Следует отметить гипотезу А. Юрьевского о наличие «двух Марков». Как говорит этот русский ученый, «мы всецело склоняемся к той мысли, что нравственно-подвижнические слова, известные с именем Марка Подвижника, или Пустынника, принадлежат перу нитрийского подвижника-Марка, краткие сведения о котором даны епископом Палладием в его Лавзаике. Что же касается двух догматико-полемических сочинений — «Против несториан» и «Против мелхиседикиан», то эти сочинения, по нашему мнений, обязаны более позднему времени и вышли из-под пера иного, более позднего, церковного писателя». См.: Юрьевский А. Марк Пустынник и его новооткрытое «Слово против несториан». Казань, 1900, с. 34.    См. соображения на сей счет в предисловии к немецкому переводу: Markus Eremita. Asketische und dogmatische Schriften. Eingeleitet, ьbersemzm und mit Anmerkungen versehen von O. Hesse. Stuttgart, 1985, S. 106—111.    О творчестве и миросозерцании преп. Марка см. серьезную и обстоятельную энциклопедическую статью: Gribцmonm J, Marc le Moine//Dictionnaire de Spiritualite, fasc. LXIV-LXV. Paris, 1977, p. 274—283.    См. предисловие к первому тому критического издания его творений: Marc le Moine. Traites. Ed. par G. — M. De Durand//Sources chretiennes, N 445. Paris, 1999, p. 25—35.    См. указанный выше перевод их: Творения св. Амвросия, ι епископа. Медиоланского, по вопросу о девстве и браке в русском переводе.    См.: De Vogьe A. Le monachisme en Occident avant saint Benoit, p. 14—19.    См.: Antin P. Saint Jerome//Theologie de la vie monastique. Etudes sur la Tradition Patristique. Aubier, 1961, p. 191—199.    См.: Clark Ε. A. The Place Of Jerome " s Commentary on the Ephe-sians in the Origenist Contriversy: The Apokatastasis and Ascetic Ideals//Vigiliae Christianae, v. 41, 1987, p. 154—171.    См.: Zumkeller A. Op. cit., S. 215—360.    К ним можно отнести «Устав» (первая часть которого — Ordo monasterii — принадлежит, скорее всего, другу блаж. Августина: Алипию), «О труде (рукоделии) монахов» и некоторые другие. Анализ их см.: De VogьeA. Histoire litteraire du movement monastique dans Tantiquite, t. III, p. 149—245.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1 Paul Heelas, The New Age Movement. The Celebration of the Self and the Sacralization of Modernity, Oxford (Blackwell) 1996, p. 137. 5 См. Gilbert Markus O.P., «Celtic Schmeltic»: Spirituality, November-December 1998 (21), vol. 4, pp. 379–383 and Spirituality, January-February 1999 (22), vol. 5, pp.57–61. 9 См. Michel Lacroix, L " Ideologia dellaNew Age, Milano (il Saggiatore) 1998, p. 86. Слово «секта» употреблено в данном случае не в уничижительном смысле, но как обозначение социального явления. 10 См. Wouter J. Hanegraaff, New Age Religion and Western Culture. Esotericism in the Mirror of Secular Thought, Leiden-New York-Koln (Brill) 1996, p. 377 и в других местах. 11 См. Rodney Stark and William Sims Bainbridge, The Future of Religion. Secularisation, Revival and Cult Formation, Berkeley (University of California Press) 1985. 13 Швейцарский курс «Theologie fur Laien» под названием Faszination Esoterik явно это демонстрирует. См. «Kursmappe 1 – New Age und Esoterik», текст, сопровождающий слайды, с. 9. 