Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЕМЕНЕЦКОЕ ВИКАРИАТСТВО в 1902-1919 гг. Волынско-Житомирской епархии (см. в ст. Житомирская и Новоград-Волынская епархия ), в 1919-1922 гг. с неопределенным статусом, в 1924-1926 гг. Волынско-Кременецкой епархии, в 1944-1945 гг. Луцкой и Волынской епархии . К. в. ненадолго возобновлялось в 1955 и 1988 гг. Центр - г. Кременец (ныне Тернопольской обл., Украина). 1902-1926 гг. К. в. как 2-е вик-ство Волынской и Житомирской епархии (1-е вик-ство - Владимир-Волынское ) образовано 16 июня 1902 г. указом Синода РПЦ после упразднения Острожского викариатства с центром в Кременце. Острожское вик-ство прекратило существование после перевода в 1901 г. Волынской ДС из Кременца в Житомир, когда отпала необходимость наблюдения со стороны Острожского епископа за деятельностью этой духовной школы (Острожское вик-ство было возобновлено в 1910 с центром в Остроге). Резиденция Острожского епископа находилась при кременецком в честь Богоявления мужском мон-ре , кафедральным был Николаевский собор в Кременце. Последним епископом Острожским с кафедрой в Кременце был Серафим (Мещеряков) . Первым Кременецким епископом стал Паисий (Виноградов; 16 июня 1902 - 18 дек. 1902), бывш. викарный епископ Владимир-Волынский. В его обязанности входило управление приходами в Кременецком у., наблюдение за кременецкими муж. и жен. епархиальными духовными уч-щами. Следующим Кременецким епископом стал Димитрий (Сперовский ; 2 февр. 1903 - 1 мая 1904), к-рого сменил бывш. ректор Волынской ДС архим. сщмч. Амвросий (Гудко ; 30 мая 1904 - 27 февр. 1909), хиротонисанный во епископа в кафедральном соборе в Житомире. С 27 февр. 1909 по 26 янв. 1913 г. К. в. возглавлял Никон (Бессонов) . Викариям в исполнении адм. функций помогали настоятели кременецкого Николаевского кафедрального собора: прот. Иларион Концевич (1908-1918), благочинные Кременецкого окр. протоиереи Дионисий Кирилович (1918-1923), Михаил Тучемский (1923-1933).

http://pravenc.ru/text/2459003.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРСУНА [Искаженное «персона», от лат. persona - личность, лицо, особа], ранний тип портрета, получивший распространение в рус. искусстве XVII в. (особенно в посл. трети). Многие принадлежащие к этой группе памятники сохраняют стилистические и технико-технологические приемы иконописи, поэтому нередко рассматриваются в истории рус. искусства как переходный этап от иконописи к портретной живописи. По сведениям Е. С. Овчинниковой ( Овчинникова. 1955. С. 3. Примеч. 1), термин был введен в сер. XIX в. И. М. Снегирёвым (Древности Российского государства. 1851. С. 23-26; автор подразумевает под П. наименование портретов «государей, святителей и даже усердных храмоздателей» в кон. XV-XVII в.); он использовался в нач. XX в. (А. П. Новицкий, И. Э. Грабарь), вошел в широкое научное употребление с сер. XX в. Вместе с тем производные от «персона» слова появились в рус. языке не позднее XVI в. ( Срезневский. Словарь. 1902. Т. 2. Стб. 882; Словарь рус. языка XI-XVII вв. М., 1988. Вып. 14. С. 310-311). Внимание к П. возникло в связи с общим интересом к отечественной истории и культуре, проявившемся в рус. обществе и среде ученых к сер. XIX в. В древнерус. искусстве при основном священном образе изредка изображали ктиторов, которые лишь в малой степени наделялись портретными чертами; существовали надгробные изображения государей вместе с их небесными патронами (образ свт. Василия Великого и вел. кн. Василия III Иоанновича из Архангельского собора Московского Кремля, 30-40-е гг. XVI в., ГИМ; см.: Горматюк А. А. Царский лик: Надгробная икона вел. кн. Василия III. М., 2003). В отличие от них П.- самостоятельные, часто исполняющие мемориальную функцию изображения рус. и иностранных государей и знатных особ, патриархов и епископов. Их появление связано с возникшим в рус. культуре XVII в. интересом к личности. К П. в широком смысле слова относятся ранние портреты разных типов, писанные «на дске» или «на полотне», при жизни или «по преставлении» изображенных лиц. Фигуры представлены, как правило, в 3/4-ном повороте, имеют условный церемониальный характер, подчеркивается социальный статус портретируемых, при этом акцент ставится на передачу индивидуальных особенностей внешности. Большое значение придается костюму и атрибутам, изображения нередко сопровождаются подробными надписями с именами и титулами персон. П. была в основном придворным искусством: создание подобных произведений и размещение в домах являлись привилегией государя и знатных лиц, авторитетных церковных иерархов. За редким исключением, на П. не было авторских подписей, хотя большинство из них относились к светскому направлению в искусстве.

