордании ). В 1951-1962 гг. К. была почетным директором Британской школы археологии в Иерусалиме, это позволило ей привлечь новые средства для раскопок на Св. земле.

http://pravenc.ru/text/1684203.html

Ю.И. Белоногова Литература Андреев Г.Л. Христианская периодическая печать на русском языке. 1801–1917 годы. Нью-Йорк, 1997. Т. 1–3. Андреева Ю. С. Деятельность православного духовенства по воспитанию трезвого образа жизни среди населения Оренбургской епархии во второй половине XIX – начале XX вв.//Культура и искусство в памятниках и исследованиях. Челябинск, 2006. Вып. 4. С. 66–73. Антология социальной работы. М., 1994. Анфимов A.M. Динамика землевладения в России, 1906–1914 гг. М., 1989. Анфимов A.M. К вопросу о характере аграрного строя Европейской России в начале XX в.//Исторические записки. М., 1959. Т. 65. Анфимов A.M. Налоги и земельные платежи крестьян Европейской России в начале XX века (1901–1912 гг.)//Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 1962 г. Минск, 1964. С. 489–505. Анфимов A.M. Российская деревня в годы Первой мировой войны (1914 – февраль 1917). М., 1962. Бабкин М.А. Духовенство русской Православной Церкви и свержение монархии (начало XX в. – конец 1917 г.). М., 2007. Баранова О.Г. Рождественско-святочная обрядность русского населения Вятского края (XIX-XX вв.)//Малые города России: Культура, традиции. М.; СПб., 1994. Басин И. Пастырь на рубеже эпохи//Православная община. 1996. С. 75–91. Белозеров Н.А. Проблема корпоративного сознания приходского духовенства (по материалам Русского Севера)//Религия и Церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. Киров, 1991. Белоусов А.Ф. Образ семинариста в русской культуре и его литературная история (от комических интермедий XVIII в. до романа Надежды Хвощитской «Баритон»//Традиции в фольклоре и литературе. СПб., 2000. Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М., 2004. Бердинских В.А. Приходское духовенство в развитии краеведения в XIX веке//Вопросы истории. 1988. 10. Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. Беркевич А.Б. Крестьянство и всеобщая мобилизация в июле 1914 г.//Исторические записки. М., 1947. Т. 23. С. 3–43. Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни : Очерки по церковной этнографии М., 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К.А. Максимович Литература Алмазов I–III – Алмазов А. И. Тайная исповедь в православной восточной Церкви. Опыт внешней истории. Исследование преимущественно по рукописям. Т. I–III. Одесса, 1894 [репринт: М., 1995]. Баранкова 1998 – Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского. Ранняя русская редакция. Изд. подг. Г. С. Баранкова. М., 1998. Баранов 2003 – Баранов В. А. Формирование определительных категорий в истории русского языка. Казань, 2003. Барт 1975 – Барт Р. Основы семиологии (сокр. пер. с франц. Г. К. Косикова)//Структурализм: за и против. М., 1975. С. 114–163. БД I–X – Българска диалектология. Проучвания и материали. Т. I–X. София, 1962–1981. Бенвенист 1995 – Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. I. Хозяйство, семья, общество. II. Власть, право, религия. Пер. с франц. Под ред. акад. Ю. С. Степанова. М., 1995. Бенешевич 1907 – Бенешевич В. Н. Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. Т. I. Вып. 1–3. СПб., 1906–1907 [репринт: Leipzig, 1974]. Бенешевич 1987 – Бенешевич В. Н. Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. Т. II. Подготовлен к изданию и снабжен дополнениями Ю. К. Бегуновым, И. С. Чичуровым и Я. Н. Щаповым. София, 1987. БЕР – Георгиев В., Гълъбов И., Заимов Й., Илчев Ст. Български етимологичен речник. Т. I–V– . А–С– . София, 1971–1996–. Бубнов, Лихачева, Покровская 1976 – Бубнов Н. Ю., Лихачева О. П., Покровская В. Ф. Пергаменные рукописи Библиотеки Академии Наук СССР. Описание русских и славянских рукописей XI–XVI веков. Л., 1976. Буслаев 1861 – Буслаев Ф. Историческая христоматия церковнославянского и древнерусского языков. М., 1861 [переизд.: м., 2004]. Вашица 1963 – Вашица Й. Кирилло-мефодиевские юридические памятники//Вопросы славянского языкознания. Вып. 7. М., 1963. С. 12–33. Голубинский 1880 – Голубинский Е. История русской Церкви. Т. I. Период первый. Киевский или домонгольский. Первая половина тома. М., 1880. Горский, Невоструев 1859 – Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. II. Писания святых отцев. Ч. 2. Писания догматическия и духовно-нравственныя. М., 1859.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

