в размере суммы, положенной по штату Академии на содержание лектора). Помощник инспектора Академии, кандидат богословия, иеромонах Анастасий указом Святейшего Синода от 14 октября 1900 года за 7051 назначен на должность инспектора Вифанской духовной семинарии, а в настоящее время занимает должность ректора Московской духовной семинарии. – По представлению Преосвященного Ректора Академии, на вакантную должность помощника инспектора резолюцией Его Высокопреосвященства от 11 ноября 1900 года определен кандидат Академии Владимир Шипулин. – 30-го декабря 1900 года помощник инспектора Шипулин, согласно его прошению, с разрешения Его Высокопреосвященства, пострижен в монашество с наречением имени Борис; 14 января 1901 года рукоположен в сан иеродиакона, а 31 марта того же года – в сан иеромонаха. Помощник библиотекаря Академии, кандидат богословия, Василий Протопопов приказом Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода назначен, с 11 января 1901 года, на должность преподавателя словесности и истории русской литературы в Вифанскую духовную семинарию. – На его место Советом Академии избран и резолюцией Его Высокопреосвященства от 31 марта 1901 года утвержден исправляющим должность помощника библиотекаря кандидат Академии выпуска 1898 года Сергей Крылов. – Согласно ходатайству Совета Академии, кандидат Крылов резолюцией Его Высокопреосвященства от 2 июля 1901 года утвержден в занимаемой им должности. Эконом Академии иеродиакон Иринарх согласно резолю- —7— ции Его Высокопреосвященства от 18 августа 1901 года рукоположен 29 августа в сан иеромонаха. Профессорский стипендиат Академии выпуска 1899 года Константин Орлов по утвержденному г. Обер-Прокурором Святейшего Синода 21 сентября 1900 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде определен на должность преподавателя Священного Писания в параллельные классы Черниговской духовной семинарии. Из профессорских стипендиатов выпуска 1900 года двое – Петр Минин и Александр Платонов по утвержденным г. Обер-Прокурором Святейшего Синода 26 февраля и 13 сентября 1901 года докладам Учебного Комитета при Святейшем Синоде определены на должности преподавателей в духовные семинарии: первый – в Орловскую – по Священному Писанию; второй – в Красноярскую – по обличительному богословию, истории и обличению русского раскола и местных сект.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В личном составе и служебном положении состоящих на службе при Академии лиц произошли в течение года следующие перемены: Заслуженный ординарный профессор Василий Ключевский Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от —5— 22 января 1901 года за 3 назначен ординарным академиком Императорской Академии Наук по истории и древностям русским со дня избрания, т.е. с 7 октября 1900 года, с оставлением в занимаемых им должностях. Ординарный профессор Григорий Воскресенский, прослуживший при Академии в штатных преподавательских должностях 25 лет, указом Святейшего Синода от 30 января 1901 года за 696 утвержден в звании заслуженного ординарного профессора Академии. Сверхштатный преподаватель естественно-научной апологетики, в звании ординарного профессора, Димитрий Голубинский, во уважение его 47-летней отлично–усердной службы при Академии в штатных и сверхштатных преподавательских должностях, указом Святейшего Синода от 30 мюля 1901 года за 5041 утвержден в звании заслуженного ординарного профессора Академии. Экстраординарный профессор по кафедре патристики Иван Попов указом Святейшего Синода от 26 июня 1901 года за 4390 командирован на 1901–1902 учебный год с ученою целью заграницу, с сохранением получаемого им по должности экстраординарного профессора содержания и назначением ему, сверх того, в пособие на путевые издержки и содержание заграницею шестисот рублей из духовно-учебного капитала. Исправляющий должность доцента по кафедре библейской истории, кандидат богословия, Иван Петровых 26 августа 1901 года пострижен, согласно его прошению, с разрешения Его Высокопреосвященства, в монашество, с наречением имени Иосиф. Лектор немецкого языка, Коллежский Советник Василий Лучинин резолюцией Его Высокопреосвященства от 11 ноября 1900 года уволен, согласно его прошению, от занимаемой им должности. – По определению Совета Академии от 15 де- —6— кабря 1900 года, утвержденному резолюцией Его Высокопреосвященства от 13 января 1901 года, Коллежскому Советнику Лучинину вновь поручено преподавание немецкого языка в Академии, но уже на правах вольнонаемного лектора, с производством вознаграждения в количестве 588 рублей в год (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вследствие сего