392 Ibid., p. 124. 393 Ibid., vol. II, p. 12. 394 Ibid., vol. II, p. 44. 395 Ibid., vol. I, p. 316. См. Также: К. M. Setton. Athens in the Later Twelfth Century. — Speculum, vol. XIX, 1944, p. 207. 396 F. A. Gregorovius. Geschichte der Stadt Athen im Mittelalter von der Zeit Justinian " " s bis zur türkischen Eroberung. Stuttgart, 1889, Bd. I, S. 243. 397 F. A. Gregorovius. Op. cit., Bd. I, S. 204. 398 I. C. Thallon. A Medieval Humanist: Michael Akominatos. New Haven, 1923, p. 314. 399 Ф. И. Успенский. Об истории крестьянского землевладения в Византии. — ЖМНП, т. CCXXV, 1883, с. 85—86. 400 Ф. И. Успенский. Византийский писатель Никита Акоминат из Хон. СПб., 1874, с. 128. 401 Ф. И. Успенский. Там же, с. 153—160; К. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 283. 402 Nicetas Choniates. Historia. Bonn, ed. 1835, p. 6. 403 Ф. И. Успенский. Византийский писатель... Введение, с. 5. 404 F. A. Gregorovius. Geschichte der Stadt Athen im Mittelalter... Bd. I, S. 205, 207. 405 О Евстафии см. прекрасную статью Кона: Cohn. Eustathius Erzbischof von Thessalonike. — RE, Elfter Halbband, col. 1454. 406 L. Oeconomos. La Vie religieuse dans l " empire byzantin... p. 153—165. (Эта работа написана на основе сочинения Евстафия — De emendanda vita monachica — PG, vol. CXXXV, col. 729—910). 407 PG, vol. CXXXV, col. 836. 408 См.: К. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 536—541; W. Regel. Fontes rerum byzantinarum, vol. I, (I), pp. XI-XVII. О литературной деятельности Евстафия см. также интересную статью на современном греческом — П. Κουκολες . Λαογραφικα ειδσεις παρα τω θεσσαλονκης Ευσταθφ . — πετηρς Εταιρεας Βυζαντινν Σπουδν , Τ . Ι , 1924, Σ . 5—40. 409 См. анализ писем и сочинений Феофилакта Болгарского у В. Г. Васильевского. Византия и печенеги. — Труды, т. I, СПб., 1908, с. 138; F. Chalandon. Les Comnène... vol. I. Paris, 1900, p. XXVII (основывается на В. Г. Васильевском). См. также: В. Leib. Rome, Kiev et Byzance... p. 42. 410 Лучшим сочинением о Феофилакте Болгарском (Ахридском) является упомянутая в предыдущем примечании статья В. Г. Васильевского. См. в особенности с. 134—149. Ему следует Ф. Шаландон (издание также указано в предыдущем примечании). См. также: Б. Лейб (издание указано в предыдущем примечании), с. 41—50; К. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 133—135; 463—465 (хронология неверна); A. Leroy-Mohinghen. Prolégomènes à une édition critique des lettres de Theophylacte de Bulgarie. — Byzantion, vol. XIII, 1938, pp. 253—262; S. G. Mercati. Poesie de Teofilatto de Bulgaria. — Studi Bizantini e neoellenici, vol. I, 1924, pp. 173—194. B 1931 году письма Феофилакта были переведены на болгарский Симеоном, митрополитом Варны и Пре-славы. — Sbornik of the Bulgarien Academy of Sciences, vol. XXVII, 1931. (Страницы 7—32 — биография Феофилакта).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

63       Die       wichtigsten Fragen im Leben Jesu. B., 1904; Urchristliche Literaturgeschichte. B., 1905. 65       Die       Schriften des Neuen Testaments in ihrer ältesten erreichbaren Textgestalt. Tl. I, II. B.; Gött., 1902–1913. 66       Помимо находки Синайского кодекса, Тишендорф известен также как издатель Codex Amiatinus (1850), Ветхого завета в переводе LXX (1850; 7-е изд. – 1887) и Codex Claromontanus (1852), однако magnum opus своей научной деятельности сам он считал критическое издание Нового завета (1840). 