08.11.1891 12.11.1894 ДОНСКАЯ 12.11.1894 16.09.1908 Афанасий Пауссиус-Кондоиди Грек ВОЛОГОДСКАЯ 09.10.1726 17.09.1735 ВЛАДИМИРСКАЯ 17.09.1735 10.10.1737 Афанасий Переяславец ВСЕРОССИЙСКАЯ 05.03.1564 16.05.1566 Афанасий Протопопов ЧИГИРИНСКАЯ 29.07.1823 13.10.1826 НИЖЕГОРОДСКАЯ 13.10.1826 24.01.1832 ТОБОЛЬСКАЯ 24.01.1832 21.09.1842 Афанасий (Александр), кн. Лузина ЛУЦКАЯ 25.11.1650 в/у ХОЛМСКАЯ (в 1630–1640-е гг.) КОВРОВСКАЯ 14(27)06.1921 02(15)01.1927 22.08.(04.09)1934) Афанасий Соколов ТОМСКАЯ 25.06.1841 24.12.1853 ИРКУТСКАЯ 24.12.1853 03.11.1856 КАЗАНСКАЯ 03.11.1856 09.11.1866 Афанасий Телятев (Телятинский, Телятьев) ДМИТРОВСКАЯ 10.03.1821 05.08.1824 ТАМБОВСКАЯ 05.08.1824 05.04.1829 ДОНСКАЯ 05.04.1829 17.10.1842 Афанасий Терлецкий ПОЛОЦКАЯ Афанасий Шумлянский ЛУЦКАЯ 08.05.1687 Аффоний НОВГОРОДСКАЯ 08.03.1635 07.01.1649 Боголеп Адамов ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 25.01.1719 15.01.1726 Боголеп Анцух МУКАЧЕВСКАЯ 27.10(09.11)1963 23.01(05.02)1965 ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 23.01(05.02)1965 12(25)05.1965 КИРОВОГРАДСКАЯ 12(25)05.1965 23.09(06.10)1977 Борис Вик НЕЖИНСКАЯ 20.03(02.04)1944 04.1945 в/у ЧЕРНИГОВСКАЯ ЧЕРНИГОВСКАЯ 04.1945 31.12.1946 13.01.1947) САРАТОВСКАЯ 31.12.1946 13.01.1947) 09(22)02.1949 ОРЕНБУРГСКАЯ 09(22)02.1949 13(26)09.1950 БЕРЛИНСКАЯ 13(26)09.1950 02(15)10.1954 в/у ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ 13(26)10.1951 02(15)10.1954 в/у ЯРОСЛАВСКАЯ 18(31)07.1954 29.10(11.11)1954 АМЕРИКАНСКАЯ 02(15)10.1954 03(16)06.1962 в/у ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ 29.10(11.11)1954 12(25)04.1956 ОДЕССКАЯ 12(25)04.1956 03(16)04.1965 в/у ЛУГАНСКАЯ 12(25)04.1956 03(16)04.1965 в/у КИРОВОГРАДСКАЯ 03(16)11.1962 Сщмч. Борис Воскобойников КИНЕШЕМСКАЯ 23.02(07.03)1936 18.06(01.07)1936 в/у ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 23.02(07.03)1936 18.06(01.07)1936 ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 18.06(01.07)1936 09(23)04.1937 Борис Лентовский КРАСНОСЛОБОДСКАЯ в/у ПЕНЗЕНСКАЯ ПЕНЗЕНСКАЯ, обн. Борис Плотников КИНГИСЕППСКАЯ 09.05.1899 20.01.1901 Борис Рукин МОЖАЙСКАЯ 02(15)11.1923 09(22)12.1925 в/у ВЛАДИМИРСКАЯ 26.01(08.02)1924 25.03(07.04)1924 МОЖАЙСКАЯ, григ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Страсти те же, что и ныне… Кто-то любит пламя зорь… Приближаяся к кончине, Ты с Творцом твоим не спорь. Бедный, слабый воин Бога, Весь истаявший, как дым, Подыши еще немного Тяжким воздухом земным. 30 июля 1827 Впервые: 1951 Валерий Брюсов Брюсов Валерий Яковлевич (1873–1924) – поэт, прозаик, драматург, критик, переводчик. В 1894–1895 годах вышли три брюсовских сборника «Русские символисты», ставшие наряду с «Символами» Д.С. Мережковского манифестом нового литературного направления. Брюсов писал о необходимости «выразить тонкие, едва уловимые настроения» и «рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя», противопоставляя при этом «поэзию оттенков» «прежней поэзии красок». «Особенное значение обращают они, – писал Брюсов в 1893 году о своих единомышленниках, – на звуки слов, желая, чтобы поэзия сливалась с музыкой». Брюсов и Мережковский возглавили две ветви символизма – московскую и петербургскую. «Младшие» символисты (Александр Блок, Андрей Белый) признавали Брюсова своим учителем, «первым в России поэтом», преемником Пушкина «по прямой линии». Эти оценки явно преувеличены, тем не менее Брюсов был и остается одной из ключевых фигур Серебряного