14 Термин уже использовался в названии The New Age Magazine, который издавался масонами Древнего Принятого Шотландского устава (Ancient Accepted Scottish Masonic Rite) в южных штатах США уже в 1900 г. Ср. М. York, «The New Age Movement in Great Britain»: Syzygy. Journal of Alternative Religion and Culture, 1: 2–3 (1992), Stanford С A, p. 156, note 6. Разные авторы по-разному называют точное время и способ перехода к Нью Эйдж; предположительное время варьируется в пределах 1967–2376 гг. 15 В конце 1977 г. Мэрилин Фергюсон направила анкету двумстам десяти «участникам социальной трансформации», которых она также называет «Заговорщиками Водолея» (Aquarian Conspirators). Интересно следующее: «Когда респондентов просили назвать людей, воззрения которых оказали на них влияние, при личном контакте или через тексты, наиболее часто назывались, в порядке убывания: Пьер Тейяр де Шарден, Карл Густав Юнг, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Олдос Хаксли, Роберто Ассаджоли и Дж. Кришнамурти. Среди прочих часто упоминались: Пауль Тиллих, Герман Гессе, Альфред Норт Уайтхед, Мартин Бубер, Рут Бенедикт, Маргарет Мид, Грегори Бейтсон, Тартанг Тулку, Алан Уотте, Шри Ауробиндо, Свами Муктананда, Д.Т. Судзуки, Томас Мертон, Уиллис Харман, Кеннет Боулдинг,Элиза Боулдинг, Эрих Фромм, Маршалл Маклуэн, Бакминстер Фуллер, Фредерик Шпигельберг, Альфред Коржибски, Хейнц фон Ферстер, Джон Лилли, Вернер Эрхард, Оскар Ичазо, Махариши Махеш Йоги, Джозеф Чилтон Пирс, Карл Прибрам, Гарднер Мерфи и Альберт Эйнштейн»: Marilyn Ferguson, The Aquarian Conspiracy. Personal and Social Transformation in Our Time, Los Angeles (Tarcher) 1980, p. 50 (note 1) and p. 434.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

679 Эти слова А. А. Васильева не могут не вызвать удивления, ибо так называемые «варварские правды» дают очень много информации о жизни германцев в позднеантичное время. Что касается римского времени, то известные тексты Цезаря и Тацита тоже дают не так уже мало информации о древнегерманской жизни. Примечание научного редактора. 680 Здесь А. А. Васильев не прав. Изучение древнегерманской марки, древнегерманской жизни в целом уже давно и совершенно обоснованно рассматривается в качестве одной из важнейших предпосылок западноевропейского феодализма. См., например: А. И. Неусыхин. К вопросу о первом этапе процесса возникновения феодально-зависимого крестьянства как класса (теоретическая постановка вопроса). — (Глава I книги: А. И. Неусыхин. Возникновение зависимого крестьянства в Западной Европе VI-VIII веков. М., 1956, с. 7—45); А. Я. Гуревич. Аграрный строй варваров. В кн: История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма, т. 1. Формирование феодально-зависимого крестьянства. М., 1985, с. 90—136. См. также в той же книге (с. 137—177). — А. И. Неусыхин. Эволюция общественного строя варваров от ранних форм общины к возникновению индивидуального хозяйства. Примечание научного редактора. 681 А. А. Васильев не указал здесь, наверное, самого важного — в чем, по его мнению, заключается эта действительно научная основа. Примечание научного редактора. 682 Во втором американском издании конец абзаца стилистически несколько видоизменен и убраны кавычки, между тем здесь цитата из К. Н. Успенского, в данном случае восстановленная полностью: К. Н. Успенский. Очерки по истории Византии, т. 1. М., 1917, с. 9. Примечание научного редактора. 683 П. В. Безобразов. Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл. Москва, 1890, с. 29. 684 Ф. И. Успенский. Мнения и постановления константинопольских поместных соборов XI и XII вв. о раздаче церковных имуществ (харистикарии). — Известия Русского Археологического Института в Константинополе, т. V, 1900, с. 5. 685 Хотелось бы отметить, что харистикием в Византии не исчерпывались государственные условные дарения в пользу крупных собственников или монастырей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

