Für seinen sechsjährigen Dienst in Amerika erhielt er am 7.10.1970 den Vladimir-Orden 1. Klasse (MP 1970,11,2). 1.12.1970 EB von Char‘kov und Bogoduchov (MP 1971,1,3). Am 24.2.1971 wurde er mit der zw. Vw des Exarchats von Zentral- und Südamerika beauftragt (MP 1971,4,3). Vom 25.9. bis 5.11.1973 besuchte er das Exarchat in Zentral- und Südamerika (Bericht in: MP 1974,2,14–20). Vom 11. bis 24.5. 1974 war er Beobachter bei der 3. Versammlung der Panafrikanischen Kirchenkonferenz in Zambia (MP 1974,6,5). Am 6.10.1977 wurde er von der zw. Vw des Exarchats in Zentral- und Südamerika befreit (MP 1977,12,6). Vom 22.4. bis 6.5.1978 weilte er auf dem Athos (MP 1978, 12,6), vom 10. bis 15.5.1981 nahm er teil an einem Colloquium der Lateinamerikanischen Friedenskonferenz in St. George, Grenada. Im April 1981 feierte er in Char " kov mit mehreren Hierarchen seinen 60. Geburtstag und erhielt dabei den Sergij-von-Radonei- Orden 2. Kl. (MP 1981 ,10 ,37f. ). Im Juni 1982 leitete er eine Pilgerfahrt ins Hl. Land (MP 1982,12,44–46). Furov zählt ihn zur 1. Gruppe der Hierarchen, die dem Staat gegenüber absolut loyal sind. Am 5.9.1983 wurde er zum EB von L‘vov und Ternopol’ sowie zw. Vw der Ep. Char‘kov ernannt (MP 1984,1,10). Vom 1. bis 9.8.1983 leitete er eine Abordnung des Moskauer Patriarchats zur Weltkonferenz gegen Atomrüstung in Japan (MP 1984.1,12). Vom 23. bis 29.11.1984 nahm er an der Eröffnung des Kirchenzentrums der Malabarischen Orthodoxen Syrischen Kirche in Delhi/Indien teil (MP 1985 ,2 ,9). 28. 3.1984 von der zeitw. Vw der Ep. Char " kov befreit (MP 1984,5,6). Vom 11. bis 26.5.1984 besuchte er zu interkonfessionellen Gesprächen Spanien (StdO 1985,1,4). Am 9.4.1985 wurde er zum Metropoliten erhoben (MP 1985, 7,3; StdO 1985,8,3). Vom 20. bis 26.6.1985 weilte er in Südamerika (MP 1985, 11,34). Werke : Novogodnjaja ekumenieskaja molitva v Argentine za mir vo vsem mire, in: MP 1969,6,47–50. U svjatoj plašanicy v Argentine, in: MP1969,7,21–22. Slovo pri osvjašenii chrama Blagovešenija v gorode Buenos – Ajrese, in: MP 1969,3,29–30.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

This spiritual and academic institute became the center of Orthodox learning in the West, where such notable men were gathered as Father Sergei Bulgakov (1871–1944); Father Vasily Zenkovsky (1881–1962); Bishop Kassian (Bezobrazov) (1892–1965); Archmandrite Cyprian (Kern) (1899–1960); Father Nicholas Afanasiev (1893–1966); Father Georges Florovsky (1893–1979), who became dean of Saint Vladimir’s Seminary in New York and later taught at Holy Cross Theological School in Brookline; and Professor Anton Kartashev (1875–1960), who was the last (de facto) oberprokuror of the Holy Synod of the Russian Church, serving under the very short-lived provisional government led by Alexander Kerensky. Kartashev helped organize and served as secretary of the great Russian Church Council held in Moscow in 1917–1918. Mention also must be made of the Russian priests Father Alexander Elchaninoff (1881–1934) and Father Sergei Chetverikoff (1880–1959). Working in France along with many of the professors of the Saint Sergius Institute, they labored closely with the Russian Student Christian Movement, which did important work among Russian émigrés during this period. In 1965 the Russian Exarchate of Western Europe was made a vicariate, but in 1999 its status was restored as an exarchate. In recent times the primates of this jurisdiction have been Archbishop George (Tarassov) (r. 1960–1981), Archbishop George (Wagner) (r. 1981–1993), Archbishop Serge (Konovalov) (r. 1993–2003), and Archbishop Gabriel (de Vylder), a Belgian, who was still leading this Church in 2013. Its parishes number about 100, with 40 in France and the others scattered across most of Western Europe and Britain, especially in Scandinavia. The Moscow Patriarchate continued to operate its exarchate in Western Europe, with Metropolitan Anthony (Bloom) of Sourozh (1914–2003) in London and Archbishop Basil (Krivosheine) (1900–1985) in Brussels as its most well-known leaders. Metropolitan Anthony was nationally recognized in Great Britain for his teaching, writing, and radio broadcasts, while Archbishop Basil was a renowned Patristics scholar.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-orth...

