2 . Августин. Цветы благодатной жизни. Изд. русского Свято-Ильинского скита на Афоне, 1900. 3 . Творения блаженного Августина . 4.1–7. Изд. 2-е. Киев, 1901–1912. 4 . Избранные проповеди . Пер. Д. Садовского. Сергиев Посад, 1913. 5 . Исповедь блаженного Августина , епископа Иппонийского, в 13-ти книгах. М., 1914. 6 . Блаженный Августин . Исповедь//Богословские труды. Сб. 19. М., 1978. 7 . Исповедь блаженного Августина , епископа Гиппонского. М., 1991. 8 . Об обучении оглашенных//Богословские труды. Сб. 15. М., 1976. 9 . О благодати и свободном произволении (пер. О. Е. Нестеровой)//А. А. Гусейнов, Г. Ирлитц. Краткая история этики. М., 1987. С. 532–557 (приложение). 10 . О предопределении святых. Пер. с лат. Игоря Мамсурова. М., Путь, 2000. Литература 11 . Евг. Трубецкой. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Ч. 1. Миросозерцание блаженного Августина . М., 1892. 12 . Л. Писарев. Учение блаженного Августина , епископа Ип-понского, о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1894. 13 . В. Терье. Блаженный Августин . М., 1910. 14 . И. В. Попов. Личность и учение блаженного Августина . Сергиев Посад, 1917. 15 . Г. Г. Майоров. Формирование средневековой философии. М., 1979 (об Августине – С. 181–341). 16 . В. В. Соколов. Средневековая философия. М., 1979 (об Августине – С. 51–84). 17 . Д. В. Джохадзе, Н. И. Стяжкин. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. Тбилиси, 1981 (об Августине – С. 13–27). 18 . В. В. Бычков. Эстетика Аврелия Августина . М., 1984. 19 . П. Верещащий. Плотин и блаженный Августин в их отношении к тринитарной проблеме//Православный собеседник. 1911. 7, 8. 20 . В. В. Бычков. Византийская эстетика. М., 1977. 21 . Он же. Античные традиции в эстетике раннего Августина//Традиции в истории культуры. М., 1978. С. 85–105. 22 . Г. А. Гаджикурбанов. Антропология Августина и античная философия. Автореф. канд. дисс. М., 1979. 23 . Иеромонах Серафим (Роуз) . Вкус истинного Православия. Блаженный Августин , епископ Иппонский. 1980 (переизд. 1995).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Датировка . По мнению Лоофса, сочинения, надписанные именем Л. И., были созданы Леонтием Византийским в 1-й пол. VI в. и дошли до наст. времени в отредактированной и расширенной форме, получив окончательный вид между 580 и 620 или 640 гг. ( Loofs. 1887). Именно в этом расширенном варианте в соч. «Против монофизитов» был вставлен рассказ о чуде, бывшем у сарацин-монофизитов, с упоминанием «ереси яковитов» и «веры Иакова» (см.: Leont. Hieros. Contr. Monophys.//PG. 86b. Col. 1900-1901), в то время как монофизитская иерархия, носящая имя Иакова Барадея , не могла появиться прежде его кончины в 578 г. Ришар отверг принадлежность трактатов «Против монофизитов» и «Против несториан» Леонтию Византийскому, показав, что богословие, словарь и стиль сочинений последнего заметно отличаются от богословия, словаря и стиля произведений Л. И. ( Richard. 1944). Однако Ришар придерживался версии о том, что эти трактаты были созданы в 1-й пол. VI в., отрывок же с упоминанием яковитов считал добавленным позднее и принадлежавшим другому автору. До недавнего времени мнение Ришара было господствующим в патрологии, так что, напр., А. Грилльмайер датировал сочинения Л. И. между 536 (538) и 543/4 гг. ( Grillmeier, Hainthaler. 1995. P. 274). Краусмюллер предложил вернуться к датировке сочинений Л. И. (в первоначальном, по его мнению, дошедшем до наст. времени варианте) 1-й третью VII в. ( Krausm ü ller. 2001); тогда отрывок с упоминанием яковитов должен принадлежать самому Л. И., и его наличие является одним из главных аргументов в пользу того, что Л. И.- автор нач. VII в. От датировки сочинений Л. И. зависит время его жизни и деятельности, а также представление о его участии (или неучастии) в христологических спорах 1-й пол. VI в. Гипотеза Краусмюллера, однако, была отвергнута Греем ( Gray. 2006. Р. 38-40), к-рый датирует «Свидетельства святых» 536-538 гг., а «Апории» - ок. 527 г. (Ibid. P. 42) и считает, что расцвет творческой деятельности Л. И. приходится на времена имп. св. Юстиниана I . По его мнению, Л.

