Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГОЛЬЦ ГЕРМАН ГОТФРИД Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Герман Гольц Герман Готфрид Гольц (нем. Goltz) ( 1946 - 2010 ), немецкий протестантский богослов, специалист по истории и богословию Дохалкидонских и Православных церквей. Родился 1 апреля 1946 г. в городе Гера ( Тюрингия ) в семье канатного мастера. С 1964 по 1969 г. изучал богословие, византинистику, востоковедение и славистику в университете им. Мартина Лютера городов Галле и Виттерберг . Православное богословие со специализацией в области истории и богословия Русской Православной Церкви изучал у проф. д-ра Конрада Онаша (ученика Н.С. Арсеньева , 1888-1977), основавшего вместе с проф. д-ром Куртом Аландом кафедру истории Православия (Institut fuer Konfessionskunde der Orthodoxen Kirchen). В 1972 году защитил кандидатскую диссертацию в области греческой патристики о понятии иерархии у св. Дионисия Ареопагита . Работу издала проф. д-р Фэри фон Лилиенфельд. В 1975 был рукоположен в сан евангелического пастора в Галле . В 1979 году завершил в Галле докторскую работу, - исследование в области славяно-русских переводов Corpus areopagiticum , материал к которой был собран в 1978 году, по приглашению Московского Патриархата, в рукописных архивах Москвы, Ленинграда, Киева и Троице-Сергиевой Лавры. С 1981 руководил кафедрой истории Православия при богословском факультете университета им. Мартина Лютера (Галле-Виттеберг). В 1981 г. основал «Галльский октет» - хор православного литургического пения, певший в русской православной церкви св. Марии Магдалины в Веймаре и дававший духовные концерты в Германии, в бывшем Советском Союзе (в Минске, Жировицах, Киеве, Тобольске, Омске, Тюмени и др.) и в Израиле (в Иерусалиме, а также в русском православном монастыре св. Марии Магдалины на Генисаретском озере). В 1988 г., несмотря на сопротивление университетского руководства, организовал Международный симпозиум по случаю тысячелетия Крещения Руси, проходивший в Галле и в крепости Кверфурт.

