После кончины преподобного Макария (†7 сентября 1860) преподобный Амвросий становится духовным наставником братии. За наставлением к нему шли тысячи верующих и неверующих людей со всей России. К нему приезжали за советом и для беседы великий князь Константин Константинович Романов, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев , К. Н. Леонтьев (монах Климент), А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, М. П. Погодин и многие другие. Преподобный Амвросий никогда не позволял себе пустого слова и говорил лишь с целью исправления и назидания. На насущный вопрос: «Как жить?» – он давал шутливые ответы: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно». Или: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Или: «Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо». «Мы должны, – говорил старец, – жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем». Преподобный Амвросий имел дар прозорливости, он исцелял больных, помогал нуждавшимся и бедным. Для оказания помощи старец являлся людям на расстоянии, наяву или во сне. Преподобным Амвросием была устроена Казанская Шамординская женская обитель, куда он посылал жить или нуждавшихся больных, или бедных благочестивых женщин, девушек и сирот. Преподобный Амвросий был великим молитвенником за всю Россию. Во время молитвы его лицо видели преображенным. Скончался преподобный Амвросий 10 октября 1891 года в Шамординской обители и был похоронен в Оптиной пустыни рядом с могилой преподобного старца Макария. После кончины старец Амвросий являлся многим людям в разных концах России, исцеляя больных, помогая страждущим. Святость жизни старца Амвросия явлена в его деятельной любви к ближним, и православный народ всегда отвечал ему глубоким почитанием. В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви преподобный Амвросий был причислен к лику святых угодников Божиих. Обретенные его честные мощи почивают во Введенском соборе Оптиной пустыни. Память празднуется 10 октября, а также 27 июня (обретение мощей) и 11 октября – в Соборе Оптинских старцев. Читать далее Источник: Минея дополнительная. Вып. 1. - Москва : Издательский совет Русской православной церкви, 2005. - 416 с. ISBN 5-94625-058-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А вот у Стейнбека это отношение к человеку есть. И он все время ставит в своих произведениях настолько жизненно важные вопросы, что, читая его книги, над ними трудно самому не задуматься, то есть на самом деле очень много полезного и достойного можно почерпнуть из окружающего нас, и в том числе из литературы, даже в первую очередь из нее. Это опять-таки естественно, потому что в основе изобразительного искусства лежит зрительный образ, в основе музыки лежит звук, а в основе литературы – слово, а слово – первый признак сознательной, разумной жизни, воссоздание внутри себя мира, и потому оно заключает в себе намного больше, чем образ или звук. 116 Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891 гг.) – один из оптинских старцев; его «Собрание писем к монашествующим и мирянам» – настоящий клад духовной и житейской мудрости для современного христианина; память 27 июня/10 июля, 10/23 октября, 11/24 октября. 117 Кассандра – в древнегреческой мифологии дочь троянского царя Приама и царицы Гекубы, получившая от Аполлона дар вещания; не встретив взаимности в любви, Аполлон отомстил Кассандре тем, что никто не верил ее пророчествам, в том числе ее предсказанию о гибели Трои. 118 Руслан Султанович Аушев (род. 1954 г.) – известный российский политический и общественный деятель, первый президент республики Ингушетия 119 Митрополит Питирим (Нечаев , 1926–2003 гг.) – в 80-х гг. XX в. один из наиболее авторитетных иерархов Русской Православной Церкви, руководитель Издательского Отдела Московской Патриархии (1962– 1994 гг.); член правления Российского международного фонда культуры, председатель совета Славянского фонда России, народный депутат СССР (1989–1991 гг.); кандидат богословия, автор более 100 публицистических статей, научных трудов на русском и иностранном языках. 120 Понятие «тролль» в сленге пользователей Интернета обозначает лиц, провоцирующих эмоциональную перепалку на форумах, преследующих других пользователей и выдающих себя за других людей. 123 Джон Стейнбек (1902–1968 гг.) – американский писатель, автор всемирно известных романов «Гроздья гнева», «Зима тревоги нашей» и др.; лауреат Нобелевской премии по литературе (1962 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

