По мере признания библеистами приоритета Евангелия от Марка, а также с распространением критических реконструкций его текста, сделанных на основе рукописей с минимальной гармонизацией синоптической традиции, особенности христологии этого Евангелия стали выходить на 1-й план (в связи со спорами об «историческом» Иисусе). В частности, Г. Ю. Гольцман доказывал, что Иисус лишь с момента Крещения постепенно осознавал себя Мессией, а в Кесарии Филипповой объявил, что Он и есть тот самый ожидаемый иудеями мессианский Царь; титулы же «Сын Божий» и подобные следует рассматривать только как ветхозаветные «теократические» метафоры, не относя их к Божественной природе человека Иисуса ( Holtzmann. 1863). Либеральные исследователи этой эпохи акцентировали внимание на таких особенностях Евангелия от Марка, как однократное обращение к Иисусу «Господь» (κριε) (Мк 7. 28) (в сравнении с 19 примерами у евангелиста Матфея и 16 - у евангелиста Луки), как описание М. человеческих эмоций Спасителя (Мк 1. 41; 3. 5; 6. 6; 8. 12; 10. 14, 21), которые часто корректируются евангелистами Матфеем и Лукой (напр., в Мк 6. 5 говорится, что Иисус «не мог совершить там никакого чуда», а в Мф 13. 58 бессилие Иисуса смягчается («не совершил там многих чудес»), что выдает эволюцию в христологии). Перенесение мощей ап. Марка в Венецию. Мозаика капеллы Сан-Клементе в соборе Сан-Марко в Венеции. XII в. Перенесение мощей ап. Марка в Венецию. Мозаика капеллы Сан-Клементе в соборе Сан-Марко в Венеции. XII в. Однако гипотеза Гольцмана и подобные ей были поставлены под сомнение в работе Вреде, к-рый обратил внимание на проблему «мессианской тайны». На протяжении 1-й половины Евангелия от Марка Иисус постоянно запрещает разглашать, кем Он является на самом деле (бесам - Мк 1. 25, 34; 3. 12; исцеленным Им людям - 1. 43-45; 5. 43; 7. 36; 8. 26; ученикам - 8. 30; 9. 9). Также М. говорит о предосторожностях со стороны Самого Иисуса (1. 45; 7. 24; 9. 30-31), о чудесах и словах, сказанных при небольшом числе свидетелей (1. 29-31; 5. 40; 7. 17; 10. 10), о Его намеренном использовании притчевого языка в проповеди (4. 10-13), о непонимании Его слов даже ближайшими учениками. По мнению Вреде, появление этой темы связано с тем, что Сам Иисус никогда не говорил о Себе как о Мессии, что входило в противоречие с верой обожествившей Его ранней Церкви, к-рая стала объяснять это с помощью изобретенной «мессианской тайны». Соответственно сам М. понимал все титулы («Сын Божий», «Мессия», «Сын Человеческий») как указание на божественность Иисуса (в противном случае обвинения в богохульстве (напр., Мк 2. 6) теряли бы смысл) ( Wrede. 1901).