http://drevo-info.ru/articles/16595.html

1944 Соколов, стр. 191 сл.; Chalandon, cit. ouvr. рр. 586 sv. Этот монастырь Спасителя в Мессине не был подчинен непосредственно римской курии, так как от 13 апреля 1196 года имеется документ, в котором архиепископу мессинскому Берарду поручается надзор за греческими и латинскими монастырями его епархии. Следовательно, Берарду были подчинены и греческие монастыри, приписанные к монастырю Спасителя на территории Сицилии и части Калабрии. На этот документ ссылается Iaffe. Regesta pontit. roman. cit. ар., p. 904 (10586). 1946 См. Ch. Diehl. Le monastèrede s. Nicola Casoleprès d’Otrante d’apres un manuscrit inedit в Melanges d’archeologie et d’histoire, 1886, Avpil, pp. 178, 180, 182, 186. 1953 См. мой этюд Изображение св. Николая Мирликийского в пещерных храмах Апулии в журн. Светильник, 1915. 2, стр. 18 сл. Там же см. общие замечания о фресках пещерных храмов. 1956 Βιος και πολιτεια τον οσιου πατρος ημων Βαρθολοματον τον Νεον της κρυνπτοφερρης у Migne, Patrol. gr., t. CXXVII, col. 479. 1967 Ch. Diehl. Le monastère de s. Nicola di Casole près d’Otrante в Melanges d’archeologie et d’histoire, 1886, f. III-IV, p. 174. 1974 См. его Notes archéologiques surlaterred trante в Garette archéologique, 1881–1882, p. 122 sv.; его же La grande – Grêce, t. II, Paris, 1831, pp. 380 sv., 392 sv. et ctr. 1975 См. его Peintures byzantines de l " Italie meridionale в Bullemin de correspond. hellenique, tt. VII (1883), pp. 264–281, IX (1885), pp. 207–219, XII (1888), pp. 441–459. 1979 L’art dans l’Italie meridionale. T. I. De la fin de l’empire romaine à la conquète de charles d’Anjou. Paris, 1904. 1986 В таком виде читал её в восьмидесятых годах прошлого столетия и С. Diehl. Peintures byzantines в Bullet. de corresp. hell. XII (1888), p, 138. 1987 Ch. Diehl. Peint, byz., ibid.; E. Bertaux. L’art dans l’Italie meridionale. Paris, 1904, p. 138. 1988 Peintur. byz. (Bull. de corresp. hell. VIII (1884), p. 266). Эго мнение, однако не всегда оказывается верным, как видно ниже. 1989 У Iaffe находим выдержку из этой даты: «clero et ordini, nobilibus et plebi Trani constistentibus scribit, se «nuper» in synodali concilia Bisantio eorum archiepiscopo permisisse, ut Nicolaum Peregrinum in sanctorum numero referret». Regesta pontitic. romanor, Berolini. MDCCCLI, p. 470 (4251). Подобным образом толкует буллу папы и Е. Bertaux. l’art. dans l’Italie merid., cit. ouvr., p. 372 s.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Зиновьеву), жену Ивана Ивановича Шмелева (Грико Т. И. История семьи Шмелевых//Венок Шмелеву. М., 2001. С. 333). 555 …Лешковской! — Елена Константиновна Лешковская (1864—1925), в 1888—1920 гг. актриса московского Малого театра, исполнительница комедийных ролей. 556 …Шпажинского. — Ипполит Васильевич Шпажинский (1848— 1917), русский драматург, его пьеса “В старые годы” поставлена в Малом театре в 1888 г. 557 …написал о современных писателях… — Шмелев имеет в виду работу И. А. Ильина “О тьме и просветлении. Книга художественной критики”, с которой знаком по переписке с философом (см. письма И. А. Ильина к И. С. Шмелеву от 8.12.1935 и 13.10.1938: Ильин И. А. Собр. соч.: Переписка двух Иванов. Т. 2. С. 116, 244—245). Работа над рукописью была завершена в 1939 г., однако книга была опубликована только после смерти автора (Мюнхен, 1959). Оценка И. С. Шмелевым книги изложена также в его письме к И. А. Ильину от 4.09.1946 (Там же. Т. 2. С. 442—443). 558 “Атлантида” — книга Д. С. Мережковского “Тайна Запада. Атлантида — Европа” (1930). 559 Обо мне читал в Берлине, две лекции — в Русском научном институте (Берлин) И. А. Ильин прочел цикл лекций о русских писателях: в 1930—1931 гг. на немецком, в 1934 — на русском языках.  Ед. хр. 11. Л. 51, 52. Письмо, машинопись. 560 “Ты, волна…” — имеется в виду стихотворение Ф. И. Тютчева “Ты, волна моя морская…” (1852). 561 “невольно к этим грустным берегам…” — из драмы А. С. Пушкина “Русалка” (1829—1832, опубл. 1837), ария князя из оперы А. С. Даргомыжского “Русалка” (1855). “Мечтам и годам нет возврата…” — ария Онегина из оперы П. И. Чайковского (1878). 562 Саввы Звенигородского монастырь… — Звенигородский Саввин Сторожевский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основан около 1380 г. учеником преп. Сергия Радонежского преп. Саввой Сторожевским, Звенигородским (ум. ок. 1406). 563 “Мороз и солнце; день чудесный! ” — из стихотворения А. С. Пушкина “Зимнее утро” (1829). 564 ..Аитов… — Владимир Давидовыч Аитов, сын бывшего русского консула в Париже Д.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

