Именной указатель Идентификация и аннотирование встречающихся в указателе имен произведены на основе информации, почерпнутой из энциклопедических словарей, электронных баз данных, справочников по истории ГУЛАГа и личных архивов членов редакционной коллегии, а также из воспоминаний как самих соловецких узников, так и не связанных с Соловками людей. Случаи, когда сведения о том или ином человеке ограничены данными, представленными лишь на страницах мемуаров, говорят об отсутствии параллельных источников информации и указывают на возможные неточности. В квадратных скобках указаны встречающиеся в воспоминаниях способы написания имен и фамилий, в круглых – способы написания, которые встречаются в справочных материалах. Все даты приведены по новому стилю. Авраамий Палицын (ум. 1626), соловецкий постриженник, келарь Свято-Троицкого Сергиева монастыря, публицист 56, 58, 373 Агуреева, см. Андреева Адельский, лагерный фельдшер 122 Александр (Павлович Андроник Иванович; 1799 – 1874), епископ Полтавский и Переяславский. Игумен Соловецкого монастыря в годы Крымской войны 57 Александр, заключенный участник скаутского движения 410–412 Александров, заключенный штрафного изолятора на Секирной горе 305 Алексий I (Симанский Сергей Владимирович; 1877 – 17 апреля 1970), Святейший Патриарх Московский и всея Руси 75 Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович; 1929 – 5 декабря 2008), Святейший Патриарх Московский и всея Руси 54 Алеша Карамазов, литературный персонаж 411 Алмазов, сотрудник больницы им. Ф.П. Гааза 109 Амвросий (Полянский Александр Алексеевич ; 1878 – 20 декабря 1932), снященноисповедник, епископ Подольский и Брацлавский. Арестован в ноябре 1925 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки 74 Андреева (Андреева-Горбунова) Александра Азарьевна (1887 – 17 июля 1951), сотрудница Разведуправления РККА, ВЧК–ГПУ– ОГПУ-НКВД. Умерла в ИТЛ 38 Андреевский Иван Михайлович (1894 – 30 декабря 1976), публицист. Арестован в феврале 1927 г., приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Автор воспоминаний о Соловках 45 Андроний, почивший соловецкий монах 372

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Дж. Дьюн. Фотография. 1939 г. [англ. Dewey] Джон (20.10.1859, Берлингтон, шт. Вермонт - 1.06.1952, Нью-Йорк), амер. философ, один из основателей прагматизма как философской школы и инструментализма как течения в прагматизме; психолог (представитель функциональной школы), реформатор образования. По окончании Вермонтского ун-та (1879) Д. преподавал в организованной им школе при Чикагском ун-те. В 1884 г. получил степень д-ра философии в ун-те Джонса Хопкинса в Балтиморе, шт. Мэриленд (тема дис.- «Психология Канта»). В 1884-1904 гг. Д.- профессор философии Мичиганского ун-та, а в 1894-1904 гг. также декан фак-та философии, педагогики и психологии Чикагского ун-та. Д. не читал лекции по заранее подготовленному плану, а проговаривал их как мысли вслух, с повторами, исправлениями, длительными паузами. Такая «медитативная» манера неоднократно критиковалась администрацией ун-та и нек-рыми студентами, в 1904 г. Д. был вынужден оставить ун-т. В 1904-1930 гг. Д.- профессор Колумбийского ун-та в Нью-Йорке (в 1930-1951 - почетный профессор). В 1904 г. Д. основал журнал, посвященный изучению философии, психологии и научных методов («The Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Method»; с 1920 «The Journal of Philosophy»). В 1919 г. Д. читал лекции в Имп. ун-те в Токио. В 1928 г. посетил СССР и по возвращении опубликовал «Впечатления о Советской России и революционном мире», оценив советский опыт как положительный. В сер. 30-х гг. в связи с информацией о репрессиях в СССР изменил свою позицию на критическую. В нач. 30-х гг. Д. отошел от преподавательской работы и стал заниматься общественной деятельностью: организовал Американскую ассоциацию университетских профессоров, Новую школу социальных исследований, участвовал в борьбе против милитаризма и фашизма. С 1930 г. он почетный д-р Парижского ун-та. В 1937 г. в Мексике участвовал в общественном суде, который снял с Л. Д. Троцкого обвинения в шпионаже, выдвинутые советским правительством.