Григорий (Лебедев), еп. Шлиссельбургский, вик. Ленинградской епархии. Родился в семье священника. Уроженец г. Коломны. Двоюродный брат архиепископа Товии. Первоначальное образование получил в Московской духовной семинарии. Окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. До поступления в монашество много лет трудился на педагогическом поприще и в годы февральской и октябрьской революции занимал должность директора одной из московских женских гимназий. По пострижении в монашество несколько лет прожил в числе братии Данилова монастыря г. Москвы. 19 ноября 1923 года хиротонисан во епископа Шлиссельбургского и Лодейнопольского, вик. Петроградской епархии. В эти годы вместе с другими епископами – викариями Ленинградской епархии стойко боролся с обновленчеством. В 1927 году, после опубликования декларации митр. Сергия и начала иосифлянского движения, как человек «политически предусмотрительный», держался двойственной политики: разделяя многие взгляды иосифлян, не присоединялся к ним открыто, но в угоду им не поминал митр. Сергия. В январе 1928 года ему было предписано Синодом возносить за богослужением имя митр. Сергия. При этом его предупредили, что в случае невыполнения предписания, Синод будет иметь о нем особое суждение. Епископ Григорий не выполнил распоряжения и ушел на покой. Со своей стороны, митр. Иосиф продолжал считать его своим. Уже после официального отделения от митрополита Сергия он благословил епископа Григория продолжать служение в Александро – Невской Лавре в качестве его (митр. Иосифа) наместника. В мае 1928 года он был назначен епископом Феодосиевским, вик. Таврической епархии, но к месту назначения не поехал, остался на покое. В 1929 году он незаметно покинул Ленинград и устроился сторожем на птицеферме в Тверской области. В период с 1925 по 1932 г. писал толкование на Евангелиста Ап. Марка. Был оригинальным проповедником. Собирал свои проповеди в сборник. Имеются отпечатанные на пишущей машинке несколько проповедей. Название некоторых проповедей нам удалось уточнить. Например: «Пир веры», «О диаволе» и др. Имел много почитателей. День Ангела 17 ноября. Дальнейших сведений о нем не имеем. Литература: ФПС I, 184, стр.7. ФПС III, стр.2. ФАМ I, 78, стр.7. Архим. Иоанн (Снычев). «Церковные расколы», стр.281–286. Заметки и дополн. Е.М. 61. Regel ’ son 348, 452 , 591f. Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte II, 207, 208. Werke: Evangel’skie obrazy (Dnevnik razmyšlenij nad Evangeliem. Blagovestie svjatogo evangelista Marka), in: Bogosl. trudy 16(1976)5–32; 17(1977)3–84. Evangel’skie obrazy (Blagovestie sv. Ev. Luki), in: Bogosl. trudy 21(1980)170–180. Gimn Voskreseniju Christovu, in: MP 1981,5,35–36. Slovo v den’ Svjatoj Pjatidesjatnicy, in: MP 1981,6,38. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Игнатий (Демченко) Игнатий (Демченко Иоанн Николаевич), еп. б. Кировоградский и Николаевский. Родился 8 мая 1905 года в г. Бендеры, Молдавия, в семье рабочего. По окончании среднего образования в 1923 году вступил в число братии Ново-Нямецкого Свято-Вознесенского монастыря, б. Бендеровского уезда. В течение двух лет был на монастырском послушании. В 1926 году поступил в монашескую духовную семинарию в Старо-Нямецкой лавре в Молдавии. В 1930 году, по окончании 4 класса духовной монастырской семинарии, уехал в Париж для продолжения богословского образования в православном институте. В октябре 1930 года принял иноческий постриг с именем Игнатия, рукоположен митрополитом Евлогием в иеродиаконы и направлен на Сергиевское подворье. 