2348 . Lambropoulos C. Κεμενα ωννου Δοκειανο κα Γεωργου Σχολαρου πρς Παλαιολγους τς Πελοποννησου// Βυζαντινα Μελται. 1991. 3. 384–398. 2349 . Laurent V. Les premiers patriarches de Constantinople sous domination turque (1454–1476)//REB 1968. 26. 229–263. 2350 . Maropoulou M. L " économië moyen de trangression ou d’adaptation sociale? Le témoignage de Gennadios Scholarios//Economics méditerranéennes, équilibres et intercommunications, XIII е -XIX е siècle. Actes du II е Colloque international d’histoire, Athènes, 18–25 septembre 1983. Athènes. 1986. 3. 257–268. 2351 . Matschke K.-P. Leonhard von Chios, Gennadios Scholarios, und die «Collegae» Thomas Pyropulos und Johannes Basilikos vor, während und nach der Eroberung von Konstantinopel durch Türken// Βυζαντιν. 2000. 21. 227–236. 2352 . Mercati G. Minuzie. Scritti suppositi di Gennadio Scolario//Bessarione. 1919. 35. 2353 . Papadakis A. Gennadius II and Mehmet the Conqueror//Byz 1972. 42:1. 88–106. 2354 . Papaioannou Ch. Μελται περ Γενναδου Σχολαρου//EkklAl 1898. Περοδος В/. Т. 18 (53; 58). 430–434, 470–474. [Нач. разделы иссл-ния]. 2355 . Petrovits Ν. [ Μελται], Т. Α. Γεννδιος Σχολριος – Πλθων Γεμιστς. θναι 1969. 2356 . Podskalsky G. Die Rezeption der thomistischen Theologie bei Gennadios II. Scholarios (ca. 1403–1472)//Schol 1974. 49:2–3. 305–322. 2357 . Pulpea-Ramureanu I. Ghenadie II Scholarios, primul patriarh ecumenic sub Turci//Ortodoxia. 1956. 8. 72–109. 2358 . Rigo A. L’anno 7000, la fine del mondo e l " lmpero cristiano. Nota su alcuni passi di Giuseppe Briennio, Simeone di Tessalonica e Gennadio Scolario//La cattura della fine. Variazioni dell’escatologia in regime di cristianità/A cura di Ruggieri G. Genova 1992. 162–183. 2359 . Serges Μ. Γεργιος Σχολριος – Γεννδιος Β πρτος μετ τν λωση οκουμενικς πατριρχης. θναι 1996. 2360 . Tachiaos A. Ε. Περ καταργσεως τν ρχιεπισκοπν χρδος κα Πεκου π Γενναδου το Σχολαρου//GP 1963. 46. 202–211. 2361 . Tavardon P. Commentaire de la Logique d " Aristote par Georges Scholarios. Les ante-prédicaments (Thèse dactylographiée de Doctorat de troisième cycle, Université Toulouse-Le Mirail). 1976.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

в мировое хозяйство. XVIII съезд КПК (нояб. 2012) постановил, что в К. «установлен социалистический строй с китайской спецификой», а экономика переходит к концепции «эффективного развития» для построения в стране общества всеобщего «среднего достатка» (сяокан). Лит.: История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974; MacFarquhar R. The Hundred Flowers Campaign and the Chinese Intellectuals. N. Y., 1974; idem. The Origins of the Cultural Revolution. N. Y., 1974-1997. 3 vol.; Sheridan J. E. China in Disintegration: The Republican Era in Chinese History, 1912-1949. N. Y., 1975; Chi Hsi-sheng. Warlord Politics in China, 1916-1928. Stanford, 1976; The Cambridge History of China/Ed. D. C. Twitchett, J. K. Fairbank. Camb.; N. Y., Vol. 3, 5-15]; Roberson J. R. China from Manchu to Mao (1699-1976). N. Y., 1980; Крюков М. В., Переломов Л. С., Софронов М. В., Чебоксаров Н. Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983; Новейшая история Китая/Гл. ред.: М. И. Сладковский. М., 1983. [T. 1:] 1917-1927; [Т. 2:] 1928-1949; Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос в средние века (VII-XIII вв.). М., 1984; они же. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М., 1987; Вельгус В. А. Средневековый Китай. М., 1987; Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В., Чебоксаров Н. Н. Этническая история китайцев в XIX - начале ХХ века. М., 1993; Древние культуры Юж. Сибири и Сев.-Вост. Китая. Новосиб., 1994; Gernet J. Die chinesische Welt: Die Geschichte Chinas von den Anfängen bis zur Jetztzeit. Fr./M., 1994; Палеолит Центр. и Вост. Азии. СПб., 1994; Малявин В. В. Китай в XVI-XVII вв.: Традиция и культура. М., 1995; Bauer E. Die unberechenbare Weltmacht: China nach Deng Xiaoping. B., 1995; Schmidt-Glintzer H. Das alte China: Von den Anfängen bis zum 19. Jh. Münch., 1995; Тихвинский С. Л. Путь Китая к объединению и независимости, 1898-1949. М., 1996; Granet M. Chinese Civilization. L., 1998; Liu L., Chen X. State Formation in Early China.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

5 У Симеона Куцаса (Koutsas Symeon, archim. Callistos Angelicoudes: Quatre traites hesychastes inedits Introduction, texte critique, traduction et notes par archim. Symeon Koutsas, Dr. en Theol. Athenes, 1998. P. 335) сказано, что в греческой “Филокалии” при публикации глав Каллиста Катафигиота не использована рукопись Iviron 506 (Athon. 4626б; далее: Cod. I), 76 глав которой известны под именем Каллиста патриарха, а 38 – Каллиста Катафигиота . Впрочем, этот кодекс, содержащий также главу из “Исихастского Утешения”, как мы уже упоминали выше, настолько ветх и трудночитаем, что становится вполне понятным, почему он до сих пор оставался “вне поля зрения” ученых и был учтен только О.А. Родионовым и А.Ю. Виноградовым при подготовке греческого текста “Исихастского Обучения” и “Исихастского утешения” к критическому изданию. 7 Уцелевшие главы Каллиста Катафигиота , обдуманные и весьма высокие, о Божественном единении и созерцательной жизни. Аскетические творения святых отцов: Каллиста Катафигиота “О божественном единении и созерцательной жизни”; Иоанна Карпафиского “Слово подвижническое” Пер. с греч. Н.А. Леонтьев//Православный собеседник. [Казань] 1898. Вып. 6. Т. 2. 7–8. С. 5–102. 11 Καλλστου γγελικοδη κατα Θωμα κιντον. Εισαγωγ, κεμενον, υπμνημα και πνακες υπò Στυλιανου Γ. Παπαδοπολου, δ. Θ., θηναι 1970. 12 Papadopoulos S.G. Συζτησις ορθοδξου και σχολαστικης θεολογας ( εν τò προσπω Καλλστου γγελικοδη και Θωμα κινατου). Θεσσαλονκη 1970); Papadopoulos G.Stylianos. Thomas in Byzanz: Thomas-Rezeption und Thomas-Kritik in Byzanz zwischen 1354 und 1435//Theologie und Philosophie 49 (13) (1974). 13 С. Куцас три года работал во Франции над своей диссертацией; его научным руководителем была Мариетта Каневе, профессор древней христианской литературы факультета Католического Богословия Страсбурга; ученого консультировали также профессора Шарль Мюнье, Эдмон Барботэн, и о. Жозеф Парамель. 14 Исследование С. Куцаса было завершено в 1984 г. на кафедре римокатолического богословия Страсбургского университета. Затем последовали публикации 1996–1997 гг. В первых двух частях 67 тома Θεολογα помещено вступление Куцаса (о жизни и творениях Каллиста Ангеликуда ), в 3-й части – критическая публикация (в сопровождении французского перевода) трактата “Исихастская практика” (эксцерпт из “Исихастского Утешения”), изданного до того в “Добротолюбии” под другим именем и по одной рукописи. В 1–2 частях 68 т. Куцас опубликовал греческий текст и французский перевод трактата “О духовной брани и о согласном с ней священном безмолвии” (эксцерпт из “Исихастского Утешения” 16 слово). В дальнейших номерах были опубликованы еще два произведения Каллиста – 5 и 23 слова “Исихастского Утешения”. Позднее, в 1998 г. Куцас свел все предыдущие опусы в одной книге: Symeon Koutsas, archim. Op. cit.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