и принимая во внимание, что должности лекторов в духовных академиях в большинстве случаев занимают или доценты и профессора академий, или лица, служащие в других учебных заведениях с правами на пенсии по выходе в отставку, имею честь уведомить Вас, Милостивый Государь и Архипастырь, что я не нахожу удобным предлагать Святейшему Синоду об испрошении окладов всем лекторам духовных академий, но со своей стороны признавал бы возможным в отдельных случаях, по особым ходатайствам, при выходе в отставку лекторов, не занимающих других должностей при духовных академиях, представлять на благоусмотрение Святейшего Синода о назначении таким лицам увеличенных пенсий. Таким образом, и лектору немецкого языка при Московской духовной Академии Лучинину может быть назначена пенсия в размере полного оклада содержания (600 руб.), по особому представлению Вашего Высокопреосвященства, по увольнении его от службы при Академии». Определили: Принять к сведению. IV. Резолюцию Его Высокопреосвященства, последовавшую на журнале собраний Совета Академии 10 и 14 января текущего 1900 года: «1900 г. февр. 5. Преподаватель —15— Минской Духовной Семинарии Евгений Воронцов утверждается исправляющим должность доцента Академии по кафедре греческого языка и его словесности». Определили: 1) Об утверждении г. Воронцова исправляющим должность доцента Академии сообщить (и сообщено) Правлению Академии для зависящих распоряжений и внести в формулярный о службе его список. 2) Поручить исправляющему должность доцента Академии Евгению Воронцову чтение лекций по кафедре греческого языка и его словесности начать с будущего 1900–1901 учебного года. V. Отношения Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода: а) от 5 февраля за 881: «По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором 29 января 1900 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской духовной Академии Иван Никаноров определён на должность учителя греческого языка в Кирилловское духовное училище». б) от 28 февраля за 1303: «По утверждённому г. Синодальным Обер-Прокурором 17 февраля 1900 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидатом Московской духовной Академии Николай Луневский определён на должность учителя русского и церковно-славянского языков в старшие классы Бирючинского духовного училища».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вдовы и опекуны детей умершего священника немедленно после его смерти должны сообщать об этом митрополиту с просьбой о пенсии и представить метрические свидетельства и удостоверения племенского капитана об оставшихся после умершего священника детях. Племенской капитан обязан немедленно сообщить митрополиту о смерти вдовы священника и ее детей (§ 12). Ни священники, ни их вдовы, ни опекуны детей священнических не могут отдавать под залог пенсию, ни кредиторы не могут требовать по суду возмещения долга за счет пенсии (§ 13). Вдовы и дети умерших священников могут получить пенсии и за границей Черногории, если митрополит не будет иметь причин, тому препятствующих, во в таком случае удерживается 5% в пользу фонда (§ 14). За управлением фонда наблюдает министерство просвещения и церковных дел (§ 15). Этот закон, вступивший в силу (§ 16) с 8 апреля 1901 г., остается и теперь руководящим для консистории во всех тех случаях, где дело касается ее компетенции. Существенные особенности этого закона ясно выражены в двух окружных посланиях черногорского митрополита Митрофана к подведомственному духовенству и пастве, а именно – от 24 февраля 1900 г. за 280 и от 25 февраля 1900 г. за 281. Оба эти послания (подлинный сербский текст, который в свое время был обнародован в официальном органе черногорского министерства просвещения и церковных дел «Npocbjcma» за 1900 г., 2) напечатан мной и в русским переводе в «Церковных Ведомостях» 1900 г., 28, а сущность их содержания вкратце изложена мной в «Церковном Вестнике» за 1901 г. и в отд. оттиске (см. «Православный Восток в 1900 г.», Спб. 1901 г., стр. 5–5–6). Итак, с 1 января 1900 г. приходское духовенство (священники) в Черногории получает определенное законом годовое жалованье через княжеское министерство просвещения и церковных дел, а народ освобожден от уплаты бира (т.е. сборов натурой в пользу духовенства), от уплаты за венчание и погребение; взамен же бира и платы за венчание и погребение взимается с народа известная добавочная к подати часть налога, которая, сообразно с материальным благосостоянием прихожан, подразделяется на три разряда: плата I разряда в год – 2 гульдена и 80 крейццеров (I гульд.=62 ½ коп.), II – 2 гульд.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/no...