67       Преподобный Уэсткотт, в сотрудничестве с Хортом и епископом Дарэмским Джозефом Барбером Лайтфутом (1828–1889), посвятил текстологической критике греческого текста Нового завета почти 28 лет. The New Testament in the original Greek: the text revised by Brooke Foss Westcott and Fenton John Anthony Hort, впервые опубликованный в 1881 г. (переизд.: L., 1907), представляет собой критическое издание, основанное на сравнении и использовании всех известных к тому времени древнейших фрагментов и текстов новозаветных рукописей. Как указывает Б. Мецгер, методология внешней и внутренней критики текста, разработанная Уэсткоттом и Хортом, в настоящее время является общепризнанной. 68       Die Evangelien des Markus und Lukas. Gött., 1892; Paulus und Jesus. B., 1909; Christus: die Anfänge des Dogmas. Tüb., 1909; Jesus’ Proclamation of the Kingdom of God. L. e.a., 1971. 71       Исторический эволюционизм в протестантской библеистике, основанный на принципах рационализма и прогрессизма (эти принципы были разработаны в этнографической науке; одним из первых представителей эволюционной школы был Г. Клемм, автор вышедшей в 1843–1847 гг. 5-томной «Общей истории культуры человечества», а в наиболее полном виде эволюционную концепцию сформулировал Эдуард Бёрнетт Тэйлор в изданной в 1865 г. книге «Исследования в области древней истории человечества»; см. также его книгу Primitive Culture (1871)), представлял динамику библейской религии по линии: 1) язычество/полуязычество времен патриархов; 2) национальный генотеизм (форма политеизма, признающая многих богов и выделяющая среди них главного, вокруг которого сосредоточен религиозный культ) времен Моисея, судей и первых царей; 3) развитый монотеизм пророков; 4) завершение процесса в законническом иудействе. Первые шаги в разработке этой концепции были сделаны Де Ветте, Эвальдом и Графом, а завершенную форму теория приняла у представителей школы Велльгаузена, хотя оценка конкретных деталей была у разных специалистов неоднозначной. Крайним выводом исторического эволюционизма в библеистике стало отрицание историчности патриархов, объявленных богами древнеизраильского пантеона (см.: Никольский Н.М. Израиль и Вавилон. M., 1910; Он же. Царь Давид и псалмы. M., 1908; Он же. Древний Израиль. M., 1911; Он же. Раннее христианство. M., 1908; Он же. Иисус и первые христианские общины. M., 1918; Он же. Проблемы критики библии в советской науке//ВДИ. 1938. 1; и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

36 Это связывалось ими с надеждой, что Россия освободит Константинополь от турецкого владычества. См. подробности у Каптерева – « Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович». Т. I, стр. 44–45. Вот куда уходят корни будущих притязаний России на Константинополь! 37 См. подробности у Малинина, стр. 600–613. См. также специальные исследования Диаконова («Власть Московских Государей») и Вальденберга – «Древне-русские учения о пределах царской власти» (См.: Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти. (М., 1916; Дьяконов М.А. Власть Московских Государей. 1889). 40 Флоровский. (Ор. cit., – стр. 18) справедливо замечает, что Иосиф «рассматривал и переживал самую монашескую жизнь, как некое социальное тягло, как особого рода религиозно-земскую службу», что его идеал, это – «своего рода хождение в народ» (в чем он предваряет, так называемое «народничество» XIX века). 45 См. о нем статью Кизеветтера в сборнике статей в честь П.