Оптина благословила и помогла найти верную дорогу архимандриту Леониду (Кавелин; +1891), замечательному российскому археографу, начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, потом настоятелю Новоиерусалимского Воскресенского монастыря и наместника Троице-Сергиевой Лавры; а также священнику Павлу Флоренскому (+1943) — великому православному философу и богослову. Многие великие старцы, столпы отечественного христианства православия, основывали женские монастыри: о. Иоанн Кронштадтский, о. Варнава, о. Герасим из Тихоновой Пустыни. О. Амвросий подтверждает эту закономерность. Он создал Шамординский Казанский женский монастырь, где и провел последние полтора года своей жизни, укрепляя созданную им обитель и наставляя сестер в монашеском служении. Старец болел. 10-го ноября 1891 года старец о. Амвросий, в простонародье ласково называвшийся просто «батюшка Абросим», умер. Тысячи горюющих людей провожали его тело обратно в Оптину Пустынь, взращенную им обитель добра и любви. 1892-1923 Это был период, когда к религии, православию относились скептически, даже враждебно; поэтому Оптина Пустынь как бы отошла в тень, о ней забыли, что позволило большевикам уничтожить эту Богоугодную обитель без особого политического вреда для себя. В 1923 году храмы монастыря были официально закрыты, в нем устроена лесопилка, а в скиту — дом отдыха. В 1987 году Свято-Введенская Оптина пустынь пережила свое второе рождение. 17 ноября 1987 года сохранившиеся монастырские постройки были возвращены Русской Православной Церкви, и 3 июня 1988 года в обители началось богослужение, сначала в надвратной церкви, а затем в Введенском соборе. В 1988 г. преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Поместным Собором Русской Православной Церкви (память празднуется 10(23) октября). В Свято-Введенской Оптиной пустыни были обретены святые мощи преподобного старца и помещены в Введенском соборе обители. 26-27 июля 1996 г. были причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни остальные тринадцать преподобных оптинских старцев, им установлено общее Соборное празднование 11(24) октября. В 2000 году они были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

http://patriarchia.ru/db/text/32432.html

Серафим, епископ Самарский и Ставропольский (Протопопов Симеон Иванович) Родился в 1818 году в городе Москве в семье священника. Первоначально обучался в Московской духовной семинарии. В 1840 году поступил в Московскую духовную академию. 12 декабря 1844 года, по окончании курса духовной академии, назначен учителем Казанской духовной академии. 15 ноября 1845 года получил степень магистра и назначен бакалавром Казанской духовной академии. 8 ноября 1847 года пострижен в монашество; 19 ноября рукоположен в иеродиакона, 20 ноября – во иеромонаха. С 11 июля 1851 года – профессор Казанской духовной академии. 8 июня 1852 года возведен в сан архимандрита. 27 июня 1854 года назначен инспектором Казанской духовной семинарии, редактором журнала «Православный собеседник» и членом цензурного комитета. 11 октября 1855 года переведен ректором Симбирской духовной семинарии. 9 июня 1856 года перемещен на ту же должность в Тверь. 31 декабря 1857 года поставлен настоятелем Тверского Отроча монастыря. 10 апреля 1866 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 14 апреля 1869 года – епископ Смоленский и Дорогобужский. 2 октября 1874 года перемещен епископом Рижским и Митавским. 