Итого: С присоединением же к сему остатка от 1899 г. составлявшего 56205 р. 99 к. процентными и наличными деньгами – —7— весь запасный капитал будет равен к началу 1901 г. – 59 272 р. 40 к. (59000 р. проц. б. и 272 р. 40 к. налич.). В расходный же капитал за текущий год должно быть отчислено – 299 р. 89 к. С присоединением же остатка от 1899 г. в количестве 4812 р. 90 к. расходного капитала будет – 5 112 р. 79 к. (процент. бумагами 4 500 р. и наличными 612 р. 79 к.) Отчет. О приходе, расходе и движении сумм фонда помощи бывшим воспитанникам Академии А. По кассе Московской Сергиево-Братской Комиссии. Приход 1. К 1900 году в кассе Комиссии оставалось: а) наличными деньгами б) билетами (в том числе запасного капитала 2846 р.). В течение 1900 г., поступило на приход: а) процентными бумагами б) наличными аа) из Совета Братства передано председателю непосредственно бб) % по купонам от разных бумаг и остаточных при покупке новой вв) По подписным листам и независимо от них получено членских взносов и единовременных пожертвований А всего с остатком от 1899 года: а) процентными бумагами (в том числе запасного капитала 3 213 р. 72 к.) б) наличными Расход 1. На выдачу единовременного пособия дочери свящ. Лидии Боголеповой Типографии Рыжкова за напечатание 250 листов На покупку закладного 4 1 / 2 % листа С.-Пет.-Тул. Зем. Б. тысячерублевого достоинства с % с 1-го июля по сентябрь За хранение процент. бумаг в Государств. Банке Итого: Осталось к 1900 году. а) процентными бумагами (в том числе запасного капитала 3 213 р. 72 коп.). б) наличными (из них 300 рублей на книжке сберегательной кассы). —9— Б. По кассе Совета Братства Приход 1. Остаток от 1899 года наличными деньгами: а) в запасном капитале б) в расходном капитале Итого: Поступило в 1900 г. по подписным листам и независимо от таковых, членских взносов и пожертвований Итого: Расход 1. Передано председателю Комиссии о. Протоиерею Н.В. Благоразумову из находившихся в кассе Совета Братства, следовавших в тот же фонд Остаток к 1901 году:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1447 Христ. Весник, 1901, февр.–март, стр. 100. – По сообщению корреспондента «Моск. Ведомостей» из Сараева от 10 октября 333), все общины новой баньялуцкой митрополии просили свою иерархию, константинопольскую патриархию и австро-венгерского императора о назначении баньялуцким мптрополитом Косты Чавича, законоучителя баньялуцкого реального училища, уволенного профессора рельевской семинарии. – Как бы то ни было, но кандидатура этого Косты Чавича не была даже поставлена на очередь. Кандидатами, кроме Евгения Летицы, были: Серафим Зерлендий, настоятель венской греко-православной общины, и Ириней Панталеон, профессор богословского училища на о. Халки. Весник срп. ц. 1900. сент., 1135. 1449 См. о сем – Богосл. Вестн. 1900, июнь. 247–249. – Обширная и дельная статья по этому вопросу в «Христ. Веснике» 1901, февр.-март, стр. 36–50: «Шта je с преговорима измедьжу митрополита и првака народиих у Босни и Херцеговини». Здесь приведено много примеров из времен сербского печского патриархата и позднейших, – доказывающих, что права народа признавались и применялись на практике. 1458 В журнале «Српски Bjechuk» (выходящем в Мостаре), 1900, 42, на первой странице напечатано следующее сообщение русского консула в Сараево, г. Игельстрома: «В виду известных слухов, циркулирующих с некоторого времени по этой области, будто бы императорско-русское правительство предлагает иностранным переселенцам земли в Сибири, императорско-русское консульство считает своим долгом согласно распоряжению императорского министерства иностранных дел самым решительным образом изъяснить, что вышеозначенные слухи не имеют никакого основания. Императорское правительство не только не думает о выселении иностранцев в Россию, но и совершенно против такого выселения. – Императорско-русский консул г. Игельстром». 1461 Моск. Вед. 1900, 334 (корреспонденция из Сараева). – Попадают, хотя и реже, в эти приюты дети и сербов-магометан. В «Христ. Веснике» (1901, февр.-март, 65–68) помещены интересные записки «протоиерея Недельки» о том, как Штадлер пытался (правда, безуспешно) совратить в католицизм бега Капетановича Любушка и других более или менее видных и знатных сербов-магометан.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

