Бодянская, в Сербии. Борколабовская, 1659, Июля 11, в Борколабовском женском монастыре, Быховского уезда, Могилевской епархии. Боровская, см. Цезарская. Борская, см. Взыскание погибших Борщаговская, близ Киева, в селе Братской Борщаговке. Браиловская, в Браиловском женском монастыре, Подольской епархии (Русский Паломник 1888, стр. 545); другая икона того же наименования, в той же обители (Русский Паломник 1895, сходна с Ченстоховской) Братская, она называется Вышгородская, с 1654г., Мая 10, в Киеве, в Братском монастыре; другие дни празднования – на 5 неделе Великого поста, 2 Июня, 6 Сентября Белобережская, см. Троеручица. Беловежская, XVII в. в селе Хвастовцах, Борзенского уезда, Черниговской епархии. Празднование в день Вознесения (день явления иконы) Белыничская, или Белыновицкая, в местечке Белыничах, Могилёвской епархии, в 45 верстах от Могилева на Днепре. В 1876г. возвращена от католиков (Церковные Ведомости 1889, стр. 689) Васильковская, явилась около половины XV в. при чудодейственном источнике целебной воды; ныне там церковь , называемая «Святая вода», в двух вёрстах от заштатного города Василькова, Гродненской епархии; икона очень древняя и ветхая, письмо высокого и чистого художества. Богоматерь изображена слёзно-молящейся с мечом в груди (по проречению святого Симеона Богоприимца). Празднование в 10 пятницу по Пасхе (Русский Паломник 1893, Ватопедская, см. «Отрада или Утешение» Введение Божьей Матери, 21 Ноября, в Серпуховском Владычнем монастыре (Русский Паломник 1891, стр. 744). Велико-пещерская, см. Пещерная Великорецкая... Взыграние, 1795, Ноября 7, в Николо-Угрешском монастыре, Московской епархии; в Новодевичьем монастыре в Москве; копия в Ватопеде, на Афоне. Взыскание погибших, XVIII в., Февраля 5, в Москве, в церкви Рождества Христова, в Палашах; – при Александр. Сиротском Институте; в церкви святого Николая в Звонарях, на Рождественке; в селе Красном, Конотопского уезда; у церкви Георгиевской, г. Болхова. Список с неё в селе Бор, Тарусского уезда, Калужской епархии, в храме её имени, написан в 1809г, в воспоминание чуда над крестьянином (а храм создан в 1853г). Борская икона имеет ту особенность, что вверху её находится полукруг, в котором изображено Крещение Господне, в воспоминание дня, когда совершилось чудо над крестьянином. (Русский Паломник 1892г. и 1896г. и 7)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Сначала христианской была объявлена Новая Англия, а затем и США. Для того, чтобы христианский характер этого государства имел не только религиозный смысл, но и правовую основу в 1892г. Верховный суд США объявил: «США - это христианская страна». В последующем американские президенты считали своим долгом подтвердить этот факт. В 1911 президент США Вудро Вильсон заявил, что Америка родилась христианской страной и её задача - подавать пример ревностного соблюдения заповедей, изложенных в Священном Писании. Америка, утверждал Франклин Рузвельт, зиждется на христианских принципах. Гарри Трумэн считал, что американский народ - это христианский народ. Рональд Рейган был убежден, что Бог создал Америку самой благородной страной на свете, потому что в ней живут самые свободолюбивые люди. Даже проницательный и глубокий мыслитель, как Алексис Токвиль, который в середине XIX века побывал в США, был немало удивлен религиозностью американцев. «Первым, что меня поразило по прибытии в Соединенные Штаты, - писал он, - была религиозность страны; и чем дольше я здесь находился, тем более отчетливо виделись мне грандиозные политические последствия подобного положения вещей». К сожалению Токвиль не уточнил, что он имел ввиду под грандиозными последствиями. Мы же видим сегодня эти последствия воочию, и они не внушают ни восторга, ни оптимизма. Образ США, как самой христианской страны в мире, и американского народа, как самого религиозного народа христианского мира, навязчиво рекламируется и пропагандируется американскими средствами массовой информации в целях создания видимости глубокой религиозности современного американского общества и, следовательно, его высоких нравственных принципов и шкалы жизненных ценностей. Для подтверждения и удержания этого «религиозного образа» в глазах мирового сообщества, а также собственного народа, в США регулярно различными исследовательскими центрами проводится замер состояния религиозности среди населения. Исследования, проведенные в начале этого века, выявили следующую картину: 90% американцев верят в существование Бога, около 60% признают религию основой жизни, более 60% верят в загробную жизнь, 65% - прихожане различных церквей и синагог, 37% бывают в церкви не менее одного раза в неделю, около 30% посещают церковь только несколько раз в году, около 20% церковь вообще не посещают, 10% населения США объявляют себя атеистами. (см. Хантингтон С. Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности. М.,2004г.,С.143-144).

