Макарий (Ильинский Михаил Иванович), Экзарх Сев. и Южной Америки, митр. Нью-Йоркский Родился 27 октября 1866 года в селе Городня Тверской губернии. В 1887 г. окончил Тверскую духовную семинарию. В 1891 г. рукоположен во иерея. В 1901 г. окончил СПБ духовную академию, со степенью кандидата богословия. В 1911 году был направлен в Америку в качестве инспектора русской православной семинарии в Миннеаполисе, а затем в Тенефляе. В 1916 г. возведен в сан протоиерея и назначен ректором той же семинарии. В 1934–1935 гг. в период, когда Североамериканская епархия была уже в расколе с Матерью Церковью, по принятии монашества, хиротонисан во епископа Бостонского. Был епископом Бруклинским. После смерти митрополита Платона (20 апр.1934 г.) примкнул к Феофиловской группировке. 26 янв.1946 г. был принят в общение с Русской Православной Церковью. 15 мая 1946 г. Святейшим Патриархом Алексием награжден саном архиепископа. 31 окт.1947 г. назначен исполняющим обязанности Экзарха Московской Патриархии Православной Русской Церкви в США, а с 12 дек. того же года – Экзархом. 29 марта 1948 г. награжден правом ношения креста на клобуке. С 8 июля по 18 июля 1948 года был участником церковных торжеств в Москве по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Участвовал также в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам: а) Ватикан и Православная Церковь ; б) Об Англиканской церковной иерархии; в) Экуменическое движение и Православная Церковь ; г) О церковном календаре. 31 июля 1952 года возведен в сан митрополита и оставлен управлять православным русским экзархатом в Америке до середины 1953 года. Скончался 12 ноября 1953 года. Литература: «ЖМП» 1948, I, cmp.II, 12. -«- 1948, 5, стр.6. -»- 1952, 9, стр.3. -«- 1953, 12, стр.13–15. -»- 1954, I, стр.18. -«- 1955, 3, стр.75. -»- 1955, 4, стр.16. -«- 1957, 6, стр.70. -»- 1960, 2, стр.33. «Журнал Засед. Св. Синода» 19 от 31.X.1947 г. 5 от 31.VII.1952 г. Nach dem Tod seiner Frau empfing er, etwa 1933, die Mönchsweihe. Am 13.10.1935 wurde er zum В von Boston geweiht. Am 3.10.1938 wurde er Rektor des St. Vladimir’s Seminary, an dessen Eröffnung er aktiv beteiligt war. Er starb in New York. Literatur: Orthodox America 1794–1976, S. 132. G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland, 10, 53, 69, 95, 203f. , 415f. IKZ 1954, 14. Kirche im Osten 5(1962)28. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

24 . Коровин Д. В. «Московские ведомости» о русских в Святой Земле//Богословские труды. – 1999. – Сб. 35. – С. 209–215. 25 . Лисовой Н. Н. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: история и духовное наследие//Богословские труды. – 1999. – Сб. 35. – С. 36–51. 26 . Лисовой Н. Н. Гроба Господня храм в Иерусалиме//Православная энциклопедия. – М., 2006. – Т. 13. – С. 124–136. 27 . Материалы для биографии еп. Порфирия (Успенского) . – СПб., 1910. – Т. 1. – С. 383–428. 28 . Миллер Л. П. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна. – М.: Столица, 1994. 29 . Муркос Г. Интересы России в Палестине. – М., 1882. 30 . Никодим (Ротов), архим. История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. – Л.: Изд. ЛДА, 1959. – 448 с. 31 . Норов А. С. Путешествие по Святой Земле в 1835 г. – СПб., 1844. 32 . Нуайме М. Мои семьдесят лет/Пер. с араб. С. М. Бадаевой. – М., 1980. 33 . Отчет о мерах, принятых к улучшению быта православных поклонников в Палестине. – СПб., 1860. 34 .  Порфирий (Успенский) , еп. Книга бытия моего: Дневники и автобиогр. записки. – СПб., 1894–1902. – Т. 1–8. 35 . Раскопки на Русском месте близ храма Воскресения в Иерусалиме в 1883 г., проведенные под руководством архим. Антонина//Православный палестинский сборник. – СПб., 1884. – Т. 3. Вып. 7. 36 . Соловьев М. П. Святая Земля и Россия. – СПб., 1884. 37 . Сообщения Императорского Православного Палестинского общества. – СПб., 1891. Т. 2. 38 . Сообщения Императорского Православного Палестинского общества. – СПб., 1907. Т. 18. 39 . Сообщения Императорского Православного Палестинского общества. – СПб., 1909. Т. 20. 40 . Паломничество во Святую Землю/Под общ. ред. архиеп. Климента. – М., 1917. 41 . Православное Палестинское общество на служении церкви и русскому народу. – Пг., 1917. 42 . Святая Земля и Императорское Православное Палестинское общество. – М.; СПб., 1895. 43 . Ямилинец Б. Ф. Россия и Палестина: Очерки политических и культурно-религиозных отношений (XIX – начало XX века). – М.: Летний сад, 2003. – 256 с. Глава 16. Урмийская миссия