К. П. Р. Нибур. Фотография. 30-е гг. XX в. [Нем. Niebuhr] Карл Пауль Рейнхольд (21.06.1892, Райт-Сити, шт. Миссури, США - 1.06.1971 Стокбридж, шт. Массачусетс), амер. протестант. теолог, проповедник, профессор, политический деятель, публицист. В юности - приверженец либеральной теологии и «социального Евангелия», в зрелые годы - амер. разновидности диалектической теологии (неоортодоксии). Ветвь неоортодоксии, связанная с именами Н. и его брата Р. Нибура (1894-1962), в отличие от школы К. Барта сохраняет влияние и в наст. время. Н. род. в семье пастора Немецкого евангелического синода Сев. Америки (с 1957 Объединенная церковь) Густава Нибура, к-рый переехал из Германии в США в 1881 г. 8 апр. 1906 г. Н. прошел конфирмацию в церкви, где его отец был настоятелем. В 1907-1910 гг. учился в просеминарии Элмхерст-колледж близ Чикаго, в 1910-1913 гг.- в Иденской теологической семинарии Немецкого евангелического синода в Сент-Луисе. В апр. 1913 г., после смерти отца, Н. был назначен на его место в приходе, в июне получил диплом Итонского колледжа, 29 июня 1913 г. ординирован в пасторы, после 5 месяцев служения Немецкий синод направил его в межконфессиональную Йельскую богословскую школу в Нью-Хейвене (шт. Коннектикут). Основанное конгрегационалистами учебное заведение придерживалось Нью-Хейвенской теологии, т. е. либерализированной школы кальвинизма Натаниела Тейлора (1786-1858). Ее приверженцы учили, что через воцерковление человек и общество могут быть выведены из греховного состояния благодаря развитию всесторонней взаимопомощи и доброй воле каждого. Для текстов Н. этого периода характерны критика эгоизма и превознесение самоотверженности. В июне 1915 г. он окончил богословскую школу, получив степень магистра. В 1915-1928 гг. Н. служил приходским пастором в Вифлеемской ц. в Детройте (шт. Мичиган), где располагался главный завод Г. Форда, и наблюдал социальные конфликты, связанные с индустриализацией США и попытками рабочих защитить свои интересы политическими средствами (экономическая борьба была невозможна, т. к. Форд не допускал деятельности профсоюзов до 1935).

