Николай Чуковский (писатель, сын Корнея Чуковского — В. С.) в статье «Высокое слово — писатель» говорил, что «…его (Шварца) пьесы начинаются с блистательной демонстрации зла, глупости во всем их позоре и кончаются торжеством добра, ума и любви». Так почему же Шварц постоянно говорил об этих понятиях? Потому лишь, что сам был порядочным человеком? Думаю, дело не только в этом. Булат Окуджава весьма точно сказал о писательском труде: «Как он дышит, так и пишет…». А ведь такой взгляд на творчество восходит к словам Христа: От избытка сердца говорят уста (Лк 6:45). Чем же дышал Евгений Шварц? Многие его современники наверняка сильно удивились бы, узнав, что он — всерьез верующий православный христианин, который, в общем-то, не слишком и маскировался.   Служба на всю жизнь Первое посещение церкви, которое запечатлела его память, произошло летом 1899-го в Екатеринодаре (с 1920 года — Краснодар — В.С.), где жили родные его отца. В дневнике за 1954 год Шварц так рассказывает об этом: «Я стою, судя по всему, в алтаре. Священники в белых ризах служат, поют, взмахивая кадилом… На блюде лежит нечто полукруглой формы… Эту странную службу я запомнил отчетливо на всю жизнь. И часто в нее играл, поворачиваясь величественно и взмахивая кадилом». А года через два, уже в Рязани, бабушка по материнской линии, узнав, что родители еще ни разу не причащали Женю, отвела его в храм. «Когда я принял Причастие, то почувствовал то, чего никогда не переживал до сих пор. Я сказал бабушке, что Причастие прошло по всем моим жилочкам, до самых ног. Она ответила, что так и полагается. Много спустя я узнал, что дома она плакала. Она увидела, что я дрожал в церкви, — значит, Святой Дух сошел на меня». В блокадную зиму 1941-го он говорил писательнице Вере Кетлинской: «У нас с вами есть одно преимущество — видеть людей в такой ситуации, когда выворачивается наизнанку вся их суть». Спустя год он напишет в дневнике: «Бог поставил меня свидетелем многих бед. Видел я, как люди переставали быть людьми от страха… Видел, как ложь убила правду везде, даже в глубине человеческих душ». Указывая на несправедливость и пороки, Шварц предлагал человеку задуматься над своими поступками и начать исправляться. В пьесе «Голый король» Шварц так говорит о пробуждении сознания: «Ты на народ посмотри! Они задумались. Задумались!». Некоторые письма он заканчивал словами: «Давайте будем мудры».

http://pravoslavie.ru/37200.html

По большей части мы были обязаны этим двум людям: православному священнику о. Алексею ван дер Менсбрюгге (род. 1899) и священнику Армянской церкви о. Тирану Нерсояну (позднее оба они стали епископами). Несмотря на военное время, в 1943 г. был наконец реализован проект устройства «Дома святого Василия» (St. Basil " s House). Был куплендом по улице Лэдброук Грав, 52, за 2.544 фунта . В исключительно неблагоприятных условиях он был отремонтирован и обставлен подержанной мебелью. Милица Зернова, его первый смотритель, несмотря на затемнение военного времени, устроила новоселье с импровизированным угощением, которое позволял наш скудный рацион. В военные годы, когда само существование нации было под угрозой, британские христиане больше стремились узнать о других Церквах, чем в обеспеченные мирные времена. Положение Русской церкви и ее отношения с коммунистическими правителями в эти судьбоносные годы были особенно загадочными. Тенденциозная пропаганда представляла Сталина как великого вождя и даже защитника христиан. Содружество было одним из немногих источников более правдивой информации о решающих событиях, которые происходили в той части мира. Оно делало различие между русским народом, который героически защищал свою страну, и коммунистами, эксплуатировавшими людей ради сохранения своей системы, — различие, которое большинство англичан было сделать не в состоянии. Деятельность Содружества настолько расширилась, что в апреле 1942 г. был назначен второй секретарь — дост. Мартин Пирс (1912-1973), который провел до войны год в Румынии. В следующем году его сменил дост. Джон Финдлоу (1915-1970) , англиканский священник, женатый на русской Ирине Кайгородовой. Во время войны в жизни Содружества произошли большие изменения. Ко времени наступления мира мы имели собственный центр, оплачиваемых сотрудников и сбалансированный бюджет. Без перерыва выходил журнал «Соборность», редактором которого оставался дост. Эрик Маскаль. Ему помогали дост. Патрик Томпсон и о. Алексей ван дер Менсбрюгге — с декабря 1941 г.

http://predanie.ru/book/219485-sobornost...

