– Д.С. ) понял. Зная вас, чувствую, что вы принесли Государю самую большую жертву, какую могли принести, и мне ужасно вас жаль! Любя вас – мучаюсь за вас» 29 . Но если назначение Трепова, хоть и не шло через Великого князя, но его не удивило, то с Булыгиным было совсем другое дело. Назначение последнего министром внутренних дел прямо-таки поразило Сергея Александровича. 19 января 1905 г. он записал в своём дневнике: «Слух пошёл, будто Булыгин назначен М В Д – ещё не верю!» 30 . Вскоре, однако, сведения подтвердились. 21 января там же появилась запись: «Был Булыгин – трогательно, сердечно поговорили – ему было приказано принять « 31 . Как отмечал Г.А.Литвиненко, Сергей Александрович в конце 1904 г. высказывался «против этого назначения, считая Булыгина не подходящим для кризисного управления» 32 . 5 Вермель С. Евреи в Москве//Евреи в Москве: Сб. статей. Иерусалим; М., 2003. С. 65. Сам же Великий князь, однако, в этих интригах не участвовал. В то время он командовал Лейб-гвардии Преображенским полком, к которому привязался и расставаться с которым не хотел. В начале 1891 г. он с головой ушёл в подготовку к празднику, в котором должен был принять участие его полк. Назначение 26 февраля генерал-губернатором было для Сергея Александровича неожиданностью, причём скорее неприятной. Обо всём этом свидетельствует его письмо своему самому близкому другу – кузену Великому князю Константину Константиновичу от 26 мая 1891 г.: «…в душе было так (здесь и далее подчёркнуто в тексте. – Д.С. ) нехорошо, так ужасно тоскливо, и я был в скверном настроении – никогда в жизни мне не было так тяжело, как было всё это время. И теперь ещё настроение нехорошее; мысль и сердце – всё с полком, с товарищами!» (ГАРФ. Ф. 660. Оп. 2. Д. 255. Л. 9-10). В дальнейшем в переписке друзей неоднократно фигурирует полк – Сергей Александрович интересуется у Константина Константиновича, который стал его преемником на посту командира преображенцев, новостями о полку (Там же. Письмо от 25 июня 1891 г. Л. 13-14об.; письмо от 5 октября 1891 г. Л. 17-20об.), посылает нижним чинам полка книжки (Там же. Письмо от 6 октября 1892 г. Л. 27-28об.), выражает сильное огорчение от невозможности в силу ряда причин присутствовать на полковом празднике (Там же. Письмо от 4 августа 1892 г. Л. 25-26об.; письмо от 3 августа 1894 г. Л. 60-61об.), просит прислать на бал офицеров полка (Там же. Письмо от 23 апреля 1893 г. Л. 34-35об.; письмо от 26 апреля 1893 г. Л. 36-37об.; письмо от 25 января 1894 г. Л. 44-45об.; письмо от 9 февраля 1894 г. Л. 48-49) и т. д. А 16 марта 1900 г. Сергей Александрович написал кузену: «Эти тяжёлые минуты прощания с родным полком – теперь, через девять лет, ещё свежи в моей памяти, как будто то было вчера» (Там же. Л. 98об.). В свою очередь, как отмечал генерал А.А.Мосолов, и «офицеры Преображенского полка… очень любили его высочество» (Мосолов А.А. При дворе последнего Российского императора. М., 1993. С. 77).