http://pravenc.ru/text/2562164.html

1838. Ч. 17. 2. Отд. 2. C. 229-329), Михневича (О достоинстве философии, ее действительном бытии, содержании и частях//Там же. 1840. Ч. 25. 2. Отд. 2. C. 111-131; Задача философии//Там же. 1842. Ч. 34. 6. Отд. 2. С. 67-86) и архим. Феофана (Авсенева) (Из записок по психологии архим. Феофана Авсенева //Сб. из лекций бывших профессоров КДА. 1869). В последующие годы существенное значение в поисках академической философией универсального мировоззрения, отвечавшего идеалам целостного знания и целостной жизни, имели труды Юркевича «Идея» (ЖМНП. 1859. Ч. 104. Отд. 2. 10. С. 1-35; 11. С. 87-125), «Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия» (ТКДА. 1860. 1. С. 63-118), «Разум по учению Платона и опыт по учению Канта» (Моск. унив. изв. 1866. 5. С. 321-392); труды Линицкого «К философии истории» (Х., 1902), «О бессмертии души и загробной жизни» (Х., 1903); «Пособие к апологетическому богословию (философия веры)» (Х., 1904) и др. Выдающаяся роль в развитии религ. метафизики в России принадлежит ученику Юркевича Вл. С. Соловьёву. В трудах Линицкого (Об умозрении и отношении умозрительного познания к опыту. К., 1881; Идеализм и реализм//ВиР. 1884. 11-24; 1885. 9-11, 13, 15, 16, 22, 24; 1886. 5-8, 11, 14, 17-20; 1887. 4-6, 9-11, 14-16, 19; 1888. 4, 5, 7, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22; Пособие к изучению вопросов философии: (Элементы филос. миросозерцания). Х., 1892; Основные вопросы философии: Опыт систематического изложения философии. К., 1901 и др.) последовательно отстаиваются ценности «верующего разума» и развивается логико-рационалистический подход к их обоснованию. В полемике с разными философскими направлениями XIX-XX вв. философы КДА обосновали ограниченность и односторонность атеистического материализма, отрицающего духовную сторону бытия и отождествляющего добро с «полезностью», а философское творчество - со служением утилитарно-общественным целям. Стремлением противостоять «духу позитивизма», отрицающему ценность абсолютного и создающему искусственную пропасть между верой и знанием, проникнуто философское творчество Линицкого.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

5) 24258; 92 железный параманд с железными же равносторонними крестами, цепи кованые отдельными звеньями ввиде восьмерок; весом 10 фунтов, не старый. 6) 25760; 92. Массивный железный параманд весом 15 ф. с двумя квадратными крестами с изображенными на них резными восьми-конечными. Цепи стальные пластинчатые на шарнирах, хорошей кузнечной работы. XVII века. 7) 37680; 1899. Железный параманд с 2 крестами и панцырной кольчатой цепью, ношеный; весом 11 ф. 8) 33343; 96. Тоже с медным замком спереди; весом 2 ф. 9) 38222; 1900. Тоже с коваными наплечниками и крестом спереди; весом 12 ф. 10) 39189; 1901. Тоже с двумя крестами. На переднем, как и на заднем, выбито: „Царь Славы Сын Божий“; весом 3 ф. 11) 40227; 1902. Тоже с широкими массивными наплечниками, с 4 конечным крестом и овальной пластиной сзади, с пластинчатыми же кузнечной работы цепями; весом 20 фунтов. Это самый тяжелый образец вериг описываемого собрания. 12) 40586; 902. Железный кованый параманд с пластинчатыми в 3 звена цепями; весом 12 фунтов, к нему принадлежит и верижная шапка 40587. 13) 42520; 1905. Тоже с наплечниками, с пластинчатыми на шарнирах цепями, кузнечной работы; весом 9 ф. 14) 44283. Тоже грубой работы цепи; два креста, спереди восьмиконечный, сзади четырехконечный; весом 6 фунтов. 15) 44298; 1904. Тоже с 2 дощечками, на передней грубо выбит косой неправильной формы четырехконечный крест; весом 4 фунта. 16) 44279; 1907. Тоже с цепями, состоящими из мелких квадратных железных пластинок, соединенных между собою проходящими через них проволочными, сплюснутыми кольцами; на передней дощечке надпись: „Аз язвы Господа моего на теле моем ношу“ и изображение распятого Христа Спасителя с орудиями страданий. 