М Майоров Илья Андреевич (1890 – 11 сентября 1941), социалист-революционер Макаров Степан Осипович (1849 – 13 апреля 1904), адмирал, полярный исследователь, кораблестроитель Макаров, профессор истории, скончался на Соловках Максим (Жижиленко Михаил Александрович), епископ Серпуховской (1885 – 4 нюня 1931). Арестован в 1929 г., приговорен к пяти годам лишения свободы. В 1929–1930 гг. на Соловках, заведующий тифозным бараком. В 1930 г. срок увеличен на пять лет. В 1931 г. вывезен в Москву. Расстрелян Максимов, заключенный полицейский чиновник Максутов Дмитрий Петрович (1873– 1938), князь, выпускник Пажеского корпуса, полковник. Приговорен в сентябре 1924 г. к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. После освобождения из лагеря, сослан в Сибирь Маливанов, см. Милованов Малинович Антоний, сотрудник ГПУ Малкин Алексей Яковлевич (1886 – 1 февраля 1938), социал-демократ. Арестован в мае 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен в Пертоминск, затем на Соловки. В 1925 г. переведен в Верхнеуральский политизолятор. Расстрелян Мальбродский Эдвард Карлович, участник группового побега из Кемперпункта Мальсагов Созерко Артаганович (1893 – 25 марта 1976), офицер, участник группового побега из Кемперпункта, автор воспоминаний о Соловках Малюта Скуратов, опричник Маляж Владислав, заключенный поляк Мамай Иван Иванович (1899–?), анархист-синдикалист. В 1923 г. отправлен на Соловки, где, вскоре, вышел из коллектива. После освобождения из лагеря в январе 1924 г., сослан в Сибирь Мамонов (ок. 1900–?), ссыльный чекист, сотрудник лагерной администрации Мамулов (Мимулов), социал-демократ, отправлен на Соловки, где содержался в Савватьеве Манилов, литературный персонаж Маннергейм Карл Густав Эмиль (1867 – 28 января 1951), барон, генерал русской и финской армий, президент Финляндии (1944–1946) Манон Леско, литературный персонаж Мануил (Лемешевский Виктор Викторович) (1884 – 12 августа 1968), митрополит. Арестован в сане епископа Лужского, викария Петроградской епархии в феврале 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы по делу о «православных братствах» и отправлен на Соловки. В лагере работал библиотекарем, входил в комиссию по вскрытию мощей, сотрудничал с СОК, в июне 1926 г., вместе с другими заключенными архиереями, принимал участие в составлении «Памятной записки соловецких епископов». При освобождении из лагеря, был задержан в Кемперпункте, в связи с попыткой вывезти рукопись и, вместо Архангельска, доставлен в Москву. Неоднократно подвергался арестам. Окончательно освобожден в декабре 1955 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

361 Доктор Иван Степанович Чекунов (18747–1957), из донских казаков, окончил медицинский факультет Харьковского университета. Военный врач в Первую мировую и Гражданскую войны. С 1926 г. во Франции, где работал врачом. Активный общественный деятель. 362 Вице-адмирал Михаил Александрович Кедров (1878–1945) был главным устроителем блестящей эвакуации Русской Армии ген. Врангеля и беженцев из Крыма в ноябре 1920 г. В Париже с 1921 г., он занимал видные должности в военных союзах эмиграции. 363 Сергей Александрович Мацылев (1893–1954), полковник, участник Первой мировой и Гражданской войн. В Париже возглавлял Объединение Алексеевского полка. С 1945 г. – генеральный секретарь РОВС, с 1951 г. –: начальник 1-го отдела РОВС. 364 Петр Яковлевич Григуль (1892–1971), штабс-капитан, участник Первой мировой и Гражданской войн, корниловец. В Париже активный деятель военной эмиграции. 