http://pravenc.ru/text/2579059.html

Байгулово. Церковь Богоявления Господня. Богоявленский храм Автор: Терентий Снято: 24 сентября 2015 Добавлено: 25 сентября 2015 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Богоявленская церковь, с. Байгулово (Богоявленское) Построена в 1761 г. на средства прихожан, деревянная; перестроена в 1902 г. Церковь каменная с главным престолом в честь Богоявления Господня. Придел: во имя Св. Николая чудотворца. С 1902 г. однопрестольная - в честь Богоявления Господня. В приходе на 1899 г.: с. Байгулово, Кугеево, д. Верхнее Байгулово, д. Новое Байгулово, Вторые Чекуры, Малое Аккозино. Закрыта в 1938 г. Приход восстановлен в 1989 г. Ф.322, 26 ед. хр., 1781, 1820-1841, 1848-1917 гг. НСА: оп.1. Источник: сайт Государственный Архив Республики Чувашия Об открытии храма верующие стали хлопотать еще в 1976 году, но в застойное время многократные обращения во все инстанции оставались без ответа.После 1985 года в политике подуло свежим ветром, что было замечено верующими.Они вновь взялись за духовное возрождение народа.3 января 1987 года 443 прихожанина подписали заявление и направили в Козловский райисполком с просьбой предоставить им бывшее здание храма для богослужения, используемое длительное время под Байгуловский Дом культуры.Руководители райисполкома прочитали им мораль и отказали в удовлетворении просьбы.Верующие на этот раз не сдались.Они решение райисполкома обжаловали в вышестоящие инстанции. Привожу выдержки из протокола заседания по делам религий при Совете Министров ЧАССР от 21 апреля 1988 года о регистрации религиозного общества Русской православной церкви в селе Байгулова Козловского района. Постановили: 1. Зарегистрировать религиозное общество в селе Байгулово. 2. Козловскому райисполкому в двухмесячный срок решить вопрос о предоставлении религиозному обществув селе Байгулово здания или помещения для молитвенных целей " . Исполком райсовета оказался черствым к мольбам верующих, недалеким в политике, видимо здесь подумали- " мы сами с усами " и Москва нам не указ.