Б. Струве (См. ук. статьи Кизеветтера А.А. и Карташова А.В. в сб. статей, посвященных П.Б. Струве. Прага, 1925). 46 См. его статью «Смысл старообрядчества» в сборнике статей в честь П.Б. Струве. Прага, 1925. Из работ о расколе упомянем книги Каптерева (о которых была выше речь – ссылка 36), Щапова (Сочинения, т. I, См.: Щапов А.П. Русский раскол старообрядчества. Казань, 1859 (Соч. Т. I, 1906); см. также работу Pascal «Avvakoum et les de buts du raskol», Paris, 1938). 51 Более всего можно найти указаний об этом в книге прот. Флоровского «Пути русского богословия». Главы II-IV. 53 В 1599 г. состоялся в Вильне даже съезд православных и кальвинистов для объединения в борьбе с католицизмом. См. об этом движении у Флоровского. Стр. 36 и далее. 54 См. у Флоровского. Стр. 43 и далее, у Чижевского. Философия на Украине (2-е издание), стр. 57. 57 Вроде, hanpuмep,Opusmomius philosophiae (1745–1747) Иннокентия Гизеля и др. учебники. (Гизель Иннокентий (ок. 1600–1683), ректор Киево-Могилянской коллегии, с 1656 – архимандрит Киево-Печерской лавры). 58 Вот это заявление: «Хотя мы уважаем всех философов, а преимущественно Аристотеля (!), однако… желая узнать чистую истину, не полагаемся ни на чьи слова. Философии свойственно более доверять разуму, нежели авторитету… Истина открыта для всех, она ещё не исчерпана, многое осталось и для будущих поколений». См. Архангельский. Духовное образование и духовная литература в России при Петре Великом. 1882.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Шахматов М. В. Государственно-национальные идеи «чиновных книг» венчания на царство московских государей//Записки Русского научного института в Белграде. 1930. Т. 1. Engelmann J. Das Staatsrecht des Russischen Reiches. Freiburg i Br., 1889. La charte constitutionnelle de l’empire de Russie. Preface de Th. Shiemann. B., 1903. Gribovsky W. Das Staatsrecht des Russischen Reiches. Tubingen, 1912 (Das offentliche Recht der Gegenwart. 17). Kartaschow A. V. Die Eintstehung der kaiserlichen Synodalgewalt unter Konstantin der Grosse, ihre theologische Begrundung und ihre kirchliche Rezeption//Kirche und Kosmos. Orthodoxes und Evangelisches Christentum. Studienheft. Witten-Ruhr, 1950. 2. Kartaschow A. V. Die orthodoxe Kirche des Ostens: Ein geschichtliches Gesamtbild//Kyrios. 1936. Bd 1. Maltzew A. Die heilige Kronung nach dem Ritus der orthodox-katholischen Kirche des Morgenlandes. B., 1896. Milasch N. Das Kirchenrecht de morgenlandischen Kirche. Zara, 1897; 2 Ed. Mostar, 1905. Milas N. Pravoslavnocrkveno pravo. 3-e izd. Beograd, 1926. Ostrogorsky G. Geschichte des Byzantinischen Staates. Munchen, 1940; 2 Ed. 1957. Schaeder H. Moscau – das dritte Rom. Hamburg, 1929; 2 ed. Darmstadt, 1957. Sickel W. Das bysantinische Kronungsrecht bis zum 10 Jahrhundert//BZ. 1898. Bd 7. Treitinger O. Die ostromische Kaiser-und Reichsidee nach ihrer Gestaltung im hofischen Zeremoniell. Jena, 1938. Treitinger O. Vom ostromischen Staats und Reichsgedanken//Leipiziger Vierteljahrsschrift fur Sudosteuropa. 1940. Bd 4. Vernadsky G. V. La charte costitutionnelle de l’empire Russe de l’an 1820. Paris, 1933. Барсов Т. В. О духовной цензуре в России//Христ. чт. 1901. 5–9. Барсов Т. В. О собрании духовных законов. СПб., 1898. Барсов Т. В. О судопроизводстве по проступкам и преступлениям, подвергающих духовных лиц светскому суду//Христ. чт. 1875. Ч. 2. 6. Барсов Т. В. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1885. Т. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