http://pravoslavie.ru/41889.html

По окончании ин-та в 1885 г. К. был распределен во 2-ю муж. гимназию Вильны, где до кон. 1893 г. преподавал русский язык и словесность и церковнославянский язык («штатные» студенты Нежинского ин-та по окончании курса были обязаны прослужить не менее 6 лет в системе просвещения). Получил признание как автор научно-исследовательских и учебно-методических публикаций, входил в комитет по подготовке и проведению IX Археологического съезда. В 1887 г. К. женился на С. Н. Сцепуржинской, дочери настоятеля Спасо-Преображенской ц. в мест. Цирин Новогрудского у. Минской губ. У супругов родились сыновья Евгений (1888) и Сергей (1893), дочь Наталья (1894). 17 сент. 1891 г. К. выдержал магистерский экзамен на историко-филологическом фак-те Варшавского ун-та на степень магистра рус. словесности, 24 окт. 1893 г. защитил магистерскую диссертацию, основанную на своих ранее опубликованных трудах («Обзор звуков и форм белорусской речи» (1886) и «К истории звуков и форм белорусской речи» (1893)). Это была 1-я диссертация по белорусистике, ее высоко оценили оппоненты П. В. Владимиров и Т. Д. Флоринский. В февр. 1893 г. К. был назначен лектором рус. языка на историко-филологическом фак-те Варшавского ун-та, 26 июня следующего года утвержден в звании экстраординарного профессора кафедры рус. и церковнослав. языков и истории рус. лит-ры. 9 нояб. 1896 г. в Московском ун-те К. защитил диссертацию на соискание степени доктора рус. словесности «Западнорусские переводы Псалтири в XV-XVII вв.». 14 февр. следующего года ученому было присвоено звание ординарного профессора Варшавского ун-та, к этому времени он преподавал в ун-те историю рус. языка, историю народной рус. словесности, слав. грамматику и палеографию. В 1901 г. К. был избран членом-корреспондентом Отд-ния рус. языка и словесности Имп. АН, в 1916 г.- действительным членом Российской АН. В 1902 г. ученый был назначен деканом историко-филологического фак-та Варшавского ун-та, в 1905 г. стал 1-м избранным ректором ун-та, переизбран на эту должность в 1908 г. Через 2 года К. подал в отставку, но продолжил преподавать в ун-те, выполнял также обязанности редактора-издателя «Русского филологического вестника». В 1915 г. вместе с преподавателями Варшавского ун-та К. эвакуировался в Ростов-на-Дону, в 1916 г., после избрания академиком, поселился в Петрограде.

http://pravenc.ru/text/1681167.html

1165 Это можно наблюдать, например, на некоторых фактах журналистики: в шестидесятых годах известные педагогическая теории Ушинского и других превозносились в органах духовной журналистки; двадцать пять лет спустя те же почти органы этим теориям стали приписывать причину всего школьного неустройства. 1181 Златоуст, говорил.: Христос, не только исцелял тела, но врачевал и души, и опять от попечения о душах переходит к попечению о телах, разнообразя пользу и соединяя с учением словесным явление знамений, и заграждая бесстыдные уста еретиков тем самым, что имел попечение о душе и вместе теле; и тем показывал, что Он есть виновник всецелой жизни. Потому-то он и прилагал о теле и душе большое попечение, врачуя то первое, то последнее“. Бесед. на Матф, ч. 1, стр. 266 р. пер. 1203 См. „Богосл. Вестник“ 1893 г. No 3 (март), стр. 559 и дал., статью проф. Г. А. Воскресенского. 1204 Издавна существовавшее и доселе не прекращающееся взаимообщение это, за последние десятилетия омраченное некоторыми племенными недоразумениями, с 1882 года снова делалось более оживленных благодаря деятельному участию особенно Императорского Православного Палестинского общества. 1205 См. напр. его воззвание (προσλαλι) к св. Синоду пред открытием заседаний последнего (1-го сентября) в Ανπλασις 1891 г. 85. 1206 См. напр. его окружное послание (γκκλιος πιστολη) к волостным начальникам (δημρχοις) Аттики в том же журнале: Αναπλαοις; 1891 г. 84. 1207 Ниже помещаемый текст доклада преосв. Германа печатается здесь по переводу с этого отдельного оттиска. 1208 Турки особенно препятствовали построению храмов для христианского богослужения. Примечание переводчика. 