http://pravenc.ru/text/180755.html

Н. Муравьев, Н. Лебедев «Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох» ( 2Тим 4:7 ). 22 июня т. г., в 7 ч. утра, скончался б. профессор Московской Духовной Академии, протоиерей Димитрий Иванович Боголюбов. Господь призвал его к Себе на 85 году жизни. В течение этого долголетнего жизненного пути покойному пришлось соприкасаться с высокими церковными деятелями, быть свидетелем и участником многих церковноисторических явлений и событий начала XX столетия. Летопись его жизни, взятая на фоне церковной истории последнего времени, далеко раздвигает обычные рамки некролога и служит скорее достоянием истории. Д. И. Боголюбов родился в 1869 г., 17 февраля. Он был сын псаломщика в с. Барабановке, Сорочинского района, Чкаловской области. В 1890 г. окончил Самарскую Духовную Семинарию вторым студентом и Правлением Семинарии был послан на казенный счет для высшего богословского образования в Московскую Духовную Академию. Там он обучался в расцвете ее ученой жизни. В 1894 г. Д. И. Боголюбов окончил Академию магистрантом и был назначен тамбовским епархиальным миссионером, а в 1898 г. приглашен и переведен в Харьков на должность миссионера. В 1903 г. Митрополитом Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским) был назначен Петербургским епархиальным миссионером. В 1913 г. перешел на духовно-учебную службу – сначала инспектором Ставропольской Духовной Семинарии, а в 1914 г. перемещен по собственному желанию на ту же должность в Воронежскую Духовную Семинарию. В 1917 г. участвовал во Всероссийском Поместном Соборе. В 1922 г. Д. И. Боголюбов принимает сан священника и назначается в один из московских приходов. В течение тридцатилетнего служения в сане священника он получил все священнические награды вплоть до митры. Последний этап жизни о. Боголюбова начинается, когда он переступил, в качестве профессора по Истории русского раскола и сектантства, порог Московского Православного Богословского Института, затем преобразованного в Московскую Духовную Академию. Его направил сюда еще Святейший Патриарх Сергий. Эту дисциплину он преподавал в Академии и Московской Семинарии с 1945 г. вплоть до выхода на пенсию в 1951 г., в течение шести лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Список членов корпорации Московской духовной академии, приведенной в отчете о состоянии Московской духовной академии в 1916/1917 году, насчитывает 43 фамилии и включает в себя помимо преподавателей членов Совета Академии, профессорских стипендиатов и служащих по вольному найму . Из перечисленных лиц в послереволюционные годы репрессиям подверглись 19 человек. При этом десять человек было расстреляно, а пятеро скончались в узах. До возрождения Московских духовных школ в 1944 году дожили немногие. В их числе бывший ординарный профессор академии по кафедре греческого языка доктор греческой словесности действительный статский советник Сергей Иванович Соболевский (1864-1963) – выдающийся ученый-филолог, в послереволюционные годы профессор нескольких вузов, член-корреспондент АН СССР (с 1928 года), заслуженный деятель науки (1959). Бывший ординарный профессор по кафедре Библейской истории в связи с историей древнего мира, доктор богословия, бывший статский советник Дмитрий Иванович Введенский (1873-1954), дважды арестовывавшийся в советское время (1919, 1928 гг.). С 1919 года он преподавал в средних учебных заведениях Сергиева Посада, а после высылки в Нижний Новгород в мае 1928 года работал там в различных учреждениях, с 1935 года был заместителем директора по учебной части Ветлужского педагогического техникума. Бывший экстраординарный профессор по кафедре истории греко-восточной церкви со времени отпадения западной Церкви от вселенской до настоящего времени, в связи с историей славянских Церквей и румынской, лектор немецкого языка, магистр богословия, бывший коллежский советник Федор Михайлович Россейкин (1879-1951) с 1918 года занимался научно-педагогической деятельностью, с 1943 года был научным сотрудником в группе византологи при институте истории АН СССР. Бывший экстраординарный профессор по 2-й кафедре Священного Писания Нового Завета, магистр богословия, священник Илья Васильевич Гумилевский (1881-1965) был арестован в 1928 году. С 1929 по 1931 год находился в ссылке. После освобождения отошел от церковной деятельности по причине несогласия с Московской Патриархией и вёл крайне замкнутый образ жизни . Из числа лиц, преподававших в академии в период её полулегального существования в Москве, в живых оставались Алексей Алексеевич Покровский (1875-1954) – ученый архивист и Николай  Степанович Педашенко (1894-1980). Но из всех представителей профессорско-преподавательской корпорации лишь он один пришел в возрожденные Московские духовные школы. В 1947-1949 годах он занимал должность воспитателя в МДА и С. В 1949 году принял рукоположение в священный сан и до 1968 года проходил служение в Воскресенской церкви г. Сарапула. После 1968 года находился за штатом и проживал в Москве.