An Introduction to Reformed Dogmatics (London, 1949; перепечатано в Grand Rapids, 1981), p. 318. 582 Adolf Harnack, Das Neue Testament um das Jahr 200 (Freiburg i. Br., 1889);History of Dogma, ii, pp. 38–66; и The Origin of the New Testament and the Most Important Consequences of the New Creation (New York, 1925). Острую критику последней книги см. H. С. Vedder в Union Seminary Review (Richmond), xxxviii (1926–1927), pp. 146–158. 583 E.J. Goodspeed, New Solutions of the New Testament Problems (Chicago, 1927), и «The Editio Princeps of Paul», Journal of Biblical Literature, lxiv (1945), pp. 193–204. 586 John Knox, Philemon among the Letters of Paul (New York, 1935ed., 1959). Критику мнения Нокса (The Interprter " s Bible, ix 1954., pp. 357 и далее) о том, что собранные вместе Послания Павла были впервые опубликованы в форме двух папирусных свитков, см. в С. H. Buck, «The Early Order of the Pauline Corpus»,Journal of Biblical Literature, lxviii (1949), pp. 351–357, и Jack Finegan, «The Original Form of the Pauline Collection», Harvard Theological Review, xlix (1956), pp. 85–103. 588 Hans Windisch, «Der Apokalyptiker Johannes als Begründer des neutestamentlichen Kanons», Zeitschrift fur die neutestamentliche Wissenschaft, x (1909), pp. 148–174. 589 Johannes Leipoldt, Geschichte des neutestamentlichen Kanons, i (Leipzig, 1907; переизд. 1974), p. 33. 590 Аргументы Робинсона (А. Т. Robinson) в пользу более ранней датировки Апокалипсиса (Redating the New Testament Philadelphia, 1976., pp. 221–253), по общему мнению, оказались неубедительны. 591 Теория о двух источниках Матфея и Луки до сих пор считается обоснованной, хотя аргументы в ее пользу mutatis mutandis все еще выдержаны в терминах так называемой гипотезы Грисбаха (Griesbach). 592 См. D. W. Riddle, «Early Christian Hospitality: A Factor in the Gospel Transmission», Journal of Biblical Literature, lvii (1938), pp. 141–154. 593 Все сохранившиеся рукописи Посланий Павла относятся к тому времени, когда их уже объединили; другими словами, мы не располагаем экземпляром изолированного Послания Павла, который был бы составлен до того, как их собрали вместе. У нас есть только изданные собрания или фрагменты таких собраний. Согласно Цунцу, из Отцов Церкви только Климент Римский «мог, похоже, пользоваться текстом, предшествовавшим (или по крайней мере независимым) появлению корпуса Павловых посланий» (Gьnmher Zuntz, The Text of the Epistles; A Disquisition upon the Corpus Paulinum London, 1953., p. 217).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

Ныне томизм представляет собой богословскую интерпретацию достижений современной науки и пытается соединить учение Фомы Аквинского с философскими идеями Канта, Гегеля, Эдмунда Гуссерля (1859–1938), Мартина Хайдеггера (1889–1976) и др. § 4. Труды основоположников протестантской Реформации Среди первых деятелей науки и культуры Средневековья, сформулировавших идеи реформирования Католической церкви, был английский богослов и проповедник, профессор Оксфорда Джон Уиклиф (сер. 1320–х – 1384) 740 – предшественник протестантизма и первый переводчик Библии на английский язык, среди основных сочинений которого следует выделить работы «О мышлении Божьем» (De intellectione Dei), «О воле Божьей» (De volucione Dei), «О власти папы» (De potestate рарае), Определение прав