700 Преподобный Макарий Алтайский (М. Я. Глухарев, 1792–1847, память 15/28 мая), с августа 1830 г. по 1840 г. как миссионер Тобольской епархии возглавлял Алтайскую духовную миссию; просветитель народов Алтая. – Прим. сост. 707 Для подготовки второго русского издания. Замечания под руководством преподобного Макария были подготовлены преподобным Амвросием (1812–1891, память 27 июня/10 июля и 9/22 октября). – Прим. сост. 708 Возможно Н. П. Киреевская (1809–1900), супруга философа и писателя И. В. Киреевского, многолетняя благотворительница скита и монастыря Оптина пустынь, при жизни преподобного Макария была его духовной дочерью. Пользовалась доверием и уважением митрополита Филарета. – Прим. сост. 710 Преподобный Моисей Оптинский (Т. И. Путилов, 1782–1862, память 16/29 июня), схиархимандрит. Сначала начальник скита и духовник, а потом наместник Оптиной пустыни (1825–1862). – Прим. сост. 712 «Сотницы о духовной жизни», рукопись которых присылали на отзыв митрополиту Филарету. Преподобный Фалассий (VII в., память 22 февраля/7 марта), пресвитер и настоятель монастыря в сирийской пустыне, состоял в духовном общении с Максимом Исповедником . – Прим. сост. 717 Парфений (П. Агеев, ок. 1807–1868), иеромонах, позже игумен Гуслицкого монастыря Московской губернии. Церковный писатель, обличитель раскола. Был назначен строителем Николаевской Берлюковской пустыни Московской губернии в 1856 г. Берлюковская пустынь возобновлена митрополитом Платоном (Левшиным) в 1770 г. В конце 30-х гг. XIX в. по распоряжению митрополита Филарета в обители было проведено дознание о обретенном чудотворном образе «Лобзание Христа Иудою» и установлено празднование иконе. В 1848 и 1853 гг. святителем Филаретом в обители были освящены два храма. Монастырь закрыт в 1920 г. – Прим. сост. 721 Федор Александрович Голубинский (1797–1854), протоиерей, профессор Московской духовной академии. – Прим. сост. 723 Григорий Георгиевич Пономарев, священник села Рогожны близ Тулы, друг святителя Филарета по Коломенскому духовному училищу. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Так жил и учил старец приходивших к нему. Но этим не исчерпывалась его духовная деятельность служения ближнему. Не все могли прийти или приехать к старцу, но, имея веру к нему, обращались к нему письменно. Эти письма получались десятками, если не сотнями. Таким образом, к трудам приема посетителей прибавлялся еще новый труд — труд старческой переписки. В письмах так же, как и при личном приеме, приходилось утешать в скорбях, наставлять на путь добродетели и разрешать жизненные вопросы. В письмах преподавалось то же старческое мудрое слово и наставление, растворенное благодатию Духа Святого. Эти письма могут служить для всех доказательством тех мудрых наставлений, коими питал отец Амвросий всех, обращавшихся к нему. Не распространяясь о них подробно, предоставляем желающим познакомиться с ними самим. Письма изданы пустынью уже в нескольких выпусках. Наконец, закончим наше краткое и убогое сказание о приснопамятном старце иеросхимонахе Амвросии словами надгробной речи Преосвященного Виталия: " Вознесем теплые молитвы ко Всевышнему о упокоении души преставившегося раба Божия иеросхимонаха Амвросия, да вселит его дух в лики праведных в Своих блаженных обителях " . Будем просить и молитв старца, да ходатайствует и он своими молитвами пред Престолом Божиим о нашем спасении. Душе старца приятна будет наша молитва, если мы, подобно ему, будем утверждать свою жизнь на началах любви Христовой. Да престанут среди нас всякого рода пререкания и разделения и да царствует между нами единение во имя Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь " . В 1890 году старец Амвросий прибыл в Шамордино. Здесь он разболелся и, несмотря на распоряжение правящего Калужского архиерея, уже не мог вернуться в родную обитель. 10/23 октября 1891 года преподобный Амвросий скончался в основанной им Шамординской обители. Тело преподобного при огромном стечении народа крестным ходом было перенесено в Оптину пустынь для погребения. Святые мощи старца были обретены 27 июня/10 июля 1998 года и в настоящее время почивают в Введенском соборе монастыря, в левом приделе, освященном в его память.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

