Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (4.08.1787, Тобольск - 22.02. 1851, Москва), рус. композитор. Участвовал в Отечественной войне 1812 г . В нач. 1825 г. в Москве А. был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, несмотря на недоказанность обвинения, в 1828 г. лишен чинов, знаков отличия, дворянского звания, сослан в Тобольск и предан церковному покаянию. По определению Тобольской духовной консистории на А. наложили епитимью на 7,5 года, к-рую он исполнял при Градо-Воскресенской ц., а затем в Знаменском муж. мон-ре. В это время А. обратился к духовной музыке, к-рую затем сочинял в периоды своего пребывания на Кавказе, в Оренбурге, Коломне, Москве. А. принадлежит ок. 30 духовных песнопений, концерты и 3 крупных цикла («Литургии»), многие сочинения существуют в неск. авторских редакциях. Почти все они не опубликованы, хранятся в ГЦММК им. М. И. Глинки в составе архива композитора и в ОР РГБ в собрании Троице-Сергиевой лавры (дар жены композитора Е. А. Алябьевой). Лишь одно песнопение ( ирмос 8-го гласа «Колесницегонителя фараона») представляет собой обработку знаменного распева . Все проч. сочинения А. отличает свободный концертный стиль, опирающийся на интонационную сферу романсовых жанров и романтических опер. А. мастерски использует ресурсы хорового письма, сопоставляя звучание всего хора и отдельных групп, включая соло и ансамбли солистов, а также широко применяет полифонические приемы, в т. ч. развернутые фугированные формы, считая их необходимыми в церковной музыке. Арх.: ГЦММК. Ф. 40; Фил. ГЦММК, музей-квартира Н. С. Голованова: «Литургия Иоанна Златоуста»: Для муж. хора 264); РГБ ОР. Ф. 304 (II). 374 (1 - 4): «Литургия Иоанна Златоуста»: Для муж. хора, партии; 374 (5): «Литургия преждеосвященных Даров»: Для смеш. хора. Соч.: «Херувимская песнь»: Для смеш. хора//Сб. духовно-муз. песнопений разных авторов. Пг.: Киреев, 1916. [Сб.] 15. [автогр. отсутств.]. Лит.: Металлов В. М., прот. Заметка об А. А. Алябьеве//РМГ. 1902. 32; Штейнпресс Б. С. Страницы из жизни А. А. Алябьева. М., 1956; он же. А. А. Алябьев в изгнании. М., 1959; Доброхотов Б. В. А. Алябьев: Творческий путь. М., 1966; Корженьянц Т. В., Левашев Е. М. А. А. Алябьев//История русской музыки. М., 1988. Т. 5. С. 57-60. Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: АБЛАМСКИЙ Даниил (кон. 20-х или нач. 30-х гг. XIX в.- после 1888), священник в селе Козлове Переяславского уезда Полтавской губернии

http://pravenc.ru/text/114204.html

Воспринятое в полноте и целостности святоотеческое иконописное Предание поможет нашим храмам своим обликом свидетельствовать и являть не достоинство стилей и школ, а вечные истины Евангелия: Благую Весть и Боговоплощение, Богоявление и Преображение, Спасительный Крест и Светлое Христово Воскресение. _______________________ 1. К таким, получившим известность авторам, относятся, без сомнения, монахиня Иулиания (Мария Николаевна Соколова) (1899- 1981), инок Григорий Круг (Георгий Иоганнович Круг) (1906-1969), Леонид Александрович Успенский (1902-1987), монахиня Иоанна Рейтлингер (1898–1988), Ирина Васильевна Ватагина (1924-2007). 2. Вероятно, по мысли автора, это вытекает голубая кровь нашей уничтоженной элиты? 3. «Примитивизм — художественное направление, упрощающее человека и мир, стремящееся увидеть мир детскими глазами, радостно и просто, вне «взрослой» сложности. Это порождает сильные и слабые стороны примитивизма» (Борев Ю. Б. Примитивизм//Эстетика. Теория литературы. Энциклопедия словарных терминов. М., 2003. С. 323 — 324). Примитивизм — противотечение реализму; мир усложняется, а художник его упрощает, чтобы справиться с его сложностью. 4. Этой унификации послужили категоричные дисциплинарные запреты, прозвучавшие на Поместном соборе 1551 -1553 гг. (Стоглав). Согласно одному из них, все официально признанное иконописание должно было быть представлено четырьмя «старостами-иконниками», а всем остальным иконописцам было велено писать «по образцу и по подобию» их мышления. 5. В это время становятся распространенными, в частности, короны у Христа и Богоматери, крылья у св. Пророка и Предтечи Иоанна; «вязь» вместо легко читаемого шрифта и т. п. 6. Настоятель одного из подмосковных храмов так однажды и потребовал от художников: «Сделайте мне как у Дионисия, но с облачками на фоне, иначе денег не заплачу». 7. Под понятием святоотеческого наследия мы подразумеваем далеко не только тексты, но и образы. Образы — как визуальные, так и звуковые, — равно важны для полноты православного богословия, являясь не иллюстрациями отдельных его положений, а воплощением его целостности.

