Собор Св. Троицы, первоначально кладбищенская церковь в г. Егорьевске Рязанской губ. (ныне Московской обл.; 1880-1883 (?), 1885 (?)), сочетает черты тоновского стиля и узорочья XVII в. (венчающая часть собора, представленная четвериком с декоративным пятиглавием). В 1893 г. К. спроектировал колокольню (не сохр.) и в 1897 г.- св. ворота. Строительство церкви (с 1899 мон-ря) велось на средства городского головы Н. М. Бардыгина. Преображенский кафедральный собор в г. Иваново (до 1932 Иваново-Вознесенск) - образец подражания формам рус. стиля XVII в. 27 авг. 1889 г. в дер. Рылиха близ Иваново-Вознесенска (впосл. вошедшей в состав города) была заложена церковь. Построена на средства фабриканта М. Н. Гарелина и освящена 24 авг. 1893 г. Церковь спроектирована по типу «восьмерик на четверике» (квадратная в плане), имеет пирамидальную композицию, восьмерик над перекрестьем фигурных кровель увенчан глухим луковичным пятиглавием. В местной строительной традиции есть аналоги этому зданию. Фасады основного объема завершены кокошниками, по углам - башенки с шатровым верхом. Богатый декор с преобладанием кокошников отвечает традиции узорочья. С зап. стороны к церкви примыкает высокая шатровая колокольня. Три входа в храм оформлены шатровыми крыльцами. В центральной части был установлен 3-ярусный иконостас, а в приделах прмч. Никона и Иверской иконы Божией Матери (ныне во имя свт. Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери) - 2-ярусные иконостасы, созданные по эскизам К. Иконы для них написаны московским худож. Я. И. Ручкиным, настенная живопись выполнена И. В. Белоусовым. В те же годы им был спроектирован дом причта Преображенской ц. В 1894-1897 гг. с сохранением общей стилистики XVII в. и осевого 3-частного планового решения К. было полностью перестроено здание храма 1672 г. в честь иконы Божией Матери «3намение» в с. Захарьине (ныне р-н Юж. Бутово Москвы). Был установлен высокий световой 8-гранный барабан с куполом, купол и колокольня увенчаны маленькими луковичными главками. Декоративное решение церкви отличается сочетанием красного и белого цветов, аппликативным использованием наличников из наборного фигурного кирпича с муфтами и килевидным верхом, а также разнообразием поясов карниза (поребрик, ширинки, кубышки, дентикулы).

http://pravenc.ru/text/1470133.html

В рус. стиле К. соорудил и пятиглавую ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» подворья Старочеркасского Ефремовского жен. монастыря на Крещенском спуске в г. Новочеркасске (1891-1893, не сохр.). Строилась церковь в память чудесного спасения царской семьи в Борках по инициативе игум. Иннокентии под наблюдением и под рук. местного епархиального архит. П. С. Студеникина, попечителями были Х. И. Попов и И. В. Дударев. Студеникин спроектировал и соорудил алтарь, св. ворота и колокольню. Иконостас был выполнен в московской мастерской Н. Г. Лебедева, иконы написаны московским живописцем С. К. Швыревым. Церковь во имя прп. Серафима Саровского в Саровской пуст. 1897–1907 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Церковь во имя прп. Серафима Саровского в Саровской пуст. 1897–1907 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Эскиз бронзового фонаря. 1891 г. Церковь во имя прп. Серафима Саровского в Саровской пуст. также выдержана преимущественно в рус. стиле XVII в., но возведена в кирпиче. Первоначально предполагалось освятить храм во имя Св. Троицы. 25 тыс. р. на постройку были собраны игум. Иосифом (Шумилиным) и в 1890 г. переданы преемнику игум. Рафаилу (Трухину), строительство велось при игум. Иерофее (Мелентьеве, с 1894). Храм был построен меньшего размера, чем был указан в плане. Закладка состоялась в 1897 г., за несколько лет до канонизации прп. Серафима Саровского, над кельей, где преподобный жил последние годы. Храм освящен митр. Антонием (Вадковским) 21 июля 1903 г., стал первым храмом с посвящением прп. Серафиму Саровскому. Церковь увенчана массивным шлемовидным куполом с луковичной главкой, фланкированной такими же 4 главками на глухих барабанах (высота 35 м). Центральная часть здания выделена 3 большими полуциркульными окнами; прясла, в к-рых они расположены, отделены 3/5-ными спаренными колонками и завершены килевидными кокошниками. Храм снаружи не оштукатурен, разнообразные многопрофильные и полуциркульные кокошники преобладают в его декоре. Сооружения К. разнообразны по типологии.