Житие Григория Паламы (BHG 718) Encomium Gregorii Palamae. Ed. princeps: 1406 . Kleopa D. Το ... Γρηγορου Παλαμ μιλαι μα. 6 .1002). εροσολμοις 1857. α– πστ же: PG 151, 551–656. изд.: Φιλοθου Κοκκνου, Βος Γρηγορου Παλαμ/ Εσαγωγ, κεμενον, μετφρασις, σχλια π Χρστου Π. Κ. [Christou Ρ. Κ.] Θεσσαλονκη 1984. Крит. изд.: 1407 . Φιλοθου Κωνσταντινουπλεως Λγος ες γιον Γρηγριον Παλαμ ν, ρχιεπσκοπον Θεσσαλονκης Ed. Tsamis D. G. Θεσσαλονκη 1984. 199. (EEThS. Παρρτημα 42 το 27 τμου 1982). [Библ. указ]. Φιλοθου Κοκκνου γιολογικ ργα. 6 .1402). Θεσσαλονκη 1985. 427–591 [=TLG 3251/11]. Фрагменты (PG 151, 573В-574А) вошли в Добротолюбие ( Φιλοκαλα. θναι 4 1976. 5. 107–112). Рус. пер.: 1408 . Филофей (Коккин), патр. Константинопольский. Житие и подвиги св. Григория Паламы , архиепископа Фессалоникского, поборника Веры и благочестия Православной Восточной Церкви в борьбе ее с папизмом, и чудотворца... С приложением... св. Паламы «Десятословия» и двух бесед на честное Преображение Господне/Пер. с греч. Издание иером. Антония. Одесса 1899. 141. [Перев. Жития: 1–131, Десятословие: 132–141, указ. беседы отсутствуют]. в пер. еп. Феофана Затворника : Добротолюбие. 2 М. 1900. 5. 477–482. Энкомий Димитрию Мироточивому (BHG 574d) Laudatio sancti Demetrii. Ed. princeps: 1409 . Laourdas В. B.//Maked 1941–1952. 2. 558–580. Крит. изд.: 1410 . Tsamis D. G. Φιλοθου Κοκκνου γκμιο στν γιο μεγαλομρτυρα Δημτριο τ Μυροβλτη//EEThSTh 1981. 26. 49–83. Φιλοθου Κοκκνου γιολογικ ργα 6 .1402). Θεσσαλονκη 1985. 1. 636. [Текст: 33–60 (=TLG 3251/3)]. Darroèzus J.//REB 1985. 43. 279–280; Halkin F.//AB 1985. 103. 418–419; Faillier A.//REB 1986. 44. 300; Dennis G. T.//OCP 1987. 53. 466. Житие Исидора патриарха КНП Vita Isidori patriarchae. Ed. princeps: 1411 . Пападопуло-Керамевс A.//Зап. ист.-филол. ф-та СПб. Ун-та. 1905. 76. 6 .725). 52–149. Крит. изд.: 1412 . Tsamis D. G. Φιλοθου Κοκκνου βος το γιου σιδρου Πατριρχου Κωνσταντινουπλεως//EEBS 1981–1982. 25. 87–187. Φιλοθου Κοκκνου γιολογικ ργα 6 .1402). Θεσσαλονκη 1985. 329–423 [=TLG 3251/10].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

AlexProb Alexandri Aphrodisiensis quae feruntur Problematorum liber III et III..I, ed. H.Usener. Berlin 1859 (Index 38). [s.III] AlexSem A.Alexudes, Δο σημειματα κ χειρογρφων. ΔΙΕΕ 4 (1892) 276–281, [s.XIV] AlexTrall Alexander von Tralles, ed. Th.Puschmann. I–II. Wien 1878–1879. [s.VI] AlexZet Alexandros E.Lauriotes, στορικν ζτημα κκλησιαστικν π τς βασιλεας λεξουΚομνηνο. EkklAl 20 (1900) 352–358, 362–365, 403–407, 411–416, 445–447, 455–456. [s.XI] AlphRel Th.Detorakis, Un alphabet religieux sur la Passion du Christ. Byz 56 (1986) 54–62. [s.XIV] AlygOkt A.Alygizakes, Н οκταηχα στην ελληνικ λειτουργικ υμνογραφα. Thessalonike 1985, 226–240. [s.XIV/XV] AmbrMill–IV C.Pasini, Testi innografici bizantini in onore di Sant» Ambrogio di Milano. BollGroll37 (1983) 147–209: I; 38 (1984) 67–140: II; 39 (1985) 113–179: III; 42 (1988) 83–92: IV. AMess A.Guillou, Les actes grecs de 8,Maria di Messina. Palermo 1963. AMet N.Bees, Σερβικ κα Βυζαντιακ γρμματα Μετερου, Βυζαντς 2 (1911/12) 1–100. AmmSchol W.H.Willis – K.Maresch, The Archive of Ammon Scholasticus of Panopolis I. Opladen 1997. [s. IV] AmphIcon Amphilochii Iconiensis Opera, ed. C.Datema. Turnhout 1978. [s. IV] AnalAv L.Sternbach, Analecta avarica. Rozprawy Akad. Umiejelnošci, Wydzial filol. 30. Krakau 1900, 297–365. [s.VII] AnalByz L.Sternbach. Analecta Byzantina, eske Museum Filologické 6 (1900) 291–322 [s.X/XI] AnanDam F.Halkin Ananic de Damas. Δπτυχα 4 (1986) 178–183. [s.X ?] AnaphMark W.Macomber, The Anaphora of Saint Mark according to the Kacmareik Codex. OCP 45(1979) 75–98. AnastAlph D.Anastasijewi Alphabete. BZ 16 (1907) 479–501. AnastasCaes Anastasius Caesariensis. PG 27, 520–525. [s.XI] AnastKap K.