8 декабря 1877 года назначен епископом Самарским и Ставропольским. В 1886–1888 годах присутствовал в Святейшем Синоде по вопросу изменения и дополнения учебной программы духовных училищ. Скончался 11 января 1891 года после двухмесячной тяжелой болезни. Погребен в Самарском Александро-Невском соборе, в приделе святителя Алексия. Епископ Серафим по своим личным качествам, образованию, твердости характера и непреклонности воззрений и убеждений был одним из выдающихся иерархов Русской Церкви. Он не писал для печати, но беседа его, постоянно умная и поучительная, всегда отличалась тактом, многоведением, замечательною критическою оценкою фактов и глубиною мысли. Он оставил о себе прекрасную память в Казанской духовной академии. Был отличным администратором по управлению епархией, заботился о разработке письменных памятников, требовал составления церковных летописей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Фатуевка. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Фатуевка (Богородское, Азясь, Осиповское) - русская деревня Успенского сельсовета, в 6 км к северу от него, на левом берегу Азяся. Храм каменный, с приделами в трапезной во имя свт. и чуд. Николая (справа) и во имя прмч. Андрея Критского. Название села связано с Осипом Ивановым сыном Фатуевым, которому 27 июня 1707 г. на речке Азясь были дарованы земли. К ним он добавил угодья, вымененные у других владельцев, и в основанном на своих землях поселении построил деревянную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Антиминс на освящение церкви был выдан 18 августа 1712 г. После этого село получило свое второе название – Богородицкое (Богородское). В 1717 г. при церкви находились поп Димитрий Сафонов и дьячек Кузьма Яковлев. Во время Большого кубанского погрома 1717 г. село было разорено, а церковь, по всей вероятности, сожжена, однако вскоре была заново отстроена, поскольку уже упоминается в окладных книгах 1722 года. Каменный храм с деревянными сводами в настоящей и потолками в трапезной построен в 1853 (1857) г. тщанием помещика Валериана Ивановича Димитриева и прихожан по проекту, утвержденному 30 января 1851 г. Первоначально были устроены: в настоящей – главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери и правый придел во имя свт. и чуд. Николая. В 1864–1865 гг. к колокольне были сделаны пристройки. 16 января 1866 г. храм был освящен (престол во имя свт. Митрофана?). 10 марта 1889 г. во время пожара от лопнувшей печной трубы в трапезной сгорели все деревянные конструкции и крыша на храме. После пожара на обгоревших стенах временно устроили шатровую кровлю на двух балках и простых стропилах. В сентябре 1889 г. получено разрешение возобновить храм по прежнему плану. В 1889 (1890)–1891 гг. трапезная и настоящая возобновлены. Кокольня также исправлена и приведена в прежний вид. 6 апреля 1889 г. благочинным священником Павлом Беляевым освящен главный престол, 21 октября 1890 г. благочинным священником Петром Каллиоповым освящен правый придел во имя свт. и чуд. Николая. В 1890–1891 гг. церковь была покрыта новым железом, исправлены полы и потолки. 17 октября 1893 г. в левом приделе в память спасения жизни Государя Императора Александра III благочинным протоиереем Фотием Алявдиным освящен престол во имя прп. Андрея Критского. В 1902 г. в храм пожертвовали разную церковную утварь крестьяне Леонтий Зимцев, Иван Милов и Василий Одиноков на 50 руб. каждый и Дарья Ларионова на 75 руб.

