Что можем мы перед лицом этой великой Тайны? Разве что — молитвенно вздохнуть вслед за благоразумным разбойником: «Господи, помяни мя, грешнаго, егда приидеши во Царствии Си» (Лк. 23:42)!    Мф. 9:6: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой»:     Василий Великий, святитель. Толкование на пророка Исаию, 6, 7/Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 2. 3-е изд. М., 1891. С. 203.    Молитва на пострижение власов в «Обрядах восьмого дня».     Симеон Новый Богослов, преподобный. Слово 6, 2. С. 63—64 (разрядка наша. — иг. Ф.).    Святой Иоанн Кронштадтский называет его «чувством души», которое должно «наполнять мозг высшими впечатлениями добра» [Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира. С. 377].    Жития святых. Кн. 11. (Июль.) М., 1910. С. 71 (под 4 июля).    Великий канон, кондак по 6-й песни, глас 6.    См.: Мф. 21:21; Мк. 11:23.     «Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас»:     Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 232.     Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 230.    Последование мертвенное мирских человек, стихира на целование 2-я, глас 2.     Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие LV, 2; 481—482. С. 589—590.     Снабдение (περιποησις) — сохранение, спасение, остаток, достояние, удел; наблюдение, исполнение (Дьяченко Г., прот. Полный церковнославянский словарь. С. 624). По Вейсману, περιποησις — сохранение, спасение; приобретение чего-либо; приобретенное, достояние (Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. 5-е изд. СПб., 1899, стб. 987).    Евхаристический канон, возглас после молитвы анамнезиса.    Евхаристический канон, молитва sancmus’a.    На литургии святого Иоанна Златоуста благодарственная молитва в Евхаристическом каноне (реалии см. в: Дан. 7:10; Евр. 12:22; Ис. 6:2; Иез. 1:7, 18:21; Апок. 4:8).    Последующий за указанной молитвой возглас.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

А. А. По этому можно иногда и не исполнять заповеди родителей? Мисс. Как видишь из прочитанного сейчас – можно, потому что заповеди Божии дороже заповедей человеческих. О них вот что говорит Сам Господь: иже аще разорит едину заповедей сих малых и научит тако человеки, мний наречется в царствии небесном ( Mф. V гл.). Объясняя эти слова, блаж. Феофилакт (л. 35) говорит: «не глаголет законные заповеди малы, но ихже он предати хощеть: нарицает же их малы смирения ради, мал же наречется, иже сам не творить по заповедем, других же тако учит, сам дела не имея. Мал же наречется в царстве небесном: се есть в воскресение последний и отвержен в геенну огненную: не внидеть бо таковый в царство небесное» Вот что ждет всех, кто нарушает и учит других нарушать заповеди Божии по толкованию Феофилакта. Послушай дальше, что говорят и Апостолы: в) св. И. Богослов в 22. гл. апокалипсиса своего ( Откр.22:13–14 ) пишет: «Я есмь альфа и омега, начало и конец... Благословенны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами»; б) Апостол же Павел в послании к Галатам ( Гал.3:10 ) даже предал проклятию: «проклят всяк, кто не исполняет всего, что написано в книге закона». Отсюда видишь-ли, что если ты будешь бояться только проклятия человеческого и притом неразумного; то в тоже время подпадёшь проклятию, изрекаемому словом Божиим. «Какою истинною свободятся от мук бесконечных, иже истинне Евангельской противятся? спрашивает и патриаршая (Кирилл.) книга на 263 л. «Иже не послушает благовествования Господа нашего И. Христа – муку приимут погибельную», говорит она же на об. 4. А на 373 л. она же говорит: «иже мало что или велико от Божественного отметает, весь отметает закон» (см. и 1Кор.7:7–9 ст.). Теперь рассуди сама, что должно быть дороже: заповеди ли Евангелия о причащении, или завет родительский и притом неразумный? Где напр. сказано в Евангелии и у св. Апостол: пренебрегай храмы Божии, не ходи в них, не почитай пастырей церковных, не кайся во грехах, не причащайся тела и крови Христа и прочее?