1209 Разумеется, именно часть свободной Греций, с Аттикою и Афинами во главе её. Примечание переводчика. 1211 Трехчленные епископские комиссии или викариаты стали быть назначаемы с самого начала освобождения Эллады, сперва по необходимости вследствие смерти или заточения наличных, канонически поставленных епископов, а после и по принципу, так как такое назначение уже прямо зависело от правительства, а не от Синода, и следовательно викариаты еще в большей зависимости находились от правительства, нежели Синод. Примечание переводчика.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все означенные лица удостоены были степени магистра после предварительного защищения своих диссертаций в присутствии Совета Академии и приглашенных им сторонних лиц и утверждены, кроме М. Тареева и Н. Страхова, в означенной степени, по представлению Епархиального Преосвященного, указами Св. Синода: иеромонах Григорий от 12 Ноября 1892 г. за 4548. Н. Виноградов – от 2 Апреля 1893 г. за 1357, священник Н. Ильинский от 10 Апреля за 1479, Н. Попов от 27 Апреля за 1701 и священник Д. Глаголев от 3 Августа за 3384. М. Тарееву указом Св. Синода от 14 Мая 1893 г. 2138 предписано – заглавие сочинения изменить, самое сочинение тщательно, при руководстве Слова Божия и святоотеческих писаний пересмотреть и по исправлении вновь представить на рассмотрение Совета Академии. Об утверждении Н. Страхова в степени магистра указа еще не последовало. 3) Степени кандидата богословия удостоены Советом Академии, с утверждения Епархиального Преосвященного, 37 студентов, окончивших академический курс; из них 19 с правом на получение степени магистра без нового устного испытания, если представать диссертации на степень магистра и защитят их установленным порядком; остальные 18, если выдержат устные испытания по тем пред- —15— метам, по коим не оказали успехов, соответствующих степени магистра и представят новые сочинения. – В звании действительного студента утверждены 6 студентов и 2 вольных слушателя, окончивших академический курс. Кроме того, утверждены в степени кандидата богословия, по представлении кандидатских сочинений, 6 действительных студентов, окончивших в 1891–92 учебном году и 1 студент, окончивший курс в отчетном году. В 1892–93 учебном году библиотека Академии пополнилась 824 названиями книг рукописей и проч. в 1.297 томах. В том числе 542 названия в 807 томах приобретены покупкой, а 282 названия в 490 томах поступали в библиотеку как дар разных лиц и учреждений, и в обмен на академический журнал. Книги для академической библиотеки приобретались по запискам наставников Академии, сверенным с наличностью библиотеки. Выдача книг, производилась наставникам, в случае надобности, во всякое время, а студентам, в учебные дни. В отчетном году удовлетворено было 8.243 отдельных требования на книги, рукописи и проч. (более прошлого года на 528 требования), из которых 7.320 требований приходилось на студентов. Кроме исполнения текущих дел по библиотеке заведующие ею занимались и особыми трудами по приведении ее в благоустройство. Так, библиотекарь Академии Николай Колосов напечатал систематический каталог книг, поступивших в библиотеку в 1891–92 учебном году и продолжал печатать седьмой выпуск систематического каталога библиотеки (словесный отдел).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Печатается по сборнику «В путь-дорогу», 1893. Рассказ написан в 1893 году, напечатан в названном выше сборнике в пользу переселенцев и при жизни писателя не перепечатывался. Рассказ «Продукт природы» был вызван вниманием прогрессивной прессы к бедственному положению крестьян-переселенцев; ближайшим поводом для написания рассказа было заседание Петербургского общества для вспомоществования переселенцам 14 марта 1893 года. «Продукт природы» — один из самых значительных рассказов Лескова о жизни русского крестьянства. Горячо сочувствуя народному горю, автор осуждал те нечеловеческие условия, в каких происходило переселение широких масс крестьянства в дореформенное время. Опубликование