http://sobory.ru/article/?object=25482

См.: Скобей А., прот. Архиепископ Ярославский и Ростовский Сергий.//ЖМП 1967. 12. С. 22–25. 308 Сергий (Озерецковский Сергей Иванович); (1870-?). Окончил Московские ДС и ДА (1895). Был настоятелем Успенской церкви в Стромыни, Богородского уезда Московской епархии. Уклонился в обновленчество. 7 июня 1924 хиротонисан во епископа Коломенского, викария Московской епархии. С 27 июля 1924 – епископ Усть-Медведицкий и Хоперский, викарий Сталинградской епархии. С 28 октября 1924 – временно управляющий Сталинградской епархией. С 12 мая 1925 – епископ Череповецкий, 15 октября 1925 – архиепископ. Участник обновленческого собора 1925 года. С 5 августа 1927 – архиепископ Оренбургский, с 11 июля 1928 – Клинский, викарий Московской епархии, с 8 августа 1928 – Тобольский, 1 апреля 1931 – митрополит, 7 апреля 1931 награжден крестом для ношения на клобуке, с 3 августа 1932 – митрополит Троицкий (Уральского округа). 323 Сергий (Страгородский Иван Николаевич); (11 января 1867 – 15 мая 1944). Окончил Нижегородскую ДС (1886) и С.-Петербургскую ДА (1890), к. б. 30 января 1890 пострижен в монашество; 21 мая 1890 рукоположен во иеромонаха; с 13 июня 1890 – член Японской Духовной Миссии (при этом с 6 декабря 1891 до Пасхи 1892 заменял судового священника на крейсере «Память Азова»). В июле 1893 избран и. д. доцента по кафедре Священного Писания Ветхого Завета С.-Петербургской ДА; с 23–29 декабря 1893 – и. о. инспектора Московской ДА. С 21 сентября 1894 – настоятель церкви при дипломатической миссии в Афинах, архимандрит. С 14 июня 1895 – магистр богословия (Православное учение о спасении. Сергиев Посад. 1894). С 3 сентября 1897 – помощник начальника Японской Духовной Миссии; с 29–31 июля 1899 – ректор С.-Петербургской ДС; с 6 октября 1899 инспектор, с 24 января 1901 – ректор С.-Петербургской ДА. 26 января 1901 назначен и 25 ноября 1901 хиротонисан во епископа Ямбургского, третьего викария С.-Петербургской епархии (с 10 июля 1901 – второй викарий; с 22 февраля 1903 – первый викарий). С 6 октября 1905 – архиепископ Финляндский и Выборгский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После кончины преподобного Льва послушник Александр стал келейником старца Макария. 29 ноября 1842 года Александр был пострижен в мантию и наречен Амвросием (в честь святителя Амвросия Медиоланского ), а 9 декабря 1845 года был рукоположен в иеромонаха. Здоровье преподобного Амвросия в эти годы сильно пошатнулось. В декабре 1845 года он сильно простудился и заболел и с тех пор уже никогда не смог по-настоящему поправиться. 7 сентября 1860 года преставился преподобный Макарий. К этому времени о. Амвросий настолько преуспел в жизни духовной, что уже старчествовал в течение двенадцати лет по благословению старца Макария, успешно руководствуя своими духовными советами и наставлениями обращавшихся к нему в деле спасения. Среди благодатных духовных дарований преподобного, привлекавших к нему тысячи людей, следует в первую очередь упомянуть о прозорливости и даре духовного рассуждения. Любовь и мудрость притягивали к преподобному сотни людей. C утра до вечера шли к нему с самыми наболевшими вопросами. Со всех концов России стекались к хибарке преподобного богатые и бедные, аристократы и простолюдины. Его посещали известные общественные деятели и писатели: Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь, А. П. Толстой, В. С. Соловьев , К Н. Леонтьев, М. Н. Погодин, Н. М. Страхов и другие. И он принимал всех с одинаковой любовью и благорасположением. В последние годы жизни старца в 12 верстах от Оптиной, в деревне Шамордино, по его благословению была устроена женская Казанская пустынь, в которую, в отличие от других женских монастырей того времени, принимали больше неимущих и больных женщин. Именно в Шамордино суждено было старцу Амвросию встретить час своей кончины. 2 июня 1890 года он, по обыкновению, выехал туда на лето. В конце лета преподобный три раза пытался вернуться в Оптину, но не смог по причине нездоровья. Время шло, а болезнь все усиливалась. 