Бройдо Григорий Исакович (Герш Ицкович) (1883–1956) – советский государственный деятель. Член РСДРП с 1903 г., примыкал к меньшевикам. С 1918 г. большевик. В 1921–1923 гг. зам. наркома по делам национальностей. Организатор и первый ректор Коммунистического университета трудящихся Востока (1921–1926). В 1933–1934 гг. первый секретарь ЦК КП Таджикистана. В 1934–1941 гг. зам. наркома просвещения РСФСР. Кандидат в члены ЦК ВКП(б) (1934–1939). Автор трудов по национальному вопросу. В 1941 г. репрессирован. Амнистирован в апреле 1953 г., реабилитирован в 1955 г. Броннер Вольф Моисеевич (1876–1939) – организатор здравоохранения, врач, революционный деятель. Родился в г. Верхнеудинске Забайкальской обл. Учился на медицинском факультете Томского университета (1894–1899), откуда был исключен за участие в студенческих беспорядках. Медицинское образование завершил в Берлине (1900). Активно участвовал в революционной деятельности. Большевик с 1904 г. С 1918 г. работал в Наркомздраве, руководил организацией борьбы с венерическими заболеваниями в РСФСР. По его инициативе организован Государственный венерологический институт в Москве (1921). С 1924 г. редактор журнала «Венерология и дерматология». В 1931–1935 гг. зав. кафедрой кожных и венерических болезней Центрального института усовершенствования врачей, директор Государственного венерологического института (1932–1937). Зав. иностранным отделом Наркомата здравоохранения СССР. Арестован в 1937 г. Расстрелян, реабилитирован в 1956 г. Бубнов Андрей Сергеевич (1884–1938) – советский партийный и государственный деятель. Родился в Иваново-Вознесенске. Был исключен из Московского сельскохозяйственного института за революционную деятельность. Член РСДРП с 1903 г. Член ЦК партии (1917–1918, 1924–1938). В 1924–1934 гг. член Оргбюро ЦК РКП(б)–ВКП(6б). В 1922–1924 гг. зав. Отделом агитации и пропаганды ЦК РКП(б). В 1924–1929 гг. нач. Политуправления РККА, член РВС СССР. С сентября 1929 г. нарком просвещения РСФСР. В 1937 г. арестован. Расстрелян. Реабилитирован в 1956 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Bouch é -Leclercq A. L " Astrologie grecque. P., 1899. Brux., 1963r; Cumont F. Astrology and Religion Among the Greeks and Romans. N. Y.; L., 1912; Gorce D. Astrologie//DHGE. 1930. T. 4. P. 1235-1251; Gundel W. Sternglaube, Sternreligion und Sternorakel: aus der Geschichte der Astrologie. Hamburg, 1933. Hdlb., 1959r; idem. Astrologie//RAC. 1941. Bd. 1. S. 817-831; Bidez J., Cumont F. Les mages hellénisés. P., 1938. Vol. 1; Laistner M. L. W. The Western Church and Astrology during the Early Middle Ages//HarvTR. 1941. Vol. 34. P. 251-275; Nallino C. Astrologia (presso: Musulmani)//Raccolta di Scritti. R., 1944. Vol. 5. P. 1-44; Sachs A. Babylonian Horoscopes//J. of Cuneiform Studies. Camb. (Mass.), 1952. Vol. 6; Riedinger U. Die heilige Schrift im Kampf der griechischen Kirche gegen die Astrologie, von Origenes bis Johannes von Damaskos. Innsbruck, 1956; Neugebauer O., Van Hoesen H. B. Greek horoscopes. Phil., 1959; Pingree D. Gregory Chioniades and Palaeologan Astronomy//DOP. 1964. Vol. 18. P. 135-160; idem. The Astrological School of John Abramius//Ibid. 1971. Vol. 25. P. 189-215; Gundel W., Gundel H. G. Astrologumena: Die astrologische Literatur in der Antike und ihre Geschichte. Wiesbaden, 1966; Gauquelin M. The Cosmic Clocks: From Astrology to a Modern Science. Chicago, 1967; idem. Astrology and Science. L., 1969; Unger M. Demons in the World Today. Wheaton, 1971; Russel E. Astrology and Prediction. N. Y., 19732; North J. D. Astrology and the Fortune of Churches//Proceedigs of the Ecclesiastical History Congress. Oxf., 1974; Van Deusen E. Astrogenetics: How Your Parents " Genes and Your Season of Birth Can Influence Your Life. Garden City (N. Y.), 1976; Dean G. Recent Advances in Natal Astrology: A Critical Review, 1900-1976. Subiaco (W. A.), 1977; McGervey J. A Statistical Test of Sun Sign Astrology//The Zetetic. Buffalo, 1977. Vol. 1. N 2. P. 49-54; Eysenck H., Nias D. Astrology: Science or Superstition? L., 1982; Culver R., Ianna P. The Gemini Syndrome: A Scientific Evaluation of Astrology. Buffalo, 1984; Культура Византии. М., 1989. Т. 2. С. 307-311; 1991. Т. 3. С. 363-370; Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука - II: Рождение астрономии. М., 1991; Боа К., Литтл П. Лабиринты веры и путь к истине. М., 1992. С. 143-151; Морей Р. Астрология и христианство. Новосиб., 1997; Куртц П. Искушение потусторонним. М., 1999. С. 517-523; Stuckrad K. von. Das Ringen um Astrologie: Jüdische und christliche Beiträge zum antiken Zeitverständnis. B., 2000.

