5. гл. 20,1. Цит. изд. С. 488), духовной лечебницей ( Иоанн Златоуст , свт. Творения. Том 4, кн 1. СПб., 1898. С. 2), духовной баней (Там же. Творения. Том 10, кн. 2. СПб., 1904. С. 613), матерью, питающей чад своих «млеком священным, вечно юным Логосом» ( Климент Александрийский , свт. Педагог. Кн.1, гл. 6. Ярославль, 1890. С. 39) и другими именами, свидетельствующими об её особом призвании. Милосердный «Бог, – закончим словами Святителя Церкви второго столетия, – дал миру, волнуемому и обуреваемому грехами, (...) святые Церкви, в которых, как в благоустроенных пристанях, сохраняется учение истины, к которым прибегают желающие спастись, как скоро они сделаются любителями истины и захотят избежать гнева и суда Божия» ( Феофил Антиохийский , сот. Три книги к Автолику. Кн. 2, 14. Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1895, С. 150–151). Октябрь 1978 г. Тезисы к теме: «Церковь как место освящения (Ин.17:17–19)» 1 . Истина есть Сам Бог, Сущий, Всеведущий; учение и дела Христа Спасителя; сущность духовной жизни, приближающей человека к Небесному миру. 2 . Для познания и возвещения этой истины необходима Божественная помощь – вселение Духа Святого, – и Господь молится об освящении Своих Учеников, о ниспослании им силы свыше ( Деян.1:8 ). Насколько важно для всей Церкви Христовой ниспослание Святого Духа на апостолов свидетельствует уже тот факт, что Спаситель трижды повторил обетование о сем в прощальной беседе с ними ( Ин.14:26, 15:26 и 16:13). 3 . Освящение Христа Спасителя от апостолов отличается тем, что Христос Сам есть «Приносяй и Приносимый», апостолам же предстояло быть освящёнными Богом во Святом Духе. 4 . Из принявших Истину Господь создал Церковь с назначением вести своих членов в Царствие Божие чрез очищение и освящение. Для достижения цели Церковь имеет «всё потребное» ( 2Пет.1:3 ). 5 . С Церковью невидимо в тесном живом единении пребывает вместе со Святым Духом Господь Христос как её Глава, Источник святой, животворящей жизни. Христос – Глава, Церковь – Тело Его, полнота наполняющего все во всем ( Еф.1:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

63 Митрополит Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич, 1862–1936) родился в Бессарабской епархии, в 1880 г. окончил Кишиневскую духовную семинарию, а в 1885 г. – Киевскую духовную академию. 30 декабря 1895 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, а 1 января 1896 г. рукоположен во иеромонаха. Занимался преподавательской деятельностью. Был ректором Новгородской, а затем Московской духовной семинарии и академии. В 1899 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии и оставался ректором академии. С 1903 г. – епископ Псковский и Порховский. Создал в епархии школу псаломщиков, основал церковный музей, им был образован историко-археологический комитет, одной из главных задач которого стала охрана памятников церковной старины. С 1910 г. – архиепископ Новгородский и Старорусский. С 1919 г. неоднократно подвергался арестам, заключениям и ссылкам. С 1933 г. – митрополит Ташкентский и Туркестанский. Скончался в Ташкенте в больнице на руках архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) . Похоронен на Боткинском кладбище в г. Ташкенте. Русской Православной Церковью за границей митрополит Арсений (Стадницкий) причислен к лику святых. 64 Храм свт. Николая в г. Касимове упоминается в писцовых книгах как Николаевский мужской монастырь с 1627 г. В 1701 г. на месте старой деревянной была построена каменная церковь , освящена в 1705 г. В 1764 г. монастырь был упразднен, церковь обращена в приходскую. С 1941 по 1943 г. храм свт. Николая был закрыт. Открывал храм прот. Сергий Правдолюбов , прославленный как священноисповедник в 2000 г. 65 Протоиерей Владимир Сергиевич Правдолюбов родился 9 июня 1931 г. в Касимове в семье протоиерея Сергия Анатольевича Правдолюбова (священноисповедника Сергия). Высшее образование получил в 1948–1953 гг. на механико-математическом факультете Московского государственного университета. С 1953 по 1956 г. преподавал в средней школе в Куйбышевской обл. 29 мая 1957 г. в г. Рязани рукоположен в сан диакона, на следующий день, в праздник Вознесения, – во иерея и назначен в Никольский храм Касимова, в котором прослужил всю жизнь. С 1958 г. учился на заочном секторе Ленинградской духовной семинарии, по окончании которой поступил в Московскую духовную академию. В 1978 г. защитил диссертацию и получил степень кандидата богословия. В настоящее время почетный настоятель Никольской церкви и почетный гражданин города Касимова, имеет все церковные награды, включая митру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

