Упоминания о городе, сожженном в 1238 г., надолго пропали со страниц летописей. В 1263 г. по завещанию блгв. кн. Александра Невского Москва была дана в удел его младшему сыну блгв. кн. Даниилу Александровичу, к-рый стал фактическим основателем княжеской, а затем и царской династии, правившей в Москве до 1598 г. В 1-й четв. XIV в. произошло сближение московских князей и свт. Петра, митр. Киевского и всея Руси, к-рый в эти годы нередко посещал Москву и, по-видимому, подолгу здесь жил. 4 авг. 1326 г., незадолго до своей кончины (в ночь на 21 дек. 1326), рядом с пожалованным ему двором митрополит заложил в Кремле «на площади» 1-й известный по письменным источникам каменный храм - Успенский собор. В строящемся соборе, по указанию свт. Петра, было подготовлено место для его погребения (в вост. части храма, слева от алтаря, близ жертвенника). Собор был возведен на месте вероятно существовавшего здесь прежде деревянного храма вмч. Димитрия Солунского, в к-ром предположительно был погребен убитый 21 нояб. 1325 г. в Орде кн. Юрий Данилович, его тело привезли в Москву весной 1326 г., т. е. еще до закладки 4 авг. 1326 г. Успенского собора. 14 авг. 1327 г. собор был освящен Ростовским еп. Прохором. Со временем кремлевский Успенский собор приобрел статус престольного храма рус. митрополии, а затем и патриархии и стал местом упокоения предстоятелей Русской Православной Церкви. Храм Спаса на Бору. Фотография. 1901–1902 гг. Храм Спаса на Бору. Фотография. 1901–1902 гг. При Иоанне I Даниловиче Калите каменное строительство в Кремле было продолжено; видимо, т. о. московский князь желал закрепить возросший статус своего стольного города. В 1329 г. 21 мая была заложена и 1 сент. освящена ц.-колокольня во имя прп. Иоанна Лествичника (Там же. Т. 15. Вып. 1. Стб. 45; Т. 18. С. 91; Т. 23. С. 103). 13 авг. начали строительство (14 окт. освятили) придельной ц. Поклонения честным веригам ап. Петра (Там же. Т. 20. Ч. 1. С. 179; Т. 23. С. 103; Т. 28. С. 68, 229), в к-рой в 1353 г. был погребен митр. Феогност (Там же. Т. 7. С. 217; Воронин. 1962. С. 152-153; Выголов. 1988. С. 63). 10 мая 1330 г. была заложена каменная ц. Спасо-Преображения (дата освящения неизвестна), в связи со строительством которой впервые был упомянут княжеский двор (ПСРЛ. Т. 7. С. 202; Т. 10. С. 203-204; Т. 15. Вып. 1. Стб. 45-46; Т. 18. С. 91; Т. 25. С. 169). При этом храме был основан московский в честь Преображения Господня монастырь (Спаса на Бору) - 1-я монашеская обитель в Кремле, куда была переведена братия Даниловского мон-ря и перенесена из этого же мон-ря архимандрития. Судя по сообщению ряда летописей, Спасский мон-рь и его соборный храм (по-видимому, еще деревянный) существовали уже в 1318/19 г. (когда там пребывало привезенное в Москву тело убитого в Орде св. кн. Михаила Ярославича Тверского) (Там же. Т. 6. Вып. 1. Стб. 394; Т. 7. С. 197; Т. 10. С. 182; Т. 24. С. 114; Т. 25. С. 166; Т. 26. С. 106; Т. 27. С. 61; Т. 28. С. 227).

