32. S. 82-88; Παρανκας Μ. Τ παλαιν σστημα τς κκλησιαστικς μουσικς//Ελληνικς φιλολογικς σλλογος. 1891. [Τ.] 21. Σ. 164-176; Металлов В. М. Азбука крюкового пения. М., 1899; Озорнов М. Д. Азбука крюкового пения. М., 1901; Покровский А. М. Азбука крюкового пения. М., 1901; Fleischer O. Die spätgriechische Tonschrift. B., 1904. S. 17-24. (Neumen-Studien; 3); Wellesz E. Die Rhytmik der byzantinischen Neumen//Zschr. f. Musikwissenschaft. 1919/1920. Bd. 2. S. 629-632; Tillyard H. J. W. Handbook of the middle Byzantine musical notation. Copenhagen, 1935. (MMB, Subsidia; Vol. 1); Стефанович Д. Црквенски превод приручника buзahmujcke неумске homaцuje рукопису 311 монастира Хиландара//Хиландарски зборник. Београд, 1971. [Т.] 2. С. 113-130; Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972; Στθης Γ. Τ Χειργραφα Βυζαντινς Μουσικς - λδβλθυοτεΑγιον Ορος. Αθναι, 1975-1976. Τ. Α-Β; Кручинина А. Н., Шиндин Б. А. Первое русское пособие по музыкальной композиции//ПКНО, 1978. Л., 1979. С. 188-195; Бражников В. М. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984; Кравченко С. П. Словарь фит певческой книги «Праздники»//Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. Л., 1985. С. 157-195; Никишов Г. А. К вопросу о составе «Ключа» Тихона Макарьевского//Musica antiqua. VII: Acta scientifica. Bydgoszcz, 1985. P. 707-718; Богомолова М. В. Азбуки путевой нотации//Musica antiqua. VIII. Bydgoszcz, 1988. Vol. 1: Acta musicologica. P. 111-133; Герцман Е. В. Византийское музыкознание. Л., 1988; он же. Греческий учебник музыки XVIII века//ПКНО, 1988. М., 1988. С. 161-177; Гусейнова З. М. Принципы знаменного роспева (по мат-лам муз.-теорет. руководств XV - нач. XVII в.)//Musica antiqua. VIII. Bydgoszcz, 1988. Vol. 1: Acta musicologica. P. 427-439; она же. Руководства по теории знаменного пения XV века (источники и редакции)//Древнерусская певческая культура и книжность. Л., 1990. С. 20-46. (Проблемы музыкознания; Вып. 4); она же. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века. СПб., 1995; Владышевская Т.

http://pravenc.ru/text/63676.html

Специально для ШКАС под руководством выдающегося инженера Н.М. Елизарова (создателя промежуточного патрона для автомата и автора ряда изобретений в области боеприпасов) были разработаны трассирующие и бронебойно-зажигательные патроны. Шпитальный Борис Гавриилович (7.08.1902 – 6.02.1972). Родился в Ростове-на-Дону в семье механика, окончил в Москве знаменитое Комиссаровское техническое училище (позднее разделённое на три вуза), затем Механический институт им. Ломоносова, работал в Научном автомоторном институте. В 1934 г. стал начальником ОКБ-15 в Туле, которое занималось авиационным вооружением, пользовался поддержкой Сталина, чем неоднократно злоупотреблял (в частности, препятствовал продвижению конкурента – успешно прошедшего испытания ковровского пулемёта СН скорострельностью 3000 выстр/мин). Под его руководством в ОКБ было создано несколько конструкций нового авиационного оружия, но лишь одна из них – 37-мм пушка Ш-37 недолго состояла на вооружении и вскоре была заменена пушкой НС-37. В 1953 г. освобождён от руководства ОКБ и перешёл на работу профессором Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии. Награждён званием Героя Социалистического Труда, двумя Сталинскими премиями, двумя орденами Ленина и др. наградами. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Комарицкий Иринарх Андреевич (18911971). Родился в Туле в семье приказчика, окончил Тульскую оружейную школу, преподавал в ней, в 1918 г. перешёл на Тульский оружейный завод зам. начальника опытной мастерской, с 1926 г. находился на руководящих должностях в Совете военной промышленности, занимаясь одновременно изобретательством. Он участвовал не только в создании ШКАС, но и в модернизации винтовки С.И. Мосина, изменив конструкцию крепления штыка (1930), вместе В.А. Дегтярёвым разработал дисковый магазин к автоматам ППД-40 и ППШ-41, участвовал в создании первых советских мотоциклов «Иж», участвовал в разработке 37-мм авиадесантной пушки обр. 1944 г., разработал принципиально новую конструкцию протезов для инвалидов войны и мн. др. За свои работы награждён двумя Сталинскими премиями, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды и медалями.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/28/tv...

