. А затем, при наличности таких метрических актов, суду духовному нет уже повода требовать от истца подтверждения какими-либо другими доказательствами факта незаконного сожития ответчицы; упомянутые метрические акты, основанные на приговоре суда светского и свидетельствующие, что обвиняемое в прелюбодеянии лицо прижило незаконных детей во время состояния своего в супружеском союзе, должны быть по точному смыслу 2п. 249ст. Уст.Дух. Конс. признаны вполне достаточными для постановления решения о разводе. Б) Если же истец, основывая свой иск на прижитии его женою детей вне законного супружества, не представляет (a сие для него необязательно) приговора суда светского о признании детей ответчицы незаконнорожденными, то суд духовный обязан сам произвести расследование представленных истцом других доказательств и доводов незаконной связи ответчицы и прижития ею детей вне законного супружества; в данном случае на обязанности истца лежит доказать, путем ли свидетельских показаний или документальными данными, то обстоятельство, что он в период времени, к коему на основании закона (ст.119 и 132 Iч. Т.Х, изд. 1900г.) следует отнести зачатие рожденных ответчицею детей, жил с нею раздельно и супружеского сожительства не имел; на основании приведенных статей период раздельной жизни должен продолжаться более трехсот шести дней. 4) Относительно третьей группы доказательств следует заметить, что сделанное в этой части 249ст. Уст.Дух. Конс. указание на показания обыскных людей относительно развратной жизни ответчика, как на одно из числа второстепенных доказательств совершенного сим последним нарушения супружеской верности, должно быть понимаемо только в том смысле, что если об ответчике, по производившемуся о нем по гражданскому ведомству делу, был уже учинен по распоряжению подлежащих властей того же ведомств повальный обыск, то показания, данные на этом обыске, могут быть приняты духовным судом в соображение при рассмотрении бракоразводного дела. По непосредственному же распоряжению духовного суда производство повального обыска не должно быть учиняемо (Цирк. ук. Св. Синода 28 Августа 1892г. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

по доверенности истца такого-то (звание, имя, фамилия или прозвище и местожительство), по делу с ответчиком (звание, имя, фамилия или прозвище и местожительство) П р о ш е н и е Затем излагаются: а) обстоятельства дела и те доказательства, доводы или законы, на которых проситель основывает свою просьбу, б) просительный пункт (излагаются требования просителя) и в) какие документы и копии прилагаются при прошении; далее год, месяц и число подписания прошения и самая подпись (звание, имя и фамилия). II. Форма свидетельской присяги для православных и христиан вообще (T.XVI ч.I, изд. 1892г., Уст.Угол. Суд., ст.713) «Обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред Святым Его Евангелием и Животворящим Крестом, что не увлекаясь ни дружбою, ни родством, ниже ожиданием выгод или иными какими-либо видами, я по совести покажу в сем деле сущую о всем правду и не утаю ничего мне известного, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ пред законом и пред Богом на Страшном Суде Его. В удостоверение же сей моей клятвы, целую Слова и Крест Спасителя моего. Аминь». Каждый присягающий, прикладываясь к Кресту и Евангелию, произносит вслух «Клянусь». III. Форма еврейской свидетельской присяги (Прил. 2 к ст.1061 T.XI ч.I, Уст.Ин. Испов., по Прод. 1890г.) Я, нижепоименованный, обещаюсь и клянусь Господом Богом (в еврейском тексте Адонай), Богом Израилевым, с чистым сердцем и не по иному скрытому во мне смыслу, а по смыслу и ведению приводящих меня к присяге, в том, что по делу, по которому я вызван в свидетели, открою самую сущую правду, в чем бы я ни был спрашиваем начальством, и кроме сего, не скрывая, покажу все то, что я по этому делу знаю и что ни под каким видом не покажу неправду, ни для дружбы, либо вражды, ни родства, либо собратства, ни даже страха ради, и как я пред Богом в том всегда ответ дать могу, как суще мне Господь Бог душевно и телесно да поможет. Аминь. IV.Фopмa свидетельской присяги для караимов (Прил. к ст.281 T.XVI ч.II, изд. 1892 г., Зак. о Суд. по дел. по Прест.и Прост.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