365 Георгий (Гаральд) Карлович Граф (1885–1966), контр-адмирал (произведен в 1939 г.), участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, морской общественный деятель и автор. Начальник канцелярии вел. князя Кирилла Владимировича. Один из руководителей Младоросской партии. 366 Борис Андреевич Дуров (1879–1977), полковник л.-гв. артиллерийской бригады, участник Русско-японской, Первой мировой (воевал в Русском экспедиционном корпусе во Франции и Македонии) и Гражданской (в 1918 г. член Временного правительства Северной области) войн. С 1931 по 1961 гг. директор Русской гимназии в Париже. 367 Георгий Викторович Адамович (1892–1972), известный поэт и литературный критик. В 1939–1940 гг. служил добровольцем во французской армии. После войны некоторое время увлекался «советским патриотизмом». 368 Игорь Александрович Кривошеин (1899–1987), сын А.В. Кривошеина, министра императорского правительства и правительства ген. Врангеля. Брат архиеп. Василия (Кривошеина) . Штабс- капитан, участник Первой мировой и Гражданской войн. Во Франции – инженер. Арестован немцами в 1941, затем повторно в июне 1944 г. за участие в движении Сопротивления, отправлен в Бухенвальд. После войны активный член Союза советских патриотов, выслан из Франции в 1947 г. В 1949 г. приговорен в СССР к 10 годам лагерей. Освобожден в 1954 г., выехал во Францию в 1974 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНТИ РОССИНИ [итал. Conti Rossini] Карло (25.04.1872, Салерно - 21.08.1949, Рим), крупнейший итал. эфиопист. Род. в семье выходцев из Пьемонта. Окончил рим. ун-т Сапиенца по специальности «правоведение»; служил в казначействе правительства Италии, где достиг высшего должностного ранга. В 1899-1903 г. занимал пост директора гражданской службы в итал. администрации Эритреи, в 1914-1915 гг.- генерального секретаря колониальной администрации в Триполитании, в 1924 г. стал гос. советником. С 1920 по 1949 г. возглавлял кафедру истории и языков Абиссинии в ун-те Сапиенца, сменив на этой должности своего ушедшего в отставку учителя И. Гвиди . В 1941 г. основал научный ж. «Rassegna di Studi Etiopici». Член (с 1921) и вице-президент (1948) Национальной академии деи Линчеи; вице-президент Итальянского ин-та антропологии (1947-1949). Хотя значительную часть жизни К. Р. занимался научно-исследовательской деятельностью в свободное от службы время, он добился на этом поприще выдающихся достижений и оказал значительное влияние на развитие совр. эфиопистики, не только итальянской, но и мировой, а также ряда смежных дисциплин. Он внес фундаментальный вклад в изучение языка геэз , амхарского и др. эфиосемитских, а также кушитских (агау) и неафразийских (кунама) языков, этнографии народов Африканского Рога и бытовавшего в их среде обычного права (гл. обр. у североэфиоп. племен менса и логго), истории Эфиопии (с преимущественным вниманием к эпохе древности), местного фольклора, эфиоп. рукописной и лит. традиций, в т. ч. агиографии; опубликовал более десятка значительных по объему источников на геэзе, в основном житий почитаемых Эфиопской Церковью святых; обращался также к наследию мусульман этого региона, в частности к рукописям на языке харари. К. Р. одним из первых в Италии проявил интерес к древней цивилизации юго-запада Аравии . Составленный им для «Южноарабской эпиграфической хрестоматии» глоссарий (Chrestomathia arabica. 1931. P. 99-261) вплоть до публикации первых 2 словарей сабейского языка (1982) служил настольным лексикографическим пособием для неск. поколений сабеистов - специалистов по надписям, истории и культуре доисламского Йемена (см. Саба ).