http://pravenc.ru/text/2564228.html

С 1871 г. игумен. С 1883 г. архимандрит. В 1884 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. До 1891 г. начальник Алтайской духовной миссии. С 1891 г. епископ Томский и Семипалатинский. С 1895 г. именовался Томским и Барнаульским. С 1906 г. архиепископ. С октября 1908 г. именовался Томским и Алтайским. В 1912 – марте 1917 г. митрополит Московский и Коломенский, священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры, председатель Православного миссионерского общества. В 1917 г. Временным правительством был уволен из состава Св. Синода, а затем смещен с Московской кафедры. По предложению Св. Патриарха Тихона святителю присвоен пожизненно титул митрополита Алтайского. На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. причислен к лику святых. Маленков Георгий Максимилианович (1902–1988), политический и государственный деятель. В 1939–1946 и 1948–1953 гг. секретарь ЦК КПСС. В 1946–1953 и 1955–1957 гг. заместитель председателя Совета Министров СССР, в 1953–1955 гг. его председатель. Мануил (Лемешевский Виктор Викторович; 1884–1968), митрополит. В 1923 г. хиротонисан во епископа Лужского, викария Петроградской епархии. Осенью 1923 г. активно противодействовал обновленческому расколу в Петрограде. В 1924–1927 гг. в Соловецком лагере особого назначения. С 1928 г. епископ Серпуховский, викарий Московской епархии. С 1928 г. в. у. Каширским викариатством. С 1929 г. епископ Серпуховский и Каширский, викарий Московской епархии. В 1930 г. уволен на покой. В 1934–1936 в Мариинском лагере (Сиблаг), в 1939–1944 гг. в Канских лагерях в Красноярском крае. С 1945 г. епископ Чкаловский, затем именовался епископом Чкаловским и Бузулукским. С 1946 г. архиепископ. С 1948 г. находился в заключении в Дубравлаге вместе с митрополитом Нестором. 7 декабря 1955 г. освобожден. С 1955 г. в. у. Чебоксарско-Чувашской епархией. С 1956 г. архиепископ Чебоксарский и Чувашский. С 1960 г. архиепископ Куйбышевский и Сызранский. С 1962 г. митрополит. В 1965 г. уволен на покой. Автор «Каталога обновленческих архиереев», «Каталога русских православных архиереев периода с 1897 по 1957 гг.», труда «Русские православные иерархи периода 1893–1965 гг.».

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В составе Соборов русских святых погрудный образ Г. введен в группу преподобных на прориси с иконы 1814 г. иконописца-старообрядца П. Тимофеева (хранилась в ЦАМ СПбДА), где Г. облачен в мантию и куколь, как и расположенный рядом с ним прп. Иаков Костромской. Святой присутствует на иконе российских чудотворцев XIX в. (ГТГ) - в 5-м ряду 3-й справа, с непокрытой головой, между преподобными Нилом Столобенским и Петром Муромским. Примером подобной иконографии Г. в монументальном искусстве является роспись галереи рус. святых в почаевской Успенской лавре, кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в.), работы иеродиаконов Паисия и Анатолия - преподобный в одной из композиций с подвижниками XVI в., почти в профиль, в схиме. Вместе с др. рус. святыми Г. был написан в 70-х гг. XIX в. на стене лестницы, ведущей на хоры сев. части зап. крыла храма Христа Спасителя, в верхнем ряду, а также, напр., в 1833 г. (поновлена в 1876) на зап. стене ц. Воскресения Христова на Дебре в Костроме (Костромские ЕВ. 1902. Ч. неофиц. Прил. С. 10). В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (ризница ТСЛ), на авторских повторениях кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, Данилов муж. мон-рь в Москве) и творческих списках кон. XX - нач. XXI в. др. иконописцев Г. помещен в группе костромских святых в начале 1-го ряда, крайним слева, обернувшись к прп. Макарию Унженскому. На рисунке кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в. работы прот. Вячеслава Савиных (Минея (МП). Т. 5. Ч. 2: Янв. С. 301) преподобный обращен в молении к небесному сегменту, на свитке традиц. надпись. Пример совр. местной иконографии Г.- образ «Собор Костромских святых» 90-х гг. XX в. (Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь). Лит.: Покровский Н. В. Церк.-археол. музей СПбДА, 1879-1909. СПб., 1909. С. 128-129, 131-144. 50, 58-59; 1000-летие рус. худож. культуры. М., 1988. С. 167, 368. Кат. 208; Рус. эмаль XVII - нач. XX в.: Из собр. музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 137, 230. Кат. 177; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части Б. Споров]. М., 1996п. С. 86; Косцова А. С. , Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 54-55, 130-131. Кат. 47, 48; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 200-205, 454-455, 611, 629. Т. 2. С. 80-81; Синай. Византия. Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в. Кат. выст./Мон-рь св. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. С. 444-445. Кат. R-237; Россия. Православие. Культура: Кат. выст. Нояб. 2000- февр. 2001. [М., 2000]. С. 128, 181. Кат. 384, 495; Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 141; Костромская икона XIII-XIX вв.: Свод рус. иконописи/Авт.-сост. Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. С. 615, 621. Кат. 269, 283. Ил. 427, 442.