629 Это слова преосвящ. Порфирия: «я слышу этот повелительный голос и внимаю ему, потому что это голос сомнения здорового, а не чихотного. Я обсуждаю предание с научной не односторонностью и изрекаю сущность правды, оповещенной нам легендарно». Труды Киевск. Дух. Академ., 1874·, Июнь, 443. 631 Проф. Троицкий скончался в 1901 г. В издаваемом Петербургской дух. Академией Церковном Вестнике (1901, 32) появился некролог этого даровитого учёного и речи, произнесённые при его погребении. А затем (там же. напечатан отзыв проф. В. В. Болотова о преподавательском таланте почившего, извлеченный из письма этого последнего к г. Рубцеву. Больше же, кажется, – ничего, несмотря на то, что в вышеупомянутом некрологе, составленном проф. Жуковичем, сказано: «об ученых печатных трудах И.Е. Троицкого будет речь, особо в одной из ближайших книжек Христиан». Но этого обещания почему-то не осуществлено. Такой образцовый ученый, как проф. Троицкий, без сомнения, заслуживал бы лучшей участи, тем более, что он бесспорно имел большое и плодотворное влияние на развитие церковно-исторической науки в столичной Академии, да может быть и вообще в нашей стране... 633 К глубокому прискорбию для нашей церковно-исторической науки, Болотов в 1900 году, в цвете лет скончался, не успев обогатить нашу науку каким-нибудь замечательным, делающим эпоху, трудом. Вскоре после его безвременной кончины появилось немало статей и брошюр, посвященных памяти почившего. Нам известны следующие издания в этом роде: 1) Венок на могилу В. В. Болотова : здесь помещены – некролог его, речи при погребении его и список его сочинений (извлечено из Церк. Вестн., 16). Пб. 1900. 2) Рубцова. В. В. Болотов (биографический очерк) (стр. 1–130). Тверь, 1900. 3) Лебедева Д. А. Воспоминания о В. В. Болотове. Тверь, 1901. 4) Проф. Тураева. В. В. Болотов. Пб. 1900 (оттиск, но не указано – откуда именно). В последней брошюре заметна попытка отнестись критически к произведениям Болотова. 5) Бриллиантова, А. (преемника Болотова по кафедре). К характеристике ученой деятельности В. В. Болотова, как церковного историка (Христ.Чтения, 1901, т. 211, ч. 2). Статья, достойная светлой памяти покойного профессора. Но все же нужно сказать, что литература о знаменитом покойном профессоре не дает вполне удовлетворительной характеристики этого ученого, например не раскрыто в ней генезиса и психологии ученой его работы, как таковой; но это, конечно, может быть предоставлено будущему историку русской церковно-исторической науки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В настоящее время, кроме католической миссии, действуют в Корее англиканская, методистская (2 миссии), пресвитерианская (4 миссии) и православная миссии. Прим. перевод. 37 Для составления настоящего отчета помимо того, что мы лично посетили всех представителей духовных миссий в Сеуле для бесед и заполнения особо составленных вопросных пунктов, мы пользовались еще следующими пособиями: «Описание Кореи», изд. Мин. Фин., ч. II. Отчет Католической Миссии за 190½ г., «Fifteen years in the Korea Mission» и «The minutes of the ninth annual meeting» 1901 г., изд. Пресвитерианской Миссии. «Korea Mission Methodist. Episc. Church» (North) за 1901 и 1902 гг. «Minutes of the... Korea Mission Mrth. Episc. Church, South, за 1899, 1901 и 1902 гг. «Third annual report of the Korea Woman’s Missionary Conference of the Meth. Ep. Church» за 1901 г. Издания Английской Миссии: «Eleventh Report of the Corean Mission» за 1901 г. «The Morning Calm», 1900 г. Авг. м. «Handbook and Directory of the Anglican Church in the Far East», 1899 г. «The Society for the Propogation of the Gospel in foreign parts» 1901 г. «The Chonicle and Directory for China, Japan, Corea» 1902 г. Отчет Православной Миссии за 1902 г. (Церков. Вед. 1902 г. 24). Брошюра «Сэппёльчжёнь», изд. методистов на корейском языке. Прожив в Корее 3 месяца, мы присматривались к постановке благовестнического дела во всех миссиях; ради же этого мы вступали в общение и со светскими служебными и неслужебными лицами, выслушивая подчас самые противоречивые и непримиримые отзывы. 39 Если разложить всю сумму (30,450 фр)., отпускаемую на содержание (жалованье) корейским католическим миссионерам, то, включая и епископа, каждый европеец-миссионер получить около 300 р. на наши деньги. Примеч. автора. 40 В основу пресвитерианской церкви легло учение Кальвина. Характерные черты этой церкви следующие: как показывает само наименование, – исповедуется признание одной степени священства – пресвитеров. В делах церкви принимают участие старейшины из светских лиц, но в область церковной жизни не допускается вмешательства гражданской власти. В храмах – самая безыскусственная обстановка: нет икон, органа, не возжигаются свечи и пр. Главная часть богослужения заключается в импровизации пастора, а затем поются псалмы, библейские стихи. Других праздников, кроме воскресных дней, не признается. Брак благословляется на дому, при погребении читается одна молитва и т. п. Прим. авт.