Хулимые, хвалимые! Ваш голос прост и дик, Вы не переводимые Ни на один язык. Надменные, безродные, Бродившие во тьме, – Вы самые свободные, А родились в тюрьме. Мое благословение Я вам сегодня дам, Войдите вы в забвение, Как люди входят в храм. 1 июля 1960, Ордынка Больничные молитвенные дни И где-то близко за стеною – море Серебряное – страшное, как смерть. 1 декабря 1961, Больница Молитесь на ночь, чтобы вам Вдруг не проснуться знаменитым. 1964 ( 1965 ) Впервые: «Юность» (1971, Последняя роза Вы напишете о нас наискосок. И. Б (родский ) Мне с Морозовою класть поклоны, С падчерицей Ирода плясать, С дымом улетать с костра Дидоны, Чтобы с Жанной на костер опять. Господи! Ты видишь, я устала Воскресать, и умирать, и жить. Все возьми, но этой розы алой Дай мне свежесть снова ощутить. 9 августа 1962, Комарово Мария Шкапская Шкапская (урожденная Андреевская) Мария Михайловна (1891–1952) – поэтесса. Окончила филфак Тулузского университета, слушала лекции в школе восточных языков в Париже. В 1915 году вернулась в Россию. Дебютировала вместе с Надеждой Павлович в «Первом сборнике группы молодых поэтов». В 1916 году вышла книга стихов, ставшая новым явлением на поэтическом Олимпе. Критики обсуждали в основном ее эпатажные «плотские» стихи. Но Павел Флоренский , выделив три поэтических имени – Цветаеву, Ахматову и Шкапскую, отметил совсем иную особенность ее стихов – религиозность. В этом отношении характерно ее раннее стихотворение «Библия»: Ее на набережной Сены В ларце старуха продает, И запах воска и вербены Хранит старинный переплет. Еще упорней и нетленней Листы заглавные хранят И даты нежные рождений И даты трудные утрат. Ее читали долго, часто, И чья-то легкая рука Две-три строки Экклезиаста Ногтем отметила слегка. Склоняюсь к книге. Вечер низок. Чуть пахнет старое клише. И странно делается близок Моей раздвоенной душе И тот, кто счел свой каждый терний, Поверив, что Господь воздаст, И тот, кто в тихий час вечерний Читал Экклезиаст. В начале 20х годов Мария Шкапская выпустила несколько поэтических сборников. В дальнейшем занималась журналистикой, войдя в число ведущих советских очеркистов. В эти же годы появились первые очерки Мариэтты Шагинян, а уж затем – лениниана. Стихи младосимволистки Мариэтты Шагинян, ее книга о поэзии Зинаиды Гиппиус, вышедшая в 1912 году, оказались в числе «забытых». Время все расставило на свои места, отдав Богу Богово, а кесарю кесарево. Имя Мариэтты Шагинян вновь заняло свое место среди поэтов Серебряного века, а ее теоретические исследования приобрели особую ценность первоисточника. Имя Марии Шкапской через полвека тоже вернулось в первый ряд имен, названных Павлом Флоренским. Ее последний прижизненный сборник вышел в 1924 году, первый посмертный – в 1979м, правда, не в России, а в Лондоне. В это время в России Мария Шкапская, как и Мариэтта Шагинян, продолжали оставаться авторами совсем других произведений. Грустное