http://pravenc.ru/text/1470133.html

В числе своих трудов П. Д. упоминал целый ряд экзегетических, богословских и аскетических сочинений. Однако анализ текстов показал, что почти все они представляют собой дословные заимствования из произведений др. авторов, часто лишенные даже внутренней логики изложения. По-видимому, П. Д. прежде всего стремился умножить количество и объем своих «трудов», мало заботясь об их содержании ( Meyvaert. 1963. P. 133-135). Трактат «О святых местах» (1137; сохр. в рукописи-автографе П. Д.- Cassin. 361), посвященный аббату Вибальду, основан на 3 текстах: одноименном сочинении Беды Достопочтенного , анонимном и неизвестном по др. источникам путеводителе по Иерусалиму нач. XII в., а также «Паломничестве» Эгерии. Значение сочинения П. Д. состоит в том, что он располагал более полным текстом труда Эгерии, чем представленный в единственной дошедшей до наст. времени рукописи (т. н. Codex Aretinus). Однако (в отличие от текста соч. Беды Достопочтенного) П. Д. пересказывал текст Эгерии, а не дословно копировал его, поэтому не всегда ясно, на какой источник он опирался в том или ином месте ( Черняк А. Б. Текстология «Паломничества Эгерии к святым местам»//Acta Linguistica Petropolitana=Труды Ин-та лингвистических исследований. СПб., 2011. Т. 7. Ч. 1/Отв. ред.: Н. Н. Казанский. С. 543-560). Основную часть более поздней рукописи-автографа П. Д. (Cassin. 257) занимает пространное толкование в 4 книгах на Устав св. Бенедикта (частично изд.: Bibliotheca Casinensis. 1873-1894. T. 5. P. 82-165). Согласно П. Д., он начал эту работу по поручению аббата Сениоректа, а закончил уже при аббате Райнальде II. Взяв материал гл. обр. из комментария Смарагда, аббата мон-ря Сен-Мийель (IX в.), он дополнил его фрагментами из «Моралий» свт. Григория Великого, «Хвалы пустынножительству» Петра Дамиани, творений блж. Августина и др., к наст. времени еще не идентифицированных источников. Помимо пространного П. Д. составил краткий комментарий на Устав св. Бенедикта (Ibid. P. 165-174), в котором якобы описал обычаи (consuetudines) Монте-Кассино его времени.

