При настоятеле прот. Григории Евграфовиче Романовском († 1900), в 1892 г., во дворе казарм Гвардейского экипажа на Екатерингофском (ныне Римского-Корсакова) проспекте был освящен киот с иконой Спасителя в честь спасения царской семьи при крушении поезда близ ст. Борки. Икона вмч. Пантелеимона (1896) напоминала о кругосветном плавании 1892-1896 гг. крейсера «Рында» под командованием П. В. Римского-Корсакова. Причт собора с 1897 г. окормлял также церковь во дворце вел. кн. Александра Михайловича, к-рый с 1885 г. числился в составе Гвардейского экипажа, и вел. кнг. Ксении Александровны (набережная р. Мойки, 106). Однако состояние здания было неудовлетворительным, ризница собора вызвала замечание имп. Александра III. Настоятелем собора в 1888-1901 гг. был педагог, доктор богословия, проф. СПбДА (с 1894) прот. Сергий Александрович Соллертинский. При настоятеле прот. Николае Никаноровиче Кондратове (17 апр. 1900 - 2 дек. 1914), в 1901 г., в храме поставили голгофу - изображение Распятия Христа с предстоящими Пресв. Богородицей и свт. Иоанном Богословом (сохр.). Тогда же в верхней церкви сложили печи и стали служить зимой (всего 3 литургии в день), а в 1909-1910 гг. провели электрическое освещение. В 1907 г. приходу был возвращен сад. 14 мая 1908 г. в нем в присутствии вдовствующей имп. Марии Феодоровны, покровительницы приходского благотворительного об-ва, был открыт обелиск памяти офицеров и матросов Гвардейского экипажа, погибшего на эскадренном броненосце «Александр III» в сражении при Цусиме 14 мая 1905 г. (худож. полковник экипажа кн. М. С. Путятин, архит. Я. И. Филотей, скульптор А. Л. Обер; сохр. с утратами). Пожертвования на обелиск внесли имп. Николай II и члены августейшей фамилии, офицеры экипажа. Обелиск из фин. гранита на пьедестале высотой 8,4 м был увенчан бронзовым орлом с крестом. На нем находились бронзовые барельефы и памятные доски с именами 833 погибших. Имена погибших на др. судах членов экипажа были перечислены на 2 досках из темно-серого мрамора в верхнем храме. В память о Цусимской битве в соборе служили панихиды, на к-рых присутствовали офицеры и матросы лейб-гвардии флотского экипажа во главе с командиром - вел. кн. Кириллом Владимировичем. В янв. 1913 г. староста собора, купец 1-й гильдии А. И. Иванов, возвел новые вызолоченные престол и жертвенник, украшенные скульптурой и живописью в стиле рококо и подарил церковные облачения в честь 300-летия Дома Романовых, за что был удостоен ордена св. Анны 3-й степени. С 1914 г. настоятелем служил прот. Александр Иоаннович Преображенский. История собора в 1917-2018 гг.

http://pravenc.ru/text/2566170.html

Израиля (у алтаря собора) был установлен металлический, а потом гранитный памятник (сохр. цоколь). В 1884-1894 гг. настоятелем был валаамский постриженик архим. Пимен (Гаврилов), церковный писатель и историк; число насельников увеличилось до 200 чел., порядки стали более строгими, что вызывало сопротивление части братии. Один из бывш. послушников, удаленный из обители, даже покушался на жизнь настоятеля. В 1892 г. была учреждена самостоятельная Финляндская и Выборгская епархия, которой управлял еп. Антоний (Вадковский) . 12 июля 1893 г. он вместе с архим. Пименом возглавлял торжественное богослужение и крестный ход по случаю 500-летия обители. Паломников прибыло ок. 2 тыс. чел. Позднее здесь часто бывали и молились епископы Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси), Киприан (Шнитников), Серафим (Лукьянов) , буд. архиеп. Херсонский св. Прокопий (Титов) и др. В 1895 г. архим. Пимен был переведен настоятелем в Пафнутиев Боровский монастырь (впосл. пребывал на покое и умер в К. м.). Новым настоятелем (1895-1907) стал бывш. казначей иером. Макарий (Иванов), проживший на острове 30 лет. При нем была построена часовня Успения Пресв. Богородицы у места отдохновения прп. Арсения и отреставрирована икона Воскресения Христова на вост. ее фасаде. В 1896-1897 гг. на столичном подворье был сооружен дворовый каменный 3-этажный флигель (архит. П. С. Самсонов). В С.-Петербурге, на Охте (совр. Среднеохтинский проспект 21), в 1898 г. купец К. И. Чистяков подарил мон-рю еще один земельный участок. На нем началось строительство 2-го Коневского подворья; к 1907 г. были выстроены Коневская часовня, освященная как церковь 10 февр. 1902 г. с приделами в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, во имя мч. Адриана и прп. Арсения Коневского (1903), и новый храм, заложенный 15 авг. 1906 г. Приделы Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, свт. Василия Великого и главный престол Успения Пресв. Богородицы 7 окт. и 30 нояб. 1908 г. освятил архиеп. Сергий (Страгородский). Комплекс построек на подворье, включавший келейный корпус и переход, соединивший 2 церкви, был завершен при игум.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