6 О генеалогии этого святого см. Янин В. Л. К вопросу о происхождении Михаила Клопского//Археографический ежегодник за 1978 год. М., 1979, сс. 52–61. 7 См.: Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 1. СПб., 1841, сс. 195–196. Подобно поступил и преподобный Герасим Болдинский (†1554; пам. 1 мая), ученик преподобного Даниила Переяславского. Перед своей кончиной он “бил челом” царю Иоанну Грозному и Митрополиту Макарию о покровительстве своему монастырю (Архим. Андрей. Житие преподобного Герасима, Болдинского Чудотворца. М., 1893, с. 44). 8 Видение Иродиона, како виде преподобного Александра и Митрополита Макария, со церквы Николаа (Публикацию подготовил архим. Никодим по ркп.: СПбДА 276, лл. 156 об.–158 об.)//Олонецкие епархиальные ведомости. 1903, 19, часть неофициальная, с. 664. 9 Подробнее об их взаимоотношениях см. Игумен Макарий (Веретенников). Преподобный Александр Свирский “новый чюдотворец” — русский подвижник XVI века. К 450-летию со дня кончины//Богословские труды. Сб. 23. М., 1982, сс. 325–329; Архимандрит Макарий (Веретенников). Преподобный Александр Свирский и святитель Макарий, митрополит Московский//Альфа и Омега. 1995, 1 (4), сс. 135–144. 10 Корольков Н. Преподобный Макарий Римлянин. Новгородский чудотворец и его обитель ныне Воскресенский миссионерский монастырь. Изд. 2. СПб., 1895, с. 22; Архим. Никодим. Преподобные Александр Свирский и его ученики-подвижники//Олонецкие епархиальные ведомости. 1903, 3, часть неофициальная, с. 76. 11 Житие преподобного Трифона Печенгского, просветителя лопарей//Православный собеседник. Ч. 2. Казань, 1859, с. 101. Тверской патерик (Казань, 1907, с. 71) говорит, что преподобный даже пострижен был архиепископом Макарием. 12 ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. Л., 1929, сс. 565–566; Диакон П. Веретенников. Святитель Макарий, архиепископ Великого Новгорода и Пскова (1526–1542)//ЖМП. 1979, 8, с. 70. Некоторые материалы о народностях, населявших эту пятину, см. Попов А. Следы времен минувших. Л., 1981, сс. 94–99, 108–110.

http://pravmir.ru/mitropolit-makariy-i-e...