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

По мысли И.Несмелова, церковь строилась «по образу» знаменитого Казанского Собора Санкт-Петербурга. В действительности же от оригинала были заимствованы лишь самые общие принципы композиции: центрально расположенный купольный храм и две симметрично отходящие от него колоннады, представляющие в плане четверть окружности. Концы колоннад, выходящие к улице, завершились двумя одинаковыми колокольнями. В первом ярусе одной из колоколен находилась часовня, другой – помещение для сторожей. К особенностям расположения здания следует отнести нарушение традиционной для христианских построек ориентации. Стремление раскрыть парадное пространство ансамбля к улице вынудило строителей обратить алтарную часть на север, а не на восток. Сейчас черты первоначального облика сохраняет лишь шестиколонный портик, оформляющий главный вход. Не будучи самой главной в Уфе, но располагаясь вблизи ее географического центра, несколько десятилетий Спасская церковь имела территориально самый большой в городе приход – почти весь городской центр до западной окраины. В церкви имелись стенные росписи. В 1850-е гг. был устроен новый иконостас; всего же иконостасов было (по числу престолов) три. Часть икон написана в Троице-Сергиевой Лавре под руководством Малышевского. В 1885г. иконостас вновь заменили. Роспись стен и сводов передней части храма осуществлена в 1892г. Семь колоколов отлиты в Вятской губернии братьями Бакулевыми. В 1898г. церковь ремонтировалась. Среди лиц, сделавших пожертвования на этот ремонт упоминается Ф.Г.Чижов, Г.А.Деев, В.И.Видинееев, Н.К.Блохин, А.А.Скрипов и другие. В 1907г. в храме появилось электрическое освещение. Из церковных старост документы сохранили имя купца Любимова, исполнявшего эти обязанности 9 лет. Постановлением Президиума ЦИК БАССР от 29 декабря 1929 г. Спасская церковь была закрыта. Вскоре были уничтожены двойная колоннада и обе колокольни, разрушен храмовый барабан с 12-ю арочными окнами и куполом, стенные росписи были закрашены и забелены, в церкви устроено общежитие. Приблизительно в 1944 году в овраг сползла полукруглая алтарная апсида.