http://bogoslov.ru/article/1262050

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ ЗАПАДНОЙ АФРИКИ [англ. Evangelical Churches of West Africa], межденоминационное религиозное объединение, являющееся одной из самых крупных неправительственных орг-ций Нигерии. Возникло в результате работы в стране т. н. Суданской внутренней миссии (СВМ; Sudan Interior Mission), целью к-рой была христианизация Африки южнее Сахары. Вдохновителями и инициаторами этого процесса стали миссионеры из Канады Уолтер Гауанз, Роуленд Бингем и Томас Кент, прибывшие в дек. 1893 г. в Лагос. Гауанз и Кент решили направиться во внутренние районы Кано (сев. часть Нигерии), однако в конце 1894 г. оба умерли от малярии, так и не достигнув цели. Бингем, оставшийся в Лагосе для организации миссионерского лагеря, вскоре вернулся в Канаду, чтобы собрать новый состав миссии. За 4 года в Ин-те миссионерской подготовки А. Б. Симпсона (A. B. Simpson " s Missionary Training Institute) он обучил бригаду сотрудников и в 1898 г. направил их с миссией в Зап. и Центр. Африку. В 1902 г. с 3-й попытки Бингема миссия начала постоянную работу, однако широко распространить христианство в Зап. и Центр. Африке не удалось. В 1935 г. была основана миссия в Кукар-Гаду, в пров. Борну, на границе с пров. Баучи. Задачей миссии было ведение проповеди на территориях Сев. Нигерии, где большинство населения составляли мусульмане. Были открыты миссии среди 4 немусульман. народностей: в 1938 г. в Гашуа среди баде, в 1951 г. в Гадаке среди нгамо, в 1952 г. в Гарин-Мажи среди нгизим и нгамо. В 1954 г. все общины СВМ в Нигерии были объединены в Ассоциацию евангелических церквей Зап. Африки, к-рая затем получила совр. название. Ответственность за миссионерские программы, за школы по изучению Библии, за общеобразовательные школы, а также за медицинские пункты была возложена на Е. ц. З. А. Церкви сохранили связь с СВМ, к-рая в дополнение к прежнему получила новое название - «Служение в миссии» (Serving in Mission).