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

257 В каталоге Скиады помещено следующее описание греческих рукописей Типографской библиотеки: 1. – X в. Писания разная разных доводов. 933, 6440 гг. 2. Иоанна монаха лест. 3. Патерик. 4. Молитвы и похвалы пресвятей Деве Богородице. 1020, 6530. – XI в. 5. Собрание пророчествий во все лето ко употреблению церкви греческой. 1090, 6600. 6. Книги Ветхого Завета. 7. Ефрема Сирина беседы. 8. Того же нравоучитл. 9. Минеа месяца ноемвриа книга церковн. 10. Катехисм творца нензвесного. – XII в. 11. Собрание епистолий по чину церкве греческия. 12. Евсевия Памфила историа церковная. 13. Иоанна Златоустог о разныя беседы. 14. Иоанна монаха лест. 15. Того ж другая книга. 16. Минеа месяца августа, книга церковная. 17. Иная книга месяца генваря. 18. Книга иная месяца марта. 19. Номоканон творца неизвестного. 20. Разная разных. 21. Похвалы пресвятей Богородице Марии. – XIII в. 22. Собрание евангелий по чину церкве греческия. 23. Златоустого разныя беседы. 24. Толкования разных отцев на бытия. 25. Минеа месяца июния, книга церковная. 26. Другая книга месяца октоврия. 27. Номоканон творца неизвестного. 28. Синаксарь во весь год книга церковная, содержащая жития святых. 1293, 6803. 29. Лексикон неизвестного ж. – XIV в. 30. Евангелий собрание, по чину церкве греческия. 1310, 6820. 31. Триодь книга церковная. 1342, 6852. 32. Кондаки во весь год, книга церковная. 33. Притчи Соломоновы. 34. Разныя писания святого Афанасия. 35. Того ж творение ко Антиоху, и иных разная. 36. Разная писания св. Василия. 37. Епифания Кипрского , Анастасия Синаиты и иных разная богословская. 38. Максима мученика богословские и нравоучительные главы. 39. Феофилактово толкование на четырех евангелистов. 40. Минее месяца марта, книга церковная. 41. Паноплиа или оружейница Зигавенова. 42. Собор, бывый во время Мануила Комнена о тексте сем: Отец Мой болий Мене есть. 43. Похвалы пресвятей Деве Марии – XV в. 44. Мануила Палеолога слова и иных разная. 1425, 6935. 45. Москопулово собрание речений аттических. 1432, 6942.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Казани» прот. Е. Малова (1875. 8, 10, 11, 17, 19, 21; 1877. 21, 23; 1878. 3, 8; 1879. 45; 1891. 5, 10-14, 17, 18, 22), «Седмиозерная пустынь» (1901. 7. С. 301-322; 9. С. 394-411), «Распространение христианства в Казанском крае» М. Г. Васильева (1904. 32. С. 1046-1062), «Город Чебоксары, его святыни, монастыри, храмы и достопримечательности» (1906. 20. С. 626-632; 21. С. 647-660; 22. С. 689-693), «Казанский Богородичный женский монастырь и его настоятельницы» прот. Александра Зеленецкого (1910. 12. С. 378-382; 13. С. 408-414; 16. С. 472-475; 18. С. 536-542), «Время основания Седмиозерной пустыни и первый ее Вознесенский храм» (1916. 17. С. 427-433; 18. С. 449-455; 19/20. С. 493-498) и «К истории Седмиозерной пустыни (постриженники и насельники…)» (1916. 25/26. С. 591-597; 27/28. С. 632-640) Покровского. Отчеты о путешествиях по епархии и служении правящих архиереев часто содержали подробные описания посещенных ими мон-рей, храмов, их святынь и достопримечательностей, а также учебных заведений (особенно в 1897-1903, когда епархией управлял архиеп. Арсений (Брянцев) ). Множество публикаций посвящено Казанским архиереям и др. местным церковным деятелям, в т. ч. многочисленные юбилейные статьи и некрологи: «Святитель Гурий, первый архиеп. Казанский» свящ. Александра Кремлёвского (1905. 28. С. 817-827; 30. С. 886-899; 32. С. 953-959; 33. С. 990-996; 34. С. 1016-1019), «Просветители и защитники христианства среди чуваш и черемис Козмодемьянского уезда» А. П. Прокопьева (1906. 11. С. 325-336), «Преосвященный Вениамин (Пуцек-Григорович), митр. Казанский и Свияжский» иером. Гурия (Степанова ; впосл. архиепископ Суздальский) (1906. 16. С. 476-483; 17. С. 509-528), «Из административной деятельности высокопреосвященного Филарета, митр. Киевского, во время святительствования его в Казани (его резолюции и предписания)» прот. Андрея Яблокова (1908. 6. С. 187-189; 7. С. 216-223; 8/9. С. 262-268; 10. С. 305-313; 11. С. 341-345), «Архиеп. Димитрий Ковальницкий в Казани» К. В. Харламповича (1916.

