3228 О призренской богословско-учительской семинарий – Богосл. Вести 1897, апр., 116–117; 1901, апр., 743. 3229 Цариградски Гласник, 1904, 4–12, 14, 16, 18; Застава, 1901, 46: Весник српске ц. 1904, февр., 176–179. 3230 Весн. срп. ц., 1905, апр., 382. – О митрополите Никифоре – Богосл Вестн., 1901, апр., 740–743; 1902, июль–авг., 546–547. 3233 Там же, 33 – За свои заслуги для церкви и школы архимандрит Илларион незадолго до своей смерти получил от митрополита Никифора высокую награду – митру. 3235 Богосл. Вестн. 1898, июнь, 325–329; 1899, март, 467–468; 1900, март, 543–544; 1902, июль–август, 545–550. 3237 Гласник прав. ц. у крал. 1903, ноябрь–дек., 736–742; Весник српске цркве, 1904, янв., 3–27 (в этих журналах помещены и речи, произнесенные при отпевании и погребении почившего архипастыря); Царигр. Гласник 1903, 50 (здесь портрет митрополита Фирмиллиана), 51, 52 и 1904, 1, 2, 5, 7, 11, 14: Гласник прав. далматинске цркве, 1903, дек., 182–183. 3238 Из трех кандидатов на эту епархию иеродиакон Севастиан Дебелькович получил 6 голосов, велешско-дебрский митрополит Поликарп 4 голоса и метричский (чаталджийский) епископ Иоаким –1 голос. 3239 Напечатаны в Весн. срп. д. 1904, февр., 100–106 и 1905, январь, 3–10. – О митрополите Севастиане-Гласн. прав. ц. у крал. 1904, янв. –февр., 103–109; Весн. срп. ц. 1901, январь, 50–54; декабрь, 1144; 1905, февр., 183–186; Богосл. Гласник, 1904, V: 1, 82–83 и 1905, VII: 1, 73–74; Царигр. Гласник, 1907, 4, 6, 12; 1905, 5. 6. Српска 1905, 16. Портрет митрополита Севастиана в Весн. срп. ц. 1904, март, и Царигр. Гласн. 1904, 12 и 1905, 5. 3240 Из трех кандидатов архимандрит Викентий получил восемь голосов, а остальные два кандидата: велешско-дебрский митрополит Поликарп и константинопольский архимандрит Емилиан Дангул получили всего по два голоса. Царигр. Глаен. 1905, 42. 3245 Царигр. Гласн. 1906, 1 (здесь и портрет митрополита Викентия). Краткая характеристика нового скопийского архипастыря дана еще в „Заставе“ 1905, 244 (утреннее издание) – В мае и июне 1906 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

539 quia пес mors nostra dissolvi posset nisi Domini passione nec vita restitui sine resurrectione ipsius. 540 Christus... ita etiam mortem nostram morte sua dissolveret, resurgendo in carne, in qua natus est, ut et mori posset. 541 Crucifixus est Dei Filius; non pudet, quia pudendum est; et mortuus est Dei Filius; prorsus credibile est, quia ineptum est; et sepultus, resurrexit; certum est, quia impossibile. 542 Defendimus autem, non carnem peccati evacuatam esse in Christo, sed peccatum carnis; non materiam, sed naturam; nec substantiam, sed culpam: secundum Apostoli auctoritatem dicentis ( Rom 8:3 ): Evacuavit peccatum in carne. 543 Sed Jesus iste Christus Dei patris summus sacerdos qui primo adventu suo humana forma et passibilis venit in humilitate usque ad passionem; ipse etiam effectus hostia per omnia pro omnibus nobis, qui post resurrectionem suam indutus podere, sacerdos in aeternum Dei patris nuncupatus est (cp. 3ax.3:4; Пс.109:4 ; Евр.5:6 ). Ср. также подобные выражения: всеобщий Священник Отца (catholicus Patris sacerdos, Adv. Marc., IV.9), истинный Первосвященник Бога Отца (authenticus pontifex Dei Patris, Adv. Marc., IV.35). 544 Hominem... quem sanguine suo redemit Christus,... (Deus) qui Filio suo non pepercit pro te, ut fieret maledictum pro nobis;... et traditus est in mortem, mortem autem crucis: totum hoc, ut nos a peccatis lucraretur. 545 Cui denique reconciliat omnia in semetipsum, pacem faciens per cruces suae sanguinem, nisi quem offenderant universa, adversus quem rebellaverant per transgressionem, cujus novissime fuerant?.. Ita et nos quondam alienatos et inimicos sensu in malis operibus, Creatori redigit in gratiam, cujus admiseramus offensam, colentes conditionem adversus Creatorem... Nam et supra reconciliari nos ait in corpore ejus per mortem; utique in eo corpore, in quo mori potuit per carnem 546 ex utriusque partis deposito commisso sibi. Следует, однако, отметить, что учение Тертуллиана об искуплении страдает некоторой недосказанностью и незавершенностью (см. Bardy. Op. cit., 156). О терминах sequester и mediator «посредник» см. Braun. Op. cit. P. 514–516.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