века. «Я первый протянул руку юношам XX века», – подчеркивал он. Ему не было равных в качестве имитатора едва ли не всех поэтических стилей и эпох, он даже выпустил книгу женской лирики – «Стихи Нелли» (1913), но его мистификация не стала такой же сенсацией, как Черубина де Габриак Максимилиана Волошина. Обращался он и к религиозным сюжетам, создав ряд поэтических образцов, характерных для русского символизма, в том числе несколько молитв. Облегчи нам страданья, Боже! Мы, как звери, вгнездились в пещеры – Жестко наше гранитное ложе, Душно нам без лучей и без веры. Самоцветные камни блистают, Вдаль уходят колонн вереницы, Из холодных щелей выползают Саламандры, ужи и мокрицы. Наши язвы наполнены гноем, Наше тело на падаль похоже – О, простри над могильным покоем Покрывало последнее, Боже! 15 декабря 1894 Мучительный дар

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

979 Bachmann L. Theodori Ducae Lascaris imperatoris in laudem Nicaeae urbis oratio. Rostock, 1847. Неизданная речь об обязанностях подданного по отношению к своим владыкам подробно анализируется в: Lappa-Zizicas E. Un traité inédit de Théodore II Lascaris//Actes du VI е Congrès Intern. d " Etudes Byzantines. T. I. Paris, 1950. P. 199 sv. ? 981 Miklosich-Müller. T. III. P. 68–76. Критическое издание с многочисленными исправлениями и подробным комментарием: Festa N. Le lettere greche di Federigo II//Archivio storico italiano. Ser. V. T. 13. 1894. P. 1–34.?. 982 Список пятнадцати известных на настоящий момент (отчасти сохранившихся лишь в латинском переводе) документов см.: Lemerle P. Trois actes du despote d " Epire Michel II concernant Corfou// Προσφορ εις Στ. Π. Κυριακδην. 1953. P. 407 sv. См. тж.: Lemerle P. Le privilege du despote d " Épire Thomas I pour le vénitien Jacques Contareno//BZ 44 (1951). P. 389–396; Маркови М. Византиске Дубро-вачкогархива//ЗРВИ 1 (1952). С. 205–258.? 983 Васильевский В.Т. Epirotica saeculi XIII//ВВ 3 (1896). С. 233–299; Pémrides S. Jean Apokaukos, lettres et autres documents inédits//ИРАИК 14 (1909). C. 69–100; Παπαδπουλος– Κεραμες A. Ιωννης A πκαυκος και Νικτας Χωνιτης// Τεσσαρακονταετηρς της καθηγησας Κ. Σ. Κοντο. Αθναι, 1909. Σ. 379–383.Ср. тж.: Wellnhofer M. Johannes Apokaukos, Metropolit von Naupaktos in Aetolien (c. 1155–1233). Sein Leben und seine Stellung im Despotate von Epiros unter Michael Dukas und Theodoros Komnenos. Freising, 1913. l 984 Pitra J.-B. Analecta sacra et classica spicilegio Solesmensi parata. T. VI. 1891. Материал подвергнут оценке в: Ангелов Д. Принос към народностните и поземелни отношения в Македония (Епирский деспотат) през първата четвърт на XIII век//Изв. на Камарата на нар. култура IV/3 (1947). С. 1–46. См. тж.: Дринов М. О некоторых трудах Димитрия Хоматиана как историческом материале//ВВ 1 (1894). С. 319–340; 2 (1895). С. 1–23. ? 985 Послание патриарху Герману 114) в Pitra . P. 487–498. Новое издание послания с протестом ко св. Савве с сербским переводом в моей работе: Писмо Дuмumpuja Xoмamujaha св. Сави//Светосавски Зборник 2 (1938). С. 91–113.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1961       Dölger F.J. Antike und Christentum: Kulturund religionsgeschichtliche Studien. Bd. 1–6. Münster, 1929–1936, 1950; перепеч.: Münster, 1974–1976. 1962       Dölger F.J. Beiträge zur Geschichte des Kreuzzeichens. I-V//Jahrbuch für Antike und Christentum. 1958–1967. Jahr. 1–10. 1963       Dassmann E. Theodor Klausen 1894–1984//Jahrbuch für Antike und Christentum. 