722. «Torah min ha-samajim» (Sanhedrin XIm I). 723. Это обозначение, объединяющее иудеев и христиан как иноверцев привилегированной категории в противоположность язычникам, введено уже в Коране (сура IX, 29); впоследствии оно стало важным юридическим термином исламского мира. См.: Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII—XV веках (курс лекций). Л., 1966. С. 24, 81; Handwörterbuch des Islam/Herausg. von A. J. Wensinck und J. H. Kramers. Leiden, 1941. S. 18. 724. II Epistola ad Corinthios III, 6. 725. Cp.: Scholem G. Major Trends in Jewish Mysticism. N. Y., 1969, passim. 726. По суждению рабби Иудана, «мир сотворен ради Торы» (Beresimh Rabba XII, 2); ср. в исламской традиции учение об «умм альКитаб» как небесной архетипе Корана (сура XIII, 39). 727. Ioannis Damasceni I oratio pro sacris imaginibus 22//PG. 94. Col. 1256 A. 728. Cm:. Dobsckütz E. V. Christusbilder: Untersuchungen zur christlichen Legende (TU. Neue Folge III). Leipzig, 1899. 729. Cp.: Handwörterbuch des Islam. S. 706—708. 730. Cp.: Romano Gtiardini. Ein Gedenkbuch mit einer Auswahl aus seinem Werk/Herausg. von W..: Romano Gtiardini. Ein Gedenkbuch mit einer Auswahl aus seinem Werk/Herausg. von W. Becker. Leipzig, 1969. S. 69—78.ecker. Leipzig, 1969. S. 69—78. 731. Iustini I Apologia LXVI, 3//PG. 6. Col. 429 A. 732. Anthologia Palatina IX, 800. 733. Cp.: Wilder A. M. Early Christian Rhetorik//The Language of the Gospel. Cambridge, 1971. P. 8 и сл. 734. Cp.: Acta apostolorum VI, 4. 735. Juvenalis Satira XIV, 102. 736. Apocalypsis V, 1—3. 737. Ibid. X, 10. 738. Jjamprides O. Über Romanes dem Meloden — ein unveröffcntlicher hagiographischer Text//amprides O. Über Romanes dem Meloden — ein unveröffcntlicher hagiographischer Text//BZ. 61. 1968. S. 36—39.Z. 61. 1968. S. 36—39. 739. Menologionnologion Basilii II./Delehaye H. Propylaeum ad Acta Sanctorum. Bruxelles, 1902. S. 95—96.asilii II./Delehaye H. Propylaeum ad Acta Sanctorum.nologionnologion Basilii II./Delehaye H. Propylaeum ad Acta Sanctorum. Bruxelles, 1902. S. 95—96.asilii II./Delehaye H. Propylaeum ad Acta Sanctorum. Bruxelles, 1902. S. 95—96.ruxelles, 1902. S. 95—96.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