http://sobory.ru/article/?object=22821

РИЖ Русский исторический журнал. Пг., 1917-1921 РИИР Редкие источники по истории России: Сб.: В 2 вып. М., 1977 РиЦ Революция и Церковь: Журн./Изд. НКЮ. М., 1919-1924 РЛ Русская литература. М., 1958-1998 РМ Русская мысль. М., 1880-1918. София и др., 1920-1940 РМГ Русская музыкальная газета. СПб., 1894-1917 Ровинский. Ровинский Д. А. Родосский. Словарь студентов СПбДА Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов СПбДА, 1814-1869 гг. СПб., 1907 Розанов. Устав Розанов В. Богослужебный устав Православной Восточной Церкви. М., 1902, 1998п Рос. Арх. Российская археология (с 2 за 1992 г., ранее - Советская археология) Рос. Виз. Российское византиноведение: Итоги и перспективы: Междунар. конф. к 100-летию ВВ и РАИК: Тез. докл. М., 1994 Россия в Св. земле Россия в Св. земле: Док-ты и мат-лы/Под ред. Н. Н. Лисового. М., 2000. 2 т. РПЦ в советское время Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991): Мат-лы и док-ты по истории отношений между гос-вом и Церковью/Сост.: Г. Штриккер. М., 1995. 2 кн. РПЦЗ, 1918-1968 Русская Православная Церковь за границей, 1918-1968 гг. Н.-Й., 1968. 2 т. РС Русская старина. СПб.; Пг., 1870-1918 РСв Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Чернигов, 1861-1865. 12 кн.; 18652. 3 кн. СПб., 18823. 3 кн. СПб., 2008п Рукописи Ватиканской б-ки Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки с замечаниями о составе и особенностях богослужебных чинопоследований, в них содержащихся, и с прил. Каз., 1885 РукСП Руководство для сельских пастырей. К., 1860-1917 Рункевич Рункевич С. Г. Русская Церковь в XIX в.//История Русской Церкви в XIX в./Под ред. А. П. Лопухина. СПб., 1901. Т. 2 Рус. архиереи-обновленцы Каталог русских архиереев-обновленцев: Материал для «Словаря рус. архиереев-обновленцев»//«Обновленческий» раскол. М., 2002. С. 607-981 Русские иерархи, 1893-1965 Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 г. Erlangen, 1979-1988. 6 т. Русские иерархи, 992-1892 Русские православные иерархи, 992-1892/Науч. ред.: Г. Г. Гуличкина. М., 2002-2004. 3 т. Т. 1: Аарон (Еропкин) - Иоаким, еп. Туровский. 2002; Т. 2: Иоанн (Авалиани) - Симеон, еп. Туровский. 2003; Т. 3: Симон (Лагов) - Ювеналий (Карюков). 2004 Русские писатели, 1800-1917 Русские писатели, 1800-1917: Биогр. словарь. М., Т. Руфин. Жизнь отцов Жизнь пустынных отцов/Творение пресвитера Руфина; пер.: свящ. М. И. Хитров. Серг. П., 1898, 1991р РФА Русский феодальный архив XIV - 1-й трети XVI в. М., 1986-1992. 5 вып.; 2008. [Вып. 6] РФВ Русский филологический вестник. Варшава, 1879-1915. Т. 1-74. М., 1916. Т. 75-76. Пг., 1917. Т. 77-78. М., 1994-. Т. 79-. РЧ Рождественские образовательные чтения: Сб. докл. Междунар. образоват. чт./РПУ. М., 1992-. СА Советские архивы. М., 1923-. (C 1992 - Отечественные архивы) Сабинин. Сабинин М.-Г. САИ Свод археологических источников/АН СССР. М., 1966-.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=17

Пятигорск. Церковь Лазаря Четверодневного при старом городском кладбище. Лазаревская церковь Карта и ближайшие объекты Храм святого праведного Лазаря Четверодневного (Лазаревская церковь). Первоначальный план сооружения храма относится к 1828 г., когда в торжественной обстановке был заложен первый камень в основание будущей кладбищенской церкви. Проект храма был составлен известными итальянскими зодчими братьями Бернардарцци. Однако за-за нехватки рабочей силы и смерти одного из братьев И. Бернардарцци строительство было приостановлено и возобновлено лишь в 1849 г. архитектором С. И. Уптоном. Храм был закончен в 1856 г. Землетрясение 1880-х гг. разрушило эту церковь и на другом месте, у входа на кладбище, было выбрано место для строительства нового кладбищенского храма. Проект храма был составлен предположительно архитектором Пономаревым. Фундамент заложен в 1895 г. Для него использовался белый камень с горы Машук. Храм сооружен в 1902 г. и освящен 17 октября 1903 г. Это храм с шатровым завершением и колокольней. Шатёр покоится на восьмигранном барабане. В конце ХХ столетия вокруг храма сооружена ограда и построен дом причта (1988 г.). Источник для проверки некоторых сведений: " Некрополь " . Пятигорск. 1993 г. С 4-5 Старый кладбищенский храм Святого Лазаря не разрушался никаким землетрясением, а был разобран из-за своей аварийности! Через весь храм, с востока на запад проходила трещина. Причина аварийности: или проходящая подземная река или некачественное строительство! А для строительства нового храма (на фото) камень использовали от старого, разобранного храма. От него остался лишь подклет (фундамент) со старыми погребениями граждан Пятигорска... (существует и ныне, около первой могилы М.Ю.Лермонтова). М.Ю.Лесовой Лазаревский храм - это место отпевания великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Здесь же, рядом с храмом, место первого захоронения Лермонтова. В Храме находится икона из Тархан, подаренная бабушкой Лермонтова. Это и знак памяти, и знак благодарности за любимого внука.