http://pravenc.ru/text/293856.html

Одессе. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 13/VII-1924 года хиротонисан во еп. Армавирского. 27/I-1925 г. вошёл в состав Всероссийского Пленума Св. Синода. С 1927 г. возведён в сан архиепископа в честь 5-летнего юбилея обновленчества и назначен архиеп. Донским. С 1929 г. архиеп. Пятигорский. В 1930 г. уволен на покой. 3/VI-1931 г. согласно избранию епархиальным съездом утверждён правящим Вятской епархией. 1934 г.– архиеп. Вятский. 1934 г. – архиеп. Горьковский, управл. Горьковской митрополией. 1935 г. – архиеп. Тамбовский. С 5/VIII-1936 г. – архиеп. Ишимский. С 26/II-1937 г. уволен за штат. Дальнейших сведений о не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 12; 1927. С. 7; 1931. 5–6. С. 14. Церковное обновление. 1925. 4. С. 28; 5, 6, 7. С. 33. ФАОС дело 137. Кат-АМ 252. Кат-ЯВ 209. С. 101. Кат-ЕС 2. С. 16, п/п 91. [Кат-ГУБ. С. 985.] НИКОЛАЙ (Шумовский) Архиепископ Кустанайский Родился в 1862 году. По Кат-ЯВ окончил Киевскую духовную семинарию. В 1886 году – юридический факультет Дерптского университета и обновленческую Московскую богословскую академию в 1926 г. По Кат-ЕС окончил Рязанскую духовную семинарию. В 1886 г. – учитель церковно-приходских школ. В 1890 г. – диакон. С 1891 г.– священник. Вдов. В 1926 г. – священник храма Христа Спасителя в Москве. По Кат-ЯВ хиротонисан 25/XII-1926 г. во еп. Рязанского. По Кат-ЕС хиротонисан в 1927 году без принятия монашества. 18/VIII-1927 г. возведён в сан архиепископа. С 21/IX-1927 г. – архиеп. Курганский. С 17/Х-1927 г. – архиеп. Усольский. С 21/VII-1928 г. – архиеп. Кустанайский. С 26/VIII-1933 г. числится в отпуске «с правом подыскать себе место в областных или краевых митрополитанских управлениях или у правящих епископов». 11/XI-1935 г. постановлением первоиерарха исключён из списков обновленческого епископата. 18/VI-1937 г. постановлением первоиерарха восстановлен в рядах обновленческого епископата в качестве заштатного архиерея. Литургии служил сносно, но отличался большим почитанием древнего бога веселия «Вакха» (примечание Кат-ЕС).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