Барт Карл (1886–1968), швейцарский протестантский теолог, один из основоположников диалектической теологии. Бебель Август (1840–1913), один из руководителей германской социал-демократии и II Интернационала. Бейлинзон M., автор книги «Идеология нового еврейства». Беленсон E., автор книги «Тайный Христос у евреев». Белинский Виссарион Григорьевич (1811–1848). Беме Якоб (1575–1624), немецкий философ-мистик. Бергсон Анри (1859–1941), французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Бердяев Николай Александрович (1874–1948), русский религиозный философ. Блуа Леон (1846–1917), французский философ. Бобринский П. A., автор книги «Старчик Григорий Сковорода: Жизнь и учение» (Париж, 1929). Бодуэн Шарль (1893–1963), французский психолог. Бонавентура (1221–1274), средневековый теолог и философ, глава францисканского ордена. Борис Годунов (ок. 1552–1605), русский царь с 1598 г.. Брентано Луйо (1844–1931), немецкий экономист, представитель «исторической школы», катедер-социалист, один из основателей «Союза социальной политики» (1872). Бруннер Эмиль (1889–1966), швейцарский теолог, представитель «диалектической теологии». Бруно Джордано (1548–1600), итальянский философ и поэт, сожженный на костре по приговору инквизиции. Брюнсвик (Бруншвиг) Леон (1869–1944), французский философ, представитель критического рационализма. Бубер Мартин (1878–1965), еврейский религиозный философ и писатель. Будда (623–544 до н. э.), основатель мировой религии, царевич из рода Сакьев (Северная Индия) Сиддхартха Гаутама, в возрасте 29 лет ушедший в отшельники, чтобы найти путь к спасению. Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944), русский экономист, религиозный философ и богослов, с 1918 г. – священник. Бутру Эмиль (1845–1921), французский философ. Бюхнер Людвиг (1824–1899), немецкий врач, естествоиспытатель и философ, представитель «вульгарного материализма». Вагнер Рихард (1813–1883), немецкий композитор, писатель и театральный деятель. Вакх (миф.), одно из имен Диониса. Валери Поль (1871–1945), французский поэт-символист.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Тех, кто хранил веру предков, считали «пережитком прошлого», с которым надо бороться Отец Антонины, Михаил Герасимович, родился в 1899-м году в Орловской области. Окончил Орловскую духовную семинарию. Женился. Когда пришла революция, новую власть не принял. До последнего не вступал в колхоз, лишь два года, с 1939-го по 1941-й, состоял в колхозе им. Днепростроя с. Бредихино. Вышел из религиозных убеждений, как следует из архивной справки ФСБ по Тюменской области. В скупых строчках – вся жизнь этого удивительного человека, его беспримерное мужество, верность однажды избранному пути, удивительная крепость веры. По Стране Советов уже вовсю шагала новая жизнь. Появилось молодое поколение, которое не знало и не хотело верить в Бога. Тех, кто хранил веру предков, считали «пережитком прошлого», с которым надо бороться. И не только идейно – физически. А Михаил Герасимович при этом еще и был человеком честным, не умел он прятать своих убеждений. Вот и в колхоз не вступал до последнего. По тем временам смелость необыкновенная. Прямая дорога – в ссылку или в тюрьму. Когда отрекались от веры священники, он никогда не скрывал своего отношения к религии, носил бороду. Антонина рассказывала, что «таких в деревне презирали за то, что Богу молились». Одна из репрессированных за веру вспоминает, как однажды комсомольцы выкопали картошку, зелень, огурцы, которые были посажены возле дома, как наиболее рьяные из них били стекла. И по этому признаку можно было узнать, что в этом доме живут верующие Чем жили в те годы Иванниковы? Глава семейства «занимался единоличным хозяйством, в котором имелись лошадь, корова, две овцы, и каждый год сеял яровые на площади 3−4 га», – читаем в архивной справке, которую нам предоставило УФСБ России по Тюменской области. Всегда много трудился. Антонина Михайловна помнит то время, когда отец был в колхозе, как после трудового дня катал валенки – был знатным пимокатом. Маму, когда младший брат Миша был маленький, за невыработку трудодней приговорили к шести месяцам исправительно-трудовых работ, а Мария Степановна оттуда сбежала – сердце болело за оставленного дома малыша.