http://sobory.ru/article/?object=01108

Санкт-Петербург. Воскресенский Новодевичий Монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Введения находится в здании бывшей Свято-Владимирской женской церковно-учительской школы. Эта школа для девочек при Воскресенском Новодевичьем монастыре была открыта 31 октября 1889 г. Основателем школы считается обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев (1827-1907). Он и в дальнейшем проявлял живой интерес к делам школы, а его жена Е.А. Победоносцева была ее почетной попечительницей. Победоносцев был похоронен рядом с Введенской церковью, а впоследствии, через 25 лет, здесь же была похоронена и его жена. Первоначальное здание школы было построено в 1888-1889 гг. по проекту В.Р. Курзанова. В 1895 г. к зданию был пристроен деревянный двухэтажный корпус, в котором среди прочих помещений была и церковь (до этого школа не имела собственной церкви, и воспитанницы ходили на церковные службы в монастырь). В 1898-1902 гг. деревянная пристройка была заменена каменной, при этом и старое каменное здание было существенно расширено и перестроено. Перестройка осуществлена по проекту М.Т. Преображенского. Новое здание было двухэтажным, с фасадом в " русском стиле " . В центре фасада была построена колокольня с четырехгранным шатром и двумя луковичными главками по сторонам, под ней в нише была установлена большая икона св. Князя Владимира. Сама церковь была устроена во флигеле со стороны двора. После революции школа прекратила свое существование. В апреле 1918 г. в здании разместились красноармейцы, тогда же была закрыта церковь. В 1919 г. здание было отдано больнице, которая открылась здесь в 1920 г. (после перестройки). В 1933 г. здание больницы было надстроено на три этажа. Судя по фотографии, опубликованной в названном далее литературном источнике, сначала еще сохранялась отделка первых двух этажей. Но в последствии все " церковные " элементы отделки исчезли с фасада. Больница скорой помощи им. Коняшина находилась в этом здании до 1988 г. (в других корпусах она работала до 1991 г., когда окончательно закрылась). Здание пустовало, потом на втором этаже открылась стоматологическая клиника. В то же время храм был возвращен Воскресенскому Новодевичьему монастырю, и 19 декабря 2001 г. он был освящен.

