Лит.: Gray G. B. The Nazirite//JThSt. 1900. Vol. 1. P. 201-211; Salmanowitsch H. Das Naziräat nach Bibel und Talmud. Giessen; Wilna, 1931; Schaeder H. H. Ναζαρηνς, Ναζωραος//ThWNT. 1942. Bd. 4. S. 879-884; Strathmann H. Askese I//RAC. 1950. Bd. 1. Sp. 749-758; Haenchen E. Die Apostelgeschichte. Gött., 1956; Seidensticker P. Die Gemeinschaftsform der religiösen Gruppen des Spätjudentums und der Urkirche//LA. 1958/1959. Vol. 9. P. 94-198; idem. Prophetensohne, Rechabiter, Nasiräer//LA. 1959/1960. Vol. 10. P. 65-119; Schweizer E. «Er wird Nazoräer heißen»//Judentum, Urchristentum, Kirche/Hrsg. W. Eltester. B., 1960. S. 90-93; Boertien M. Der Mischnatraktat Nazir: Einleitung, Text, Übersetzung und Erklärung. Amst., 1964; Weisman Z. The biblical Nazarite, Its Types and Roots//Tarbiz. Jerus., 1967. Vol. 36. P. 207-220 (на евр. яз.); Avigad N. The Burial-Vault of a Nazarite Family on Mount Scopus//IEJ. 1971. Vol. 21. P. 185-200; Zuckschwerdt E. Ναζωραος in Mt. 2, 23//ThZ. 1975. Bd. 31. N 2. S. 65-77; idem. Das Naziräat des Herrenbruders Jakobus nach Hegesipp//ZNW. 1977. Bd. 68. S. 276-287; Kötting B. Gelübde//RAC. 1976. Bd. 9. Sp. 1055-1099; idem. Haar//Ibid. 1984. Bd. 13. Sp. 177-203; Wenning R., Zenger E. Der siebenlockige Held Simson//BN. 1982. Bd. 17. S. 43-55; Wojciechowski M. Le naziréat et la Passion//Biblica. R., 1984. Vol. 65. P. 94-96; Mayer G.  //ThWAT. 1986. Bd. 5. S. 329-334; Catastini A. 4QSama 1: Samuele il «nazireo»//Henoch. Torino, 1987. Vol. 9. P. 161-195; Lüdemann G. Das frühe Christentum nach den Traditionen der Apostelgeschichte. Gött., 1987; Cartledge T. Were Nazirite Vows Unconditional?//CBQ. 1989. Vol. 51. P. 409-422; Tsevat M. Was Samuel a Nazirite?//Sha " arei Talmon: Studies in the Bible, Qumran, and the Ancient Near East/Ed. M. A. Fishbane, S. Talmon. Winona Lake (Ind.), 1992. P. 199-204; Stipp H.-J. Simson, der Nasiräer//VT. 1995. Vol. 45. N 3. P. 337-369; Tomes R. Why did Paul Get His Hair Cut?//Luke " s Literary Achievement: Coll. essays. Sheffield, 1995.

