Голгофа. 1893 г. (ГТГ) В 1876 г. в момент душевного кризиса, вызванного разочарованием в просветительской эффективности творчества передвижников, Г., переехав на хутор Ивановский, практически отошел от живописи. Он разработал для себя программу нравственного совершенствования, заключавшуюся в размышлениях этико-религ. характера, чтении Библии, физическом труде, помощи крестьянам в их быте (постройка домов, лечение больных, материальная поддержка), в аскетическом образе жизни. Лишь в 1880 г. появилась первая после перерыва картина «Милосердие» («Не Христос ли это?», не сохр.), напоминающая о евангельских заповедях. После знакомства с Л. Н. Толстым в 1882 г. Г. стал последователем его этико-философского и религ. учения («толстовство»). Его творчество получило новый стимул для развития. В 80-х гг. XIX в. Г. начал работу над циклом полотен, посвященных Страстям Господним, где он добивался соединения христ. темы с нравственными идеями Толстого и приобретшим повышенную актуальность в связи с проблемой отмены смертной казни протестом против насилия. К произведениям цикла относятся: «Христос и Никодим» (ок. 1889 (?), ГТГ, эскиз), «Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад» (1889, ГРМ), ««Что есть истина?» Христос и Пилат» (1890, ГТГ), «Совесть. Иуда» (1891, ГТГ), «Суд синедриона. «Повинен смерти»» (1892, ГТГ), «Голгофа» (возможно, не окончена, 1893, ГТГ), 2 варианта «Распятия» (1894, не сохр.; 1892, Музей Орсе, Париж; эскизы «Голова распятого Христа», «Христос и разбойник» - 1894, КМРИ). В этих работах, демонстрирующих предельно экспрессивную технику живописи, условность красочной гаммы, Г. отказался от мн. традиций академической живописи, усилил эмоциональность художественного языка, придал острую выразительность персонажам, применил фрагментирование композиции, перепады света и тени, добиваясь т. о. эффекта внепространственности и вневременности происходящего. Г. были введены новые иконографические решения и создан непривычный для правосл. сознания образ Христа: крайне униженного, внешне не привлекательного и близкого к безумию, что согласуется с концепцией Божественного кенозиса, основанием к-рой служит ветхозаветное пророчество (Ис 53. 1-12). Поздние картины Г. на евангельские сюжеты, вызвавшие резкую критику со стороны Церкви, стоят особняком в истории рус. живописи. Нек-рые исследователи находят источники подобной образности в нем. искусстве периода предреформации. Отмечают нек-рую близость к эстетике экспрессионизма (ср. работы Э. Нольде и К. Шмидта-Ротлуфа); одновременно с «Распятиями» Г. появляется композиция «Крик» Э. Мунка (1893), предвосхитившая это художественное направление.

http://pravenc.ru/text/488417.html

Вознесенская ц. на Байковом кладбище в Киеве. 1884–1888 гг. Фотография. 2011 г. Вознесенская ц. на Байковом кладбище в Киеве. 1884–1888 гг. Фотография. 2011 г. В 1880 г. Н. был впервые избран в число гласных городской думы, затем переизбирался во все последующие думы до 1910 г. Член городской управы, заведующий строительным отд-нием в 1881-1891 гг. С учреждением в февр. 1885 г. Киевского кредитного об-ва Н. был избран в его правление и в течение 25 лет состоял в нем на службе, являлся директором; построил для об-ва здание по ул. Институтской в формах неоренессанса, оформленное каннелированными пилястрами (не сохр.). Садовая комиссия, в которой председательствовал Н. (1887-1894), разработала в 1887 г. план благоустройства и озеленения города. Будучи членом-учредителем Киевского об-ва поощрения художеств (1890) (в него входили вице-губернатор А. П. Баумгартен, гр. П. Д. Бутурлин, П. О. Ковалевский, гр. А. И. Коновницын, В. Д. Орловский, Прахов и др.), Н. получил в нем должности секретаря и казначея. В нояб. 1892 г. был удостоен звания академика архитектуры «за известность и труды на художественно-архитектурном поприще». В янв. 1901 г. благодаря инициативе и трудам Н. в Киеве открылись классы, а в сент. того же года - среднее художественное уч-ще, директором к-рого он был до конца жизни; для него спроектировал здание (Бульварно-Кудрявская ул., 34; 1901-1902). Н. постоянно заботился о воспитанниках уч-ща, в их числе были буд. художники и скульпторы: А. П. Архипенко, М. А. Донцов, И. П. Кавалеридзе, А. Г. Петрицкий. После кончины Н. городская дума учредила в Киевском художественном уч-ще стипендию его имени. Н. активно занимался общественной и благотворительной деятельностью, входил в состав различных организаций, являлся соучредителем (1882) и 1-м председателем архитектурного отдела (с 1894) Киевского отд-ния Имп. Русского технического общества; основателем и председателем Русского литературно-артистического об-ва (1895-1904), для которого построил концертный зал (1896) и доходный дом (1900) (Рогнединская ул., 1/13); членом директората Киевского отд-ния Имп. Русского музыкального об-ва, членом Киевского об-ва древностей и искусств (основано в 1897), был одним из основателей Киевского музыкального уч-ща, попечителем Александровского уч-ща, членом Попечительства детских приютов и родильного приюта М. И. Терещенко; был избран делегатом II (1895) и III (1900) съездов рус. зодчих. Архитектурное бюро Н. находилось в спроектированном им и принадлежавшем ему особняке на Анненковской (ныне Лютеранской) ул., 10б (1888).

