Осенний отклик семинарского движения проявился только в одной, Екатеринославской семинарии, в которой в ноябре возникли сильные беспорядки, направленные против инспектора Монастырева. Воспитанники бросали в начальство лампы, скамьи, ведра и обломки чугунной лестницы. Для усмирения семинаристов начальству пришлось вызывать полицию, которая с трудом заняла здание. Семинария была закрыта до конца учебного года. В зачаточной форме находилось семинарское движение и в 1900 г . В марте 1900 г . студентами Таврической семинарии была разгромлена столовая. В сентябре томские семинаристы устроили демонстрацию против инспектора, в октябре - архангельские, в ноябре - тульские. В декабре 1900 г . - произошли беспорядки в Тифлисской семинарии, носившие политический оттенок: воспитанники требовали сделать семинарию национальным грузинским учреждением. В этих стремлениях тифлисцев поддерживали студенты Кутаисской семинарии. В 1901 г . деятельность межсеминарской организации дала ощутимые результаты. Агитация среди семинаристов развивалась, сношения между семинариями сделались оживленнее, во многих семинариях были организованы ячейки, взявшие на себя задачу поддерживать и распространять идею борьбы за «общее дело». Весной 1901 г ., в период студенческих волнений, начались и массовые семинарские выступления. В марте были отмечены серьезные беспорядки в семи семинариях. Одной из первых забастовала Тульская семинария, а за нею немедленно - Калужская. Обе действовали согласованно. На стенах семинарии красовались надписи: «Братцы! Поддержим туляков!», «Постоим за свободу!», звучали призывы: «К оружию!», «Долой монархию, да здравствует республика!» Стоит отметить, что именно в это время в Тульской семинарии обучался Владимир Троицкий, будущий архиепископ Верейский и наместник Сретенского монастыря. Вскоре волнения произошли в Орловской и ряде других семинарий. Шум, свист, битье стекол, рам, ламп, разрушение печей, дверей, мебели, звуки выстрелов из револьверов сопровождали все волнения в духовно-учебных заведениях. Редко где уже удавалось обойтись «по-семейному».  Прибывавшую для усмирения волнений полицию воспитанники встречали кирпичами, камнями, палками. Многие семинарии приходилось распускать на многие месяцы.

http://pravoslavie.ru/2231.html

Это – так называемые «вольноверцы», или последователи «свободной веры», в народе известные обыкновенно под именем «чтецов». Вольность их веры проявляется в том, что они чуть-ли не ежечасно меняют свои религиозные убеждения. Например, в начале своей проповеди чтец уверяет слушателей в бесполезности крещения детей, а в конце утверждает совершенно противоположное. Не чужды эти сектанты и мистических бредней. Под влиянием экстатических речей проповедников, на их собраниях часто происходит так называемое «духовное пробуждение», обнаруживающееся в том, что «избранник» Божий внезапно приходит в необыкновенный экстаз и сильным криком возвещает всем присутствующим о своём пробуждении и начинает вещать о своей святости, а остальных обличать во грехах и рассыпать проклятия направо и налево. Попробуй прийти в их собрание новое лицо, его тотчас обступят пять-шесть таких «пробудившихся» и начнут обличать, упрекать, усовещивать. – Противоположность «пробудившимся обличителям» составляют «пробудившиеся плаксы», которые постоянно жалуются на свою греховность, со слезами на глазах исповедуют пред собранием тяжкие преступления свои и просят всех молиться о них. Каждый из «духовно-пробудившихся» может обращаться к собранию с речью, может проповедовать. Такая свобода в собраниях «вольноверцев» весьма привлекательна для простого народа; поэтому число последователей вольной веры с каждым годом возрастает (Рижск. Епарх. Вед.). Уже из этих кратких сведений о «вольноверцах» можно видеть, что они представляют самую благоприятную почву для развития всевозможных сектантских бредней. Стоит только явиться стойкому и энергичному пропагандисту, – и здесь быстро сформируется самая дикая и изуверная секта. А. О. О состоянии сектантства и деятельности миссии в Киевской епархии за 1899–1900 г.