19 августа 1933 года рукоположен в иеромонаха и оставлен на служении на том же подворье. В 1935 году закончил Богословский институт, а в 1937 году получил звание кандидата богословия. В 1937 году награждён наперсным крестом. В 1939 году возведён в сан игумена, и возвратился в Румынию. С сентября 1939 года был духовником в Кишинёвской кладбищенской богадельне при Александро-Невском братстве. В июле 1940 года переведён в Старокладбищенскую Всехсвятскую церковь . В 1940 году о. Игнатий был принят в общение с Московской Патриархией и назначен штатным священником и ключарём Кишинёвского кафедрального Христо-Рождественского собора. 15 февраля 1941 года возведён в сан архимандрита. С 1946 по декабрь 1948 года служил на приходах в сибирских епархиях. С декабря 1948 года по сентябрь 1961 года – на приходах Украинского Экзархата, был настоятелем церкви Преображения Господня в г. Жданове. 3 сент. 1961 года хиротонисан во епископа Хмельницкого и Каменец-Подольского. Хиротонию совершали: митрополит Киевский Иоанн и митрополит Одесский Борис. 12 янв. 1962 г. назначен епископом Черниговским и Нежинским временным управлением Сумской епархией. 16 ноября 1962 г. перемещён на кафедру Кировоградскую освобождением от управления Сумской епархией. 25 мая 1965 года уволен на покой. Литература «ЖМП» 1961, 9, стр. 5. 1961, 12., стр. 19–20, 20–21, 22. 1962, 2, стр. 13, 23. 1962, 12, стр. 12. 1964, 1, стр. 21. 1965, 6, стр. 2 Er lebte in der Stadt Slavjansk, obl. Doneck. Seinen letzten Gottesdienst konnte er noch am 12.09.1981 halten. Gestorben am 05.10.1981 in Slavjansk. Nekrolog: MP 1982, 2, 18. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Naumov A. (2019) “Svetite Metody i Kiril v czerkovnoslavyanskata ximnografiya ot Novoto vreme (Sluzhbi)” [Sts Methodius and Cyril in the newer Church Slavonic hymnography (Services)]. Palaebulgarika, XLIII, 3, p. 72–94 (in Bulgarian). Pociechina H., Kravetsky A. (eds) (2013) Minei: obrazets gimnograficheskoi literatury i sredstvo formirovaniia mirovozzreniia pravoslavnykh [Menaia: an example of hymnographic literature and a medium in shaping the Orthodox worldview]. Olsztyn (in Russian). Spasskii F. (1951) Russkoe liturgicheskoe tvorchestvo [Russian liturgical creative work]. Paris (in Russian). Spasskii F. (2008) Russkoe liturgicheskoe tvorchestvo [Russian liturgical creative work]. Moscow (in Russian). Die Russischen Orthodoxen Bischdfe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographie von Metropolit Manuil (Lemesevskj) (1981). Teil. II. Erlangen. 1 За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь . 1917–1956: Биографический справочник. Книга четвертая/ред. прот. В. Воробьев и др. М., 2017. С. 146; Королева В. В. И стоять храму и звонить колоколам//Простор. 1995. 6. С. 85. 2 Королева В. В. Герман (Вейнберг)//Православная энциклопедия. Т. 11. М.: Церковнонаучный центр «Православная энциклопедия», 2006. С. 245. 3 Памятная книжка Императорской Петроградской духовной академии на 1915/1916 учебный год. Петроград, 1915. С. 31, 33. 4 См.: Королева В. В. Герман (Вейнберг). С. 245–246; Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographie von Metropolit Manuil (Lemesevskij ). Teil. II. Erlangen, 1981. P. 316; За Христа пострадавшие... С. 146–147; Королева В. В. И стоять храму... С. 85–88. 5 Крест на Красном обрыве: Святые новомученики Казахстана. М., 2002. С. 116. Ср.: Королева В. В. И стоять храму... С. 85. 6 Герман, иеромонах. Службы русским святым, появившиеся за синодальный период русской церковной жизни. Петроград, 1916. (Рукопись)///Российская национальная библиотека. Ф. 573. Оп. 2. 43. 7 Долоцкий В. И. Когда и кем написаны греческие службы, входящие в состав месячной минеи//Христианское чтение. 1860 Кн. 2. С. 39–54, 136–170.