Чешская Библия возникла как перевод с латыни и получила исключительно широкое распространение в XIV в., в 1488 г. она была опубликована в Праге. Она оказала сильное влияние на культурную жизнь соседних славянских народов; первые польские библейские переводы XV в. представляют собою адаптацию чешского текста. На венецианском издании 1506 г. основал свои переводы и издания Франциск Скорина (Владимиров 1888, с. 171; Флоровский 1946, с. 172 и сл.). Из дополнительных источников Скорины указывают также (Владимиров 1888, с. 127, 171; Алексеев 19836) латинский комментарий известного богослова Николая Лиранского или иначе Николая де Лира (1270–1340), хорошо осведомленного в еврейском тексте Библии и комментариях знаменитого Раши (1040–1105). Пять томов толкований Николая де Лира «Postillae perpetuae in universam S. Scripturam», опубликованные в Риме в 1471 – 1472 гг., были первым печатным толкованием на Св. Писание, понятно, что при своем издании они пользовались исключительной популярностью. Впрочем, основу изданий Скорины составлял церковнославянский текст, хотя в разных книгах его влияние сказывается в различной степени. Всего Скорина опубликовал в 1517–1519 гг. в Праге под общим названием библия следующие ветхозваетные книги: Псалтырь, Иова, Притчи, Сирахова, Екклисиаст, Песнь песней, Премудрость, Царства, Навин, Иудифь, Судей, Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Руфь, Есфирь, Плач, Даниила. В 1525 г. в Вильне он опубликовал церковнославянский Апостол с небольшими поправками в сторону живого белорусского языка и дополнительными статьями из чешской Библии. Благодаря фототипическому переизданию Библии Франциска Скорины (Минск, 1990–1991. Т. 1–3) и изданию эциклопедического справочника «Франциск Скорина и его время» (Минск, 1990) существенно облегчились возможности изучения и понимания деятельности этого выдающегося просветителя. Существовавшие некогда сомнения в православии Франциска Скорины сегодня рассеялись. Возможно, под влиянием изданий Скорины появилось известное Пересопницкое евангелие. Рукопись написана между 1556 и 1561 г. Григорием, архимандритом Пересопницкого монастыря близ Ровно, и сыном священника Михаилом Васильевичем. В предисловии повторяются слова, знакомые по изданиям Скорины, о том, что перевод сделан «из языка болгарского на мову русскую для лепшего вырозуменя люду христианского посполитого» (ркп. в Центр, науч. б-ке в собр. Полтавского епархиального древлехранилища, Киев).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Сиверский. Церковь Петра и Павла. Церковь св.Апостолов Петра и Павла Карта и ближайшие объекты Петропавловская церковь на ст.Сиверская была заложена 22 Июля 1888г. настоятелем петербургской военно-морской исправительной тюрьмы прот. Григорием Фалютинским и строилась по пректу арх. Петра Сергеевича Самсонова. Основные средства на ее постройку выделил местный дачевладелец доктор Василий Тимофеевич Никитин (сконч. 27.08.1894г. и погребен в храме). Храм был торжественно освящен 25 Июня 1889г. Главным свящ. Армии и Флота прот. Александром Желобовским. Первоначально Петропавловская церковь была приписана ко храму в с.Рождествено, а с 1893г. стала приписной к Суйдинской Воскресенской церкви. В 1902г. у дороги, рядом с храмом, была потроена отдельно стоящая деревянная колокольня. Официально церковь была закрыта по постановлению Леноблисполкома от 6 Июня 1941г. (хотя не действовала уже с 1938г.). Деревянная колокольня была частично разобрана в конце 1930-х гг. и окончательно снесена в 1980-е гг. В настоящее время рядом с храмом (на другом месте) построена новая деревянная колокольня, а на месте старой установлен крест. После оккупации Гатчинского р-на немецкими войсками, осенью 1941г. храм был открыт и действует до сих пор. Освящение храма по полному чину совершил 29 Октября 1953г. благочинный Пригородного округа прот. Александр Мошинский. В том же 1953г. рядом с храмом был построен деревянный дом для священника. Церковный вестникъ, журнал, 1888, 31, сс.573-575; 1889, 26, сс.465-466. ЦГИА СПб, ф.19, оп.113, д.4182, л.63 об. Архив СПб епархии, ф.1, оп.7, папка 36, дела 1946-1953гг. Идея постройки храма в Сиверской возникла еще в 1857 г., когда через эти места проходила Варшавская железная дорога. Но воплотить эти планы было довольно проблематично из-за отсутствия подходящего участка и недостатка средств. В 1887 г. местный дачевладелец Василий Тимофеевич Никитин выделил для строительства храма часть своих владений, а также определенную сумму денег. Когда попечителями было получено разрешение на строительство храма, в 1888 г. местными жителями был избран церковный строительный комитет, который возглавили В. Б. Фредерикс и В. Т. Никитин. Их стараниями было начато строительство храма.