господства, «О Церкви» (De ecclesia), «О Евхаристии» (De eucharistia), «Об отступничестве» (De apostasia) и, наконец, финальный труд «Триалог» (Trialogus), синтезирующий реформаторские идеи автора 741 . Учение Уиклифа вплоть до начала Реформации было популярно в низших слоях общества Англии и материковой Европы, особенно в Чехии, где его идеи были подхвачены Яном Гусом (1369–1415) 742 . Однако первым из средневековых европейских «еретиков», учение которого оказалось способным не только пережить своего создателя, но и стать основой образования новой христианской конфессии, уже более пяти веков существующей рядом с Католической церковью, был Мартин Лютер (1483–1546): деятельность его стала началом протестантской Реформации 743 . Основные положения учения Лютера сформулированы в его трудах: Лекции о Послании к Римлянам (1515–1516); 95 тезисов об индульгенциях (1517); К христианскому дворянству немецкой нации; О вавилонском пленении церкви; Письмо Мюльпфорту; Открытое письмо папе Льву X; О свободе христианина; Против проклятой буллы Антихриста (все – 1520 г.); Против кровопийц и мятежников–крестьян; О рабстве воли (1525); Большой и Малый катехизисы (1529); О евреях и их лжи (1543) 744 . Фактически с момента своего возникновения протестантизм формируется как полиденоминационная система. Возможность возникновения все новых деноминаций была заложена в основной богословской посылке Лютера, прямо предполагавшей множественность индивидуальных трактовок христианского вероучения, коль скоро они не требуют поверки соответствием их Священному Преданию Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

297.  Арнобий. Против язычников. Пер. с лат. Н. Дроздова. Киев, 1917, 186 с. 298.  Лактанций. Творения. Пер. с лат. е. Карнеева. Ч. 1-2. СПб., 1848, 404, 417 с. 299.  Овидий. Метаморфозы. Пер. с лат. С. Шервинского. М., 1977, 430 с. 300.  Павсаний. Описание Эллады. Пер. с греч. С. Кондратьева. Т. I.-II. М., 1938, 364, 592 с. 301.  Плутарх. Об Исиде и Осирисе. Пер. с греч. и комм. Н. Тружиной. — ВДИ, 1977, с. 231-249; с. 229-249. 302.  Ранович А. Первоисточники по истории раннего христианства. Сборник материалов. М., 1933, 191 с. 303.  Филострат. Жизнеописание Аполлония Тианского (Пер. в отрывках: ПГП, с. 483-502; Памятники поздней античной поэзии и прозы II-V вв. М., 1964; Сборник отдела русского языка и словесности Императорской академии наук, т. 44). 304.  Цицерон. О природе богов. Пер. с лат. С. Ревель. — Гимназия, 1892, с. 1-71; 1893, с. 1-16; 1894, с. 17-32; с. 33-48; с. 49-80; 1896, с. 1-8; 1889, с. 9-24, с. 25-28. 305 Cornuti Teologiae Graecae compendium. Tubingen, 1881. 306. Corpus Hermeticum. V.I-III. Paris, 1946. 307.  Cumont F. Textes et monuments figures relatifs aux mysteres de Mithra. t.1-11. Paris, 1896, 1899. 308.  Firmicus Maternus. De errore profanarum religionum. Vien, 1867. 309.  Kern O. Orphicorum fragmenta. Berlin, 1922. 310.  Macrobius. Saturnalia. Leipzig, 1963. 311. Philostratorum et Callistrati Opera. Rec. F. Westerman. Paris, 1878. 312.  Phocylidis. Poem of Admonitum with Introduction and Commentaries by Goodwin — Adover. 1879. 313.  Vermaseren M.J. Corpus inscriptionum et monumentorum religionis. Mithraicae. Hague, 1956.   Литература 314.  Аверинцев С. — В кн.: Историко-филологические исследования. М., 1974, с. 161-171. 315.  Арсеньев Н. Плач по умирающем Боге. М., 1912, 34 с. 316.  Его же. В поисках абсолютного Бога. М., 1910, 54 с. 317.  