С. В. Максимов по заказу Московской городской думы, не сохр., см.: Валентин Серов в воспоминаниях. М., 1971. Т. 1. С. 92) и Туксеном, к-рый написал 2 полотна - горизонтального формата (1895, ГЭ) и вертикального - по заказу бабушки невесты, англ. кор. Виктории (1895-1896, собрание англ. кор. Елизаветы II в Букингемском дворце Лондона). На этих картинах Н. А. изображен в красном мундире полковника лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка. Туксен подробно описал впечатления от красоты церемонии бракосочетания в воспоминаниях от 26 нояб. 1894 г.: «Я был в настоящем опьянении от восторга и вряд ли могу припомнить другой случай, чтобы красота так воздействовала на меня… Клянусь, что увековечу эту картину на грандиозном полотне» (Л. Туксен: Придворный художник. 2006. С. 15). В апр. 1895 г. Туксен вновь приехал в Россию, чтобы написать новую картину на тему бракосочетания Н. А. и Александры Феодоровны по заказу брата последней, вел. герц. Эрнста Людвига Гессен-Дармштадтского. Эта картина (1895, музей дворца в Дармштадте) представляет собой сокращенную композицию: на ней представлена только центральная группа - Александра Феодоровна с Н. А. и 2 священника. Туксен в дневниковой записи от 1895 г. зафиксировал, как Н. А. позировал ему: «28 мая. Царское село. Государь сидел час, сам зажег свечи. Был откровенен и любезен. В основном писал его военную форму. 29 мая. Царское [село]. Император. 1 час - военная форма. Он все время держал в руке свечу… счел свой нос на портрете слишком толстым» (Л. Туксен: Придворный художник. 2006. С. 17). С кон. 1894 г. художникам поступали первые заказы на парадные портреты Н. А. Среди них преобладали изображения, выполненные в полный рост; как правило, государь представлен в военных мундирах различных полков. Одним из главных портретистов императора был Репин, написавший 1-й парадный портрет Н. А. с натуры в 1895 г., вскоре после его вступления на престол. Подробности работы над портретом зафиксированы во мн. письмах и дневниковых записях, в т.