//Миссионерское обозрение 1901 г. 4. С. 550–556 К 1-му января 1899 года в Киевской епархии сектантов состояло 4213 душ. За 1899 и половину 1900 года воссоединились с православною Церковью 143 души, отпало 354 души, и по 1 января 1900 года сектантов числилось, по официальным данным, 4388 душ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—233— «Желая восполнить свое образование изучением естественных наук, покорнейше прошу Совет Московской Духовной Академии ходатайствовать о допущении меня к слушанию лекций и пользованию учебными пособиями в Московском Университете с освобождением от платы за слушание лекций». Определили: Просить Совет Императорского Московского Университета о допущении профессорского стипендиата Алексея Малинина в 1900–1901 учебном году к слушанию лекций на физико-математическом факультете Университета и пользование учебными пособиями, с освобождением от платы за слушание лекций. XI. Прошения на имя Преосвященного Ректора Академии: а) студента IV курса Киевской Духовной Академии Алексея Золотарева: «Желая, согласно с волей родителей, перевестись в Московскую Духовную Академии в виду близости ее от места моего жительства, чего требует мое расстроенное здоровье, – имею честь покорнейше просить Ваше Преосвященство, не найдете ли Вы возможным принять меня на четвертый курс вверенной Вашему попечению Академии, хотя бы и на свое содержание». б) студента I курса Казанской Духовной Академии Ивана Щеглова: «Обучаясь в настоящее время в Казанской Духовной Академии и считая ее в некоторых отношениях неудобной для себя, осмеливаюсь покорнейше просить Ваше Преосвященство о принятии меня в число своекоштных студентов Московской Академии. К переходу из Казани в Москву меня побуждают следующие обстоятельства: 1) отдаленность Казани от моей родины и, главным образом, от места жительства моего, давно уже и постоянно больного отца, которого я не могу навещать, живя в Казани, и 2) затруднительное материальное положение, которое скорее может быть облегчено в Московской, чем в Казанской Академии, хотя бы на последних курсах». Определили: Просьбу студентов Золотарева и Щеглова о принятии их в число студентов Московской Духовной Академии отклонить, о чем и уведомить просителей чрез Канцелярию. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвящен- —234— ства: «1900 г. Авг. 31. По ст. VII. Студента Протопопов утверждается в степени кандидата богословия с правом при искании степени магистра не держать устного испытания. Прочее исполнить». 2 сентября 1900 года

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2467 Дело Херсонского окруж. суда (без участия присяж. заседателей) о Калиниченко и Негруцком, началось 20 нояб. 1900 г., кончилось 13 окт. 1901 г., 13383, л. 113. Эксперт по этому делу. свят. Маевский, усмотрел «в надувании живота» хлыстом Калиниченко проявление «юродства» (Предварительное следствие л. 257). 2468 Насадитель хлыстовства в с. Супоневе, местный крестьянин Василий Павлов Дерютин показал на следствии (10 марта 1900): «Чтением св. писания я занимаюсь с малолетства, но правильно понимать и толковать его я научился лишь недавно, всего лишь 6-й год. Я и всегда занимался, и зарабатывал себе хлеб тем, что ездил на барках, а 8-и года я каждую весну уезжаю на юг, в Николаев, где плаваю на берлинах за лоцмана, причем служил там у разных хозяев… Там я познакомился с одним человеком– мещанином Т.Е. Калиниченко, который служил лоцманом у Натанзона. Этот Калиниченко любил читать евангелие и стал читать мне и разъяснять евангелие. От него я научился правильно понимать евангелие, а сам он этому научился от кр. Фомы Петровича Негруцкого… С тех пор я изменил свою жизнь… Года 4 тому назад, возвратясь к себе домой – в село Супонево, я стал читать своей семье евангелие и толковать его» и т.д. (Предварительное следствие о Супоневских хлыстах» т. 2, л. 22). В следственном деле о Калиниченко (л. 274–275) имеется копия анонимного письма на его имя, присланного несомненно от Супоневских хлыстов, и копия письма от Василия Ксенева, кр. села Передний Городец, Трубчевского у., Орлов, г., где также привилась вера Калиниченко (см. Отношение Орлов. консистории на имя судеб. следователя Орлов. о.с., Дело о Супонев. хлыстах) т. 2, л. 110–120). 2469 Орловское дело о Супоневских хлыстах, том 2-й: Дело судеб. следователя Орловского окруж. суда 2-го участка Брянского у. о распространении хлыстовской ереси в селе Супоневе, Брянского уезда, началось 24 ф. 1900 г., кончено 14 мая/13 октября 1901 г. 7563, л, 79. 2471 Там же, т. I, л. 105 об.; т. 2. л. 75 об. («У нас по всему селу ходила молва, что малолетняя Ольга Б-ва, которой 14-лет и которая тоже принадлежит к сектантской вере, будто бы как-то надувалась и пророчествовала на ихних собраниях»).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