1984/1985. J. 27/28. S. 5–22; Heid S. Klauser Th.//PChA. Bd. II. S. 738–740. 1964       Klauser Th. Gesammelte Arbeiten zur Kirchengeschichte und christlichen Archäologie/Hrsg. Dassmann. Münster, 1974 (Jahrbuch für Antike und Christentum. Ergänzungsband 3). 1965       Klauser Th. Die Cathedra im Totenkult der heidnischen und christlichen Antike. Münster, 1927 (Liturgiewissenschaftliche Quellen und Forschungen, 21). Münster, 1971; 2-е изд.: Münster, 1979. 1966       Borengässer N.M. Briefwechsel Theodor Klauser – Jan Hendrik Waszink. 1946–1951: Ein zeitgeschichtlicher Beitrag zur Fortführung des RAC nach dem II. Weltkrieg//Jahrbuch für Antike und Christentum. 1997. J. 40. S. 18–37. 1967       По этому принципу построена и статья о Крыме: Khrushkova L. Krim (Chersonesus Taurica)//Reallexikon für Antike und Christentum. Stgt., 2007. XXII. Sp. 75–125. 1968       Dassmann E. (Hrsg.). Das Reallexikon für Antike und Christentum und das F.-J. Dölger-Institut in Bonn mit Registern der Stichworter. Stgt., 1994; Idem. Entstehung und Entwicklung des «Reallexikons für Antike und Christentum» und des Franz Josef Dölger-Instituts in Bonn//Jahrbuch für Antike und Christentum. 1997. J. 40. S. 5–17; Dassmann E., Rexin G. Christliche Archäologie in Bonn… S. 156–158. 1970       Moravscik G. Einfürung in die Byzantinologie. Darmstadt, 1976. S. 18–54, 157–171. См. также ero: Byzantinoturcica. Vol. 1–2. Leiden, 1983. 1972       Kaegi W.E. Byzantine Studies: Present and Future//Byzantinische Zeitschrift. 2004. XXVIII. P. 243–267. 1973       Zanini E. Introduzione all’archeologia cristiana. Roma, 1994 (Studi superiori, 228); Хрушкова Л.Г. Рец.: Zanini E. Introduzione…//Виз. временник. 2002. T. 61. C. 241–244.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Lundberg P. La typologie du baptême dans l " Ancienne Église. Uppsala, 1942. R.M. Melito of Sardis On Baptism. – VigCh 4, 1950, 33 –6. Bedard W.M. The Symbolism of the Baptismal Font. Wash., 1951. Benoit A. Le Baptême au IIe siècle. P., 1955. F. Le baptême au 2e siècle et son interprétation valentinieune.– Appendice F in SC 23, p. 229 –39 (Клим. Алекс. Иэвл. из Феод. 67 –86). О. [Notes]. – In: SC 123, p. 228 –33. D.A. Le baptême de Jésus. Histoire de l " exégèse aux deux premiers siècles (Beiträge zur Geschichte der biblischen Exegese, 14). Tub., 1973, 102 –6. Venturi G. Problemi dell " iniziazione cristiana. Nota bibliografica. – Ephemerides Liturgicae 88, 1974, 241 –70 (обширная библиография). Крещение огнем ( Мф. 3, 11 ): Sieben, 707 –9. О Крещении Иисуса ( Мф. 3, 13 –7): Sieben, 710 –21. Прочая литература (включая иконографию): DECA I, 334, 336 –7. Текст Перевод по изд. Hall " a (по книге Гарнака «Маркион», где приведены также эмендации, предложенные Виламовицем), р. 70 –2. Рукописи: Vatic. 2022, f. 238 sq. (Pitra I. B. Analecta Sacra II, P., 1884, p. 3 –5); Ambros. I 9 (Mercati J.M. Symbolae Melitonianae. – In: Theol. Quartalschrift 76, 1894, 597 –600=Opera Minora I, Cita del Vaticano 1937, p. 136 s.) (Все эти издания были нам недоступны). Переводы Нем .: У Dôlger " a на с. 342 –5 с примечаниями. Англ .: Grant " a в указ. статье (1950), где фрагментарно с несколькими поправками переиздан перевод из: Grant R.M. Second Century Christianity. L., 1946, p. 74. Hall " a на с. 71.3. Франц. : Полностью у Perler " , 229 –33. Частично у Bertrand " a на с. 102 –3 (опускает трудный § 1). ПЕРЕВОД Мелитона, епископа