В 1872 г. за пределами монастырской ограды была возведена гостиница. В М. м. на могиле отца бывал К. Н. Леонтьев (в т. ч. в 1875 г., при игум. Марке (Чебыкине)) и оставил отзыв: «Монастырь бедный, скромный, малолюдный, но игумен в нем прекрасный, ученик знаменитой Козельско-Оптинской пустыни» ( Леонтьев К. Н. Избранные письма, 1854-1891. СПб., 1993. С. 123). Собор во имя апостолов Петра и Павла. 80-е гг. XIX в. Фотография. 2014 г. Собор во имя апостолов Петра и Павла. 80-е гг. XIX в. Фотография. 2014 г. Большое наследие оставил настоятель (1878-1894) игум. Досифей (Силаев), к-рый тоже пришел из Оптиной пуст., а в 1894 г. вернулся туда и стал ее настоятелем. При нем были уплачены монастырские долги, в кон. 80-х гг. XIX в. сооружены большой каменный 5-главый собор во имя апостолов Петра и Павла в русско-визант. стиле и каменный братский корпус. При игум. Досифее у М. м. установились связи с вел. кн. Георгием Александровичем, св. покровителю к-рого был посвящен мон-рь, а также с вел. кн. Николаем Александровичем (впосл. имп. св. Николай II ). Игумен обменивался с вел. кн. Георгием Александровичем телеграммами, высылал ему в дар книги об обители, иконы. Вел. князь в 1881 г. пожертвовал в монастырь 500 р. и сребровызолоченную лампаду к иконе вмч. Георгия, в 1890 г.- 12 икон с изображением лицевых святцев на кипарисных досках в рамке с серебряными украшениями, а вел. кн. Николай Александрович - 500 р. По инициативе игум. Досифея с 1882 г. в обители на ектениях среди членов имп. фамилии стали поминать вел. кн. Георгия Александровича. Духовником и старцем братии при игум. Досифее был иером. Иларий († 1890), которого благословил перейти в М. м. иеросхим. Амвросий (Гренков): «Иди в Мещовский монастырь, там твой Валаам и Афон, ты там нужен» (ЖПодв. Июль. С. 166-167). Впосл. старец Амвросий поручал нек-рых своих духовных детей иером. Иларию. В 1894-1897 гг. настоятелем М. м. был архим. Агапит (Беловидов) , известный агиограф. К нач. XX в. в М. м. действовали странноприимный дом и богадельня на 8 чел. В XIX - нач. XX в. настоятелями М. м. часто ставили бывш. экономов Калужского архиерейского дома и воспитанников Оптиной пуст., которые поддерживали связи с оптинскими старцами и настоятелями. М. м. посещал старец Макарий (Иванов) . Переходило в мон-рь и немало рядовых монахов из Оптиной, особенно в 40-х и 70-х гг. XIX в. В 1865 г. в братстве состояло 23 монашествующих, в 1890 г.- 31, в 1900 г.- 34 (и 24 неуказных послушника), в 1910 г.- 31 (и 18 неуказных послушников), в 1915 г.- 27 (и 14 неуказных послушников) (ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 1355. Л. 132-150; Д. 1833. Л. 163-182; Д. 2210. Л. 205-219; Оп. 3. Д. 766. Л. 23-23 об.; Д. 1806. Л. 139-147). Последним настоятелем перед революцией (1915-1918) стал иером. преподобноисп. Георгий (Лавров). В 1916 г. был открыт приют для детей воинов, погибших во время первой мировой войны. Обители было преподано благословение Синода за заслуги «по обстоятельствам военного времени».