27 декабря 1900/9 января 1901. Среда. 3-й день Праздника. С восьми часов Литургия, отслуженная, как и вчера, о. Циба с диаконом Кугимия, и петая хорами. В полдень отправился в Иокохаму поздравить с Праздником консула и морского агента, и вместе по делам. Три дня тому назад получены от «Постоянного Сотрудника Московских Ведомостей», Льва Александровича Тихомирова , два экземпляра брошюры его «Христианские задачи России и Дальний Восток», составляющей перепечатку только что напечатанных в Московских Ведомостях его передовых статей под тем же заглавием, и письмо, в котором он, между прочим, изъявляет желание завязать сношения с каким-либо православным японцем, знающим русский язык, и предложить ему «писать статьи об Японии в видах сближения православных обеих наций». – Я предложил это дело начальнику Семинарии Ивану Акимовичу Сенума – он согласился, так как Тихомиров обещает и плату за статьи. О сем нужно будет известить господина Тихомирова и вместе принести ему искреннейшую благодарность за участие к делу Японской Православной Миссии. 28 декабря 1900/10 января 1901. Четверг. До полудня перечитал накопившиеся письма и поздравления. Всего доселе поздравительных: телеграмм 20, писем 89, почтовых листков 106. В четыре часа отправился к английскому епископу Awdry, по его приглашению «at home», смотреть и слушать «Christmas Bells» и «Japanese Тор Spinning» (пускание волчка). После любезной встречи и чашки чая Bishop Awdry ввернул серьезное: «Я недавно в Мисаки встретил вашего христианина, и он приобщился у нас. – Вы ничего не имеете против этого?». – Там у нас нет Церкви, и я не знаю, кто бы это был. – Один столяр с семейством; лет тридцать тому назад крещенный Вами и с тех пор не видавший Вашего священника. – Жаль, что он никогда не извещал о себе, мы могли бы посылать к нему священника. – Но он захотел приобщиться у нас – как Вы смотрите на это? – Приобщился, ну и ладно; запретить я ему не мог. – Этого только мне и нужно. Желательно, чтобы и Вы также приобщали наших. Я лишь открыл рот отвечать, как помешали продолжению речи, потому что мы были в толпе. Впрочем, ответ мой ему известен – я несколько раз на подобное заявление епископалов излагал им свою мысль и вместе мысль Православной Церкви, – Как они надоедают с этим своим приставаньем!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

В деятельности библиотекарей обращаем внимание Совета на произведённую ими разборку дублетов, хранившихся прежде на шкафах и почти никогда не выдаваемых; теперь эти дублеты помещены на соответственные места в шкафы и стали вполне доступны для пользования. Доводя о всём изложенном до сведения Совета Академии, не можем не засвидетельствовать перед ним о заслуживающем благодарности, внимательном и усердном отношении библиотекарей к своему делу“. Определили: 1) Принять к сведению. 2) О нуждах библиотеки в хозяйственном отношении сообщить Правлению Академии для надлежащих распоряжений. 3) Библиотекарю Академии Константину Попову и помощнику библиотекаря Василию Протопопову за их внимательное и усердное отношение к своему делу выразить от Совета Академии благодарность. —205— IX. Отношения: а) Совета Александро-Мариинского Дома Призрения в Сергиевском Посаде: „Совет Александро-Мариинского Дома Призрения имеет честь сообщить Совету Московской Духовной Академии, что ординарный профессор Академии, Статский Советник Пётр Цветков Его Высокопревосходительством Г. Обер-Прокурором Святейшего Синода 21 декабря 1899 года определён членом Совета Александро-Мариинского Дома Призрения“. б) Г. исправляющего обязанности инспектора Торговой школы B. В. и Π. В. Кузьминых (в Москве): „Честь имею довести до сведения Вашего Преосвященства, что и. д. доцента Московской Духовной Академии по кафедре истории и обличения русского раскола Илья Громогласов распоряжением Г. Директора Департамента Торговли и Мануфактур от 3 мая 1900 г. за 18255 назначен на должность штатного преподавателя общеобразовательных предметов в Торговой школе В. В. и П. В. Кузьминых с 4 марта 1900 г., с оставлением в занимаемой им должности“. в) Московской Духовной Консистории: „Московская Консистория имеет честь уведомить, что экстраординарный профессор Московской Духовной Академии Введенский Высочайшим приказом от 27 апреля сего года за 29 произведён за выслугу лет из Коллежских в Статские Советники со старшинством с 23 сентября 1899 года“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