http://pravenc.ru/text/162062.html

3 Заимствованное автором Апокалипсиса из библейской книги 3 Царств 10, 14, где оно обозначало количество золота, ежегодно поступавшего к царю Соломону. Мелхиседек Минервин 1803–1810 Симеон (Савва) Крылов, ректор Славяно-греко-латинской, а затем Московской Духовной Академии 1810–1814 Самуил Запольский 1814–1818 1818–1831 Афанасий Федоров 1831–1877 Антоний Медведев 1877–1891 Леонид Кавелин 1891–1904 Павел Глебов 1904–1914 Товия Цымбал 1915–1920 Кронид Любимов, расстрелян 10 декабря 1937г. 1945–1946 Гурий Егоров (митр. Симферопольский и Крымский) 1946–1953 Иоанн Разумов (митр. Псковский и Порховский) 1954–1957 Пимен Извеков (Патриарх Московский и всея Руси) 1957–1964 Пимен Хмелевской (архп. Саратовский и Вольский) 1965–1970 Платон Лобанков (еп. Воронежский) 1970–1972 Августин Судоплатов 1972–1982 Иероним Зиновьев 1982–1984 Евсевий Саввин, ныне архп. Псковский и Порховск. 1984–1988 Алексий Кутепов, ныне архп. Алматинский и Семип. 1988–до ныне Феогност Гузиков. 5 П. Казанский, Очерк жизни архимандрита Антония, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1878, ,с. 98. Портрет архимандрита. Антония помещен в книге М.С. «Архимандрит Антоний, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры». СПб., 1902, с. 84. Там же на с. 39–84 – письма архимандрита Антония к его духовной дочери. См. также: Краткий некролог, составленный графом Дм.Н. Толстым, «О. Архимандрит Антоний», М., 1877; М.В. Толстой . «Хранилище моей памяти». Кн. I, М., 1891, с. 79–84; И. Хибарин. «Наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний» – ЖМП, 1954, 7, с. 11–16; Протоиерей В. Нечаев. «В память архимандрита Антония» – Д. Чт., 1877, с. 366–370. 6 Единственная дочь царевича, Анна Георгиевна, влюбилась в Андрея. После его пострига она не хотела выходить замуж. Отец был вынужден уступить ей, и отпустил ее в Троицкую Белбажскую пустынь Костромской епархии, но там она пробыла недолго. Отец забрал ее домой... В 35 лет она вышла замуж за графа Александра Петровича Толстого, святого человека, который жил с ней, как брат..., она приходилась ему четвероюродной сестрой, оба, будучи прямыми потомками Вахтанга VI. А.П. Толстой был Обер-прокурором Св. Синода в 1856–1862 гг. и членом Госсовета. В их доме находил приют И.В. Гоголь, который через них познакомился и с архимандритом Антонием, с Лаврой и с Академией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Строительство началось в 1902 году по проекту зодчего Вергилеса, который и руководил работами. Осенью 1903 года были возведены стены и своды, сделана крыша. Строительство было завершено и новый храм освящен с прежним посвящением в 1904 году. При этом старое деревянное здание церкви было разобрано и продано пятигорскому купцу Антону Курилову, который около 1910 года вновь установил его - как Покровскую церковь - в новом Алексеевском поселке (ныне поселок Свободы). Около 1936 года Крестовоздвиженскую казачью церковь снесли в ходе правительственной антирелигиозной кампании. После 1965 года в Кисловодске оказались уничтожены все православные храмы, но единственный городской приход остался. Около 1975 года он получил разрешение на строительство новой церкви, под которую было выделено место прежнего Крестовоздвиженского храма. Документов разрушенного храма не сохранилось, поэтому было решено выбрать традиционный для русской церковной архитектуры план храма. Эскизы составил протоиерей Сергий Лиманов. Строительство проводилось в тяжелых условиях. Однако несмотря на препятствия со стороны властей, стройка была всенародной. Средства поступали со всей страны, каждый старался положить кирпичик в стены нового храма. В начале 80-х гг. ХХ века туристам из зарубежных стран рассказывали, что в Советском Союзе свобода вероисповедания. В ФРГ почтовая бумага выходила с оттиском строящегося в Кисловодске храма. Тем не менее о конфликте между властью и верующими узнали за рубежом, об этом вещал «Голос Америки». Вскоре политическая ситуация в стране изменилась - Москву должен был посетить Президент США Рейган, что способствовало завершению строительства храма. Крестовоздвиженскую церковь воздвигали в течение 11 месяцев. Храм был построен и освящён к 1000-летию принятия христианства на Руси. Строительство завершилось в 1988 году, а торжественное освящение состоялось 4 октября 1988 года. Внутренняя роспись Крестовоздвиженской церкви была завершена в 1996 году. Росписью руководил московский художник Николай Иванович Бурейченко.