http://pravenc.ru/text/2057150.html

«Acta et scrupta Theologorum Wirtembergensium etc», 1584; теперь это издание является большой редкостью, мне повезло найти его в библиотеке Union Theological Seminary, New York City. «Censura» Socolovius’a находится в той же библиотеке в парижском издании 1584 г. Эти же документы можно найти в более поздних изданиях: «Acta Orientalis Ecclesiae contra Lutheri haeresim», ed. E. Scheltrate, Romae (1739); «Liber qui vocatur Index Veritatis», ed. Gedeon Cypris, 3 vols., Lipsiae, 1758. Письма Иеремии перепечатаны (только по-гречески) в: J. E. Mesoloras. Symbolik. T. 1. Афины, 1883 (по-греч.). Был русский перевод переписки, сделанный в Москве в 1883 г. (единственный перевод на современный язык). Письма Иеремии папе см. в: G. Hofmann S. J. Griechische Patriarchen und Romische Papste. Orientalia Christiana, XXV. Roma, 1932. Другими важными источниками являются: «Turcograetia», Martin Crusius, Baileae, 1584 (содержит его переписку с греками); письмо Меланхтона патриарху – с. 204; «Diarium» Крузиуса – опубликован лишь частично (Diarium 1596–1597, 1598–1599) W. Goz, & E. Conrad, Tübingen, 1927, 1931; cf. «Tübingen und Konstantinopel, Martin Crusius und seine Verhandlungenmit der Griechisch-Orthodoxen Kirche», G. E. Zachariadis, Gôttingen, 1941, cp. список писем, которыми обменялись Крузиус и его греческие корреспонденты, 1573–1581 гг.; «Tagebuch der an die ottomanischen Pfortezu Constantinopel vollbrachten Gesandtschaft», S. Gerlach, Frankfurt a/M., 1674; «Reisebeschreibung aus Deutschland nach Konstantinopel und Jerusalem», S. Schweigger, Nürnberg, 1608; «Oratio de statu Ecclesiarum hoc tempore etc.», D. Chytraeus, Frankfurt, 1580; cf. «Die Wiederentdeckung und erste Beschreibung der östlich-orthodoxen Kirche in Deutschland durch David Chytraeus», W. Engels, Kyrios IV, 1939/1940; «Deliciae Eruditorumetc.», Joh. Lamius, t. IX, Florence, 1740; «Eigentliche und wahrhaftige Abbildung der alten und neuen Griechischen Kirche etc.», Jo. M. Heineccius, 3 vol., Leipzig, 1711 (основано, в большой мере, на неопубликованных писаниях Герлаха). Самая важная литература: «Orthodoxy and Protestantism», 1.1, J. N. Karmiris, Ernst Benz, Marburg, 1949 (см. особенно о греческой версии Августаны; хорошая библиография); «Das erate Gesprach swischen Protestantismus und Orthodoxie», Curt R. A. Georgi, Eine Heilige Kirche XXI, 1939; «Tübingen und Byzans, die erste offisielle Auseinandersetzung zwischen Protestantismus und Ostkirche im 16. Jahrhundert», W. Engels,Kyrios V, 1940/1941;cf. «Die theologische Literatur der griechischen Kirche im 16. Jahrhundert», Ph. Meyer, Leipzig, 1899 (Bonwetsch-Seeberg, «Studien» III, 6); «Theologia Dogmatica Orthodoxa etc.», T. 1, Prolegomena, Aurelius Palmieri O. S., Florentiae, 1911, p. 453–463; «Symbolik der griechischen Kirche», W. Gass, Berlin, 1872, s. 41–50; «Lehrbuch der vergleichenden Konfessionskunde», bd I, F. Kattenbuch, Freiburg im Br., 1892, s. 141 ff.; «Luther als Kirchenhistoriker», E. Schäfer, Güterslog, 1897.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Проза. Воспоминания. М., 1994. С. 679. 189 Кривошеин Игорь Александрович. Родился 2 декабря 1899 г. в Санкт- Петербурге в семье известного российского государственного деятеля А.В. Кривошеина, сподвижника П.А. Столыпина и генерал-лейтенанта П.