http://pravenc.ru/text/2565618.html

10 янв. 1893 г. было открыто попечительство о бедных воспитанниках Тамбовской ДС. С 1893 г. «Тамбовские ЕВ» стали выходить еженедельно. 20 мая 1894 г. И. совершил чин закладки 3-этажного каменного корпуса с церковью в 1-м Тамбовском ДУ (Тамбовские ЕВ. 1894. 23. С. 460-472). Многократно посещал семинарию (о ней и о др. учебных заведениях он проявлял постоянную заботу) и приходы епархии. Только в одну из поездок в 1891 г. И. осмотрел 41 храм в 6 уездных городах, 100 сельских, 3 единоверческих храма, 3 муж. и 2 жен. мон-ря и ознакомился с документами 166 приходов. Иероним (Экземплярский), архиеп. Варшавский и Прислинский. Фотография. 90-е гг. XIX в. Иероним (Экземплярский), архиеп. Варшавский и Прислинский. Фотография. 90-е гг. XIX в. Посетив большую часть тамбовских обителей, И. обратил внимание на нарушения уставной жизни и духовную безграмотность насельников. Для исправления положения впервые в истории епархии 5-6 февр. 1892 г. и 25-26 янв. 1893 г. в архиерейских покоях тамбовского в честь Казанской иконы Божией Матери монастыря были проведены собрания настоятелей и настоятельниц епархиальных обителей. Вводились чин о Панагии по воскресеньям и праздничным дням, обиходное пение (древние напевы сохранялись в Саровской пуст. и Вышенском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре ). Рекомендовалось организовывать мастерские, а также понуждать иноков читать духовную лит-ру, в муж. мон-рях завести «книги проступков», в женских - запретить пускать квартиранток. В 1890 г. был основан монастырь во имя св. Александра Невского в Кирсановском у., в 1891 г. в нем заложен собор (не сохр.). В тамбовском Вознесенском мон-ре в 1891-1893 гг. построен 3-этажный корпус, в к-ром 7 нояб. 1894 г. И. освятил ц. во имя прп. Антония Печерского (не сохр.). В лебедянском Троекуровском мон-ре 19 авг. 1893 г. И. освятил собор в честь Владимирской иконы Божией Матери, устроил пещерную ц. святых Мефодия и Феодосии (1894; не сохр.). В 1892 г. учредил специальную комиссию для рассмотрения собранных игум.