Год с преподобными Оптинскими старцами Календарь Год с преподобными Оптинскими старцами/Сост. иеродиакона Никона (Париманчука). — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 368 с. : илл. ISBN 5-7533-0462-9 Собор преподобных Оптинских старцев составляют четырнадцать святых: преподобные Лев († 1841, память 11 октября (все даты указаны по ст. ст.)), Макарий († 1860, память 7 сентября), Амвросий († 1891, память 10 октября и 27 июня), Моисей († 1862, память 16 июня), Антоний († 1865, память 7 августа), Иларион († 1873, память 18 сентября), Анатолий Старший († 1894, память 25 января), Исаакий (†1 894, память 22 августа), Иосиф († 1911, память 9 мая), Варсонофий († 1913, память 1 апреля), Анатолий Младший († 1922, память 30 июля), Нектарий († 1928, память 29 апреля), преподобноисповедник Никон († 1931, память 25 июня), преподобномученик Исаакий († 1938, память 26 декабря). В календаре вы прочтете краткие жития каждого старца, их духовные поучения и наставления, описание случаев благодатной помощи по их молитвам, а также сведения из истории монастыря и биографии некоторых его паломников. 27 декабря 2010 г. Рейтинг: 6.5 Голосов: 13 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/43803.html

Скончался преподобный Амвросий 10 октября 1891 года в Шамординской обители и был похоронен в Оптиной пустыни рядом с могилой преподобного старца Макария. После кончины старец Амвросий являлся многим людям в разных концах России, исцеляя больных, помогая страждущим. Святость жизни старца Амвросия явлена в его деятельной любви к ближним, и православный народ всегда отвечал ему глубоким почитанием. В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви преподобный Амвросий был причислен к лику святых угодников Божиих. Обретенные его честные мощи почивают во Введенском соборе Оптиной пустыни. Память празднуется 10 октября, а также 27 июня (обретение мощей) и 11 октября – в Соборе Оптинских старцев. Святых Отец седмаго Вселенскаго собора В субботу на малей вечерни Стихиры воскресны и Богородицы, по обычаю. На велицей вечерни На Господи, воззвах: стихиры Октоиха, воскресны 3 и восточен един. Стихиры святых отцев, на 6, глас 6. Подобен: Отчаянная: Честныя Соборы отцев/в разная времена составив,/во едино собра единем и темже правилом/зело добре Патриарх Герман Новый,/пиша купно же и держа догматы сих,/иже и молитвенники бодрственныя сия спасения/Господу предлагает, и пастве с пастыри. Закона писание детем еврейским положи честную седмицу,/сени придержащимся и служащим сей,/юже отцы, стекшеся на Седмом Соборе манием Божиим,/в шести днех все сие совершившаго,/и седмый благословившаго,/честнейшую соделаша, предел веры изложивше. Троицу, всем от вещей/мipoбыmuя сущую вину,/ясно предасте, треблаженнии отцы:/Три бо и Четыре Соборы, таинственнейшим словом положивше,/и отмстителие явльшеся Православнаго слова,/стихиа четыре суща,/и Троицу изъяснисте,/создавшую сия и мip сотворшую. Довляше и единою жизнь вдохнути/лежащему сыну служащия,/пророка Елиссея слячение зельно;/обаче обратися седмижды и прекланяшеся сему,/провозвещая яко провидец ваша Соборы,/имиже умерщвление Божественнаго Слова водушисте,/Ария умертвивше, и его сверстники.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТРОЕПОЛЬСКИЙ ВЛАДИМИР КАПИТОНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свящ. Владимир Капитонович Троепольский Владимир Капитонович Троепольский ( 1864 - 1905 ), священник , священномученик , местночтимый святой Украинской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей Память 29 декабря (Укр.) и в неделю новомучеников (РПЦЗ) Родился 13 января 1864 года в с. Колпны Малоархангельского уезда Орловской губернии (ныне пгт Колпна Орловской области) в семье священника. В раннем детстве он лишился родителей. В 1878 году окончил духовное училище, а 27 июня 1884 года - Орловскую духовную семинарию по I разряду . 5 октября 1885 года был определён псаломщиком к Ялтинской Иоанна-Златоустовской церкви , а в декабре 1885 года утверждён законоучителем Ялтинского женского народного училища. Год прослужив псаломщиком, затем отбывал воинскую повинность на правах вольноопределяющегося, сдав экзамен на прапорщика армейской пехоты, и с этим чином вышел в запас 18 октября 1887 года. 15 января 1888 года поступил на службу в Таврическое губернское правление в качестве чиновника. В июле 1889 года был переведён в канцелярию Таврического губернатора на должность помощника канцелярии, а 30 ноября 1889 года утверждён в чине коллежского регистратора. Женился на Людмиле Андреевне (1874 г.р.). Дети: Александр (1894 г.р.); Владимир (1895 г.р.); Борис (1897 г.р.); Павел (1900 г.р.). В сентябре 1891 года был рукоположен во диакона и священника с распределением в Ильинскую церковь города Саки Евпаторийского уезда. Там его заботами была устроена колокольня, а также приобретено около 200 десятин церковной земли. Он сумел привлечь жертвователей на устройство при грязелечебнице приюта, в котором за небольшую плату могли бы устраиваться бедные, приезжающие сюда для лечения, для чего был найден участок земли. С 1891 года по 1898 год являлся законоучителем трех сакских земских школ. С 1896 года по 1898 год он служил наблюдателем церковноприходских школ Евпаторийского уезда Таврической губернии. В 1895, 1896 и 1898 годах был депутатом от духовенства епархиальных окружных съездов. В 1898 году Евпаторийским уездным комитетом попечительства о народной трезвости он назначается заведующим Сакских бесплатных народных библиотек-читален, а с июля 1898 года до октября 1898 года - заведующим и законоучителем двух керченских церковноприходских школ.