Его же. Жажда Подлинного Бытия. Берлин, 1922, 220 с. 318.  Его же. Эллинистический мир и христианство. Варшава, 1935, 76 с. 319.  Базинер О. Ludi saecularis — Древнеримские юбилейные игры. Варшава, 1901, 326 с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Левичев Василий Николаевич (1891–1937) – советский военный деятель. Родился в Вологодской губ. в семье крестьянина. Участник Первой мировой войны, штабс-капитан. С 1919г. в Красной армии, втом же году вступил в РКП(б). В 1923 г. окончил курсы старших командиров Военной академии РККА. В 1924–1927 гг. зам. нач., затем нач. Главного административного управления Красной армии. В 1931–1933 и 1934–1937 гг. зам. нач. Генерального штаба Красной армии. Расстрелян, реабилитирован в 1956 г. Лещинский Юлиан Марианович (псевд. Ленский) (1889–1937) – деятель польского и международного коммунистического движения. Родился в польском городе Плоцке в семье рабочего. Член СДКПиЛ с 1906 г. Активный участник революционного движения, неоднократно арестовывался. В 1919 г. комиссар по польским делам в Наркомнаце РСФСР, нарком просвещения Литовско-Белорусской Советской Республики. В 1921–1923 гг. член польского бюро ЦК РКП(б). С 1925 г. член Политбюро ЦК Компартии Польши, в 1929–1937 гг. генеральный секретарь Компартии Польши. С 1928 г. член Исполкома Коммунистического интернационала, с июля 1929 г. член Президиума ИККИ. Расстрелян, реабилитирован в 1955 г. Литвинов Максим Максимович (наст. фам. и имя Баллах Меир-Генох Моисеевич) (1876–1951) – советский партийный и государственный деятель, дипломат. Родился в Белостоке в семье служащего. Член РСДРП с 1908 г. Вел революционную работу на Украине, в Риге и Санкт-Петербурге. С 1907 г. в эмиграции. В 1918–1930 гг. член коллегии НКИД РСФСР– СССР. В 1921–1930 гг. зам. наркома по иностранным делам РСФСР-СССР. В 1930–1939 гг. нарком иностранных дел СССР, в 1934–1938 гг. представитель СССР в Лиге Наций. В 1941–1943 гг. чрезвычайный и полномочный посол СССР в США, одновременно в 1941–1946 гг. зам. наркома иностранных дел СССР. С 1946 г. на пенсии. Лихачев Василий Матвеевич (1882–1924) – советский партийный и государственный деятель. Родился в г. Козьмодемьянске Казанской губ. в семье приказчика. Член РСДРП с 1902 г. Вел революционную работу в Самаре (Куйбышев), Уфе, Казани, Нижнем Тагиле и других городах, неоднократно арестовывался. В 1912 г. эмигрировал в США, после Февральской революции вернулся в Россию (1917). В 1917 г. секретарь МК РКП(б). с 1918 г. член Президиума Моссовета, возглавлял Московский совет народного хозяйства. Умер в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

146 . Михаил (Чуб), еп. К десятилетию открытий на берегах Мертвого моря//ЖМП. 1957, 12. С. 54–64. 147 . Мунчаев P., Mepnepm Н. Новые открытия и проблемы археологии Верхней Месопотамии (По материалам исследований экспедиции Российской АН в Сирии)//ВДИ. 1993, 4. С. 127–136. 148 . Мунчаев Р., Мерперт Н. Раннеземледельческие поселения Северной Месопотамии: Исследования советской экспедиции в Ираке (1969–1976). М., 1981. 149 . Научные предприятия ППО//ЖМНП. 1884, 7, отд. 4. С. 1–16. 150 . Немировский А. История древнего мира. Античность: В 2 ч. М., 2000. 151 . Никольский М. Вместо предисловия. Мотивированное предложение об образовании ВК//Древности восточные: Труды ВК ИМАО. 1889. Т. 1. Вып. 1, отд. «Протоколы заседаний ВК ИМАО». С. 3–11. 