http://pravmir.ru/cerkovnoe-i-necerkovno...

Порфирий Успенский . Книга бытия моего. – Порфирий Успенский . Книга бытия моего. Т. 1–8. СПб. 1894–1902. Порфирий Успенский . Первое путешествие. – Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 г. архимандрита Порфирия Успенского . СПб. 1856. Порфирий Успенский . Сирийская церковь . – Порфирий Успенский . Сирийская церковь /ЖМНП. Ч. 67. СПБ. 1850. II. С. 117–144. Посольская книга. – Посольская книга по связям России с Грецией (православными иерархами и монастырями). 1588–1594. М. 1988. Прокопий Назианзин. – Прокопий Назианзин Арабоглу. Попираемый Иерусалим/Материалы для истории Иерусалимской патриархии XVI–XIX вв. Т. 2. СПб. 1904. С.131–350. Проскинитарий 1580-х гг. – Проскинитарий, содержащий все чудесные знамения, явленные Спасителем нашим в Святом городе Иерусалиме, и описание ме ст-ностей/Восемь греческих описаний Св. мест XIV, XV и XVI вв. СПб. 1903. С. 194–241. Проскинитарий. 1608–1624. – Проскинитарий по Иерусалиму и прочим святым местам безымянного между 1608 и 1624 г. СПб. 1900. Радзивил Н. – Радзивил Н.Х. Путешествие ко святым местам и в Египет князя Николая Христофора Радзивила. СПб. 1787. Рисаля. – (Л. Шейхо). Рисаля вуджха ар-рум ат-тараблюсийин иля аль-баба Гри-гуриус ас-салис ‘ашар (Послание румов Триполи к папе Григорию XIII)/аль-Машрик. 1906. С. 357–361. Розен В.Р. – Розен В.Р. Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхьи Антиохийского. СПб. 1883. Россия и Греческий мир в XVI веке. – Россия и Греческий мир в XVI веке. Ред. С.М. Каштанов. М. 2004. Савва Неманич. – Путешествие св. Саввы, архиепископа Сербского. Под ред. арх. Леонида. СПб. 1884. Серапион. – Путник, или путешествие во Святую Землю Матронинскаго монастыря инока Серапиона/Паломники-писатели петровскаго и послепетровскаго времени, или путники во град Иерусалим. Под ред. Архимандрита Леонида//Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1874. 3. V С. 78–128. Симеон Лехаци. – Симеон Лехаци. Путевые заметки. Пер., коммент. М.О. Дарбинян. М. 1965. Сирия, Ливан и Палестина. – Сирия, Ливан и Палестина в первой половине XIX в. М. 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