http://pravenc.ru/text/2564636.html

Бандуровский К. В. Критика монопсихизма в трактате «О единстве интеллекта, против аверроистов» Фомы Аквинского//Вестник Русского Христианского гуманитарного института. 2001, 4, с.260–266. Баткин Л. М. «Не мечтайте о себе». О культурно-историческом смысле «я» в «Исповеди» бл. Августина. М.: РГГУ, 1993. Баязитова М. В., Вячеслав (Переверзенцев) прот. Опыт работы православного психолога в церковном приходе//Московский психотерапевтический журнал. 2003, 3 (38), c.156–165. Белорусов С. Душевредность «виртуальной реальности»//Альфа и Омега. 1998, 1(15), с.343–345. Белорусов С. А. Психология духовной зрелости личности в перспективе святоотеческого подхода//Психология зрелости и старения. 1998, 3. Белорусов С. А. Психология духовности, веры и религии//Журнал практического психолога. 1998, 6, с.21–43. Белорусов С. А. Психология духовности, веры и религии//Консонанс. 1995, 1, с.1–19. Белорусов С. А. Психология страха смерти//Альфа и Омега. 1997, 3(14), с.308–324. Белорусов С. А. Психотерапевтическое депрограммирование жертв псевдорелигиозных культов//Альфа и Омега. 1996, 4(11). Белорусов С. А. Религиозно-ориентированное консультирование//Московский психотерапевтический журнал. 1999, 1, с.155–172. Бибиков М. В. К социально-психологическому анализу писем Григория Кипрского : бедность, бедствие, болезнь//Византийский Вестник. 1995, т. 56 (81), с. 57–62. Богданович С. свящ. О видениях штундистов. Киев: Тип. Киево-Печ. Усп. лавры, 1908. Богдановская И. М. Религиозный опыт личности как феномен психологического исследования//Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с.130–133. Богословский Н. Библейское учение о совести//Православный собеседник. 1903, 10. Богословский Н. «Внутренний опыт» в деле религиозного познания//Вера и разум. 1909, 19–20, с.1–22. Богословский Н. Совесть, как голос Верховной Правды//Вера и разум. 1910, 17. Богословский Н. Учение о совести//Православный собеседник. 1900, 10, с.246–289. Бочарев А. С., Чернышев А. В. Очерки современной церковной психологии. Иваново: Свет Православия, 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Хоружий С. С. Дискурсы внутреннего и внешнего в практиках себя//Московский психотерапевтический журнал. 2003, 3 (38), c.5–25. Хоружий С. С. Сердце и ум//Московский психотерапевтический журнал. 1992, 1 (янв.– март), с.137–159. Хоружий С. С. Феномен «умных чувств» в мистике православия//Психология и христианство. М., 1995, с.78. Ценности, смыслы, поступки: Философско-психологический семинар (Памяти Г. И. Челпанова)//Человек. 1995, 4, с.5–24. Чаленко И. Я. Основные черты морально-психологического типа христианина по новозаветному учению//Христианское чтение. 1868, 6, 7–8, 9. Челпанов Г. И. Мозг и душа: критика материализма и очерк современных учений о душе. М.: Круг, 1994 (6-е изд.: М.-Пг., 1918; 1-е изд.: СПб., 1900). Челпанов Г. Мозг и мысль//Мир Божий. 1896, 1. Челпанов Г. Об экспериментальном исследовании высших умственных процессов//Вопросы философии и психологии. 1909, кн. 1(96). Челпанов Г. И. Социальная психология или «условные рефлексы»? М., 1926. Челпанов Г. Учебник психологии. Киев, 1905. Черняева С. А. К вопросу о принципах христианской психологической помощи//Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с.133–139. Черняева С. А. Психология в свете христианского мировоззрения. Материалы семинара. 