http://drevo-info.ru/articles/13678907.h...

К лику святых причислены митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий и схииеромонах Вассиан Слепой 29 августа. ПРАВМИР. В Киево-Печерской Лавре в праздник Успения Пресвятой Богородицы состоялось прославление в лике святых митрополита Киевского и Галицкого Иоанникия (Руднева, умер в 1900 году) и схииеромонаха Вассиана Слепого (Балашевича, умер в 1827 году). Как сообщает  информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви, за богослужением, которое возглавил Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, была совершена последняя заупокойная лития по митрополиту Иоанникию и схииеромонаху Вассиану, после чего были объявлены решения Священного Синода УПЦ от 19 апреля и 20 июля 2016 года о причислении их к лику святых. Также были зачитаны жития новопрославленных подвижников. church.ua Память преподобного Вассиана Слепого (Балашевича) Священным Синодом УПЦ установлено совершать 25 апреля по старому стилю (8 мая — по новому), в день его преставления, а святителя Иоанникия (Руднева), митрополита Киевского и Галицкого 7 июня по старому стилю (20 июня — по новому), также в день его преставления. Оба святых были похоронены в Киево-Печерской Лавре. Могила святого Иоанникия находится в Крестовоздвиженском храме, а преподобного Вассиана — возле храма Рождества Пресвятой Богородицы. church.ua Митрополит Иоанникий, в миру Иван Максимович Руднев (1826-1900) родился в семье бедного дьячка в Новосильском уезде Тульской губернии (ныне в Орловской области); обучался в Тульской духовной семинарии. В 1849 году окончил курс в Киевской духовной академии; 11 октября того же года принял монашеский постриг. 21 декабря 1854 года возведен в сан архимандрита. 12 июня 1861 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора. С 12 января 1864 года – епископ Саратовский и Царицынский. С 13 июля 1873 года – епископ Нижегородский и Арзамасский. 14 февраля 1877 года возведен в сан архиепископа. С 8 декабря 1877 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. С 27 июня 1882 года – митрополит Московский и Коломенский. С 17 ноября 1891 года – митрополит Киевский и Галицкий.

http://pravmir.ru/ukrainskaya-tserkov-pr...