Церковное предание повествует нам, что ангел давший преп. Пахомию Великому Устав о молитве, сказал при этом, что он дал этот легко исполнимый устав для слабых, чтобы они «без отягощения, могли выполнять правило; совершенные же не имеют нужды в уставе; ибо пребывая наедине в келлии, они всю жизнь свою проводят в созерцании Бога. Устав дал я тем, – говорил ангел – у которых ум еще не зрел, чтобы они, хотя, как не покорные рабы, по страху к господину, выполняя общее правило жизни, достигали свободы духа» («Древние иноческие уставы», Москва, 1892г.,стр. 16). Об этом же пишет преп. Венедикт: «Богослужения... у египтян (т.е. у египетских монахов – ин. В.) самоохотно совершаются без перерыва во все продолжение дня вместе с рукоделием. Ибо они, днем, занимаясь постоянно рукоделием в кельях своих... в каждый момент примешивая к нему молитвы и моления, все время дня, как выходит, проводят в молитвах, тогда как мы совершаем их в определенные часы» («Древние иноческие уставы», Москва, 1892 г., стр. 543). Итак, устав совершенных – постоянное богообщение, непрестанная молитва . Но путь к этому блаженному состоянию проходить через выполнение устава заведенного в том или ином монастыре, а для мирян через исполнение ежедневного молитвенного правила. Все уставы иноческих молитвенных правил имеют основанием изложение подобного правила в Следованной псалтири. Кроме повечерия, канонов, четырех кафизм и пророческих песен оно включает в себя 300 поклонов, 600 молитв Иисусовых и 100 Богородице. А для немощных и новоначальных правило сокращалось до трех кафизм, ста поклонов, трехсот Иисусовых молитв и ста Богородице, прочее же оставалось неизменным. Несмотря на то, что полное правило предлагаемое Следованной псалтирью было довольно трудным, его неукоснительно исполняли во многих скитах и монастырях. Например, в Соловецком монастыре, в бытность там преп. Елиазара Анзерскаго. Интересно свидетельство преп. Елиазара, что тем кто «не умел грамоте», т.е. не мог вычитывать келейные каноны и прочее, полагалось в день 3000 молитв Иисусовых, 300 Богородице и 300 поклонов. То есть на 400 молитв Иисусовых больше, чем требует правило в Следованной псалтири. («Соловецкий патерик», СПб, 1873 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/bogoob...

Таковы общие характеристические черты проповедей Тимофея Каменевича (Кифич) Рвовского. О прочих достоинствах и недостатках предлагаемых поучений мологского витии мы предоставляем судить самим читателям. А. Титов. Ростов-Великий, 1892г. февраля 23. Автограф Тимофея Каменевича-Рвовского 7200 год марта 30 дня иеродиакон Тимофей Рвовский, Слова Божия проповедник, власною правицею Каменевич. 1. Слово на день Святой Пасхи (Тимофея Каменевича-Рвовского) Поучение на пресветлый день торжества христианского, праздника праздников, всего мира и вселенной радости, во святую и великую неделю Пасхи, еже есть упокоения, верных Божиих сынов истинного спасения, составлен смиренным кенселиром, Божия чести соименным. Красноцветущий венец исплетаю Христу не от подобных жидовских и ниже таковых: они бо животными кровми возомневше умолити Бога, мы же словесные прияхом жертвы, агнца и юнца не обыкохом приносити, но яко пчела, обретающая медовые источники, по росным летающая цветам, собирает благоухание, днесь процветает и подобный пажити приносит плод: сице и мы, легкости премудростным крылом возлетевши и по евангельским и пророческим словесем от многосличных и песнопетных словес исткавше меры, сею разумноумною честию Бога нашего умилосердствим. Трудну убо и порочну сему быти словеси и ужасаюся, еда не буду доволен повеленная вами, православнии роди, духовне произвествовати и истиною бо о Бозе беседовати непостижно, но обаче не весьма велит сам Господь обленятися или пререковати, како о искании книг глаголет: испытайте писания, в тех бо имате житие вечное. Некто же, по евангелию, хотев сын ся сотворити, не постигл. Таковою убо приповестию научает нас Христос не восходити в недостижная, рекше своего ума в вышшая над разум не попускати, но измеривше, спытавше свою силу прежде таже недоведомых, о разумных глаголати же и учити. Обаче верую Господу, яко мощен есть во мне родити повести полезныя слово, прихожду на труд и начинаю, дерзаю глаголати: отрыгну сердце мое слово благо. Еже пророк сице и о Отце глагола и о Сыне, но и в подобных и чистых человецех рождает Святый Дух слово благо и разузмения божественная.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/d...