http://pravenc.ru/text/2463547.html

В рамках проекта «Национальный корпус русского языка» (http://ruscorpora.ru/) в 2012 году был открыт корпус церковнославянских текстов, который доступен по адресу: http://ruscorpora.ru/search-orthlib.html. Этот корпус является первым из раздела исторических корпусов русского языка, который в будущем должен включить в себя: корпус языка XVIII века; корпус языка среднерусского периода; корпус языка древнерусского периода; корпус берестяных грамот и др. Действительно, по своим лингвистическим свойствам церковнославянский язык ближе всего к языку XVII-XVIII века, когда в основном была оформлена каноническая форма современных богослужебных текстов. Церковнославянский корпус включает около 1.250 текстов, которые охватывают все основные типы и жанры церковнославянской литературы (богослужебные, святоотеческие, писание, типикон, церковное право). Корпус имеет объем около 4,6 млн. словоупотреблений и включает около 150 тысяч различных словоформ, которые группируются примерно в 30 тысяч лексем. Корпус такого объёма вполне репрезентативен с точки зрения охвата лексики и различных жанрово-тематических групп текстов. Все тексты подготовлены в едином формате и снабжены метатекстовой и грамматической разметкой. 2. Тексты и метатекстовая разметка Основным источником текстов для корпуса явилась «Библиотека святоотеческой литературы» (http://orthlib.ru). На данном ресурсе собраны результаты титанической работы по оцифровке и переводу в текстовый формат основных церковнославянских книг, за что создатели корпуса приносят искреннюю благодарность создателям данного ресурса. Вот список основных книг и источников с указанием количества слов и % от объёма корпуса: Книга Место, год издания СПб., 1900 (репринт: 1993) 650.253 Евангелие М., 1984 88.246 Апостол М„ 1989 105.236 Ирмологий М., 1913 (репринт: 1995) 46.641 Канонник М., 1986 Киев. 1893 (репринт: 1996–1997) 1.429 651 Минея общая М. 2002 102.493 Минея праздничная М., 1914 (репринт: 1993) 188.819 Минея (из разных источников) 13.923 Молитвы, читаемые на молебнах

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Исключительно высокое достоинство Библии обуславливает особо высокие требования к ее переводам. Перевод Библии, в которой каждое слово может рассматриваться как боговдохновенное, – это особо ответственное дело, требующее глубочайших филологических и богословских знаний, в идеале, в совокупности с внутренней причастностью тому, к чему призывают библейские книги, а именно к жизни по заповедям Божиим в живой традиции Церкви, являющейся «столпом и утверждением Истины» (1 Тим. 3, 15). В русской библеистике обычно обращали особое внимание на наиболее актуальные для Руси славянские или русские переводы Библии, или же на более известные переводы на основные европейские языки, в то время как переводы на новогреческий язык, несмотря на свое ближайшее отношение к древнегреческому исходному тексту, остаются некой terra incognita. Быть может, виною тому ряд обоснованных или необоснованных соображений: 1. новогречекий язык еще слишком «юн», чтобы на него переводить 2. образованные греки в новогреческом переводе не нуждаются 3. переводы на новогреческий крайне трудны в силу общности древне- и новогреческого языка, и потому невозможны или малораспространены и пр. В самой Греции вопрос о библейских новогреческих переводах освящен достаточно хорошо. Основная библиография с 1900 по 1995 г. указана у И. Каравидопула, «патриарха» греческой библеистики, который в книге «Греческая библейская библиография» привел как список переводов Священного Писания на новогреческий (в алфавитной последовательности авторов), так и основную литературу по теме . Протопр. Георгий Металлинос, ныне декан Богословского факультета Афинского университета, описал предшествующий период в своей специальной диссертации, защищенной в 1977 г., «Вопрос о переводе Священного Писания на новогреческий язык в XIX в.», в которой после краткого перечня древних переводов Священного Писания «иудейского происхождения» подробно рассматриваются христианские переводы, но особенно перереводы XIX в. Одной из важных вех в переводе Священного Писания на новогреческий стала секция 4-й конференции православных библеистов «Перевод Священного Писания в Православной Церкви», на тему «Переводческие и экзегетические проблемы переводов Священного Писания на новогреческий» (25–28 октября 1986 г.) , на которой были кратко подведены итоги и намечена программа действий на будущее.