http://pravenc.ru/text/2563152.html

15 июля 1888 г., в день празднования 900-летия крещения Руси, возглавил небывалый по продолжительности крестный ход - из собора за городскую черту, к часовне св. кн. Владимира в лагере Петрозаводского резервного батальона. В годы служения П. в Олонецкой епархии духовенство активно привлекалось к руководству народным образованием. 27 нояб. 1884 г., через 5 месяцев после издания Правил о церковноприходских школах, епископ учредил Олонецкий епархиальный училищный совет под председательством ректора Олонецкой ДС прот. Петра Щеглова. За первые 10 лет существования церковных школ по новым правилам число школ возросло с 33 до 111, открылись 50 школ грамоты. По благословению П. создано Александро-Свирское епархиальное братство, устав к-рого был утвержден им 29 дек. 1891 г. Открытие состоялось 9 февр. 1892 г. в зале семинарии после литургии, совершённой епископом в семинарской церкви. 30 авг. 1892 г. председательствовал на 1-м годичном акте братства. На нем было постановлено предоставить Совету братства права епархиального училищного совета. Неустанно заботился о Каргопольском ДУ. По прибытии в епархию добился в Синоде выделения 3000 р. на завершение строительства нового корпуса уч-ща, но деревянное здание в 1889 г. было уничтожено пожаром. Через 8 месяцев сгорел и старый училищный дом. По распоряжению П. состоялся съезд духовенства 3 уездов, к-рые обслуживало уч-ще. Депутаты высказались за сохранение уч-ща и за строительство для него 2 каменных зданий. Постановление съезда епископ утвердил и предложил организовать строительный комитет. Работы по строительству учебного корпуса были осуществлены в 1894-1897 гг. 21 июня 1886 г. по ходатайству Петрозаводского об-ва любителей музыкального и драматического искусства П. совершил заупокойную литургию и панихиду по драматургу А. Н. Островскому († 2 июня 1886) и призвал молящихся принять «теплое участие в загробной судьбе нечаянно взятого от нас заслуженного труженика». После совершения архиерейской заупокойной литургии и панихиды глубоко прочувствованного слова удостоился «знаменитый русский патриот» М. Н. Катков († 20 июля 1887) (Заупокойная литургия и панихида//Там же. 1887. 59. С. 502). В 1885 г. П. распорядился отметить во всех городах епархии 25-летний юбилей митр. Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского Исидора (Никольского) в звании первенствующего члена Синода. В своей речи перед молебном поделился воспоминаниями о посещении юбиляром в сане епископа Полоцкого в авг. 1839 г. Жировицкого монастыря. В связи с кончиной директора народных училищ Олонецкой губ. Ф. И. Соколова († 8 марта 1887), создателя широкой сети земских школ, П. благословил законоучителей всех городских и сельских училищ отслужить в учебных заведениях панихиды по новопреставленному.