18–22 октября 2004 г. СПб.: Социальная школа Каритас, 2004. Черняева С. А. Христианская самореализация личности: предмет и основные принципы//Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4. СПб., 2000, с.193–200. Черняева С. А. Христианский подход к задачам психологии религии//Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2004, с.330–334. Черняева С. А. Цели и ценности христианской психологической помощи//Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2004, с.327–329. Четвериков И. П. Из лекций по общей психологии//Русская религиозная антропология. Антология. Т. 2. М., 1997, с.335–343. Чиж В. Ф. Психология наших праведников//Вопросы философии и психологии. 1906, кн. 4(84), с.281–335; кн. 5(85), с.369–442.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Соч.: Баласчев Г. Климент, еп. Словенски, и службата му по стар словенски превод с една част гръцки паралелен текст и едно факсимиле. София, 1898; Legrand. Bibl. hell. XVIIIe. Vol. 1. P. 284-290; Дуйчев И. Пространно гръцко житие и служба на Наум Охридски//Константин-Кирил Философ: Юбил. сб. София, 1969. С. 261-279; Trapp E. Die Viten des Hl. Naum von Ochrid//Bsl. 1974. Vol. 35. P. 161-185; Бърлиева С. Пространното гръцко житие на св. Наум Охридски//Старобългарска лит-ра. София, 1987. Т. 20. С. 137-140; Москополски зборник, пролошки жumuja на светци/Ред.: Х. Меловски. Ckonje, 1996. (Bibliotheca Miscellanea Byzantino-Macedonica; 1/2). Лит.: Παπαδπουλου-Κεραμες Α. Βυζαντιν Ανλεκτα//BZ. 1899. Bd. 8. S. 76-77; Petit L. Le monastère de Notre-Dame de Pitié en Macédoine//ИРАИК. 1900. Т. 6. Вып. 1. С. 1-153; Gelzer H. Der Patriarchat von Achrida: Geschichte und Urkunden. Lpz., 1902. S. 12-14; Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1924. Т. 1: От основаването и до завладеването на Балканския полуостров от турците. С. 156-157, 211, 251, 280-283; Duj ev I. Un manuscrit grec inconnu avec l " acolouthie et la Vie de St. Naoum d " Ochrid//Studia historico-philologica Serdicensia. 1938. Vol. 1. P. 121-124; PLP. 1981. Bd. 5. N 10097; Нихоритис К. Атонската книжовна традиция в разпространението на кирило-методиевските извори. София, 1990. С. 156-158, 167-169, 246-251. (КМС; 7); он же. Неизвестна гръцка служба в чест на Охридския архиеп. Константин Кавасила// Он же. Славистични и българистични проучвания. София, 2005. С. 65-89; он же. Охридските просветители Климент и Наум в гръцката традиция: (Нови моменти)//Св. Наум Охридски: Живот и дело: Зб. на трудови од научен собир, организиран по повод от 1100-годишнината од изградбата на манастирот св. Наум во Охрид. Ckonje, 2006. С. 91-114; Николова С. За един непознат препис от Службата на св. Наум Охридски//1080 години от смъртта на св. Наум Охридски. София, 1993. С. 31-57; она же. Охрид като център на богослужебната прослава на св. Наум Охридски//Светите Климент и Наум Охридски и придонесот на Охридскиот духовен центар за словенската просвета и култура. Ckonje, 1995. С. 261-271; Добрев И. Константин Кавасила//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 387-388; Флоря Б. Н., Турилов А. А., Иванов С. А. Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб., 20042; Pitsakis K. G. Personae non sunt multiplicandae sine necessitate: Nouveaux témoignages sur Constantin Kabasilas//Zwischen Polis, Provinz und Peripherie: Beiträge zur byzantinischen Geschichte und Kultur. Wiesbaden, 2005. S. 491-514.