http://bogoslov.ru/article/1453996

Anatolios K. Athanasius: The Coherence of His Thought. New-York, 1998. Ayres L. Nicaea and its Legacy: An Approach to Fourth-Century Trinitarian Theology. Oxford, New-York, 2004. Brakke D. Athanasius and Asceticism. Baltimore, 1998. Barnes T. D. Athanasius and Constantius: theology and politics in the Constantinian empire. Cambridge, Mass., 1993. Hanson К P. C. The Search for the Christian Doctrine of God. The Arian Controversy 318–381. Edinburg, 1988. Kannengeisser C. Le verbe de Dieu selon Athanase d’Alexandrie. Desclee, 1990. Pettersen A. Athanasius and the Human Body. Bristol, 1990. Wade-Hampton D. A. The Early Episcopal Career of Athanasius of Alexandria. Notre-Dame, 1991. Pettersen A. Athanasius. Harrisburg, PA, 1995. Подобосущники Виноградов В. П. О литературных памятниках полуарианства. I-VIII//Богословский вестник 1911. Т. 1, 4; Т. 2, 7–8; 3, 12. Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). Сергиев Посад, 1914. Творения Епифания Кипрского . М., 1863–1885. Ч. 4. Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. СПб., 1851. Elm S. Virgins of God’: The Making of Asceticism in Late Antiquity. Oxford, 1994. Gummerus K. Die Homonsianische Partei bis zum Tode des Kon-stantius. Leipzig, 1900. Lohr W. Die Entstehung der homoischen und homousianischen Kirchenparteien. Studien zur Synodalgeschichte des 4. Jahrhunderts. Bonn, 1986. Steenson J. Basil of Ancyra and the Course of Nicene Orthodoxy. Oxford, 1983. (Ph.D. Diss.). Steenson J. Basil of Ancyra on the meaning of homousios//Ari-anism: Historical and theological Reassessments. Papers from the Ninth International Conference on Patristic Studies, Oxford, September 5–10, 1983/Ed. R. Gregg. The Philadelphia Patristic Foundation, 1985. Аэций Бирюков A• С. Философские категории и значение копулы «есть» в «Синтагматионе» Аэция-арианина: историко-философский бэкграунд//AKADHMEIA. Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 7/Отв. ред. А. В. Цыб. СПб., 2008. Сс. 194–215.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Uppländska häradsrättsdomböcker från 1500-talet. Utg. N. Edling. Uppsala, 1941. Uppländska konungsdomar. Utg. Nils Edling. Uppsala, 1933. Uppländslagen. Samling af Sveriges Gamla Lagar. Utg. C.F. Schlyter. Stockholm, 1834. Bd. III. Vadstenadiariet. Latinsk text med oversattning och kommentarer. Utg. C. Gejrot. Stockholm, 1966. Литература Антонов В.А. «Земский мир» 1360 г. и политическая жизнь Дании в правление короля Вальдемара IV Аттердага (13401375). СЕ. М., 1995. С. 3454. Антонов В.А. Датская геральдика XIIXVII вв. М., 2008. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Отв. ред. А.А. Сванидзе. М., 19992000. Т. 14. Далин О. История шведского государства. СПб., 18071809. Ч. 23. Дементьев Г.А. Введение Реформации в Швеции. СПб., 1892. Деменьтьев Г.А. Введение Реформации в Дании. СПб., 1900. История Дании. М., 1996. История Норвегии. М., 1980. История Швеции. М., 1974. Майер В.Е. Памфлеты эпохи великой крестьянской войны в Германии. Ижевск, 1992 Мысливченко А.Г. Философская мысль в Швеции. Основные этапы и тенденции развития. М., 1969. Накадзава А. Рукописание короля Магнуша. Исследования и тексты. СПб., 2003. Рыбаков В.В. Известия о Скандинавии в хронике Адама Бременского. СВ. М., 2003. Вып. 64. С. 190206. Рыбаков В.В. Хроника Адама Бременского и первые христианские миссионеры в Скандинавии. М., 2008. Савельева Е.А. Олаус Магнус. Л., 1983. Сванидзе А.А. Швеция в период Кальмарской унии. Начало сословной монархии (конец XVhaчaлo XVI в.). История Швеции. М., 1974. С. 114128. Сванидзе А.А. О движущих факторах общественного развития Швеции в эпоху Кальмарской унии (конец XIVhaчaлo XVI в.). СС. Таллин, 1975. Вып. 20. Сванидзе А.А. Средневековый город и рынок в Швеции XIIIXV вв. М., 1980. Сванидзе А.А. Социальная характеристика шведского бюргерства в XIVXV вв. Средневековый город. Саратов, 1981. Вып. 6. Сванидзе А.А. Эпоха уний в Северной Европе. СВ. М., 1987. Вып. 50. С. 91112. Сванидзе А.А. Купеческая среда и средневековая балтийская общность. Цивилизация Северной Европы. Средневековый город и культурные взаимосвязи на Балтике. СПб., 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