758 Ставрофор – букв.: крестоносец (греч.); в данном контексте наименование священника, на­гражденного правом носить наперсный крест не только за богослужением, но и в повседневной обстановке. В отличие от Русской Церкви, где начиная с 1896 г. этим правом обладает любой рукоположенный иерей, в поместных церквах греческого мира, а также в Сербской, Болгарской и Румынской церквах оно доныне остается одной из иерейских наград (отсюда: «протоиерей-став­рофор», «иконом-ставрофор» и т. п.). 759 Палладий (Каминский Георгий Михайлович; 1896–1978), архиепископ. В 1947 г. хиротонисан во епископа Полтавского и Кременчугского. С 1956 г. архиепископ Львовский и Тернопольский. Последняя кафедра – Житомирская и Овручская. В 1977 г. ушел на покой. 760 Иов (Кресович Владимир Адрианович; 1898–1977), архиепископ. В 1942 г. хиротонисан во епископа Луцкого, викария Волынской епархии. С 1943 г. епископ Кременецкий и Дубенский. Воссоединился с Московским Патриархатом. С 1946 г. епископ Лысковский, викарий Горьков­ской епархии. В 1948 г. временно управлял Горьковской епархией. С 1950 г. епископ Великолук­ский и Торопецкий. С 1951 г. Чебоксарский и Чувашский. С 1953 г. Казанский и Чистопольский, временно управляющий Чебоксарской епархией. С 1954 г. архиепископ. С 1957 г. Казанский и Марийский. С 1960 г. на покое. С 1967 г. архиепископ Уфимский и Стерлитамакский. В 1973 г. Ивановский и Кинешемский. 761 Вероятно, Феодосий (Каверницкий Евфимий Павлович; 1895–1980), епископ. В 1945 г. хиро­тонисан во епископа Черновицкого и Буковинского. С 1947 г. епископ Кировоградский и Ни­колаевский. С 1949 г. на покое. С 1953 г. епископ Архангельский и Холмогорский. С 1956 г. на покое. 763 Вениамин (Новицкий Сергей Васильевич; 1900–1976), архиепископ. После революции в эмиграции в Польше в связи с изменением государственных границ. В 1941 г. хиротонисан во епископа Пинского и Полесского, викария Волынской епархии. Находился на оккупированной территории, вошел в состав Автономной Украинской Церкви, номинально имевшей связь с Мо­сковским Патриархатом. С сентября 1943 г. служил в Почаевской лавре. В 1944 г. арестован и отправлен на 12 лет в Колымские лагеря. Освобожден в 1956 г. Назначен епископом Омским и Тюменским. С 1958 г. архиепископ Иркутский и Читинский, временно управляющий Хабаров­ской и Владивостокской епархиями. С 1973 г. архиепископ Чебоксарский и Чувашский.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

79 Simon, «Alexis Toth,» 391–392. Given Simon " s depiction of this reaction from Ireland, I find it odd that Simon claims Ireland «took little notice of the incident» (391). 80 O " Connell, 270. 81 Simon, «The First Years,» 206. 82 Simon, «First Years,» 192. It is worth noting that this proposed solution came in correspondence with Ryan since both bishops reacted negatively (and strongly) to Volans’ky’s presence. On the Americanist controversy, see Gerald P. Fogarty The Vatican and the Americanist Crisis; Denis J. O " Connell, American Agent in Rome, 1885–1903 (Rome: Gregorian University, 1974) and Thomas Timothy McAvoy, The Americanist Heresy in Roman Catholicism, 1895–1900 (Notre Dame: Notre Dame University Press, 1963). 83 Ibid., especially 193–194. 84 Simon, «First Years,» 226. 85 Ibid., 232. 86 Rusin, 134. The claim that Toth had already considered Orthodoxy is elicited from Russin’s usage of court transcripts that were, I was informed by the Luzerne county clerk, lost in a 1972 flood from Hurricane Agnes. Russin cited the transcript as Testimony: Greek Catholic Church et. al. v. Orthodox Greek Church et. al. (Court of Common Pleas, Luzerne County, Wilkes-Barre, Pennsylvania, 1894). 87 Russin, 134. Simon notes that the «Reverend Dzubay» mentioned by Toth is likely not Fr. Alexander Dzubay, the colleague of Toth’s who later became an Orthodox priest and bishop and then reverted to Roman Catholicism, which will be discussed below, but Canon Joseph Dzubay of Prešov. See Simon, «Alexis Toth,» 392 n15. 88 Mayer discussed a letter available in the «Slovak State Archives» from Toth to Valy, dated December 16, 1889 (200–201). In this letter, Toth referred to his exchange with Ireland and listed some religious grievances experienced by the Carpatho-Rusyns in America. This letter also mentioned a previous letter dated December 5, 1889, which has been lost. It is unknown whether Toth was including a reference to this letter as well when he mentioned writing three letters. Toth claimed that following his exchange with Ivan Valy and «Reverend Dzubay,» he made up his mind to follow through on something he had long considered – converting to Orthodox Christianity. See Rusin, 134. The minutes from the meeting of the clergy can be found in Kochanik, Rus» i pravoslavie v sievernoi Amerikie, 481–484. John Slivka provides an English translation in John Slivka, Historical Mirror: Sources of the Rusin and Hungarian Greek Rite Catholics in the United States of America, 1884–1963 (Brooklyn, 1978), 3–5. Slivka actually used the version Kochanik published in Svit, which he gave as: Archbishop Peter Kochanik, «Pravoslavije v Siv. Ameriki,» Svit (1920), 12–32. Simon also quotes from the Kochanik’s transcript in «The First Years.»

http://azbyka.ru/otechnik/world/turning-...