10 октября 1891 года, в половине двенадцатого, великий оптинский старец мирно отошел ко Господу. Память преподобного Амвросия Церковь совершает 27 июня/10 июля − обретения мощей, 10/23 октября − преставление, а также 11/24 октября в Соборе преподобных Оптинских старцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Знаете, есть такая поговорка, жесткая, но точная, как и любая поговорка: «Смешно дураку, что ухо набоку», то есть дураку смешно, что у человека ухо почему-то на месте, сбоку, смешно потому, что он дурак и он не знает, где оно должно быть. Вот чтоб в такого дурака не превращаться, лучше не судить о том, чего не знаешь, и не высказываться по сложнейшим, деликатнейшим вопросам грубо и примитивно. Я сейчас говорю, как Вы понимаете, о тех журналистах, которые тужатся смеяться над Церковью, пытаются выставить священников необразованными, темными, дремучими людьми. Не им смеяться над священниками, пусть кто-то другой посмеется — тот, кто, по крайней мере, выражать свои мысли умеет… Рейтинг: 9.9 Голосов: 60 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891 гг., память 27 июня/10 июля, 10/23 октября, 11/24 октября) — один из оптинских старцев; наставления преподобного Амвросия изобилуют полушутливыми краткими изречениями, известными и любимыми в православном народе. Кассандра — в древнегреческой мифологии дочь троянского царя Приама и царицы Гекубы, получившая от Аполлона дар вещания; не встретив взаимности в любви, Аполлон отомстил Кассандре тем, что никто не верил ее пророчествам, в том числе когда она предсказала гибель Трои. Руслан Султанович Аушев (род. 1954 г.) — известный российский политический и общественный деятель, первый президент республики Ингушетия. Митрополит Питирим (Нечаев, 1926–2003 гг.) — в 80-х гг. ХХ в. один из наиболее авторитетных иерархов Русской Православной Церкви, руководитель Издательского Отдела Московской Патриархии (1962–1994 гг.); член правления Российского международного фонда культуры, председатель совета Славянского фонда России, народный депутат СССР (1989–1991 гг.); кандидат богословия, автор более 100 публицистических статей, научных трудов на русском и иностранном языках. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья 30 сентября 2019, 20:47 Дай Господи здоровья Отцу Нектарию Александр 7 октября 2013, 10:12 Полностью Вас поддерживаю! владимир 31 мая 2013, 04:34 можна просто сказать-желание славы/тонкий вид тщеславия это заложено в каждом человеке-вот пример-я пишу к вам высказываю свое мнение этотоже тонкий вид прославится что можут дать священослужителю телевизионное шоу кроме вреда истать камнем соблазна ипреткновения в умах людей -достаточнопосмотреть интернет сколько там течений мнений и размышлений каждый ищет и находит нужно переработать тоны хлама чтоб найти в породе крупицы золота для меня пример--почаевская лавра так как я живу в украине.

http://pravoslavie.ru/61050.html

700 Преподобный Макарий Алтайский (М. Я. Глухарев, 1792–1847, память 15/28 мая), с августа 1830 г. по 1840 г. как миссионер Тобольской епархии возглавлял Алтайскую духовную миссию; просветитель народов Алтая. – Прим. сост. 707 Для подготовки второго русского издания. Замечания под руководством преподобного Макария были подготовлены преподобным Амвросием (1812–1891, память 27 июня/10 июля и 9/22 октября). – Прим. сост. 708 Возможно Н. П. Киреевская (1809–1900), супруга философа и писателя И. В. Киреевского, многолетняя благотворительница скита и монастыря Оптина пустынь, при жизни преподобного Макария была его духовной дочерью. Пользовалась доверием и уважением митрополита Филарета. – Прим. сост. 710 Преподобный Моисей Оптинский (Т. И. Путилов, 1782–1862, память 16/29 июня), схиархимандрит. Сначала начальник скита и духовник, а потом наместник Оптиной пустыни (1825–1862). – Прим. сост. 712 «Сотницы о духовной жизни», рукопись которых присылали на отзыв митрополиту Филарету. Преподобный Фалассий (VII в., память 22 февраля/7 марта), пресвитер и настоятель монастыря в сирийской пустыне, состоял в духовном общении с Максимом Исповедником . – Прим. сост. 717 Парфений (П. Агеев, ок. 1807–1868), иеромонах, позже игумен Гуслицкого монастыря Московской губернии. Церковный писатель, обличитель