3:1415. И якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако вознестися 540 подобает Сыну Человеческому, да всяк веруяй в Онь 541 (в Него) не погибнет, но 542 имать живот вечный 543 . Достаточно уяснив причину, по коей слово учения —232— к нему не восходит к безмерно превышающим его разумение предметам, опять нисходит (Христос) к бывшим некогда при Моисее прообразам, так как знал Он, что Никодим, хотя и с трудом, может дойти до познания истины под руководством образов скорее, чем духовного и точного исследования. Должно, говорит Он, Ему быть вознесу, подобно змею при Моисее, указывая этим на необходимость исследования истории и как бы говоря непонимающему то же, что потом сказал: испытайте Писаний, яко та суть свидетельствующая о Мне ( Ин.5:39 ). Змеи стали нападать в пустыне на Израильтян, кои падали подобно колосьям и, страшно пораженные неожиданно постигшею их опасностью, скорбными голосами призывали спасение свыше от Бога. Тогда Бог, будучи благ и человеколюбив, повелевает Моисею воздвигнуть для них медного змея. В нем Он предуказует спасение через веру, так как лекарство для укушенного состояло в том, чтобы посмотреть прямо на змея, – таким образом вера в соединении со взглядом на змея доставляла смотревшим освобождение от смерти. Таков исторический смысл этого повествования ( Чис.21:6 дал.). Но в этом событии, как в прообразе, начертана также и вся тайна вочеловечения. Змей указует на мучительный и человекоубийственный грех , который угнетал всех людей на земле, многообразно кусая человеческую душу и изливая разнообразный яд зла. И избежать так владевшего нами греха для нас невозможно было иначе, как посредством одной только помощи с небес. Посему-то Бог Слово и явился 544 (в подобии —233— плоти греха, дабы осудить грех во плоти, как написано ( Рим.8:3 ) и явить Себя Виновником вечного спасения для тех, кои устремляют на Него свои взоры посредством или сильной веры или и исследования божественных догматов. А если змей был прибит на высоком столбе, то это без сомнения указывает на всемирную славу Христа, так что никому не безызвестен был Он, или же на вознесение с земли, как и Сам в одном месте говорит ( Ин.12:32 ), при страдании на кресте 545 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После казней четырех труб тайнозритель даже и не говорит о впечатлении от них на живущих на земле, – предполагается, что оно будет совершенно незаметным; поэтому он прямо сообщает о дальнейших наказаниях грешного мира. Так как предыдущих казней оказалось недостаточно, то возвещается наступление других, но уже более жестоких. Иоанн наблюдает особенное явление. Он видит ангела, летящего посреди неба. Многие списки в 13 ст. имеют чтение: νς ετο (орла), а не νς γγλου (ангела). Большинство толкователей, особенно новейших, первое чтение принимают за более правильное. Эбрард, напр., возникновение второго чтения, которое принято нашими славянским и русским переводами, приписывает, по его мнению, весьма понятному стремлению переписчика уподобить наше место выражению 14:6. Но, собственно говоря, о безусловной правильности того или другого чтения судить невозможно. И так как: во-1) многие списки имеют чтение с γγλου 541 , во-2) древние толкователи 542 принимали также это чтение и так как, в-3) оно более соответствует дальнейшему содержанию стиха, где летящему приписывается членораздельная человеческая речь, то можно признать это чтение за первоначальное и подлинное. Передполагаемое изменение ετο в γγλου на основании 14:6 не доказательно, почему же не случилось обратного, т.