Н. Врангеля. Брат православного архиепископа Василия (Кривошеина) . Окончил в 1916 г. Пажеский корпус, штабс-капитан лейб-гвардии Конной артиллерии, участник Первой мировой войны. С 1919 г. – в Добровольческой армии, офицер гвардейской конной артиллерии, штабс-капитан, участник боев под Перекопом, эвакуирован в октябре 1920 г. в Константинополь. В Париже в 1922 г. окончил факультет физико-математических наук Сорбонны и в 1923 г. Высшую электротехническую школу, работал инженером-электриком. Член Русского общевоинского союза, Совета Торгпрома и партии младороссов. В июне 1941 г. был интернирован во Фронт-Шталаг-122, через 6 недель освобожден, участвовал в спасении евреев. Вновь подвергался аресту нацистами в 1944 г., отправлен в германский концлагерь, после освобождения из концлагеря Дора в апреле 1945 г. был избран председателем Содружества русских добровольцев, партизан и участников Сопротивления во Франции, в 1946–1947 гг. издавал «Вестник участников Сопротивления» («Вестник русских добровольцев, партизан и участников Сопротивления»), принял советское гражданство. В ноябре 1947 г. в группе 24 советских граждан власти Франции депортировали его в советскую оккупационную зону Германии. С февраля 1948 г. работал в Ульяновске инженером электропромышленного завода, в сентябре 1949 г., после ареста, стал узником внутренней тюрьмы МГБ, с 1952 г. – заключенный в Марфинской «шарашке» (вместе с Л. Копелевым, А. Солженицыным и др.), затем отбывал срок приговора в Тайшетском концлагере. В 1954 г. освобожден, был переводчиком и консультантом Академии коммунального хозяйства в Москве. В 1974 г. вернулся в Париж, где и скончался в 1987 г. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. 195 Кривошеин И.А. Так нам велело сердце И Против общего врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лаврентий Павлович (17.03.1899, с. Мерхеули Сухумского окр. Кутаисской губ.- 23.12.1953, Москва), советский гос. и партийный деятель, организатор массовых репрессий 30-х - нач. 50-х гг. ХХ в. Род. в бедной крестьянской семье. Мать Б. происходила из обедневшего дворянского рода и была глубоко верующей женщиной. В 1919 г. Б. поступил в Бакинский механико-строительный техникум, увлекся марксизмом и организовал подпольный кружок. В 1917 г. (по др. сведениям, в 1919) вступил в РСДРП(б). Будучи студентом (1920-1921) Бакинского политехнического ин-та, работал в 1919-1920 гг. в мусаватистской контрразведке. В 1920 г. в Грузии дважды арестовывался меньшевиками по подозрению в шпионаже в пользу Советской России, сидел в тюрьме, в авг. был выслан этапом в Азербайджан. В 1920-1921 гг. состоял в должности управляющего делами ЦК КП(б) Азербайджана, ответственного секретаря Бакинской ЧК. С дек. 1926 г. являлся председателем Грузинского и зам. председателя Закавказского ГПУ. В 1931 г. Б. стал 1-м секретарем ЦК КП(б) Грузии, в 1938 г. переведен в Москву на должность 1-го зам. наркома и начальника ГУГБ НКВД СССР. 25 нояб. 1938 г. назначен наркомом внутренних дел СССР (по 29 дек. 1945). Первоначально перед ним ставилась задача ликвидировать «ежовщину», приостановить репрессии. Со временем Б. придал гос. террору планомерный характер, продолжил развитие системы каторжных и специальных лагерей с наиболее бесчеловечным режимом. При руководстве Б. аппарат гос. безопасности использовался как орудие в борьбе группировок в верхушке партии. С 3 февр. 1941 по 5 марта 1953 г. являлся зам. председателя СНК-СМ СССР. В годы войны был членом ГКО, курировал оборонную промышленность. По его указанию в начале войны были организованы процессы, вынесшие смертные приговоры мн. военачальникам. Б. руководил карательными отрядами СМЕРШ и заградительными отрядами, к-рые стреляли по отступавшим или сдававшимся в плен. В 1944 г. возглавил операции по депортации народов Сев. Кавказа и Крыма; был одним из организаторов массовых расстрелов польских военнопленных в Катыни (1940). С 1944 г. курировал все работы и исследования, связанные с созданием атомного оружия. В 1943 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза, в 1945 г.- Маршала Советского Союза. С 1946 г. Б. являлся членом политбюро ЦК ВКП(б), с 16 окт. 1952 по 5 марта 1953 г.- членом Бюро Президиума ЦК КПСС, последние 3 месяца перед арестом был министром внутренних дел. Арестован 26 июня 1953 г. на заседании Президиума ЦК КПСС. 23 дек. 1953 г. как «враг народа» и «шпион» неск. иностранных разведок приговорен к высшей мере наказания, в тот же день расстрелян.