http://pravenc.ru/text/76752.html

Состоял почетным старшиной Николаевского детского приюта, действительным членом Петрозаводского благотворительного общества; с 1 ноября 1888 – почетный смотритель городского 3-х классного училища ведомства Министерства народного просвещения в Петрозаводске. 43 Тищенко Вячеслав Евгеньевич; (7 августа 1861 – 25 февраля 1941) – химик. Окончил С.-Петербургский университет (1884), с 1891 преподавал в нем. Профессор, доктор химических наук (1906). Член-корреспондент (1928), академик Академии наук СССР (1935). Лауреат Сталинской премии (1941). 214 Тогатов Дмитрий Львович; (8 февраля 1872 – ?). Окончил Новгородскую Духовную семинарию (1892) и Санкт-Петербургскую Духовную академию (1896), с 16 января 1897 – помощник инспектора Архангельской Духовной семинарии, с 16 августа 1899 – преподаватель латинского языка, а с 28 июля 1906 – помощник смотрителя Тихвинского Духовного училища. 168 Токарская Лидия Федоровна; (около 1861 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 352, 358 Толстая Софья Венедиктовна (ур. Меликова); (1885 – 1942). Окончила Смольный институт, историко-филологическое отделение Высших Женских (Бестужевских) курсов (1909). В 1912 сдала испытания в государственной комиссии при историко-филологическом факультете С.-Петербургского университета. Преподавала на Высших Женских (Бестужевских) курсах (1911–1917), в Женском Педагогическом институте (1912–1917), на Высших Женских историко-литературных курсах (1916–1917). В сентябре 1917 – феврале 1921 – профессор историко-филологического факультета Саратовского университета, возглавила специальное отделение классической филологии при нем. В сентябре 1917 – сентябре 1918 преподавала на Саратовских Высших Женских курсах. В 1921 вернулась в Петроград, преподавала в различных ВУЗах. Работала в Библиотеке АН СССР, одновременно с 1933 работала в Ленинградском университете. Кандидат филологических наук (1938). С 1938 – доцент кафедры классической филологии Ленинградского университета. См.: Сергеенко М. Е. О С. В. Меликовой.//Санкт-Петербургские Высшие Женские (Бестужевские) курсы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Деятельность Екмаляна, а также авторов многочисленных обработок фольклорного материала Хачатура (Христофора) Кара-Мурзы (1853-1902), Никогайоса Тиграняна (1856-1951) и нек-рых др. музыкантов подготовила почву для разностороннего творчества архим. Комитаса (Согомоняна ; 1869-1935). Помимо обработок народных песен архим. Комитас создал свой вариант многоголосного Патарага, к-рый в эстетическом отношении превосходит обработку Екмаляна. Работая с мелодическим материалом народной и традиц. церковной музыки, он опирался на результаты своих исследований по структуре арм. ладов, к-рые трактовал как состоящие из сцепленных тетрахордов (т. е. аналогичные ладам нек-рых др. древних монодических культур). В отличие от своих старших современников, стремившихся « втиснуть » исконные арм. мелодии в рамки стандартной европ. функциональной гармонии XIX в., архим. Комитас бережно относился к ладовой природе напевов. Разработанный им оригинальный, изысканный и экономный гармонический язык по своим принципам родствен т. н. мелодической тональности франц. импрессионистов. Опыт Комитаса по осуществлению синтеза исконного наследия и европ. техники был продолжен и развит ведущими арм. композиторами ХХ в., в т. ч. А. Тертеряном, Т. Мансуряном, А. Зограбяном, Е. Ерканяном. Лит.: Komitas (Keworkian). Die armenische Kirchenmusik//Sammelbände der Internationalen Musikgesellschaft. Lpz., 1899. H. 1; Wellesz E. Die armenische Messe und ihre Musik//Jahrbuch des Musikbibliothek Peters. Lpz., 1920. Bd. 1; · (?)