17) – Бывший в огне параманд с двумя крестами и пластинчатой цепью; весом 2½ фунта. Поясные в е р и г и. 1) 25766; 1892. Железный пояс, соединенный с парамандом, кованой недавней работы, весом 15 фунтов. 2) 31614; 1895. Железный пояс с приваренными на бедрах крестиками 3-х дюймовой высоты и проходящими от средины к спине плечевыми очень плоскими пластинчатыми цепями, чистой кузнечной работы. Этот пояс нужно отнести к числу женских вериг. Узкий сравнительно размер талии – 64 сант. и положение крестиков, отогнутых кнаружи, дают представление о стянутой в средине женской фигуре. Расположение цепей, начинающихся почти у самой середины пояса, очень напоминает проймы женскаго костюма. Все части пояса с внутренней стороны тщательно зачищены и закруглены во избежание беспокойства и поранения тела.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Правила о школах грамоты, утверждённые 4 мая 1891 г. и определение Св. Синода от 10-13 мая 1891 г. за N 2013 о Высочайше утверждённых 4 мая 1891 г. правилах о школах грамоты//Правила и программы ... С. 12-20. Правила об уездных отделениях Епархиальных Училищных Советов, Высочайше утверждённые 28 мая 1888 г.//Правила и программы ... С. 21-24. Инструкция настоятелям церквей//Церковное благоустройство: сборник действующих церковно-гражданских законоположений, относящихся к Духовному Ведомству. М.,1901. С.442-446. Высочайше утверждённые Положения а) о церковных школах ведомства православного исповедания и б) об управлении школами церковно-приходскими и грамоты ведомства Православного Исповедания. СПб.: Издание Училищного Совета при Святейшем Синоде, 1902. С. 1-28. Там же. С. 8-9. Там же. С. 8-10. Определение Св. Синода от 20 декабря 1906 - 16 января 1907 г. Советам второклассных церковных школ принимать учащихся, отличающихся особенными дарованиями и подготовкой на второе отделение школ//Узаконения и распоряжения правительства и высшего церковно-школьного управления по делам церковных школ. Вып. 6 за 1907 г. Спб., 1908. С. 4-5. (66 с.) Определение СВ. Синода от 10-16 мая 1907 г. N 2842 о порядке испытаний окончивших курс церковно-приходских школ - двухклассной и одноклассной, школы грамоты и воскресных школ//Узаконения и распоряжения (за 1907 г.) ... С. 5-9. Правила для церковно-учительских школ, утверждённые по определению Св. Синода от 27 сентября -11 октября 1907 г. за N 6036 (О Совете школы, о правах и обязанностях заведующего, учащих и учащихся)//Узаконения и распоряжения (за 1907 г.) ... С. 32-45. Высочайшее повеление о преподавании в школах Закона Божия детям старообрядцев и сектантов; Положение о стипендиях имени статс-секретаря К.П. Победоносцева учащимся церковных школ//Узаконения и распоряжения (за 1907 г.) ... С. 4, 12. Правила для второклассной школы, утверждённые по определению Св. Синода от 20 августа - 3 сентября 1908 г. за N 5567//Узаконения и распоряжения правительства и высшего церковно-школьного управления по делам церковных школ. Вып. 7 за 1908 г. Спб., 1909. С. 10-21. (58 с.)

http://bogoslov.ru/article/453126

Таким образом получается полная вероятность толковать текст еврейский в тех же смыслах, какие он может иметь и в послании к Евреям и у LXX. К такому же заключению ведет и рассмотрение общего содержания Псалма. Священный Поэт воспевает славу и величие Бога, как они проявились и проявляются в тварном мире, или частнее – самое сотворение мира Богом, – это – гимн миротворения 2043 . Сначала речь о свете (ст. 2: «одевающийся или Он одевается светом, как ризою») соответственно первому дню творения по книге Бытия 1:3–5, – потом о небе (ст. 2–4: «простирает небеса, как шатер, – устрояет над водами горние чертоги Свои, – делает облака Своею колесницею, – шествует на крыльях ветра, творит Ангелов Своих духами, служителей Своих – огненным пламенем»), соответственно второму дню творения по Быт.1:6–8 , – затем описывается образование суши и воды, гор и морей, долин и рек – на пользу зверей и птиц, – произращение травы, всяких плодов земных и дерев – на пользу человека и животным (ст. 5–18), соответственно