http://pravenc.ru/text/2565188.html

Ситка. Собор Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Собор Святого Михаила Архангела — православный храм в городе Ситка (Аляска). Уникальный памятник российского присутствия на Аляске. Является кафедральным храмом епархии Ситки, Анкориджа и Аляски Православной церкви в Америке. Здание храма в 1962 году внесено в Национальный реестр исторических мест США. При обустройстве Новоархангельска А.А. Баранов предполагал создать здесь альтернативу Кадьякской православной миссии. Он просил, чтобы для выстроенной часовни была доставлена самая лучшая церковная утварь. Тогда же он просил для новой миссии священника. В 1813 году практически вся утварь, предназначенная для Новоархангельской часовни, была утрачена при крушении российского судна «Нева» у берега острова Баранова. Некоторые предметы были спасены; среди них была икона Архангела Михаила в серебряном окладе. Три года спустя, в 1816 году, в Новоархангельск прибыл первый священник — Александр Соколов. В 1834 году Русско-американская компания построила взамен старой обветшавшей часовни новую, освящённую также во имя святого Михаила Архангела. Постройка нового храма совпала с прибытием в Новоархангельск нового священника, отца Иоанна Вениаминова. В 1840 году, с возведением отца Иоанна, принявшего монашеский постриг с именем Иннокентий, во епископа Камчатского, Курильского и Алеутских островов, Новоархангельск стал одним из епархиальных центров. В первый же год епископства Иннокентия он начал проектировать в Новоархангельске собор для новой епархии. Три года спустя, в 1844 году состоялась закладка храма. 20 ноября 1848 года собор Святого Михаила Архангела был освящён. Он был построен на средства, предоставленные Русско-американской компанией. Колокола были отлиты на местных литейных заводах, а епископ Иннокентий вручную собрал часы, которые были помещены в колокольню. С самого начала своего существования собор Святого Михаила стал культурным центром, распространившим своё влияние до реки Юкон и острова Атка на Алеутских островах. В 1841 году при соборе была учреждена Духовная семинария, прежде всего для будущих священнослужителей из местных жителей. Многие из выпускников впоследствии также поступили на работу в Русско-американскую компанию. Тогда же была основана начальная и средняя школа с приютом. Школа была закрыта только в 1906 году, а семинария, с переводом архиепископа Иннокентия в Благовещенск, в 1858 году была также перенесена туда. Школы были размещены в здании, которое теперь известно как Дом Епископа, или Российский Приют.

http://sobory.ru/article/?object=36190

Шебрин. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Свято-Рождество-Богородичная церковь Карта и ближайшие объекты Церковь в Шебрине была заложена в 1793 году при служении епископа Константина (Сосновского). Здания церкви и колокольни, а также ограда были каменными. Церковная земля, отдаленная от церкви, заботами графа М.Н. Муравьева в 1869 году была заменена участком поближе. По состоянию на 1899 год, в Шебринский Рождество-Богородицкий приход входило пять деревень: Шебрин, Волки, Подлесец, Тельмы и Хабы, и он насчитывал 1494 прихожанина. При храме действовали братство, церковно-приходское попечительство, церковная школа в Подлесце и народное училище. Причт состоял из священника и псаломщика. Особо чтимыми святынями храма были икона Богоматери «Виленская» и серебряный с позолотой крест, который пожертвовал приходу граф М.Н. Муравьев. В документах 1892 года упоминается священник Стефан Жуковский, который настоятельствовал здесь до 1906 года. Следующие сведения о церкви в Шебрине датируются 1924-1925 гг. Тогда Брест над Бугом входил в состав Польши в результате подписанного в 1921 году Рижского мирного договора. В этот период здание церкви было отремонтировано, а колокольню приспособили для жилья псаломщика. В 1927 году к Шебринскому приходу была приписана Покровская церковь села Большие Косичи, и уже в 1928 году приход насчитывал 12 деревень с 2680 прихожанами. С 1939 года начинается советский период для Русской Православной Церкви. В 1945 году Рождество-Богородицкий приход был официально зарегистрирован. На то время он насчитывал 47 прихожан. В 1962 году общину сняли с регистрации, а церковное здание переоборудовали под склад, где хранили зерно. В 1988 году Русская Православная Церковь праздновала 1000-летие Крещения Руси. А еще через год, в 1989-м, была восстановлена и зарегистрирована Брестская епархия. Возрождение же церковно-приходской жизни в Шебрине началось с регистрации православной общины в 1991 году. В то время настоятелем прихода был назначен священник Владимир Алексеев.