36 Доселе нет жизнеописания митрополита Илариона. Отдельные черты из его жизни указаны кратко в «Църк. Вестнике», 8 и 11 (в 8-м и портрет Илариона). В 9–10 помещена блестящая речь известного болгарского поэта и писателя П. Р. Славекова, произнесённая им в 1875 г. при погребении митр. Илариона. 37 Църк. Вестн. 8–11 и 17 (в 11 помещена речь экзарха). Вести 60–62. – 9 октября 1900 года скончался в Пловдиве другой видный деятель болгарского возрождения, писатель и поэт Найден Геров (род. 1823 г.). О жизни и заслугах его – Църк. Вестник 29. Съветник 36, и Моск. Ведом. 300. 44 К чести болгарской духовной печати должно сказать, что она в 1900 г. все усилия употребила на борьбу с врагами религии и на выяснение вопроса о необходимости религиозно-нравственного воспитания и о лучшей постановке преподавания Закона Божия в училищах. См. Църк. Вестник 4, 5, 6, 8, 14–16, 18, 19, 22–26, 29, 31. Съветник, 1, 8, 10, 16, 13–19, 21, 25, 26, 28, 30–32, 34. Вести, 34, 45, 71, 95, 97. 45 По принятому у нас счёту, это собственно уже третий этаж, так как на западе нижний этаж (rez-de-chaussée) в общий счёт обыкновенно не принимается. 47 Так называемые станцы Рафаэля представляют собой четыре залы, причём каждая носит своё название, а именно: Stanza dell’incendio di Borgo S. Spirito, stanza della signature, stanza di Eliodoro и stanza di Constantino. 48 Что военные нравы славян были не лучше германских, это можно видеть из следующих слов г. Милюкова: «через весь… период, от VI века до XII, тянется бесконечный ряд известий о жестокостях и варварстве славян. Они жгут, грабят и убивают, он не жалеют ни женщин, ни детей, ни стариков, они предают пленных мучительной смерти, вбивают врагам в голову железные гвозди, вырезают у них из спины ремни, сажают на заострённые колья, словом совершают всевозможные зверства». – Приведённая выше выдержка из былины об Илье Муромце очень мало может говорить о миролюбии славян, как врождённой, национальной черте характера: даже для не специалиста ясно что, она обязана своим происхождением христианскому влиянию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В августе 1900 г. исполнилось двадцать пять лет со времени основания в Призрене сербской богословско-учительской школы. Это – самая старая высшая сербская школа в пределах турецкой империи. От основания своего и до настоящего времени она дала сербскому народу много хороших священников, дельных учителей, добрых граждан и других полезных деятелей. Основана на средства сербского добротвора Симеона Игумнова. Первоначально имела только 3 класса, потом 4 и 5, а ныне все науки распределены на 6 классов, из коих 3 низших общегимназических, и 3 высших богословско-педагогических. – В 18991900 учебном году было в ней всего 136 учеников, из коих 108 жили в интернате, а 28 вне интерната. Стипендиатов было 103, полустипендиатов 3, кроме того 7 учеников получали пособия. По происхождению более всего было детей крестьянских (55), за тем детей ремесленников и купеческих (46), священнических детей училось 27. По округам больше всего было из рашско-призренской епархии (84) и скопийской (22), было также несколько учеников из Черногории, Боснии и Герцеговины. Экзамены выдержали 23 воспитанника с отличным успехом, 80 с очень хорошим, 33 с хорошим и только 1 со слабым успехом. Ректор школы – Стеф. Димитриевич. Учителей с высшей и средней богословской подготовкой семь... В последнее время приведены в новый лучший порядок библиотека фундаментальная (2 910 томов), ученическая (58 названий и 1 386 томов учебников) и школьный архив 624 . По случаю значительного ремонта зданий, ученье в текущем учебном году началось 2 октября 1900 года. Посвящение сербского архимандрита Фирмиллиана в митрополита скопийской епархии до сих пор еще не состоялось, к великому огорчению православной сербской паствы. Сербы скопийской епархии – пишет „Србобрану“ корреспондент из Старой Сербии – оставшиеся еще и доныне верными константинопольской, так называемой вселенской, а —744— в сущности греческой патриархии, скорбят и терпят муки, и никого не имеют кто бы откликнулся на