е. почему бы переписчику не переделать γγλου ст.6, 14 гл. в ετο (предполагаемое) 13 ст. 8 гл.? Появление в некоторых списках в 13 ст. чтения ετο вместо γγλου может быть объяснено: во-1) последующими словами οα, οα (увы, горе!), представляющими собою звукоподражание и прямо напоминающими орла, которому и принадлежит этот крик, а во-2) наличностию эпитета: «летящего посреди неба» (приложенного к ангелу). Впрочем, к принятию чтения ετο некоторых толкователей 543 побуждает еще и то обстоятельство, что в 13 ст. они хотят видеть подобие Мф. 24:28 . Но это основание слишком шатко. Более естественно, что Иоанн, видевший до сего времени (и после) в качестве Бож. слуг и вестников 544 только ангелов (5:2, 11; 7:1 – 2:11; 8:2–3; 10:1, 10; 14:6 и др.), и здесь в 13 ст. видит также ангела (14:6) как Бож. вестника 545 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Глава 4. Каппадокийский дух персоналистического богословия архим. Софрония (Сахарова) Господь даровал нам свет откровения Персоны. 539 Архимандрит Софроний – духовник и богослов-практик Основной темой богословия архимандрита Софрония (Сахарова) является учение о личности, о персоне. 540 Не только в своих богословских сочинениях, но даже и в поучительных нравственно-аскетических беседах-диалогах ученик преп. Силуана Афонского – о. Софроний всегда имел в виду Бога именно как Носителя и Источника Персонального Бытия и человека как образ и подобие этого таинственного бытия. 541 Внимание нашего зарубежного соотечественника, выдающегося богослова и духовника двадцатого столетия всегда было приковано к практической теме Богообщения, которое созерцалась им как встреча «между личным Богом и человеком-личностью». 542 Главной заслугой его поистине деятельного богословия, без всякого сомнения, нужно признать антропологическое развитие и применение «принципа персоны», который он дерзновенно полагал не иначе как «ключевым положением Божественного Откровения». 543 Само слово «персона», как известно, пришло в русский язык из латинского, где оно имело свою длинную предысторию. 544 И хотя филологи до сих пор спорят о происхождении термина и многозначности его исторических значений, 545 его употребление о. Софронием, с одной стороны, связано с его продолжительной жизнью и проповедью в Европе, а с другой – позволяет переосмыслить известное слово в его высшем, собственно богословском, значении применительно как к Богу, так и к человеку. Богословский анализ о. Софронием понятия «персоны», «личности» раскрывает перед нами его абсолютное значение, очищая его от смысла ограниченности, которую человек призван сверхъестественным образом превзойти. Именно на фоне возрастающей деформации и увядания значения персонального принципа в жизни современного человечества прозвучало его глубочайшее переосмысление в антропологическом максимализме о. Софрония, 546 основанном на словах Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» 547 ( Мф. 5:48 ). Богословский вклад о. Софрония

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