существовал как архиерейский дом — резиденция архиерея. О священнике о. Василии Светлове владыка Вениамин рассказывает подробно в книге “Божьи люди”, упоминает его и в других своих произведениях. Святитель Феофан, Затворник Вышенский (+1894) — в миру Георгий Говоров — выпускник Киевской Духовной Академии, был в Святой земле, на Афоне, в Константинополе. В 1859 году хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого, с 1863 по 1866 год занимал Владимирскую кафедру. В 1867 году удалился на покой и жил в затворе в Вышенской пустыни, проводя время в молитве и составлении Трудов религиозно-нравственного содержания. Основные труды его: “Письма о христианской жизни”, “Толкование апостольских посланий”, “Начертание христианского вероучения”. Св. Феофан Затворник причислен к лику святых Русской Православной Церкви на Поместном Соборе 1988 года. Обитель, где подвизался святитель Феофан, именовалась официально Успенской Вышенской пустынью и находилась в Шацком уезде Тамбовской губернии. То, что митрополит Вениамин именует ее Казанской, объясняется, вероятно, тем, что в обители существовал Казанский собор, в котором находилась чудотворная Казанская Вышенская икона Божией Матери, давшая, по-видимому, второе название монастырю. Александр, епископ Тамбовский и Шацкий, в миру Александр Васильевич Богданов (1830—1898), занимал Тамбовскую кафедру с 1892 по 1898 год. Димитрий, архиепископ Херсонский и Одесский, в миру Михаил Георгиевич Ковальницкий (1839—1913), в 1902—1903 гг. в сане епископа проходил свое служение на Тамбовской кафедре. День святых равноапостольных Кирилла и Мефодия по новому стилю отмечается 24 мая. Иподиаконы — младшие клирики, церковнослужители, прислуживающие архиерею во время богослужения. Вот загремели позвонки серебряные… — серебряные позвонки на облачении архиерея призваны напоминать ему о необходимости постоянного проповедования Слова Божия своей пастве. Митрополит Антоний, в миру Алексей Павлович Храповицкий (1863—1936), — выдающийся иерарх Русской Церкви рубежа столетий, яркий проповедник. Владыка

http://pravmir.ru/na-poroge-religioznoj-...

АН. СПб., 1907. Т. 82. Вып. 4. С. 21–24, 181–185; см. также: он же. К вопросу об источниках летописного сказания о св. Владимире//Христианское чтение. 1902. Т. 214. С. 98–100), в языковом отношении квалифицируется как болгарский, созданный прежде сер. X в. (Верещагин Е. М. Был ли креститель Руси Владимир еретиком-арианином?//Изв. АН СССР. Отд-ние лит-ры и яз. 1989. Т. 48. Вып. 1. С. 52). Однако митр. Макарий, безусловно, прав в своем убеждении, что речь может идти только о текстологическом недоразумении, а не о реальных элементах арианства на Руси в X в., как то пытались утверждать некоторые ученые и в последнее время (Кузьмин А. Г. Крещение Руси: Концепции и проблемы//Крещение Руси в трудах русских и советских историков. М., 1988. С. 36–49 и другие работы того же автора). Это положение высокопреосв. Макария подтверждается новейшим и наиболее полным текстологическим исследованием славянских переводов Символа веры Михаила Синкелла; см.: Thomson F. J. Les cinq traductions slavonnes du Libellus de fide orthodoxa de Michel le Syncelle et les mythes de l’arianisme de saint Méthode, арфтге des Slaves, ou d’Hilarion, métropolite de Russie, et de l’existence d’une Église arienne а Kiev//Revue des Йmudes Slaves. 1991. T. 63. Fasc. 1. P. 19–54. В современной науке греческое сочинение митрополита Леонта об опресноках относят к 70-м гг. XI в., а его автора, в полном согласии с заглавием сочинения, признают не Киевским, а Переяславским митрополитом этого времени (Poppe A. Le mraimй des azymes mhtropol…tou mБj ™n Quand, ощ et par qui a-t-il йтй йcrim?//Byzantion. 1965. T. 35. P. 504–527). См. также коммент. Имеется в виду так называемая Устюжская Кормчая, датируемая, действительно, XIII — нач. XIV в. (РГБ. Рум. 230. Сводный каталог. 476). Однако древнейшим из известных к настоящему времени сборников такого содержания является Ефремовская Кормчая XII в. (согласно некоторым оценкам — даже XI в.) (ГИМ. Син. 277. Сводный каталог. 75). Подробнее об истории Кормчей книги на Руси см.: Щапов Я.