рассказа в специальном сборнике, посвященном крестьянам-переселенцам, было свидетельством того, что автор осуждал не только прошлое, но и современное неустройство переселенческих дел. Критика, как и во многих других случаях, ограничилась лишь подтверждением правдивости рассказа и самым общим суждением о силе его эмоционального воздействия на читателя. В рецензии на сборник «В путь-дорогу» критик «Русской мысли» писал: «Очень яркую картину переселений в «доброе старое время» дает Лесков в рассказе «Продукт природы»… Г-н Лесков описывает очень просто лишь то, чему был свидетелем тридцать пять лет назад, и от этого простого повествования жутко становится» («Русская мысль», 1893, август, Библиографический отдел, стр. 354). Загон Печатается по тексту журнала «Книжки «Недели», 1893, кн. XI, где «Загон» был впервые опубликован с подзаголовком «Рассказы кстати. А propos». При жизни автора не перепечатывался. Замысел «Загона» возник летом 1891 года, о чем Лесков сообщал в письме к Л. Толстому от 20 июня этого года (см. выше, стр. 595 данного тома). Вначале замысел рассказа был связан по преимуществу с одним из типов «обрусителей», которого Лесков наблюдал на даче в Меррекюле. Ввиду того, что рассказ по замыслу был сатирический, Лесков сомневался, нужно ли работать над осуществлением возникшего замысла, не принесет ли рассказ зло вместо пользы. «Вот «обруситель», которого лучше и не сочинишь, а он есть в натуре. Не описать ли его? Как думаете? Зла ведь от этого не будет, кажется» («Письма Толстого и к Толстому», стр. 109, 110).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Во время учебы Н. А. проходил лагерные военные сборы в частях разных родов войск - пехоты, кавалерии и артиллерии. Летом 1887 г. он исполнял обязанности взводного офицера в лейб-гвардии Преображенском пехотном полку, был произведен в гвардии штабс-капитана. В следующем году служил на летних сборах в Преображенском полку уже ротным командиром. Летом 1889 и 1890 гг. был командиром взвода, затем эскадрона в лейб-гвардии Гусарском полку. В связи с окончанием обучения по курсу высших наук для завершения образования было принято решение о продолжительном путешествии наследника: сначала он должен был посетить вост. страны, затем объехать все российские земли начиная с Дальн. Востока. В окт. 1890 г. Н. А. поднялся в Триесте на борт прибывшего туда с Балтики новейшего броненосного крейсера «Память Азова». В течение 5-месячного плавания наследник посетил Грецию, Египет, Индию, Цейлон (Шри-Ланку), Сингапур, о-в Ява, Сиам (Таиланд), Сайгон (ныне Хошимин, Вьетнам), Гонконг, Китай и Японию. 29 апр. 1891 г. в япон. г. Оцу Н. А. стал жертвой нападения местного полицейского, ударившего его 2 раза саблей по голове. В мае Н. А. прибыл во Владивосток, где торжественно открыл строительство Сибирской (впосл. Транссибирской) железной дороги, затем отправился в путешествие по России и вернулся в С.-Петербург в авг. 1891 г. Во время путешествия Н. А. был произведен в звание гвардии капитана. В том же и в следующем году проходил службу на сборах в 1-й Его Величества батарее Гвардейской конно-артиллерийской бригады. 6 авг. 1892 г. произведен в свой последний воинский чин - гвардии полковника. 2 янв. 1893 г. зачислен на службу командиром 1-го батальона лейб-гвардии Преображенского полка. С 6 мая 1889 г. Н. А. являлся членом Гос. совета и Комитета министров, хотя вначале его участие было только формальным. 17 нояб. 1891 г. был назначен председателем Особого комитета для помощи нуждавшимся в местностях, пострадавших от неурожая. За работу в комитете удостоен 5 марта 1893 г. благодарственного рескрипта от имп. Александра III. 14 янв. того же года Н. А. назначен председателем Комитета Сибирской железной дороги. Фактическим руководителем Комитета был его вице-председатель Н. Х. Бунге, к-рый стал наставником Н. А. в государственных делах. В целом Н. А., будучи наследником, мало участвовал в деятельности государственных органов, а занимался в основном военной службой.

http://pravenc.ru/text/Николай II ...