http://pravenc.ru/text/2580386.html

7),- в 5-6 км к северо-западу от центра совр. И. В центре И. (Телль-эль-Хасан) в 1936 г. была раскопана большая (ок. 20×35 м) базилика с 8 столпами и полуциркульной апсидой. Она отождествлена с упоминаемой Прокопием Кесарийским базиликой, которую отремонтировали при имп. Юстиниане. Части надгробия некоего игум. Кириака, умершего 11 дек. 566 г., были найдены при строительных работах на участке, приобретенном начальником РДМ архим. Антонином (Капустиным) в 1874 г. Сейчас здесь расположены 2-этажный дом, дом с часовней и сад. Участок принадлежал РПЦЗ, в наст. время располагается подворье РДМ, обслуживающее паломников. В центре И. находится греч. правосл. ц. св. Закхея. В центре И., на углу участка иером. Иоасафа (Плеханова), который передан РПЦ и сейчас представляет собой полузаброшенный сад, стоит дерево, почитаемое как сикомора Закхея. Здесь в 1883-1884 гг. иером. Иоасафом были открыты фрагменты полов с мозаиками византийской эпохи, позднее изучавшиеся экспедицией Н. П. Кондакова (раскопки Я. И. Смирнова, материалы фиксации не сохр., но фрагменты мозаик заметны в заросшем котловане). В 2008 г. дендрологическая экспертиза (Ю. Н. Карпун) подтвердила, что возраст сикоморы Закхея может превосходить 2 тыс. лет; Л. А. Беляевым проведена археологическая экспертиза иоасафовского участка (обе в рамках совместного визита офиц. делегации ИППО и МИД 13-17 окт. 2008). Планируется археологическая экспедиция для продолжения раскопок на участке. В И. также расположено румын. подворье с большой ц. Рождества Христова и Всех Румынских святых и парекклисионом Всех Палестинских святых (освящены в янв. 2000). Подворье представляет собой комплекс (проект С. Василеску и Х. Гавриса, строительные работы начаты в 1999 и не окончены), построенный в традиц. формах румын. архитектуры. Среди др. построек - францисканский храм и приют Доброго Пастыря (архит. А. Барлуцци , 1924-1925); рус. часовня св. Иоанна Предтечи, ц. св. Петра (1894). К востоку от центра И., в Хирбет-эн-Нитла, в 1954 г. была открыта церковь (5 археологических слоев IV-IX вв.).

http://pravenc.ru/text/293672.html

Самым продолжительным в истории З. м. было настоятельство игум. Лидии (Байковой; 21 мая 1860 - 5 нояб. 1894), духовником обители до своей кончины был ее отец, иером. Феофан. В 1872-1878 гг. в З. м. подвизалась инокиня Аркадия (в миру Мария, впосл. леушинская игум. Таисия (Солопова) ), исполнявшая послушание регента (монастырский хор - один из лучших в Новгородской епархии - поддерживал музыкант-любитель виолончелист С. М. Аренский, отец композитора А. С. Аренского ). В З. м. инокиня Аркадия составила акафист св. Симеону Богоприимцу. Это сочинение вошло в богослужебное употребление в 1878 г., опубликовано в 1886 г. и до 1907 г. выдержало 4 издания (Акафист св. прав. Симеону Богоприимцу. М., 19074). К 1864 г. в З. м. проживали 192 насельницы (в т. ч. более 40 монахинь), в 1865 г. рассматривался вопрос об увеличении числа монашеских вакансий. Сестры З. м. направлялись для возглавления др. жен. обителей Новгородской епархии. Они стали первыми начальницами 2 общин: Короцкой во имя свт. Тихона Задонского (1865; мон. Серафима) и Рдейской в честь Успения Пресв. Богородицы (1887; мон. Евсевия). В кон. XIX - нач. XX в. по инициативе игум. Антонины (Горбуновой) и благословению (28 сент. 1898) Новгородского архиеп. Феогноста (Лебедева) вместо первоначально предполагавшегося расширения Покровского храма на месте его приделов и паперти возводился новый собор. Г. Ф. Шустров, близкий родственник игум. Антонины, с.-петербургский купец, домовладелец, пожертвовал 25 тыс. р., др. благотворители - до 9 тыс. р. Общая стоимость строительства составила более 60 тыс. р. Чин закладки 25 июля 1899 г. возглавил благочинный мон-рей архим. Вениамин в сослужении с новгородскими краеведами прот. Н. Богословским (основатель Новгородского музея) и прот. А. Рождественским (автор описания З. м.). Новый собор алтарной частью примыкал к древнему храму. 30 сент. 1901 г. Новгородский архиеп. Гурий (Охотин) освятил собор в честь Покрова Пресв. Богородицы. В него перенесли центральный иконостас, иконы и утварь из старой Покровской ц., к-рая была переименована в честь Тихвинской иконы Божией Матери. 7 окт. того же года архим. Вениамином был освящен престол во имя свт. Ионы. Игум. Антонина была награждена эмалированным с драгоценными камнями крестом из Кабинета Его Имп. Величества, изготовленным фирмой Фаберже (1902). На территории З. м. также располагались 2-этажный полукаменный дом (1911, не сохр.), хлебопекарня, баня, коровник, трапезная, скотный двор (1913), хозяйственные постройки.