http://pravenc.ru/text/78150.html

С. 110-118; Письма к А. Ф. Малиновскому… М., 1860; Переписка с Лафатером СПб., 1893 [уточненный текст в кн.: Карамзин Н. М. Письма рус. путешественника. Л., 1984. С. 464-498]; Н. М. Карамзин в переписке с имп. Марией Федоровной/Предисл.: Е. Шумигорский//РС. 1898. Т. 96. 10. С. 31-40; Письма к А. И. Тургеневу (1806-1826)/Предисл.: В. Сомтов//Там же. 1899. Т. 97. 1. С. 211-238; 2. С. 463-480; 3. С. 707-716; Т. 98. 4. С. 225-238; Из неизд. писем Н. М. Карамзина//Рус. лит-ра. 1991. 4. С. 88-98; Письма Н. М. Карамзина. 1806-1823//Рос. архив. М., 1992. Т. 2/3. С. 7-49; «Навеки преданный вам»: Письма к С. С. Кушникову, 1817-1825 гг.//ИА. 1993. 2. С. 169-185; «…О Шиллере, о славе, о любви»: (Вильгельм фон Вольцоген и Н. М. Карамзин)//Лица: Биогр. альманах. М.; СПб., 1993. 2. С. 176-204; Письма к В. М. Карамзину (1795-1798)//Рус. лит-ра. 1993. 2. С. 80-131; Письма к А. Д. Засядко, 1824-1825 гг.//ИА. 1994. 4. С. 181-184. Лит.: Погодин М. П. Н. М. Карамзин по его сочинениям, письмам и отзывам современников. М., 1866. 2 ч.; Пономарев С. И. Мат-лы для библиографии лит-ры о Н. М. Карамзине. СПб., 1883; Сиповский В. В. Н. М. Карамзин, автор «Писем рус. путешественника». СПб., 1899; Н. М. Карамзин: Его жизнь и сочинения: Сб. ист.-лит. статей/Сост.: В. И. Покровский. М., 1908 2; Эйхенбаум Б. М. Карамзин// Он же. Сквозь литературу: Сб. ст. Л., 1924. С. 37-49; Гуковский Г. А. Карамзин//История рус. лит-ры: В 10 т. М.; Л., 1941. Т. 5. С. 55-105; Лотман Ю. М. Эволюция мировоззрения Н. М. Карамзина (1789-1803)//УЗ Тартуского гос. ун-та. 1957. Вып. 51. С. 122-162; он же. Сотворение Карамзина. М., 1987, 1998. (ЖЗЛ); он же. Карамзин: Сотворение Карамзина. Статьи и исслед. Заметки и рец. СПб., 1997; Виноградов В. В. Неизв. сочинения Н. М. Карамзина// Он же. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961. С. 219-361; Крестова Л. В. Древнерус. повесть как один из источников повестей Н. М. Карамзина «Райская птичка», «Остров Борнгольм» и «Марфа Посадница»: (Из истории раннего рус. романтизма)//Исслед.