http://sedmitza.ru/lib/text/435852/

Пятигорск. Церковь Лазаря Четверодневного при старом городском кладбище. Лазаревская церковь Карта и ближайшие объекты Храм святого праведного Лазаря Четверодневного (Лазаревская церковь). Первоначальный план сооружения храма относится к 1828 г., когда в торжественной обстановке был заложен первый камень в основание будущей кладбищенской церкви. Проект храма был составлен известными итальянскими зодчими братьями Бернардарцци. Однако за-за нехватки рабочей силы и смерти одного из братьев И. Бернардарцци строительство было приостановлено и возобновлено лишь в 1849 г. архитектором С. И. Уптоном. Храм был закончен в 1856 г. Землетрясение 1880-х гг. разрушило эту церковь и на другом месте, у входа на кладбище, было выбрано место для строительства нового кладбищенского храма. Проект храма был составлен предположительно архитектором Пономаревым. Фундамент заложен в 1895 г. Для него использовался белый камень с горы Машук. Храм сооружен в 1902 г. и освящен 17 октября 1903 г. Это храм с шатровым завершением и колокольней. Шатёр покоится на восьмигранном барабане. В конце ХХ столетия вокруг храма сооружена ограда и построен дом причта (1988 г.). Источник для проверки некоторых сведений: " Некрополь " . Пятигорск. 1993 г. С 4-5 Старый кладбищенский храм Святого Лазаря не разрушался никаким землетрясением, а был разобран из-за своей аварийности! Через весь храм, с востока на запад проходила трещина. Причина аварийности: или проходящая подземная река или некачественное строительство! А для строительства нового храма (на фото) камень использовали от старого, разобранного храма. От него остался лишь подклет (фундамент) со старыми погребениями граждан Пятигорска... (существует и ныне, около первой могилы М.Ю.Лермонтова). М.Ю.Лесовой Лазаревский храм - это место отпевания великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Здесь же, рядом с храмом, место первого захоронения Лермонтова. В Храме находится икона из Тархан, подаренная бабушкой Лермонтова. Это и знак памяти, и знак благодарности за любимого внука.

http://sobory.ru/article/?object=01108

21. Литаврин Г. Г., Наумов Е. П. Этнические процессы в Центральной и Юго-Восточной Европе, и особенности формирования раннефеодальных славянских народностей//Раннефеодальные государства и народности (южные и западные славяне VI–XII вв.) М., 1991. 22. Литаврин Г. Г., Флоря Б. Н. Общее и особенное в процессе христианизации стран региона и древней Руси//Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы, и крещение Руси. М., 1988. 23. Литаврин Г. Г. Формирование и развитие болгарского раннефеодального государства (Конец VII – начало XI в.)//Раннефеодальные государства на Балканах. М., 1985. 24. Малахов С. Н. Концепция мира в политической идеологии Византии первой половины X в.: Николай Мистик и Феодор Дафнопат//Античная древность и средние века. Вып. 27. Византия и средневековый Крым. Симферополь, 1995. 25. Малышевский Ив. Святые Кирилл и Мефодий, первоучители славянские. Киев, 1886. 26. Мыльников А. С. Павел Шафарик – выдающийся русский славист. М.; Л., 1963. 27. Николова Св. Методий//КМЕ. София, 1995. Т. 2. 28. Оболенский Д. Византийское Содружество наций: Шесть византийских портретов. М., 1998. 29. Палаузов С. Н. Век болгарского царя Симеона. СПб., 1852. 30. Плакида (Десей), архим. История моего паломничества//Вестник РХД. 1 Д6 (1986). 31. Платон [Игумнов), архим. Миссия Церкви в прошлом и настоящем и ее место в гражданском обществе//ЖМП. 1998. 9. 32. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). СПб., 1996. 33. Попруженко М. Г. Славяне и Византия//ВВ. Т. 22. (1915– 1916). 34. Россейкин Ф. М. Буржуазная историография о византийско-моравских отношениях в середине IX в//ВВ. T. III (1930). 35. Сметанин В. А. О византийской аргументации теории универсальной власти (на исходе XIV столетия)//АДСВ. Вып. 27. 1995. 36. Соколов И. Византинизм//ПБЭ. СПб., 1902. T. III. 37. Его же. О византинизме в церковно-историческом отношении//ХЧ. 1903. Ч. 2. 38. Его же. Церковная политика византийского императора Исаака II Ангела. СПб., 1905.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