http://pravenc.ru/text/2057030.html

(Amiens. Bibl. Louis Aragon. 18. Fol. 1v) Став аббатом К., Вала, по свидетельству современников, обычно жил при дворе ( Rimbertus. Vita S. Anskarii. 7//MGH. Script. Rer. Germ. T. 55. P. 694). В 828 г. на собрании высших церковных иерархов и знати он представил Людовику Благочестивому записку с критикой положения дел в империи. В частности, Вала выступил против поощрения императором вмешательства светских властей в церковные дела, против практики поставления аббатов-мирян и неканонических избраний, против роста влияния придворных капелланов (эти вопросы обсуждались на Парижском синоде в мае 829). Вероятно, Вала вместе с Хильдуином, аббатом Сен-Дени, аббатом Элизахаром и еп. Иессеем Амьенским принял участие в мятеже 830 г., поддержав Лотаря I, и за это был сослан в К. ( Astronomus. Vita Hludovici. 45// Thegan. Die Taten Kaiser Ludwigs. Astronomus. Das Leben Kaiser Ludwigs/Hrsg. E. Tremp. Hannover, 1995. S. 460-462. (MGH. Scr. Rer. Germ.; 64)), потом на Женевское озеро, затем в Нуармутье и снова в К., но уже как простой монах ( Radbert " s Epitaphium Arsenii. 1900. S. 74-75). В 833 г. он вновь присоединился к восстанию на стороне Лотаря I. Император потребовал от него принести клятву верности, но Вала отказался и отправился к Лотарю в Италию, где был назначен аббатом Боббио. Между 834 и 836 гг. он, подобно Адальхарду, издал статуты для Боббио (изд.: Breve memorationis Walae abbatis//Codice diplomatico del monastero di S. Colombano di Bobbio/Ed. C. Cipolla, G. Buzzi. R., 1918. Vol. 1. P. 139-141; CCM. 1963. T. 1. P. 421-422). В 836 г. Вала в качестве посланника Лотаря отправился на встречу с имп. Людовиком в Тьонвиль, где они помирились; на обратном пути в Италию Вала умер от лихорадки (31 авг. 836) ( Theganus. Gesta Hludowici imperatoris. Continuatio; Astronomus. Vita Hludowici imperatoris. 55// Thegan. Die Taten Kaiser Ludwigs. Astronomus. Das Leben Kaiser Ludwigs/Hrsg. E. Tremp. Hannover, 1995. S. 254-256, 506). Преемником Валы стал аббат Хеддон, при к-ром состоялось перенесение мощей св.

http://pravenc.ru/text/2057224.html

25.09(08.10)1924 23.12.1925 (05.01.1926) МИНСКАЯ, обн. 01.1926 02.1926 СУМСКАЯ, обн. 01(14)06.1926 ИЗЮМСКАЯ, обн. (1928) Владимир Кобец ПОРХОВСКАЯ 23.02(07.03)1948 ИЗБОРСКАЯ 08(21)12.1951 ЖИТОМИРСКАЯ 08(21)12.1951 10(23)07.1956 Владимир Ковин (Кован?) КОСТРОМСКАЯ, обн. 02.1935 06.1935 ЛУГАНСКАЯ, обн. 06.1935 12.1935 ЧЕРНИГОВСКАЯ, обн. 12.1935 21.05(03.06)1938 Владимир Котляров ЗВЕНИГОРОДСКАЯ 17(30)12.1962 17(30)03.1964 ВОРОНЕЖСКАЯ 17(30)03.1964 23.01(05.02)1965 ПОДОЛЬСКАЯ 23.01(05.02)1965 06(19)11.1966 ВЯТСКАЯ 06(19)11.1966 24.09(07.10)1967 БЕРЛИНСКАЯ 24.09(07.10)1967 18.11(01.12)1970 РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ 18.11(01.12)1970 18(31)05.1973 ИРКУТСКАЯ 18(31)05.1973 