Генерал, в то время командовавший 13-й гвардейской дивизией, оборонявшей Сталинград, называет лишь несколько фамилий, известных с самого начала той операции. По документам, там побывало 24 бойца. Когда кончилась битва, герою-сержанту Ивану Павлову предложили вступить в партию, но неожиданно для работников политотдела он уклонился от почетного, торжественного вступления в ряды. Сказал, что «не достоин», «не готов». Особисты были в шоке, и бунтарь моментально «сгорел», став неудобным властям. По всему фронту, из уст в уста разнеслась эта весть. Пошли слухи. Скандал! Тогда помогли местные НКВДшники: быстро свалили героя с пьедестала славы и перебросили в разведдесант – в самое пекло. Это те, кто, примостившись на броне мчащихся танков, первыми бросаются на штурм неприступных укреплений. Это верная и скорая смерть. Но чудом Божиим Иван остался жив. Был ранен в бою, и после ранения нашлись добрые люди, которые перевели его в другую часть, менее гибельную. Отличительным признаком великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном или нескольких великих людях, которые и выведут его на прямую историческую дорогу, временно им покинутую. В.О.КЛЮЧЕВСКИЙ . 1892г. Как появился двойник Уроженка Сталинграда А.А.БУДАНОВА вернулась в город сразу после его освобождения. Она хорошо помнит разрушенный Дом Павлова. После боёв на руинах висела доска, на которой черным карандашом было написано: «В этом доме держали героическую оборону советские воины под командованием сержанта И.Д. Павлова». Доска долго висела под стеклом, а потом ее убрали, повесили другую. С другим текстом, с другим именем... Почему так произошло? В начале 50-х годов сержант И.Д. Павлов снова вернулся в поле зрения власти – поступил в семинарию, ушел в монахи! Что было делать? В мирное время штрафбатов нет, под пули его не пошлешь. В ГУЛАГ упрятать? Так он чист, ни к чему не придерешься. И тогда изобретательные органы состряпали двойника. Это давний, проверенный способ тихого убийства человека. Нашли другого боевого сержанта, участника битвы за Сталинград – Якова Павлова. Живых свидетелей: бойцов, оборонявших тот дом осенью 1942г., – к тому времени осталось всего трое. Один из них – узбекский крестьянин, а двух других вскоре репрессировали.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

На той же неделе, в четверг (18 марта), и в той же самой академической аудитории происходил другой магистерский диспут (коллоквиум): преподаватель Таврической духовной семинарии священник Николай Ильич Ильинский защищал представленные им для получения степени магистра богословия труды свои: 1) «Синтагма Матфея Властаря . Исследование» (1–239 стр. Москва 1892 г.) и 2) „Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах, составленное и обработанное смиреннейшим иеромонахом Матфеем, или алфавитная Синтагма Матфея Властаря . Перевод с греческого“ (стр.1–Х11– 410+L11.Cuмфeponoль 1892г.) В обычном кратком биографическом очерке (curriculum vitae), прочитанном пред началом диспута, секретарь академии сообщил собранию, что магистрант – сын священника села Михайловского, Богородицкого уезда, Тульской губернии. Образование свое он получил в Тульском духовном училище (1862–66 г.), затем в Тульской дух. семинарии (1866–73 г.) и наконец в Московской дух. академии (1873–77 г.), окончил курс наук по существовавшему в то время церковно-практическому отделению со степенью кандидата богословия и с правом на получение степени магистра без новых устных испытаний. Служебную деятельность свою Н. И. Ильинск ий начал в сентябре 1877г. в качестве преподавателя греческого языка в Таврической дух. семинарии, а с 30 ноября 1881г. он состоит в той же Таврической семинарии преподавателем литургики, гомилетики и практического руководства для пастырей. 2 февраля 1879г. преосвященным Таврическим Гурием он был рукоположен во священника к Сретенской церкви, что при Таврическом Епархиальном женском училище; затем в январе 1881г. определен был на священническое место к церкви детского приюта графини Адлерберг, а 22 декабря того же года перемещен, согласно прошению, на настоятельское место к Андреевской церкви, что при Сиротском доме тайного советника Фабра. Кроме этого места и должности преподавателя духовной семинарии, о. Николай занимает в настоящее время еще несколько должностей. Так, он состоит законоучителем Симферопольской женской гимназии и Епархиальным Таврическим экзаменатором; вместе с тем он же и член различных епархиальных учреждений – административных и благотворительных: цензурного комитета, училищного совета, миссионерского комитета, комитета по устройству приюта для призрения вдов и сирот Таврического духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shos...