участвовал в торжественном открытии мощей преподобного. 150 Монастырь «Радовашница» находится близ города Шабац, в 80-ти километрах на запад от сербской столицы Белграда. По преданию, обитель основана в конце XIII – начале XIV в. Первый храм был освящен во имя Архангелов Михаила и Гавриила, но он был разрушен турками. В 1988 г. завершено строительство нового храма в честь Покрова Богородицы. 153 Возможно, речь идет о книге немецкого богослова, профессора теологии Марбургского и позднее Лейпцигского университетов Лютарда Кристофа Эрнста (1823–1902) «Апология христианства» (СПб., 1892). 155 Известно, что после закрытия Оптиной пустыни, в 1923 г., иеромонах Феодот создал в Георгиевском храме Козельска хор. На тот момент все должности в этой церкви заняли оптинские иноки. В конце 1920-х гг. отец Феодот был отправлен в ссылку в Архангельскую область. 161 Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь был основан в начале XVII в. в Воронежской губернии (ныне Задонский район Липецкой области) на месте впадения речки Тешевки в реку Дон и поначалу назывался Тешевским Богородицким. Начало обители положили старцы московского Сретенского монастыря Кирилл и Герасим, которые принесли с собой список с Владимирской иконы Божией Матери. Первая церковь была построена в честь Сретения Владимирской иконы. В конце XVII в. монастырь сгорел, невредимой осталась лишь икона Богородицы. Через несколько лет обитель была восстановлена. В 1769 г. здесь поселился свт. Тихон Задонский . В XIX в. монастырь перестроили, возвели новый величественный пятиглавый Владимирский собор. Во время строительства были обретены нетленные мощи свт. Тихона, и в 1861 г. святитель был канонизирован. В XX в. в Задонском монастыре было шесть храмов, больница, два кирпичных и один свечной заводы. В годы советской власти монастырь был закрыт, его возрождение началось в 1990 г. Главная святыни обители – мощи свт. Тихона Задонского . 164 Имеется в виду 2-й Донской кадетский корпус, который был образован в Крыму в 1920 г. как преемник Донского Императора Александра III кадетского корпуса, действовавшего в Новочеркасске с 1883 г. Позднее 2-му Донскому было возвращено прежнее имя. В 1921 г. корпус эмигрировал и был размещен в сербском городе Билече, в 1926 г. – переехал в боснийский город Горажде. В 1933 г. он был закрыт, воспитанники переведены в Первый русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