26.03(08.04)1975 в/у ХАБАРОВСКАЯ ВЛАДИМИРСКАЯ 26.03(08.04)1975 11(24)04.1980 КРАСНОДАРСКАЯ 11(24)04.1980 29.04(12.05)1987 ПСКОВСКАЯ 29.04(12.05)1987 10(23)02.1993 РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ 10(23)02.1993 13(26)12.1995 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 13(26)12.1995 Владимир Кучинский МАЛОАРХАНГЕЛЬСКАЯ, обн. в/у ЛУКОЯНОВСКАЯ, обн. 11(24)08.1926 Владимир Мороз ПОЧАЕВСКАЯ 22.11(03.12)2000 Владимир Нагосский ЯПОНСКАЯ ПАЦ 28.03(10.04)1970 БРЕСТСКАЯ 16.03.1875 16.05.1877 КОВНЕНСКАЯ 16.05.1877 14.05.1881 КАЛУЖСКАЯ 14.05.1881 21.05.1888 ПЕРМСКАЯ 21.05.1888 07.05.1892 НИЖЕГОРОДСКАЯ 07.05.1892 29.12.1900 Владимир Петров БИЙСКАЯ 16.03.1880 06.08.1883 ТОМСКАЯ 06.08.1883 08.03.1886 СТАВРОПОЛЬСКАЯ 08.04.1886 25.11.1889 НИЖЕГОРОДСКАЯ 25.11.1888 07.05.1892 КАЗАНСКАЯ 07.05.1892 02.09.1897 Сщмч. Владимир Пищулин ОХТЕНСКАЯ, обн. 23.02(08.03)1925 10.1925 ПСКОВСКАЯ, обн. 10.1925 Владимир Путята КРОНШТАДТСКАЯ 06.08.1907 18.02.1911 ОМСКАЯ 18.02.1911 08.03.1913 ВИТЕБСКАЯ 08.03.1913 11.07.1914 ДОНСКАЯ 11.07.1914 10.01.1915 ПЕНЗЕНСКАЯ 10.01.1915 13.11.1917 САРАТОВСКАЯ, обн. (7923/ ПЕНЗЕНСКАЯ, обн. 1924 (?) АРХАНГЕЛЬСКАЯ, обн. (1925?) ТОМСКАЯ, григ. Владимир Сабодан ЗВЕНИГОРОДСКАЯ 26.06(09.07)1966 15(28)11.1968 ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 15(28)11.1968 07(20)03.1969 в/у ЧЕРНИГОВСКАЯ 06(18)02.1969 07(20)03.1969 ЧЕРНИГОВСКАЯ 07(20)03.1969 05(18)04.1973 в/у СУМСКАЯ 07(20)03.1969

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

P. Brock, S. P. Fritsch, S. Jellicoe. Leiden, 1973 (Arbeiten zur Literatur und Geschichte des hellenistischen Judentums; 6) (не исчерпывающая, ср. ред.: Τοv Ε.//Vetus Testamentum. Vol. 25. 1975. Ρ. 803–809); Dogniez C. Bibliography of the Septuagint: Bibliographie de la Septante 1970–1993. Leiden, 1995. Прочие указатели перечислены в книге: Kranz D. К. Bibliografia delle bibliografie patristiche e materie affini: Un sussido didattico e di ricerca. Roma: Ateneo Pontifico Regina Apostolorum, 2005 (Sussidi e strumenti didattici; 3). P. 68–70 (экзегеза Священного Писания), 145–160 (общая библейская библиография) (некоторые дополнения см. в нашей рецензии: Богословские труды. Вып. 41. М., 2007. С. 530–546). Следует иметь в виду, что во всех запад­ных справочниках очень плохо учтена новогреческая литература, ср.: Karavidopoulos J. D. Greek Biblical Bibliography of the 20 th century (1900–1995). Thessaloniki: P. Pournaras Press, 1997 (Bibliotheca Biblica; 10). Σ. 204–207 (раздел 50 «γα Γραφ κα Πατρες», 3275–3347, указа­ны исследования как по Ветхому, так и по Новому Заветам). Другие современные «инструменты исследования» кратко перечислены в нашем послесловии к кн.: Амфилохий (Радович) , митр. Черногорский и Приморский. История толкования Ветхого Завета/Пер. с серб. Н. В. Ивкиной под общ. и науч. ред. А. Г. Дунаева. М.: ИС РПЦ, 2008 [далее: Амфилохий (Радович) . История толкования]. С. 219–221. Методология поиска нужных библейских цитат у древних авторов с помощью современных компьютерных средств описана в статье: Harmon S. R. Α Note on the Critical Use of Instrumenta for the Retrieval of Patristic Biblical Exegesis//Journal of Early Christian Studies. Vol. 11:1. 