третьему дню творения по Быт.1:9–13 , – далее речь о творении светил небесных – луны и солнца для отделения дня и ночи (ст. 19–23) соответственно четвертому дню по Быт.1:14–19 , – после сего дается общее —195— указание на все многочисленные дела Господни и на премудрое устройство всех Его созданий, хотя при этом в указании на пресмыкающихся и животных морских и, в частности, на левиафана (ст. 24–26), отражается повествование книги Бытия о пятом дне творения (1:20–23). Вторая половина псалма посвящена изображению премудрости, благости и всемогущества Божия в миропромышлении (ст. 27–32) и заключительной хвале Богу, как Творцу и Промыслителю (ст. 33–35). Это сравнение дает нам видеть, что созерцанием священного поэта несомненно руководил порядок и описание дней творения в книге Бытия. Но псалмопевец вносит в эту картину творения и некоторые новые, в ней не начертанные, штрихи – о горних, наднебных, чертогах Бога (ст. 3) и о творении Ангелов – обитателей этих чертогов (ст. 4) и Левиафана (ст. 26). И если создание Левиафана, как обитателя морей, Поэт приурочивает, согласно Быт.1:21 , к пятому дню, то творение Ангелов он очевидно относит ко дню образования тверди небесной, разделившей поднебный мир от наднебного, т. е. ко второму ( Быт.1:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

R., 1975, p. 12–20. 2 См.: Srritmmtrer А. The «ВагЬейпит S. МагсЬот• Jacques Ооаг//Ephemerides Liturgicae. Vol. 47. R., 1933, р. 329–367; L " Eucologio Barberini у. 336 (Т l-263)/Ed. S., Velkovs•ka Е. R., 1995. ( Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae»: Subsidia; 80); Барберини Ий//Православная Энциклопедия. Т. 4. М., 2002, с. 331–332. 3 См.: Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 2: Ευχολγια. К., 1901, с. 42–64. В 1994 г. в Панском Восточном институте в Риме Д. Диаманте была защищена диссертация (не опубл.) по этой рукописи. 4 См.: Jacob A. Un euchologe du Saint-Saveur «in Lingua Phari» de Messine: Le Bodleianus Auct. E. 5. 13//Bulletin de I " institut historique beige de Rome. Fasc. 50. Bruxelles, R., 1980, p. 284–359. 6 Ruggieri V. Consacrazione е dedicazione di chiesa, secondo il Barberianus graecus 336//Orientalia Christiana Periodica. Vol. 54. R., 1988, p. 79–118. 9 Доиконоборческая редакция сохранилась и в переводах в целом ряде славянских и грузинских рукописей: РНБ. Гильф. 32, 1286 г.: Белград. Нан. Библ. собр. Дечанского мон-ря, 68. XIV в.: Г ИМ. Син. 900, кон. XIV–haч. XV в.; Белград. Нац. Библ. собр. Дечанского мон-ря 69, г.; гим. сип. 310, нач. XVI в.; РНБ. соф. l, нач. XVII в.: РНБ. погод. 302. XVII-XVIII вв.; Тбилиси. церк. муз. 72. Л. 180–202, XVI в. и др. 10 Заметим, что, судя по всему, первоначальный (реконструируемый по косвенным данным) константинопольский чин освящения храма V–VI вв. еще не содержал первого из двух последований и сводился именно ко второму, перевод коего мы публикуем здесь. 16 То обстоятельство, что патриарх поднимает св. мощи вместе с епископами, свидетельствует. скорее, о том, что в доиконоборческую эпоху при освящении храма переносился не небольшой ковчежец на дискосе (как в позднейшее время), а целая рака с телом святого. 29 Taft R. F. (A History of the Liturgy of St. John Chrysostom: Vol. 5) The Precommunion Rites. R., 2000, p. 380–439. (Orientalia Christiana Analecta; 261).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Кроме означенных лиц, в самом начале отчётного года приняты были в состав I курса ещё 3 человека: своекоштным – 1 окончивший курс, с дипломом 1-й степени, Императорского Московского Университета по естественному отделению физико-математического факультета – без экзамена, и на стипендии Святейшего Синода – 2 иностранные уроженца, явившиеся в Академию уже после начала учебных занятий; последние – по успешном выдержании приёмных испытаний пред особо для сего назначенными комиссиями из наставников Академии по всем, указанным в определении Святейшего Синода от 4–13 декабря 1901 года за 4939, предметам семинарского