http://sobory.ru/article/?object=06352

Преподобный Серафим Саровский († 1833), бывши ещё десятилетним отроком, заболел. Ему явилась во сне Божья Матерь и обещала посетить его и исцелить. Отрок рассказал сон матери. Скоро после того, мимо дома их, совершался крестный ход с чудотворным образом Знамения Божьей Матери; в это время шёл сильный дождь, грязь помешала нести святую икону улицей и заставила переходить через двор Серафима на другую улицу: таким образом Царица Небесная посетила болящего отрока; мать его поняла чудное посещение и поспешила вынести больного к иконе Божьей Матери: отрок приложился и получил чудесное и совершенное исцеление. Потом, во время пребывания своего в Саровской пустыни, около 1783г., в новой болезни своей, которой он страдал три года ещё до пострижения, он опять был удостоен посещения Царицы Небесной во славе и свете и исцелён Ею. На месте явления он воздвигнул потом храм. В 1804г. он был избит ночью до полусмерти недобрыми людьми, думавшими найти у него много денег; никто не надеялся видеть его в живых, но явлением Божьей Матери он опять получил исцеление. В памятной книжке митрополита Московского Филарета, под 7 числом Августа 1840г., читаем: «ученик покойного пустынножителя о. Арсения (Свенского, Орловской епархии), по его благословению, был у меня и повествовал о последних днях его. Видение Божьей Матери предварило его о кончине, а видение святого Василия Великого было ему исповедью и разрешением». Во время войны между Россией и союзными державами, в сражении 19 Ноября 1853 года между Александрополем и Карсом, при Баш-Кадык-Ларе Русский отряд, в числе 9 000 человек, поразил 36 000 турок, при 46 орудиях. Турки оставили на месте сражения 24 орудия и множество разных военных припасов. Такая блистательная победа объяснилась показанием пленных турок; они говорили, что когда сражение сильно разгорелось, и весь русский отряд был введён в дело, турки увидели сходящую с неба светлую Жену, держащую знамя в руке и сопровождаемую двумя воинами. Свет от Неё был столь ярок, что подобен был солнечному сиянию, и никакой глаз не мог выдержать его. Это явление навело ужас в рядах сражающихся, и было причиной того, что турки, видя явное заступление Бога за Русь, обратились все в бегство и проиграли сражение. Русские этого явления не видели. По Божьему Промыслу о том свидетельствовали иноплеменные враги наши. Турки уверяют, что в армии их все это видели с ужасом и все о том знают; но начальство их, под опасением смертной казни, запретило о том говорить и старалось затмить это событие. Из некоторых частных писем из армии узнали мы, что многие турки после того громогласно исповедали Христа, просили крещения и запечатлели мученической кровью признание всё просвещающего света – Христа. [Из писем экзарха Грузии преосвященного Исидора к митрополиту Московскому Филарету, напечатано в Церковных Ведомостях 1892г., стр. 1619].

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

37 Действительно, вскоре памятник был сооружен. Так он описан в Новгородских епархиальных ведомостях (1898. С.878): «На могиле его на средства многочисленных его учеников, сослуживцев и почитателей воздвигнут великолепный памятник из черного мрамора, увенчанный крестом и украшенный чудными металлическими венками. На сторонах памятника находятся следующие надписи: 1-я: «Профессор Спб. Духовной Академии Андрей Иванович Предтеченский род. 4 июля 1832г. сконч. 6-го мая 1893г., 2-я: «Потому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (От Uoahha XIII. 35 ), 3-я: «Основатель и первый редактор журнала «Церковный вестник» 1875–1880. От учеников, друзей и почитателей " ». Возле разрушенной церкви памятник частично сохранился. Видна сторона памятника с третьей из упомянутых выше надписей. 39 Александр Павлович Лопухин (1852–1904) – русский православный церковный писатель, переводчик, библеист, богослов, исследователь и толкователь Священного Писания . Родился в Саратовской губернии в семье священника. Среднее образование получил в Саратовской духовной семинарии. В 1874г. поступил в Духовную академию Санкт-Петербурга, которую окончил в 1878г. За глубокое знание английского языка был назначен псаломщиком в русскую церковь при российском посольстве в Нью-Йорке, где нес послушание с 1879 по 1881 год. В 1881г. защитил магистерскую диссертацию «Римский католицизм в Америке: Исследование о современном состоянии и причинах быстрого роста Римско-Католической Церкви в Соединенных Штатах Северной Америки». В 1882г. вернулся в Санкт-Петербург и на следующий год занял кафедру сравнительного богословия в СПбДА. В 1885 году, после ухода в отставку профессора А.И.Предтеченского , перешел на кафедру древней общегражданской истории, которую занимал до своей кончины. Со студенческих лет сотрудничал в журналах, которые редактировал А.И.Предтеченский : «Христианское чтение», «Церковный вестник», в 1892г. был избран редактором этих журналов, а с 1893г. – и журнала «Странник». За время его работы редактором возросло число публикаций по Священному Писанию , общей церковной истории, литургике, церковной археологии, богословию. Начал издавать бесплатные приложения к журналам; в частности, в качестве подобного бесплатного приложения начала издаваться «Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета». В виде приложения к журналу «Странник» вышла в свет «Православная богословская энциклопедия, или Богословский энциклопедический словарь», содержащий необходимые для каждого сведения по всем важнейшим предметам богословского знания в алфавитном порядке. Под редакцией А.П.Лопухина до его смерти успели выйти 5 томов (1900–1904). Погребен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Predtec...