Сардийского, О крещении 28 А какое золото, серебро, медь или железо не погружается раскаленным в воду 29 ? Одно из них – дабы засверкало цветом, другое – чтобы закалилось погружением. И вся земля омывается дождями и реками, а омываясь – прекрасно возделывается. Подобным образом египетская земля, омываясь разлившейся рекой, увеличивает ниву, наливает колос, плодонося сторицею из-за прекрасного орошения (омовения). Но и сам воздух омывается ниспадающими каплями. Омывается и мать дождей, многоцветная радуга 30 , † вызываемая влагоносной пневмой, когда выгибает реки вниз потоков† 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

1017       См. его работы, посвященные этой проблеме: Beati: enseignements de Jésus-Christ sur le bonheur. P·, 1912 (rééd. – 1922, 1926); Routiers. P., 1926; La crise du sacerdoce/Préface de S.E. le Cardinal Verdien P., 1932; Retours en chrétienté: la naissance, le mariage, la mort. P., 1933; Propos de route. P., 1945; L " Evangile du glaive. P., 1947; L’Evangile du travail. P., 1948; La naissance, le mariage, la mort: retour en chrétienté. P., 1951; Scoutisme et éducation du sens religieux. Chambray-les-Tours, 1986. 1018       См. также его издания (помимо упомянутых): Le livre du chrétien (1894); Missel et rituel des défunts (1913; ряд переизданий); Le livre de la prière inspirée (1913); L’office divin: missel et rituel (1921); Prière inspirée et prière de l’Église (1926); Office des morts très complet (1926); Bréviaire des fidèles: Extrait du Bréviaire romain (1933). 1019       См., в частности: Das Gedächtnis des Herrn in der altchristlichen Liturgie: Die Grundgedanken des Messkanons (1918); De philosophorum graecorum silentio mystico scrips (1919); Die Liturgie als Mysterienfeier (1922); Das christliche Kult-Mysterium (1932); Neue Zeugniße für das Kultmysterium (1933); Das christliche Festmysterium (1941); Glaube, Gnosis, Mysterium (1941); Mysterium des Kommenden (1952); Vom wahren Menschenbild: Vorträge (1953); Mysterium des Kreuzes (1954); Mysterium der Ekklesia: Von der Gemeinschaft aller Erlösten in Christus Jesus. Aus Schriften und Vorträgen (1961); Vom Spiegel als Symbol: Aus nachgelaßenen Schriften (1961). См. также: Casel O. The Mystery of the Christian Worship and Other Writings. 3rd ed. L., 1963. 1020       Основные работы Гвардини: Vom Geist der Liturgie (1918); Die Lehre des heiligen Bonaventura über die Erlösung (1921); Von heiligen Zeichen. Würzburg, 1922; Vom Sinn der Kirche (1922); Vom Sinn der Schwermut (1928); Das Gute, das Gewissen und die Sammlung (1929); Unterscheidung des Christlichen Gesammelte Studien. Mainz, 1935; Die Bekehrung des hl. Augustinus (1935); Christliches Bewusstsein: Versuche über Pascal (1935); Vom Leben des Glaubens (1935); Der Herr: Betrachtungen über die Person und das Leben Jesu Christi (1937); Welt und Person: Versuche zur christlichen Lehre vom Menschen (1939); Vorschule des Betens (1943); Der Heilbringer in Mythos, Offenbarung und Politik: Eine theologisch-politische Besinnung (1946); Freiheit, Gnade, Schicksal (1948); Das Ende der Neuzeit (1950); Die Macht (1951); Das Bild von Jesus dem Christus im Neuen Testament. Würzburg, 1953; Weihnachten und Neues Jahr: Gedanken zur Klärung. Würzburg; München, 1954; Religion und Offenbarung (1958); Unterscheidung des Christlichen: Ges. Studien 1923–1963. Mainz, 1963; Tugenden: Meditationen über Gestalten sittlichen Lebens (1963); 4. Aufl. Mainz; Paderborn, 1992; Liturgie und liturgische Bildung (1966).