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Аминь. Любовь Божественная в Боговоплощении – призыв к любви человеческой 196 И вот, пред самым праздником горестные известия дали иное направление нашему слову: землетрясение, которое неделю назад испытали мы и которое, по милости Божией, не унесло жертв из среды нашей, недалеко от нас, в пределах нашей губернии, произвело страшное опустошение. Разрушены более десяти деревень, погибли под развалинами сотни людей, осиротели дети, и население, подавленное ужасом, потерявшее имущество, в стужу и морозы остается без крова, без пищи, без пристанища... Что теперь испытывают такие вот, как вы, дети? Что испытывают малютки, у которых не стало крова, погибли близкие и родные? Какова для них радость праздника? И не наш ли долг христианский, если не доставить им этой радости, то по крайней мере помочь им хоть на первых порах, пока не определятся их положение и дальнейшая судьба! «Требуется широкая и скорая помощь», – так гласят известия с места несчастья. Подадим же эту помощь именно сегодня, в наш великий праздник! Велик Господь наш в Своем Божественном воплощении, – но Он есть Любовь. Он и воплотился по неизреченной любви нашего ради спасения: делами любви поэтому достойнее всего чтится Его величие! Радостен наш праздник, – но памятью о несчастии и благотворением не умалится его радость; напротив, она станет и чище, и светлее, и духовнее. Торжествует детство у колыбели Христа-Богомладенца, – но лучший дар детских сердец есть умение с малых лет проникаться любовью и милосердием ко всему, что скорбит и страждет, и нуждается в помощи! Велико ныне благоволение Бога к человекам, – но величие Его засияет ярче и подтвердится наглядно жизнью христианской и благоволением человека к человеку. Ибо что говорит Писание? «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я – ничто! И если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы!» ( 1Кор. 13:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Апостольский символ веры . Веруем в Бога Отца, всемогущего Творца веба и земли, и во Иисуса Христа, единородного Сына Божия, Господа нашего зачатого от Духа Святого, рожденного от Марии Девы, страдавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего во ад, воскресшего в третий день от мертвых, вознесшегося на небеса и сидящего одесную Отца, откуда он придет судить живых и мертвых. Веруем в Духа Святого, во единую, святую, христианскую церковь , в общение святых, в отпущение грехов, в воскресение плоти и жизнь вечную. Аминь 157 . Никейский символ веры Верую во единого Всемогущего Бога Отца, Творца неба и вемли, всего видимого и не видимого; и во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, единородного от Отца, рожденного прежде всех веков, света от света, Бога истинного, рожденного (прежде всех веков) не сотворенного, единосущного Отцу, имже все существует, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечшегося, распятого же за нас при Понтии Пилате и страдавшего и погребенного и воскресшего в третий день по писанию и восшедшего на небеса и седящего одесную Отца и снова грядущего со славою судить живых и мертвых, Его же царствию не будет конца; и в Духа Святого Господа животворящего, от Отца и Сына исходящего, 158 со Отцем и Сыном сповдоняемого и славимого, глаголавшего через пророков; во единую, святую христианскую 159 церковь , исповедую единое крещение во оставление грехов, чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь. Затем следует главная песнь: 62-я и проповедь, после которой проповедник читает общую молитву церковную (?) и молитву Господню. Молитва Господня: Отче наш , сущий на небесах; да святится имя Твое, да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день, и прости нам долги наша, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Ибо Твое есть царство и сила и слава во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Благословите Господа, все дела Его, на всяком месте владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!» ( Пс.102:22 ). Этими словами убеж­дает душу не уклоняться от восхваления Творца под предлогом слабости сравнительно с небесными силами, потому что не им только, но всем вообще творениям Божиим заповедано благословлять Господа, каждому по своей силе. Для этого пригодно всякое место, не только небесное. (Не место) дает цену благословению, а добрые дела. И вся­кое неодушевленное и бессловесное существо, хотя бы оно казалось вредным, по неизреченной мудрости полезно в общей (гармонии создания) и участвует в славословии Бога, так как каждое благо­словляет Бога по достоинству места, какое