250.  Его же. История древнего Рима. М., 1949, 736 с. 251.  Его же. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность. М., 1949, 686 с. 252.  Маяк И. Проблема населения древнейшего Рима. — ВДИ, 1979, с. 71-94. 253.  Мейер Э. Римский плебс. Пер. с нем. — В кн.: Очерки экономической и социальной истории древнего мира и средних веков. СПб., 1899, с. 125-142. 254.  Модестов В. Лекции по истории римской литературы. СПб., 1888, V + 764 с. 255.  Его же. О том, откуда пришли и кто были латиняне. — ЖМНП, 1898, отд. II, с. 1-38; с. 225-270. 256.  Его же. Образование римской расы и условия римского величия. — ЖМНП, 1896, с. 1-27. 257.  Моммзен Т. История Рима. Пер. с нем. Т. 1-3. М., 1936, 1937, 1941, 892, 496, 559 с. 258.  Мухин Н. Положение рабов в римском государстве в дохристианский период. Киев, 1916, 177 с. 259.  Нажотт Е. История латинской литературы. М., 1914, 667 с. 260.  Негматов Н. К вопросу о роли Востока в сложении древнеримской легендарной традиции. — Известия отдела общественных наук АН Таджикской ССР, 1974, с. 2-10. 261.  Немировский А. Социальная борьба в Риме 90-80-х годов до н. э. Диктатура Суллы. — Преподавание истории в школе, 1954, с 37-47. 262.  Его же. История раннего Рима и Италии. Воронеж, 1962. 263.  Нетушил И. Обзор римской истории. Харьков, 1916, 376 с. 264.  Низе Б. Очерк римской истории и источниковедения. Пер. с нем. СПб., 1910, VII + 556 + XII с. 265.  Нич К. История римской республики. С., 1908, XXVII + 530 с. 266.  Покровский М. История римской литературы. М.-Л., 1932, 411 с. 267.  Ростовцев М. Лекции по истории Рима. СПб., 1910, 978 с. 268.  Его же. Рождение Римской империи. Общий очерк. Пг., 1918, 146 с. 269.  Сальвиоли Г. Капитализм в античном мире. Пер. с франц. Харьков, 1923, 187 с. 270.  Савельева Л. Идеал и действительность в творчестве Тибулла и Пропорция. — В кн.: Античность и современность. М., 1972, с. 334-340. 271.  Свенцицкая И. Культ императоров в греческих городах Малой Азии. — В кн.: Культура и искусство античного мира. Материалы научной конференции. М., 1980, с. 426-439.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Флоренский П., Столп и утверждение истины, op. cit., сс. 166–204. Первородный грех Gross J., Entstehungsgeschichte des Erbsündendogma. Von der Bibel bis Augustinus. Geschichte des Erbsündendogmas, Ein Beitrag des Erbsündendogmas, Ein Beitrag zur Geschichte des Problems vom Ursprung des Uebels, vol. I, Bâle 1960. Rondet H., Le péché originel dans la tradition patristique, Paris 1967. Scheffczyk L., Urständ, Fall und Erbsünde. Von der Schrift bis Augustinus, Freiburg-Basel-Wien 1981. Покаяние Amann E., Pénitence – sacrament. La pénitence primitive, DThC 12,1 (1933) 748–845. Caltier C., L " Église et la rémission des péchés aux premiers siècles, Paris 1932. Galtier C., Aux origines du