2003. R 95–107. Особое внимание читателей обратим на специализирован­ную компьютерную базу в Интернете , куда полностью вошли материалы из Biblia patristica – как изданные (ок. 240 000 учетных записей), так и рукописные (ок. 100 000 карточек) (к сожалению, в настоящее время финансирование дальнейшего раз­вития базы приостановлено).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Lpz.; Münch., 1892- (3. Abt., разд. «Kirche und Theologie»). Ретроспективные: Ehrhard A. Die altchristliche Literatur und ihre Erforschung seit 1880. Freiburg i. Br., 1894. Hildesheim, 1982r; idem. Die altchristliche Literatur und ihre Erforschung von 1884-1900. Freiburg i. Br., 1900; Stewardson J. L. A Bibliography of Bibliographies on Patristics. Evanston (Ill.), 1967; Sieben H. J. Voces: Eine Bibliogr. zu Wörtern und Begriffen aus der Patristik (1918-1978). B.; N. Y., 1980. Тематические: Parker J. H. A Camalogue of Edimions of the Fathers of the Church and Ecclesiastical Writers of the First Thirteen Centuries, and Collections of Their Fragments, Chronologically Arranged: With an Alphabet. Ind. [Oxf.], 1844; Cerulli E. Storia della letteratura etiopica. Mil., 19612; Ortiz de Urbina I. Patrologia syriaca. R., 19652; Kammerer W. A Coptic Bibliography. Ann Arbor, 1950; Crown A. D. A Bibliography of the Samaritans. Metuchen; Phil., 1984; Nersessian V. A Bibliography of Articles on Armenian Studies in Western Journals, 1869-1995. Richmond (Surrey, GB), 1997; Berardino A. Patrologia. Genova, 2000. Vol. 5: Dal Conc. Do Calcedonia (451) a Giovanni Damasceno: I Padri orientali. «Ключи»: Clavis patrum graecorum/Сига et studio M. Géerard. Turnhout, 1974-1998. 5 vol., suppl.; Dekkers E. , Gaar A. Clavis Patrum Latinorum. Steenbrugge, 1957. Brugge; La Haye, 19612. (Sacris erudiri; 3); Clavis patristica pseudepigraphorum Medii Aevi/Cura et studio Ioh. Machielsen. Turnhout, 1990. 2 t. Персоналии по наследию отцов Церкви: The Printed Works of Isidore of Seville/By R. B. Brown. Lexington (Kentucky), 1949; Andresen C. Bibliographia Augustiniana. Darmstadt, 1973; Miethe T. L. Augustinian Bibliography, 1970-1980. Westport (Conn.), 1982; Cento anni di bibliografia ambrosiana (1874-1974). Mil., 1981; Butterweck Chr. Athanasieis von Alexandrien: Bibliogr. Opladen, 1995 Leemans J. Thirteen Years of Athanasius Research (1985-1998) A Survey and Bibliogr.//Sacris Erudiri. 2000. Bd. 39. S. 105-217 и др.