языка с общим филологическим обзором языков и наречий означенных племен по конкурсу занимал Катанов. С 1884 по 1911 г. кафедру араб. языка и обличения мухаммеданства занимал Машанов, прежде состоявший приват-доцентом по кафедре миссионерских противомусульманских предметов. С авг. 1911 г. кафедру араб. языка, истории и обличения мухаммеданства занял выпускник КазДА епархиальный противомусульманский миссионер М. Г. Иванов. Штатными практикантами татарского языка состояли: до 1895 г. кряшенский свящ. В. Т. Тимофеев, ученик Ильминского, переводчик Свящ. Писания и вероучительных книг на кряшенский язык, заведующий Центральной крещенотатарской школой в Казани, с дек. 1895 г. до 1918 г.- его ученик-кряшен свящ. Т. Е. Егоров . Сверхштатными практикантами арабского языка были татарин-мусульманин Сахиб-Гирей Ахмеров, принявший крещение с именем Павел с марта 1891 г., сириец Жузе, окончивший КазДА, также преподаватель миссионерских курсов при академии с авг. 1896 г. (с 1916 - приват-доцент Казанского ун-та по новоучрежденной кафедре мусульм. права). Все преподаватели татар. отдела много сделали для развития исламоведения, востоковедения и этнографии поволжских и азиатских народов. Кафедру истории и обличения ламайства и монг. языка с бурят. наречием занимали: Миротворцев с 1884 по сент. 1891 г., с 1876 г. член Переводческой комиссии при братстве свт. Гурия Казанского, в 1889 г. составил записку об открытии при академии 2-годичных миссионерских курсов; М. С. Нефедьев с сент. 1891 по авг. 1889 г.; свящ. И. В. Попов с авг. 1889 по авг. 1909 г.; иером. Амфилохий (Скворцов) с февр. 1910 по сент. 1918 г. Кафедру калм. наречия, общего филологического обзора и наречий монг. отдела, этнографии племен этого отдела и истории распространения христианства занимали: Нефедьев с сент. 1886 по 1893 г., архим. Иннокентий (Ястребов) в 1893-1906 гг., архим. Гурий (Степанов) с 1906 г. Практикантами калм. языка состояли: калмык Дик Бадмаев, принявший в 1888 г. крещение с именем Михаил с авг. 1884 до 1901 г.; буддист Лижди Нормаев с 1901 г.; крещеный калмык А.

http://pravenc.ru/text/1319800.html

Неожиданная кончина юношей, полных сил и надежд, только еще начинавших жизнь свою, не представляет ли нам собою самый лучший урок при начале нового года? Быть может и они мечтали в кругу близких и любящих радостно встретить этот год, но иначе судил Господь. Зачем же и нам отгонять от себя эту грозную мысль о возможности каждый день и каждый час встретиться с роковым исходом?! «Поминай последняя твоя», говорит Премудрый, «и во веки не согрешиши». ( Сир.7:39 ). Чем чаще ты будешь помнить это, тем будешь лучше и чище, ибо мысль о предстоящем тебе конечном расчете с жизнию и самого легкомысленного человека способна заставить призадуматься над своим нравственным строем. Поминай последняя твоя не тогда только, когда силы ослабеют и болезнь привяжет тебя к смертному одру; по поминай тогда, когда тебе все улыбается, когда ничто вокруг не напоминает тебе о смерти. Поминай и тогда, когда, при встрече нового года, бьет двенадцать часов, когда вокруг тебя наряды и веселье, когда оркестр гремит и бокалы искрятся вином. В потоке общего веселья, поднимая бокал свой, «поминай последняя твоя» и ты наверное воздержишься от многого дурного. В. Соколов Лебедев А.П. Новая немецкая книга о Константине Великом [Рец. на: Dr. F. М. Flasch. Constantin der Gross, als erster christlicher Kaiser. Würzburg, 1891]//Богословский вестник 1893. T. 1. 2. С. 376–387 (2-я пагин.). —376— Как ни богата немецкая церковно-историческая литература, в которой находится много сочинений относительно замечательнейших христианских личностей, тем не менее в ней не было до последнего времени церковно-исторической монографии о Константине Великом . Это впрочем не значит того, что бы в этой литературе не обращалось должного внимания на изучение личности первого христианского императора и что бы в ней недоставало способов к ознакомлению научным путем с названною личностию. В немецкой светской литературе очень много писано о Константине Великом как такого, что служит к уяснению этого императора и что совершенно необходимо, так и такого, что не представляет собой научной необходимости и является плодом гиперкритики источников и ненаучного педантизма; в этой светской исторической литературе встречаем и монографии, часто большие, и брошюры и журнальный статьи, изображающие жизнь и деятельность Константина.