http://sobory.ru/article/?object=27493

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИСКОПСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ постоянный коллегиальный орган власти в Римско-католической Церкви, объединяющий епископов отдельной страны или определенной территории. В качестве постоянно действующего канонического ин-та Е. к. получили оформление после Ватиканского II Собора (1962-1965), однако практика собраний епископов отдельных стран для обсуждения религ., политических и социальных вопросов возникла еще в XIX в., заменив древнюю практику национальных или поместных Соборов, к-рые практически не собирались с эпохи средних веков. Впервые национальная конференция епископов была организована в 1830 г. в Бельгии (в Мехелене), затем возникли периодически собиравшиеся Е. к. в Германии (с 1848 в Вюрцбурге, позднее в Фульде), в Австрии (с 1849 в Вене), в Ирландии (с 1854), в Царстве Польском (с 1906 в Варшаве), во Франции (с 1906), в США (с 1919) и в др. странах. К 1962 г. существовало 45 национальных Е. к., 20 из к-рых имело устав, утвержденный Папским престолом. Согласно конституции папы Римского Пия X «Sapienti concilio» (29 июня 1908), все вопросы, связанные с проведением Е. к., передавались в ведение рим. конгрегации Собора. Принятый в 1917 г. Кодекс канонического права (см. Codex iuris canonici ) подтверждал подчиненность Е. к. конгрегации Собора (CIC (1917). 250. § 4) и возлагал на архиепископа (митрополита) или в случае его отсутствия на старейшего из епископов церковной провинции заботу о проведении не реже раза в 5 лет собрания правящих епископов церковной провинции для обсуждения различных вопросов, а также для подготовки поместного Собора (CIC (1917). 292. § 1). В собраниях должны были участвовать главы еп-ств и др. структур, не входящих в состав церковных провинций и подчиненных непосредственно Папскому престолу (CIC (1917). 292. § 2). До II Ватиканского Собора Е. к. имели лишь совещательный характер и не обладали властными полномочиями. Новый канонический статус Е. к. был сформулирован на II Ватиканском Соборе в связи с выработкой учения о коллегиальности епископата (см.

http://pravenc.ru/text/190049.html

Избранная библиография I. Основные издания латинского текста: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina (PL). Accurante J.-P. Migne. Paris, 1844–1864. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum (CSEL). Vindobonae, 1866–. Sources Chrétiennes (SC). Paris, 1942–. Corpus Christianorum. Series Latina (CCSL). Turnhout-Brepols, 1954–, II. Справочные издания: Clavis Partum Latinorum (CPL)/Ed. E. Dekkers. Turnhoul, 1961. Dictionnaire de théologie catholique (DTC). T. I–XV. Paris, 1903–1950. Dictionnaire de spiritualité (DS). Vol. I–XVI. Paris, 1937–1994. Enciclopedia Cattolica (EC). T. I–XII. Citta dei Vaticano, 1949–1954. New Catholic Encyclopedia (NCE). Vol. I–XVII. N. Y., 1967–1979; 1981. Православная богословская Энциклопедия (ПБЭ). Т. I–XII/Ред. H Н. Глубоковский . СПб., 1900–1911. Энциклопедический словарь «Христианство» (ЭСХ). Т. I–III. М., 1993. Православная Энциклопедия (ПЭ). T. I–. М., 2000–. Столяров А.А. Патрология и патристика. М., 2001; 2004. III. Общие работы: Hamack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Bd. I–III. Freiburg, 1888–1890. Idem. Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius. Bd. I–III. Leipzig, 1893–1904. Monceaux P. Histoire littéraire de l’Afrique chrétienne depuis les origines jusqu’à l’invasion arabe. T. I–VII. Paris, 1901–1923. Idem. Histoire de la littérature latine chrétienne. Paris, 1926. Pichon R. Etudes sur l’histoire de la littérature latine dans les Gaules. Paris, 1906. Teuffel W.S. Geschichte der römischen Literatur. Leipzig, 1913. Bardenheuier O. Geschichte der allkirchlichen Literatur. Bd. I–V. Freiburg, 1913–1932; Darmstadt, 1962. Schanz M. Geschichte der römischen Literatur. Munich, 1914–1922. Tixeronl J. La théologie antenicéenne. Paris, 1924. Idem. Précis de Patrologie. Paris, 1942. Moricca U. Storia della lettratura latina cristiana. Turin, 1925–1934. Bonaiuiti E. II cristianesimo nell» Africa romana. Bari, 1928. Amatucci A.G. Storia della lettratura latina cristiana. Bari, 1929. De Labriolle P. Histoire de la littérature latine chrétienne. T. I–II. Paris, 1924; 1947 (англ. пер.: History and Literature o f Christianity from Tertullian to Boethius. London, 1924).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИВЕЦ Гривец [словен. Grivec] Фран (19.10.1878, с. Велики-Липовец, Словения - 26.06.1963, Любляна), словен. историк-славист, католич. богослов, специалист по истории Вост. Церквей. Окончил гимназию и иезуитский коллегиум в Любляне. Рукоположен в католич. священника. Изучал богословие в ун-те г. Инсбрук (Австрия) под рук. литургиста и византолога Н. Ниллеса, а также в Ягеллонском ун-те в Кракове. В 1905 г. защитил док. диссертацию в Инсбруке. С 1902 г. преподавал теологию в Люблянском иезуитском коллегиуме, служил на приходе с. Доб близ Любляны. С 1906 г. префект коллегиума, доцент богословского фак-та (1907), профессор богословия (1916). В 1919 г. читал курс по вост. богословию в ун-те Загреба, с 1920 г., после преобразования коллегиума в Любляне в ун-т,- на богословском фак-те (богословие, литургику, историю Вост. Церквей). Редактор ж. «Slavorum litterae theologicae» (Pragae. 1905-1910, 1-6). Прелат (1924), протонотарий (1962). Доктор honoris causa богословского фак-та Пражского ун-та (1948). В 1952 г. вышел на пенсию, до конца жизни преподавал старослав. язык. Кирилло-мефодиевская проблематика была одной из основных тем его научных исследований. Впервые тезисы своей концепции он представил на встрече богословов и католич. священников в Велеграде (совр. Старе-Место, Чехия; 1903), затем регулярно выступал с сообщениями и докладами на Велеградских богословских (1907-1936) и международных конгрессах в Любляне (1926), Праге (1929), опубликовал более 160 работ на эту тему. Г. считал, что Житие св. равноап. Кирилла (Константина) было написано во время Моравской миссии учителей словенских неизвестным их учеником-славянином (при участии св. равноап. Мефодия ), родившимся в Византии; Житие Мефодия - во 2-й пол. 885 г., перед изгнанием его учеников из Вел. Моравии, при участии Константина , еп. Преславского. Сопоставив части Жития Мефодия, Г. заметил, что введение (Гл. 1) выделяется по стилю, изложению и типу цитирования (здесь цитаты совпадают со старослав.