(?) . , 1941 ( Комитас. Статьи и исследования. Ереван, 1941); Кушнарев Х. С. Вопросы истории и теории армянской монодической музыки. Л., 1958; Тагмизян Н. Нерсес Шнорали как композитор и музыкант. Ереван, 1973 (на арм. яз.); он же. Теория музыки в древней Армении. Ереван, 1977; он же. Материалы к сравнительному изучению армянского и русского средневекового духовного песнетворчества//Вестник Матенадарана. Ереван, 1980. Вып. 13 (на арм. яз.); Essays on Armenian Music. L., 1978; Tahmizian N. K. De l " unité de la parole poétique et de la musique dans l " hymnaire-Charaknots arménien//Musica Antiqua: Acta scientifica. Bydgoszcz, 1982. T. 6. P. 881-892; idem. Le Système des xaz (neumes) arméniens et l " art médiéval du chant//REArm. 1990. T. 22. P. 351-369; Ertlbauer A. Geschichte und Theorie der einstimmigen armenischen Kirchenmusik: Eine Kritik der bisherigen Forschung//Musica Mediaevalis Europae, 3. Vienna, 1985. S. 63-164; Kerovpyan A. Les Charakan (troparia) et l " octoéchos arménien selon le Charaknots (Tropologion arménien) édité en 1875//Aspects de la musique liturgique au Moyen Âge: Actes des colloques de Royaumont de 1986, 1987 et 1988. P., 1991. P. 93-123; Акопян Л. Напевы песнопений Шаракана и их разновидности//Эчмиадзин. 1992. 4-5 (на арм. яз); Аревшатян А. Армянские средневековые «Толкования на гласы»//Гимнология: Учен. зап./Моск. гос. консерватория. М., 2000. Вып. 1. Кн. 2. С. 510-516.

http://pravenc.ru/text/76130.html

стал студентом историко-филологического факуль­тета Петербургского университета; в 1917г. поступил в Константиновское артиллерийское училище, служил в Добровольческой армии, дважды был ранен, дважды бежал из большевистского плена. Как написано в его некрологе, «нельзя не почувствовать внутреннего единства между этой борьбой офице­ра-мальчика за освобождение России от большевистского варварства и позднейшей культурной рабо­той молодого русского ученого». После эвакуации из Крыма в 1920 г. Беляев два года провел в Кон­стантинополе, перебиваясь случайными заработками, пока в 1922 г. не перебрался в Прагу и не поступил в Карлов университет. Ученый секретарь Семинария им. Η. П. Кондакова. Подробнее см.: Острогор­ский Г. Николай Михайлович Беляев (1899–1930)//SK. 1931. Т. 4. С. 253–260. 2657 Андреева Мария Александровна (1900 – не ранее декабря 1942), историк-византинист; член Семинария и позже Института им. Η. П. Кондакова до 1931 г.; член Русского исторического общества, Славянского института, в конце 1930-х гг. и начале 40-х гг. сотрудник Славянской библиотеки. 2658 Расовский Дмитрий Александрович (1902–1941), историк; в ЧСР с 1922 г., образование полу­чил в Карловом университете; член Русского исторического общества; в 1930–1939 гг. секретарь Археологического института им. Η. П. Кондакова; в 1938 г. переехал с частью института в Белград; погиб во время немецкой бомбардировки вместе с женой И. Н. Расовской (урожд. Окуневой, 1913–1941), дочерью Н. Л. Окунева. 2659 Княгиня Яшвиль Наталья Григорьевна (1861–1939) родилась в Петербурге в семье генерал-лейтенанта Г. И. Филипсона. Благодаря шотландскому происхождению своего отца она с детства прекрасно владе­ла не очень популярным в то время английским языком. В тридцать лет она вышла замуж за князя Н. Г. Яшвиля, но через три года овдовела. Мировая война и революция круто изменили жизнь княгини, ее сын ушел добровольцем на фронт, а она сама вместе с дочерью стали сестрами милосердия, в их киевском доме был устроен лазарет. Революция застала княгиню Яшвиль в Киеве, и здесь в 1918 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