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оцуп Николай Авдеевич Родился 23 октября 1894 г. в Царском Селе в семье придворного фотографа. Окончил Царскосельский лицей. В 1913 г. уехал в Париж. Учился в Сорбонне, слушал лекции философа А. Бергсона. В августе 1914 г. вернулся в Санкт-Петербург. Был зачислен на историко филологический факультет Петербургского университета. Во время Первой мировой войны в действующей армии. В начале 1920-х гг. сотрудничал в организованном Горьким издательстве «Всемирная литература». Был, наряду с Н. С. Гумилевым и М. Лозинским, одним из создателей Нового цеха поэтов. С 1922 г. в эмиграции. В начале Второй мировой войны записался добровольцем во французскую армию, около двух лет находился в плену, совершил два побега из концлагерей и с 1943 г. Принимал активное участие в итальянском Сопротивлении. По окончании войны преподавал в парижской «Эколь Нормаль», где в 1951 г. им была защищена докторская диссертация, посвященная Н. Гумилеву. Умер в Париже 28 декабря 1958 г. 26 сентября 1958 г. «Очень прошу Вас: пошлите еще один экземпляр Вашей книги моему великому другу – владыке Афанасию, одному из самых духоносных епископов Русской Церкви». (Из письма П. Н. Савицкого). Вот почему, дорогой Владыка, позволяю себе послать Вам одновременно с этими строками мою библейскую драму 240 . Я был бы счастлив, если бы она Вас заинтересовала и вызвала у Вас желание написать о Вашем впечатлении П[етру] Н[иколаевичу] или непосредственно мне. Слова, которыми Вас П[етр] Н[иколаевич] охарактеризовал, глубоко запали мне в душу. Незнакомый Вам, но почитающий в Вас и просвещеннейшего Пастыря и угодного Христу человека. Николай Оцуп (Николаи Авдеевич) Д. 35. Л. 52. Подлинник. Автограф. Читать далее Источник: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в 2 кн./Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [вступ. ст., примеч., подгот. текста О. В. Косик]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013-2014. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)./Кн. 2: О - Ю. - 2014. - 791 с. : ил., портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

II, стб. 617 (1180 г.); «помилуй мя, сыне великого царя Владимера», – писал своему адресату Даниил Заточник – Слово Даниила Заточника (указ. изд., стр.11); волынский Роман Мстиславич «бе царь в Роуской земли» (ПСРЛ, т. II, стб. 808); в битве на Руте воины славили Изяслава Мстиславича, «яко царя и князя своего», – стб. 439 (1151 г.); когда он умер, то «плакася по нем вся Руская земля и вси чернии слобуци, яко по цари и господине своем», – стб. 469 (1154 г.). 395 ПСРЛ, т. II, стб. 711 (1199 г.): «великыи князь Рюрик кюр Василий»; НПЛ, стр. 50 (1209 г.); «Кюр Михаил побеже переди ис Пронска»; ср. ПСРЛ, т. II, стб. 524 (1165 г.): «Прибеже ис Царягорода братан царев кюр Андроник»; о Фридрихе Барбароссе «царь немецкий» – стб. 667. 396 В «Слове о законе и благодати» Илариона. – «Памятники древнерусской церковно-учительной литературы», вып. 1. Изд. А. И. Пономарев. СПб., 1894, стр. 59. 397 Суздальский Юрий Долгорукий предлагал волынскому Изяславу Мстиславичу мировую, требуя себе доли – «причастья» в «Русской земле» за согласие уступить тому киевский стол («а ты седи царствуя в Киеве») – ПСРЛ, т. II, стб. 380 (1149 г.). 399 А. И. Неусыхин. Исторический миф третьей империи. – «Ученые записки МГУ», вып. 81. М., 1945, стр. 55 – 116; Н. Ф. Колесницкий. Исследование по истории феодального государства в Германии (IX – первая половина XII b.). М., 1959. 