http://pravenc.ru/text/293716.html

Церковь на 1,4 тыс. чел. (высотой 42 м) спроектирована при участии гражданского инженера Б. К. Правздика. Финансировал постройку И. А. Воронин, предварительно договорившись об устройстве семейной часовни-усыпальницы под алтарем Богоявленской ц. Вероятно, сотрудничество с К. удовлетворило фабриканта, поскольку зодчий в дальнейшем трудился по его заказу на постройке церквей в с. Гора-Валдай Петергофского у. С.-Петербургской губ. и в погосте Кукобое Пошехонского у. Ярославской губ., а также Выборгской бумагопрядильной мануфактуры акционерного об-ва «Воронин И. А., Лютш и Чешер» в С.-Петербурге: фабрики Гука (Кантемировская ул., 3; 1892-1896) и главного корпуса (Выборгская наб., 51; 1900). Богоявленский храм был заложен в годовщину спасения цесаревича в Оцу (29 апр. 1892), вчерне готов в 1897 г. 29 апр. 1899 г. митр. Антоний (Вадковский) и прав. Иоанн Кронштадтский освятили главный придел, 18 июля был освящен придел прп. Иоанна Постника, названный в честь небесного покровителя жертвователя, потратившего на строительство и убранство 300 тыс. р. Одноглавый центричный храм в московском стиле XVII в. завершен огромным барабаном с гигантской луковичной главой и шатровой со слухами колокольней над притвором. Вероятно, его композиция была заимствована зодчим из проекта ц. Христа Спасителя на месте крушения в Борках (Р. Р. Марфельд, 1891-1894 гг.; не сохр.). План здания близок к крестообразному, более вытянут по линии «запад-восток». Высокая паперть с гранитной лестницей, ограниченной такими же рундуками, через перспективный портал ведет в притвор с колокольней над ним, далее расположены трапезная, основной объем и алтарь. Сев. и юж. приделы завершались барабанами с шатрами, луковичными главками и прорезными крестами. В центре охватывающей алтарь низкой галереи - часовня с лестницей, ведущей в усыпальницу. В декоре Богоявленской ц. были использованы узорочье, созданное путем тески или с помощью лекального кирпича, различные приемы кладки, майоликовые изразцовые фризы, заполнения полей кокошников полихромными рисунками заводов М.

http://pravenc.ru/text/2458889.html

В 1880 г. Н. реализовал проект реконструкции с расширением деревянного Троице-Лыбедского храма, построенного в 1856-1859 гг. по проекту Спарро (Б. Васильковская ул., 51). В 1903 г. архитектор осуществил проект постройки каменного храма на этом участке, выдержанный в необычном для себя неорус. стиле. Тип величественного 5-главого соборного храма с ярко выраженной вертикальной составляющей он сочетал со смелой живописной композицией и с отделкой в псковско-новгородской стилистике. Однако к реализации (1911) был принят первоначальный проект епархиального архит. Е. Ф. Ермакова в московско-ярославском стиле (храм разрушен в 30-х гг. XX в.). Идеи Н. частично воплотились в его, вероятно, последнем церковном проекте - Троицком соборе в г. Берестечко (1910) - одном из крупнейших храмов Волыни, строительство к-рого длилось до 1932 г. Черты неорус. стиля, в частности живописное построение объемно-пространственной композиции и завершение в виде вытянутых шлемовидных куполов, сочетались в проекте с чертами визант. стиля по образцу Владимирского собора в Киеве. Н. также осуществил реконструкцию и реставрацию ряда церквей: Трехсвятительской (Васильевской) (устройство отопления с сохранением фресок, 80-е гг. XIX в.); Софийского собора (открытие древних куполов, 1882-1892); Михайловского собора Златоверхого мон-ря; Воскресенской ц. по ул. Никольской (ныне И. Мазепы), 27 (1884, не сохр.); Успенского собора Киево-Печерской лавры (1893-1899); Андреевской ц. (поновление куполов, 1895-1898, а также постройка причтового дома на Андреевском спуске, 21 (1898). Н. являлся членом Церковно-археологического об-ва и Комитета по фрескам Кирилловской ц. (1883). Троицкий собор в г. Берестечко. 1910–1932 гг. Фотография. 2011 г. Троицкий собор в г. Берестечко. 1910–1932 гг. Фотография. 2011 г. В пределах Киевской епархии среди спроектированных Н. и сохранившихся храмов - церкви Рождество-Богородицкая в с. Березна Володарского р-на (1890-1893), Михайловская в с. Богатырка Ставищенского р-на (1894), Иоанно-Богословская в с.