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Археология ЗИХИЯ историческая область на сев.-вост. берегу Чёрного м., один из древнейших регионов распространения христианства в совр. России КЕКЕЛИДЗЕ Корнелий Самсонович (1879-1962), проф., д-р филологических наук, акад. АН Грузинской ССР, один из основателей Тбилисского гос. ун-та; литературовед, историк, археолог КЕМПИНСКИЙ Аарон (1939-1994), израильский археолог, один из ведущих специалистов в области библейской археологии и археологии Ближ. Востока КЛЕРМОН-ГАННО Шарль Симон (1846-1923), франц. археолог, ориенталист, специалист по древней палестинской эпиграфике, дипломат КОРИНФ одна из столиц Древнего мира; важный центр античного и средневек. христианства; памятник античной новозаветной и христ. археологии КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА условное обозначение группы людей, проживавшей в поселении на территории совр. Хирбет-Кумрана предположительно с нач. II в. до Р. Х. до 66-73 гг. по Р. Х. МАРТИРИЙ принятый в христианской археологии и истории архитектуры термин для обозначения христ. культового здания или компартимента храма, сооруженного над телом и др. реликвиями святого (как правило, мученика) или над памятным местом, связанным с важным событием библейской, а также церковной истории МИЛЛЕ [Мийе] Габриэль (1867-1953), франц. археолог, историк, византинист, исследователь христ. иконографии и архитектуры, эпиграфист МУШ город в Вост. Турции (адм. центр иля М., в эпоху Османской империи столица Битлисского вилайета), тесно связан с историей и христ. культурой Армении МЦХЕТА первая столица восточногруз. царства Картли (Иберия) (IV-III вв. до Р. Х.- нач. VI в.), военно-политический, религиозный, экономический, просветительский центр Грузии НЕЦЕР Эхуд (1934-2010), израильский археолог и архитектор, ведущий специалист по археологии иродианского периода и рим. архитектурному наследию НИКУЛИЦЕЛ археологический комплекс римского, византийского и славянского происхождения в одноименной коммуне, расположенной в 11 км от придунайского порта Исакча (рим. Noviodunum - Новиодун; ныне в жудеце Тулча), в сев. части Добруджи (Румыния) ОЛБРАЙТ Уильям Фоксуэлл (1891 - 1971), амер. востоковед, эпиграфист, филолог, один из основоположников археологии библейской и археологического направления географии библейской ПАЛЕСТИНСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ФОНД брит. научно-исследовательская орг-ция, изучаюшая культуру, историю, археологию, этнографию Израиля и Палестины

http://pravenc.ru/rubrics/122942_3.html

Папа Лев XIII предпринял шаги по модернизации В. б. В 1881 г. он снял все ограничения для ученых, подчеркнув фундаментальное значение фондов б-ки для исторических исследований. В 1885 г. был открыт ныне действующий читальный зал. В 1888 г. опубликовано «Положение о деятельности Ватиканской апостолической библиотеки», в к-ром детально описывались ее адм. структура и предоставляемые ею услуги. Под рук. Франца Эрле (в 1895-1914 - хранитель, затем префект; в 1929-1934 - кардинал-библиотекарь) и Эжена Тиссерана (пропрефект в 1930-1936, кардинал-библиотекарь в 1957-1971) на рубеже XIX-XX вв. были опубликованы новые каталоги и описания фондов В. б. Эрле организовал в Сикстинском зале постоянную экспозицию рукописей о фресках, к-рыми расписан зал; разработал правила описания рукописей и приступил к созданию карточного каталога печатных изданий; основал мастерскую по реставрации рукописей (1896); начал издание научной сер. «Studi e testi» (Исследования и тексты, с 1899; к наст. времени издано более 300 выпусков) для публикации реставрированных текстов и наиболее значимых работ о них. Зал каталога манускриптов фонда Барберини Зал каталога манускриптов фонда Барберини В 1891 г. В. б. пополнилась фондом Боргезе (Fondo Borghese), включающим часть бывш. папской авиньонской б-ки. Важнейшее приобретение В. б. в нач. XX в.- б-ка Барберини, собранная в XVII в. усилиями кард. Франческо Барберини (Fondo Barberiniano - 10041 лат., 595 греч., 160 вост. манускриптов, а также более 30 тыс. печатных изданий). Особый интерес представляет вошедшая в нее часть б-ки аббатства Гроттаферрата - центра греко-визант. исследований. В 1921 г. в В. б. было включено собрание библиофила Дж. Ф. Де Росси (Fondo Rossiano - 1196 рукописей, 2500 инкунабул и более 6000 редких книг). В 1923 г. итал. правительство безвозмездно передало В. б. коллекцию, собранную папой Александром VII, к-рая затем пополнялась 3 кардиналами из семейства Киджи (Fondo Chigiano - 3916 рукописей, в т. ч. 54 греч., 28 тыс. др. мат-лов), при условии что будет сокращен период летних каникул и продлено ежедневное время работы б-ки.