–H.Uthemann, Die „Philosophischen Kapitel“ des Anastasius I. v. Antiocheia (559–598). OCP 46 (1980) 306–366. AnastKvest A.Papadopulos–Kerameus, Anastasij kvestor pevec. VV 7 (1900) 43–59. [ca 900] AnastLet R.Devreesse, La lettre d’ Anastase l» apocrisiaire sur la mort de S.Maxime le Confesseur, AnBoll 73 (1955) 5–16. [s.VII]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Christianity Among the Religions. L., 19b0. Attwater R. Adam Schall: a Jesuit at the Court of China 1592–1666 Milwaukee, 19b3. Austin A. Saving China: Canadian Missionaries in the Middle Kingdom, 1888–1959. Toionto, 1986. Barber, W.TA., rev The Rebel Bible. – CR. July 1891. Barnett S., Fairbank J. (eds.). Christianity in China: Eaily Protestant Missionary Writings. Cambridge, Mass., 1985. Barr P. To China with Love. The Lives and Times of Protestant Missionaries in China 1860–1900. L., 1972. Bates M.S. The Theology of American Missionaries in China, 1900–1950. – FairbankJ. (ed ). The Missionary Enterprise in China and America. Cambridge, Mass., 1974. BaysD. Christian Tracts: The Two Friends. – Chiistianity in China. Early Piotes–tant Missionary Writings. Ed. by S Barnett and J.Fail bank Cambridge, Mass., 1985. Bays D (ed ). Chi istianity in China: Fiom the Eighteenth Century to the Present Stanfoid, Cal., 1996. Beaton К West of the Goiges. Toronto, 1948. Bennet A Missionary Journalist in China: YoungJ. Allen and his Magazine, 1860–1884. Athens, Georgia, 1983. Betgeron M. Le Christianisme et Chine: Approches et stratégies. L> on, 1977. Bernard H Le Pere Mattheu Ricchi et la Société Chinoise de son temps. 2 vols. Tientsin, 1937. Bernard H La découverte de Nestonens Mongols aux Ordos et l’histoire ancienne du Christianisme en Extrême–Orient. Tientsin, 1935. BerthrongJ All Under Heaven. Transforming Paradigms in Confucian–Christian Dialogue, N. Y., 1994. Bilton N. Our Heritage in China. L., 1913. Bitton À The Regeneration of New China. L., 1914. Boardman EP Christian Influence upon the Ideology of the Taiping Rebellion 1851–1864 Madison, 1952; reprint., N Y., 1972. Bohr PR. Liang Fa’s Quest for Moral Power. – Christianity in China. Early Protestant Missionary Writings. Ed. by S.Barnett and J.Fairbank. Cambndge, Mass., 1985. Bond G Our Share in China and What We Are Doing with It. Toronto, 1911. Brandauer F. The Encounter between Christianity and Chinese Buddhism from the Fourteenth Century through the Seventeenth Century.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Захаров Н.Н. Кремлевские колокола. – М.,1969. Знаменитые колокола России. – М., 1994. Зубова М.В. Колокола и колокольни западноевропейского средневековья//Колокола и колокольни. – М.: РГБ, 1994. Истомин Г. Ивановская колокольня в Москве. – М., 1893. Кавельмахер В.В. Большие благовестники Москвы XVI – первой половины XVII в.//Колокола. История и современность. 1990. – М., 1993. – С . 75–118. Кавельмахер В.В. Способы колокольного звона и древнерусские колокольни//Колокола. История и современность. – М., 1985. – С. 39–78. Кирюхина В.А. Государев колокольный мастер Иван Фальк – создатель колокола Святой Троицы в Никитниках//Филиал Государственного Исторического музея « Церковь Святой Троицы в Никитниках». Иконы и колокол церкви Святой Троицы в Никитниках. – М., 1998. – С. 65–71. Кнаббе В.С. Литейное дело//Библиотека промышленных знаний. – Т. VI, ч. 6. – СПб., 1900. Колокола и колокольни. Сборник. – М.: РГБ, 1994. Колокола и колокольни Ростова Великого (Сообщения Ростовского музея). – Вып. VII. – Ярославль, 1996. Колокола. История и современность. – М., 1985. Колокола. История и современность. 