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Красноуфимск. Церковь Иннокентия Вологодского. Свято-Иннокентиевская церквь Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь на городском кладбище, построенная в 1886-1893 гг. в духе позднего классицизма. Одноглавый четверик с трапезной и колокольней. До 1920-х гг. была приписана к Троицкому собору. Не закрывалась. В нач. 1980-х гг. расширена боковыми пристройками, устроен Никольский придел (1982). Храм во имя Святого Преподобного Иннокентия Вологодского города Красноуфимска , возведен на городском кладбище более века назад. Построили двухпрестольную деревянную церковь в 1886 году. А главный придел освятили только в 1893 году. Спустя десятилетия, в 1934-м году, в храме запретили только колокольный звон, но богослужения продолжались. Удивительно, но в советской России православные храмы не разрушали и не закрывали только на погостах. Многие именно кладбищенские церкви сохранились до наших дней, в них пребывают старинные росписи, образа и церковная утварь. Свято-Иннокентиевская церковь Красноуфимска никогда не закрывалась. Совершались богослужения и в грозные годы Великой Отечественной, и в послевоенное время. В настоящий момент старинный храм обрел новый облик. Не так давно проведен ремонт молитвенного помещения. Отреставрировано внутреннее убранство храма. О сохранности фресок, украшающих церковный потолок и стены храма заботятся постоянно. В первозданном виде сохранилось «Священное Писание в красках» - так нередко называют церковные росписи прихожане. Действительно, по картинам и иконам можно познакомиться с большой частью земной жизни и деяний Христа и Его учеников. Комплекс на городском кладбище, первая половина XIX в. (г. Красноуфимск) Сложившийся на рубеже XIX-XX вв. комплекс включает в себя ворота, ограду, две часовни и церковь. Деревянная церковь построена в 1893 г. Объемно-пространственная композиция повторяет архитектуру храмов классицизма. Здесь использован тип трехчастного храма, состоящего из расположенных на одной оси объема храма, притвора и примыкающей к западному фасаду колокольни. Боковые приделы, появившиеся в 1978 и 1981 гг. усложнили прежде ясное и простое объемно-пространственное решение памятника. Двусветный храмовый четверик перекрыт кровлей на 4 ската и увенчан восьмигранной декоративной главкой. С востока к четверику прирублен плоский четырехгранный алтарь с меньшей, чем у храма, шириной. Расположенный к западу от храмового четверика притвор имеет с ним одинаковую ширину. Главный вход в церковь выделен крытой папертью с треугольным фронтоном и крыльцом в виде портика из двух колонн тосканского ордера. Срубы снаружи обшиты тесом, имитирующим рустовку каменных зданий. Углы фасадов также выделены рустованными лопатками. Оконные проемы декорированы наличниками с рисунком, более характерным для эклектики.

http://sobory.ru/article/?object=15156

Арсений (Изотов Алексей Феодорович), еп.Сухумский Родился 10 янв.1823 года в г.Осташкове Тверской губернии в семье священника. В 1845 окончил Тверскую духовную семинарию, затем Горигорецкий земледельческий институт. С 1847 был преподавателем Тверской духовной семинарии, (вначале преподавал естественные науки, а потом и др.предметы) в то же время исполнял обязанности помощника инспектора семинарии. 6 дек. 1858 года рукоположен во священника и определен к Христорождественскому монастырю. В 1874 перемещен на священническое место к Тверской Предтеченской церкви. II.VI.1878 возведен в сан протоиерея. 19 дек.1880 пострижен в монашество и в 1881 назначен настоятелем в сане игумена в Николаевскую Теребенскую пустынь. 25 марта 1884 возведен в сан архимандрита. 4 дек. 1885 назначен настоятелем Русской посольской церкви в Константинополе. С 9 окт. 1893 – настоятель Московского Симонова монастыря. В 1894 управлял делами Иерусалимской Духовной Миссии. 