sacrament de pénitence, Roma 1951. Gribomont J., Epitimia, DIP 3 (1976) 1141–1142. Grotz J., Die Entwicklung des Bussstufenwesens in der vornicäischen Kirche, Freiburg im Br. 1955. Holl K., Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Mönchtum, Leipzig 1898. Liturgie et rémission des péchés. Conférences Saint-Serge, XXe semaine d’études liturgiques, 2–5 juillet 1973, Roma 1975. Mehat A., «Pénitence seconde» et «péché involontaire» chez Clément d " Alexandrie, in Vigiliae Christianae 8 (1954) 225–233. Poschmann B., Busse und letzte Oelung, in M. Schmaus et al., Handbuch der Dogmengeschichte IV,3, Fribourg-en-B. 1951. Poschmann B., Pacnitentia secunda. Die kirchliche Busse im ältesten Christentum bis Cyprian und Origenes, Bonn 1940. Rahner K., La doctrine d " Origène sur la pénitence, RSR 87 (1950) 54–97, 252–286, 422–456. Vacant A., Absolution sous forme déprécatoire, DThC 1 (1909) 244–252. Смирнов С., Древнерусский духовник, Москва, 1914. Смирнов С., Духовный отец в древней Восточной Церкви, Сергиев Посад 1906. Пентос Hausherr I., Pénthos. La doctrine de la componction dans l " Orient chrétien, OCA 132 (1944). Lot-Borodine M., Le mystère des larmes, in Vie spirituelle 48 (1936) Lot-Borodine M., Le mystère du (( don des larmes” dans l " Orient chrétien, in Spiritualité orientale 14 (1974) 131–195: La douloureuse joie.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Leclercq H. Hospices, hôpitaux, hôtelleries//DACL. Vol. 6. Pt. 2. Paris, 1925. Cols. 2748–2770. Mentzou-Meimari K. Eparchika euage idrymata mechri tou telous tes Eikonomachias//Byzantina. T. 11. 1982. P. 243–308. Miller T. The Birth of the Hospital in the Byzantine Empire. Baltimore, 1985. Philipsborn A. Der Fortschritt in der Entwicklung des byzantinischen Krankenhauswesens//BZ. Bd. 54. 1961. S. 338–365. Orlandos A. Monasteriake Architektonike. Athens, 1958. Van Millingen A. Byzantine Churches in Constantinoplë Their History and Architecture. London, 1912. Volk R. Gesundheitswesen und Wohltätigkeit im Spiegel der byzantinischen Klöstertypika. Münich, 1983. XIV.       Духовная жизнь монашества Hausherr I. L’hesychasme. Étude de spiritualité//OCP. T. 22. 1956. P. 5–40, 247–285. Holl К . Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Mönchtum. Leipzig, 1898. Krivocheine B. The Most Enthusiastic Zealot, «Zeiotes manikotatos», St. Sy- meon the New Theologian as Abbot and Spiritual Instructor//OS. Bd. 4. 1955. S. 108–128. Meyendorff J. Byzantine Hesychasm: Historical, Theological, and Social Problems. London, 1974. Meyendorff J. Les débuts de la controverse hesychaste//Byzantion. T. 23. 1953. P. 87–120. Meyendorff J. Mount Athos in the Fourteenth Century: Spiritual and Intellectual Legacy//DOP. T. 42. 1988. P. 157–165. Podskalsky G. Zur Gestalt und Geschichte des Hesychasmus//OS. Bd. 16. 1967. S. 15–32. Ware К . «Prayer and Sacraments in the Synagoge "http://The Theotokos Evergetis... P. 325–347. XV.          Богослужение Baldovin J. The Urban Character of Christian Worship: The Origins, Development, and Meaning of Stational Liturgy. Rome, 1987. Egender N. Byzantinische Liturgie und orientalisches Mönchtum//Erbe und Auftrag. Bd. 35. 1959. 267–275. Engberding H. Die Hochschatzung des Mönchtums in östkirchlichen Liturgien//BM. Bd. 18. 1936. S. 362–373. Herman E. Die haüfige und tägliche Kommunion in den byzantinischen Klöstern//Mémorial Louis Petit (Archives de l’Orient Chrétien 1). Bucharest, 1948. P. 203–217.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