http://pravenc.ru/text/2566092.html

2016) - изложение диспута (вероятно, тоже вымышленного) с правосл. греком. В этом трактате П. Д. использует материал из антигреческих лат. памфлетов 2-й пол. XI в. (в т. ч. сочинение кард. Гумберта († 1061)), а также прибегает к историческим аргументам, утверждая, что римляне всегда побеждали греков в войнах. Судя по тому, что этот трактат помещен в конце перечня произведений П. Д. (в рукописи Cassin. 257), это было одно из поздних его сочинений. После 1137 г. П. Д. стремился всячески подчеркнуть свою близость к имп. двору. Согласно «Хронике…», он якобы получил от имп. Лотаря II титулы «логофета, секретаря, архивариуса и капеллана Римской империи» (logotheta, exceptor, cartularius et capellanus Romani imperii - Chronica monasterii Casinensis. IV 125). П. Д. также написал неск. посланий, адресованных имп. Лотарю II, его вдове Рикизе (Рихензе) и преемнику - кор. Конраду III Штауфену (1138-1152) (сохр. в рукописи-автографе П. Д.- Cassin. 257; изд.: PL. 173. Col. 1137-114; Bibliotheca Casinensis. 1873-1894. T. 5. P. 207-210). Они представляют собой лит. упражнения и, очевидно, не предназначались для отправки адресатам. Большая группа произведений П. Д. посвящена истории Др. Рима и различным аспектам античной культуры. Благодаря богатейшей б-ке аббатства Монте-Кассино он был знаком со мн. сочинениями древнерим. авторов (напр., П. Д.- единственный средневек. писатель, несомненно знавший соч. «Агриппа» Тацита - Henke. 2001). В рукописи Cassin. 361, начатой П. Д. вскоре после возвращения в аббатство ок. 1131 г., он скопировал соч. «О римских акведуках» Секста Юлия Фронтина (I в. по Р. Х.; эта рукопись - архетип всех известных списков данного произведения), трактат «Эпитома военного искусства» Вегеция (IV-V вв.), фрагмент кн. «О латинском языке» Марка Теренция Варрона (I в. до Р. Х.), «Итинерарий императора Антонина» (материал из этого произведения использован в сфабрикованных П. Д. документах из «Регистра св. Плацида», а также в «Эпитоме Кассинских хроник»). В несохранившейся части этого кодекса были выписки из трудов «Об архитектуре» Витрувия (I в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.), «О чудесах мира» Гая Юлия Солина (III в.), «Бракосочетание Меркурия и Филологии» Марциана Капеллы (1-я пол. V в., фрагмент о геометрии) и «Учение» Юлия Фирмика Матерна (IV в., в составе компиляции об астрологии) ( Bloch. 1984. S. 107-110). Стремясь связать историю своего мон-ря с классической античностью, П. Д. в прологе к Житию еп. Севера привел краткий рассказ о Марке Теренции Варроне, к-рого представил 1-м знаменитым кассинцем (поскольку Варрон владел виллой в окрестностях рим. муниципия Кассин).

http://pravenc.ru/text/2580386.html

[Лат. chirothecae, manicae], один из элементов литургического облачения и инсигния папы Римского, епископов и аббатов в Римско-католической Церкви до реформ II Ватиканского Собора (в наст. время сохр. только при экстраординарной форме совершения мессы, т. е. при использовании Миссала 1962 г.). П. разных типов использовались в быту как в древности ( Homer. Od. 24. 230; Xen. Cyrop. VIII 8. 17; Plin. Jun. Ep. III 5. 15), так и в средневековье (Vita Filiberti abbatis. 12//MGH. SS. Scr. Mer. Bd. 5. S. 592; Vita Betharii episcopi. 9//MGH. SS. Scr. Mer. Bd. 3. S. 617; Acta S. Maimbodi martyris. 7//ActaSS. Ian. 2. P. 543; Felix. Vita S. Guthlaci. 40; Jonas. Vita Columbani. I 15//MGH. SS. Script. Rer. Germ. Bd. 37. S. 178; Epp. EpSel. Bd. 3. S. 44; Walahfridi Strabi Carmina. 7//MGH. AA. Poet. Bd. 2. S. 396; в раннесредневек. источниках для обозначения П. часто применяется протогерм. слово wantuz в латинизированной форме wanti, к-рое перешло в совр. романские языки). Известны П., почитавшиеся как реликвии: напр., в сокровищнице аббатства Сен-Рикье П. мч. Сальвия ( Hariulf. Chron. III 12//Chronique de l " abbaye de Saint-Riquier (Ve siècle - 1104)/Ed. F. Lot. P., 1894. P. 123); в Сен-Бертенском аббатстве со времен аббата Симона II (ок. 1180) П. Девы Марии (Cartulaire de l " abbaye de Saint-Bertin/Ed. B. Guérard. P., 1840. T. 1. P. 359-360); в ц. Сент-Март-де-Тараскон П. еп. Фронтона, в которых, согласно житийной традиции (BHL, N 5508), он чудесным образом вместе с Иисусом Христом совершил погребение прав. Марфы ( [Pseudo]-Raban. Maur. De vita S. Mariae Magdalenae. 49//PL. 112. Col. 1506; Faillon E.-M. Monuments inédits sur l " apostolat de sainte Marie-Madeleine. P., 1848. T. 2. Col. 341) (о др. П., сохранившихся как реликвии, см.: Beaulieu. 1968). В качестве обязательного элемента монашеской одежды в холодное время года П. упоминаются в источниках с кон. VIII в. (CCM. Vol. 1. P. 171), что было закреплено в постановлениях Ахенского Собора 817 г. (Ibid. P. 436, 462, 547; то же в Статутах аббата Адальхарда для мон-ря Корби - Ibid. P. 371). С эпохи Каролингов П. также были частью облачения светских правителей, в т. ч. во время обряда коронации, а в период высокого и позднего средневековья широко использовались в аристократической культуре в разных контекстах (вассалитет, передача собственности, помолвка, суд, дуэль и проч.) ( Pastoureau. 2013).

