После того, как в начале апреля 1948г. отряды Хаганы вырезали арабское население поселения Дейр-Ясин и изгнали арабских жителей под Иерусалимом из поселка Айн-Карем, около ста монахинь Горненского монастыря из-за нежелания переходить в юрисдикцию Московского Патриархата покинули обитель и ушли в Елеонский монастырь (12). В то время принадлежавший РПЦЗ монастырь, административно находился на территории Трансиордании, входившей в состав Иорданского королевства (7, с. 56). Под крыло женского монастыря перешло и несколько изгнанных братьев из Русской Духовной Миссии. Это и стало основанием для того, что с 1951г. Елеонский монастырь сделался местопребыванием начальника РДМ (в юрисдикции РПЦЗ) архимандрита Дмитрия Биакайя. Учитывая бедственное положение Елеонской обители, Международный Красный крест взял ее под временную опеку. В экономическом плане положение Елеонской обители было плачевным. В монастырской казне насчитывалось всего «десять иорданских пиастров» (4), а лишь один американский доллар тогда составлял 35 иорданских пиастров. Игуменье Тамаре надо было с Божьей помощью принимать какие-то срочные меры. Потолок трапезного храма обвалился, нужен был основательный ремонт цистерн для сбора зимою дождевой воды. Ценная на Елеоне вода раздавалась один раз в неделю всем сестрам по одному ведру для питья и столько же для хозяйственных нужд (4). В отдельных местах на территории монастыря обвалилась каменная ограда, для ремонта которой срочно одолжили «у одной дамы» деньги. В негодность пришли и монастырские корпуса. Матушка Тамара обрадовалась пожертвованию владыки архиепископа Никона (Рклицкого) (1892г.-1976г.) (РПЦЗ), который был одним из первых, кто прислал для поддержки монастыря 100 американских долларов (4, с. 3). В то время он был епископом Флоридским, викарием Северо-Американской и Канадской епархии, а с 1960г. он – архиепископ Вашингтонский и Флоридский, секретарь Архиерейского Синода РПЦЗ. / О том, какую трудную материальную ситуацию приходилось переживать в начале 50-х годов елеонским инокиням, а также о проблемах самой игуменьи Тамары в первые годы ее правления, рассказал в своих путевых заметках епископ Серафим (Иванов) (1897г.-1987г.). С 1951г. по 1957г. епископ Серафим был постоянным членом Архиерейского Синода РПЦЗ. С 1957г. – епископ Чикагско-Детройтской епархии, а с 1959г. – архиепископ, совершивший осенью 1952г. паломничество из США в Святую Землю.

http://pravoslavie.ru/39087.html

24 Владимир (Петров) (1828–1897), миссионер и просветитель малых народов Алтая, Ставропольского края и Казани. Руководил Алтайской православной миссией с 1866г. по 1884г. В 1880г., к 50-летнему юбилею Миссии, он был рукоположен в епископа – викария Томской епархии; с 06.08.1883г. он епископ Томский, с 08.03.1886 г. – Ставропольский и Екатеринодарский, с 25.11.1889г. – Нижегородский и Арзамасский, с 07.05.1892г. – архиепископ Казанский и Свияжский. 25 Ландышев Стефан Васильевич, протоиерей (†1883), миссионер, начальник Алтайской православной Миссии с 1844 г. по 1866гг. 27 Старейший сотрудник Алтайской православной миссии (больше 40 лет), член Совета Православного Миссионерского Общества, настоятель Спиридоновской церкви в Москве. 28 Тихон (Троицкий-Донебин), рукоположен 18.07.1882г., с 28 03 1892г. – архиепископ Иркутский и Нерчинский, (†29.06.1911) 29 Сергий (Тихомиров) , рукоположен 06.11.1905г. в епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии; с 21 03 1908г. – викарий Киотоский, помощник начальника Духовной Миссии в Японии; с 29.05.1912 – епископ Японский, начальник Духовной Миссии, с 1921г. – архиепископ, с 1931г.– митрополит; с 04.09.1940г. – на покое († 11.08.1945). 30 Петр И. Булгаков (?), протоирей, кандидат богословия, вначале был законоучителем и настоятелем церкви при Восточном институте во Владивостоке. Позже переведен в храм при посольстве в Токио. Входил в корпорацию преподавателей семинарии. 33 В числе японских богов был и наш доблестный Иван Семенович Уньковский. Перед его портретом ставились чашечки с рисом, производились возлияния и пр. – П.Б. 34 А ультракатолические писатели, напр., Шарльвуа, не стесняются объяснять перемену расположения Хидеёси к христианам следующим образом. «Хидеёси был до крайности развратен. Во время походов, когда неудобно было возить с собою гарем, он назначал особых чиновников, обязанностью коих было собирать каждый вечер по окрестностям молодых и красивых девиц. Когда он был на Киусиу, в походе против Симацу, чиновники, по обычаю, отправились на ловлю, но были с бесчестием выгнаны из деревень, населенных христианами. Вечером они доложили об этом Хидеёси, который, по обычаю (sic!), был пьян, и взбешенный деспот сейчас же велел изготовить к подписи эдикт об изгнании христианства из страны». Бессовестная ложь! Во всей жизни Хидеёси, изученной нами по лучшим японским историям, мы встретили всего один факт, когда он недобросовестно завладел дочерью своего разливателя чая; но и этот разливатель чая не был христианин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