раскола. Был назначен строителем Николаевской Берлюковской пустыни Московской губернии в 1856 г. Берлюковская пустынь возобновлена митрополитом Платоном (Левшиным) в 1770 г. В конце 30-х гг. XIX в. по распоряжению митрополита Филарета в обители было проведено дознание о обретенном чудотворном образе «Лобзание Христа Иудою» и установлено празднование иконе. В 1848 и 1853 гг. святителем Филаретом в обители были освящены два храма. Монастырь закрыт в 1920 г. – Прим. сост. 721 Федор Александрович Голубинский (1797–1854), протоиерей, профессор Московской духовной академии. – Прим. сост. 723 Григорий Георгиевич Пономарев, священник села Рогожны близ Тулы, друг святителя Филарета по Коломенскому духовному училищу. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

После кончины преподобного Макария (†7 сентября 1860) преподобный Амвросий становится духовным наставником братии. За наставлением к нему шли тысячи верующих и неверующих людей со всей России. К нему приезжали за советом и для беседы великий князь Константин Константинович Романов, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев , К. Н. Леонтьев (монах Климент), А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, М. П. Погодин и многие другие. Преподобный Амвросий никогда не позволял себе пустого слова и говорил лишь с целью исправления и назидания. На насущный вопрос: «Как жить?» – он давал шутливые ответы: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно». Или: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Или: «Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо». «Мы должны, – говорил старец, – жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем». Преподобный Амвросий имел дар прозорливости, он исцелял больных, помогал нуждавшимся и бедным. Для оказания помощи старец являлся людям на расстоянии, наяву или во сне. Преподобным Амвросием была устроена Казанская Шамординская женская обитель, куда он посылал жить или нуждавшихся больных, или бедных благочестивых женщин, девушек и сирот. Преподобный Амвросий был великим молитвенником за всю Россию. Во время молитвы его лицо видели преображенным. Скончался преподобный Амвросий 10 октября 1891 года в Шамординской обители и был похоронен в Оптиной пустыни рядом с могилой преподобного старца Макария. После кончины старец Амвросий являлся многим людям в разных концах России, исцеляя больных, помогая страждущим. Святость жизни старца Амвросия явлена в его деятельной любви к ближним, и православный народ всегда отвечал ему глубоким почитанием. В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви преподобный Амвросий был причислен к лику святых угодников Божиих. Обретенные его честные мощи почивают во Введенском соборе Оптиной пустыни. Память празднуется 10 октября, а также 27 июня (обретение мощей) и 11 октября – в Соборе Оптинских старцев. Читать далее Источник: Минея дополнительная. Вып. 1. - Москва : Издательский совет Русской православной церкви, 2005. - 416 с. ISBN 5-94625-058-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Патриарх Тихон скончался 7 апреля 1925 г. 1 ноября 1981 г. был канонизирован Архиерейским Синодом РПЦЗ. 9 октября 1989 г. был прославлен в лике святых Архиерейским Собором РПЦ. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский Иван Николаевич) родился 11 января 1867 г. в Арзамасе Нижегородской губернии в семье протоиерея. Первоначальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище. В августе 1880 г. поступил в Нижегородскую духовную семинарию, в 1886 г. – в Санкт-Петербургскую духовную академию на историческое отделение. 30 января 1890 г. был пострижен в монашество с именем Сергия, 21 апреля рукоположен во иеромонаха. 9 мая 1890 г. окончил духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1890 г. был направлен в Японию членом Православной духовной миссии. В декабре 1891 г. назначен судовым священником на корабль «Память Азова». В 1893 г. вызван в Санкт-Петербург, и становится исполняющим должность доцента по кафедре Священного Писания Ветхого Завета в Санкт-Петербургской духовной академии. 13 декабря 1893 г. назначен исполняющим должность инспектора Московской духовной академии. 