1913 Якобсон А.А. [Рец.]//ВВ. – 1977. – Т.38. – С. 203. (Феодальная Таврика: Материалы по истории и археологии Крыма. – К., 1974. – 216 С.); ср.: Байер Х.-Ф. Идеология... – С. 461. 1914 Epiphaniou monachou kai presbyterou peri tou biou kai ton praxeon kai telous tou agiou kaipaneuphemou kai protokle-tou ton apostolon Andreou//PG. – 1864. – T. 120. – Col. 221 В. О маршруте Епифания подр. см.: Draseke]. Der Munch und Presbyter Epiphanios//BZ. – 1895. – Bd. 4. – S. 346–362. 1915 Epiphaniou monachou kai presbyterou peri tou biou... – Col. 220 A–B; 221 C; 224 A; 244 В; Греческие предания о си. апостоле Андрее. Т. 1: Жития/Изд. А.Ю. Виноградовым. – СПб., 2005. – С. 286–289, §9. 1917 Epiphanioumonachoukaipresbyterouperi toubiou...– Col.244A – С; Хождение ап. Андрея в стране мирмидонян//Труды В.Г. Васильевского . – СПб., 1909. –Т. 2. – Вып. 1. – С. 276.72–-76//Могаричев Ю.М. Пещерные сооружения городищ Юго-Западного Крыма. – С. 93; Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Иконоборческая Таврика. – С. 188; Auzepy M.-F. Gothie et Crimee de 750 a 830... – P.325 –326. 1918 Praxeis kai periodoi tou agiou kai panenphemou Apostolou Andreu egkomio sympeplegmenai//AB. – 1894. – T. 13. – Fasc. 3–4. – P. 334, §31. Пер. см.: Петровский С. В. Апокрифические сказания об Апостольской проповеди по Черноморскому побережью//ЗООИД. – 1898. – Т. 21. – С. 150. 1921 Подр. см.: Сорочан С.Б. О положении Церкви в Крыму в VIII–IX вв.//БИАС. – Симферополь, 2001. – Вып. 2. – С. 328–334. 1922 Зубаръ В.М. Об основных тенденциях процесса христианизации... – С. 291–297; Сорочан С.Б. О положении Церкви в Крыму в VIII–IX вв.//Церковная археология Южной Руси. – Симферополь, 2002. – С. 126–127 1923 Paganism in the Later Roman Empire and in Byzantium/Ed. by M. Salamon. – Cracow, 1991. – P. 124, 126,131. 1924 Ср.: Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. О возникновении Готской епархии в Таврике//МАИЭТ. –1991. – Вып. 2. – С. 120–121, Науменко В.Е. Место Боспора в системе византийско-хазарских отношений//БИАС. – Симферополь, 2001. – Вып. 2. – С. 340–342. Уже С. Богуш-Сестренцевич заметил, что, вероятно, преследование арабами евреев в Иерусалиме и переселение части их в 774 г. на берега Черного моря могли вызвать здесь нагнетание напряженности вследствие распространения иудаизма (История царства Херсонеса Таврийского, сочиненная Станиславом Сестренцевичем Богушем. – СПб., 1806. – Т. 2. – С. 107).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Brockelmann C. Geschichte der arabischen Litteratur. Weimar, 1898. Bd. 1. S. 348; Seybold C. F. Zu El Makin " s Weltchronik//ZDMG. 1910. Bd. 64. S. 140-153; Nau F. Sur al-Makin et Ibn Abi-l-Fazail//ROC. Sér. 3. 1927/1928. Vol. 6(26). P. 208-211; Plessner M. Al-Makin ibn al-‘Amid//EncIsl. 1927. Vol. 5. P. 172-173; Chaine M. Le Chronicon orientale de Butrus ibn ar-Rahib et l " histoire de Girgis al-Makim//ROC. Sér. 3. 