http://pravenc.ru/text/2565618.html

И. был талантливым церковным писателем, живо интересовался рус. историей. В 1875 г. архимандрит впервые опубликовал Житие прп. Кирилла Белозерского, в 1880 г.- «Извлечения из архивных книг и дел Кирилло-Белозерского монастыря». По благословению И. преподаватель Кирилловского ДУ Н. П. Успенский составил обобщающий труд по истории Белозерского монастыря - «Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского монастыря 1397-1893 гг.» (КБМЗ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 40); ранее высказывавшееся в литературе предположение об авторстве И. ошибочно: сохранился рапорт И. от 15 февр. 1894 г. в Новгородскую духовную консисторию о составлении «Летописи...» Успенским (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 4. Ед. хр. 41). Поводом для составления «Летописи...» послужили указы консистории о возобновлении летописания в церквах и мон-рях (1893). При составлении «Летописи...» была использована не только историческая лит-ра, но и документы монастырского архива. И. отредактировал сочинение Успенского, в тексте сохранилась его правка. По благословению И. на горе Мауре в окрестностях Кириллова была построена часовня в память о приходе прп. Кирилла в белозерские пределы. Также И. составил службу на обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского и акафист святому. По просьбе кирилловского архимандрита А. Ф. Ковалевский написал акафисты прп. Кириллу Белозерскому и Смоленской иконе Божией Матери. В архивах сохранились переписка И. с Ковалевским и обращение И. в Новгородскую консисторию за разрешением на чтение в мон-ре сочиненного Ковалевским акафиста (Там же. Оп. 3. Ед. хр. 2114, 2266; КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 22. Л. 15). Большой популярностью пользовались проповеди И., до революции они выдержали неск. изданий. В 1892 г. при учреждении Кирилловского вик-ства Новгородской епархии И. отказался от предложенного ему епископского сана и остался настоятелем мон-ря. В том же году И. был избран почетным членом МДА «во уважение его 50-летнего ревностного служения церкви и духовному просвещению, совершаемому в духе древнего православия и строгого подвижничества». За 30 лет настоятельства в Кирилловом-Белозерском мон-ре И. приобрел глубокое уважение и любовь местного населения, к-рое почитало его как подвижника благочестия. Еще в 90-х гг. XX в. старожилы г. Кириллова рассказывали семейные предания о доброте и щедрости давно почившего архимандрита. Он погребен в обители у алтаря Успенского собора (сохр. надгробный памятник). При погребении И. присутствовало ок. 6 тыс. чел., притом что общая численность населения г. Кириллова составляла 4 тыс. Как прощальное напутствие всем богомольцам раздавалось отпечатанное «Слово на Рождество Христово», сочиненное кирилловским архимандритом. В 1987 г. И. был канонизирован (см.: Письмо из канцелярии управляющего Тульской епархией за 158 от 10 февр. 2009 г.//Арх. ЦНЦ), его имя включено в Собор Тульских святых, установленный по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова) на основании рапорта архиеп. Тульского и Белёвского Максима (Крохи) .