11.11.1891г., на деньги, пожертвованные вдовою Статского советника А.Е. Лебёдкиной, началось строительство нового каменного здания православной церкви. Храм строился по проекту латышского архитектора Яниса Бауманиса из камня, с кирпичной облицовкой, в связи с такою же колокольнею. Однокупольная церковь вмещает более 300 человек. К осени 1892 г. строительство завершили и Козенгофский священник Александр Витоль приглашает священников, ближайших православных храмов прибыть 20 ноября 1892г. на освящение новопостроенного храма, так как освящать будет сам Владыка. 16 ноября 1892г. он пишет священнику Юргенсбургского православного храма (Заубе): Ваше благословение О. Иоанн (Богоносцев). С разрешения Его Высокопреосвященства, Преосвященнейшего Арсения, епископа Рижского и Митавского, имею покорнейше Вас просить на освящение Козенгофской церкви, имеющей быть 21 ноября сего года. Освящать церковь будет Сам Преосвященнейший и прибудет в Козенгоф 20 числа в 4-5 часов по полудни из Вендена. Ради торжественности Его Преосвященства желательно, чтобы Вы прибыли в 2 часа по полудни 20 числа. Захватите с собою лучшее облачение, так как у нас облачения нет. Просим и матушку. Козенгофский священник Александр Витоль. Священники не знали, что ещё в 1875 году было решено после постройки здания церкви из камня - необходимо сушить здание не менее полугода. Поэтому Владыка не прибыл в Козенгоф, а священник получил Указ Рижской Духовной Консистории 6914 от 19.11.1892 г. о переименовании храма во имя Николая Мирликийского. Здание новопостроенного храма 21 ноября приняли от строителей в Духовное Ведомство, а освящение храма состоялось 22 августа 1893 года. Освящение совершал Архиепископ Рижский и Митавский Арсений в сослужении: ключарь Кафедрального собора - Варницкий; благочинным священником из Вендена – Адамом Степановичем, местным священником – Александром Витоль и приглащёнными священниками ближайших православных храмов из Юргенсбургской церкви-Иоанн Богоносцев и Нитауской церкви — Николай Рейнгаузен. Архитектор Янис Бауманис - первый латышский профессиональный архитектор с академическим образованием.