http://pravoslavie.ru/108973.html

Соч.: PL. 131. Col. 983-1178; Das Formelbuch des Bischofs Salomo III. von Konstanz aus dem 9. Jh./Hrsg. E. Dümmler. Lpz., 1857; D ü mmler E. St. Gallische Denkmale aus der karolingischen Zeit//Mitt. der Antiquarischen Gesellschaft in Zürich. 1859. Bd. 12. S. 206-265; Монах Сангалленский. Народные легенды о Карле Великом, ближайшие к нему по времени (884 г.)/Пер.: М. М. Стасюлевич//История ср. веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. СПб., 1864. Т. 2: От Карла Великого до крестовых походов. С. 68-83; De S. Stephano. Epistolae//MGH. Poet. T. 4. Pt. 1. P. 337-339, 344-347; Vita S. Galli//Ibid. T. 4. Pt. 2. P. 1094-1118; AHMA. Bd. 53; Notker der Dichter und seine geistige Welt/Hrsg. W. von den Steinen. Bern, 1948. 2 Bde; Gesta Karoli Magni imperatoris/Hrsg. H. F. Haefele. B., 1959. (MGH. Script. Rer. Germ. NS; 12); Gesta Karoli//AQDGM. 1960. Bd. 7. S. 321-428; L " épitre de Notker sur les «lettres significatives»/Éd. J. Froger//EGreg. 1962. Vol. 5. P. 23-71; Секвенция на Рождество Господне. Секвенция на праздник Пятидесятницы. Три брата и козел/Пер.: М. Л. Гаспаров//ПСЛЛ, IV-IX вв. 1970. С. 363-365, 367-368; Послание к Соломону о 5 чувствах/Пер.: Б. И. Ярхо//Там же. C. 368-369; Деяния Карла Великого/Пер.: Т. И. Кузнецова//Там же. C. 369-381; Metrum de vita S. Galli/Hrsg. W. Berschin//Florilegium Sangallense: FS f. J. Duft z. 65. Geburtstag. St. Gallen, 1980. S. 71-121; Notatio de illustribus viris/Hrsg. E. Rauner//Mittellateinisches Jb. Stuttg., 1986. Bd. 21. S. 34-69; Деяния Карла Великого/Пер.: А. И. Сидоров//Историописание и ист. мысль западноевроп. средневековья. СПб., 2011. Кн. 1: IV-IX вв. С. 284-285. Лит.: Bubnov N. Gerberti postea Silvestri II papae opera mathematica. B., 1899. P. 297-299; Willwoll W. E. Ist Notker Balbulus der Verfasser des Sermo Galli?//ZSKG. 1941. Bd. 35. S. 4-28, 114-139, 180-208; Steinen W., von den. Notker der Dichter und seine geistige Welt. Bern, 1948. 2 Bde; Haefele H. F. Studien zu Notkers Gesta Karoli//DA. 1959. Bd. 15. S.

http://pravenc.ru/text/2577973.html

К вопросам муз. эстетики и воздействия музыки на человека обращались Ибн Рушд (латиниз. Аверроэс; ум. в 1198) в парафразе «Государства» Платона и в комментарии к соч. «О душе» Аристотеля, францисканец Хиль (Иоанн Эгидий) де Самора в соч. «Искусство музыки» (Ars musica, между 1296 и 1304). Изд.: Alfonso X el Sabio. Cantigas de Santa María/Ed. A. de Cueto et al. Madrid, 1899-1922. 3 vol.; Coussemaker C.-E.-H., de. Scriptorum de musica medii aevi. N. S. Mil., 1931r. Vol. 1; El códex musical de Las Huelgas/Introd., facs. y transcriptión por H. Anglés. Barcelona, 1931. 3 vol.; Prado G. Supplementum ad Kyriale ex codicibus hispanicis excerptum. P.; Tournai; R., 1934; idem. Cantus Lamentationum pro ultimo Triduo Hebdomadae Majoris juxta hispanos codices. P.; Tournai; R., 1934; idem. El Kyrial español//Analecta sacra Tarraconensia. Barcelona, 1941. Vol. 14. P. 97-128; Vol. 15. P. 43-64; La música de las Cantigas de Santa María del Rey Alfonso el Sabio/Facs., transcriptión y estudio critico por H. Anglés. Barcelona, 1943-1964. 3 t.; Liber Sancti Jacobi: Codex Calixtinus. Santiago de Compostela, 1944. [T.] 2: Música/Reproducción en fototipia, seguida de la transcriptión por G. Prado; Mettman W., ed. Alfonso X, el Sabio: Cantigas de Santa María. Coimbra, 1959-1964. 3 t., glossary. (Acta Univ. Coimbrigensis); Gillingham B., ed. Paris, Bibliothèque Nationale, fonds latin 3549 and London, British Library, Add. 36, 881. Ottawa, 1987. (Veröffentlichungen Mittelalterlicher Musikhandschriften; 16); El Códice de Las Huelgas/introd., ed. y transcriptión musical e índices: J. C. Asensio Palacios; introd., ed. y traducción de los textos: J. Lorenzo Arribas. Madrid, 2001. Лит.: Ribera J. La música de las cantigas: Estudio sobre su origen y naturaleza con reproducciones fotográficas del texto y transcripción moderna. Madrid, 1922 (сокр. англ. пер.: Idem. Music in Ancient Arabia and Spain. Madrid, 1929. N. Y., 1970); Farmer H. G. Historical Facts for the Arabian Musical Influence. L., 1930; Rojo C.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