http://pravenc.ru/text/166477.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Сергей Маковский Маковский Сергей Константинович (1877–1962) – художественный критик, поэт, мемуарист, издатель. «Неправда, когда говорят: художники, будьте гражданами! Нет: граждане, будьте художниками!» – этому девизу Сергей Маковский был верен как в своей художественной критике, так и в поэзии. В 1906–1913 годах вышли три его книги «Страницы художественной критики», с 1909 по 1917 год он издавал журнал «Аполлон», являясь одним из самых ярких представителей эстетической мысли Серебряного века. Первая книга стихов Сергея Маковского вышла в 1905 году, так и оставшись единственной в его дореволюционном поэтическом творчестве. В эмиграции он издал мемуарные книги «Портреты современников» (Нью-Йорк, 1955), «На Парнасе Серебряного века» (Мюнхен, 1962) и вновь обратился к поэзии, выпустив восемь поэтических сборников. Девятый, «Реквием», вышел в 1963 году. Посмертно. Поздние стихи Маковского все больше становились, как отмечала критика Русского зарубежья, «словесным выражением его веры в божественное начало бытия». О Господи, смиренье дай пред силою Твоей безмерной – мне, предвосхитившему рай тоской о красоте неверной. Господи, смиренье дай пред силами природы косной, и да разверзнет двери в рай безстрашье воли богоносной. О Господи, смиренье дай великое – душе печальной, коль уготован ей не рай, а бездны тьмы первоначальной Крест Свой крест у каждого. Приговорен, взвалив на плечи ношу, каждый нести ее, под тяжестью согбен, и голодом томясь и жаждой. За что? Но разве смертному дано проникнуть тайну Божьей кары? Ни совесть не ответит, все равно, ни разум твой, обманщик старый. Но если не возмездье… Если Бог страданья дарует как милость, чтоб на земле, скорбя, ты плакать мог и сердцу неземное снилось? Тогда… Еще покорнее тогда, благослови закон небесный, иди, не ведая – зачем, куда, согнув хребет под ношей крестной. Нет помощи. Нет роздыха в пути, торопит, хлещет плетью время. Иди. Ты должен, должен донести до гроба горестное бремя. Весна

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010