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Годичных экзаменов не держали по различным причинам во II классе 5, а в III-м 3 ученика. Из ІІ-го перешли в III-й класс 31 ученик, а из IIІ-ro в IV-й – 103 ученика. Остальные должны подвергнуться новым экзаменам, за исключением двух учеников второго класса, из коих один оставлен в том же классе, а другой совсем уволен из семинарии. Ректором семинарий состоит архимандрит Кирилл. В течение учебного года назначен новый профессор Аф. Попович, кандидат богословия 1616 . – В скором времени предполагается приступить к постройке нового здания для семинарии, для каковой цели имеется специальный фонд, простирающийся до 400 тыс. динаров. Новая семинария будет построена в Белграде, в местности «Савинец», приблизительно там, где было сожжено тело св. Саввы, и где имеет быть воздвигнут храм св. Саввы и рядом с ним здание митрополии. Первая семинария («бorocлobuja») в Сербии основана в 1836 году. Эта новая семинария св. Саввы открыта 1 декабря 1900 года, на основании закона от 11 января 1896 года. По этому закону в семинарию св. Саввы принимаются по конкурсным экзаменам ученики от 10 до 12 лет, окончившие четыре класса основной школы. Ученье продолжается в новой семинарии девять лет, и все это время ученики живут в интернате. Ученики носят все одинаковую форму, на манер священнической, одежды. Ученики – или казеннокоштные или своекоштные воспитанники. Последние обязаны вносить вперед за два месяца по 80 динаров. Временно эта семинария помещается в доме св. —544— Саввы. – Из отчета за 1900–1901 учебный год видно, что всего принято было в первый класс 41 ученик. Все ученики оставались до конца года, и все сдавали экзамены. 30 учеников переведены во II-й класс, 6 должны держать новые экзамены и 5 оставлены в том же классе. В сентябре 1901 года явилось на приемные экзамены до 300 человек, из них 160 найдены удовлетворяющими условиям приема, но приняты, после строгих экзаменов, только 45 наилучших учеников. Больше не могло быть принято по недостатку места во временном помещении. В 1900–1901 году должность ректора исправлял архимандрит Кирилл, а в начале 1901–1902 учебного года на эту должность назначен архимандрит Иларион Весич.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Справка: 1) Резолюция Его Высокопреосвященства от 25 октября 1899 года (на журнале собрания Совета 12 октября 1899 года): «По ст. III. Согласен выдавать из сумм Перервинского монастыря субсидию на издательское дело Академии с 1900-го года, но с тем, чтобы по истечении каждого года Совет Академии, с представлением отчета в израсходованных деньгах входил с новым ходатайством. На 1900-й год редакция «Богословского Вестника» имеет получить 3000 рублей». 2) Согласно ходатайству Совета Академии от 8 марта 1901 года, по резолюции Его Высокопреосвященства от 31 марта того же года, на 1901-й год субсидия на издание святоотеческих творений разрешена была в той же сумме – 3000 рублей. Определили: 1) Принося Его Высокопреосвященству глубокую благодарность за милостивую и щедрую поддержку, оказанную издательскому и просветительному делу Академии, и одобряя предположения редакции «Богословского Вестника» относительно дальнейшего переиздания святоотеческих творений, почтительнейше ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о даровании на текущий 1902-й год субсидии из сумм Перервинского монастыря в том же размере (3000 р.), как и в минувших 1900–1901 гг. 2) Копию отчета по переизданию святоотеческих творений за 1901-й год представить при журнале настоящего собрания Его Высокопреосвященству. IX. Отношения: а) Совета Киевской Духовной Академии от 31 января за 72: «Вследствие отношения Совета Московской Духовной Академии, от 23 сего января за 17, Совет Киевской Духовной Академии имеет честь препроводить при сем, для временного пользования и. д. доцента Московской Академии Е. Воронцов а, принадлежащие библиотеке Киевской (Продолжение следует). 192 Речь, произнесенная на годичном акте Московской Духовной Академии (1 октября 1902 года). 202 Сравни Голубинского Д. Ф. памяти архиепископа Харьковского Амвросия («Душеп. Чтен.» 1902. 9). Автор приводит в этой статье изречение одного престарелого ритора: Ex omnibus animae partibus memoria maxime delicata et fragilis est, in quam primam senectus incurrit. Quaequnque apud illam aut puer aut juvenis deposui modo audita sine cunctatione profert. Tamen quae intra proximos annos commisi, sic perdidit ut etiamsi saepius integrantur, toties tanquam nova audiam, стр. 34–35.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010