1979. 4. С. 57-58. Ист.: BHL, N 377; PL. 14. Col. 27-46; Paolino. Vita di Ambrogio/Ed. e trad. A. A. R. Bastiaensen//Vite di santi. R., 1975. Vol. 3; Rufinus. Hist. eccl. II 11, 15-16; BHG, N 67-70; Сократ. Церк. ист. V 11; Созомен. Церк. ист. VI 24; VII 13, 25; VIII 6; Феодорит. Церк. ист. IV 6; V 13, 17; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. T. 1. Σ. 27-88, 489-490 [греч. пер. VIII-IX вв.]; PG. 116. Col. 861-882. Лит.: Алексинский Е. М., прот. Амвросий, св. епископ Медиоланский//ПО. 1861. 4. С. 465-503; 5. С. 19-49; Поспелов П. Пастырская жизнь св. Амвросия Медиоланского. К., 1875; Тихонравов Н. Св. Амвросий Медиоланский и его проповеди. Х., 1878; F ö rster Th. Ambrosius, Bischoff von Mailand. Halle, 1884; Молоденский В., прот. «De officiis» Цицерона и св. Амвросия Медиоланского//ВиР. 1887. Т. 2. Ч. 2. С. 213-224, 267-287, 323-346; Van Ortroy P. Les vies grecques de saint Ambroise et leurs sources. Mil., 1897; Broglie J. V. A. de. Saint Ambroise. P., 1899, 19012 (рус. пер.: Брольи Ж. В. А. де. Жизнь св. Амвросия Медиоланского. СПб., 1911); Булгаков С. Учение св. Амвросия Медиоланского о Таинствах. Курск, 1903; Прохоров Г. В. Нравственное учение св. Амвросия, епископа Медиоланского. СПб., 1912; Мотрохин А. Творение св. Амвросия Медиоланского «De officiis ministrorum» в его отношении к соч. Цицерона «De officiis». Каз., 1912; Адамов И. И. Св. Амвросий Медиоланский. Серг. П., 1915; Campenhausen H. von. Ambrosius von Mailand als Kirchenpolitiker. B.; Lpz., 1929; Palanque J.-R. St. Ambroise et l " empire romaine: Contribution à l " histoire des rapports de l " Eglise et de l " état à la fin du 4e siècle. P., 1933; Dudden F. H. The Life and Times of St. Ambrose. Oxf., 1935. 2 vol.; Paredi A. La liturgia di s. Ambrogio//Sant " Ambrogio nel XVI centenario della nascità. Mil., 1940. P. 69-157; idem. Sant " Ambrogio e la sua età. Mil., 1941 (рус. пер.: Пареди А. Св. Амвросий Медиоланский и его время. Милан, 1991); Сергеенко А., прот. Св. Амвросий Медиоланский о пастырском служении//ЖМП.