http://pravenc.ru/text/149915.html

203       Baluzius S. Vitae Paparum Avenionensium, hoc est Historia Pontificum Romanorum qui in Gallia sederunt ab anno Christi MCCCV ad annum MCCCXCIV. 4 vol. P., 1693 (nouv. éd.: P., 1910–1922). 204       Ranke L. von. Die römischen Päpste in den letzten vier Jahrhunderten. Lpz., 1834–1836 (ряд переизданий). 207       Pastor L., Freiherr von. Geschichte der Päpste seit dem Ausgang des Mittelalters. 16 Bde. Freiburg i. Br., 1885–1933 (Neudruck: Freiburg, 1955–1961; англ. пер.: History of the Popes from the Close of the Middle Ages. 40 vols. L., 1891–1961). 212       Noel G. The Renaissance Popes: Statesmen, Warriors and the Great Borgia Myth. N.Y., 2006. 213       Taxil L. Calotte et Calotins. P., 1880–1882 (игра слов в оригинале: calotte – «скуфья» (церковный головной убор), calotins – «фанатики», «ханжи», но этимологически можно перевести и как «те, кто носит скуфью»); последний по времени рус. пер.: Таксиль Л. Священный вертеп. M., 2002. 214       Deschner K. Kriminalgeschichte des Christentums. 9 Bde. Hamburg, 1986–2008. Pye. пер.: Дешнер K. Криминальная история христианства: В 4 кн. Кн. 1–2. M., 1996–1999. 215       Pelikan J. The Christian Tradition: A History of the Development of Doctrine. 5 vols. Chicago, 1971– 1989; pyc. пер.: Пеликан Я. Христианская традиция: История развития вероучения. Т. 1: Возникновение кафолической традиции (100–600). M., 2007; Т. 2: Дух восточного христианства (600–1700). M., 2009; готовятся к публикации следующие тома: Т. 3: Развитие средневекового богословия (600–1300); Т. 4: Реформация церкви и догматы (1300–1700); Т. 5: Христианское вероучение и современная культура (с 1700). См. также его: The Illustrated Jesus through the Centuries. New Haven, 1997; Jesus through the Centuries: His Place in the History of Culture. 2nd ed. New Haven, 1999. 217       Regius Professor – в старых английских университетах профессор, кафедра которого (Regius Chair) учреждена одним из английских королей; назначение на такие кафедры контролируется короной. Кафедра церковной истории в Оксфорде основана королевой Викторией в 1842 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

La capsella delle reliquie di S. Nicola//Bessarione. Ser. 2. R., 1906. Vol. 10. P. 317-328; Nitti di Vito. 1937. P. 406-410). Барочное убранство базилики было в основном демонтировано в XX в. Во время реставрации храма в 1953-1957 гг. по указанию папы Римского Пия XII мощи Н. были впервые извлечены из гробницы и подвергнуты анатомическому исследованию (подробнее см.: Martino. 1987). Празднование памяти Н. в Бари совершалось 6 дек. и 9 мая; паломникам, посещавшим в эти дни базилику, даровались папские индульгенции. Особой пышностью отличался праздник перенесения мощей святого 9 мая, когда в присутствии многочисленных паломников на протяжении 3 дней совершались процессии. В годы понтификата Пия VI (1775-1799) утвердился обычай праздновать также день покровительства Н. (31 мая; молитвы мессы и оффиция для всех 3 праздников были утверждены в 1887). С XII в. празднование памяти Н. сопровождалось ярмарками во дворе базилики, о которых упоминается, в частности, в городских статутах ( Petroni G. Della storia di Bari... Napoli, 1858. Vol. 2. P. 434) и в грамотах Роберта Тарентского (1359 - Codice diplomatico barese. 1897-1971. Vol. 18. P. 107-108, 119-120). В средние века ярмарка открывалась за 3 дня до праздника и продолжалась 7 дней; в 1711 г. декабрьская ярмарка была продлена до 15 дней (обе ярмарки были отменены в 1860; см.: Melchiorre. 1985. P. 24-29 ) . Кризис Неаполитанского королевства в кон. XVIII в. привел к существенным переменам в положении базилики Н. После захвата Бари франц. революционной армией в 1799 г. ризница храма была разграблена. В 1806 г. франц. власти упразднили сеньориальные права капитула. Включение Королевства обеих Сицилий в состав объединенной Италии (1860) способствовало обострению конфликта между церковными и светскими властями, претендовавшими на юрисдикцию над базиликой. В 1890 г. папа Лев XIII подчинил капитул архиепископу Бари, однако кор. Умберто I не признал это решение и заявил о своих правах как патрона базилики. В 1891 г. итал. власти поручили управление храмом Гражданской администрации палатинских базилик Апулии, состоявшей из мирян, которая подчинялась Мин-ву внутренних дел.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