http://pravenc.ru/text/149151.html

1113 Н. Г. [Глубоковский H.H.] Реальная энциклопедия для протестантского богословия и церкви в 3-м изд. под редакциею А. Гаука. IV–VII Томы. Лейпциг 1898–1899//ХЧ. 1900. 5. С. 858, 859. 1119 Бродович И. А. «Православная Богословская Энциклопедия», Том VI, С. П. Б., 1905 г.//ВиР. 1906. Январь. 2. С. 120. 1120 Малеин А. Православная богословская энциклопедия. Т. IX//Гермес. 1908. 20 (26), 15 дек. С. 517. 1121 Харлампович К. Православная Богословская энциклопедия. С иллюстрациями и картами. Т. I–V (под редакцией профессора А. П. Лопухина ), VI–X (под редакцией профессора Н. Н. Глубоковского ), 1900–1904 гг. Петроград; 1905–1909 гг. Петербург. Бесплатное приложение к духовному журналу «Странник»//Ученые записки Императорского Казанского университета. 1910. Кн. 6 и 7. С. 1–44 (3-я пагинация). С. 44. 1129 ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 761. Л. 7 об. Письмо священника русской посольской церкви в Стокгольме П. П. Румянцева Η. Η. Глубоковскому. 1132 Там же. Ф. 115. Оп. 4. 104. Л. 1–1 об. Письмо от 19 дек. 1904 г. Письма Кондакова Глубоковскому см.: ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 531. 1140 Там же. Л. 4. Статья опубликована в XI томе. С. 406–433. Среди неопубликованных материалов имеется еще одна статья М. Н. Сперанского: «Константин Философ " · (РГИА. Ф. 834. Оп. 4. 466. Л. 530–534). 1153 Лопарев поместил в опубликованной части ПБЭ более 130 статей, и 178 статей остались среди материалов неопубликованных томов. Письма Лопарева Глубоковскому: ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 585. О Лопареве см. статью Г. В. Михеевой в сборнике: Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и культуры: Биографический словарь. Т. 1. СПб., 1995. С. 329–333. 1154 Судаков подготовил около 80 статей, более 40 остались в неопубликованной части. Письма Судакова Глубоковскому: ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 843. 1155 Так, например, из 50 авторов VIII тома Энциклопедии 20 состояли профессорами духовных академий и богословских кафедр университетов, ими написаны более половины из помещенных в этом томе 200 статей (Троицкий С. Православная Богословская Энциклопедия. Том VIII//ПрибЦВед. 1907. 50, 15 дек. С. 2274).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Вместе с пробуждением воли начинается интенсивный процесс овладения органами тела, всей системой доступных движений. Овладев органами чувств, дитя стремиться овладеть Рис. 4 своим телом, чтобы вступить в следующий период развития. Между 9–12 месяцем жизни совершается действительно глубокий перелом в жизни ребенка, в физическом и психическом его развитии. Дитя перестает кормиться грудью; оно уже свободно от пеленок, со всех сторон сжимавших его, начинает уже самостоятельно двигаться. Первоначальное умение владеть органами чувств, органами тела уже достигнуто. Мы не затронули до сих пор лишь одной стороны в развитии ребенка, именно развития у него речи в это время. Изучением этого последнего процесса мы закончим характеристику первого года жизни ребенка и естественно перейдем к изучению психического своеобразия раннего детства. 72 См. очень интересное и ценное рассмотрение вопроса в khure: Koffka – Die Grundlagen d. psych. Entwickelung, особенно S. 69–78. К сожалению, недостаток места не позволяет нам остановиться на очень важных теоретических проблемах, которых касается Koffka. 80 Напомню главные книги по психологии воли: Pfander – Phanomenologie des Wollens. 1900. H. Schwarz – Psychologie des Willens. 1900. Meumann – Intelligenz und Wille. 1908. N. Ach – Ueber Willenstatigkeit und das Denken. 1905. N. Асн – Ueber Willensakt und das Temperament. 1910. Michotte et Prum – Etude experim. sur le choix volontaire. 1910. Lindwersky. Der Wille. 2е изд., 1921. 81 В русской литературе эту точку зрения развивал Н.О. Лосский в своей книге – Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма. 82 Учение об ассоциации целого и части, намеченное Гамильтоном, было развито с чрезвычайной ясностью Геффдингом (см. его – Очерки психологии). 83 См. интересную статью Левенштейна – Ueber den Akt des Konnens und seine Bedeutung fur die Praktik, Didaktik und Padagogik. Ztschr. f. padag. Psych. 1911. Читать далее Источник: Психология детства : [Учеб. пособие для вузов]/В.В. Зеньковский. - Екатеринбург : Деловая кн., 1995. - 346, с. (Серия " Философско-психологическая библиотека " ). ISBN 5-88687-008-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010