Смотрите об этом: Самооткровение духа как источник его познания: речь, произнесенная на торжественном акте СПбДА 17 февраля 1897 года//Христианское чтение. СПб., 1897. 3. с. 424–439; К вопросу об экспериментальной психологии//Христианское чтение. СПб., 1895. 7–8. с. 228–231; Лейбниц и Локк по вопросу о прирожденных идеях: доклад, читанный в «Студенческом психологическом обществе» при СПбДА 1 марта и в философском обществе при университете 22 марта 1901 года//Христианское чтение. СПб., 1901. 5. с. 661–690; Механическое воззрение на душевную жизнь перед судом современных строго научных психологических исследований//Христианское чтение. СПб., 1897. 3. с. 373–390; В.Н. Карпов как психолог. К столетнему юбилею его рождения//Христианское чтение. СПб., 1898. с. 688–700; Независимость психологии от физиологии//Христианское чтение. СПб., 1913. 7–8. с. 853–871; Опытная психология и её методы//Христианское чтение. СПб., 1899. 4. с. 639–677; Психофизические исследования и их значение для психологии: очерк по экспериментальной психологии//Христианское чтение. СПб., 1895. 3–4. с. 288–311; Узость ясного сознания: исторический очерк по экспериментальной психологии//Христианское чтение. СПб., 1902. 3. с. 309–326; Учение Лейбница о бессознательной душевной жизни//Вестник психологии. СПб., 1904. с. 17–32; К психологии ощущений//Вестник психологии. СПб., 1919. Ч. 1. с. 65–73; Отчёт о III международном психологическом конгрессе//Церковный вестник. СПб., 1900. Статьи и заметки историко-философского содержания: Декарт и его философия: к 300-летнему юбилею его рождения//Христианское чтение. СПб., 1896. 3–4. с. 455–481; Возражения Лейбница против философии Декарта//Христианское чтение. СПб., 1906. 10. с. 487–516; Жизнь и сочинения Лейбница//Христианское чтение. СПб., 1907. 6. с. 787–805, 7. с. 31–51; Отчёт о II международном философском конгрессе//Вестник психологии. СПб., 1904 Учение Лейбница о нравственной свободе человека//Вестник психологии. СПб., 1905. 8–9. с. 443–454; Учение Лейбница о свободе воли//Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1906. с. 356–381; Влияние философии Гоббса на Лейбница//Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1907. с. 62–99.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Serebr...

и Паричском – одна имени учредительницы сего училища Марии Пущиной на проценты с пожертвованного духовенством Минской епархии капитала в 1.700 руб.; при школе Московской епархиальной Покровской Общины сестер милосердия – одна имени дочери потомственного почетного гражданина Екатерины Прохоровой на проценты с пожертвованного потомственной почетной гражданкой Прасковьей Прохоровой капитала в 2.500 руб. и одна имени жены потомственного почетного гражданина Прасковьи Серебряковой на проценты с пожертвованного ею капитала в 2.000 руб. Сверх того, по духовному завещанию вдовы действительного статского советника Екатерины Дюковой поступило в Правление Тверской духовной семинарии 6.000 руб. на учреждение при семинарии четырех стипендий имени Петра и Екатерины Дюковых и по духовному завещанию действительного статского советника Виктора Левицкого поступило в Хозяйственное Управление при Святейшем Синоде 16.059 руб. 37 коп. на учреждение при Подольской духовной семинарии стипендий. Независимо от учреждения стипендий в духовно-учебных заведениях, благотворительницей Юлией Бажановой пожертвовано в 1896 г. 10.000 руб. на постройку нового здания для общежития Якутской духовной семинарии; в 1897 г. пожертвованы: потомственной почетной гражданкой Елизаветой Сапожниковой капитал в 3.100 руб. для выдачи из % с него пособия бедным воспитанникам Иркутской духовной семинарии: женой потомственного почетвого гражданина Юлией Бажановой капитал в 15.000 руб. на устройство дачи для остающихся на каникулы воспитанников той же (Иркутской) семинарии и вдовой тайного советника Марией Чубинской – капитал в 18.000 руб. на учреждение при С.