http://pravenc.ru/text/200185.html

В 1873 г. в 10 миссионерских школах обучалось 140 чел., в 1915 г. насчитывалось 58 миссионерских школ с общим числом учеников 1899. Еп. Аполлос заботился о христ. воспитании детей, его обращение к духовенству епархии на эту тему (Вятские ЕВ. 1883. 22. Ч. неофиц.) было признано Синодом образцовым и разослано по всем епархиям РПЦ. После 1884 г. в В. е. начали активно открываться церковноприходские школы, действовали также школы грамоты. В 1882 г. главный миссионер епархии прот. Стефан Кашменский основал братство во имя свт. Николая, целью к-рого было распространение среди крестьян Вятской губ. сведений об обрядах и о догматах правосл. Церкви для ведения диспутов со старообрядцами. Братство открывало школы для крестьян в возрасте от 25 до 40 лет, становившихся после окончания курса учителями в церковноприходских школах, распространяло миссионерские сочинения, содержало противораскольнического миссионера для руководства миссией Сарапульского вик-ства. В нач. 1916 г. при братстве был создан кружок любителей церковной старины. Воскресенский собор в Вятке. 1700 г. (не сохр.). Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Воскресенский собор в Вятке. 1700 г. (не сохр.). Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) 4 марта 1889 г. в В. е. было учреждено Глазовское викариатство , Глазовские епископы жили в Вятке. 21 нояб. 1892 г. в Сарапуле при Вознесенском соборе открылось Вознесенское братство. Деятельность братства заключалась в устройстве публичных чтений о предметах христ. веры и нравственности, в содержании в Сарапуле б-ки-читальни и поддержании существующих и открытии новых церковноприходских школ и школ грамоты. Отдел имп. Палестинского Православного общества начал работу в епархии в 1894 г. Его целью было распространение сведений о Св. земле. В 1889 г. открылась епархиальная взаимовспомогательная касса духовенства, в 1898 г.- епархиальное жен. уч-ще в Елабуге, в 1899 г.- фундаментальная епархиальная б-ка (при консистории). На средства попечительства о бедных духовного звания в 1901 г. была создана богадельня для призрения заштатного духовенства и сиротствующих духовного звания.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Вышний Волочёк. Церковь Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Вышний Волочёк. Площадь перед ТРЦ " Шоколад " , раньше носившая название Затверецкая. На Затверецкой площади до 1939-40 гг. стояла церковь Святой Троицы с приделами Усекновения главы Иоанна Предтечи и святых Богоотец Иоакима и Анны, построенная в 1841-1843 гг. на средства городского головы Михаила Федоровича Ванчакова по проекту архитектора Ивана Фёдоровича Львова. По материалам сайта http://vk.com/wall-43539568_3117 В 1838 г. городской глава, вышневолоцкий купец Михаил Фёдорович Ванчаков подаёт прошение о строительстве на берегу Тверецкого канала нового каменного храма во имя Святой Троицы. Церковь Троицы с приделами: правый - Усекновения Главы Иоанна Предтечи, левый - Праведных Иоакима и Анны, построена в 1840-43 гг., по проекту 1838 г. губернского архитектора И.Ф. Львова на средства городского головы Михаила Федоровича Ванчакова. Она стояла в Жуковской части города на затверецкой площади в излучине Тверецкого канала и реки Цны (не сохр.), строгим лаконичным силуэтом четко выделяясь в панораме застройки набережной реки. Кирпичная оштукатуренная церковь с гранитным цоколем типична как для позднего ампира, так и для творчества И.Ф. Львова. Ядром компактной композиции без трапезной являлся кубический объем храма с купольной световой ротондой. С востока примыкал прямоугольный алтарь, а с запада - равновеликий первый ярус колокольни. Служивший притвором нижний ярус нес второй ярус-четверик с арочными проемами звона. Композицию завершал глухой приземистый цилиндрический барабан с куполом и шпилем. Фасады храма были акцентированы пилястровыми портиками с треугольными фронтонами. Церковные документы хранившиеся в церкви на начало ХХ века: опись, метрики с 1843 года, исповедальные с 1844 года, акт на землю. В 1901 году служили: Священник Пётр Павлович Преображенский 29-ти лет, студент семинарии, священником с 1893 года, состоял законоучителем воскресной школы и городского приходского училища, в 1899 году награждён набедренником. Священник Николай Андреевич Лебедев 32-х лет, окончил духовную семинарию, священником с 1894 года, состоял законоучителем воскресной школы и в 2-х городских начальных училищах. Диакон Иоанн Никитич Воронцов 27 лет, в служении с 1892 года, диаконом с 1894 года. Псаломщик Александр Константинович Ивановский 61 года, в должности с 1860 года. Псаломщик Алексей Иванович Лебедев 31 года, в должности с 1888 года. Церковный староста почётный гражданин купец Михаил Иванович Воскресенский, в должности с 1893 года.