В 1874 году за честное служение награжден набедренником. За полезные труды в деле народного образования о. Михаилу не раз выражалась благодарность: в 1874, 1875, 1876 и 1882 гг. — от Бронницкого Земского Собрания; в 1879 году — благословение Святейшего Синода; в 1894 году — от Бронницкого уездного училищного Совета; в 1896 году — от Бронницкого Отделения Кирилло-Мефодиевского братства; тогда же — от Бронницкого Уездного Собрания. В 1881 году награжден фиолетовой скуфьей, а в 1891 году — камилавкой. К 25-летию пастырского служения 31 августа 1891 года с благословения митрополита Московского и Коломенского Иоанникия (Руднева) прихожане поднесли о. Михаилу образ Успения Божией Матери. 3 февраля 1896 года указом Императора удостоен ордена Св.Анны 3-й степени. Кроме ордена, о. Михаил имел серебрянную медаль в память покойного Императора Александра III. В 1899 году был награжден наперсным крестом, а 21 октября 1899 года по разрешению митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского) (прославлен Церковью как священномученик) прихожане поднесли о. Михаилу наперсный крест с украшениями. К 1899 году о. Михаил был вдов, имел четверых детей. Старший, Александр, обучался в Московской Духовной Академии, а второй сын Константин — в Московской Духовной Семинарии. Псаломщиком в 1899 году в Успенском храме был Иоанн Васильевич Успенский, сын пономаря, из рода, давно служившего при этой церкви. Он родился в 1852 году, в 1870 году окончил Коломенское Духовное училище. 24 июня 1873 года был определен псаломщиком в Троицкий храм с. Троицкое-Сельцы Московского уезда. 27 января 1874 года епископом Дмитровским Леонидом (Краснопевковым) посвящен в стихарь. По прошению 12 декабря 1889 года переведен в погост Сорокородни. Жена—Евдокия Степановна, пять детей, из которых Владимир обучался в Московском Донском Духовном училище, а трое младших мальчиков—в Марфинском приюте с. Марфино. Просфорницей в храме тогда была Евдокия Павловна Спасская, вдова псаломщика с. Ивановское Бронницкого уезда.

http://sobory.ru/article/?object=14246

К 1913 г. в соборе имелось 7 престолов: в новой церкви - во имя Преображения Господня, освящен 18 июля 1894 г.; в честь Пророка Илии, освящен 3 сентября 1905 г.; в честь Черниговской иконы Божией Матери, освящен 21 июня 1896 г., в подвальной части нового храма отстроена пещерная церковь во имя прп. Исидора Пелусиота, освящена 8 июля 1883 г.; в старой церкви - в честь свт. Николая Чудотворца и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», престол в честь Вознесения Господня устроен в помещении колокольни. В 1865 г. при соборе открыто церковно-приходское попечительство. К Глазовскому Преображенскому собору были приписаны 3 церкви: В приходе Преображенского собора выстроены 2 часовни: 1. Глазовским городским мещанским обществом в память посещения города в 1873 г. наследником престола, будущим императором Александром II и в память его мученической кончины в 1890 г. устроена каменная часовня; 2. В память оставления вотяками языческих обрядов и в память чудесного спасения от смерти императора Александра III и членов его семьи при крушении поезда 17 октября 1888г. при д. Нижней Убыти на месте бывшего языческого моления " Губер высь " прихожанами собора в 1891 г. построена деревянная часовня. Преображенский собор (старый) закрыт на основании постановления Глазовского горсовета от 11 марта 1930 г. Здание снесено 2 апреля 1934 г. Преображенский собор (новый) закрыт на основании постановления ЦИК УАССР от 9 февраля 1938 г. Здание передано под городской театр. Вновь открыт в апреле 1947 г. На основании распоряжения Совета Министров УАССР от 27 января 1960 г. в связи со строительством железобетонного моста через р. Чепцу здание собора снесено. В 2006 году в Глазове к старому зданию, некогда принадлежащему церкви, был устроен придел Вознесения церкви Преображения. Сегодня старое здание, где был кинотеатр и спортивная школа, реконструируется и в будущем станет единым комплексом с новой церковью. Проект разработала кировская архитектурно-реставрационная мастерская «Анфилада». Реконструкция ведется при содействии Попечительского совета силами предприятий республики и города Глазова, а также на пожертвования прихожан и всех доброхотов.

http://sobory.ru/article/?object=12223

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010