305. Буслаев Ф.И. Русский лицевой Апокалипсис: Свод изображений из лицевых Апокалипсисов по русским рукописям с XVI-ro века по M., 1884. 306. Буслаев Ф.И. О русской иконе. M., 1997 (репр.). 307. Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси XII в.: Владимир. Боголюбово. M., 1969. 308. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. M., 1987. 309. Ванеян С.С. Симвология, археология, иконография и архитектура. M., 2006. 310. Веселовский Н.И. История Императорского Русского археологического общества за первое пятидесятилетие его существования. 1846–1896. СПб., 1900. 311. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи: XIX век. M., 1986. 312. Византийская идея. Византия в эпоху Комнинов и Палеологов: Сб. науч. тр. к XXI Международному конгрессу византинистов. Лондон, 21–26 авг. 2006 г./Под ред. В.Н. Залесской. СПб., 2006. 313. Византиноведение в Эрмитаже/Под ред. B.C. Шандровской. Л., 1991. 314. Византия в контексте мировой культуры: К 100-летию со дня рождения A.B. Банк. 1906–1984/Под ред. В.Н. Залесской и др. СПб., 2008. (Тр. Гос. Эрмитажа, 42). 315. Вольская А. Росписи средневековых трапезных Грузии. Тб., 1974. 316. Воронин H.H. Зодчество Северо-Восточной Руси веков: В 2 т. M., 1961. 317. Воронин H.H.. Раппопорт П.А. Зодчество Смоленска XII–XIII вв. Л., 1979. 318. Восточно-христианский храм: Литургия и искусство/Ред.-сост. А.М. Лидов. M., 1994. 319. Восточно-христианские реликвии/Ред.-сост. А.М. Лидов. M., 2003. 320. Герцен А.Г., Могаричев М.Ю. Пещерные церкви Мангупа. Симферополь, 1996. 321. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. Т. 1–2. С. Посад, 1917–1918 (репр.: СПб.; M., 1995–1996). 322. Грабар А. Император в византийском искусстве. M., 2000. 323. Дмитриевский A.A. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882–1907): Историческая записка, составленная по поручению Совета Общества. СПб., 1907 (репр.: M.; СПб., 2008). 324. Домбровский О.И. Византийские мозаики Херсонеса Таврического/Под ред. А.Б. Бернацки, В.А. Кутайсова. Познань, 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1832       Рец.: Duchesne L. Bayet C. L’art byzantin...//Bulletin Critique. 1884. Vol. V. P. 301–304. 1840       Kondakoff N. Histoire de l’art byzantin considérée principalement dans les miniatures. T. 1–2. P., 1886–1891. 1841       Müntz E. À propos de Pouvrage de M. Kondakoff sur la miniature byzantine//Bulletin Critique. 1887. T. VIII. P. 322–337. 1842       История европейского искусствознания. [T. 3]. Вторая половина XIX века/Отв. ред. Б.Р. Виппер и Т.Н. Ливанова. M., 1966. С. 42–45. 1845       Strzygowski J. Orient oder Rom: Beiträge zur Geschichte der Spätantiken und frühchristlichen Kunst. Lpz., 1901. 1848       Kaufmann C.M. Handbuch der Christlichen Archäologie, Einfürung in die Denkmälerwelt und Kunst des Urchristentums. Paderborn, 1905. Учебник был переиздан в 1910 и 1922 гг., на нем. и итал. языках. 1849       Айналов Д.В. Эллинистические основы византийского искусства//Зап. Имп. Русского археологического общества, н. с. XII, 3 и 4. СПб., 1901. (Тр. отделения археологии древне-классической, византийской и западноевропейской, V). Отдельный оттиск работы вышел годом раньше, чем весь том ЗРАО. В своем письме, адресованном Айналову 9 марта 1900 г. из Граца, Стриговский сообщает, что он получил книгу Айналова. Кроме того, в книге Стриговского уже есть ссылки на «Эллинистические основы». 1850       Айналов Д.В. Рец.: Strzygowski J. Orient oder Rom…//Виз. временник. 1902. Т. 9, 1–2. С. 3. 1852       Kleinbauer W.E. Nikodim Pavlovich Kondakov: The first Byzantine Art Historian in Russia//Byzantine East, Latin West: Art-Historical Studies in Honor of Kurt Weitzmann/Chr. Moss, K. Kiefer (eds.). Princeton (NJ), 1995. P. 639. 1854       Ajnalov D. The Hellenistic Origins of Byzantine Art/Trans. by E. And T.S. Sobolevitch; ed. by C. Mango. New Brunswick, 1961. 