занимает (в мире). Де­лай это, говорит пророк, и ты, душа, в каком бы месте ты ни оказалась – на земле ли, или в лучшем мире. И там вместе с ликами ангелов благословляй Его за небесные и совершенные блага. К иудеям это не относится. Они, принуждаемые пленив­шими их воспеть от песней Сионских, говорили, опираясь на за­кон: " как запоем песнь Господню на земле чужой?» ( Пс.136:4 ) А нас божественный апостол научает на всяком месте воздевать с молитвой преподобные руки ( 1Тим.2:8 ). Это Владыка Христос сказал самарянке: «поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:21, 23–24 ). «Благослови, душа моя, Господа» – конец созвучен с началом. Призвав к участию в прославлении Бога умные существа, пророк научает и нас, как только можем, воздавать честь Творцу, и соразмерно со своими силами приносить Ему благодарственную песнь, потому что Ему слава во веки. Аминь. Читать далее Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе : в 12-и томах. - Санкт-Петербург : С.-Петерб. Духовной Академии, 1895-1906./Т. 5. (в 2-х книгах) - 1899. - 1007 с./Собеседование о псалмах. 599-977 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Богатый юноша Однажды подошел к Иисусу Христу знатный и богатый юноша, пал перед Ним на колена и спросил Его: «Учитель благий, что мне делать чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мф. 19:16). Видя, что юноша принимает Его за обыкновенного человека, Господь заметил ему: «что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» и потом «если хочешь войти в жизнь вечную, исполни заповеди» (Мф. 19:17). «Какие?» – спросил юноша (Мф. 19:18). Господь кратко указал ему на заповеди, заключающаяся в десятисловии: «Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего, как самого себя» (Мф. 19:19). Юноша сказал: «все это сохранил я от юности моей, чего еще недостает мне?» (Мф. 19:20). Иисус взглянул на него, и видя что он действительно сохранил себя от пороков, столь обычных легкомысленной юности, полюбил его. Ему понравилась открытая речь его, это живое и, по-видимому, искреннее желание доброго пути к царствию небесному. «Еще одного, – сказал Господь, – тебе недостает. Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим, – и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Вдруг изменился вид юноши: он крайне смутился и отошел от Господа с печалью. Причиной этой печали было то, что он был очень богат, и ему жаль было расстаться со своим имением (Мф. 19:22). Иисус Христос посмотрел вокруг и сказал ученикам Своим: «как трудно имеющим богатство войти в царство Божие!» (Мф. 19:23) Ученики ужаснулись от слов Его. Но Господь объяснил им, что не само богатство, которое есть дар Божий, а привязанность к нему препятствует спасению, и сказал с особенною нежностью: «Дети! Как трудно надеющимся на богатство войти в царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царствие Божие» (Мф. 19:24). Ученики, хотя были бедные люди, знали однако же, как трудно отрешиться от привязанности к земным благам и продолжали изумляться словам Господа Спасителя, говоря один другому: «Кто же может спастись?» (Мф. 19:25). Иисус, воззрев на них, сказал им: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:26). Исполнил ли кто эту заповедь Христову? При помощи Божией исполнили первые святые апостолы, изумлявшиеся её строгости, и за ними неисчислимый ряд святых подвижников, вместе с ними теперь блаженствующих в обителях Отца Небесного. БОГАТЫЙ ЮНОША . С картины проф. Федора Петровича Чумакова (1823 – 1899) Читать далее Источник: Спаситель мира : 50 картин из истории земной жизни Спасителя мира, известных исключительно русских художников, с объясн. к ним текстом, и карта Палестины/[П. Смирнов]. - Санкт-Петербург : П. Смирнов и Д. Дубенский, 1904. - 35 с., 51 л. ил., карт. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