http://pravenc.ru/text/114346.html

П.Н. Врангеля, генерал-лейтенант (1918), генерал-квартирмейстер при штабе Главнокомандующего (1919), эмигрировал через Константинополь (1920), поселился во Франции, состоял в юрисдикции РЗЦ, священник (1941), рукоположение совершил еп. Григорий (Остроумов) в Каннах, помощник настоятеля Св.-Георгиевской церкви в Марселе (19411945), настоятель той же церкви (1945–1958), перешел вместе с Марсельским приходом в юрисдикцию МП (1945), принят обратно в клир РЗЦ (1949). Лит.: Именные списки высших чинов Российской Армии. СПб., 1914. Виноградов Борис (дата рождения не установлена – 1968, Лондон, Канада), протоиерей. Из перемещенных из Восточной Европы, эмигрировал в Германию уже в сане священника и принят в клир РЗЦ (1945), настоятель церкви при лагере для перемещенных лиц (19451949), уехал в Канаду (1949), настоятель церкви Христа Спасителя в г. Лондоне (19491968). Архив: ЛГЗ. Лит.: Прихожанин. Проводы почившего прот. Б. Виноградова. ПР. 1968. 51). Виноградов Василий Васильевич (1.1.1876, с. Раденское Таврическ. губ. –23.10.1932, Брюссель, Бельгия), митрофорный протоиерей. Из семьи духовенства, сын протоиерея. Окончил духовную семинарию и Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (1899), преподаватель Курского духовного училища и Курской женской гимназии (18991900), преподаватель Сумского духовного училища (19001901), законоучитель Харьковской 3-й гимназии (19011902), священник (6.5.1902), помощник настоятеля церкви Харьковского городского кладбища (19021904), перешел в ведомство военного духовенства, законоучитель Сумского кадетского корпуса (19.08.190415.10.1919), протоиерей (6.5.1912), во время Гражданской войны прикомандирован к Владикавказскому казачьему корпусу (19191920), законоучитель Константиновского военного училища (1.11.1920), настоятель церкви генерального штаба Главнокомандующего Добровольческой армией на Юге России ( 19201921), личный духовник ген. П.Н. Врангеля (19191928), эмигрировал вместе с армией в Константинополь (1920), законоучитель русской гимназии Союза городов на о. Халки (1.6.1921), участник 1-го зарубежного церковного съезда (собора) в Сремски-Карловцах (21.114.12.1921), переселился в Сербию (1922), вр. и.д. управляющего военным и морским духовенством (11.10.1923), законоучитель русского училища в г. Нови (Зад (12.12.19231927), профессор богословского факультета Белградского университета (12.12.19231927), настоятель русской церкви в Сремски-Карловцах (19231927), член епископского совета при управляющем русскими православными общинами в К.С.Х.С. (2.3.1927), переехал вместе с ген. Врангелем в Брюссель, где основал приход РЗЦ (кон. 1927), настоятель Воскресенской церкви в Брюсселе (5.10.192823.10.1932), член епархиального совета Западно-Европейской епархии РЗЦ ( 19271932), митрофорный протоиерей (13.3.1929), председатель Комитета по сооружению храма-памятника в Брюсселе (11.10.1929).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СТАЛИН ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru И.В. Сталин на переговорах с Гарри Гопкинсом, эмиссаром Рузвельта, 31 июля 1941 года. Фото Маргарет Боркуаит Сталин (настоящая фамилия Джугашвили ) Иосиф Виссарионович ( 1879 - 1953 ), советский государственный, политический, военный и партийный деятель Родился 9 декабря 1879 года в г. Гори Тифлисской губернии, грузин. В 1894 г. окончил Горийское духовное училище , учился в Тифлисской духовной семинарии . В 1899 г. был исключен из семинарии за революционную деятельность. С 1898 года - член коммунистической партии, с 1912 г. - член Центрального комитета партии (заочно кооптирован), в октябре 1917 г. и с 25 марта 1919 г. - член Политбюро (Президиума) ЦК. Как член ЦК Сталин активно участвовал в подготовке и проведении Октябрьской революции : входил в состав Политического бюро ЦК, Военно-революционного центра — партийного органа по руководству вооруженным восстанием, в Петроградском ВРК. В период Гражданской войны и иностранной военной интервенции 1918-1920 Сталин выполнял ряд поручений ЦК РКП(б) и Советского правительства: был членом РВС Республики, одним из организаторов обороны Петрограда, членом РВС Южного, Западного, Юго-Западного фронтов, представителем ВЦИК в Совете рабочей и крестьянской обороны. После окончания Гражданской войны активно участвовал в борьбе партии за восстановление народного хозяйства, за осуществление новой экономической политики (НЭП). С 1917 г. - в редакции газеты «Правда», член Петроградского ВРК, нарком по делам национальностей РСФСР (до 1923 г.). С 25 марта 1919 по 5 октября 1952 года - член Оргбюро ЦК. С 1919 г. нарком государственного контроля РСФСР, в 1920—1922 гг. нарком РКИ РСФСР, одновременно с 1918 г. член РВС Республики и ряда фронтов. Принял участие в создании Союза ССР . С 3 апреля 1922 г. - генеральный секретарь ЦК партии.

http://drevo-info.ru/articles/26195.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010