1. а) В своем знаменитом труде под названием «Официальные церковные документы, сохраняющиеся в кодексах патриаршего архива» тт. 1-3, изданном «Патриаршей типографией Константинополя» в 1902-1905 гг. ] архиофилакс Вселенского Престола, архимандрит Каллиник (Деликанис) публикует «Синодальную Грамоту Вселенского Патриарха Паисия [Патриарху] Московскому Никону», в которой Вселенский называет Московского «Патриархом Московии, Великой и Малой Руси»  ]. Как известно, «Малороссия» это сегодняшняя Украина! б) Сам архиофилакс Κ. Деликанис, говоря об «отделении Киевской митрополии от Москвы», дает такой комментарий: «Эта самостоятельность продолжалась до 1686 года, когда, после приобретения этими епархиями собственной независимости от поляков, цари…в целях их защиты от унии, разоряющей Православные Церкви Литвы и Польши, просили Вселенский Патриархат о воссоединении Киевской митрополии…с Московским Патриаршим Престолом, который возглавлял Патриарх Иоаким; Вселенский Патриарх Дионисий IV Муселимис одобрил эту просьбу, причем совместное решение в изданном синодальном Томосе выносил и Патриарх Иерусалимский Досифей»[ 27] . Следует отметить, что очень хороший знаток патриарших документов архиофилакс Вселенского Престола называет Патриарший и Синодальный Акт Патриарха Дионисия IV «Синодальным Томосом», в издании которого участвовал как «συναποφαινμενος» (совместно принимающий решение) Патриарх Иерусалимский Досифей! в) В ином месте он также повторяет: «Киевская митрополия продолжала управляться местоблюстителями вплоть до самого своего подчинения Московскому Патриаршему Престолу в 1686 8] . Мы снова заметим, что вышеуказанная работа К. Деликаниса была издана «Патриаршей типографией в Константинополе», а ее репринтное издание в 1999 году вышло по решению Вселенского Патриарха Варфоломея! 2. Профессор (а сейчас и протопресвитер) Феодор Зисис – многолетний клирик, сотрудник и советник Константинопольского Патриархата, на международном семинаре в Православном центре Вселенского Патриархата в Шамбези (Женева) в мае 1988 года сказал: «Православные русы этих стран с кафедрой в Киеве продолжали в качестве особой митрополии подчиняться юрисдикции Вселенского Патриархата и после отделения Москвы от Константинополя вплоть до 1686 года…когда Киев воссоединился с Москвой, и с одобрения Вселенского Патриархата было восстановлено 9] .

http://sedmitza.ru/text/8665914.html

Ю. Н. Рейтлингер пересылала о. Александру переписанные ею письма к ней о. С. Булгакова. См. кн. «Умное небо». М., 2002. 179 Свящ. Сергий Мансуров (1890–1929), окончил философское отделение историко–филологического факультета МГУ. В 1926 г. рукоположен в священники. Автор ряда исторических и философских сочинений, в том числе «Иоанн Грозный как деятель западного типа», «Очерки из истории Церкви». 180 Схиигуменья Мария. 181 Имеется в виду «Журнал Московской Патриархии». 182 В марте 1983 г. о. Стефана Середнего перевели в г. Красногорск, а в августе новым настоятелем стал прот. Иоанн Клименко. 183 Архим. Софроний (Сахаров) (1896–1993) — духовный писатель и иконописец. Книга «Старец Силуан» способствовала канонизации в 1987–1988 гг. его наставника преп. Силуана Афонского. Постригся (1926) на Афоне, с 1947 г. служил во Франции; основатель и первый игумен (с 1958 г.) монастыря св. Иоанна Предтечи в Эссексе (Великобритания). 184 Прот. Всеволод Шпиллер (1902–1984). 185 Эта записка адресована благочинному прот. Зиновию Анисимову, клирику храма в Братовщине. Анонимная «характеристика» с 1998 г. до настоящего времени распространяется как «Открытое письмо митр. Антония (Мельникова)». По стилю и содержанию письмо не могло иметь никакого отношения к уважаемому владыке. 186 Владимир Львович Леви (р. 1938) — врач–психиатр, психолог, писатель, художник. Автор воспоминаний об о. Александре. 187 О. Александр написал статью о французском православном писателе архим. Льве Жилле для Библиологического словаря. 188 Речь идет о работе над Библиологическим словарем. 189 Раиса Ильинична Колесникова выехала в Канаду на постоянное жительство к своей дочери. Ее переписка цитируется по книге В. И. Илюшенко «Отец Александр Мень: жизнь и смерть во Христе». М., 2000. 190 Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). 191 В. П. Купченко (1938–2004), один из исследователей личности и творчества Максимилиана Волошина, был директором Дома–музея Волошина;автор книги «Жизнь Максимилиана Волошина». СПб., 2002, которую в рукописи читал и рецензировал о. Александр. 192

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010