22 В русских библейских исследованиях и богословских трудах часто используется выражение «Книга Бытия», однако нам оно кажется неверным. Так как «Бытие» – название книги, то согласно правилам русского языка после слова «книга» ее название должно употребляться в именительном падеже: «Книга Бытие». Это замечание относится к обозначению всех книг Пятикнижия (то есть лучше говорить «Книга Числа», «Книга Второзаконие»). Кстати, те авторы, которые используют выражение «Книга Бытия», сами себе невольно противоречат, когда 2-ю и 3-ю книги Библии называют «Книга Исход» и «Книга Левит» (такое словоупотребление, например, имеет место в конспекте протоиерея В. Иванова). 23 «Энума элиш» – вавилоно-аккадский эпос о происхождении мира, названный по первым двум словам («Когда наверху») и датируемый 2-й половиной II тыс. до Р.Х. Фрагменты этого произведения обнаружены в знаменитой библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала. 25 Хотя до обрезания Авраам носил имя Аврам и именно это имя используется в тексте Книги Бытие до гл. 17, мы сразу будем использовать более привычное и известное имя Авраам (точно так же поступим и с именем Сарра, то есть сразу будем использовать Сарра вместо Сара). В пользу такого решения укажем на то, что в Евр.11:8 также используется имя Авраам, хотя речь идет о его призвании, то есть о том времени, когда он еще был Аврамом. 26 В Синодальном переводе Книги Бытие в указанных местах текст немного различается ( Быт.12:11 – прекрасная видом; 41:2 – хорошая видом), но в еврейском тексте в обоих случаях использовано выражение (йефат маре). 27 В Древнем Израиле, как и во всем Древнем мире, верили, что душа человека, не погребенного должным образом, не знает покоя в загробной жизни, и потому особое значение придавали надлежащему погребению, причем в гроб клали как необходимые предметы быта, так и драгоценности, которые должны были играть роль амулетов, отгоняя злых духов. 28 Олбрайт Уильям Фоксуэлл (1891–1971) – американский протестантский экзегет и библейский археолог, один из самых известных и авторитетных западных библеистов XX в. Его перу принадлежит около 1600 работ, из которых наиболее известными являются монографии «От каменного века к христианству: монотеизм и исторический процесс» и «Археология Палестины». Говоря о значении работ Олбрайта для современной библейской науки, протоиерей А. Мень отмечает следующее: «Изощренной игре изобретателей модных гипотез он противопоставил твердые факты и тем существенно оздоровил атмосферу западной библеистики» [см.: 22, с. 303–304].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