Митрополит Николай (Ярушевич). Биографический очерк Настоящий биографический очерк составлен по материалам, помещенным в ЖМП за 1945–1960 годы, и рукописи биографии, составленной сослужителем Владыки протоиереем Н. Пасунько, охватывающей период жизни незабвенного Владыки до 1926 года 4 . Можно с уверенностью утверждать, что имя Митрополита Николая известно во всех уголках земного тара. Передовое человечество, независимо от религиозных и политических убеждений, знает его как пламенного борца за мир и отмечает с глубокой признательностью его проникновенные проповеди и речи. Совершенно объективно и вполне заслуженно Митрополита Николая в широких церковных кругах именуют русским Златоустом. Верующие люди, имевшие возможность читать и счастье слышать его как в России, так и за рубежом, никогда не забудут Владыку и его полного любви голоса. Кроме всего этого, Митрополит Николай является образованнейшим архиереем, удостоенным высшей ученой степени доктора богословия и у нас, и за границей. Присуждение степени доктора богословия православному русскому архиерею в заграничном (Парижском) университете – явление, не имевшее прецедентов в прошлом, но вполне заслуженное. В настоящем кратком очерке хотелось бы отметить несколько страниц богатой историческими материалами биографии высокочтимого Владыки. Фамилия Ярушевич – старинная белорусская. В Гродненской епархии имелось несколько приходских священников – Ярушевичей. Один из Ярушевичей, магистр Петербургской Духовной Академии, является автором очень ценной монографии о ревнителе Православия в Западном крае князе Константине Ивановиче Острожском. В Литовской Духовной Семинарии окончил курс первым учеником Дорофей Ярушевич» отец Владыки Николая. Как даровитый студент он был отправлен на казенный счет в Петербургскую Духовную Академию. По окончании Академии Дорофей Ярушевич вернулся на подину, принял сан священника и служил (затем протоиереем) в г. Ковно. В семье о. Дорофея 31 декабря 1891 г. с/с (13 января 1892г. н/с) родился сын Борис, будущий Владыка Николай.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Николай Хатюшин Иван Дмитриев Иван Дмитриев Иван Дмитриев Фото прислала Людмила Михайлова: «Дорогие друзья! Спасибо большое за этот проект. Посылаю фотографии своих предков — участников Первой мировой войны. На первой фотографии мой прадедушка Хатюшин Николай Семенович, 1892г.р., уроженец Калужской губернии, со своей женой, моей прабабушкой, Хатюшиной Татьяной Ильиничной. Скорее всего, они сфотографировались перед отправкой Николая Семеновича на фронт. На трёх следующих фотографиях мой прапрадедушка Дмитриев Иван Дмитриевич, уроженец Псковской губернии, в начале (в Гродно), в середине (где-то за границей) и в конце (в Петрограде) Великой войны. На групповых фотографиях Иван Дмитриевич сидит в центре с шашкой в руках. К сожалению, мне пока не удалось узнать в каком чине и в каких войсках служили мои предки. Биографии их скрывались по понятным причинам, эти фотографии сохранились чудом. Я очень рада, что наконец-то восстанавливается память об этой войне, а главно -, о людях, которые честно служили Царю и Отечеству. Спасибо большое». Уважаемая Людимила, постараемся Вам помочь. Николай Хатюшин – рядовой гвардейской пехоты. Не вдаваясь в подробности униформологии, с большой долей вероятности можно предположить один из полков 1-й бригады 2-й гвардейской дивизии. Возможно, Лейб-гвардии Московский полк. На первом снимке Ивана Дмитриева – пехота, 171-й пехотный Кобринский полк, снято в городе Гродно в период между 1898 и 1907 годом. Судя по нашивкам, Иван уже в звании фельдфебеля. Стало быть, вряд ли он моложе призыва 1902 года. На втором снимке – военное время. Иван – в возрасте, с окладистой бородой, но званием «помоложе» — старший унтер-офицер. На третьем фото — пехотный полк (3-й по счету в дивизии), Иван Дмитриев — снова фельдфебель. Снимок сделан в ателье на Васильевском острове, в Петрограде. Трудно утверждать наверняка, но вполне вероятной видится такая версия прохождения службы Вашим прапрадедушкой. Отслужив срочную и, очевидно, пробыв какое-то время на сверхсрочной службе, фельдфебель Дмитриев уволился в запас, а спустя несколько лет, с началом войны, был вновь мобилизован. Для запасных унтер-офицерского звания в 1914 году не хватало вакансий, и их часто ставили в строй с понижением. Это, кстати, было громадной ошибкой – такие люди представляли собой ценнейшие кадры, которые были необдуманно и скоропалительно растрачены за несколько месяцев войны и которых стало так не хватать уже с первой военной осени… Призвавшись и прослужив какое-то время, Иван Дмитриев снова «вырос» до фельдфебеля, каковым мы и видим его в Петрограде. Денис Брусняк

http://pravmir.ru/moy-praded-voeval-za-r...

Таин. По совершении Таинства Крещения над одним из супругов, состоявших в браке по иудейскому закону, и по записи сего церковного обряда в метрическую книгу, священнослужители обязаны немедленно доносить о сем епархиальному начальству с точным означением имен как супруга крестившегося, так и остающегося некрещенным. Преосвященный же, получив донесение о сем, поручает духовной консистории потребовать от оставшегося в иудействе супруга, чрез сношение с гражданским начальством, отзыва о том, желает ли он жить с обратившимся в Православие супругом; и если он изъявит согласие, и оба супруга дадут требуемые 81 ст. X т. ч. 1 св. Зак. подписки: то брак, совершенный по обряду иудейскому, оставляется без расторжения. Если же оставшийся в иудействе супруг не пожелает оставаться в браке с супругом, обратившимся в Православие, или, изъявив желание, не согласится дать вышеупомянутую подписку: то совершенный по иудейскому обряду брак, на основании 81 ст. X т. ч. I Св. Зак., расторгается. Разрешение принявшему Православие супругу вступить в новый брак дается местным епархиальным преосвященным, без особого производства, какое установлено по искам о разводе. Права же другого, оставшегося в иудействе, супруга на вступление в новый брак определяются местами и лицами, ведающими дела иудейского вероисповедания (Опр. Св. Син. 11 дек. 1891г. и 12–26 февр.1892г.). Церковь и государство поручают новообращенных особенному пастырскому попечению и надзору. Устав Дух. Консисторий призывает священников заботиться об утверждении новокрещенных в учении веры и отвращении их от прежних обрядов (ст. 32). Законы гражданские обязывают священников внушать всем новокрещенным, чтобы они ходили в церковь неленостно, а особенно в воскресные и торжественные церковные и гражданские дни; чтобы ежегодно исповедывались и приобщались св. Таин и чтобы, сколько возможно, удалялись от иноверных обычаев. Рожденные и воспитанные в православной вере (русские), живущие с новокрещенными в одних деревнях, призываются наблюдать за поступками новокрещенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