http://sobory.ru/article/?object=07689

Иван Дмитриевич родился в селе Малиново 21 Ливенского уезда Орловской губернии 21 июня 1867 г. Он был сыном священника Дмитрия Васильевича 22 и Анны Степановны, приходился по матери внучатым племянником свт. Феофана (Говорова) 23 . По окончании Ливенского духовного училища и Орловской семинарии (в 1887г. – со всеми пятерками, кроме двух четверок) 24 , один год работал домашним учителем в селе Денисовка, у себя на родине. В 1888г. он поступил в Московскую духовную академию, полный курс которой завершил в 1892г. К данному периоду учебы в Академии относится его переписка со свт. Феофаном 25 . А сам 1892г. стал своеобразным водоразделом как в личной жизни самого Андреева, так и в жизни Академии, которая с этого года стала выпускать вместо «Прибавлений к Творениям святых отцов» полноценный научно-богословский журнал «Богословский вестник». Студент Академии все более проникался любовью к наукам, о чем свидетельствует постепенный рост его успеваемости: 1-й курс он окончил 7-м по списку, 2-й и 3-й курсы – 5-м, а последний – третьим магистрантом. Наставление свт. Феофана не прошло даром: «Держитесь простого правильца: усваивать преподаваемое наставниками. Затем, если что покажется непонятно, пополнение искать в книгах. Вообще думать и обдумывать, чтоб выйти из Академии с большим запасом, – готовым наставником. Времени не тратить» 26 . В целом, свт. Феофан пытался направить своего питомца в более традиционное русло святоотеческого богословия и оградить от западной науки. «Немецкий язык – хорошее пособие. Но немчура слишком много мудрит» 27 . «Извещаете, что купили книгу Лебедева о соборах... будто редкость какую добыли. Книга эта не православная. И проводит начала хуже протестантских» 28 . Однако результат получился, скорее, обратный. Любознательный молодой человек не мог не проникнуться западной ученостью и некоторыми либеральными идеалами эпохи. Советы-предостережения святителя Феофана, хотя и были приняты к сведению, но только – если судить по внешним факторам – скорее, со знаком «минус». Может быть, тот факт, что Иван, приехавший по окончании Академии на Вышу, не был принят святителем Феофаном Затворником , отнюдь не случаен 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Преступнее всего, если вольнодумство проповедуется ради низких корыстных целей. Утверждают, будто французский писатель Александр Дюма, на основании посмертных бумаг известного богохульца Ренана, с документальною точностью доказал, что этот несчастный вольнодумец писал свои антирелигиозные сочинения по подкупу со стороны неблагонамеренных людей и, между прочим, за свою пресловутую «Жизнь Иисуса» получил миллион франков. (Церк. Вест. 1892г. стр. 750). Глава VI. Богослужебная деятельность священника §18. Общие правила о совершении богослужения В церквах монастырских соборных и городских, имеющих более одного причта, богослужение должно быть совершаемо ежедневно, а в однопричтных и сельских «по возможности чаще» (Уст. Кон. ст. 34) и притом в установленное время (ст. 35). В воскресные и праздничные дни, а равно в дни постные и другие, по особым случаям и распоряжениям высшей власти, богослужение должно быть неотложно совершаемо во всех церквах. Определение дней, назначаемых высшим правительством по разным случаям, для принесения благодарственных молебствий, производится главными губернскими начальниками (Уст. о пред. и прес. прест. ст. 25 и прим. 2-е). Во исполнение Высочайшей воли Государя Императора (изъясненной в предложении обер-прокурора Св. Синода от 4 марта, 1892г. Св. Синод (14 апр. – 4 мая 1882г.) определил, чтобы «во всех приходских церквах ежегодно в 19 день февраля месяца совершались заупокойные литургии и панихиды по в Бозе почившем Государе Императоре Александре II, а приходские священники внушали бы народу пастырским примером и поучением, что день благодарного воспоминания о благодеянии в Бозе почившего Монарха наипаче должно им святить молитвою об упокоении души его, добрыми делами и трезвенным поведением». По Высочайше утвержденному определению Св. Синода, установлено ежегодное церковное празднование 17 октября в память чудесного спасения жизни Императорских Величеств и Августейшего Их Семейства. §19. О лицах, совершающих богослужение Все вообще службы церковные и христианские требы никто не имеет права совершать, кроме законно-рукоположенного пастыря. (Корм., ч. 1, гл. 4; всех св. Апостолов прав. 2; гангр. 6; лаод. 25). Следовательно, неправильно поступают те священники, которые вместо себя поручают своим диаконам служить панихиды и молебны. Московский собор 1667г. не позволяет диаконам даже кропить в домах св. водою без крайней нужды, называя это бесчинством: «священник бо святит воду, ему же достоит и кропити, а не диакону, кроме нужды; диакон же токмо да держит сосуд со св. водою, зане слуга есть» (Доп. к А. И., т. V, стр. 468, п. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

В рецензии Учебного комитета на последнюю книгу говорилось: “Недавно богословская литература наша обогатилась новым произведением известного нашего экзегета и моралиста Преосвященного епископа Феофана под названием: “Начертание христианского нравоучения”. Скудость богословской литературы нашей, особенно учебной, по части нравоучения христианского давно сознавалась многими, и потому появление в печати названного труда будет приветствовано любителями богословской науки с особенной радостью” 134 . Современники епископа Феофана высоко оценили это издание: “Начертание” не уступает лучшим современным курсам Нравственного богословия, а приведением руководственных указаний из аскетических писаний, житий святых и песнопений православного христианского богослужения, прославляющих добродетель, так же как обилием опытов духовной жизни, пережитых самим писавшим, – строгим подвижником, даже значительно превосходит их” 135 . В 1891г. епископ Феофан стал готовить к печати материал для книги “Древние иноческие уставы”. В августе 1892г. он сообщал, что уже “кончил смотр опечаток в Уставах. Месяц-другой, и они выйдут в свет Божий” 136 . В том же году “Древние иноческие уставы преподобного Пахомия, святого Василия Великого , преподобных Кассиана и Венедикта” 137 были изданы афонскими иноками. Эта книга предназначалась, по мысли Преосвященного Феофана, для русского иночества. “Имею удовольствие, – писал он 30 ноября 1892г. редактору “Церковных ведомостей”, – препроводить вам Древние иноческие уставы и покорно прошу принять их для вашей собственной библиотеки. При труде приятною утешался надеждою, что наше иночество с радостью встретит эту книгу, увидев, что в общем она очень сходна с древнеустановленными порядками иноческой жизни, и воодушевится ревностью не отставать от первоначальных отцов, и поспешит дополнить в себе недостающее и поправить, сколько возможно, неправое” 138 . Наставления древних отцов, содержащиеся в этой книге, по словам епископа Феофана, полезны и для мирян. “Тут и мирянам можно пользоваться, – говорит он, – именно там, где идет дело о внутренней жизни, которая везде одинакова, несмотря на разность внешних порядков жизни” 139 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