http://sobory.ru/article/?object=03607

Бахмачеево. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Архитектурный стиль: Русский стиль Год постройки:1888. Адрес: Россия, Рязанская область, Рязанский район, село Бахмачеево Координаты: 54.61112, 39.387321 Проезд:С трассы Рязань - Михайлов повернуть на Подвязье. Далее по асфальтовой дороге: Подвязье, Киселево, Насурово, Бахмачеево. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Существовавшая в с. Бахмачееве церковь в XVII столетии именовалась Флоро-Лаврской, при ней состояло в приходе 57 дворов, в числе коих упоминается 10 дворов боярских и двор монастырский. Бахмачеево до 1764 г. считалось в числе вотчин Рязанского Троицкого монастыря. В 1752 г. дана благословенная грамота на построение, вместо пришедшей в ветхость  Флоро-Лаврской церкви, новой  в честь святой Троицы. Существующая ныне того же наименования деревянная церковь построена в 1838 г. на средства прихожан. И. Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», 1884 г., том 1, стр. 111.  Ныне существующая каменная церковь с. Бахмачеево была построена в 1888 году тщанием местного священника Александра Соллерса при содействии прихожан. В нем был освящен всего один престол в честь Святой Троицы. В штате церкви было положено иметь одного священника и псаломщика. В приходе имелись две школы. Земская – в с. Бахмачеево, открытая в 1895 году, в которой обучалось 37 мальчиков и 23 девочки, а также в сельце Алешкове, в которой с 1913 года обучались 33 мальчика и 19 девочек. Законоучителем в обоих школах был настоятель Троицкой церкви с. Бахмачеево. В 1930-е годы храм, как и многие в то время, был закрыт. Священники были репрессированы, приход был ликвидирован. Однако в 1946 году, по просьбе прихожан, Троицкая церковь с. Бахмачеево была вновь открыта и действовала до 1964 года. В сентябре 1964 года Советом по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР, на основании ходатайства Рязанского Областного Исполкома Совета депутатов трудящихся, Троицкая церковь с. Бахмачеева была вновь закрыта и переоборудована сначала под клуб, а затем под колхозный склад.

http://sobory.ru/article/?object=17547

Отец Петр Копецкий первоначально, с 1914 г., служил в Риме, – по 1939 г., когда был командирован в Бари. Альберт Александрович Бенуа (Санкт-Петербург, 1888 – Париж, 1960) создавал иконостас в Бари совместно со своей супругой, Маргаритой Александровной, урожденной Новинской (1891–1974). Великий князь Владимир Кириллович (1917–1992), с 1938 г., после смерти отца Вел. кн. Кирилла Владимировича, – глава Российского Императорского Дома. Barletta – у Ширяева ошибочно: Барлетто. IRO, International Refugee Organization , Международная Организация по делам беженцев, в ведении которой находились в т. ч. лагеря для «перемещенных лиц», «Ди-Пи»; существовала с 1946 по 1952 г. Монахиня Николая (в миру Матрена Зайцева) (1888–1978); прожила 65 лет при русской церкви в Бари. Последним имеется ввиду поэт Николай Гумилев – его творчеству Ширяев посвятил ряд проникновенных очерков; см. Ширяев Б. Н. Бриллианты и булыжники. СПб.: Алетейя, 2016. Митрополит Владимир (Тихоницкий) (1973–1959), с 1947 г. глава Западноевропейского Экзархата русских православных приходов (Константинопольский Патриархат) с центром в Париже; епископ Сильвестр (Харунс) (1914–2000), видный церковный деятель во Франции и Италии (с титулом епископа Мессинского и с местожительством в Ницце), с 1962 г. – в Канаде. Император Николай II посещал Бари в 1892 г., еще будучи наследником престола, до начала возведения там русской церкви; в ее закладке в 1913 г. лично не участвовал, но внимательно следил за ходом храмостроительства. Отец Андрей Копецкий к моменту освящения храма находился в Бари 15 лет. В 1949–1950 гг. автор под псевдонимом Алексей Алымов публиковал в журнале «Часовой» серию рассказов под общим названием «Ставрополь-Берлин», где описывал по личным впечатлениям беженство людей, оказавшихся прежде на оккупированных немцами территориях, перед наступавшей Красной армией. Великий князь Кирилл Владимирович (1876–1938) в эмиграции, в 1924 г., провозгласил себя Императором Всероссийским. Шуле (правильнее: Шюле) Теодор – бывший пресс-атташе посольства Германии в СССР, руководивший организацией и выпуском газеты «Ставропольское слово».