http://pravenc.ru/text/199663.html

Список литературы. 1. Д.Ф. Белоруков. Деревни, села и города Костромского края. Кострома 2000. С 251. Так же: ГАКО Фонд 121,122 Архив Белорукова Д.Ф. 2. Священник отец Александр Стефанович Андроников (некролог).//Костромские Епархиальные ведомости. 1894. 16. (Отдел II. Часть неофициальная). 15-го августа. С. 322-332. 3. Лихачев Д.С. Русская культура. — М.: Искусство, 2000.  С. 159-173 Характерный для Костромской области сельский приходский храм сер. 18 в., выдержанный в традициях допетровского зодчества; колокольня характерна для провинциального классицизма, трапезная выполнена в сдержанных формах эклектики. Церковь расположена в восточной части села, посреди бывшего кладбища. Судя по особенностям архитектуры, церковь возведена в сер. 18 в., колокольня построена, вероятно, в 1-й пол. 19 в., а трапезная – во 2-й пол. 19 в. В последний период также пробиты (или увеличены) проемы на южном и северном фасадах храма, переложены оконные проемы апсиды. Территорию кладбища окружала каменная ограда (не сохр.). В советское время разрушена главка храма, заложены все проемы, кроме западного входа, утрачено убранство интерьера; в кон. 20 в. обрушился шпиль колокольни. Кирпичные стены побелены по кладке. Компактную продольно-осевую композицию образуют поперечно вытянутый четверик храма с глухим цилиндрическим барабаном, чуть более узкая и вдвое более низкая апсида, равная ему по ширине почти квадратная в плане трапезная и четырехъярусная колокольня. Храм завершен четырехскатной кровлей, апсида – трехскатной и трапезная – двухскатной. Разные по высоте квадратные в плане ярусы колокольни последовательно убывают по площади вверх. Первый и третий ярусы выделяются своей высотой, между ними помещен низкий глухой ярус. Венчает колокольню возвышающийся над гуськовой кровлей небольшой ярус-резонатор. Фасады церкви очень лаконичны. Четверик храма закреплен на углах огибающими лопатками. Стены в цокольной части и на высоте больше половины от земли расчленены лентами поребрика между двух валиков.

http://sobory.ru/article/?object=13761

Прав. Иоанн Кронштадтский с семьей. Фотография К. Буллы. Нач. XX в. (ЦГА кинофотодокументов С.-Петербурга) Прав. Иоанн Кронштадтский с семьей. Фотография К. Буллы. Нач. XX в. (ЦГА кинофотодокументов С.-Петербурга) Всероссийская слава сделала И. К. желанным гостем в любом месте Российской империи, но первые 30 лет служения он почти не выезжал из Кронштадта дальше С.-Петербурга. Его звали закладывать и освящать церкви, больницы, благотворительные учреждения. Так, 1 сент. 1902 г. И. К. в присутствии главного командира кронштадтского порта вице-адмирала С. О. Макарова отслужил молебен на начало строительства кронштадтского Морского собора во имя свт. Николая Чудотворца. Раз в месяц он на день приезжал в Москву, по предварительной договоренности служил в одном из храмов, в т. ч. в Успенском соборе Московского Кремля, посещал Троице-Сергиеву лавру. Отъезд из Москвы был торжественным: по Высочайшему повелению специально для И. К. открывались парадные (царские) комнаты Николаевского вокзала ( Сурский. 1994. Т. 2. С. 270; Соллогуб. 1951. С. 12). Возможно, это был не только знак особого уважения, но и необходимая мера предосторожности, способ сохранить общественное спокойствие при скоплении народа. Распоряжением министра путей сообщения каждый раз для поездки в Москву и обратно ему предоставляли отдельное купе. С 1888 г., обычно в кон. мая - нач. июня, И. К. отправлялся в с. Сура навещать родных (см.: Хроника посещения о. Иоанном с. Суры в 1888-1907 гг./Сост.: В. Б. Милейко//Кронштадтский пастырь: Церк.-ист. альм. М., 2002. Вып. 1. С. 40). И. К. посетил мн. города империи: Астрахань, Архангельск, Брест, Вел. Устюг, Вологду, Воронеж, Выборг, Екатеринбург, Киев, Кострому, Курск, Н. Новгород, Самару, Одессу, Орёл, Ригу, Ростов-на-Дону, Саратов, Севастополь, Смоленск, Тулу, Харьков, Чернигов, Ялту, Ярославль и др. Неск. раз путешествовал по Волге (сохр. описания, относящиеся к 1893, 1894 и 1907), останавливаясь практически во всех городах и нек-рых селах от Углича до Царицына. Известны неск. особых поездок И. К. к больным за границу: одной из первых была поездка в Берлин (через Варшаву) помолиться о тяжелобольном рус. после гр. П. А. Шувалове. В 1901 г. И. К. посетил колонию прокаженных, расположенную в 25 верстах от ст. Молосковицы Балтийской железной дороги ( Михаил (Семёнов). 1903. С. 160). И. К. и царская фамилия