83–84. Юрьевский А., свящ. Гомилетика, с. 193. Амфитеатров Я., с. 71. Архим. Платон. Православное нравственное богословие. ТСЛ, 1994, с. 10. Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1978, сс. 112–113. Там же, с. 115. Барсов Н. История первобытной христианской проповеди (до IV века). СПб., 1885, сс. 212–213. Барсов Н. Лекции по Гомилетике, 1886. Литография, с. 10. Барсов Н. Лекции по Гомилетике, 1886. Литография, сс. 66–67. Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 3. Изд. Сойкина, сс. 3–4. Там же, с. 4. Барсов Н. Лекции…, с. 11. Современные религиозные и церковно-общественные вопросы. СПб., 1904, с. 169. Современные религиозные и церковно-общественные вопросы. СПб., 1904, с. 172. Блаж. Августин. Христианская наука. Киев, 1835, сс. 246–247. Поторжинский М., прот. История русской церковной проповеди. Киев, 1901, с. 60. Св. Василий Великий. Творения. Ч. 4, 1892, беседа 2. О зависти, с. 174 (по Триодину, с. 208). Юрьевский А., свящ. Гомилетика или наука о пастырском проповедании слова Божия. Киев, 1903, сс. 213–214. Там же, сс. 223–224. О должностях пресвитеров приходских. М., 1850, § 30, с. 42. Юрьевский А., свящ. Цит. соч., сс. 218–219. Там же, с. 219. Там же, с. 214. Священномученик Петр Дамаскин . Творения. Киев, 1905, с. 213. Еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения. М., 1895, с. 128. Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 8, ч. 1, беседа 18, с. 117 (по Триодину, с. 215). Вопрос о способах познания — коренной вопрос философии. Он является предметом специальной науки, называемой гносеология. Постулат (от латинского postulatum — требование) — предложение, принимаемое без доказательства. Постулаты кладутся в основу таких способов построения научных теорий, как аксиоматический метод. В качестве примера можно указать на постулаты датского физика Нильса Бора, благодаря которым была построена теория атома, впервые объяснившая его особую устойчивость. (БСЭ, т. 20. М., 1975, с. 1255; БСЭ, т. 1. М., 1970, с. 1011; т. 3. М., 1970, с. 1664). Наиболее характерный пример — аномальность свойств воды.

http://azbyka.ru/propovedi/gomiletika-te...