http://pravenc.ru/text/2580064.html

В науке нет однозначной т. зр. на датировку частей сохранившегося здания. Существует версия, что постройка 532 г. была возведена на старом фундаменте, хотя и имеет более вытянутую форму ( Беляев. 1894. С. 783; Mathews. 1976. P. 102). По мнению У. Джорджа, нартексу Константина принадлежат 2 массивные промежуточные опоры в зап. части наоса ( George. 1913), с чем согласны не все исследователи ( Mathews. 1976. P. 102). К 532 г. Джордж относит уровень до карнизов на опорах главного нефа, выложенный из тесаных камней; кладка верхних частей постройки, где чередуются кирпичные и каменные слои (opus mixtum), а нек-рые участки выложены только кирпичом, осуществлялась после 740 г. К 564 г. он относит лишь плоские пояски из кирпичей со случайными вставками из зеленых камней в атриуме и нартексе. С т. зр. Р. Краутхаймера ( Krautheimer. 1987. P. 249-253), храм сохранил план 532 г. (в т. ч. помещения на вост. концах нефов). Над боковыми нефами шли сводчатые галереи, зап. компартимент наоса был перекрыт 2 цилиндрическими сводами. Подкупольное пространство гипотетически реконструируется им по образцу того, к-рое сохранилось в соборе Св. Софии: над боковыми галереями, открывавшимися в наос тройными аркадами (аналогичные формы сохр. в Каср-Ибн-Вардане, Сирия, сер. VI в., и Алахане, Турция, кон. V в.), находилась зона клеристория с «сегментированными окнами». Зона сводов и купол были разрушены в 740 г. и восстановлены с нек-рыми изменениями. Своды над боковыми галереями были разобраны, подпружные арки продолжены до внешних стен и превратились в рукава четко очерченного подкупольного креста (см. также: Комеч. 1987. С. 17-18). По мнению, высказанному Ж. Эберсольтом и развитому Т. Мэтьюсом, вся постройка вместе с куполом была возведена при имп. Юстиниане ( Mathews. 1976. P. 102). Нартекс, так же как и атриум, принадлежит к периоду перестройки после 564 г.; предшествующий нартекс находился на 8 м восточнее (см. выше). Так или иначе, облик постройки, даже если он и подвергся значительным переделкам в результате повреждений 564 и 740 гг., в целом был определен изначальным замыслом 532 г.

http://pravenc.ru/text/674053.html

Позднее в старые постройки чаще всего привносили тоновские элементы, напр. килевидные кокошники и луковичные главы: сев. придел (1845-1860) ц. свт. Николая Чудотворца «Белого» в Вел. Новгороде (1311); приделы (1858) Преображенской ц. в дер. Леохново Старорусского р-на (1788). В 1853-1854 гг. был пристроен обширный притвор и над ним возведена колокольня с шатровым верхом (архит. А. В. Мусселиус, не сохр.) к Благовещенской ц. в Аркажах; сооружена колокольня с луковичной главой (ок. 1868) при Петропавловской ц. на Синичьей горе. В тоновских формах были перестроены церкви: Иверская (прп. Арсения Новгородского) на Ярославовом дворище, Пятницкая в Ст. Руссе (1884-1885, 1891-1894, инженер Ф. Т. Курапов; 1915-1916, архит. А. Н. Дьяков; не сохр.). Органичность дополнения тоновскими пристройками храмов XVI в., которые служили прототипами для проектов самого Тона, демонстрирует сев. придел во имя свт. Тихона, еп. Задонского (1902-1904), при трапезной Сретенской ц. новгородского Антониева мон-ря, пристроенный по инициативе архим. Димитрия (Сперовского). Михаило-Архангельская ц. на Прусской ул. (1685) в Новгороде перестраивалась в 1853 и 1866 гг. ( Селезнёв М. А. Описание ц. св. Михаила Архангела в Прусской ул. в Новгороде. Новг., 1866). В честь окончания Кавказской войны при ней была заложена колокольня с отделкой в русско-романском стиле (вероятно, по проекту 1856 г., возведена в 1864 под наблюдением губ. архит. Ф. И. Гуссаковского, не сохр.). Вознесенская ц. в дер. Речки Солецкого р-на (1865) была расширена приделами в 1909 г., сочетает детали рус. стиля и классицизма, напр. пояса килевидных тоновских наличников в стилистике XVII в. В 1882 г. в рус. стиле с сохранением 3-частной композиции была перестроена барочная Успенская ц. 1773 г. в с. Полнове Демянского р-на (не сохр.). В 1911-1912 гг. на месте флигеля архиерейского дома был построен новый епархиальный Арсениевский дом с декором в стилистике раннего классицизма, соответствующей старому зданию (проект архит. М. Т. Преображенского, строитель - городской архит. Н. Рагулин).