8 февр.1895 хиротонисан во епископа Сухумского. Хиротонию совершали: Митроп.СПБ Палладий, митр. Московский Сергий, архп. Новгородский Феогност, архп. Варшавский Флавиан, архп.Финляндский Антоний, еп.Нарвский Никандр и еп.Гдовский Назарий. 26 марта 1905 уволен на покой, согласно прошению. Скончался 16 апреля 1909 года в Желтиковом монастыре около Твери. Труды: Речь при наречении во епископа. «Приб. к «ЦВ» 1895, 5, cmp.I91.· «Святый град Иерусалим и другие святые места Палестины с указанием на важнейшие местности ее». СПБ, 1896. Литература: «Церк.Вед.» 1895, стр.21. -«- 1896, стр.163. -»- 1905, стр.100. «Приб. к «ЦВ» 1895, стр.191. -«- 1900, стр.1981–1988. -»- 1905, стр.609–610. -«- 1910, стр.647. «Церк.Вестн.» 1891, стр.207. -»- 1895, cmp.II. -«- 1895, стр.192. «Прав.Собес» 1905, апрель, стр.727. -»- 1912, сентябрь стр.342. «Мисс.Календ.»1907, стр.130. «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1903 г.» стр.212. на 1905 г., стр.216. на 1906 г., стр.260, 261. на 1909 г., стр.286–287. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 551, стр.5. Булгаков, стр.1413. БЭС m.II, стб.2134, 2135. БЭЛ т.4, стб.733. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Духовно-нравственный облик русского архиерея по каталогам русских святителей, чтимых Русской Православной Церковью с XI по XXI век (до патриаршества). (Кандидатское сочинение) Ленинград, 1955 г. Преосвященный Мануил, Архиепископ Куйбышевский и Сызранский. (К 50-летию служения в священном сане) «ЖМП» 1961, 11 Состав Российской Православной Церковной Иерархии на 1962, 1963, 1964, 1965, 1966 гг. Практика избрания епископов в истории Церкви. (Доклад) Проект канонической регламентации порядка избрания епископов Вопрос о кандидатах во епископы в историко-каноническом освещении. (Доклад) Административные и другие различия епископов. (Доклад) Монашеская жизнь. Изыскание средств возврата православной монашеской жизни к её древнему благочестию и благолепию. (Доклад) Поместный Собор. Время созыва и его роль в управлении автокефальной Церкви. (Доклад) Топография архиерейских кафедр Русской Православной Церкви периода с 1893 г. по 1965 г. (Включительно) Куйбышев, 1966 г. Хронология архиерейских хиротоний периода с 1893 г. по 1958 г. Чебоксары, 1959 г. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия – григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие. Их особенность и история. (Магистерская диссертация) Куйбышев, 1965 Речь при наречении во епископа «ЖМП» 1966, 2, стр. 7–11 Покаянный акафист Спасителю с припевом: «Милостиве, помилуй мя падшего» Литература «ЖМП» 1965, 12, стр. 3. 1966, 2, стр. 7–11 20 .03. 1969 В von Kujbyšev und Syzran’ (MP 1969, 4:3). 31 .05.1973 von der zeitw. Vw der Ep. eboksary befreit (MP 1973, 7:1). Am 09.09.1976 zum Erzbischof erhoben (MP 1976, 10:2). Am 14.09.1980 erhält er den Vladimir-Orden 2. Klasse (MP 1981, 1:5). Furov zählt ihn zu der 3. Gruppe von Hierarchen, die politisch unzuverlässig sind, kirchlich aber sehr eifrig. 04 .02.1966 mag. theol. (MP 1966, 8, 7–10). Werke Cerkovnye raskoly v Russkoj Cerkvi 20-ch i 30-ch godov XX stoletija – «grigorianskij», «iosif1janskij», «viktorianskij» i drugie; ich osobennosti i istorija