-Петербургской духовной академию премии имени Марии и Василия Чубинских за лучшее сочинение по богословию. О средствах на содержание духовно-учебных заведений за 1896 и 1897 гг. Доходов на содержание духовно-учебных заведений и другие надобности по духовно-учебной части в 1896 г. исчислено было 5.855.008 руб., в том числе: из Государственного Казначейства 2.195.268 руб., процентного сбора с церковных доходов 1.676.188 руб., процентов с духовно-учебного капитала 1.288.220 руб., взносов от церквей и духовенства на погашение ссуд 69.744 руб., из средств Грузинского Экзархата, Донской, Енисейской и Таврической епархий и других местных средств духовного ведомства 141.108 руб., из капитала духовенства Западного края 62.840 руб., процентов с капиталов, пожертвованных в пользу духовно- учебных заведений 94.429 руб., платы за содержание пансионеров и других платящих воспитанников 239.210 руб., от продажи книг и учебных пособий 1.000 руб., от оброчных статей 18.208 руб., от мелочных поступлений 23.271 руб., от посторонних ведомств 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

б) Изготовлено и выслано для греческой церкви в г. Софии, в Болгарии, два комплекта священнических облачений, с воздухами, а также одежды на престол, жертвенник и два аналогия, с пеленами, всего на сумму 126 руб., каковой расход отнесен на счет капитала, завещанного Вишневским в пользу православных церквей, обуреваемых от магометанства. в) При отправлении в 1896 г. из С.-Петербурга в Абиссинию отряда Общества Красного Креста, для походной церкви сего отряда отпущены были необходимые богослужебные принадлежности, на сумму 648 руб., каковой расход, согласно определению Святейшего Синода, от 5–13 июня 1896 г., отнесен на счет того же капитала, завещанного Вишневским. г) Для кафедральной церкви православной общины в Пакраце, в Славонии, изготовлено и выслано три комплекта священнических облачений и два комплекта облачений диаконских, всего на сумму 185 р., каковой расход отнесен на счет капитала, завещанного купцом Макушиновым в пользу православных церквей в России и на Востоке. д) По ходатайствами православной Сербской общины села Бальке, что возле Дринша, в Далмации, и архимандрита Свято-Успенского монастыря Крупы, в Далмации же, отпущено для означенной общины: пара хоругвей, комплект священнического облачения, комплект священных сосудов и 12 икон двунадесятых праздников, а для монастыря Крупы отпущены хоругви; всего отпущено церковных вещей и икон на 152 руб. 40 коп., каковой расход отнесен на счет поступивших пожертвований на нужды православных церквей и монастырей. е) По ходатайству православных прихожан деревни Иванковцы, в Буковине, отпущено для церкви этого прихода разных ризничных и утварных принадлежностей на 278 руб. 10 коп., каковой расход отнесен на счет % с капитала в 50 т. р., пожертвованного Московским духовенством на военные издержки и обращенного, по Высочайшему повелению, на устройство православных церквей в христианских областях Турции. В 1897 г. В 1897 году а) изготовлено и выслано: 1) для 10 беднейших церквей Адрианопольского вилайета 10 комплектов священнических облачений, на 190 руб.; 2) для беднейших церквей и монастырей Критской митрополии 5 комплектов священных сосудов, 5 комплектов священнических облачений и 25 разных икон, на сумму 410 р.; 3) для православной Сербской общины в Боснии некоторые священные сосуды, на 59 р. 52 к.; 4) для церквей местечка Молибе, на острове Мителене (Лесбосе), комплект священнического облачения и одежды на престол и жертвенник, на 77 р. и 5) для православного сербского монастыря Баньи, в Ризано, два комплекта священнических сосудов, на 111 руб. 45 кон. Расход этот, всего в сумме 847 р. 97 к., отнесен на счет капитала, завещанного Вишневским в пользу церквей, обуреваемых от магометанства.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