152 . Никольский Н. Древний Израиль: Популярные очерки по истории евреев в научном освещении. М., 153 . Никольский Н. Иудейские монархомахи VII в. (Борьба с царской властью в Древней Иудее)//НВ. 1924, 5. С. 283–294. 154 . Никольский Н. Проблемы критики Библии в советской науке//ВДИ. 1938, 1. С. 30–44. 155 . Никольский Н. Финикийская жатвенная мифология и обрядность//ВДИ. 1946, 2. С. 21–30. 156 . Никольский Н. Финикийские общинно-земледельческие культы по тексту Рас-Шамра//ВДИ. 1946, 1. С. 33–59. 157 . Никольский 27. Ассиро-вавилонские памятники в их значении для библейской истории: Кандидатское сочинение/МДА. Сергиев Посад, 1905. 158 . Нильсен Д. Библейская религия в свете новейших археологических раскопок//ВДИ. 1937, 1. С. 94–113. 159 . Новелли Д. Туринская плащаница: вопрос остается открытым. М., 2000. 160 . Новый Завет и новейшие археологические открытия (из новой книги Вигуру)/Пер. А. Лопухина //Странник. 1891, 1. С. 3–30; 3. С. 407–439; 4. С. 599–615; 6–7. С. 193–209; 9. С. 3–19. 161 . Носенко Е. Происхождение Субботы (Шаббата) в свете этнографических данных//ВДИ. 1999, 4. С. 120–127. 162 . Олбрайт В. Косвенный синхронизм между Египтом и Месопотамией ок. 1730 г. до н. э.//ВДИ. 1947, 1. С. 36–45. 163 . Олбрайт Б. Третий пересмотр древней хронологии Передней Азии//ВДИ. 1946, 4. С. 26–32.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1889. Т. 7. Вып. 2(20). С. 146-147 - так что вопрос остается открытым); фрагмент из проповеди на слова Христа «Иду ко Отцу Моему» (Ин 14. 12) (Homilia in illud: Ego vado ad patrem meum; CPG, N 3591; текст: Diekamp F. Analecta Patristica. 1938. S. 10-12), отражающий христологическую полемику V в.; фрагменты из проповеди о чуде в Кане Галилейской (Homilia aqvae in vinum coversae; CPG, N 3590; текст: Doctrina patrum de incarnatione Verbi: Ein griechisches Florilegium aus der Wende des 7. und 8. Jh./Hrsg. F. Diekamp. Münster, 1907. S. 92, 93, 104), к-рые могут принадлежать свт. Кириллу Александрийскому или др. автору не ранее V в.; апокрифическая переписка с еп. Римским Юлием I о топографии Иерусалима (Suppositarum s. Cyrilli et Julii pontificis epistularum compendium; CPG, N 3593; PG. 33. Col. 1205-1209). Высказывались предположения о принадлежности К. проповеди, обычно приписывавшейся Габальскому еп. Севериану (CPG, N 4272; см.: Aubineau M. Un «sermo acephalus ineditus» - CPG, N 4272: «Séverien de Gabala?» - restitué à Cyrille de Jérusalem//VChr. 1987. Vol. 41. N 3. P. 285-289). На лат. языке известна апокрифическая переписка К. с блж. Августином о чудесах блж. Иеронима Стридонского (Suppositae s. Augustini ad Cyrillum et Cyrilli ad Augustinum epistulae; CPG, N 3594; Hieron. Ep.//PL. 22. Col. 281-326; Aug. Ep.//PL. 33. Col. 1120-1153). На копт. языке сохранился целый цикл проповедей К. на различные праздники (CPG, N 3598-3606; см.: Orlandi T. Cirillo di Gerusalemme nella letteratura copta//VetChr. 1972. Vol. 9. P. 93-100), часть из к-рых известна и на арабском. Среди них особенно интересна проповедь в честь Девы Марии, существующая также на эфиоп. языке (In Mariam virginem; CPG, N 3603), в к-рой Пресв. Богородица отождествляется с Марией Магдалиной , Марией Клеоповой и Марией Иаковлевой (см.: Orlandi T. Coptic Texts Relating to the Virgin Mary: An Overview. R., 2008. P. 59-61; Nakano Ch. Fragments d " une homélie copte sur la Vierge Marie attribuée à Cyrille de Jérusalem (CPG 3603)//J.

http://pravenc.ru/text/1840257.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010