863 Андре Франсуа-Понсе (1887–1978), известный французский дипломат, в 1931–1938 гг. посол в Берлине, затем в Риме. 865 Александр Дмитриевич Александрович (1879–1959), певец-тенор, солист Мариинского театра. С 1922 жил в Париже, участвовал в концертах, вел оперный класс в Русской консерватории. После войны руководил хором и ансамблем «Молодая опера» при РСХД. 866 Этот гараж, давно потерявший свое прямое назначение, и поныне находится в глубине сада, налево от храма. 867 Светлейшая княгиня Антонина Рафаиловна Романовская- Стрельнинская, ур. Нестеровская (1890–1950), супруга вел. князя Гавриила Константиновича, балерина Мариинского театра. В 1925 г. открыла в Париже с мужем дом моделей. Духовная дочь и почитательница о. Георгия Спасского. Благотворительница. 868 Александр Павлович Севрюгин (1895–1986), участник Первой мировой войны. В Гражданскую войну подпоручик инженерной роты Корниловской дивизии. Во Время Второй мировой войны – в Русском корпусе в Югославии. С 1945 г. во Франции, жил в Покровском монастыре в качестве работника. В 1974 г. поделился с А.И. Солженицыным, навестившим обитель, воспоминаниями о 1917 годе. 869 Архимандрит Иов (Димитрий Николаевич Никитин) (1896–1986), участник Первой мировой и Гражданской войн, капитан. Во Франции с 1920 г. Рабочий. С 1925 г. – послушник на Афоне, затем в Иово-Почаевском монастыре в Ладомирово. В 1930 г. участвовал в основании скита Всех русских святых в Мурмелон-ле-Гран (деп. Марна). Пострижен в 1936 г., иеромонах в 1937 г., игумен в 1946, архимандрит в 1957 г. Духовник Покровской обители и долголетний духовный руководитель НОВ. 870 В конце 1948 г., впервые с 1940 г., стала ощутимо налаживаться экономическая жизнь во Франции и каждодневная жизнь ее жителей, в том числе и русских эмигрантов. 871 Прот. Петр Алексеевич Струве (1925–1968). В 1944–1945 гг. служил во французских войсках, в 1949 г. окончил медицинский факультет Парижского университета, практикующий врач. Активный член РСХД. Священник в 1964 г., 2-й пом. настоятеля храма Сергиевского подворья. В 1966 г. основатель и первый настоятель франкоязычного прихода Св. Троицы в нижнем храме Св.-Александро-Невского собора. Погиб в автомобильной катастрофе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Dorothy, The Book of Esther. Structure, Genre and Textual Integrity (JSOT.S 187) Sheffield 1997; M.V. Fox, The Redaction of the Books of Esther (SBL.MS 40) Atlanta 1991; ders., Character and Ideology in the Book of Esther Studies on Personalities of the Old Testament, Columbia 1991; K.H. Jobes, The Alpha-Text of Esther. Its Character and Relationship to the Masoretic Text (SBL.DS 153) Atlanta 1996; T. Laniak, Shame and Honor in the Book of Esther (SBL.DS 165) Atlanta 1998; J.C.H. Lebram, Purimfest und Estherbuch: VT 22, 1972, 208–222; J.D. Levenson, The Scroll of Esther in Ecumenical Perspective: JES 13, 1976, 440–452 A. Meinhold, Die Gattung der Josephsgeschichte und des Estherbuches: Diasporanovelle I und II: ZAW 87, 1975, 306–324; 88, 1976, 72–93; ders., Theologische Erwägungen zum Buch Esther: ThZ 34, 1978, 321–333; ders., Zu Aufbau und Mitte des Estherbuches: VT 23, 1983, 435–445; J. Milik, Les modeles arameens du livre d’Esther dans la Grotte 4 de Qumran: RQ 15, 1991/92, 321–406; C.A. Moore (Hg.), Studies in the Book of Esther. Selected with a Prolegomenon, New York 1982; L.A. Rosenthal, Die Josephsgeschichte mit den Büchern Ester und Daniel verglichen: ZAW 15, 1895, 278–285 (vgl. auch ZAW 17, 1897, 125–128); S. Talmon, Wisdom in the Book of Esther: VT 13, 1963, 419–455; E. Tov, The «Lucianic» Text of: the Canonical and the Apocryphal Sections of Esther. A Rewritten Biblical Book: Textus 10, 1982, 1–25 K. de Troyer, The End of the Alpha-Text of Esther. Translation and Narrative Techniques in MT 8.1–1LXX 8.1–17 and AT 7, 14–41 (Septuagint and Cognate Studies 48) Atlanta 2000; dies., The End of the Alpha-Text of Esther. An Analysis of MT and LXX 8.9–13 and AT 7.33–38: Textus 21, 2002, 175–207 H.M. Wahl, Das Buch Esther als methodisches Problem und hermeneutische Herausforderung: eine Skizze: BiblInt 9, 2001, 25–40; S.A. White, Esther: A feminine Model for Jewish Diaspora, in: PL.Da;. (Hg.), Gender and Difference in Ancient Israel, Minneapolis 1989, 161–177; R. Zadok, On the Historici Background of the Book of Esther: BN 24, 1984, 18–23.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Eerdmans, 1978). Hillgarth J. N. Christianity and Paganism, 350–750: The Conversion of Western Europe. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1986. Hoare F. R. The Western Fathers. New York: Sheed and Ward, 1954. Hoch A. Lehre des Johannes Cassianus von Natur und Gnade. Ein Beitrag zur Geschichte des Gnadenstreites im 5. Jahrhundert. Freiburg: Herder’sche, 1895. Huegelmeyer C. T. Carmen de ingratis S. Prosperi Aquitani. Washington: Catholic University of America Press, 1962. Jacquin M. A quelle date apparaît le term ‘semi-pélagien’?//Revue des sciences philosophiques et théologiques, 1 (1907). P. 506–508. Idem. La question de la prédestination au Ve et VIe siècles//Revue d’histoire ecclésiastique, 7 (1906). P. 269–300. James Е. The Franks. Oxford: Basil Blackwell, 1988. James N. W. Leo the Great and Prosper of Aquitaine: A Pope and His Adviser//Journal of Theological Studies. New series, 44/2 (1993). P. 554–584. Jones A. H. M. The Decline of the Ancient World. London; N. Y.: Longman Group, 1966. Idem. The Later Roman Empire 284–602. Two volumes. Oxford: Basil Blackwell, 1964 (Repr. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1986). Jones L. W. Cassiodorus. An Introduction to the Divine and Human Readings. N. Y.: W. W. Norton, 1969. Jourjon M. Honorat d’Arles//Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique, 7 (1969). Col. 717–718. Judge E. A. The Earliest Use of the Word ‘Monachos’ for Monk//Jahrbuch für Antike und Christentum, 20 (1977). S. 72–89. Keble J. The Works of Mr. Richard Hooker. 2 vols. N. Y.: D. Appleton & Company, 1845. Kelly J. N. D. Jerome: His Life, Writings, and Controversies. N. Y.: Harper 8c Row, 1975. Idem. The Athanasian Creed. N. Y.; Evanston: Harper 8c Row, 1964. Klingshim W. E. Caesarius of Arles: The Making of a Christian Community in Late Antique Gaul. Cambridge: Cambridge University Press, 1994. Idem. The Influence of Augustine’s Sermons on the Preaching of Caesarius of Arles//Paper presented at the American Academy of Religion. Southeast Region annual meeting, 1987.