1931/1932. Vol. 8(28). P. 390-405; Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 348-351, 450; Cahen Cl. Al-Makn ibn al-‘Amd et l " historiographie musulmane: Un cas d " interpénétration confessionnelle//Orientalia hispanica: Sive Studia Fr. M. Pareja octogenario dicata. Leiden, 1974. Vol. 1. Pt. 1. P. 158-167; Cahen Cl., Coquin R. G. Al-Makn b. al-‘Amd//EI. 1991. Vol. 6. P. 143-144; Heijer J., den. Al-Mufaddal b. Abi " l-Fada   " il//Ibid. 1993. Vol. 7. P. 305; Ferr é A. Ibn al-‘Amid al-Makin, chrétien d " Égypte, source importante d " Ibn Khaldun//En hommage au père J. Jomier/Éd. M.-Th. Urvoy. P., 2002. P. 61-71; Witakowski W. Ethiopic Universal Chronography//Julius Africanus und die christliche Weltchronistik/Hrsg. M. Wallraff. B., 2006. P. 285-301; Селезнев Н. Н. «Коптский историк» - потомок выходца из Тикрита: Ал-Макин ибн ал-‘Амид и его «История»//Точки=Puncta. М., 2011. 1/2. С. 45-53; он же. Хроника или исторический роман?: Царствование Зинона и события на Востоке по «Благословенному собранию» ал-Макина ибн ал-‘Амида//Aeternitas: Сб. ст. по греко-римскому и христ. Египту/Ред.: А. А. Войтенко. М., 2012. С. 120-148; он же. Изречения философов над гробом Александра Великого по «Истории» ал-Макина ибн ал-‘Амида//История философии. 2013. 18. С. 248-262; он же. Царствование императора Анастасия по «Благословенному собранию» ал-Макина ибн ал-‘Амида//Религиоведение. 2013. 1. С. 50-59; он же. Ал-Макин ибн ал-‘Амид о Моисее Критском//Иудаика и арамеистика: Сб. науч. ст. на основе мат-лов 3-й ежег. конф. по иудаике и востоковедению. СПб., 2014. С. 151-161; Moawad S. Al-Makn Jirjis ibn al-‘Amd (the elder)//Christian-Muslim Relations: A Bibliogr. History. 2012. Vol. 4. P. 566-571; idem. Al-Mufaddal ibn Ab l-Fada   " il//Ibid. 2013. Vol. 5. 119-122; Diez M. Les antiquités greco-romaines entre al-Makn ibn al-‘Amd et Ibn Haldun: Notes pour une histoire de la tradition//Studia graeco-arabica. Pisa, 2013. Vol. 3. P. 121-140.

http://pravenc.ru/text/2561520.html

В. неоднократно проявлял заботу о Мухаммаде. Когда Амина потеряла посреди Мекки своего малолетнего сына, В. помог отыскать его. Овдовевшая Хадиджа бинт Хувайлид ибн Асад стала первой женой Мухаммада по совету В., к-рый приходился ей двоюродным братом по отцовской линии. После того как Мухаммаду, согласно мусульм. традиции, было впервые ниспослано откровение, она, а затем и ее супруг, обратились именно к В. Тот разъяснил, что гигантская фигура, с к-рой Мухаммад общался на горе Хира в окрестностях Мекки, был архангел Гавриил, к-рый прежде являлся Моисею. В. первым признал Мухаммада пророком и предсказал, что его ожидают преследования. Сочувственно относился к мусульманам: вступился за раба-эфиопа Билала, буд. первого муэдзина, к-рого мучили мекканцы-язычники. Вероятно, именно от В. Мухаммад познакомился со мн. библейскими и христ. преданиями, нашедшими отражение в Коране. В. умер христианином еще до того, как пророк открыто призвал мекканцев к принятию ислама (т. е. в самом начале 10-х гг. VII в.). Он явился Мухаммаду во сне в белых одеждах, поэтому среди мусульман распространено убеждение, что В. после смерти попал в рай. Ист.: Абу-л-Фарадж ал-Исфахани. Китаб ал-агани. Дж. 3. Булак, 1285 г. хиджры. С. 13-15; Ибн ал-Асир. Усд ал-габа фи ма‘рифат ас-сахаба. Дж. 5. Тегеран, б. г. С. 88-89; Ибн Хаджар ал-‘Аскалани. Китаб ал-исаба фи тамйиз ас-сахаба. Дж. 6. Каир, 1907. С. 317-319; Muhammad b. Hab î b al-Baghd â d î. Kitabu " l Munammaq fi Akhbar-e-Quraish/Ed. by Kh. A. Fariq. Hyderabad (India), 1974. P. 176, 181-184, 531-532; idem. Kitâb al-Muhabbar/Ed. by I. Lichtenstädter. Hyderabad (India), 1942. P. 171, 175, 237; Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari/Ed. M. J. de Goeje. Ser. 1. Lugd. Batav, 1879-1898. P. 1078, 1079, 1147-1148, 1151-1152; Ibn Saad. Biographien Muhammeds, seiner Gefährten und der späteren Träger des Islams. Leiden, 1905. 