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Patsch. Dricca. – Patsch. Dricca. – RE. 1905, Bd. 5. Paul. Deutsches Wörterbuch. – Paul H. Deutsches Wörterbuch. Halle, 1960. Pavlovi. Onomastiki derivati. – Pavlovi Z. Onomastiki derivati izvedeni iz lekseme gost u slovenskim jezicima. – Prva Jugoslovenska onomastika konferencija. Titograd, 1976. Pekkanen. L " origine. – Pekkanen T. L " origine degli Slavi e il loro nome nella letteratura greco-latina. – Quaderni Urbinati di Cultura Classica. Roma, 1971, t. 11. Pekkanen. Note. – Pekkanen Т. Note critiche a Tacito, Germania 45, 1 e 46, 2. – Rivista di Filologia e d " Istruzione Classica. Torino, 1971, t. 99. Pellegrini, Prosdocimi. La lingua venetica. – Pellegrini G.B., Prosdocimi A.L. La linmia venetica. Vol. 1–2. Padova, 1967. Perrin-Henry. La place. – Perrin-Henry M. La place des listes toponymiques dans du livre IV des Edifices de Procope. – Geographica Byzantina P., 1981. Perwolf. Polen. – Perwolf B. Polen, Ljachen, Wenden. – ASPh. 1880, Bd. 1, 1–4. Perwolf. Völkernamen. – Perwolf B. Slawische Völkernamen. – ASPh. 1884, Bd. 7. Peire. Byzance. – Petre A. Byzance et Scythie Mineure au VII siecle. – RESEF 1981, t. 19, 3. Pfister. Die Reisebilder. – Pfuter F. Die Reisebilder des Herakleides. Wien, 1951. Philippi. De Tabula Peutingeriana. – Philippi F. De Tabula Peutingeriana, accedunt Agrippae Geographica. Diss. Bonn, 1876. Philippi. Zur Peutingerschen Tafel. – Philippi F. 2мг Peutingerschen Tafel. – Fleckeisens Jahrbiicher fur klassische Philologie. 1893, Bd. 147. Philippi. Tafel. – Philippi F. Zur Peutingerschen Tafel. – RhM. 1914, Bd. 69. PK – Riedinger R. Pseudo-Kaisarios. Überlieferungsgeschichte und VerfasserfraEe München, 1969. Plezia. Fizjonici. – Plezia M. Fizjonici. – Slownik starozytnosci slowianskich. Bd. 2, fasc. 1. Wroclaw etc., 1964. Poghirc. L " alternance. – Poghirc C. L " alternance m/mb/b en trace et en albanais. – Linguistique Balkanique. Sofia, 1963, t. 6. Pohl. Die Nominaikomposition. – Pohl H.D. Die Nominalkomposition im Alt- und Gemeinslawischen. Klagenfurt, 1977.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

Am 16.9.1981 erhielt er den Goldenen Orden des BFranciszek Chodura von der Polnischen Nationalkirche; vom Weltfriedensrat am 13.11.1981 die Erinnerungsmedaille; am 9.3.1983 den «Großen Goldenen Stern der Völkerfreundschaft» vom Staatsrat der DDR. Anläßlich seines 75. Geburtstages wurde ihm der Orden des Roten Banners der Arbeit verliehen (MP1985,7,2; 11,34; StdO 1986,1, 12–15). Vom Präsidenten der SSR, G. Husak, erhielt er am 3.10.1985 den Freundschaftsorden der SSR (MP 1986,1,6). Furov zählt ihn zur 1. Gruppe der Hierarchen, die dem Staat absolut treu ergeben sind. In seinem Vortrag über «Die gegenwärtige Lage der Russisch-Orthodoxen Kirche und die Perspektiven einer religiösen Wiedergeburt in Rußland» sagt der Dissidentenpriester G. Jakunin von Patriarch Pimen: Seine Wahl zum Patriarchen habe nicht geheim stattgefunden und mit Gutheißung des Politbüros. In den letzten Jahren habe er kaum noch eine Entscheidung getroffen, auch habe er den Kontakt zum Volk und dem einfachen Klerus verloren. Als er im Mai 1979 auf der Wolga eine Erholungsreise unternahm, habe er unterwegs keinen Gottesdienst in den Kirchen gehalten, wie es Patriarch Aleksij noch getan hat. Er zelebriere nur noch in Moskau, nur zum Begräbnis von M Nikodim sei er in Leningrad gewesen (Voi " noe Slovo, vyp. 35/34 ,8–17 ). Werke Slova, rei, poslanija, obrašenija 1957–1977. Izd. Mosk. Patriarchìi. Moskau 1977. 455 S. Da in diesem Werk alle im MP der Zeit von 1907–1977 abgedruckten Verlautbarungen des Patriarchen Pimen enthalten sindj führen wir sie nicht hier eigens auf y erst diejenigen ab 1977. Ebenso sind die jedes Jahr im Januar- bzw. Aprilheft des MP bzw. der StdO veröffentlichten Weihnächte- und Osterbotschaften sowie die Telegramme des Patriarchen nicht angeführt. Poslanie Sv. Patr. Bolgarskomu Maksimu v svjazi s prazdnovaniem Bolgarskoj Cerkvi 1100-letija Prep. Ioanna Ryl " skogo, in: MP 1977,1,11–12. Re» v den‘ pamjati Prep. Sergija Radoneskogo v prisutsvi zarubeznych cerkovnych delegacii, in: MP 1977,1,59.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010