МАЛЯРЕНКО Тимофей Дмитриевич (родился в 1906 г.), уроженец Романовской балки Ананьевского района Одесской области, украинец, партстаж с 1925 г., чекстаж с 1929 г., образование – высшее (Московская промышленная академия имени Кагановича в 1941 г.); с 25 ноября 1929 г. – сотрудник для особых поручений Одесского окружного отдела ГПУ; с марта 1930 г. – инструктор по железнодорожному транспорту Купянского окружного парткомитета КП(б) Украины; с 1930 г. – инспектор Центрального управления кадров НКПС (г. Москва); с 8 декабря 1931 г. – руководитель дисциплин Отдела кадров ОГПУ (г. Москва); с 23 марта 1932 г. – старший инспектор Отдела кадров ОГПУ; с 29 января 1933 г. – руководитель сектора, старший инспектор Отдела кадров ОГПУ; с 11 декабря 1935 г. – помощник директора по найму и увольнению рабочей силы завода 69 УНКВД Московской области; с 1941 г. – студент Московской промакадемии; с 1942 г. – секретарь Новосибирского обкома ВКЩ5) по промышленности вооружения; с 1943 г. – начальник производства завода 589 Наркомата вооружения СССР (г. Москва); с 1948 г. – директор Московского оптико-механического завода Министерства здравоохранения СССР (г. Москва); с 1950 г. – 1-й зам. пред. Молотовского райисполкома (г. Москва); с 1954г. – 1-й зам. начальника Управления местной промышленности Моссовета (г. Москва); с 7 июня 1956 г. – зам. начальника ГУЛАГа МВД СССР; с 20 июня 1956 г. – 1-й зам. начальника ГУЛАГа МВД СССР; с 27 апреля 1960 г. – на пенсии. Спецзвание; с 6 ноября 1956 г. – полковник внутренней службы. Награды: ордена Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета». МЕЙЕР (Захаров) Лев Николаевич (1899–1937 гг.), уроженец крепости Новогеоргиевск Варшавской губернии, еврей, партстаж с 1918г., чекстаж с 1919г.; с мая 1918 г. – командир охраны штаба Высшего военного совета Республики; с апреля 1920 г. – помощник начальника оперативного отделения ОО ВЧК; с 1921 г. – помощник Наркома иностранных дел РСФСР; с июня 1922 г. – помощник начальника ОО ГПУ при НКВД РСФСР; с 1924 г. до 1930 г. – начальник ОО ОГПУ МВО (г. Москва);

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С Римским институтом Общества Гёрреса были связаны многие известные историки и археологи, до Первой мировой войны там существовало отделение христианской археологии. Членами коллегии «Кампо Санто» были две первостепенные фигуры: Йозеф Вильперт 1902 и священник из Люксембурга Иоганн (Джованни) Петер Кирш (1861–1941), будущий профессор патрологии и христианской археологии на богословском факультете Фрибургского (Фрайбургского) университета в Швейцарии (1889–1932), ректор этого университета в 1898–1899 гг. Кирш занял свое место в истории науки как первый директор Папского института христианской археологии. В 1879 г. при «Кампо Санто» была создана Коллегия «поклонников» (т.е. тех, кто осуществляет религиозное поклонение – cultus) мучеников (Collegium cultorum martyrum), членами которой были де Росси и весь его круг. Общество возродилось в 80-х гг. XX в., в него входят многие римские археологи. Еще де Вааль начал собирать раннехристианскую коллекцию Сатро Santo: надписи, саркофаги и их фрагменты, рельефы, металлические кресты, глиняные ампулы и евлогии, бронзовые и керамические лампы, стеклянные сосуды. Значительная часть этого собрания была представлена на выставке «Раннехристианское искусство из Рима», состоявшейся в 1962 г. в Эссене 1903 . В 1887 г. де Вааль основал журнал «Римский ежеквартальник по изучению христианского Древнего мира и истории Церкви» (Römische Quartalschrift für Christliche Altertumskunde und Kirchengeschichte) 1904 , где регулярно печатаются статьи по археологии. Более 100 лет назад в нем была опубликована статья Ю.