400 См. С. В. Бахрушин. Держава Рюриковичей. – ВДИ, 1938, 2 (3), стр. 88 – 98; А. Н. Насонов. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. М., 1951; ср. наши соображения о структуре Древнерусского государства: ВИ, 1951, 2, стр. 58; 1953, 8, стр. 167; 1954, 1, стр. 122 – 123; «Вопросы формирования русской народности и нации». М. – Л., 1958, стр. 37 – 38; о древнерусской раннефеодальной империи пишет Б. А. Рыбаков (Древняя Русь. М., 1963, стр. 5). 405 Жители Вятичской земли платили «по беле и веверице от дыма» (ПВЛ, ч. 1, стр. 18), ниже сказано, что они платят «по щьлягу от рала» (стр. 47), так же платили и радимичи (885 г.). 406 Т. Lewicki. Ze studiów nad ródami arabskimi. – «Slavia antiqua», t. III. Pozna, 1952, str. 165. 407 «Adamus Bremensis Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum». Ed. B. Schmeidler. Hannoverae et Lipsiae, 1917, lib. IV, cap. 14. 408 T. Lewicki. Arabskie legendy о kraju Amazonok na pónocy Europy. – «Zeszyty naukowe Universytetu Jagieonkiegó», 13, filologia, zesz. 3. Kraków, 1957, str. 290, 303. 409 Т. Левицкий думает, едва ли справедливо, что Lami – это емь (T. Lewicki. Ze studiów..., str. 172). О ней см. А. Н. Насонов. Указ. соч., стр. 90.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Срезневский И. И. Славяно-рус. палеография XI-XIV вв. СПб., 1885; Петров А. К истории букваря//Рус. школа. 1894. 4. С. 18-21; Соболевский А. И. Славяно-рус. палеография. СПб., 1902; он же. Церковнослав. стихотворения IX-X вв. и их значение//Тр. XI Археол. съезда. М., 1902. Т. 2. С. 34, 35; Шляпкин И. А. Рус. палеография: По лекциям, чит. в Имп. С.-Петербургском Археологическом ин-те. СПб., 1913. С. 57; Лавров П. А. Палеографическое обозрение кирилловского письма//ЭСФ. 1914. Вып. 4; Карский Е. Ф. Слав. кирилловская палеография. Л., 1928. С. 195; Сперанский М. Н. Тайнопись в юго-славянских и рус. памятниках письма. Л., 1929. С. 74-75; Селищев А. М. Старослав. язык. М., 1951. Ч. 1. С. 45, 47; Черепнин Л. В. Рус. палеография. М., 1956. С. 154-156, 243-244, 248-249, 361-362, 365-366, 378-384; Тихомиров М. Н., Муравьёв А. В. Рус. палеография. М., 1966. С. 30; Демкова Н. С., Дробленкова Н. Ф. К изучению слав. азбучных стихов//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 27-61; Г. Mopфoлoruja натписа на Балкану. Београд, 1974. С. 21; Шицгал А.Г. Рус. типографский шрифт. М., 1974. С. 122-123; Загребин В. М. Заупокойные стихиры Азьбоуковне в серб. Требнике XIII в.//АрхПр. 1981. 3. С. 79; Б. Текстолошка састава и бpoja слова старословенске азбуке приема «Стихирима на и у српском препису//Там же. С. 110; Кобяк Н. А., Поздеева И. В. Славяно-рус. рукописи XV-XVI вв. Науч. б-ки МГУ. М., 1981. С. 143; Кобяк Н. А. Азбуки толковые в сборнике XVII в. собр. МГУ 1356//Из фонда редких книг и рукописей Науч. б-ки Моск. ун-та. М., 1987. С. 142-156; Истрин В. А. 1100 лет слав. азбуки. М., 19882. С. 159-176; Лурье Я. С., Григоренко А. Ю. Курицын Федор Васильевич//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 504-510; КМЕ. Т. 2. С. 573-575; Степанов Ю. С. Константы: Словарь рус. культуры: Опыт исслед. М., 1997. С. 421; Щепкин В. Н. Рус. палеография. М., 19993. С. 154; Зализняк А. А. Палеография берестяных грамот и их внестратиграфическое датирование// Янин В. Л., Зализняк А. А. Новгородские грамоты на бересте. М., 2000. Т. 10: Из раскопок 1990-1996 гг. С. 152-217.