344. Замечания о двух мнимо-исторических свидетельствах в защиту старообрядчества Протоиерея А.В. Горского (1876г. Брат. Сл.). 345. Из сочинений протоиерея А.В. Горского (Брат. Сл. 1892г. т. 1). 346. План полного собрания сведений, относящихся к расколам и раскольникам. Надеждина (Брат. Сл. 1876г.). 347. О старшинах Екатеринбургского раскольнического общества. Записка Надеждина (1889г. Брат. Сл. т. 2). 348. Письмо Верховского в Екатеринбург к Казанцеву (Брат. Сл. 1892г. т. 1). 349. Изследования о пермских раскольниках в начале царствования императора Николая Павловича. Из архива С.Д. Нечаева (1893г. Брат. Сл. т. 1). 350. Пять рассказов обратившихся из раскола лиц, заимствованные из бумаг С.Д. Нечаева (1893г. Брат. Сл.). 351. О расколе по Саратовской епархии (Брат. Сл. .1894г. т. 1). 352. О Рогожском Кладбище. Записка Мозжикова (Брат. Сл. 1889г.). 353. Из рассказов и записок В.А. Сапелкина (1865г. Русск. Вест.). 354. Вопросы новниковских старообрядцев, поданные Савватию (Брат. Сл. 1883г.). 355. Материалы для истории раскола за первое время его существования: том первый: О лицах судившихся на соб. 1666 и 1667г. (1875г. Брат. Сл.). том второй: Акты относящиеся к собору 1666–1667г. (1876г. Брат. Сл.). том третий: Акты, относящиеся к истории Соловецкого мятежа (1878г. изд. Братства св. Петра м.). том четвертый: Челобитная Никиты, соч. Лазаря и подъяка Федора, челобитная кн. Сергия (1878г. изд. Братства с в. Петра м.). том пятый: Сочинения бывшего юрьевского протопопа Аввакума Петрова (1879г. изд. Братства св. Петра м.). тот шестой: Сочинения бывшего благовещенского диакона Феодора (1881г. изд. Братства св. Петра м.). том седьмой: Христиано-опасный тип веры; челобитная и другие сочинения инока Аврамия (1885г. изд. Братства св. Петра м.). том восьмой: Новооткрытые сочинения протопопа Аввакума: житие Морозовой и др. (1886г. изд. Братства св. Петра м.). том девятый: Паисия Лигарида опровержение челобитной Никиты (1894г. изд. Ред. Брат. Сл.). 356. Сказание о перемазанском соборе (1779–1780г.) (Брат. Сл. 1888г. и отдельно).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Митрополит Николай (Ярушевич). Биографический очерк Настоящий биографический очерк составлен по материалам, помещенным в ЖМП за 1945–1960 годы, и рукописи биографии, составленной сослужителем Владыки протоиереем Н. Пасунько, охватывающей период жизни незабвенного Владыки до 1926 года 4 . Можно с уверенностью утверждать, что имя Митрополита Николая известно во всех уголках земного тара. Передовое человечество, независимо от религиозных и политических убеждений, знает его как пламенного борца за мир и отмечает с глубокой признательностью его проникновенные проповеди и речи. Совершенно объективно и вполне заслуженно Митрополита Николая в широких церковных кругах именуют русским Златоустом. Верующие люди, имевшие возможность читать и счастье слышать его как в России, так и за рубежом, никогда не забудут Владыку и его полного любви голоса. Кроме всего этого, Митрополит Николай является образованнейшим архиереем, удостоенным высшей ученой степени доктора богословия и у нас, и за границей. Присуждение степени доктора богословия православному русскому архиерею в заграничном (Парижском) университете – явление, не имевшее прецедентов в прошлом, но вполне заслуженное. В настоящем кратком очерке хотелось бы отметить несколько страниц богатой историческими материалами биографии высокочтимого Владыки. Фамилия Ярушевич – старинная белорусская. В Гродненской епархии имелось несколько приходских священников – Ярушевичей. Один из Ярушевичей, магистр Петербургской Духовной Академии, является автором очень ценной монографии о ревнителе Православия в Западном крае князе Константине Ивановиче Острожском. В Литовской Духовной Семинарии окончил курс первым учеником Дорофей Ярушевич» отец Владыки Николая. Как даровитый студент он был отправлен на казенный счет в Петербургскую Духовную Академию. По окончании Академии Дорофей Ярушевич вернулся на подину, принял сан священника и служил (затем протоиереем) в г. Ковно. В семье о. Дорофея 31 декабря 1891 г. с/с (13 января 1892г. н/с) родился сын Борис, будущий Владыка Николай.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Преподобный Силуан Афонский: Я никогда не прихожу к людям, не помолившись о них В 1938 году на Афоне умер человек. Он был предельно прост — русский крестьянин, который пришел на Афон двадцати с небольшим лет и пробыл там около полувека. Он пошел на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Матерь Божия обещала заступиться за всякого, молиться за всякого, кто будет служить Богу в тамошних обителях. 24 сентября, 2010 В 1938 году на Афоне умер человек. Он был предельно прост — русский крестьянин, который пришел на Афон двадцати с небольшим лет и пробыл там около полувека. Он пошел на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Матерь Божия обещала заступиться за всякого, молиться за всякого, кто будет служить Богу в тамошних обителях. Жил на земле человек, муж гигантской силы духа, имя его Силуан. Он долго молился с неудержимым плачем: «Помилуй меня,» но не слушал его Бог. Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: «Ты не умолим!» И, когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе что-то надорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа; огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что, если бы видение продлилось еще мгновение, он умер бы. После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая. О нем, этом свидетеле Божественной любви, предстоит нам слово. Афонский схимонах отец Силуан (мирское имя — Семен Иванович Антонов) родился в 1866 году в Тамбовской губернии, Лебединского уезда, Шовской волости и села. На Афон приехал в 1892г, в мантию пострижен в 1896 г.; в схиму — в 1911г.. Послушание проходил: на Мельнице, на Каламарейском метохе (владение Монастыря вне Афона), в Старом Нагорном Русике, в Экономии. Скончался 24 сентября 1938 года. Эти немногочисленные факты почерпнуты из формуляра Афонского монастыря.