http://pravenc.ru/text/186821.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОЛДЕР [англ. Calder], сэр Уильям Мойр ( 2.07.1881, Эдинкилли, Сев.-Вост. Шотландия - 17.08.1960, Элгин, там же), археолог, специалист по греч. раннехрист. эпиграфике. Сын фермера. Учился в колледже Роберта Гордона, Шотландия (1894-1899), там же окончил магистратуру по классическому отделению (1903), затем бакалавриат (1907) в Крайст-Черч-колледже, Оксфорд; проходил стажировку в Британских школах в Афинах (1907-1908) и Риме (1907), учился в Берлине (1909-1910) и Париже (1910-1911) как аспирант («студент-исследователь») Брейзноз-колледжа (1908-1913). Профессор ун-та Виктории в Манчестере (1913-1930), зав. кафедрой греч. языка в ун-те Эдинбурга (1930-1951). К. ввел в процесс обучения курс лекций по христианской эпиграфике. В 1955 г. К. был посвящен в рыцари «за служение на поприще изучения греческого языка». В период первой мировой войны К. был востребован как специалист по Вост. Средиземноморью. По окончании войны организовал археолого-эпиграфическую экспедицию в Вост. Фригию (с весны 1925; при участии Р. К. Ло из Сент-Джонс-колледжа, Оксфорд, П. Л. Макдугала из ун-та Манчестера и др.). Исследования включали разведки и раскопки во Фригии, Карии и Ликаонии, их финансировало (в 1925-1934) Американское общество археологических исследований Малой Азии, результаты публиковались в многочисленных статьях (наиболее продуктивны работы 1925-1926). Главным итогом этих исследований и всей жизни К. стал научный 8-томный труд по археологии и эпиграфике М. Азии: Monumenta Asiae Minoris Antiqua. Manchester, 1928-1962. Ученик и последователь У. М. Рамсея , К. продолжил его дело по изучению фригийского монтанизма и др. сект, стремясь доказать верность предложенной Рамсеем исторической географии раннехрист. М. Азии. Главным методом исследования К. оставался поиск ономастических и текстологических соответствий эпиграфики с письменными источниками. Однако эти соответствия нередко оказывались случайными совпадениями, так, напр., надпись, в к-рой упомянут «Монтан протодиакон», в действительности датируется V в., а не II в.- временем исторического Монтана из Фригии.