http://azbyka.ru/fiction/nikola-russkij-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 План и фасад на постройку храма был выдан Тобольским епархиальным начальством 12 мая 1888 года, возведение его началось в 1890 году. Храм строился во время голодных 1891-1892 годов на средства прихожан и добровольные пожертвования благотворителей и был завершен в 1894 году. 27 сентября этого же года храм был освящен во имя святителя Николая Чудотворца благочинным священником Иоанном Редькиным в сослужении священников Речкинской и Шмаковской церквей. По указу Тобольской духовной консистории от 6 июня 1888 года при храме положено было иметь место жительства одному штату (священник и псаломщик) из состава Шмаковского причта, который и совершал в Петуховской церкви богослужение до тех пор, пока в 1895 года она не стала самостоятельной. С этого времени в состав Петуховского прихода входили деревни Романова, Песьяна, Ново-Достовалова, Пухова и Копарулина. Действовала церковно-приходская школа в селе (с 1887 года). В 1897 году при храме было открыто приходское попечительство, председателем которого был избран крестьянин Диомид Толмачев и членом крестьянин Феофан Костромин . В 1917 году прихожане собрали 561 руб. 45 коп. на ремонт храма, за что были удостоены архипастырского благословения с выдачей грамоты . В начале 1930 года жители села на общем собрании постановили церковь закрыть, однако официально она была закрыта постановлением Челябинского облисполкома только в 1936 году. До 1945 года здание было в исправном состоянии и использовалось под клуб, с 1946 года было переоборудовано и занято глубинным пунктом под склад зерна. Впоследствии церковь была полностью разрушена, на начало XXI века от нее сохранились только остатки фундамента. Архитектура Церковь была деревянной одноэтажной на каменном фундаменте и довольно поместительной. В одной связи с храмом была устроена деревянная одноярусная колокольня, на которой размещалось шесть колоколов. Все здание было покрыто железом и увенчано двумя куполами с железными вызолоченными крестами. В нем имелось десять окон с железными решетками и шесть дверей, внутри установлен деревянный четырехъярусный иконостас. В 1900 году церковь была обнесена деревянной оградой.

http://drevo-info.ru/articles/13671366.h...