1990. – М., 1993. Колокольные звоны. Практическое руководство для православных звонарей. – М.: ОО «Красный звон», 1997. Кондрашина В.А. Государев пушечный и колокольный мастер Александр Григорьев//Колокола. История и современность. – М., 1985. – С. 79–87. Кондрашина В.А. Обучение колокольному ремеслу на московском Пушечном дворе во второй половине XVII в.//Колокола. История и современность. 1990. – М., 1993. – С. 62–74. Кондрашина В.А., Шошкина Т.Б. Большой колокол Саввино-Сторожевского монастыря как научно-технический памятник Древней Руси//Памятники науки и техники. – М, 1981. Костина И.Д. К истории создания «Царь-колокола» Колокола. История и современность. 1990. – М., 1993. – С. 119–127. Костина И.Д. Колокола Ивана Великого//«Наука в России», 1994, Костина И.Д. Кремлевские звоны//«Наука и жизнь», 1993, 12. Костина И.Д. Орнаментация русских колоколов XVI – начала XIX в. из коллекции Гос. Музеев Московского Кремля//Колокола. История и современность. – М., 1985. – С. 88–103.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

725 . Феофан Затворник , св. Заметки о духовной жизни//ДС 1900. 4. 114–115. 726 . Феофан Затворник , св. Об осьми главных страстях святого отца нашего Иоанна Дамаскина //ДС 1900. 12. 359–362. 727 . [ Феофан Затворник , св.] Три письма преосв. Феофана Затворника к К Н. Б. Сообщил Высоцкий Н. Г.//БВ 1900. 2:8. 572–578. 728 . Феофан (Говоров), еп. Небесный над нами покров святых. Слова епископа Феофана. М. 1900. 126. 729 . Феофан Затворник , св. На высоте истинной и чистой христианской нравственности. 3 М. 1901. 39. 730 . Феофан Затворник , св. Душеполезное слово о добродетелях и страстях душевных и телесных//ДС 1903. 2. 38–42. 731 . Феофан Затворник , св. В дни говения//Афонский листок. 1904. 50. 1–4. 732 . Феофан Затворник , св. Как жить? Мудрые советы святителя Феофана, Вышенского затворника. М. 1904. 50. 2 М. 1906. 48. 3 М. 1909. 48. 4 М. 1912. 48. 733 . [ Феофан Затворник , св.] Ответы епископа Феофана, затворника Вышенской пустыни, на вопросы инока о молитве. М. 1904. 47. 2 М. 1910. 40. 734 . Феофан Затворник , св. Страсти – ад для души//Афонский листок. 1904. 109. 1–4. 735 . Феофан Затворник , св. Письма к схимонаху Агапию Валаамскому//Полтавские епарх. ведомости. 1905. 4. 151–154; 5. 187–190; 6. 248–255; 7. 203–208. же: Девять неизданных писем//Символ. 1985. 13. 177–193. 736 . Феофан Затворник , св. Достойно причащающийся соединяется со Христом//ДС 1906. 2.41–43. 737 . Феофан Затворник , св. В день сошествия Святого Духа (Слово)//ДС 1907. 6. 172–177. 738 . Феофан Затворник , св. Значение храма Божия//Афонский листок. 1907. 59. 1–4. 739 . Феофан Затворник , св. Трудись во спасение, но Царствие себе не присваивай//Афонский листок. 1907. 73. 1–4. 740 . Феофан Затворник , св. Духовное состояние преуспевших//Русский инок. 1911. 7. 13–14. 741 . Феофан Затворник , св. Четыре неизданных письма, хранящихся в одной из Афонских обителей/Публ. Мосина А. М.//Символ. 1985. 13. 194–203. 742 . Феофан Затворник , св. Взыщите Господа: Из писем святителя Феофана Затворника . Загорск 1990. 32.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   Верим, что эта книга укрепит духовную связь чад старца с их наставником и приведет к нему сердца тех, кто не имел утешения знать его лично.    Земное служение старца Богу и людям, молитвенно продолжается в ином, невидимом для нас мире, в тех селениях, где за русскую землю предстательствуют святые и своей благодатной помощью не оставляют нуждающихся в ней. ГЛИНСКИЙ ПОМЯННИК (Составлен издателями )   30 января ст. ст./12 февраля нов. ст.     Послушник Василий кающийся (1859).    5 февраля ст. ст./18 февраля нов. ст.     Схимонах Артемий (1885).    