http://pravenc.ru/text/1841732.html

Вильнюсская Г. Вильно в 1415–1419 и 1458–1538(?) гг. являлся местопребыванием митрополитов Киево-Литовских. (См. Киевская). До 1596 г. территория будущей епархии входила в область Киевских митрополитов; В 1596 г. отпала в унию. Основана (воссоединена из унии) 06.02.1839 (или 12.02.1839 – дата Собора в Полоцке, на котором в День Торжества Православия был провозглашен Акт о воссоединении литовского униатского духовенства и их паствы с Православной Церковью ). 1839–09.05.1845 кафедра находилась в Жировицком Свято-Успенском монастыре, затем в Вильно. Архиепископия в 1839–1852, 1868–1898 и 1904–1917 гг. Митрополия в 1852–1868, 1898–1904 и с 1917 г. Именовалась: Литовская; с 17.04.1840 – Литовская и Виленская; с 1917 г. – Вильнюсская и Литовская; в 1924–1939 гг. – Виленская и Лидская; Виленская и Литовская. В настоящее время снова Вильнюсская и Литовская. Викарные кафедры: Брестская, Ковненская. 25.03.1839 23.11.1868 10.12.1868 08.04.1879 23.05.1879 28.04.1885 28.04.1885 26.06.1885 11.05.1885 10.11.1890 10.11.1890 13.12.1890 13.12.1890 30.04.1894 30.04.1894 27.02.1898 07.03.1898 12.04.1904 23.04.1904 05.07.1910 13.08.1910 22.12.1913 Св. Агафангел Преображенский 22.12.1913 23.06.1917 28.06.1917 28.06(11.07).1921 28.06(11.07).1921 24.01(06.02)1923 11.1922 07(20)04.1923 19.04(02.05)1923 10.1939 20.10(02.11)1939 18(31)12.1940 11(24)02.1941 16(29)04.1944 16(29)04.1944 06.1944 31.03(13.04)1945 05(18)11.1948 05(18)11.1948 14(27)12.1951 14(27)12.1951 09(22)11.1955 09(22)11.1955 09(22)11.1956 09(22)11.1956 06(19)04.1959 04.1959 05.1959 08(21)05.1959 05(18)07.1963 12(25)08.1963 15(28)05.1971 17(30)05.1971 12(25)06.1971 12(25)06.1971 05(18)08.1972 05(18)08.1972 21.08(03.09)1972 в/у Анатолий Кузнецов 21.08(03.09)1972 21.08(03.09)1974 Анатолий Кузнецов 21.08(03.09)1974 28.03(10.04)1978 Герман Тимофеев 28.03(10.04)1978 28.03(10.04)1989 28.03(10.04)1989 09(22)04.1989 09(22)04.1989 12(25)01.1990 Антоний II Черемисов 12(25)01.1990 647 Сведения о древних литовских владыках – см. Киево-Литовская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Горшечное. Церковь Николая Чудотворца. Никольский храм Карта и ближайшие объекты В 1848 году в Горшечном была построена деревянная Христорождественская церковь и селение получило статус села. Вот что писал об этом событии журнал " Воронежская старина " за 1904 год: " Начатая постройкой в 1845 года церковь в мае 1848 года была отстроена и освящена во имя Рождества Христова. Деревянная церковь была устроена на каменном фундаменте. В 1864 году она была впервые окрашена снаружи белой масляной краской. В 1894 году храм внутри и снаружи обновлен. Церковь имеет корабельную форму " . В 1885 году в приходе церкви числилось 196 дворов, в которых проживал 1471 человек. В конце XX века численность дворов состовляло уже 274, прихожан было более 2300. По данным Справочной книги для духовенства Воронежской епархии за 1900 г., в штате Христорождественской церкви числились: священник Митрофан Казьмин и псаломщик Александр Попов. Церкви принадлежало 33 десятины пахотных земель. В 1896 году было решено возводить новую кирпичную церковь. Средства на строительство собирали всем миром, на строительную площадку навезли столько зерна, что его высота достигала чуть не половину высоты сегодняшнего здания. Сюда же сгоняли скот, птицу, приносили мёд, яйца. Всё это менялось на строительные материалы. Неизвестно, когда храм был переименован в Никольский. Коммунисты старались уничтожить религию и отучить народ от православной веры. Сжигались архивы, велась пропаганда против церкви. С 1937 года в храме церковные обряды уже не проводились. Сняли колокол, разрушили звонницу. Половина здания была отдана под хлебный склад, а другая стала именоваться «Народным домом». Храм не пострадал во время войны от немецких снарядов, но в 1951 году был взорван её купол. 10 мая 1991 года церковь была вновь открыта. Восстановлен купол. Хотя, по словам местных жителей, он почти в 2 раза ниже того, что был раньше. В настоящее время ведутся ремонтные работы. Оштукатурены стены, заменены окна, поставлен новый иконостас (который еще надо украсить резьбой), приобретены новые иконы, сделано газовое отопление, заменен пол, частью гранитный, частью кафельный. 