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

М., 1890). Печатались сочинения древнерусских авторов: преподобного Нила Сорского (Боровкова-Майкова М.С. Нила Сорского Предание и Устав. СПб., 1912 (ПДПИ; Т. 179), преподобного Иосифа Волоцкого («Просветитель» преподобного Иосифа. Казань, 1857, 1882, 1892, 1904 и др.; М., 1993п); преподобного Максима Грека (Казань, 1859–1862. 3 т.; в пер. на рус. яз. Сергиев Посад, 1910, 1996р). Был опубликован ряд памятников, связанных с ересью «жидовствующих» (Псалтирь жидовствующих в переводе Феодора еврея Подгот. М. Н. Сперанского. М., 1907; О ереси жидовствующих: Новые материалы, собранные С. А. Белокуровым , С. О. Долговым, И. Е. Евсеевым и М. Н. Сперанским. М., 1902). Статейные списки, грамоты и другие документы, относящиеся к учреждению патриаршества в России, вошли в исследования П. Николаевского (Учреждение патриаршества в России. СПб., 1880) и А.Я. Шпакова (Государство и Церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве: Царствование Феодора Иоанновича. Учреждение патриаршества в России. Одесса, 1912). Новое издание статейных списков было осуществлено в 1988 г. (Посольская книга по связям России с Грецией, православными иерархами и монастырями 1588–1594 Подгот. текста М. П. Лукичева и Н. М. Рогожина. М., 1988). Материалы, связанные с конфликтом между патриархом Никоном и Алексеем Михайловичем и судом над патриархом, сочинения патриарха Никона были опубликованы Н. Субботиным и Н. Гиббенетом, У. Палмером, однако не в полном объеме. Полемика со старообрядцами, будучи важным направлением миссионерской деятельности Русской Церкви в XIX в., обусловила собирание и публикацию памятников, связанных с расколом. Была издана работа профессора Московской духовной академии Н.И. Субботина «Материалы для истории раскола за первое время его существования» (М., 1875–1895. 9 т.), представляющая собой исключительную ценность благодаря собранным в ней документам, среди которых – сочинения расколоучителей, деяния Собора 1666–1667 гг. и множество других материалов. В процессе подготовки к публикации памятников древнерусской книжности, проведенной в XIX в., была выработана методология конкретно-исторического анализа, основанного на историко-филологическом исследовании документов и стремящегося учесть все стороны исторического явления (см., например: Шахматов А.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собор во имя Св. Троицы. Фотография. 2006 г. Собор во имя Св. Троицы. Фотография. 2006 г. Храм во имя Св . Троицы с приделами в честь Зачатия прав. Анны и во имя блж. Алексия, человека Божия (1833-1838, архит. О. И. Бове, достраивал А. И. Бове), находится в центре совр. территории монастыря. Построен по прошению московских купцов-братьев К. А., А. А. и В. А. Куманиных и В. П., А. П. и П. П. Шестовых и является ярким образцом архитектуры ампира. Четверик приземистых пропорций завершается широким барабаном с куполом и небольшим фонарем. С востока к четверику примыкает полуциркульная апсида, с запада, севера и юга - 6-колонные дорические портики. Окна барабана имеют крупные наличники в виде фронтончиков на дорических колонках, окна основного объема - полуциркульные сандрики. В интерьере доминирует грандиозное подкупольное пространство, но приставленные к столбам пилоны придают некоторую обособленность продольным пространствам каждого придела. Иконостас главного Троицкого придела решен в виде триумфальной арки, Зачатиевского и Алексиевского приделов - в виде ротонд с полусферическими куполами. Л . А . Беляев Другие сооружения Первые каменные жилые сооружения на территории мон-ря фиксируются в описи сер. XVIII в. Настоятельские кельи расположены параллельно юж. стене, напротив ее центра. Башни сохранили, возможно, архитектурные элементы 3-й четв. XVII в.; нынешний облик восходит к перестройке 1820 г. Братские кельи, расположенные перпендикулярно к стене к юго-западу от ворот, были перестроены в 1819 г., а после надстройки 3-го этажа и соединения их с надвратной церковью (к 1902) в них была размещена больница. На нижнем этаже в 1988 г. освящен храм во имя прп. Серафима Саровского. В 1777 г. к востоку от св. врат к стене был пристроен корпус т. н. казначейских (старых братских) келий, реконструированный в 1872 г. В 1869-1871 гг. в зап. части Д. м. был возведен новый кирпичный 2-этажный (в 1930 надстроен еще 2 этажами) братский корпус с фасадом, обращенным к Троицкому храму. На рубеже XIX и XX вв. часть построек находилась вне стен мон-ря: хозяйственный двор, богадельня (каменная 2-этажная, 1889), церковноприходское уч-ще (1902-1903), странноприимный дом, каменная часовня во имя св. кн. Даниила Московского.