1903 Письма В.Г. Белинского к К.С. Аксакову. Русь, 1881, 8, с. 16, письмо 3-е; и с. 17, письмо 4-е. Ср. собственное свидетельство К.А. в письме к Н.С. Соханской 1860 года. Русское Обозрение. 1897, март, с. 150. 1904 Русский Архив, 1912, кн. 3, с. 296, и ранее – с ошибками – 1915, кн. 3, с. 561, примечание И.Б. к «Путевым письмам Н.М. Лонгинова». 1905 Там же, 1896, кн. с. 144, примечание Н.М. Павлова к «Переписке А.О. Смирновой с Аксаковыми». 1906 Русское Обозрение. 1894, т. 30, с. 587, письмо от 18 июля 1856 г. То же – И. Аксаков, в предисловии к письмам Хомякова к Самарину. Т.8 сочинений Хомякова. 1907 Письмо от 15 ноября 1854 года. Русский Архив. 1896, кн. 1-я, с. 157. Сама Смирнова относит их к 1848 году. См. ее письмо к Гоголю: там же, 1897, кн. 3, с. 129. 1908 Например, в «Записках А.О. Смирновой». СПб, 1897, ч. 2-я. с. 53, примечание 2-е, в конце, или в воспоминаниях В. Давыдова «Самарин – ополченец». Русский Архив. 1877, кн. 2-я, с. 43. 1910 См. в том же издании «Дневник В.С. Аксаковой». СПб, 1913, с. 49, примечание 1-е, где содержится это обещание. 1912 Во всяком случае, Луповицкий – гораздо более злая сатира на славянофильство, чем, например, Любозвонов в «Однодворце Овсянникове» Тургенева. (О том, что под видом его последний хотел вывести самого Константина Аксакова, см. «Письма Аксаковых к Тургеневу». Русское Обозрение. 1894, август, с. 477). 1913 Москвитянин. 1848, 5, Критика, с. с. 27–28. Впрочем, что касается обвинения в отсутствии характеров, то сам К.А. возводил последнее в принцип своей драмы. «Здесь, – говорит он в одном из писем к С.М. Великопольской, отнесшейся, впрочем, к его драме очень сочувственно, – здесь жизнь является без всякой личности, без героя; здесь является смирение, а не гордость; здесь, как и в Русской жизни, люди Русские все относят к Богу, а не к себе. Драма моя не есть художественное произведение: здесь искусство только средство, чтобы начертать высокий строй жизни (жизни Русской допетровской), какой не поддается силе художественной (Русский Архив. 1904, кн. 2-я, с. 451, письмо конца 1848 или начала 1849 года. На этом же основании у него, при перечислении действующих лиц, на первом месте значится: «Народ».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Они писаны к А. В. Рачинскому, второму после В. И. Григоровича путешественнику по славянской Македонии, а потом бывшему нашим вице-консулом в Варне». Примечание к первому письму – издателей «Православного обозрения». Протоиерею С. А. Серафимову. Изд. по: Письмо преосвященного Феофана Затворника к протоиерею С. А Серафимову//Душеполезное чтение. 1905. Т. I. С. 147–149. К письму дано пояснение: «Предлагаемое письмо приснопамятного епископа Феофана Затворника писано им из Иерусалима в бытность его там членом нашей Русской миссии (1847–1853) – в Одессу – к протоиерею С. А. Серафимову, который был товарищем Феофана по Киевской духовной академии. По окончании академического курса в 1841 году со степенью магистра, Серафим Антонович Серафимов служил некоторое время бакалавром в Киевской академии; а затем в 1845 году перешел на службу в Одессу, приняв священный сан, много трудился на учебном и пастырском поприще и скончался в 1884 году 26 февраля настоятелем Одесской Покровской церкви. О. протоиерей С. А. Серафимов известен, как самый деятельный сотрудник «Херсонских епархиальных ведомостей» со времени их основания в 1860 году. Он писал преимущественно по предметам местной церковной истории, а также по истории Восточной Церкви. Предлагаемое письмо к нему иеромонаха Феофана передано нам вдовою его – досточтимою старицею Надеждою Яковлевною Серафимовою, за что приносим ей нашу глубокую благодарность. Л. С. М.». Примечания к письмам – издателей « Душеполезного чтения». Сотруднику «Душеполезного чтения» Изд. по: Письмо святителя Феофана Вышенского к сотруднику «Душеполезного чтения»//Душеполезное чтение. 1905. Т. I. С. 36–37. К публикации дано пояснение: «К 6 января, дню памяти святителя». А также: «С подлинным верно. Сообщил А. З. (он же А. Кодратов)». А. А. Унженской. Изд. по: Письма преосвященного Феофана, епископа Владимирского к А. А. Унженской//Душеполезное чтение. 1916. 1 С. 32; 2. С. 55; 3. С. 27–28; 4. С. 46–47; 5. С. 43–44; 6. С. 70–72; 1917. 