538 Хотя несомненно, что смерть Богочеловека была необходимым условием ниспослания Духа сыноположения от примирённого ею с человеком Бога Отца, но отшествие ко Отцу разумеется теперь именно как вшествие в славу Его, по снесению с 7:39, так что разуметь в данном случае одну только смерть Господа, вопреки Hengsmenberg’y, нельзя. – Златоуст (Minge t. LIX, col. 421. Р. II. стр. 564) по поводу разбираемых слов Господа вопрошает: «ужели лучше, чтобы отошёл Господь и пришёл раб? Видишь ли, как велико достоинство Духа?..» 539 Zoernikav (Tract. theol. orth. de process. Spiritus. S. Ss. (пр. 502) 543–545) решает вопрос о значении слов Господа Апостолам по Воскресении: приимите Дух Свят, – и предшествующем им дуновении Ин. 20:22 в том смысле, что это было только дарованием Апостолам отпущения грехов и власти отпущать их другим, а не полным исполнением обетования ниспослания Духа Святого, каковым было нисшествие Духа Святого именно в день Пятидесятницы, что подтверждается новым повторением этого обетования Лк. 24:49 . Также совершенно преосв. Филарет: Пр. Догм. Богосл. т. II, стр. 177. 541 Самое пришествие Утешителя рассматривается теперь, как пришествие к Апостолам – в помощь и утешение им: послю Его к вам, говорил им непосредственно прядь сим Господь (ст. 7), утешая их в разлуке с Собою, и когда потом Он продолжает: и пришед Он обличит мир... представляется несомненно ясным, что к слову пришед необходимо вновь добавить: к вам (πρς μς) и соответственно этому и в дальнейшем изображении деятельности Духа усматривать ближайшее отношение к лицу Апостолов и верующих вообще (так и Stier: Die Reden d. Herrn Iesu S. 303). 542 Мнение Lange, Olshausen-Ebrard, Stier (Die Reden d. Herrn Iesu S. 303–304) и Godet. – Lampe, следуя догмату об абсолютном предопределении, изъясняет даже причину такого различного результата обличительной деятельности Духа Святого: причина этого различия – не в людях, но в самом воздействии Духа, каковое, совершаясь по Божественному определению, с меньшею ясностью и силою действует в осужденных, чем в избранных (Comm.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

2 Плиний Кальпурнию Флакку 540 привет. Я получил прекраснейших дроздов 541 , счесться за которые не могу ни тем, что у меня есть в Лаврентинуме из города, ни тем, что есть в море: погода бурная 542 . (2) Поэтому ты получишь только письмо, от которого нет никакого толка, откровенно неблагодарное, притом от человека, даже не взявшего в пример при обмене подарками ловкого Диомеда 543 . Ты по своей доброте окажешь мне милость, особенно за признание в том, что ее не стою. Будь здоров. 3 Плиний Титию Аристону 544 привет. Многие услуги твои были мне приятны и дороги, но больше всего одолжил ты меня своим решением не скрывать случившейся у тебя долгой и содержательной беседы о моих стихах. Она затянулась, потому что мнения оказались разные; были люди, которые не осуждали самих произведений, но по-дружески прямо упрекали меня за то, что я и писал такое и рецитировал 545 . (2) Я еще увеличу мою вину, ответив таким образом: «Я пишу иногда, да, пишу вольные стихи, я слушаю комедии, я и смотрю мимы, и читаю лириков, и понимаю поэтов, писавших во вкусе Сотада 546 . А еще я шучу, забавляюсь; все эти виды невинного отдыха можно охватить в одной формуле: «я – человек»». (3) Я не огорчаюсь этим мнением о моей нравственности тех, кто, не зная, что такие стихи часто писали люди очень образованные, очень чистые и уважавшие себя, удивляются этим моим писаниям. (4) От тех же, кому известно, каким писателям я следую, я надеюсь легко получить разрешение заблудиться вместе с теми, подражание кому не только в серьезном, но и в пустяках стоит одобрения. (5) Побояться (я не назову никого из живых, чтобы не оказаться заподозренным в лести), что мне неприлично то, что было прилично Цицерону, Кальву, Азинию Поллиону, Мессале, Гортензию, Бруту, Сулле, Катуллу, Сцеволе, Сервию Сульпицию, Варрону, Торквату, нет Торкватам, Меммию, Лентулу Гетулику, Сенеке и нашему современнику Вергинию Руфу? 547 Если недостаточно примера частных лиц, назову божественного Юлия, божественного Августа, Нерву, Тиберия, Нерона миную, хотя и знаю, что чистое не становится хуже, если иногда им займутся люди плохие; вообще же оно удел хороших: тут первыми надо поставить Вергилия, Корнелия Непота и предшественников их, Акция и Энния; они не сенаторы, но высота нравственного облика зависит не от звания 548 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