http://pravenc.ru/text/171331.html

453 См. подр.: Глубоковский H. H. Высокопреосвященнейший Смарагд (Крыжановский), архиепископ Рязанский и Зарайский (( 1863, XI, 11). Биографический очерк. Христианское Чтение. СПб., 1912. Д 1 , с. 47–71; 2, с. 180–224; 3, с. 295–329; 4, с. 431–462; 5, с. 546–575; 6, с. 653–673; 7–8, с. 791–820; 9, с. 933–953; 10, с. 1063–1081; 1913. 2, с. 175–191; 3, с. 310–324. 454 РО РНБ. Ф. 194, оп. 1, д. 896, л. 24. В 1912–1917 гг. в Чернигове издавался двухнедельный журнал «Вера и жизнь», заменивший «Черниговские епархиальные ведомости» (1861–1911 гг.), а также еженедельный «Черниговский церковно-общественный вестник» (1914–1917 гг.). Можно предположить, что издание ПБЭ по какой-то неизвестной пока причине планировалось продолжить в качестве приложений в одному из названных журналов. 457 Большевики отобрали у Церкви здание Московской Духовной семинарии, использовавшееся под гостиницу делегатами Поместного Собора, и еще раньше (декретом от 23 января 1918 г.) конфисковали счета и фонды Церкви в банках, а также всю церковную недвижимость. (См. напр.: Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995. С. 40–41). 459 Гордиенко H. С., Комаров П. М. Обреченные. О русской эмигрантской псевдоцеркви. Л., 1988. С. 19. 462 Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. СПб., 1913. Т XI. С. 532. 463 Дневник A. A. Киреева. Рукописный отдел Российской государственной библиотеки. Ф. 126. Д. 13. Л. 147-об. Запись от мая 1902 г. 464 Однако именно так поступает профессор С.-Петербургской духовной академии H. H. Глубоковский, в своих воспоминаниях указывающий, что новое монашество искусственно развивалось с 1890-х гг., а его родоначальник и глава(т. е. владыка Антоний) создал особое направление в Русской Православной Церкви, «когда провозглашалось в «духе истинной церковности» и практиковалось, что «монахам все позволено, разрешается и прощается», когда по мирскому имени уловляемые студенты превращались в устах начальства в Васей, Ваней, Митей, Сашей, а потом пошла тенденциозная агитация, чтобы монашеское пострижение объявить одним из таинств, и если их должно быть не более семи, то надо развенчать брак и внести монашество, которое служит Богу по примеру крестного искупления лишь «сострадательной любовью» Христовой, там же просто размножается не без греховности человеческое племя, спасающееся только монашеским клобуком», (Глубоковский Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Михеев был активным общественным деятелем. Принимал участие в работе учительских курсов под руководством Н.Бунакова. Возглавлял Общество вспомоществования учащим и учившим губернии, был попечителем одной из уездных начальных школ, содействовал основанию общедоступных Пушкинской и Некрасовской библиотек Ярославля, был председателем музыкально-драматического кружка, работал в юридическом обществе при Демидовском лицее. Активно пропагандировал творчество Пушкина. К 100-летию поэта в 1899 году вышла его книга «Об Александре Сергеевиче Пушкине, великом писателе земли русской, о его жизни и сочинениях», бесплатно вручавшаяся в дни торжеств в Ярославле. Подарил Пушкинской библиотеке ряд книг. Сегодня также день памяти командующего Балтийским флотом адмирала Николая Оттовича Эссена , скончавшегося в 1915 году. Он родился 11 декабря 1860 года, окончил Морской кадетский корпус (1880), механическое отделение Николаевской морской академии (1886) и Артиллерийский офицерский класс (1891). С 1905 года служил