1 Bd. Th. 1: Biographie Muhammeds bis zur Flucht/Hrsg. von E. Mittwoch. S. 58-59; Das Leben Muhammeds nach Muhammed Ibn Ishâk bearbeitet von Abd el-Malik Ibn Hischâm/Hrsg. von F. Wüstenfeld. Gött., 1858. Bd. 1. Teil. 1. S. 100-101, 106-107, 121, 143, 149, 153-154, 205. Лит.: Фролова О. Б. Три поэтических отрывка из «Китаб ал-агани»//Учен. зап. ЛГУ. 403. Сер. востоковедч. наук. Вып. 23: Востоковедение. 7: Филол. исслед. Л., 1980. С. 138-145; Blois Fr. de. Nasrani (Ναζωραος) and hanif (θνικς): Studies on the Religious Vocabulary of Christianity and of Islam//BSOAS. 2002. Vol. 65. P. 1-30; Vacca V. Waraka//EI. T. 4. P. 1121-1122. С. А. Французов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/154073.html

Ep. Ioan. Hier. Epistola ad Ioannem episcopum Hierosolymorum Иннокентий, папа Римский (Innocent.) Ep. ad Ioan. Epistola ad Ioannem episcopum Hierosolymorum Ep. ad Hieronym. Epistola ad Hieronymum Stromata Ориген (Orig.) De prine. De principiis Exp. in Prov. Expositio in Proverbia Fragm. in Prov. Fragmenta in Proverbia Орозий (Orosius) Apol. Liber apologeticus contra Pelagianos Dialogus de vita Joannis Chrysostomi Hist. Laus. Historia Lausiaca Петр Диакон (Petrus Diacon.) De vir. ill. De viris illustribus Проспер Аквитанский (Prosp.) Chron. Chronicon Apologia ad Anastasium Romanae urbis episcopum Apol. contr. Hieronym. Apologia contra Hieronymum De adult. lib. Origenis De adulteratione librorum Origenis Praef. in lib. De princ. Praefationes in libros Origenis De principiis Сириций, папа Римский (Siricius) Ep. Epistolae Созомен (Sozom.) Hist. eccl. Historia ecclesiastica Сократ (Socr.) Hist. eccl. Historia ecclesiastica Сульпиций Север (Sulp. Sever.) Dial. Dialogi Феодор Мопсуестийский (Theodor. Mops.) Comm. in Iona. Commentarius in Ionam prophetam Феофил Александрийский (Theophil. Alex.) Ep. Epiph. Epistola ad Epiphanium Ep. synod. Epistola synodica ad episcopos Palaestinos et ad Cyprios III. Справочные издания и патрологические серии BHL Bibliotheca Hagiographica Latina. Bruxellis, 1898–1899. Corpus Christianorum. Series Latina. Brepols, 1954–. Corpus Christianorum. Series Graeca. Brepols, 1977–. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1866–. Clavis Patrum Latinorum/Ed. E. Dekkers. Brepols, 1961. Clavis Patrum Graecorum/Ed. M. Geerard. Brepols, 1974–1998. Vol. 1–5. Dictionnaire de theologie catholique. T. I–XV. Paris, 1903–1950. Die griechischen christlichen Sriftsteller der ersten drei Jahrhunderte. Berlin–Leipzig, 1897– Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1844–1864. Sources Chretiennes. Paris, 1942– Читать далее Источник: Блаженный Иероним Стридонский библеист, экзегет, теолог=St. Jerome of Stridon biblical scholar, exegete/А.Р. Фокин ; Отд. по делам молодежи Русской Православной Церкви [и др.]. - Москва : Центр библейско-патрологических исслед., 2010. - 224 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010