http://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirin...

John of Damascus, St (c.675 – c.749): Greek Father, hymn· writer, opponent of the Iconoclasts. Author of The Exact Description of the Orthodox Faith, Eng. tr. in Nicene and Post-Nicene Fathers, second series, vol. ix (Oxford, 1899). John of Kronstadt, St (1829–1908): Russian priest, a member of the married parish clergy. See W. Jardine Grisbrooke (ed.), Spiritual Counsels of Father John of Kronstadt (London, 1967). Kallistos Kataphygiotis (?14th century): Greek spiritual writer. Khomiakov, Aleksei (1804–60): Russian lay theologian, leader of the Slavophil movement. For his essay. The Church is One and some of his letters, see W.J. Birkbeck (ed.), Russia and the English Church (London, 1895). See also A. Schmemann (ed.),. Ultimate Questions (London/Oxford, 1977; St Vladimir’s Seminary Press, New York, 1977). Lenten Triodion, The: Orthodox service book used in the ten weeks before Easter. Eng. tr. by Mother Mary and Archimandrite Kallistos Ware (London, 1978). Leontius of Cyprus, St (6 th –7th century): Greek Father, defender of the holy ikons. Lossky, Vladimir (1903–58): Russian lay theologian; worked in Paris; author of The Mystical Theology of the Eastern Church (London, 1957; St Vladimir’s Seminary Press, New York, 1976), The Vision of God (London, 1963), In the Image and Likeness of God (London/Oxford, 1975). Macarius of Egypt, St (c.300 – 390): monk at Sketis. The Homilies in Greek, traditionally ascribed to him, are now considered not to be his work, and were probably written in Syria in the late 4th or early 5th century. Eng. tr. by A.J. Mason: Fifty Spiritual Homilies of St Macarius the Egyptian (London, 1921). Makarii of Optino (1788–1860): Russian starets. Extracts from his writings in I. de Beausobre (ed.); Russian Letters of Direction (London, 1944; St Vladimir’s Seminary Press, New York, 1975). See also S. Bolshakoff, Russian Mystics (Kalamazoo/London, 1977). Maria of Normanby, Mother (1912–77) (in the world, Lydia Gysi): Orthodox nun, German-Swiss by background; founder of the Monastery of the Assumption, Normanby, Yorkshire; author of The Hidden Treasure: An Orthodox Search and The Jesus Prayer (both Normanby, 1972), etc.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/th...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010