А. Кулаковского о керченской катакомбе с раннехристианской росписью 1905 . В последние годы публикации российских археологов в этом журнале возобновились в связи с тем, что Римский институт Общества Гёрреса стал инициатором упоминавшегося проекта «Просопография христианской археологии». Папский институт христианской археологии. В Риме проблемами археологии занимаются разные учреждения: Академия линчеев 1906 (Accademia dei Lincei, Королевская с 1870 г., Национальная с 1945-го), существующая с 1603 г.; Папская римская академия археологии (Pontificia Accademia Romana di archeologia), созданная в 1810 г. 1907 , и Папская комиссия священной археологии (Pontificia Commissione di archeologia sacra), образованная в 1852 г. Ближе всех к задачам христианской археологии стоит Комиссия священной археологии, которая занимается вопросами охраны и реставрации катакомб, туризма и паломничества на территории кладбищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово издавалось неоднократно: Pucmuh 1854, 170–172 (сербско-церковнослав. рук. Paris. slav. 10, первая четверть XIV в.); Невоструев 1862 ([т.] I, 7], с. 149–156, предисловие на с. 148); Архангельский 1890, III, 50–51 (с сокращениями); ВМЧ (Ноябрь. Дни 13–15. Вып. 8. СПб., 1899) 13 ноября, стлб. 1981–1983; Соболевский 1909, 9–11; Reinhart 2001, 170–173 (новейшее критическое издание; обширный критический аппарат с выборочными разночтениями учитывает много славянских рукописей, но только одну греческую). Невоструев полагал, что автор поучения использовал текст Измарагда, близкий к Синод. 824, л. 78 об., но отдаляющийся от Синод. 765 [=ГИМ, Синод. 230], л. 198 (96 слово). 545 III, 356–357. TLG 4138/74. Gouillard 1941 указывает и латинский перевод (ed. Caillau, t. 5. P., 1844, 31–33). 546 Cod. Vindobonensis sl. 152, f. 112–114v (HemmerdingerIliadou 1968, 96, указано на основании CPG II, p. 429). 549 Ряд особенностей орфографии подлинников (титла, омеги и т. п.), которые могли бы оказаться важными для определения места создания или переписки текста, не сохранены в таблице, не преследующей филологических целей. 550 S. Ephraem Syri Opera III, 356–357 (рус. пер. 3, 355357, Слово 111, «О том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни»). 554 Текст не издан. Описание (Владимир 1894, 350 и 351) указано выше, примеч. 5 на с. 79. Текст см. на илл. 1 и 2. 555 Ср. c латинским переводом, изданным без греческого текста по неизвестной рукописи: Sermo de semper mente complectendo suum cuique discessum. Animadvertite Fratres mei, quem metum, quod certamen, quam necessitatem habeamus sustinere in hora exitus nostri ex hac vita. Quippe quando a corpore cedit anima. (Lambecius 1778, 201). 556 Cod. Dionysiou 269 (=Y), f. 248v 9–249v 12 (описание рукописи в каталоге Ламброса, 3803), где на f. 72v-141v содержатся слова Макария Египетского , параллельные типу I. Текст издан (в коллации с текстом Ефрема) у Strothmann 1981b, 111 сл. 557 Treu 1961, 297, 14. Тексты под именем Макария: 10 το ν γοις πατρς μν Μακαρου περ τς κατ πνεμα τελειτητος (=Opusc. PG 34, 841); 16 – το γου Μακαρου, inc. χρ πρτον μν νθρωπος πιδοναι αυτν ες πγνωσιν αυτο (Ep. 1//PG 34, 405).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

2101 E. П. Ковалевский (1865–1941), член Государственной думы (вопросы народного образования) и церковного собора 1917–1918 гг., эмигрировал в 1920 г., жил в Париже. 2102 T. Виттмор (Whittemore, 1871–1959), американский византинист, участвовал в помощи русской молодежи за границей. 2104 A. H. Грабар (1896–1990), историк византийского искусства; учился в Петербургском университете у Я. И. Смирнова и Д. В. Айналова, окончил курс университета в Одессе у Η. П. Кондакова, с последним постоянно общался в Болгарии в 1920–1922 гг. Отчет по археологической поездке по Болгарии был послан Г. Милле, так как А. Н. Грабар думал перебраться жить и работать во Францию, что и произошло в 1922 г. 2105 Айналов Д. В. Византийская живопись XIV столетия//Зап. ИРАО. 1917. Т. 9. С. 62–230 (есть отд. отт.: Пг., 1917. 174 с.). 2106 Η. П. Кондаков и А. Н. Грабар планировали в соавторстве издать исследование о Боянских фрес­ках. План не был осуществлен, и вышла книга: Грабар А. Н. Бояската църква. София, 1924. 