курса с следующими лишь отступлениями от общего порядка: а) письменные работы каждый из них представлял на своём родном языке и б) все были освобождены от устного испытания по одному из древних языков. – Третий иностранный уроженец, подвергавшийся означенным приёмным испытаниям, признан был Советом —13— Академии недостаточно подготовленным к прохождению академического курса наук и принят в число вольных слушателей академических лекций, также с назначением на содержание стипендии Святейшего Синода. При полном составе академических курсов в начале учебного года в Академии было 198 студентов, именно: в I курсе 48 студентов, во II – 48, в III – 52 и в IV – 50. В том числе казённокоштных было – 121, стипендиатов, содержавшихся на проценты с пожертвованных Академии капиталов, – 41 2231 , на счёт сумм Московской ка- —14— федры – 6, на счёт специальных средств Святейшего Синода – 5, стипендиатов Троице-Сергиевой Лавры – 16 и свое- —15— коштных – 9. – Последние, а также и неполные стипендиаты в значительном большинстве пользовались пособием от Братства Преподобного Сергия, а некоторым назначено было вспомоществование и из процентов с капитала, завещанного покойной П.А. Мухановой. В течение отчётного года в составе студентов произошли следующие перемены: На III курсе: по представлении одного семестрового сочинения вновь принят в Академию и удостоен перевода на III курс один студент II курса, неявившийся в Академию после летних каникул 1902 года и посему считавшийся выбывшим из оной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

86. Евсевий, Цер. ист. IV, 13. 1. Διαταγα τν γων ποστλων δι Κλμεντος το Ρωμαων πισκπου τε κα πολτου, καθολικ διδασκαλα. Migne, Patrologiae cursus completus, ser. gr. t. I, col. 556–1156. Русский перевод. «Постановления Апостольские (в русском переводе)». И. Н. Каз. 1864. 2. ап. Пост. II, 26. Последний пункт сравнения объясняется тем, что на сирском языке, на котором был, как увидим, первоначальный источник Постановлений, слово «дух» женского рода. 3. ап. Пост. VI, 15. 4. Vacant A. — Mangenot E. Dictionnaire de théologie catholique, fasc. XXII, Paris 1907, art.: Constitutions apostoliques, col. 1520–1537. 5. Funk F. Didascaalia et Constitutiones apostolorum. Paderb. 1906, v. I, p. XIX. 6. Имеется в виду 84 правило св. апостолов, в котором Постановления Апост. поименованы в качестве чтимых и святых книг на ряду с ветхозаветными и новозаветными под именем: «Постановления вам епископам мною Климентом изреченные в осми книгах», но замечено о них, что «их не подобает обнародовати пред всеми ради того, что в них таинственно». Большие выдержки из Постановлений находятся кроме Епифания в «Вопросах и ответах» Анастасия Синаита (ок. 700 г.). 7. Трул. Соб. Пр. 2. 8. Funk, Didascalia, IV–V. 9. Rahmani I. Testamentum Domini nostri Iesu Christi, Moguntiae 1899. 10. Gebhardt O. u. Harnack A. Texte und Untersuchungeu VI Band, 1 Buch: Achelis H. Die Canones Hippolyti, Leipz. 1891. 11. Bickel, Geschichte des Kirchenrechts Gies. 1843, S. 107–143. Tallam H. The apostolic constitutions or canos of the apostles in coptic with an englisch translation, Lond. 1848. De Lagarde P. Aegiptiaca, Gött. 1883. Ludolf. Commentarius ad suam Historiam Aethiopicam 1691. Писарев Л. Каноны (постановления) церковные св. апостолов. Правосл. богосл. энцикл. т. VIII, Спб. 1907, стр. 443–455. 12. Которой посвящено сочин. Funk " a F., Das Testament unseres Herrn und die verwandten Schriftenm Mainz 1901. 13. Rahmani, Testamentum, XLII–XLIX. Петровский А. Завет Господа нашего Иисуса Христа. Библиогр. заметка в «Христ. Чт.» 1900, 7, 159–165.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