http://sobory.ru/article/?object=06584

Кременецкая Основана в 1902 г. Именование – по г. Кременец (Волынская губерния; Тернопольская область УССР). Житомирское (Волынское) викариатство. Самостоятельная в 1939–1945 гг. Ровенское (Волынское) викариатство в 1955 г. (?) Возобновлена 14(27)05.1988 (ЖМП. 1988. 9. С. 2). Львовское викариатство. Упразднена в 1988 г. (?) Именовалась: Кременецкая; в 1943–1945 гг. – Кременецкая и Дубненская; в 1955 г. – Кременецкая (и Волынская ?); в 1988 г. – Кременецкая. 17.06.1902 18.12.1902 02.02.1903 01.05.1904 Димитрий Сперовский 30.05.1904 27.02.1909 Амвросий Гудко 27.02.1909 26.01.1913 21.04.1913 Дионисий Валединский 20.01(02.02)1920 Амвросий II Казанский 14(27)02.1923 Дионисий Валединский, паки 11(24)03.1924 (02(15)04.1934 12(25)06.1940 12(25)06.1940 12(25)11.1941 12(25)11.1941 25.04(08.05)1943 в/у Алексий Громадский 24.05(06.06)1943 01(14)02.1945 30.05(12.06)1955 06(19)08.1955 Дорофей Филипп 14(27)05.1987 14(27)07.1988 15(28)07.1988 15(28)12.1988 Марк Петровцы 2248 В 1912 г. избран депутатом IV Государственной думы. Вошел во фракцию правых, но вскоре покинул ее. С 1913 г., будучи на самостоятельной Красноярской кафедре, реального участия в работе Думы не принимал. 2250 В самочинной Польской автокефалии (ПАЦ). С титулом: архиепископ Волынский и Кременецкий. Вошел в юрисдикцию Московской Патриархии (вторая дата), с оставлением на той же кафедре. Архиепископ. Далее см. Житомирская. 2251 Архиепископ, затем митрополит Волынский и Житомирский с 12(25)11.1941, глава временной Украинской автономии (с титулом Экзарха Украины), признанной Московской Патриархией, верность которой он сохранил до своей мученической кончины. Незадолго до начала войны, в июне 1941 года, был арестован, с началом войны этапирован из тюрьмы г. Тернополя на восток, на этапе потерял сознание, был брошен конвоем на дороге. Найден крестьянами села Лопушное Кременецкого района, которые помогли ему вернуться в Кременец (См. Вишиванюк A. В. Православная Церковь на Украине в период Второй мировой войны и первые послевоенные годы. Дипломная работа. ПСТГУ. M., 2006. С. 36). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОСТОЧНОПЕНСИЛЬВАНСКАЯ ЕПАРХИЯ [англ. Diocese of Eastern Pennsylvania] Православной Церкви в Америке (ПЦА). В адм. отношении в В. е. входят штаты Пенсильвания и Делавэр. Кафедра В. е. расположена в Филадельфии, шт. Пенсильвания. Кафедральный собор - ап. первомч. и архидиак. Стефана. Временно управляющий епархией - Блаженнейший Герман (Свайко) , митр. всея Америки и Канады. Администратор - еп. Тихон (Моллард). В епархии имеется 3 благочиния: Фраквилл, Филадельфия и Уилкс-Барре. На территории благочиния Фраквилл 9 церквей, активное строительство храмов велось в нач. XX в. Старейший из них - Св. Троицы в Мак-Аду, построенный в 1901 г. В храме находится чтимая прихожанами икона Казанской Божией Матери, преподнесенная в качестве дара одним из первых настоятелей, свящ. Александром (Немоловским) , буд. епископом Североамериканской епархии. К 1915 г. было завершено строительство еще 6 церквей. В нач. 1950-х гг. приходским священником в храме Св. Троицы был Иоанн Бекиш, впосл. ставший первым Предстоятелем ПЦА (см. Ириней (Бекиш) ). 2 храма благочиния были возведены в 1960-1970 гг. Благочиние Филадельфия насчитывает 10 приходов. Первый храм Св. Троицы в Катасокуа строился в 1896-1899 гг., был освящен в 1903 г. свт. Тихоном (Белавиным) , архиеп. Североамериканским (впосл. св. Патриарх Московский и всея России); среди настоятелей храма был св. прот. Алексий Товт. Частица его мощей почивает в соборе Воскресения Христова (1892) в Уилкс-Барре. В благочинии Уилкс-Барре расположено наибольшее кол-во приходов - 16. В Олд-Фордже находится старейший храм епархии, освященный в 1891 г. во имя арх. Михаила. С 1902 по 1911 г. в благочинии было возведено 7 храмов. В храме св. апостолов Петра и Павла в Юнион-Дейле, строительство к-рого началось в 1920 г., в 60-х гг. служил свящ. Иосиф Свайко, ныне митр. Герман. В 1977 г. была образована правосл. миссия в Уильямспорте, сложившаяся на ее основе многочисленная община возвела большой деревянный храм в честь Воздвижения Креста Господня, освященный в 1988 г. В Саут-Кейнане (шт. Пенсильвания) расположен свт. Тихона Задонского мон-рь , первый правосл. мон-рь в Сев. Америке. Лит.: Orthodox Church in America, 2004: Sourcebook and Church Directory. N. Y., 2003. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/155370.