2108 Кондаков H. П. Мифическая сума с земною тягою//Списание на Българската академия на наукить. София, 1921. Кн. 22. С. 53–66. 2111 Mélanges offerts à M. Gustave Schlumberger, à l’occasion du quatrevingtième anniversaire de sa naissance. 2113 V Международный конгресс исторических наук. 1923 г. Речь идет о журнале: Byzantion. Revue International des Études Byzantines. Paris; Liège, 1924. Vol. 1. 2115 В конце 1923 г. Academie des Insriptions et des Belles-Lettres избрала H. П. Кондакова своим членом-корреспондентом. Согласно дневнику, ученый узнал об этом сначала из газет (запись от 9 декабря 1923 г.). 2116 Д. Крэн (J. Crane, 1899–1982), личный секретарь президента Чехии Т. Г. Масарика в течение 7 лет; учился в Гарварде, в Праге посещал лекции Η. П. Кондакова в Карловом университете; сын Ч. Крэна (Ch. R. Crane, 1858–1939), крупного американского промышленника, мецената, филантро­па. При финансовой поддержке Д. Крэна было осуществлено издание «The Russian Icon» (посвящен­ное ему автором). Полное издание книги финансировалось канцелярией президента Чехии Т. Г. Маса­рика, а также Ч. и Д. Крэнами. Позднее они поддерживали Семинарий – Институт им. Η. П. Кондакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

540 В архиве Голованова сохранилось письмо Виктора Сергеевича Калинникова от 18 декабря 1916 года: «Милый Николай Семенович! От Вани [вероятно, имеется в виду Иван Тезавровский (1872–1941), соученик Василия Калинникова по Филармоническому училищу, фольклорист и контрабасист оркестра Большого театра] получил письмо, в котором он пишет мне о вашем желании посвятить мне несколько ваших хоров и, между прочим, говорит о том, что вас интересует мое отношение к этим вашим намерениям. Милый вы человек, не говоря уже о том, какое может быть иное, кроме хорошего, отношение к желанию вашему выразить мне добрые чувства вообще, настоящее ваше желание доставляет мне особое удовольствие еще и потому, что музыкант вы – с исключительными способностями, работы ваши талантливы и, посвящая их мне, вы очень трогаете мое музыкальное сердце. Кроме того, я не считаю вас для себя совсем чужим человеком, – вы когда-то учились у меня, – почему ваши добрые чувства ко мне приятно щекочут и мое преподавательское сердце. Как видите, кроме благодарности к вам за ваше намерение я ничего иного не могу чувствовать, и мысль о каком-то «соизволении» с моей стороны может быть вам внушена только вашей исключительной деликатностью. Благодарю вас очень, и, если уж вам это так нужно, обеими руками благословляю на сей приятный для меня акт. Ваш В. Калинников» (Музей-квартира Н. С. Голованова, архивный фонд, 4394/1.) В соответствии с этим письмом, Голованов при издании своих духовных хоров ор. 9 посвятил два из них, «Отче наш» и «Ныне силы небесные», Виктору Сергеевичу Калинникову, своему учителю по Синодальному училищу и композитору, духовные хоры которого Голованов как регент исполнял в соборе и включал в концертные программы. 541 Премьера Литургии Рахманинова состоялась 25 ноября 1910 года, через девять месяцев работы хора с новым главным регентом – Данилиным. Затем исполнение под управлением Данилина было повторено 16 и 21 декабря. Голованов впервые продирижировал сочинением 28 января 1911 года. 542 Отец Степанова, Павел Акимович, дирижировавший в Новочеркасске еще и войсковым хором, отдал сына в Синодальное училище и хор в 1899 году. По рассказам Н. В. Орловой, дочери В. С. Орлова, Володя в первое время сильно тосковал по дому, и жена Орлова Елена Николаевна иногда брала его к себе в семью. Постепенно он привык к училищу и сильно привязался к Василию Сергеевичу. Впоследствии Степанов стал автором монографии об Орлове.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010