http://pravenc.ru/text/1680981.html

Лихачев Николай Петрович (1862–1936), историк, искусствовед, археограф, палеограф, библиограф, коллекционер, магистр (1889), доктор (1892) русской истории, член-корр. Петербургской АН (1901), академик АН СССР (1925; исключен в 1931, восстановлен в 1968). Приват-доцент Казанского ун-та (1888–1892), преподаватель, затем профессор Петербургского археологического ин-та, где основал кафедру дипломатики и сфрагистики (1892–1922), приват-доцент историко-филологического ф-та Петербургского ун-та (1895–1903), член АК (с 1894), помощник директора Публичной б-ки (1902–1914), действ. член РИМ (с 1908). Член-учредитель (1897) и член совета Русского генеалогического общества. Сотрудник ГАИМК (1919–1929), основатель и директор (1925–1930) Музея палеографии АН СССР. В 1930 арестован по «академическому делу», выслан в Астрахань. В 1933 вернулся из ссылки, работал по договорам. Реабилитирован посмертно (1967); Ллойд Джордж Дэвид (1863–1945), граф, английский политический и государственный деятель, лидер либеральной партии, премьер-министр Великобритании (1916–1922); Лобанов В. А., знакомый М. М. Богословского , зять А. В. Щукина; Лозинский Семен Горациевич (Самуил Гершкович) (1874–1945), историк, общественный деятель, магистр всеобщей истории. Приват-доцент, профессор Петроградского государственного ун-та (ЛГУ) (1917–1922, 1931–1939). Один из создателей Еврейского ун-та (с 1920 – Петроградский ин-т высших еврейских знаний) и его ректор (1919–1926). Профессор Ин-та внешкольного образования (1921–1926), профессор Северо-Кавказского государственного и Северо-Кавказского коммунистического ун-тов в Ростове-на-Дону (1926–1930), старший научный сотрудник Музея истории религии и атеизма в Ленинграде (1938–1941); Лопатин Лев Михайлович (1855–1920), философ, психолог, магистр (1886), доктор (1891) философии. Приват-доцент, профессор (1892–1917), заслуженный профессор (1910) историко-филологического ф-та М. у., один из основателей и председатель (1899–1917) Московского психологического об-ва, редактор журнала «Вопросы философии и психологии», член Художественного совета Малого театра;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Да, у нас в обществе предубеждение перед психиатрическими больницами. Но когда речь идёт о человеческой жизни, главное - оказать человеку помощь. Лучше положить его в психиатрическую больницу, чем потом носить цветы на известный холмик. Но даже если угрозы жизни нет, - чем раньше мы покажем больного психиатру, тем быстрее он выйдет из психоза. То же касается отдаленного прогноза течения заболевания: современные исследования показывают, - чем раньше мы начнём оказывать больному медицинскую помощь, тем он благоприятней. - Читала в вашем интервью о вашем папе, протоиерее Глебе Каледе: «Он говорил мне о том, как важно, чтобы среди психиатров были верующие». И примерно о том же самом мы можем прочитать в письмах отца Иоанна (Крестьянкина), когда он благословлял страждущих регулярно исповедоваться и причащаться и найти православного врача-психиатра. А почему это так важно? - Да, отец Глеб действительно говорил, что очень важно, чтобы были верующие психиатры. Такими психиатрами, которых он знал, являлись профессор Дмитрий Евгеньевич Мелехов (1899-1979) и Андрей Александрович Суховский (1941-2012), последний из них затем стал священником. Но отец Глеб никогда не говорил, что нужно обращаться только к верующим врачам. Поэтому в нашей семье была такая традиция: когда приходилось обращаться за медицинской помощью, сначала нужно было помолиться Врачу с большой буквы, а дальше со смирением идти к тому врачу, которого пошлёт Господь Бог. Существуют специальные формы молитв не