5. ИСТОРИЧЕСКАЯ КРИТИКА: – Библия и Древний Восток. Историческая критика рассматривает библейскую историю и св. авторов в контексте истории древнего мира. В патристический период эта работа опиралась в основном на сообщения античных писателей и еврейского историка Иосифа Флавия (ум. в 90х гг. I в. по Р.Х.). Когда в начала XIX века Франсуа Шамполион расшифровал египетские иероглифы, а затем трудами Генри Раулинсона и других ученых был найден ключ к прочтению клинописи Двуречья, толкователи Библии получили документы, современные Св. Писанию. С этих пор о жизни Древнего Востока можно знать не только из Геродота или Ветхого Завета. Раскопки пролили свет на ближневосточные цивилизации: их культуру, религии, исторических деятелей, известных из Библии. Возникла более точная картина и документированная хронология Св. Истории. Изучение литератур Египта, Вавилона, Ассирии, Финикии и Персии обнаружило в них немало параллелей с Ветхим Заветом. Библейская археология Раскопки на Ближнем Востоке и особенно в Палестине дали жизнь библейской археологии как науке. Были найдены многочисленные памятники времен царей и пророков, раскопаны давно исчезнувшие с лица земли библейские города, находки у Мертвого моря пополнили ветхозаветную историю важной главой, относящейся к так называемому межзаветному периоду. Ведущий библейский археолог ХХ века Уильям Олбрайт (1891–1971) провел ряд раскопок в Палестине и пришел к выводу, что они великолепно подтверждают и дополняют данные Библии. В настоящее время изданы атласы, отражающие успехи библейской археологии. Религии древности и Ветхий Завет Историческая картина принимает во внимание и сравнительное изучение религий . В Ветхом Завете затронуты многие верования соседних Израилю народов. Ряд обычаев евреи заимствовали от них, некоторые израильские религиозные обряды сложились под влиянием религий Древнего Востока. На рубеже XIX и ХХ веков возникла даже гипотеза, что все основы ветхозаветного учения заимствованы из Вавилона. Особенно настойчиво распространял эту гипотезу немецкий ассириолог Фридрих Делич (1860–1922), изложивший ее в цикле лекций «Библия и Вавилон» (есть русский перевод). Тем не менее еще при жизни Делича его гипотеза была полностью отвергнута наукой. Более умеренной позиции придерживался известный историк религии и библеист Герман Гункель (1862–1932). Отмечая элементы вавилонских легенд и мифов, которые повлияли на литературную ткань Библии, он подчеркивал, что ветхозаветные писатели полностью возвысились над древневосточной мифологией. Это можно сравнить со строительством христианского храма, где используются материалы древних языческих святилищ. Сравнительное изучение религий показало, что, хотя вера Ветхого Завета имела нечто сходное с другими древневосточными религиями, ее сущность, история и литература уникальны

http://azbyka.ru/ekzegeza

Ф. 1099. Оп. 1. Ед. хр. 1263. Л. 205 об. Тихомиров - О.А.Новиковой, б/д//РГАЛИ. Ф. 345. Оп. 1. Ед. хр. 748. Лл. 38 об.-39. РО ИРЛИ. N 12266. Л. 7. Цит. по: Апухтин А.Н. Полное собрание стихотворений. Л., 1991. С. 392. Мещерский был однокашником Апухтина по Училищу правоведения (см.: Мещерский В.П. Воспоминания. С. 23). Леонтьев К.Н. Избранные письма (1854-1891). СПб., 1993. С. 108. Воспоминания Льва Тихомирова. М.-Л., 1927. С. 409. ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 105. Л. 40. Гражданин. 1887. 5 февраля. N 11. С. 7. Мещерский В.П. Дневник, 29 апреля//Гражданин. 1887. 3 мая. N 36. С. 14. См.: Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. М., 1996. С. 433. Мещерский - Бабсту, 10 октября 1866 г.//ОПИ ГИМ. Ф. 440. Ед. хр. 783. Л. 48 об. Гроссман Л.П. Достоевский и правительственные круги 1870-х годов//Литературное наследство. 1934. N 15. С. 118. Викторович А.Г. Достоевский и князь В.П.Мещерский//Русская литература. 1988. N 1. С. 205-216. Динамику общения Мещерского и Достоевского с 1875 по 1881 гг. легко проследить по кн.: Летопись жизни и творчества Ф.М.Достоевского. Т. 3. СПб., 1995 (указатель). См.: Достоевский и его время. Л., 1971. С. 28-29. См. письмо Победоносцева Е.Ф.Тютчевой, б/д//ОР РГБ. Ф. 230. Карт. 4409. Ед. хр. 1. Л. 47-47 об. Победоносцев - А.Г.Достоевской, 15 декабря 1882 г.//ОР РГБ. Ф. 93/II. Карт. 7. Ед. хр. 95. Л. 38 об. Мещерский В.П. Дневник, 6 марта//Гражданин. 1900. 9 марта. N 18. С. 27. Ср.: Мещерский В.П. Воспоминания. С. 307-308. Страхов Н.Н. Воспоминания о Ф.М.Достоевском//Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М.Достоевского. СПб., 1883. С. 299. Об этом догадывались современники. В частности, А.С.Суворин писал: " Этот князь сочиняет к себе благодарственные письма. Скажет глупость или вздор и на третий день уверяет, что получил письмо от " Благодарного родителя " , или от " Русского патриота " , или от " Светского человека " , которые жмут ему руки и благодарят за глупости, им высказанные. Он сочиняет к себе эти письма не столько из любви ко лжи, сколько потому, что ему неловко оставаться в одиночестве с своим мнением...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010