http://pravmir.ru/nikogda-ne-prixozhu-k-...

Состоял хор из 150 прихожан, и можно утверждать, что именно о. Михаил положил в Об-ве начало народного хорового пения. Второй такой же хор был создан им в каменной Троицкой церкви (Стремянная ул., 20), строительство которой началось весной 1891 года. Благодаря стараниям   о. Михаила, блестящего проповедника, Казанский собор становится центром религ.-просветительской деятельности в столице.Он устроил бесплатную столовую для бедных Казанского прихода, которая давала им не только стол, но и одеяние и приют. В Казанском соборе о. Михаил устраивает духовные беседы, проводит торжественные собрания Общества. К тому же он   проповедует Закон Божий в гимназиях, коммерческих училищах и частных домах. Став членом СПб. комитета грамотности, редактирует многие издания, составляет неск. учебников для гимназий и начальных училищ. Попечителем Об-ва был правящий митрополит. Ввиду тяжелой болезни о. Михаила,  Совет Об-ва из священников стал с 1892г. возглавлять уже в качестве его председателя прот. Философ Орнатский . Почетным членом Об-ва был протоиерей Иоанн Ильич Сергиев – духовный наставник отца Философа. Совет ежегодно созывал пастырские собрания для обсуждения проблем миссионерской работы. Беседы велись духовенством С.-Петерб. епархии в храмах, проповеднич. пунктах и публ. залах. Прот.Философ впервые стал привлекать студентов Дух. Академии к работе в Обществе. К 1917 число членов Об-ва превышало 1 тыс. чел. В состав Об-ва входили: Ал.-Невское братство трезвости (до 1914), Религ.-просветит. союз (занимался проповедью гл. обр. в б-цах, богадельнях и тюрьмах), Школьный к-т (заведовал двумя школами и курсами), Христ. содружество учащейся молодежи, Церк.-певч. об-во, Кружок законоучителей. В 1909г. была открыта Противосектантская миссия, имевшая отделения в приходских церквах. При зале Об-ва (Стремянная ул., 20) находились книжный склад и б-ка-читальня. Об-во издавало журнал «Православно-Рус. Слово» и религ. лит-ру для народа. Его духовным центром была Троицкая церковь (Стремянная ул., 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010