282 Cp. Zorell, cit. op., p. 2; Cremer, I0 Aufl., s. 26; Ebeling, cit. op., s. 23. γαθος добрый, благий. Но благ един Бог, по свидетельству Христа ( Мф. 19:17 ). Следовательно, человек может быть благим лишь относительно: он призывается к доброй деятельности на том основании, что явилась благодать Божия спасительная, для всех человеков (Т. 2:1011); значит, он может быть христиански добрым только под этим условием новозаветной жизни. Так, например, человеческое слово называется добрым, когда оно созидает в людях веру во Христа: такое слово доставляет слушающим благодать ( Еф.4: 29 ), тогда как слово Божье было благим и до новозаветной благодати ( Рим.7:12 ). В этом смысле γαθος полезный. Польза в этом смысле не ограничивается миссионерским призванием, выражаясь в известных формах нравственно-практической деятельности, как-то: в воспитании детей, в страннолюбии, помощи бедствующим и, вообще, во всяком усердии в этом направлении ( 1Тим. 5:10 ). Однако, в этом случае всякое доброе слово и доброе дело утверждается Богом ( 1Фес.2:17 ). Таким образом, истинная польза приносится людям в условиях религиозной жизни. Отсюда, γαθς приносящий спасение, безгрешный, чистый. Все это, конечно, свойственно Единому Богу. Верующие же во Христа лишь богаты, на всякое доброе дело, потому что силен Бог обогатить всякою благодатью ( 2Кор. 9:8 ). Религиозная конечная цель добра явление славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Т. 2:13). 283 Интенсивность такого борения может быть понята лишь из опыта аскетической жизни. Св. Феодор Студит говорит в своих наставлениях монахам: «не мал труд и не мал пот в духовных подвигах ваших, но крайне напряжен и вышеестествен; ибо вы каждодневно несете, как излияние кровей, отсечения своих хотений». Добр., т. IV, стр. 131. §2. Москва, 1901. 289 Здесь получает свое объяснение субъективный критерий любви: γαπσεις τ. πλησον σον ς σεαυτν ( Рим.13:9 ). Любовь к себе предполагается известной каждому, понятной для каждого, кто бы он ни был, на какой бы стадии умственного и нравственного развития и общественного положения ни стоял.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

См.: Шепелев Л.Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX века. Проблемы торгово-промышленной политики. Л., 1981. С. 235-236. См.: . Принесла ли пользу новая биржевая реформа 1900 года?//Гражданин. 1902. 25 июля. N 56. С. 5-6. Мещерский В.П. Дневник, 18 января//Гражданин. 1893. 19 января. N 19. С. 3 Мещерский В.П. Дневник, 7 июля//Гражданин. 1913. 14 июля. N 28. С. 8. Мещерский В.П. Речи консерватора. Вып. 2. С. L. . Деньги или власть?//Гражданин. 1898. 15 января. N 4. С. 5. Мещерский В.П. Дневник, 4 января//Гражданин. 1901. 11 января. N 3. С. 18. Мещерский В.П. Дневник, 15 декабря//Он же. Дневник за 1882 год. СПб., 1883. С. 556-558. Мещерский - С.Ю.Витте, б/д//РГИА. Ф. 1622. Оп. 1. Ед. хр. 448. Л. 1 об., 3 об. Там же. Л. 3 об. Мещерский В.П. Дневник, 6 июня//Гражданин. 1897. 8 июня. N 44. С. 21. Дневник Мещерского для Александра III, 8 марта г.]//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 114. Л. 90. Мещерский - Александру III, 12 июня 1884 г.//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 108. Л. 23 об. Там же. Лл. 23 об.-24. Мещерский - Александру III, 3 ноября г.]//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 108. Лл. 92 об.-93. См., напр.: Шипов А. О банковой реформе и устранении давлений плутократии//Гражданин. 1873. 19 марта. N 12. См.: Кокорев В.А. Экономические провалы. С. 145-169. См.: . Несколько слов о финансовой науке//Гражданин. 1892. NN 322, 324-326, 328, 331, 333, 335, 338, 341, 343, 345, 347, 349; . Как исправить наше денежное хозяйство//Гражданин. 1893. NN 9, 13, 20, 26, 29. См.: Мещерский В.П. Дневник, 20 ноября//Гражданин. 1892. 21 ноября. N 322. С. 3. См.: Записка С.Ф.Шарапова великому князю Александру Михайловичу. 1895 г.//Исторический архив. 1999. N 3. С. 185. Мещерский В.П. Речи консерватора. Вып. 2. С. LI. Мещерский В.П. Дневник, 17 февраля//Гражданин. 1888. 18 февраля. N 49. С. 4. Шелгунов Н.В. Очерки русской жизни. СПб., 1895. С. 548-549. Мещерский В.П. Дневник, 26 августа//Гражданин. 1892. 27 августа. N 237. С.3. Мещерский В.П. Дневник, 12 июня//Гражданин. 1913. 16 июня. N 24. С. 12.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010