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОКМИР жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шабацко-Валевской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в с. Докмир близ Валева (Сербия). Основан, вероятно, в XV в. По архитектурным особенностям церковь относится к XV-XVI вв. Ранних письменных свидетельств по истории мон-ря не сохранилось. По легенде, основан Докой, одной из 4 сестер, каждая из к-рых основала по мон-рю. В 1734 г. с разрешения тур. властей свящ. Тимофей отремонтировал церковь за 344 форинта. Через 5 лет церковь пострадала при землетрясении, но вскоре была восстановлена. С 1780 г. при мон-ре действовала школа, которой руководил иером. Иоаким (Суботич). Помимо письма в этой школе изучали иконописание, резьбу по дереву и камню. В ходе столкновений с австр. войсками в 1788 г. турки сожгли обитель и полностью уничтожили школу. В 1796-1799 гг. и в 1828 г., при игум. Иоасафе, мон-рь был обновлен, но из-за тяжелого материального положения в 1837 г. преобразован в приходскую церковь. В 1973-1976 гг. были проведены ремонтные работы. В 1992 г. монахиня, бежавшая из мон-ря Житомислич , разоренного в ходе межнационального военного конфликта, возобновила при церкви жен. мон-рь. В сент. 1992 г. в Д. скончался и был похоронен митр. Дабро-Босанский Владислав (Митрович) , в 2002 г., согласно завещанию, его останки были перезахоронены в Сараеве. Церковь является небольшим однонефным строением с куполом на пристенных опорах. Обрамление 2 окон на юж. стене близко к серб. декоративной скульптуре кон. XIV-XV в. В храме хранится неск. написанных местным мастером икон кон. XVIII в. и деревянный крест 1807 г. В алтаре находится средневек. надгробный памятник с рельефной резьбой, служивший престолом. Лит.: Nymeшecmbuje по Cepбuju. Београд, 1902. 2. С. 65-66; П. Надгробни споменик код цркве Докмирске//NKJUФ. 1930. Год 10. 2. С. 232; В. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950. С. 104; М. , Р. цркве и манастири у зanaдhoj Cpбuju//Археолошки споменици и налазишта у Cpбuju. Београд, 1953. 9/2. C. 93-95; Б. Уметност Cpбuje, 1791-1848. Београд, 1986. С. 82, 203-204, 212; Д. Црква у Докмиру: Истраживачки радови у 1988. г.//Гласник Друштва конзерватора Cpбuje. Београд, 1989. 13. C. 108-109; М. Докмир. Уб, 1991; он же. Манастири enapxuje. Шабац, 1998. С. 113-126; С. Манастири Cpбuje. Нови Сад, 2002. 1. С. 344-345. С. Петкович Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/178747.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (4.08.1787, Тобольск - 22.02. 1851, Москва), рус. композитор. Участвовал в Отечественной войне 1812 г . В нач. 1825 г. в Москве А. был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, несмотря на недоказанность обвинения, в 1828 г. лишен чинов, знаков отличия, дворянского звания, сослан в Тобольск и предан церковному покаянию. По определению Тобольской духовной консистории на А. наложили епитимью на 7,5 года, к-рую он исполнял при Градо-Воскресенской ц., а затем в Знаменском муж. мон-ре. В это время А. обратился к духовной музыке, к-рую затем сочинял в периоды своего пребывания на Кавказе, в Оренбурге, Коломне, Москве. А. принадлежит ок. 30 духовных песнопений, концерты и 3 крупных цикла («Литургии»), многие сочинения существуют в неск. авторских редакциях. Почти все они не опубликованы, хранятся в ГЦММК им. М. И. Глинки в составе архива композитора и в ОР РГБ в собрании Троице-Сергиевой лавры (дар жены композитора Е. А. Алябьевой). Лишь одно песнопение ( ирмос 8-го гласа «Колесницегонителя фараона») представляет собой обработку знаменного распева . Все проч. сочинения А. отличает свободный концертный стиль, опирающийся на интонационную сферу романсовых жанров и романтических опер. А. мастерски использует ресурсы хорового письма, сопоставляя звучание всего хора и отдельных групп, включая соло и ансамбли солистов, а также широко применяет полифонические приемы, в т. ч. развернутые фугированные формы, считая их необходимыми в церковной музыке. Арх.: ГЦММК. Ф. 40; Фил. ГЦММК, музей-квартира Н. С. Голованова: «Литургия Иоанна Златоуста»: Для муж. хора 264); РГБ ОР. Ф. 304 (II). 374 (1 - 4): «Литургия Иоанна Златоуста»: Для муж. хора, партии; 374 (5): «Литургия преждеосвященных Даров»: Для смеш. хора. Соч.: «Херувимская песнь»: Для смеш. хора//Сб. духовно-муз. песнопений разных авторов. Пг.: Киреев, 1916. [Сб.] 15. [автогр. отсутств.]. Лит.: Металлов В. М., прот. Заметка об А. А. Алябьеве//РМГ. 1902. 32; Штейнпресс Б. С. Страницы из жизни А. А. Алябьева. М., 1956; он же. А. А. Алябьев в изгнании. М., 1959; Доброхотов Б. В. А. Алябьев: Творческий путь. М., 1966; Корженьянц Т. В., Левашев Е. М. А. А. Алябьев//История русской музыки. М., 1988. Т. 5. С. 57-60. Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: АБЛАМСКИЙ Даниил (кон. 20-х или нач. 30-х гг. XIX в.- после 1888), священник в селе Козлове Переяславского уезда Полтавской губернии

http://pravenc.ru/text/114204.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010