http://pravenc.ru/text/2564562.html

Лит.: Aub é B. Histoire des persecutions de l " eglise jusqu à la fin des Antonins. P., 1875; Harnack A., von. Die Quelle der Berichte über das Regenwunder im Feldzuge Marc Aurel " s gegen die Quaden//SPAW. 1894. S. 835-882; idem. Mission u. Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. Lpz., 1902; Mommsen Th. Das Regenwunder der Marcus-Saule//Hermes. Stuttg., 1895. Bd. 30. H. 1. S. 90-106; Geffcken J. Das Regenwunder im Quadenlande: Eine antike - moderne Streitfrage//NJKA. 1899. Bd. 3. S. 253-269; Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира/Пер.: В. А. Обручев. СПб., М., 1991р; Болотов. Лекции. Т. 2. С. 80-82, 98-101; Zeiller J. Les premieres persécutions, la legislation impériale relative aux chrétienns. La persécutions sous les Flaviens et les Antonins// Fliche, Martin. HE. 1934. Vol. 1. P. 289-320; Posener G. A propos de «pluie miraculeuse»//RPhLHA. Ser. 3. 1951. Vol. 25. P. 162-168; Grant M. The Climax of the Rome: The Final Achievements of the Ancient World (AD. 161-337). Boston; Toronto, 1968; Keresztes P. Marcus Aurelius a Persecutor?//HarvTR. 1968. Vol. 61. N 3. P. 321-341; Birley A. R. Marcus Aurelius: A Biography. New Haven etc., 19872; Fowden G. Pagan Versions of the Rain Miracle of AD. 172//Historia. Wiesbaden, 1987. Vol. 36. N 1. P. 83-95; Федорова Е. В. Люди императорского Рима. М., 1990. С. 194-202; Абрамзон М. Г. Монеты как средство пропаганды офиц. политики Римской империи. М., 1995; Крист К. История времен рим. императоров от Августа до Константина. Р.-н/Д., 1997. Т. 1. С. 438-453; Зелинский Ф. Ф. Римская империя. СПб., 2000. C. 313-322; Колосовская Ю. К. Рим и мир племен на Дунае, I-IV вв. М., 2000; La colonne aurelienne: Autour de la colonne aurélienne: Geste et image sur la colonne de Marc Aurèle à Rome/Ed. J. Scheid, V. Huet. Turnhout, 2000. (BEHER; 108); Motschmann C. Die Geligionspolitik Marc Aurels. Stuttg., 2002; Доддс Э. Р. Язычник и христианин в смутное время: Нек-рые аспекты религ. практик в период от Марка Аврелия до Константина/Пер. с англ.: А. Д. Пантелеев, А. В. Петров. СПб., 2003; Фонтен Ф. Марк Аврелий/Пер. с франц.: Н. Н. Зубков, ред.: Т. А. Бобровникова. М., 2005; Kov á cs P. Marcus Aurelius " Rain Miracle and the Marcomannic Wars. Leiden; Boston, 2009; Stephens W. O. Marcus Aurelius: A Guide for the Perplexed. N. Y., 2012; Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-рим. мире при Константине Великом. СПб., 2015. C. 70-94; Benario H. W. Marcus Aurelius//De Imperatoribus Romanis: An Online Encycl. of Roman Emperors (www.roman-emperors.org/marcaur.htm [Электр. ресурс]).

http://pravenc.ru/text/2562244.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010