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Ордынке, 24 (1902-1903, однокупольный храм, декорированный полуколонками и наличниками с разорванными фронтонами, не сохр.), реконструировал церкви св. Алексия, человека Божия, в Алексиевском мон-ре (1899, перестройка притвора и хор, создание ризницы и иконостаса), свт. Климента в Замоскворечье (1899-1900, реставрация) и Покрова Пресв. Богородицы в Красном Селе (1902-1904, капитальный ремонт с устройством приделов, архитектор сохранил классицистический стиль храма), перестроил часовню Знаменского монастыря (не сохр.), построил в 90-х гг. XX в. дом причта ц. Св. Троицы в Листах (ул. Сретенка, 27-29) и доходный дом по Трубной ул., 22. В последней по времени постройке Л.- 3-этажном на подвалах надвратном корпусе подворья Троице-Сергиевой лавры в Москве (1913-1915) - впервые для зодчего элементы московско-ярославского стиля сочетаются с новой системой декора и деталями, выполненными в неорус. стиле (здание перестроено). Ныне на территории Москвы находится 4-ярусная красно-кирпичная колокольня Казанского Головинского мон-ря (1911-1913), завершенная невысоким шатром с главкой и покрытая ковровым кирпичным декором. Остальные постройки монастыря утрачены преимущественно в 70-х гг. XX в. Среди них также спроектированные Л. больничный корпус с ц. мц. Акилины (перестройка, 1898), трапезная (1898-1908), 2-этажный келейный корпус (проект 1904 г.). Л. работал в Московской губ.- построил 2-этажную Крестовоздвиженскую церковь-школу при Мишеронском стекольном заводе товарищества стеклянных заводов «Братья Н. и И. Костеревы» (1900-1902, перестроена) и деревянную одношатровую 3-частную Покровскую ц. в дер. Барвиха (1910-1911, не сохр., воссоздана на другом участке в 1996-2002), многоярусные надвратные колокольни в духе XVII в. для ц. Св. Троицы в с. Чашниково Московского у. (1895) и Покровской ц. в с. Кудинове Богородского у. (1900-1901), трапезную, ризницу и сторожку ц. Св. Троицы в с. Троицком Звенигородского у. (1894-1895), Васильевский корпус Крестовоздвиженского Иерусалимского мон-ря в с.