543 Диомед – знаменитый греческий герой, воевавший под Троей. Встретясь в бою с Главком, сражавшимся на стороне троянцев, и видя его редкое мужество, он остановил юношу и стал расспрашивать, кто он и откуда. Оказывается, дед Диомеда был другом и гостеприимцем Главкова деда. Оба героя заключают дружбу и тут же на поле боя обмениваются подарками: В свое время у Главка рассудок восхитил Кронион: Он Диомеду герою доспех золотой свой на медный, Во сто ценимый тельцов, обменял на стоящий десять. Илиада, VI, 234–236.: 545 ...упрекали меня за то, что я писал такое и рецитировал. – Это казалось непристойным для сенатора. Плиний, оправдывая свое поведение, ссылается только на сенаторов. 546 ....я слушаю комедии, я и смотрю мимы...– Плиний «слушает» комедии, а не «смотрит» их: драматические произведения все реже появляются на сцене. – Мимы – веселые, бойкие сценки из народной жизни, часто непристойные. – Сотад – греческий поэт IV в. до н. э., грубый и непристойный. 547 Кальв – современник и друг поэта Катул... и сам поэт. –Азиний Поллион – видный государственный деятель времени Цезаря и Августа; основатель первой публичной библиотеки в Риме. Он же ввел обычай публичных чтений (рецитаций). Писал трагедии, речи, оставил сочинение о междоусобной войне, – Валерий Мессала Корвин (64 г. до н. э.–9 г. н. э.), друг Октавиана, оратор и поэт; к его литературному кругу принадлежали Овидий и Тибулл. – Гортензий – знаменитый оратор, соперник Цицерона. – Брут – убийца Юлия Цезаря.– Сулла – диктатор (последний век республики). О любовных стихах Брута и Суллы ничего неизвестно. – Катулл – консул 101 г. до н. э., победитель комаров.– Сцевола – консул 93 г. до н. э. Крупный юрист и прекрасный оратор. – Торкваты: консул 65 г. до н. э. и его сын, которому Катулл написал «Свадебный гимн», одно из лучших своих произведений. О стихах Сцеволы и Торкватов нет никаких упоминаний. – Сервий Сульпиций – консул 51 г. до н. э., юрист и оратор. – Варрон – писатель I в. до н. э., автор «Менипповых Сатир». – Меммий – патрон Лукреция.– Корнелий Лентул Гетулик: о том, что он писал «языком эпиграмм», т. е. весьма вольно, свидетельствует Марциал (I, предисл.). – Сенека – философ-стоик, воспитатель Нерона. – О Вергинии Руфе см. 139 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Желание Церковного руководства ограничить приток в духовные учебные заведения случайных лиц имел своё отражение и в гражданских уставах духовных школ. В них появились такие пункты: «24. Выдача диплома об окончания семинарии выпускникам может быть задержана на срок до трёх лет в связи с отказом от выполнения послушания по служению в Церкви. Решение о выдаче диплома данному выпускнику принимается епархиальным архиереем в ведение которого был направлен выпускник. 25 . Учебный Комитет или ректорат семинарии может возложить на выпускника послушание по служению в Церкви, вызванное нуждами Русской Православной Церкви на срок до трёх лет. В случае отказа от выполнения данного послушания либо неприбытия к месту служения в течение 2-х месяцев после окончания семинарии, выпускник обязан компенсировать затраты семинарии за весь период обучения… 27 . В случае необоснованного уклонения выпускника от обязанности направиться по распределению, семинария имеет право на: §       Компенсацию произведенных ею затрат на содержание выпускника в период его обучения в семинарии; §       Отказ выпускнику в выдаче диплома» 541 . Традиционными стали совещания ректоров Духовных учебных заведений. 