1. С. 60–61; 2. С. 56–58; 3. С. 21–22; 4; С. 15–16. Без комментариев. Письма к разным лицам… ...в «Душеполезном собеседнике» Изд. по: Неизданные письма епископа Феофана//Душеполезный собеседник. 1907. Октябрь. Вып. 10. С. 314–315. Публиковались с пометкой: «Из переписки святителя Феофана. Неизданные письма». ...в «Тамбовских епархиальных ведомостях» Изд. по: Письма в Бозе почившего епископа Феофана, Затворника Вышенской пустыни//Тамбовские епархиальные ведомости. 1897. Февраль. 5. С.98–101; 6. С. 113–117; 7. С. 137–140; 8. С. 168–172; Март. 11. С. 257–265; Апрель. 16–17. С. 387–390. «Тамбовские епархиальные ведомости» публиковали письма святителя Феофана в течение трех с половиной лет (1894–1897). Большая часть этих писем за 1894–1896 годы включительно вошла в восьмитомное «Собрание писем», изданное Свято-Пантелеимоновым Афонским монастырем. Публикуемая нами часть – окончание – в восьмитомник не вошла и никогда более с 1897 года не переиздавалась. Письма публиковались без комментариев.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Отец Сергий претерпел от людей много непонимания, незаслуженных скорбей и несправедливых обид. Но несомненным фактом остается то, что Бог прославил Своего сына – мыслителя, труженика и подвижника – в присутствии четырех свидетельниц, его духовных дочерей, необъяснимым озарением его лица. Так светло и радостно отошел отец Сергий в жизнь вечную – ко Христу, Которого безгранично любил и к живому единению с Которым всегда стремился смиренным подвигом своей самоотверженной жизни, богословского труда и священства. Библиография 2 I. Труды Сергея Николаевича Булгакова до принятия священства (1896–1918) 1 . О закономерности социальных явлений. – Вопросы философии и психологии, 1896, с. 575–611. 2 . О рынках при капиталистическом производстве. Теоретический этюд. М., изд. М. И. Водовозовой, 1897. 3 . Закон причинности и свобода человеческих действий. – Новое слово, 1897, с. 183–199. 4 . Классическая школа и историко-этическое направление в политической экономии. – Новое слово, 1897, 11, с. 39–53. 5 . О некоторых основных понятиях политической экономии. I. Ценность. II. Капитал. – Научное обозрение, 1898, 2, с. 331–353; 9, с. 1475–1483; 10, с. 1647–1676. 6 . К вопросу о капиталистической эволюции земледелия. – Начало, 1899, I–2, с. 1–21; 3, с. 25–33. 7 . Капитализм и земледелие. I–II. СПб., тип. В. А. Тиханова, 1900. 8 . Иван Карамазов как философский тип. – Вопросы философии и психологии, 1902, 61, с. 826–863. 9 . Душевная драма Герцена. – Вопросы философии и психологии, 1902, 54, с. 1248–1275. 10 . Основные проблемы теории прогресса. – В кн.: Проблемы идеализма. Под ред. П. И. Новгородцева. М., изд. Московского психологического общества, 1902, с. 1–47. 11 . Васнецов, Достоевский, Вл. Соловьев, Толстой (параллели). – В сб.: Литературное дело. СПб., тип. А. В. Колпинского, 1902, с. 119–139. 12 . Что дает современному сознанию философия Вл. Соловьева? – Вопросы философии и психологии, 1903, 66, с. 52–96; 67, с. 125–166. 13 . Об экономическом идеале. – Научное слово, 1903, 5, с. 102–125.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

1877. 255).Гипотеза о происхождении христианского монашества из культа Сераписа возобновлена была Дитерихом (Verhandlungen der 44 Versammlung deutscher Philologen in Dresden. Leipzig, 31–33) в 1897 г., а внимание к ней оживилось еще раньше предположением, будто организатор среднеегипетского монашеского жития преп. Пахомий, до своего обращения в христианство, начал свои подвижнические труды среди языческих анахоретов, поклонниковСераписа (Grützmacher. Pachomius und das älteste Klosterleben.Freiburg i. В. 1896, 39 ff; Zöckler.Askese und Mönchthum. 2 Aufl.: Frankfurt a. M. I, «195.Basset.Les Apocryphes ethiopiens. Paris. 1896, 5. Battifol.Lalitteraturegrecque. Paris. 1897, 255). Этому предположению, основанному на коптских и арабских документах, опубликованных Амелино (см. ниже), противоречат греческие и латинские повествования о жизни преп. Пахомия. Вся гипотеза Вейнгартена и его преемников опровергнута Луциусом Strassburg, 1880, 199–203), Кеймом, Aus dem Urchristenthum.Zürich, 1878, 215 ff.)