319. Леонид (Краснопевков) , епископ. Два слова: В день Рождества Пресвятой Богородицы и в день Воздвижения Животворящего Креста Господня. М., 1874. – 13 с. 320. Леонтий (Лебединский), архиепископ. Слова и речи. В 2-х томах. СПб., 1888. – (610 с.). Ливанский И., священник. Слово в день всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. (По поводу антирелигиозных движений на Западе). Орёл, 1883. – 45 с. 321. Лоскутов Л. (сост.). Друг Христов. (Сборник проповедей и поучений, посвященных св. Иоанну Богослову). Харбин, 1945. – 172 с. 322. Лука (Войно-Ясенецкий) , архиепископ. 1 . Проповеди, сказанные в Тамбове: с недели Всех святых до дня Святого Духа (1944–1946). Б.м. и б.г. – 275 с. Машинопись. 2 . Проповеди в Симферополе. (1946–1950). Б.м. и б.г. – 428 с. Машинопись. 3 . Проповеди в Симферополе. (1952–1954). Б.м. и б.г. – 324 с. Машинопись. 323. Любимов Н. , протоиерей. Слова и беседы. М., 1914. – 485 с. 324. Лядский А., священник. Поучения на дни воскресные, расположенные по порядку воскресных Евангелий и представляющие лествицу для христианского усовершенствования. Харьков, 1897. – 380 с. 325. Ляпидевский С., священник. На служении слову Христовой истины. Круг поучений на церковный год. М., 1914. – 140 с. 326. Маврицкий В. Воскресные и праздничные внебогослужебные собеседования. Воронеж, 1883. – 292 с. 327. Макарий, архимандрит. Беседы и поучения на дни великопостные (1864–1879). М., 1882. – 122 с. 328. Макарий, архимандрит. Поучительные слова. СПб., 1855. – 84 с. 329. Макарий (Булгаков) , митрополит. Слова и речи. СПб., 1891. – 711 с. 330. Макарий (Веретенников) , архим. Сборник проповедей. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. – 68 с. Машинопись. 331. Макарий (Глухарев), архимандрит. Несколько слов покойного архимандрита Макария, бывшего начальника Алтайской миссии. М., 1854. – 94 с. 332. Макарий (Миролюбов) , епископ. 1 . Собрание слов, поучений и речей. Орел, 1870. – 616 с. 2 . Слова и речи к архангельской пастве в 1877 и 1878 годах. М., 1880. – 701 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Обширная переписка М. А. Фонвизина с Пущиным по этому вопросу использована в работе В. Н. Соколова «Декабристы в Сибири» (1946, стр. 179 и сл.). Обзор нескольких Записок Фонвизина по крестьянскому вопросу в связи с указом 2 апреля 1842 г. в работах: В. И. Семевского «Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половине XIX b.» (т. II, 1888, стр. 65 и сл… 85 и сл., 352 и сл., 365 и сл.) и H. М. Дружинина «Государственные крестьяне и реформы Киселева» (1946, стр. 626). Это и ряд других писем к Я. Д. Казимирскому печатаются по тексту, опубликованному А. Клибановым в сб. «Енисей» (вып. II, 1945). Я. Д. Казимирский – единственный из сибирских жандармов, сблизившийся с ними по своей службе в петровской тюрьме и сохранивший их дружественное расположение в последующее время. В переписке между собою декабристы называли его «наш друг», «свой» и т. п. Пущина навещали в Сибири все воспитанники Лицея последующих выпусков. Жадовский взял у него письма для доставления адресатам помимо администрации. Казимирский также оказывал декабристам такие услуги. В Красноярске, где служил Казимирский, жили тогда декабристы В. Л. Давыдов, М. Ф. Митьков, М. М. Спиридов. Это письмо – своеобразный дневник, составлявшийся в течение четырех месяцев и ожидавший случая отсылки с оказией, неофициальным путем. В Ялуторовске жили тогда М. И. Муравьев-Апостол, Е. П. Оболенский, И. И. Пущин, В. К. Тизенгаузен, И. Д. Якушкин. Прилагательное – по приказу Николая I декабристы официально назывались «государственными преступниками»; они обязаны были отмечать это на конвертах своих писем и всякого рода документах. Имеются в виду лицеисты 1го выпуска, получившие по своей чиновничьей службе большие ордена. В бумагах Пущина сохранился отрывок его размышлений о ссыльных; они сходны с изложенными в комментируемом письме. Правительство не хочет улучшить положение ссыльных в Сибири, чтобы не сделать ее приманкою для крепостных и для солдат. Но в таком случае надо улучшить положение крестьян и рядовых военнослужащих (ЦГИА, ф. 279, оп. I, л. 1)

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-o-pushk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010