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—123— Нашего 19-го февраля текущего года глава римско-католической церкви, папа Лeb XIII 1214 , праздновал пятидесятилетие своего епископства. Принимая во внимание высокое положение юбиляра в христианском мире вообще, в римско-католическом в особенности, необходимость для православного человека юбилейных подарков и празднеств, до сих пор не закончившихся, и, наконец, относительную редкость пятидесятилетних епископских юбилеев, считаем не лишним хотя кратко познакомить читателей «Богословского Вестника» с этим крупным церковно-политическим событием в современной жизни западного христианства. Западно-европейская, преимущественно итальянская, печать и многочисленые почитатели папы Льва XIII заговорили об юбилее весьма задолго до дня празднования его. Конец 1891-го года, весь 1892-й и особенно начало 1893 года прошли в самых деятельных к юбилею приготовлениях и, как всегда в подобных случаях бывает, в тревожных ожиданиях. Верные и горячо преданные папскому престолу католики опасались за жизнь юбиляра, которому 2 марта 1892 года исполнилось 82 года и который неоднократно в течении прошлого года подвергался приступам инфлюэнцы. Но папа всякий раз оправлялся от болезни и полагал конец подобного рода тревогам. Не были уверены затем в горячем сочувствии римско-като- —124— лического мира торжественному празднованию папского юбилея. Предполагали, что участие в последнем католических мирян и особенно французских аристократов, оскорбленных тем, что папа Лeb XIII признал законным существующий во Франции республиканский образ правления, будет весьма незначительное. В предупреждение такого нежелательного явления и для возбуждения должного внимания в католиках всего земного шара к пятидесятилетнему епископскому юбилею верховного вождя католицизма разными учреждениями и лицами были приняты различные меры. В самом начале 1892 года в Риме, под председательством папского тайного камергера Радини Тедески, составился комитет, который заблаговременно постарался наметить главные стороны предстоявшего юбилейного празднства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из клировых ведомостей за 1893 год узнаем, что происходит медленное улучшение материального обеспечения прихода. Штатного жалования на содержание причта отпускалось из Оренбургского губернского казначейства 212 руб. 64 коп.: священник получал 141 руб. 12 коп., старший псаломщик − 48 руб., младший псаломщик − 23 руб. 52 коп. Доход за требоисправления составил до 600 руб. В течение 1893 г. в кассу церкви поступило 1038 руб. 98 коп., причем в банковских билетах было около 1000 рублей. Для контроля и обеспечения жизни церкви было открыто 3 ноября 1891 г. церковно-приходское попечительство, в котором состояли: священник, два псаломщика-диакона, а также волостной старшина Спасской волости, церковный староста, два сельских старосты и восемь прихожан. После пожара 1880 г. на церковные средства был выстроен священнический дом с надворными постройками, оцененный в Северном Страховом обществе в 1 200 рублей. У псаломщиков дома были общественные, деревянные, крытые соломой, оцененные в 200 руб. В 1886 г. при церкви была построена на церковные средства церковно-приходская школа с отдельною квартирою для учителя, а также дом для просфорни. На 1893 год в школе обучалось 42 мальчика и 22 девочки, занятия начинались в октябре. 4 сентября 1891 г. наставницей Епархиального училищного совета была определена Елена Ксенократова, окончившая курсы прогимназиии при Оренбургской духовной семинарии. Жалование она получала с сентября 1892 г. из Училищного совета 120 рублей, при готовой квартире и отоплении. Назначенная Училищным советом к ней помощница, ее сестра Раиса Ксенократова, получала только 5 руб. Обучение в школе было «безмездное», то есть бесплатное. Последним священником до закрытия церкви при советской власти был Владимир Петрович Горизонтов, русский, родился в июле 1894 г. в семье священника в селе Ново-Архангельское Шарлыкского района. В Первую мировую войну служил в тыловом ополчении. В 1916 г. закончил Оренбургскую Духовную Семинарию. Преосвященным Мефодием, епископом Оренбургским и Тургайским, возведен в сан диакона 10 мая 1916 г. в Спасской церкви. 31 мая 1916 г. Преосвященейшим Леонтием, епископом Кустанайским, − в сан священника. С 1916 г. по 1921 г. служил в селе Спасское. С 1926 г. − в селе Ново-Петровское Петровского района, где и был арестован в 1928 г., повторно − 13 января 1931 г.

http://sobory.ru/article/?object=33455

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010