Лaдeзoм (Ladeuze. ßt.ude sur le cenobitisme pakhomien. Louvain. 1898, 157, ss.)uNpeйшehoм (Preuschen.Mönchthum und Sarapiskult.Giessen, 1903, 3. 28–29, 51–53). 4 Гильгенфельдв Zeitschrift f. wissensch. Theologie. 1878, 148. Из позднейших представителей этой точки зрения укажем на Лилли Lilly. Buddhism in Christendom.London, 1889; егоже The Buddhist Influence on Christianity) инаНейманна (Die innere Verwandtschaft buddhistischer und christlicher Lehren. Leipzig, 1891), применяющего однако к этому предполагаемому сходству афоризм: «Idem, sedaliter», 17. 5 Обзор до-буддийского индусского аскетизма у Zöckler. Askese und Mönchthum. 1897. I, 34 ff. О буддийском аскетизме, кроме общих работ по истории п учению буддизма, – Spence Hardy. The Eastern Monachism. 1850. Copleston. Buddhism, primitive and present in Magadha and in Ceylon.2 ed. London. 1908, 127 sqq и 250 sqq (о современном буддийском монашестве). DelaMazoliere. Moines et ascetes indiens. Essai sur les caves d’Ajunta et les couvents bouddhistes des Indes.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

2) От г. Директора Московского Публичного и Румянцевского Музеев, действ. статск. советника М.А. Веневитинова – Отчет Музеев за 1897 г. Москва, 1898. 3) От и.д. доцента Академии И.М. Громогласова – его брошюра: Памяти А.С. Павлова . Москва, 1898. Два экземпляра. 4) От почетного члена Академии Преосв. Арсения, еп. Кирилловского – его издание: Филофея патр. Константинопольского XIV в. три речи к еп. Игнатию. Греческий текст и русский перевод. Новгород, 1898. 5) От Нижегородского Губернского Статистического Комитета – его издания: а) Действия Нижегородской Губернской Ученой Архивной Комиссии. Сборник статей, сообщений, описей и документов. Том III. б) Журналы заседания Комиссии 1896–1898 гг. (XL-XLV), в 2-х книжках. 6) От заслуженного профессора Императорского Московского Университета А.П. Лебедева – его «Собрание церковно-исторических сочинений», том I. Москва, 1898. 7) От Императорского Православного Палестинского Общества – его издания: а) Ближайшие окрестности Иерусалима (карта); б) Сообщения Общества, Апрель, Июнь, Август и Октябрь 1898 г.; в) Чтения о св. земле (9–16). 8) От гг. Профессоров Академии журналы за 1897 г. (21 название) с приложениями. 9) От Председателя Московского Биржевого Комитета Н. Найденова – изданные под его наблюдением Актовый книги г. Москвы XVIII ст., тома: VII (с указателем) и VIII. Москва. 1898. 10) От архим. Палладия – его брошюра: Новооткрытые сказания о преп. Макарий Великом по коптскому сборнику. 11) От П.И. Щукина – его издание: Бумаги, относящаяся до Отечественной войны 1812 г., часть 3-я. —308— 12) От Правосл. Миссионерского Общества – Отчета Общества за 1897 год. 13) От Севастопольской морской офицерской библиотеки: – а) Отчета о деятельности библиотеки за 1892–96 гг. и б) Четыре прибавления к систематическому каталогу русских книг и русских периодических изданий. 14) От ссудо-сберегательной кассы при Московской Духовной Академии – Устав кассы. 15) От А. Лавровского – его брошюра: Историко-критическая проверка каталога Смоленских епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ГАХО. - Ф.639. - Харьковская вторая мужская гимназия (1848-1908 гг.); 50-летие 2-й Харьковской мужской гимназии//Харьковские губернские ведомости.- 1891.- 17 дек. Черняев Н.И. Юрий Николаевич Говоруха-Отрок//Южный край.- 1896.- 27 сент.-9 дек. Список студентов и посторонних слушателей лекций Императорского Харьковского университета на 1870-1871 академический год. - Харьков, 1870.- С.22; Список студентов и посторонних слушателей лекций Императорского Харьковского университета на 1873-1874 академический год. - Харьков, 1873.- С.23. Юридический факультет Харьковского университета за первые сто лет его существования (1805-1905).- Харьков, 1908.