Но если законоположения всех вышеприведенных исповеданий и ограничивают содержание неспособности к брачной жизни как причины развода столь узкою сферою, разумея под таковою неспособностью лишь физическую неспособность супруга к совершению полового акта, то вместе с тем во всех указанных исповеданиях, кроме православного, этот узкий взгляд на неспособность к брачному сожитию как причину развода восполняется дозволением расторжения брака по другим самостоятельным основаниям, в сущности, входящим в тот же общий состав понятия о неспособности. Так, в евангелическо-лютеранском и реформатском исповеданиях допускается при наличности известных условий расторжение брака вследствие «неизлечимой заразительной или крайне отвратительной болезни» (Уст.Ин. Исп.ст., 260, Уст.Ев. Ц. 1832г. § 127) одного из супругов; расторгается также брак по просьбе одной из сторон, если «законным следствием доказано, что другая сторона лишилась ума или имеет припадки бешенства, и что сие повреждение умственных способностей продолжается более года и по уверению врачей нет надежды на выздоровление» (Уст.Ин. Исп.ст.261.– Уст.Ев. Ц. 1832г. § 128). Допускается развод по разным болезням супругов, как-то: проказа, падучая и венерические болезни, по сумасшествию и безумию, и по законам еврейским и у магометан (Малышев, «Курс общ. гражд. пр.» Т.1, стр. 384–386). Что же касается до постановления о брачном разводе в нашей Православной Церкви, то по ныне действующим узаконениям развод дозволителен вследствие неспособности к брачному сожитию только в том её смысле, который указан нами выше; сумасшествие же и разные заразительные болезни, напр., венерические, даже в случае их неизлечимости, не значатся в числе поводов к разводу, и хотя de facto устраняют всякую возможность физического и даже нравственного общения с страдающим ими супругом, не дают, однако, другому супругу права на получение развода. По нашим брачным законам сумасшествие значится лишь в числе оснований для признания брака недействительным (Т.Х, ч.1, изд. 1887г., ст.37) в том случае, если в порядке суда уголовного (T.XVI, ч.II, Зак. о Суд. по дел. о Прест. и Прост., изд. 1892г., ст.695) будет доказано, что при самом совершении брака брачившееся лицо находилось в состоянии сумасшествия. Но не говоря уже о том, что доказать наличность сумасшествия именно в данный момент является делом весьма трудным или прямо-таки невозможным, пользование этим правом прекращения несостоятельного брака обставлено разными условиями, а главное – ограничено давностью. Относительно заразительных венерических болезней, напр., сифилиса, наши брачные законы совсем не упоминают; из практики же высшего духовного суда Святейшего Синода видно, что последний не придает этим болезням значения самостоятельной причины развода и допускает расторжение брака при наличности названных болезней у жены или мужа в том лишь случае, если будет доказано, что болезни эти явились следствием прелюбодеяния.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

5) Лицо православного исповедания, изобличенное в преступной связи с ответствующим супругом, предается епитимии: семилетней (77 прав. св. Вас. Вел. И 20 прав. Анкир. Соб.), если оно само состоит в супружестве; и четырехлетней (22 прав. св. Вас. Вел.), если оно не обязано супружеством. 6) Усмотрев, что нередко епархиальные начальства присуждают прикосновенных к бракоразводным делам лиц, изобличенных и блуде или прелюбодеянии, к церковной епитимии, не только не истребовав от них отзыва или объяснений по взводимому на них обвинении, но даже и не поставив их в известность о самой наличности предъявленного к ним обвинения, Св. Синод циркулярным указом от 29 Ноября 1908г. 16 предписал епарх. начальствам лиц, соприкосновенных к бракоразводным делам, обвиняемых одною из тяжущихся сторон в блуде или прелюбодеянии с другою, безотлагательно поставлять в известность о предъявленном к ним обвинении, с предоставлением им права представить суду в установленные законом (ст.ст.110 и 111 Зак. Суд. Гражд., T.XVI, ч.II, изд. 1892г.) сроки отзыв или объяснения по поводу вменяемого им проступка, и в случае получение таковых, принимать их в соображение при расследовании бракоразводного иска и при постановлении по оному решения; буде по имеющимся в бракоразводных делах данным лица эти окажутся изобличенными в блуде или прелюбодеянии, предавать их соответствующей церковной епитимии, хотя бы они и не воспользовались предоставленным им вышеизъясненным правом. 7) Определенная за прелюбодеяние епитимия впоследствии, с разрешения местного преосвященного может быть сокращена, по мере раскаяния епитимийца (74 пр. св. Вас. Вел. и 5 пр. Григория Нисского ). 69 . Если виновность ответствующего лица в прелюбодеянии не будет доказана, то брак оставляется в силе, не подлежит также расторжению брак и в случае виновности в прелюбодеянии обоих супругов (Т.Х ч.I, изд. 1900г. ст.45), но в сем случае оба супруга могут быть преданы за взаимное нарушение ими святости брака семилетней церковной епитимии. Примечание:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