1855       Айналов Д.В. Рец.: Diehl Ch. Manuel d’art byzantin. P., 1910//Журнал М-ва народного просвещения. 1911. 34, 7. С. 115. 1861       Millet G. Introduction//Strzygowski J. L’ancien art chrétien de Syrie. P., 1936. P. XLV-XLVI. Французское издание было осуществлено благодаря стараниям Мийе, через 8 лет после выхода в свет немецкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.: МГУ, 1976. Виссарион (Нечаев) еп. Гордость. 4-е изд. СПб., 1899. Гаврюшин Н. К. Самопознание как таинство//Русская религиозная антропология. Антология. Т. 1. М., 1997, с.7–43. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984. Григорий Палама , св. Триады в защиту священно-безмолвствующих. – М., 1995. Григорий Синаит . Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях//Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.180–216. Григорий Синаит . Наставления безмолвствующим//Добротолюбие. Т. 5. М., 1900, с.216–227. Григорий Синаит . О безмолвии и молитве//Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.227–237. Гурьев И. Д. Страсти и их воплощение в болезнях. – М., 2000. Диадох блаж. Подвижническое слово//Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с.8–74. Дорофей авва. Душеполезные поучения и послания. – М., 1995. Евагрий Понтийский . Творения. – М.: Мартис, 1994. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. – М., 1996. Игнатий (Брянчанинов) , еп. Творения в 7 т. – М., 1993. Иерофей (Влахос) митроп. Православная духовность. Пер. с новогреч. Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1999. Из жития преподобного отца нашего Максима Капсокаливита//Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.473–476. Иларион (Алфеев) иером. Преподобный Симеон Новый Богослов . М., 1998. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. – М.-Ростов-на-Дону, 1992 (СПб., 1994). Иоанн Кронштадтский . Богопознание и самопознание, приобретаемое из опыта. СПб., 1900. Иоанн Кронштадтский св. прав. Мысли о богослужении Православной Церкви. «Моя жизнь во Христе». Часть 3. М.: Русский Хронографъ, 2001. Иоанн Кронштадтский . Правда о Боге, мире и человеке. СПб., 1902. Иоанн Лествичник . Лествица. – Сергиев Посад, 1908. Иоанн Лествичник . Лествица. М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001. Исаак Сирин, пр. Слова подвижничества. – М., 1993. Исихий Иерусалимский . О трезвении и молитве. 6-е изд. М.: Типо-лит. И. Ефимова, 1890. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим//Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.305–424.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. — М., 1995, т. 3, с. 36. Краинский Н. В. Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни. — Новгород, 1900, с. 163. Даль В. О поверьях, суевериях и предразсудках русского народа. — СПб., 1880, с. 5. Цит. по: Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. — М., 1995, т. 3, с. 304-305. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. — М., 1995, т. 3, с. 304. Орлов М. Н. История сношений человека с дьяволом//Амфитеатров А. В. Дьявол. Орлов М. Н. История сношений человека с дьяволом. — М., 1992, сс. 656-657. Примеры подобных епитимий см. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. — М., 1995, т. 3, сс. 295-296. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. — М., 1995, т. 3, с. 296. Духовный Регламент, тщанием и повелением Всепресветлейшего, Державнейшего Государя Петра Первого, Императора и Самодержца Всероссийского по соизволению и приговору Всероссийского Духовного Чина и Правительствующего Сената в царствующем Санкт-Петербурге, в лето от Рождества Христова 1721, сочиненный. — М., 1883, с. 40. Полное собрание законов Российской империи, т.10, 7450. Цит. по: Краинский Н. В. Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни. — Новгород, 1900, с.46. Цит. по: Краинский Н. В. Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни. — Новгород, 1900, с. 48.

http://sueverie.net/vtoroe-prishestvie-a...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010