- С. 81-82. Там же. - С.82. Там же. - С.104. Там же. - С.82. Черняев Н. И. Старинный харьковский театр//Древняя и новая Россия. - 1881. - Т. XIX. - С. 209-236. Начала издаваться с декабря 1880 г. А.А. Иозефовичем. К концу 1890-х гг. стала одной из крупнейших провинциальных газет в России с тиражом до 5 тыс. экз. Черняев Н.И. Юрий Николаевич Говоруха-Отрок//Южный край.- 1896.- 4, 5, 13 октября. Черняев Н.И. Юрий Николаевич Говоруха-Отрок//Южный край.- 1896.- 13 октября. Гончарова О.А. Русская литература в свете христианских ценностей (Ю.Н. Говоруха-Отрок - критик). - Харьков, 2006. - С.18-19. Часть этих публикаций впоследствии была опубликована в издании: Черняев Н. И. Харьковский иллюстрированный театральный альманах: Материалы для истории харьковской сцены. - Харьков, 1900. - 107 с. См.: Южный край. - 1890.- 21, 22 , 29 июля. Памяти Ю.Н. Говорухи-Отрока. - М., 1896. - С. 9. Черняев Н.И. Из записной книжки русского монархиста//Мирный труд.- 1904. - 6. - С.91. Черняев Н.И. О русском Самодержавии//Русское обозрение. - 1895. - - С. 249. Там же. - С.249-250. Черняев Н.И. «Капитанская дочка» Пушкина: Ист.-крит. этюд.//Русское обозрение.- 1897. 8-12; 1898.- Черняев Н.И. «Капитанская дочка» Пушкина: Ист.-крит. этюд. - М.: Универ тип., 1897.- 207, III с. (Оттиск из «Русского обозрения»). Черняев Н.И. «Капитанская дочка» Пушкина: Ист.-крит. этюд. - М., 1897.- С.3.

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/25/...

Разделы портала «Азбука веры» ( 11  голосов:  3.9 из  5) 15. Перестройка философской системы (1897—1899) I. Onpabдahue добра В 1894 году Соловьев задумал переиздать свою «Критику отвлеченных начал», но, перечитывая ее, убедился, что взгляд его на нравственность во многом изменился и что старая система не соответствует больше его убеждениям. Попытка переработки привела к полному пересмотру, и в три года он написал новую этику. «Оправдание добра» вышло в 1897 году. В предисловии автор отвергает три ложные концепции нравственности: культ силы и красоты (ницшеанство), моральный аморфизм (толстовство) и внешний авторитет (положительную религию). «Нравственный смысл жизни человека, — заключает он, — состоит в служении добру, но это служение должно быть добровольным, то есть пройти через человеческое сознание». Прежнее деление этики на нравственность субъективную и объективную сохраняется («Добро в человеческой природе» и «Добро через историю человечества»), но теоретическое обоснование ее резко меняется. В «Критике отвлеченных начал» автономия этики отвергалась: она казалась автору ложным «отвлеченным морализмом», — и он выводил нравственность из положительной религии и мистического опыта: только веря в христианское откровение, можно утверждать божественное начало человека, а без веры в это начало всякая нравственность становится субъективной иллюзией. И Соловьев убедительно доказывал невозможность построить этику без метафизики. В «Оправдании добра» он стоит на противоположной точке зрения: этика не гетерономна, а автономна, нравственная философия может быть построена как наука на эмпирических основах. Идея добра присуща человеческой природе и всеобща. Ап. Павел говорит, что и язычники творят добро по закону, написанному в их сердцах, значит, сознание добра может быть и помимо истинной религии; религий много, а нравственность одна; не нравственность должна искать оправдания у религии, а, наоборот, религия оправдывается нравственностью. Так, например, католики, протестанты и православные в своей полемике всегда пользуются нравственными аргументами. Бывают, наконец, и безнравственные религии. Автор приходит к выводу: «Независимо от каких бы то ни было положительных верований или неверия, всякий человек, как разумное существо, должен признавать, что жизнь мира имеет смысл, то есть должен верить в нравственный порядок. Эта вера логически первее всех положительных религий и метафизических учений и составляет то, что называется естественной религией».

http://azbyka.ru/fiction/gogol-solovev-d...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010