4–6 мая 1999 года было проведено ректорское совещание в Московской Духовной академии, 21–24 июня 2000 года с Тобольской Духовной семинарии, 14–15 мая 2001 года и 16 апреля 2002 года в Москве. 542 Ректорские совещания сочли делом первостепенной важности организацию сотрудничества духовных школ Русской Православной Церкви с высшими государственными школами, в том числе и с целью открытия в них теологических факультетов и отделений 543 . Кадровые проблемы, стоящие перед духовными учебными заведениями, наглядно показывают следующие слова архиепископа Евгения: «В любом случае в Духовной школе должно быть хотя бы одно лицо с административными полномочиями, которое имеет послушание только в данном духовном учебном заведении, без совмещения». 544 Не менее сложные кадровые проблемы стали и перед Учебным Комитетом. Даже высказанное ещё в 1994 году пожелание, что бы его председатель был освобождён от руководства епархией или одной из духовных школ в настоящее время не реализовано. В 2002 году «Святейшим Патриархом была утверждена новая структура Учебного Комитета, предусматривающая создание в его составе специализированных профильных подразделений. Новая структура Учебного Комитета соответствует основным принципам организации работы государственных образовательных структур, а также учитывает специфику переходного периода, в котором находится ныне система богословского образования Русской Православной Церкви». 545

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Истинно кающийся есть живой мученик. Слезы по своим действиям превосходят кровь, и покаяние превосходит мученичество. Первые _ 537 _увенчиваются раньше, чем вторые 538 : вторые увенчиваются вместе с прочими, а первые – прежде прочих. Таким образом, истинно кающийся видится получающим двойной венец 539 . Покаяние начинается с чувства собственной греховности, появляющегося в человеке под действием благодати Божией. Это чувство – дар Божий, входящий в наш ум, когда Бог видит, что мы утомлены искушениями 540 . Почувствовать собственную греховность, – говорит Исаак, – важнее, чем совершать чудеса и иметь сверхъестественные мистические видения, ибо с этого чувства начинается путь покаяния. И само покаяние выше многих великих добродетелей: Восчувствовавший грехи свои лучше того, кто молитвой своей воскрешает мертвых… Кто один час провел, воздыхая о душе своей, тот лучше доставляющего пользу всему миру своим лицезрением. Кто сподобился увидеть самого себя, тот лучше сподобившегося видеть ангелов… Кто последует Христу в уединенном плаче, тот лучше похваляющегося собою в собраниях 541 . Покаяние является интегральным актом, в котором участвуют ум и сердце человека. Исаак говорит о «печали ума» и о «сердце, исполненном печали», как атрибутах истинного покаяния 542 . «Сердце сокрушенное и смиренное» 543 приобретается человеком в процессе покаянного осознания своих грехов, которое одновременно является освобождением от груза этих грехов: «Ибо Ты – Тот, Кто дает покаяние и сердце плачущее грешнику кающемуся, так что благодаря утешению от плача и от дара слез освобождаешь Ты его от лежащего на нем бремени греха» 544 . Результатом и плодом покаяния является прощение грехов. Это прощение следует непосредственно за покаянием, и причиной является безмерная любовь Бога к человеку – любовь, которая заставила Сына Божия не только простить всех грешников, но и самому сделаться человеком: «Поскольку же лицо Его на всякий миг обращено к прощению, Он… изливает на нас обильную благодать, которая, подобно океану, не знает меры. И тому, кто показывает хотя бы малое страдание и волю к сокрушению о происшедшем, Он сразу, в тот же час, без промедления дарует прощение грехов» 545

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010