Расследование встречного иска производится в том же порядке, как и расследование прямого иска. Также производится и расследование встречного обвинения, которое может быть заявлено письменно, в виде особого прошения или заявления, оплаченных гербовым сбором, или устно – на судоговорении. IX. О записке и решении 67 . По приведении всех обстоятельств дела в ясность составляется из оного записка и предлагается к рукоприкладству истцу и ответчику. Засим Консистория приступает к рассмотрению дела и постановлению решения (Уст.Дух. Конс., ст.252). Примечание: 1) Для выслушания записки, в которую должны быть внесены полностью все обстоятельства дела, стороны вызываются в Консисторию; объявляется записка тяжущимся также и чрез полицию. 2) Если какая-либо из тяжущихся сторон сделает возражения по содержанию записки, то Консистория обсуждает оные, и, буде найдет их основательными, направляет дело к доследованию. В таком случае из дела должна быть составлена дополнительная записка, которая тем же порядком объявляется сторонам. 3) Усмотрев, что некоторые епархиальные начальства, постановляя решения по делам бракоразводным, не входят в надлежащую оценку представленных тяжущимися в подтверждение или опровержение иска данных, ограничиваясь лишь изложением сих данных, хотя бы таковые, напр., свидетельские показания, требовали особых соображений о степени их достоверности, полноты и ясности, вследствие чего постановленные при таких условиях решения епархиальных начальств представляются недостаточно обоснованными и не всегда соответствуют расследованным по делу данным, Св. Синод циркулярными указом от 29 Ноября 1908 года за 16 предписал епархиальным начальствам к непременному исполнению: при постановлении решений по означенным делам соблюдать требование закона (ст.249 и 252 Уст.Дух. Конс., ст.711 Уст.Гражд. Суд., T.XVI, ч.I, изд. 1892г. и ст.278 Зак.Суд. Гражд., ч.II того же тома), по которому решения должны заключать в себе соображения суда, основанные на исследовании и обсуждении обстоятельств дела и представленных по делу доказательств в подтверждение и опровержение иска, и, в частности, входить в оценку свидетельских показаний и приводить в решении основания, по коим эти показания признаны за доказательства и почему, в случае их разногласия, дано предпочтение одному показанию пред другим (ст.411 Уст.Гражд. Суд., T.XVI, ч.I, изд. 1892 года).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

Как бы увенчивая Филаретовский период, при ректоре протоиерея Александре Горском в 1869г. принимается новый устав Академии, более отвечающий своему времени. По этому уставу, высшим органом Академии становится во главе с рек­тором Совет, на котором решаются все важнейшие вопросы академической жизни; дается право поступления в Академию гимназистам, не только семинаристам; допускаются вольно­слушатели; устанавливается право собственной цензуры и раз­решается публиковать лекции; для ректора и профессоров вводится в качестве обязательной докторская степень и многое другое. Послефиларетовское время, т.е. последняя треть прошлого и начало текущего столетия, характеризуется по-прежнему достаточно интенсивной жизнью Академии. До 1888г. происхо­дит увеличение числа студентов, оно достигает 300 человек, но затем, ввиду ограничительных мер, стало убывать. В 80-х го­дах начинается архиерейское возглавление Академии. Первым ректором епископом был Христофор (Смирнов) в 1887-1890 гг. А с епископа Арсения (Стадницкого), т.е. с 1898г., практика епископского возглавления становится постоянной. С 1892г. в Академии на смену журнала " Прибавления к творениям святых отцов " начал выходить " Богословский вест­ник " , в качестве приложения к которому решено было про­должать издавать святоотеческие творения. Журнал скоро приобрел значительный авторитет и популярность. В 1884г. в Академиях вводится новый Устав, который, по мнению большинства современников, явился шагом назад. Ряд других факторов социального и культурного характера обусло­вили в конечном счете снижение к концу Х1Хв. уровня образо­вательной и воспитательной жизни в духовных школах вообще и в МДА, в частности. Начало ХХв. при впечатлении какого-то особого пробужде­ния религиозной мысли в действительности оказалось време­нем великого смешения ценностей, вырождения в интеллигент­ской среде православной религиозности и подмены ее разного рода мистицизмом, общерелигиозным сознанием и религиозно-философскими спекуляциями. Естественно, духовные школы в, волне ощущают на себе удары этой мощной темной волны.

http://radonezh.ru/analytics/tri-veka-mo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010