http://pravenc.ru/text/2578485.html

VII/1999. Cambridge (Mass.). С. 343–348).  24. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII в., описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Изд. 2. М., 2005. С. 529. 25. Там же. С. 568–569. 26. Муравьёв А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. Ч. 3. СПб., 1860. С. 797 об.–801; Макарий (Булгаков) , митр. История Русской Церкви. Кн. 7. Изд. 3. М., 1996. С. 106–107, 406–407. 27. Белокуров C. A. Арсений Суханов. Ч. 1. М., 1891. С. 407–408. 28. Агеева Е. А. Требник 1658 г.: История издания//Патриарх Никон и его время. М., 2004, С. 174–188. 29. ДАИ. Т 5. СПб., 1853, С. 499. Каптерев Н. Ф. Царь и церковные московские Соборы XVI и XVII столетий//Богословский вестник. 1906. 3. С. 326–360, 467–502, 631–682; он же. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. М., 1996; Макарий (Булгаков), митр. Патриарх Никон в деле исправления книг и обрядов, М., 1881; Субботин Н. И. Деяние Московского Собора 1666–1667 гг. М., 1893; Шаров П. Большой Московский Собор 1666–1667 гг. Киев, 1895; Фонкич Б. Л. Греческое книгописание в России в XVII в.//Фонкич Б. Л. Греческие рукописи и документы в России. М., 2003. С. 275–322. 30. ДАИ. Т 5. С. 499. 31. Предложение вписано чернилами другого цвета. 32. Слово вписано над строкой. 33. Исправлено, в рукописи: и. 34. В Бел. здесь начало рукописи. 35. Блаженнеишии Бел, Рогож. 36. Господине Бел, Погод. 37. Патриархе Бел, нет Погод. 38. Града Москвы Бел, Погод. 39. Великия Бел, Рогож. 40. Малыя Бел., Рогож. 41. Белыя Бел, Рогож. 42. Росии Бел, Рогож, Погод. 43. Вседушне Бел. 44. Благих Погод. 45. Достигахом Погод. 46. Вопрошание Бел, Ваше вопрошение Рогож. 47. Хотящим Бел, хотящых Погод. 48. Нет Бел, Рогож. 49. И котории Бел, и которых Рогож. 50. Покрещевати Погод. 51. Люторех Бел. 52. Еретицы Бел, Рогож, Погод. 53. Священства Рогож. 54. Прияти Бел, Рогож. 55. Но и Бел, Рогож, Погод. 56. Отврещаются Погод. 57. Смотрят Бел, сматряют Бел, Погод. 58. Время Бел, Погод. 59. Нет Рогож. 60. Вся Погод. 61. Древняго Бел, Рогож, Погод.

http://azbyka.ru/grecheskij-chin-prisoed...

72; Книги описныя Рязанского Богословского мон-ря//Там же. 73; Выписка из расходной книги Богословскаго мон-ря//Там же. 74. Лит.: Богословский 3-го кл. муж. мон-рь (Рязанской губ.)//Рязанские ГВ. Рязань, 1838. 11. С. 27-28; 12. С. 29-30; 13. С. 31; 14. С. 33-34; 1847. 2. С. 7; Тихомиров Д. Записки об археол. исследованиях в Рязанской губ. М., 1844. С. 8-10; Иловайский Д. И. История Рязанского княжества. М., 1858. С. 77, 117; Добролюбов И., свящ. Ист.-стат. описание церквей и мон-рей Рязанской епархии. Рязань, 1862. С. 139; Макарий (Миролюбов), архим. Сб. церковно-ист. и стат. сведений о Рязанской епархии. М., 1863. С. 228, 239-259; Ист. сведения о Богословском мон-ре//Рязанские ГВ. 1868. 35. С. 4; 36. С. 4; Прежнее и нынешнее положение Рязанского Богословского мон-ря//Рязанские ЕВ. 1869/70. 5. С. 123-130; Смирнов С. История МДА до ее преобразования (1814-1870). М., 1879. С. 632. XVI; Покровский Н. Стенная живопись в Богословском мон-ре//Тр. Рязанской УАК. Рязань, 1888. Т. 3. Вып. 2. С. 23-27; Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности. Рязань, 1889; он же. Дополнительные о Рязанской епархии сведения. Рязань, 1891. С. 32-33; Смирнов И. П., свящ. Описание Богословского общежит. мон-ря, находящегося в Рязанской епархии. М., 18942; Духовные деятели Рязанского края//Рязанские ЕВ. 1898. Ч. неофиц. 7/8. С. 283-284; Успенский А. И. Переводы с древних икон, собр. иконописцем В. П. Гурьяновым. М., 1902. С. 105-106; Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 98-99; Сметанина С. И. Землевладение Рязанского края и опричная земельная политика: АКД. М., 1982. С. 177-193; Вагнер Г. К., Чугунов С. В. Рязанские достопамятности. М., 1989. С. 155-159; Бобровский Т. А. К вопросу о типологии и датировке древнерус. пещерных мон-рей//Рос. Арх. 1993. 5. С. 128; Искусство Рязанских земель/Авт.-сост. Н. В. Дмитриева и др. М., 1993; Рязань Православная/Сост.: Ю. А. Дегтев. Рязань, 1993. С. 48-53; Тальберг Н. История Русской Церкви. М., 1994. Т. 2. С. 599-600, 622; Рус. мон-ри: Центр. часть России. М., 1995. С. 71-79, 385; Акимов В. И. Тайна монастырского подземелья// Он же. Возвращение к истокам. Рязань, 1997; Антонов А. В. Из истории нагодчины в Рязанской земле//РД. 1998. Вып. 4. С. 152-158; Описание Св.-Иоанно-Богословского мон-ря, находящегося в Рязанской епархии. М., 1998; Рязанская энциклопедия. Рязань, 1999. Т. 1. С. 430; Комаров В. А. Спелеологическая изученность Рязанской обл.//Свет. К., 2005. 1(27). С. 40; Плужников В. И. Собор Пощуповского мон-ря перед перестройкой 1860-х гг.//ПРАМИ. М., 2005. Вып. 7. С. 343-349; Св.-Иоанно-Богословский мон-рь Рязанской епархии/Подгот.: архим. Авель (Македонов). М., 2007.