– Больше желающего тебе добра и Церкви, чем я, нет. Потому прими с миром, любовию и вместе смирением то, что я скажу. В прошлом году, вопреки целой туче твоих врагов, я оставил тебя в Одавара, но что я говорил тебе и твоим сторонникам? Я говорил: постарайтесь же помириться и водворить мир в Церкви; сам я даже помогал тебе в этом и показывал пример, ходя вместе с тобою по немирным домам и прося о водворении мира. Но вот больше года прошло, и мир не только не водворен, а еще больше отдален – вражды между тобою и христианами конца не видно. Итак, сознайся, что ты не можешь управить и умирить Одаварскую Церковь и просишь о переводе оттуда. Не считай стыдом сознаться, что не можешь, так как это для всех же очевидно; не крушись в душе сим обольстительством, но с тобою первым это; когда любовь разорвана, вообще очень трудно потом возобновить ее; это и здесь – дело известное. Но так дольше оставлять этого нельзя. Только и выйти тебе из Одавара нужно разумно, чтобы пагубных последствий не было для других Церквей. Потому-то я вызвал тебя, чтобы посоветовать «совершенно сознательно и свободно подать прошение о переводе». Если ты скажешь, «Епископ мне велел подать, принудил меня к тому», тогда и из других Церквей, от тех, кому не нравятся местные священники, станут приставать ко мне – «вели такому-то подать прошение об удалении от нас», тем более я не хочу переводить тебя по прошению твоих недоброжелателей, а оно – вот у меня (и я полез было в ящик достать его, но о. Петр остановил – «не хочу видеть его»). Ладно, об нем пусть и речи не будет; я возвращу его о. Павлу Савабе, от которого оно частно доставлено мне, пусть возвратит подававшим его. Если ты совершенно произвольно желаешь выйти, то и друзья твои не будут злобиться ни на кого; скажи им: «Спасибо за вашу любовь, я буду, в отплату за нее, молиться Богу за вас, но не могу больше оставаться в Одавара по вашему желанию, ибо не могу управить Церковью». И так все окончится благополучно. Ты переведен будешь в Токио, к Собору; здесь найдется много дела. В Одавара поставлен будет человек, не имеющий никакого отношения доселе к обеим партиям, что даст ему возможность сблизить обе. – И прочее, и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

В.В. Болотов определил, в какой области научных знаний могут быть получены истинно ценные указания для пасхалистов. Он писал: «Вполне согласно с научными принципами и в обсуждении вопросов пасхалистических руководствоваться не производными датами в роде А раз «весеннее равноденствие» есть второстепенная величина в пасхалии, то от астрономии в ее собственном элементе пасхалисты не могут получить истинно ценных указаний. Такие указания может дать лишь метеорология, но лишь тогда, когда она достигнет такой степени развития, которая ныне может обрисовываться только в весьма отдаленном будущем, т.е. когда метеорологи будут верно решать такие задачи: A) Под широтою φ=+ 56 ячмень созрел тогда-то,следовательно, под φ=+ 32 он созреет тогда-то. B) В 1899 г. ячмень около Иерусалима созрел тогда-то, следовательно, в 1999 г. он там же созреет тогда-то» С. 138]. Научное предвидение В.В. Болотова сбывается в наше время. Достижения современной математической климатологии и агрометеорологии позволяют с достаточной степенью точности оценить временн ые сроки созревания ячменя в окрестностях Иерусалима в настоящем, в прошлом и в будущем. В следующих главах статьи будут рассмотрены примеры такого прогнозирования. Они, конечно же, не носят всеобъемлющего и исчерпывающего характера. Их присутствие в богословской статье является лишь естественнонаучной иллюстрацией к рассматриваемой проблеме, к тому же некоторые экспериментально наблюдаемые закономерности, о которых пойдет речь, и сейчас необъяснимы. При этом не может не вызывать удивления интуиция В.В. Болотова, ученого, определившего круг задач, решение которых позволит убедиться в мудрости создателей как александрийской пасхалии, так и византийской эры от сотворения мира. VIII Сроки посева и жатвы ячменя в окрестностях Иерусалима определяются ранними и поздними дождями. Дождь является необходимым условием для жизни растений. В жарких странах, в частности в Палестине и в близких к ней землях, он имеет великое значение. Однако только на Св. Земле дождь – явление особенное. В Св. Писании читаем: « земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поливал [ ее ] при помощи ног твоих, как масличный сад; но земля, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою, земля, о которой Господь, Бог твой, печется: очи Господа, Бога твоего, непрестанно на ней, от начала года и до конца года. Если вы будете слушать заповеди Мои, то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое, и елей твой; и будешь есть и насыщаться» (Втор. 11: 11-15).