7 февраля ст. ст./20 февраля нов. ст.     Схимонах Евфимий (1866) и послушник Максим (1900).    21 февраля ст. ст./6 марта нов ст.     Иеросхимонах Макарий (1864).    23 февраля ст. ст./8 марта нов. ст.     Глинский воспитанник, схимитрополит Тетрицкаройский Серафим (1985).    26 февраля ст. ст./11 марта нов. ст.     Иеросхимонах Пантелеймон отшельник (1831).    4 марта ст. ст./17 марта нов. ст.     Схимонах Марк (1893).    8 марта ст. ст./21 марта нов. ст.     Схиархимандрит Андроник (1974).    23 марта ст. ст./5 апреля нов. ст.     Иеромонах Порфирий (1868).    28 марта ст. ст./10 апреля нов. ст.     Монах Димитрий (1891).    31 марта ст. ст./13 апреля нов. ст.     Игумен ФИЛАРЕТ, настоятель Глинской пустыни в 1817—1841 гг. (1841)    1 апреля ст. ст./14 апреля нов. ст. ПАМЯТЬ ГЛИНСКИХ ПОДВИЖНИКОВ:    игумена Филарета (1841), иеросхимонаха Макария (1864), монаха Досифея благоговейного (1874), монаха Феодота (1859), монаха Иоанна терпеливого (1891), монаха Игнатия трудолюбивого (1883), схимонаха Иоанна (1890), схимонаха Лаврентия (1881), схимонаха Артемия (1885), монаха Евфимия (1866), монаха Евгения (1894), схиархимандрита Илиодора (1879), монаха Пимена (1895), послушника Николая (1896), монаха Петра (1898), схимонаха Кирилла (1900), схимонаха Луки (1898), послушников Андрея смиренного (1898) и Максима (1900). Преставление монаха Пимена (1895) и схимонаха Кирилла (1900).    5 апреля ст. ст./18 апреля нов. ст. Монах Мартирий (1865).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Соч.: Проповеди и поучения (19311981). Н.-Й., 1981. Т. 1; 1989; Т. 2. Архив: Послужный список о. Филарета (Вознесенского) (1933). ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, д. 357. Лит.: Новый первоиерарх Зарубежной Церкви. ПР. 1964. 10 Краткая биография почившего митрополита Филарета. ПР. 1985. 22 Кончина митрополита Филарета. SOP. 1985. 104 Светлой памяти первоиерарха. ПР. 1985. Филимон ( Никитин Феопемп ; 1.1.1880/или 1885, по другому источнику/, Олонецк. губ. – 18.4.1953, Джорданвилль, НьюЙорк, США), игумен. Из семьи крестьян. Постриженник Валаамского монастыря, иеродиакон, выслан из Финляндии за отказ от принятия нового календаря (1926), поселился в Сербии по приглашению митр. Антония (Храповицкого) , иеромонах (7.1.1927), рукоположение совершил митр. Антоний в Белграде, духовник русского монастыря в Ладомирово (19281946), состоял в юрисдикции РЗЦ, эмигрировал с братиею монастыря через Братиславу в Швейцарию (1945) и оттуда в США, принят в братию Троицкого монастыря в Джорданвилле (кон. 1946), духовник монастыря (19461953). Архив: Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24199. Лит.: Памяти игумена Филимона Валаамца. Дж., 1954. Филипп, епископ см. Гарднер Иван Алексеевич. Филиппович Иоанн Феодорович (27.9.1869, с. Ясскар Херсонск. губ. – сконч. после 1932, Югославия), священник. Из семьи духовенства, сын диакона. Окончил Одесскую Духовную семинарию (1888), диакон (6.11.1888), священник (8.11.1888), настоятель церкви с. Каменный Мост Херсонской епархии (1888–1893), настоятель церкви с. Митого (1893–1900), переведен в Харьковскую епархию, настоятель церкви Христа Спасителя на месте крушения царского поезда близ станции Борки (19001919), протоиерей (1915), настоятель церкви с. Мерефы (7.8.19191.11.1919), священник 3-го запасного госпиталя Добровольческой армии в Феодосии (1.11.19191.11.1920), эмигрировал через Константинополь в Сербию (1.11.1920), настоятель сербской церкви в с. Влашкого-Дола (затем переименного в Томиславачки) в Моравской епархии (26.2.1921после 1932), больше сведений о нем не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010