http://pravenc.ru/text/471597.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАНСКИЙ КИЗИЧЕСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание КАЗАНСКИЙ КИЗИЧЕСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Казанской и Татарстанской епархии), находится в г. Казани. Основан ок. 1688 г. на месте встречи Седмиезерной Смоленской иконы Божией Матери , которая была принесена из Седмиезерной Богородицкой пуст. в 1654 г. Территория К. м., находившегося у дороги на Седмиезерную пуст. и на Царёвококшайск (ныне Йошкар-Ола), в нач. XIX в. вошла в городскую черту Казани. История создания и первые годы существования К. м. описаны строителем и ктитором иеродиак. Стефаном (Сахаровым) в кн. «Спирида», или «Кошница» (корзина), датированной 1691 г. ( Никанор (Каменский). 1891. С. 1). «Спирида» содержала службу девяти Кизическим мученикам, Слово об их мучениях и об устроении К. м. По словам историка К. м. Чебоксарского еп. Никанора (Каменского) , «книга служит наилучшим источником для первоначальных сведений о Кизическом монастыре и драгоценна в особенности потому, что вышла из рук составителя, лицом к лицу видевшего многое» (Там же. С. 15). Книга, в февр. 1692 г. вложенная в мон-рь, не сохранилась и известна лишь по обширным цитатам, приведенным в исследовании еп. Никанора «Кизический Казанский монастырь». История обители XVIII-XIX вв. отражена также в опубликованных грамотах мон-ря ( он же. 1893. С. 14-27). Сохранилось рукописное описание некрополя обители нач. 90-х гг. XIX в. (НАРТ. Ф. 141. Оп. 87. Д. 33. Л. 1-52). История монастыря XIX-XX вв. представлена в документах НАРТ. Ф. 4 (Казанская духовная консистория) и Ф. 114 (Кизический мон-рь). Д. 1-63). XVII - нач. XX в. Основание К. м. связано с почитанием жителями Казани чудотворной Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» из Седмиезерной пуст. В 1654 г. в Казани свирепствовала эпидемия моровой язвы. По преданию, благочестивой насельнице казанского Богородицкого мон-ря мон. Марфе во сне дважды являлся старец в архиерейском облачении, напоминавший свт. Николая Чудотворца. В первом видении он повелел попросить дьяка Михаила Патрикеева призвать жителей города к посту, покаянию и молитве Богородице. В др. раз приказал сообщить дьяку, «что Царица всех идет на избавление города из Седмиезерной пустыни. Пусть изыдут градоначальники и все жители Казани на сретение ее образа» ( Елисеев. 1849. С. 27). В это время братия Седмиезерной пуст. во главе с настоятелем Пахомием уже направлялась в Казань. Горожане крестным ходом с Казанской иконой Божией Матери устремились навстречу. 26 июня 1654 г. чудотворная икона из Седмиезерной пуст. была торжественно встречена митр. Казанским и Свияжским Корнилием , властями и жителями города на дороге неподалеку от Казани. Более 3 недель днем и ночью перед иконой, пребывавшей в Казани, совершались молебны, и эпидемия прекратилась. Вскоре на месте встречи святыни были поставлены часовня и крест.

http://pravenc.ru/text/1319826.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010