http://pravenc.ru/text/471321.html

Михайловское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты " Стоит в центре села у перекрестка дорог.В 1811 г. на месте прежней деревянной церкви помещицей М.А. Титовой было начато строительство каменной, оконченной, вероятно, в 1820-х гг. Судя по грубоватому характеру штукатурного декора, он обновлялся в сер. 19 в. Утрачена колокольня и колонки портиков, с восточной стороны возведена современная пристройка. Кирпичное, оштукатуренное и побеленное здание выстроено в стиле классицизма. Редкий для архитектуры области этого времени по типологии и объемному решению памятник представляет значительный интерес " " Свод памятников архитектуры... " , Ивановская обл., М. 2000, стр. 173 ...В компактной пространственной композиции акцентирован основной двухъярусный восьмигранный объем (диагональные грани узкие), нижний ярус которого имеет четырехлепестковую в плане форму. Необычно соотношение массивного верхнего объема с небольшими полукружиями апсиды, западного и боковых рукавов. Граненый купол церкви завершен цилиндрическим световым барабаном с миниатюрной главкой на тонкой шее. К западному полукружию примыкает поперечно ориентированная трапезная со скругленными углами. Для фасадного декора характерно обилие членений и деталей. Стены нижнего яруса в средней части покрыты дощатым рустом. На уровне подоконников и пят арочных окон проходят тяги простого рисунка. Стены трапезной дополнительно расчленены прямоугольными нишами и пилястрами, окна здесь обрамлены полуколонками с переброшенными между ними архивольтами. Входы на боковых фасадах основного объема и окно апсиды акцентированы портиками с крупными фронтонами. Трактовка портиков необычна: ближе к проему помещены пилястры, а по сторонам от них - тонкие колонны (последние не сохр.). Для оформления основных граней верхнего яруса храма использован мотив трехчастного итальянского окна. Единство интерьера основного объема, перекрытого восьмилотковым сводом (диагональные грани сужены), обеспечивается примыкающими с четырех сторон к центральному подкупольному пространству экседрами. Небольшое помещение трапезной разделено на шесть ячеек двумя крещатыми столбами и переброшенными к ним от стен арками; ячейки перекрыты парусными сводами. Беляев, 1863, с. 191; ИАК, 1909, с. 242; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 178; Костромская старина, 1890, с. 38; там же, 1894, с. 35. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». - М., Наука, 2000, с. 173-174 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=06094