http://sobory.ru/article/?object=17388

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Е. Ф. Дюков. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Евгений Феофилович (6.01.1894, г. Купянск Харьковской губ.- 21.09.1951, Прага), регент, певец, автор духовно-муз. сочинений. Род. в семье священника. С детских лет вместе с братьями прислуживал отцу в церкви. В 1914 г. окончил Харьковскую ДС. Обучался на медицинском фак-те Харьковского ун-та. Во время первой мировой войны служил в армии Л. Г. Корнилова и затем в Белой Армии А. И. Деникина и П. Н. Врангеля. Получил звание офицера. В 1920 г. выехал с воинскими частями из Крыма в Галлиполи, затем в Софию и, наконец, в Чехословакию, где поступил на медицинский фак-т Карлова ун-та. По окончании остался в Праге и работал врачом. В нач. 20-х гг. Д. поступил в Общестуденческий рус. хор, созданный в Праге в 1921 г. при содействии чехословацкого правительства. Хор ставил целью объединение муз. деятелей рус. общества за границей и распространение рус. музыки в Чехословацкой Республике и за ее пределами. В 1923 г. из Петрограда был приглашен возглавить хор композитор и хоровой дирижер А. А. Архангельский . После смерти музыканта 16 нояб. 1924 г. хор стал носить его имя и популяризировать его творческое наследие. В посвященных Архангельскому концертах исполнялись его духовная и светская музыка, обработки народных песен. По такому же принципу строились и мн. др. концерты хора, к-рый также пел за богослужением, выступал на радио, принимал участие в общественных торжествах. Получивший самую широкую известность в Чехословакии и рус. диаспорах мн. стран мира коллектив был упразднен 2 июня 1950 г. В разные годы хором управляли И. Р. Вебер, А. Т. Гречанинов , Б. С. Евтушенко, В. Ф. Кибальчич, Н. А. Кожин, И. В. Крбец, П. П. Милоставский, А. Н. Новикова-Рыжкова, Г. И. Пехар, А. И. Терлецкий, А. Г. Чесноков . 18 марта 1937 г. дирижером хора (тогда он именовался «Русский хор имени Архангельского» или «Русский хор «Архангельский»») и председателем его правления был избран Д., в то время уже получивший известность как руководитель вокального октета, выступавшего на Чехословацком радио. Обладатель прекрасного тенора, в 30-х гг. Д. принимал участие в концертах Русского хора как солист.

http://pravenc.ru/text/180817.html

Патриарх Кирилл посетил в Калининграде храм свв. Захарии и Елисаветы Калининград, 16 ноября 2013 г. 16 ноября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил церковный комплекс на ул. Кирпичная в Калининграде (бывшая больница св. Елизаветы), сообщает Патриархия.ru . Его Святейшество сопровождали епископ Балтийский Серафим и секретарь Калининградской епархии протоиерей Марьян Позунь. В верхнем храме святых пророка Захарии и праведной Елисаветы Предстоятель Русской Церкви обратился к духовенству и благотворителям с кратким словом, в котором, в частности, выразил удовлетворение в связи с тем, как быстро обустраивается этот храм, расположенный в здании, переданном Церкви менее трех лет назад. «Храм Захарии и Елисаветы в епархиальном центре в Калининграде приведен в полный порядок, осталось только установить иконостас», констатировал Святейший Патриарх, поблагодарив епископа Балтийского Серафима и всех, кто потрудился над созиданием храма. В память о своем посещении Святейший Владыка передал для храма иконы Пресвятой Богородицы и Спасителя. Храм свв. Захарии и Елисаветы в Калининграде Больница св. Елизаветы была основана в 1864 году под патронатом католической общины Святых сестер, члены которой, принося обеты бедности, целомудрия, послушания и служения бедным, тем не менее жили и действовали в миру. Первоначально больница размещалась в «Доме Святых сестер», находившемся на Цигельштрассе 4/6а (ул. Кирпичная), и работала как амбулатория, а после передачи религиозной общине жилого дома как стационар. Строительство нового здания больницы, в комплекс которой входили капелла (часовня) св. Елизаветы, детский сад, служебные помещения и помещения для проживания монахинь, было начато в 1893 году на Цигельштрассе, 3 (ул. Кирпичная, 7). В марте 1894 году больница начала функционировать. В начале ХХ века к основному корпусу были пристроены новые помещения. С апреля 1945-го по 1947 г. в здании размещалась инфекционная больница, с 1951 года туберкулезный диспансер. Сестры осуществляли уход за пациентами до 1947 года. Позднее в здании разместилось фармацевтическое предприятие и склад.

http://pravoslavie.ru/65818.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010