только о болящих, но и о врачах, чтобы Господь послал им разум и дал возможность принять правильное решение. Нужно искать хороших врачей, профессиональных, в том числе, когда речь идёт о психических заболеваниях. Сначала нужно помолиться Врачу с большой буквы, а дальше со смирением идти к тому врачу, которого пошлёт Господь Бог Даже более того скажу: когда человек находится в психозе, говорить с ним о каких-то религиозных аспектах бывает иногда не совсем показано, если не сказать противопоказано. В таких состояниях говорить с ним о каких-то высоких материях просто нет возможности. Да, на дальнейшем этапе, когда человек выходит из такого состояния, было бы хорошо, чтобы был верующий психиатр, но, опять же, повторюсь, требование это не является обязательным. Важно, чтобы был духовник, который поддерживает человека, который понимал бы необходимость лечения. У нас очень много психиатров грамотных, профессиональных, которые с уважением относятся к религиозным убеждениям человека и могут оказать высококвалифицированную помощь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Продемонстрированный Р. Вильгельмом и Юнгом потенциал «К. п.» по архетипическому структурированию культуры в целом был художественно осмыслен Г. Гессе в романе-утопии «Игра в бисер» (1943; рус. перевод: 1969). После второй мировой войны ицзинистическая практика на Западе проникла в массовую культуру. Толкования Р. Вильгельма, Юнга и Бейнз вдохновляли поколения амер. хиппи, по созвучию переименовавших «I Ching» («И цзин») в «Eye Ching» («Канон прозрения»), а венг. писатель-фантаст и сценарист Д. Хернади в приложении к повести «Храмы счастья» (1966) воспроизвел 64 гексаграммы с приспособленными к современной жизни интерпретациями, к-рые завоевали большую популярность в перестроечной России (П. Бондаровский, 1988). Юнгианскую интерпретацию перевода Р. Вильгельма развил его сын Г. Вильгельм, принявший участие в подготовке 3-го англ. издания 1967 г. В этом же направлении продолжают использоваться и др. переводы (Wu Jing-nuan, 1991; Jung Young Lee, 1994; R. Ritsema, S. Karcher, 1994). Древнейшую философскую интерпретацию «К. п.», осуществленную Ван Би, отразил перевод Р. Дж. Линна (1994). Мавандуйский «манускрипт на шелке» (бо-шу) перевел Шонесси (1996). На более высокий уровень перевод стандартного текста «К. п.» подняли Р. А. Кунст (1985) и Ратт (1996), которые учли результаты исследований в ицзинистике и релевантную расшифровку надписей на гадательных костях и бронзе, полученные в ХХ в., после «движения 4-го мая» 1919 г., кит. учеными-новаторами, «усомнившимися в древности и оспаривавшими подделки». Они стали совмещать кит. и зап. методы историографии и текстологии, объединившись вокруг ж. «Гу-ши бянь» (1926-1941). 1-я ч. 3-го тома (1931) этого журнала была специально посвящена «К. п.». Значительный вклад в формирование совр. подхода к «К. п.» внесли Ху Ши (1891-1962), Го Можо, Гу Цзеган, Вэнь Идо (1899-1946), Ли Цзынчи, Гао Хэн, Цюй Ваньли (1907-1979). В частности, значимыми достижениями стали выявление аутентичных смыслов названий гексаграмм, напр.: 2 Кунь - Земля вместо Исполнения, 4 Мэн - Повилика/Уснея вместо Недоразвитости, 15 Цянь - Крыса/Хомяк вместо Смирения, 16 Юй - Слон вместо Вольности, 30 - Иволга вместо Сияния, 33 - Свинья вместо Бегства, 36 Мин-и - Кричащий фазан/баклан вместо Поражения света, и выделение 4-членной структуры высказываний, относящихся к отдельным чертам гексаграмм (сяо/яо-цы): мантического образа (ши-цы), пророческого сообщения (гао-цы), лапидарной предсказательной формулы (дуань-цы) и рассмотрения предсказания (янь-цы).

http://pravenc.ru/text/1841556.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010