http://sobory.ru/article/?object=35722

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОРОДИЦКИЙ Константин Николаевич (15.12.1863, Рязанская губ.- 1922?, Ташкент), прот., принадлежал к плеяде «григорьевцев» - пастырей-миссионеров, приехавших из России в Туркестан на призыв Григория (Полетаева) , еп. Туркестанского и Ташкентского. Из семьи священника. Окончил КазДА со степенью канд. богословия. В 1887 г. архиеп. Казанским и Свияжским Палладием (Раевым) рукоположен во диакона, в том же году - во пресвитера. В 1887-1892 гг. преподавал Закон Божий в Казанской учительской семинарии, с 1890 г. входил в состав Казанского епархиального училищного совета. 8 июля 1892 г. прибыл в Туркестан, где оказался единственным священником с академическим образованием. Первоначально преподавал Закон Божий в ташкентской муж. гимназии. 17 мая 1893 г. возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем ташкентского Преображенского собора (взорван в 1931). Благодаря таланту проповедника быстро приобрел популярность среди паствы. С 1894 г. являлся благочинным храмов Ташкента и Ташкентского округа, председателем ташкентского отд-ния епархиального училищного совета, уездным наблюдателем церковноприходских школ, законоучителем в Ташкентском реальном уч-ще, духовником Туркестанской общины сестер милосердия Красного Креста, 20 дек. 1900 г. назначен благочинным военных церквей Сырдарьинской обл. Был духовным сыном прот. Андрея Малова , много потрудившегося для устроения Туркестанской епархии в первые годы ее существования. 23 июля 1914 г. Б. стал главным священником армии Сев.-Зап. фронта; в 1914-1917 гг. находился в местах ведения боевых действий, на полях сражений и в госпиталях утешал раненых, напутствовал умирающих. В июле 1917 г. на Всероссийском съезде военного и морского духовенства был избран членом Поместного Собора РПЦ. По возвращении в Туркестанскую епархию в 1918 г. вновь был назначен настоятелем Преображенского собора и оставался им до своей кончины. Имел многочисленные награды, в т. ч. золотой наперсный крест с украшениями из кабинета Его Императорского Величества, ордена св. Владимира 3-й и 4-й степени, был полным кавалером ордена св. Анны. Скончался после инфаркта. Похоронен у алтарной стены Иосифо-Георгиевского храма (находился на центральной площади города, не сохр.), рядом со своим братом прот. Петром Николаевичем Богородицким (7 янв. 1869 - 9 июля 1918), известным ташкентским пастырем. Арх.: Ташкентский обл. архив. Ф. 4. Ед. хр. 3. Л. 4-9 [Послужной список]; Архив автора [Восп. Н. А. Цитовича (внук Б.), аудиозапись]. Ист.: Туркестанские Вед. 1893. 9 мая; 10 мая. В. Б. Заславский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149531.html

В Выйско-Никольской ц. в Н. Тагиле (1835-1846, не сохр.), построенной в качестве усыпальницы Демидовых, наряду с неожиданными чертами раннего классицизма (оформление главного барабана и купола) уже появляются формы русско-визант. стиля К. А. Тона. Интересным ранним примером является Михаило-Архангельская ц. в Маминском Каменского р-на (освящена в 1835). Среди многочисленных храмов, построенных в стиле проектов Тона, размерами выделяются 5-главая Вознесенская ц. Полевского завода (1845-1897, не сохр.) и ц. св. Максимилиана и свт. Николая в Екатеринбурге (1847-1876, не сохр., т. н. Большой Златоуст), представлявшая собой колокольню, водруженную на основание соборного типа (общая высота более 70 м). Построенная в том же русско-византийском стиле шатровая ц. Александра Невского на Гальянке в Н. Тагиле (1862-1877) близка к произведениям А. М. Горностаева. В кон. XIX - нач. XX в. был возведен ряд храмов визант. стиля. На средства Демидовых перестроена большая классицистическая Введенская ц. в Н. Тагиле (1892-1894, не сохр.), а также возведена 5-главая ц. св. Анатолия и свт. Николая на близлежащем Висимо-Шайтанском заводе (ныне пос. Висим Пригородного р-на; 1889-1895, сохр. частично) по проекту екатеринбургского городского, а затем епархиального архит. С. С. Козлова. По его же проекту в память имп. Александра II была построена ц. Александра Невского в Н. Салде (ок. 1895-1905). Огромный купол доминирует над крестообразным объемом храма; помимо 4 диагональных глав дополнительные установлены над боковыми приделами и возвышающейся над притвором колокольней. Крупнейшей постройкой визант. стиля стал Крестовоздвиженский собор Николаевского мон-ря в Верхотурье (1905-1913, архит. А. Б. Турчевич), особенностью к-рого является вытянутая по горизонтали композиция с 2 башнями на фасаде трапезной. Из многочисленных храмов рус. стиля выделяются Воскресенская ц. Скорбященского монастыря в Н. Тагиле (1905-1914), близкая к постройкам В. А. Косякова, и Преображенская ц. Надеждинского завода (ныне г. Серов, 1905-1918, не сохр.), сооруженная, возможно, по проекту Турчевича. Редким примером храма в стилистике неоклассицизма является Александро-Невская ц. в Шурале (1906-1916), построенная по заказу Стенбок-Ферморов, владельцев заводов соседнего Невьянска, наследников Яковлевых. Храм является уменьшенной копией Троицкого собора в Екатеринбурге.

http://pravenc.ru/text/189617.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010