Собор Благовещения Пресв. Богородицы с приделом мц. Александры Илиопольской в Воронцовском Благовещенском мон-ре в Псковской губ. (ныне в Торопецком р-не Тверской обл.) (1913-1915) был построен по проекту Н. на средства ярославского крестьянина В. Ф. Пустошкина в память основателя обители прав. Иоанна Кронштадтского. Отделка собора продолжалась до 1919 г. (закрыт в 1937). Он представляет собой одно из редких произведений неорус. стиля как в Псковском, так и в Тверском крае. Основной кубический объем выбеленного каменного храма увенчан луковичным пятиглавием. Изяществом отличается декор фасадов в духе раннемосковского и владимиро-суздальского зодчества (перспективные порталы, наборные наличники с килевидным верхом, аркатурно-колончатые пояса). Каждый фасад завершен 3 полуциркульными закомарами, с востока к четверику примыкают 3 полуциркульные в плане апсиды, с запада - 3-пролетная звонница псковского типа под килевидными навершиями. Всего к началу первой мировой войны Н. построил 54 храма: 36 - в провинции и 18 - в С.-Петербурге. Типологически в постройках Н. в С.-Петербурге особое место занимают монастырские подворья, на периферии - сельские приходские церкви, чаще с открытой краснокирпичной кладкой. Для его столичных работ характерно комплексное проектирование: храмы строились вместе с келейными корпусами (на подворьях), со зданиями для нужд религиозно-просветительских об-в и братств, часто на небольших городских участках, что усложняло задачу зодчего. В области гражданской архитектуры наиболее значительными произведениями Н. стали «парацерковные» сооружения: церковные дома (дом причта при ц. ап. Матфея на Петербургской стороне (ок. 1893)); зал для духовных бесед об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения на Стремянной ул. (1894-1895, не сохр.); дом Сампсониевского собора на Б. Сампсониевском проспекте, 43, правая часть (1896); дом епархиального братства Пресв. Богородицы на Боровой ул., 50-52 (1899-1901); здание Александро-Мариинского дома призрения заштатного и сиротствующего духовенства на ул.

http://pravenc.ru/text/2577581.html

Марии Магдалины при Тосненском детском приюте (1908), а также Успения Пресв. Богородицы в дер. Заручье (1896-1899) и прор. Илии в с. Посадников Остров (1900-1901) - обе перестроены Н. Трехчастная церковь в Келломяках отличалась гармоничным соотношением шатровой колокольни и пирамидального шатра основного объема, к-рый завершала луковичная главка на тонком барабане (предполагается воссоздание по проекту Р. М. Даянова), такие же 4 главки размещались в основании шатра. Сходный вид имела церковь в Лаврове, однако приземистый шатер был увенчан миниатюрным декоративным луковичным пятиглавием. Предположительно Н. спроектировал: ц. Покрова Пресв. Богородицы для дер. Бутково (проект 1894 г., освящена в 1905, разрушена в 1939); ц. арх. Михаила в дер. Синявино (по др. сведениям - архит. В. Ф. Харламов, 1897-1898, разрушена в 1942); деревянную шатровую с колокольней Казанскую ц. в с. Медвежье (1899, разрушена в кон. 40-х гг. XX в.) и колокольню Николаевской ц. в с. Копорье (1898-1899, ныне руины). В Николаевском муж. мон-ре в Ст. Ладоге в 1907-1908 гг. по проекту Н. была практически заново сооружена краснокирпичная ограда с башнями в стиле XVII в., но не было реализовано строительство спроектированного им 3-престольного с высокой шатровой колокольней храма подворья мон-ря в С.-Петербурге (1902) и не осуществлен проект (1909) реконструкции собора свт. Николая в формах новгородского зодчества XIV-XV вв. В Кронштадте по желанию свящ. Александра Таратина архитектором была спроектирована в стиле классицизма каменная часовня Тихвинской иконы Божией Матери в ограде Андреевского собора, представлявшая собой миниатюрную модель части собора на период после 1855 г. (1898-1899, разрушена ок. 1931, построена по измененному проекту в 2009). Вне С.-Петербургской епархии Н. является также автором проектов церквей в московско-ярославском, визант. и неорус. стилях: церкви-ризницы в Вауловском скиту Ярославской губ. (совр. Тутаевский р-н Ярославской обл.) (после 1903 (?), не сохр.); 3-частной 5-главой с шатровой колокольней деревянной Георгиевской ц.

http://pravenc.ru/text/2577581.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010