21 сентября 1894 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах. В 1895 г. удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Православное учение о спасении». В 1897 г. вторично направлен в Японию помощником начальника Православной духовной миссии. В 1899 г. определен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. В том же году назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии, с января 1901 г. – ее ректором. 25 февраля 1901 г. хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 6 октября 1905 г. – архиепископ Финляндский и Выборгский. В 1906 г. участвовал в сессии Святейшего Синода, председательствовал в Учебном комитете, одновременно занимаясь исправлением текста богослужебных книг. С этого же года – Почетный член Санкт-Петербургской духовной академии. С 6 мая 1911 г. – член Святейшего Синода. В марте 1912 г. назначен Председателем Предсоборного совещания при Синоде. В 1917–1918 гг. – участник Всероссийского Священного Собора в Москве. С 10 августа 1917 г. – архиепископ Владимирский и Шуйский. 28 ноября 1917 г. возведен в сан митрополита. С 16 июня 1922 г. по 27 августа 1923 г. был в обновленческом расколе, затем принес покаяние и был присоединен к Церкви. С 18 марта 1924 г. – митрополит Нижегородский. С 10 декабря 1925 г. – заместитель Патриаршего Местоблюстителя. 12 апреля 1932 г. награжден предношением креста при богослужении. 27 апреля 1934 г. ему присвоен титул «Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский» с правом ношения двух панагий. 8 сентября 1943 г. Собором русских иерархов был избран Патриархом Московским и всея Руси. 12 сентября 1943 г. состоялась его интронизация в московском кафедральном Богоявленском соборе. Умер 1 мая 1944 г., погребен в Николаевском приделе московского Патриаршего Богоявленского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

А вот у Стейнбека это отношение к человеку есть. И он все время ставит в своих произведениях настолько жизненно важные вопросы, что, читая его книги, над ними трудно самому не задуматься, то есть на самом деле очень много полезного и достойного можно почерпнуть из окружающего нас, и в том числе из литературы, даже в первую очередь из нее. Это опять-таки естественно, потому что в основе изобразительного искусства лежит зрительный образ, в основе музыки лежит звук, а в основе литературы – слово, а слово – первый признак сознательной, разумной жизни, воссоздание внутри себя мира, и потому оно заключает в себе намного больше, чем образ или звук. 116 Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891 гг.) – один из оптинских старцев; его «Собрание писем к монашествующим и мирянам» – настоящий клад духовной и житейской мудрости для современного христианина; память 27 июня/10 июля, 10/23 октября, 11/24 октября. 117 Кассандра – в древнегреческой мифологии дочь троянского царя Приама и царицы Гекубы, получившая от Аполлона дар вещания; не встретив взаимности в любви, Аполлон отомстил Кассандре тем, что никто не верил ее пророчествам, в том числе ее предсказанию о гибели Трои. 118 Руслан Султанович Аушев (род. 1954 г.) – известный российский политический и общественный деятель, первый президент республики Ингушетия 119 Митрополит Питирим (Нечаев , 1926–2003 гг.) – в 80-х гг. XX в. один из наиболее авторитетных иерархов Русской Православной Церкви, руководитель Издательского Отдела Московской Патриархии (1962– 1994 гг.); член правления Российского международного фонда культуры, председатель совета Славянского фонда России, народный депутат СССР (1989–1991 гг.); кандидат богословия, автор более 100 публицистических статей, научных трудов на русском и иностранном языках. 120 Понятие «тролль» в сленге пользователей Интернета обозначает лиц, провоцирующих эмоциональную перепалку на форумах, преследующих других пользователей и выдающих себя за других людей. 123 Джон Стейнбек (1902–1968 гг.) – американский писатель, автор всемирно известных романов «Гроздья гнева», «Зима тревоги нашей» и др.; лауреат Нобелевской премии по литературе (1962 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010