«Пр. Дан» – средовек, в правой руке хартия, левая у одежды, ноги без обуви. «Праотец Нефалим» – старец седой, правая рука у одежды, в левой хартия Гдне», ноги босые. Налево от иконы Богоматери: «Проматерь Ева» – молодая, на ней поверх зелёной нижней одежды красная мантия, руки простёрты, на ногах сапожки. «Праотец Авель» – юноша, в звериной шкуре, правая рука у груди, в левой хартия, ноги без обуви. «Праотец Ной» – седой, в деснице хартия, шуйца у одежды, ноги босые. «Праотец Исаак» – старец, седой, правая рука простёрта, в левой хартия «Почиет благословение», ноги без обуви. «Праотец Рувим» – старец, в правой руке хартия, левая у груди. «Праотец Симион» – средовек, в руках хартия: «Воставит…» «Праотец Завулон» – седой, кудрявый, борода круглая, средняя, шуйца простёрта в рассуждении, в деснице хартия: «Просвтивъ веся (?) гд (?) свтъ». Вне иконостаса у правого от входа столба – заслуживает упоминания список, как можно предполагать, – 17 века, – с чудотворной иконы Иерусалимской Богоматери, по словам И. М. Снегирёва, – «ознаменованный чудотворения во время мора 1771 года» (Дворцовое царское село Измайлово, родовая вотчина Романовых. М. 1892г., стр. 24). На полях иконы представлены: «С Ап. Петр», «С. Ап. Св. Иоанн», «С. Ап. Ев. Лука», «С. Ап. Андрей Пер.», «С. Симон», «С. Ап. Филипп», «С. Ап. Павел», «Св. Ап. Матфей», «С. Ап. Св. Марко», «С. Ап. Иаков», «С. Ап. Варфоломей», «С. Ап. Фома», «Вел. муч. Георгий», «Вел. муч. Димитрий», «С. муч. Логин», «Вел. муч. Меркурий». Икона в серебряной ризе, сделанной в половине 19 века. Внизу иконы надпись: «Молитва Матери Iepycaлuмckoй. Богорадованная Владычица, препрославленная Мати щедротъ и всемилостливая, о всемъ ходатаица, поемъ прилежно раби Твои ко Твоему Божественному предстательству, прибжище и пречудному Твоему образу со припадающе молимся, молитву теплую къ Сыну Твоему и Богу нашему сотвори, о всептая Богородица, да всякихъ болзней и печалей насъ Теб ради избавитъ и грховъ многихъ свободитъ, небеснаго наслдницы ны покажетъ, бо и неизреченное, яко Мати, имаши и вся можеши едина преблагословенная».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Остался теперь только один безупречный академист в семинарии, Иван Акимович Сенума. Не знаю, долго ли выдержит он; а, конечно, искушают и манят к измене и его». 161 Известно, что в 1936г. Сенума, по подозрению в шпионаже, был арестован и оказался в тюрьме. Дальнейшая его судьба неизвестна. Сергий (Тихомиров ), митрополит Японский (1871–1945). Родился под Новгородом в 1871г., учился сначала в Новгородской семинарии, потом, с 1892г., в СПб. Духовной академии. В 1896г. закончил курс Академии в сане иеромонаха и со степенью кандидата богословия. В том же году был оставлен инспектором СПб. Духовной семинарии, в которой, с 1899г., стал ректором. В 1905г., после защиты степени магистра богословия, был назначен ректором СПб. Духовной академии. Далее: 6.11.1905г. о.Сергий был рукоположен в епископа Ямбургского, викария С.-Петербургской епархии, а 21.03.1908г. – переведен в Японию епископом Киотоским, помощником начальника Русской духовной Миссии в Японии. Имея навык в учебе и преподавании, еп.Сергий быстро стал осваивать японский язык и вскоре внешне адаптировался к специфике Русской миссии в Японии. В 1909г. свт. Николай Японский дал ему следующую характеристику: «Преосвященный Сергий, епископ Киотоский, в продолжение более половины минувшего года исполнял самое существенное дело миссии: посещал провинциальные церкви для назидания и руководства христиан и самих проповедников-священников и для проповеди язычникам. В январе, феврале и марте он посетил церкви на островах Киусиу и Сикоку, в сопровождении благочинного церквей священника Симеона Мии, который знакомил его с церквами и служил ему переводчиком. Но в августе преосвященный Сергий отправился по северным церквам на Сахалин и Хоккайдо уже без переводчика, так как успел усвоить японский язык настолько, что мог свободно говорить речи и назидания христиан и нехристиан. Везде христиане с великой радостию встречали его, и везде посещение его оставляло благотворный след в оживлении церкви, в воодушевлении христиан сугубою ревностию по вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010