http://bogoslov.ru/article/4733283

В самом деле, хлыстовским пророкам представлялся самый удобный случай посрамить православного миссионера и доказать истину своей веры, объявив всем в «корабле», кто мы такие и зачем пришли; представлялась полная возможность обличить нас перед всеми и обнаружить тайны сердца нашего. Ведь в 14-й главе послания св. Павла к Коринфянам ( 1Кор.14:24–25 ), которую хлысты особенно часто приводят и ложно толкуют в оправдание существования у них пророчеств, они сами же читают следующие слова: «когда все пророчествуют, и войдёт кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится; и таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падёт ниц, поклонится Богу и скажет: истино с вами Бог». Следовательно, истинные пророки, пророки Божии, не только обличают и судят всякого неверующего, но, чтобы доказать его заблуждение и истину своей веры, они даже «тайны сердца его обнаруживают», так что неверующий, поражённый их необыкновенным ведением, по необходимости должен уверовать в их учение и признать, что с ними именно Бог . Ничего подобного хлыстовские пророки не сделали, ибо не могли сделать. Если бы они, действительно, были пророки Божии, носители Св. Духа, то, конечно, тотчас, как-только пришли мы к ним под видом «братьев», или наконец во время радения обличили бы нас, как неверующих в их учение, и для доказательства истинности своей вере и действительности пророчеств сказали бы, кто мы такие и для чего явились к ним 168 . Таким образом, наше посещение радения сектантов лучше и нагляднее всяких бесед и вразумлений доказало ложь и заблуждение самозванных хлыстовских пророков, о которых так говорит Господь: «пророки пророчествуют ложное именем Моим: Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания и пустое, и мечты сердца своего» ( Иер.14:14 ). «Я не посылал их, говорит Господь; и они ложно пророчествуют именем Моим, чтобы Я изгнал вас, и чтобы вы погибли, – вы и пророки ваши, пророчествующие вам» ( Иер.27:15,23:21–28 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В словах и «от Сына» сектанты, вместе с лютеранами, исповедуют и очевидно для всех ересь, ибо Сын Божий и Св. Дух, будучи одинакового существа и достоинства с Богом Отцем, отличаются от Него теми личными свойствами, что как Сын Божий предвечно рождается от одного Бога Отца, так Дух Святой от одного лишь Отца предвлчно исходит, о чём учит Сам Спаситель: «Когда же прийдет Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин.15:26 ). Но в то время, когда Сам Христос учит, что Дух истины от Отца исходит, сектанты еретичествуют, что Он исходит и от Сына, потому только, что эту ересь для них напечатала петербургская лютеранская консистория. 159 В словах: «во единую, святую, христианскую и Апостольскую церковь лютеранская консистория, а с ней и сектанты опять допустили намеренное искажение никеоцареградского символа, где сказано: .«во единую, святую, соборную и апостольскую церковь ». Здесь не без цели сектанты слово «соборную» заменили другим словом – «христианскую»: отвергая вселенские соборы, как выражение веры всей Христовой церкви, они и не могут исповедывать церковь «соборную», а исповедуют какую-то церковь «христианскую». Но спрашивается, какую же? католическую, лютеранскую, англиканскую, менонитскую, баптистскую, коптскую или какую-либо иную? Ведь каждая из этих церквей может быть названа «христианской», так как их члены веруют, хотя и превратно, во Христа, Какую же из названных церквей исповедуют сектанты? Вероятно, они и сами того не знают, как к сожалению, не знают и того, что, отделившись от Православия, они отделились от истинной Христовой «соборной» перкви, где важнейшие вопросы веры решались собиравшимися на соборы представителями всей вселенской церкви, по примеру самих св. апостолов ( Деян. 15 глава), – той церкви, которую не только человеческие заблуждения, но и врата ада самого не одолеют ( Мф.16:18 ), ибо Сам Христос обещал быть с ней всегда «во все дни, до скончания века» ( Мф.28:20 ). 160 Эти слова благословения принадлежат св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010