http://pravenc.ru/text/2463183.html

в дер. Борисово Старорусского р-на (1855); Успенская ц. в дер. Домаши Валдайского р-на (1862); Никольская ц. в дер. Рамушево Старорусского р-на (1869, не сохр.); Покровская ц. на Витке в дер. Трубичино Новгородского р-на (1873); Никольская ц. в дер. Левоча Хвойнинского р-на (1858-1865, 1875-1880, архит. Л. Я. Урлауб, завершение фасадов щипцами соответствует другому образцовому проекту - церкви на Собственной даче); Георгиевская ц. в дер. Минцы Хвойнинского р-на (1861, 1874); Покровская ц. в дер. Бель Валдайского р-на (1877); Успенская ц. в дер. Горнешно Маловишерского р-на (1896); Никольская ц. при ст. М. Вишера (1864, 1894, не сохр.) отличалась завершением в виде массивной луковичной главы на восьмерике поверх шатровой кровли. Вариант с пятиглавым верхом был представлен в ц. во имя свт. Димитрия Ростовского в дер. Дрегли Любытинского р-на (1862-1863); в уездных городах - каменная Крестовоздвиженская ц. в Демянске (1869-1870, не сохр.; проект см.: ГАНО. Ф. 139. Оп. 1. Д. 455. Л. 1). Ансамбль усадьбы А. А. Аракчеева в с. Грузине. Гравюра. XIX в. Ансамбль усадьбы А. А. Аракчеева в с. Грузине. Гравюра. XIX в. К типу 3-частного храма с шатровой колокольней, 8-гранным барабаном и массивной луковичной главой 5 из 1-го альбома архит. Тона) с незначительно упрощенной отделкой относятся церкви: Знаменская в урочище Старухино Боровичского р-на (1866) и Тихвинская в дер. Учно Волотовского р-на (1852-1853, завершение утрачено). Тип «церкви в Саратове» (кубический бесстолпный объем, перекрытый куполом, в основании к-рого 4 миниатюрные главки, с декором в рус. стиле) представлен Христорождественской ц. на ст. Угловка Октябрьской железной дороги (1864, по проекту 1860-1861 гг. архит. А. И. Резанова). Примером одноглавого храма с шатровым завершением является ц. во имя свт. Василия Великого в дер. Васильевское Новгородского р-на (1871), с завершением фасадов остроугольными высокими щипцами и глухой главкой, венчающей пирамидальную кровлю, с «романскими» ползучими арочками и килевидными кокошниками.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Стены храма сложены из прямоугольной плинфы на толстом слое раствора, в нижних рядах иногда с добавлением булыжников (крупной гальки). Поздние реставрационные вставки выполнены др. плинфой, квадратной формы. На купол для облегчения конструкции положены вмурованные в бетон амфоры. Крыша была покрыта черепицей оранжевого цвета. В ходе реставрации в 1978 г. были удалены многочисленные переделки различного времени, в т. ч. луковичный купол и центральный зап. вход. Рукава креста получили 2-скатное покрытие, хотя первоначально оно, вероятно, было позакомарным. Стены храма оштукатурили, оставив для обозрения неск. фрагментов кладки. В нач. 90-х гг. ХХ в. в нартексе проводились чинки современным стандартным кирпичом. На первоначальной штукатурке интерьера сохранились врезанные линии, имитирующие квадры кладки. Поверх них был нанесен 2-й штукатурный слой, покрытый плохо сохранившимися росписями, которые по расположению композиции «Преображения» можно датировать средне- или поздневизант. временем. В 1846 г. Саблин определил сюжеты росписей следующим образом: Спаситель в куполе, арх. Михаил возле зап. дверей, св. Нил на сев. стене, Композиция «Благовещение» (с иконографически редкой фигурой коленопреклоненной Богородицы) на юж. стене. В 1860 г. груз. историк Д. Бакрадзе «видел фресковые изображения Спасителя, в своде (вероятно, одного из рукавов креста.- А. В.) - Преображение Господне и нескольких святых во весь рост» ( Бакрадзе. 1875. С. 65). К нач. XIX в. темплон из 6 беломраморных (?) колонок и антаблемента из известняковых плит был разбит. От него остались плита с изображением благословляющего Христа на троне с Евангелием (?) между идущими к Нему ангелами (сохр. 2 с правой стороны) и др. плита (вероятно, эпистилия) с изображением Деисуса в богатом обрамлении (сохр. стоящая фигура, благословляющий Спаситель с Евангелием в руке и Богоматерь в молении типа Агиосоритисса), а также фрагменты архитрава и столбика ( Уварова. 1894. С. 30. Табл. XII). По свидетельству Ф. Дюбуа де Монперё ( Dubois de Montp é reux. 1839. С. 318), части темплона соединялись металлическими стяжками. Стиль рельефов одинаков (на 1-м фигуры выглядят более грузными из-за сидящей фигуры Христа): сходны проработка складок, тип головы и нимба Христа, орнаментация с характерным килевидным завершением. Рельефы выполнены, вероятно, местным мастером по визант. образцам и могут быть датированы IX-XI вв. Хрушкова вслед за П. С. Уваровой считает 2-ю плиту более поздней и датирует их соответственно V и Х вв. ( Хрушкова. 2002. С. 270-273). Тому же мастеру принадлежат 3 плиты из Цебельдинской долины ( Уварова. 1894. Рис. 10, 11, 16).

http://pravenc.ru/text/180407.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010