их вопли, кто бы утолил их скорбь и страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1899 г.), об отпуске духовных лиц из одной епархии в другую (– 19 ноября 1899 г.); о вторичном вступлении в брак новокрещенного или новокрещенной из нехристианской веры с лицом православного вероисповедания, в случае несогласия нехристианской стороны продолжать брачную жизнь с новокрещенным (– 23 ноября 1899 г.); об отдаче чести воинским знаменам со стороны священников, диаконов и монахов (– 30 ноября 1899 г.); об изменении шапки у военных священников; о совершении парастоса всем блаженнопочившим митрополитам и епископам сербским ежегодно осенью во время заседаний Архиерейского Собора и о совершении парастоса епископам в епархиях по усмотрению местных архиереев; о конкурсе на все учебники науки христианской в основных, средних и специальных школах согласно программам министерства народного просвещения; о письменной присяге клириков при вступлении в священный сан 572 . Согласно определению Архиерейского Собора от 30 ноября 1899 г. издан весьма полезный „Зборник правила, уредаба и наредаба Apxujepejckor Сабора православне цркве у Кральевини Cpбuju (од 18391900 године) са законима: о црквеним властима источно православне цркве у Кральевини Cpбuju; о уредженьу свештеничког станьа: о фонду за издржаванье удовица и деце умрлих свештеника и дjakoha; о начину како mчje се поступити кад xomчje да се граде нове цркве, о установленьу цркв. фонда; о Бorocлobuju; о таксами и т.д. Приредили Тод. Петкович и Чедомиль Митрович. Београд. 1900. IXLIII, 1411, 8 “. Отметим узаконения, принятые народною скупщиной в январе 1900 г. и утвержденные королем: об обязанности священников своевременно и не позднее двухнедельного срока извещать управление пенсионного фонда чиновников —719— о венчании и смерти пансионеров и членов их семейств, под угрозой, в случае неисполнения этой обязанности, денежного штрафа в пользу фонда и кроме того ответственности за убытки фонда, – и о храме св. Саввы, который имеет быть построен в Белграде, на Врачаре, и который объявляется, как всенародное сооружение 573 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2) Начиная с 1 января 1900 г. и впредь народ освобождается от годичной уплаты бира, от уплаты за венчание и погребение, за что он непосредственно и обязательно до сих пор платил духовенству. 3) В замен бира, платы за венчание и погребение взимается с народа известная добавочная к подати часть налога, которая сообразно с материальным благосостоянием прихожан будет подразделена на три разряда: плата I-ro разряда будет в год 2 гульдена и 80 крейцеров, II-ro – 2 гульдена и 30 крейцеров и III-ro – 1 гульден. —351— 4) Точное подразделение по разрядам будет сделано по податным спискам, находящимся в министерстве финансов, каковые своевременно будут препровождены надлежащим властям с необходимыми для этого инструкциями. 5) За те церковные обряды, которые не обязательны, а требуются религиозным чувством, свободной волей и набожностью добрых христиан, прихожане должны платить своему приходскому священнику по новой таксе“ 963 . По этой таксе, сообщённой духовенству к руководству от 28 февраля 1900 г., назначается: 1) за таинство елеосвящения – 1 гульден; 2) за заказную литургию (кроме воскресных и праздничных дней, дня праздника „славы“, дня похорон покойника, когда литургии совершаются бесплатно) – 1 гульд.; 3) за молебен в церкви – 30 крейцеров; 4) за молебен в доме – 50 крейц.; 5) за водоосвящение в доме 50 крейц.; 6) за парастос – 1 гульд.; 7) за обыкновенное поминовение умерших за литургией – 20 крейц.; 8) за чтение евангелия над покойником в доме – 2 гульд.; 9) постороннему священнику за проводы покойника – 1 гульд.; 10) за сорокоуст – 40 гульд. (помимо платы за вино и просфоры); 11) за всенощное бдение с благословением хлебов – 1 гульден, а за все остальные требы не взимается никакой платы 964 . Во втором окружном послании „честному приходскому духовенству“ от 25 февраля 1900 г. 281 высокопреосвященный митрополит Митрофан увещевает последнее быть достойным полученной им милости через добросовестное исполнение своих священнических обязанностей и преподаёт соответствующие наставления. Здесь же митрополит извещает духовенство об имеющем последовать учреждении священнического фонда 965 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010