заведующим стратегической частью Главного морского штаба (1905). В 1910 – 1911 годах Эссен занимал должность начальника Действующего флота Балтийского моря, в 1911– 1914 гг. был командующим Морскими силами Балтийского моря, с началом Первой мировой войны – командующий Балтийского флота. Умер в Ревеле, погребен на Новодевичьем кладбище в Петрограде. Сегодня мы также вспоминаем графа Ивана Ивановича Толстого (1858-1916), государственного деятеля (министра народного просвещения Российской империи в 1905—1906 гг., городского головы Петербурга-Петрограда в 1912—1916 гг.), нумизмата и археолога; изобретателя Иосифа Андреевича Тимченко (1852-1924); геохимика и минералога академика Александра Евгеньевича Ферсмана (1883-1945); художницу Варвару Федоровну Степанову (1894-1958); Героя Советского Союза, фронтовую санитарку Зинаиду Михайловну Туснолобову-Марченко (1920-1980) и Героя Советского Союза, генерал-майора авиации Андрея Борисовича Юмашева (1902-1988). Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/history/2015/05/20/et...

Там же, д. 1, л. 459. Там же, л. 459, 497; д. 9, л. 210 об.; д. 15, л. 208 об. Там же, д. 8, л. 248 об.– 249. Подробнее об этом см.: Устинова И. А.Книги Патриарших приказов 1620–1649 гг. как исторический источник. М., 2011. Глава 2. Григорий Одинцов — дьяк Патриаршего Казенного приказа с 1638/39 г. до 23 июня 1647 г. РГАДА, ф. 235, оп. 2, д. 19, л. 1. Александр Николаевич Неустроев (1825–1902 гг.), русский библиограф, составитель коллекции славянских и русских рукописей, автор указателей, каталогов и публикаций документов XVII–XVIII вв. Гераклитов А. А. Филиграни XVII века на бумаге рукописных и печатных документов русского происхождения/Послесл. и коммент. С. А. Клепикова. М., 1963. 1136 (1639 г.); подобная 833, 834, 838 (1636–1640 гг.); 1060 (1644 г.); подобная 909 (1633 г.), 914 (1639 г.); Филиграни XVII в. по рукописным источникам Государственного исторического музея: Каталог/Сост. Т. В. Дианова, Л. М. Костюхина. М., 1988. Подобная 64 (1623 г.); Филигрань «кувшин» XVII в.: Каталог/Сост. Т. В. Дианова. М., 1989. 324. Патрахельные, постихарные и орарные грамоты выдавались разным чинам духовенства на право совершать богослужение священникам, служить при храме диаконам и причетникам. Название их происходит от названия видов одежды и аксессуаров каждого из этих церковных чинов (епитрахиль у священника, стихарь и орарь у диакона). РГАДА, ф. 235, оп. 2, д. 19, л. 10 об., 19, 28, 40, 57, 80 об., 96, 104, 113, 124, 137 об., 148 об.   Записная книга печатных пошлин Патриаршего Казенного приказа 1643/44 г.   (Л. 1 [a] ) Книга записная великого господина Святейшего Иосифа, Патриарха Московского и всеа Русии, печатным пошлинам при казначее старце Иакиме Молотеине да при дияке при Григорье Одинцове нынешняго 1643 году. Сентября в 2 де[нь] запечатана грамота на Кострому губным старостам Михаилу Алалыкину да Петру Скрыпицыну по челобитью костромитина Федора Ивина по костромич по Ондрея да по Ивана Козаковых в ыску по духовной. Пошлин две гривны. Взято. Сентября в 4 де[нь] запечатана грамота Живоначальной Троицы Сергиева монастыря архимариту Андреяну з братьею по челобитью того ж монастыря черного попа Павла. А велено, что на того черного попа Сергиева монастыря слушка Иван Ехонин по рядной записи бил челом (Л. 1 об.) в Троецком в монастыре, челобитье и запись прислать к Москве в Патриарш Судной приказ. Пошлин гривна. Взято.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010