Протоирей Алексий Томюк. Священник Феодор Соловьев –настоятель русского Храма-памятника в Лейпциге в 1945–1946 гг. Читатели журнала «Вестник церковной истории» уже знакомы с историей основания в 1913 г. и функционирования в г. Лейпциге уникального русского Храма-памятника . В 2023 г. храм отметил свое 110-летие. С его историей Храма-памятника в Лейпциге тесно связана жизнь многих священнослужителей, оставивших свой яркий след в истории православной Церкви. Есть среди них и те, кто в годы Второй мировой войны испытали ужасы немецких концентрационных лагерей. Эти факты противоречат мнению, что немецкие оккупационные власти в Советском Союзе оказывали особое благоволение к Русской Церкви и ее священникам. Настоящая статья посвящена непростой судьбе одного из таких священнослужителей – настоятеля Храма-памятника в 1945 г. Феодора Соловьева. С началом войны немецкие оккупанты, заявлявшие себя освободителями советских граждан, угнали о. Феодора, как и многих русских невольников, на работы в Германию. Священник пережил лишения войны, дожил до Победы, но скоропостижно скончался от последствий тяжкой лагерной болезни и был похоронен в Лейпциге, по месту своего последнего служения. Феодор Дмитриевич Соловьев родился в Туле, в семье рабочего, 16 февраля 1888 г. (в его советском паспорте значится село Ярцево Тульской области, а в немецком «аусвайсе остарбайтера» 1942 г. указана дата рождения 18 февраля); в 1903 г. он окончил тульскую Архиерейскую церковно-певческую школу, а в 1909 г. – прослушал полный курс Тульской духовной семинарии и был назначен подрегентом тульского кафедрального собора. В 1911 г. архиепископ Тульский и Белевский Парфений (Левицкий) определил его исполняющим должность псаломщика в село Бабурино Чернского уезда Тульской губернии и учителем пения местной церковно-приходской школы; в 1913 г. он был переведен псаломщиком и регентом к Покровской церкви села Корсаково Новосильского уезда Тульской губернии и продолжил свою деятельность в качестве учителя пения на новом месте.

http://sedmitza.ru/lib/text/10379915/

(Георгиевский Василий Семенович; 10.04.1868, с. Сомово Одоевского у. Тульской губ.- 8.08.1946, Париж), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов . Сын священника. С детских лет посещал Оптину Макариеву в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. пуст. , был духовным сыном прп. Амвросия (Гренкова) . Окончил первым учеником Белёвское ДУ (1882) и Тульскую ДС (1888). Поступил по совету прп. Амвросия волонтером в МДА, к-рую окончил в 1892 г. кандидатом богословия за соч. «Св. Тихон Задонский. Его жизнь и деятельность (1724-1783)». С окт. 1892 г. домашний учитель в семье товарища тульского губ. прокурора С. А. Лопухина. С 12 марта 1893 г. помощник смотрителя Ефремовского ДУ. 29 дек. 1894 г. назначен в Тульскую ДС преподавателем греч. языка. 3 февр. 1895 г. Тульским еп. Иринеем (Ордой) пострижен в монашество с именем Евлогий. 5 февр. рукоположен во диакона, 12 февр.- во иерея. С 5 авг. 1895 г. инспектор Владимирской ДС. Указом Синода от 4/17 нояб. 1897 г. назначен ректором Холмской ДС, 23 нояб. возведен в сан архимандрита. По инициативе Е. в ДС было введено преподавание медицины и обучение музыке. 4 февр. 1898 г. назначен председателем Издательского совета Богородицкого братства (до 11 янв. 1903), цензором Холмского народного календаря и всех изданий, осуществляемых Богородицким братством. Состоял исполняющим должность председателя Епархиального Училищного совета. Постоянный член, председатель (с 1899) Совета холмского Богородицкого братства. Состоял благочинным муж. и жен. мон-рей на Холмщине. С 1899 г. председатель историко-статистического комитета по описанию церквей и приходов Холмско-Варшавской епархии. Выступал на публичных чтениях в Холмской ДС с лекциями: «Об отношении христианства к искусству», «О значении монашества для современной общественности» (1898-1899), «О влиянии христианства на рабство» (1900), «О влиянии христианства на культуру христианских народов» (1901), «О свободе совести» (1902), «О воскрешении в сознании публики образа старца Серафима Саровского» (1903).

http://pravenc.ru/text/187191.html

Стефанидинодар. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородичная церковь Карта и ближайшие объекты История храма началась ещё задолго до его строительства. В селе Стефанидинодар был храм Рождества Богородицы. Это была величественная постройка. Деревянный храм, увенчанный тремя куполами, возвышался над всем селом. На подворье храма находились: колокольня и караульное кирпичное помещение, в котором кормили и давали приют для нищих. В тридцатые годы храм был разрушен. Иконы, было приказано сжечь. Но прихожане под страхом репрессий успели спрятать иконы. Долгое время верующие молились в доме одного прихожанина. В наше время до постройки храма председатель выделил верующим бригадный дом, где совершались молебны, панихиды, читались акафисты. В 2009 году заложен и освящён памятный камень. Сразу началось строительство деревянного храма меньше предыдущего в два раза. Организация строительства храма и финансирование на себя взял В. П. Водолацкий. Помогали: иерей Александр Акимов, Бевзюк В. Н., Перковец В. И., Пакус И. О., атаман азовского юрта Комаров С. А., а так же жители села. В течение трёх лет храм был построен. Антиминс для богослужения был освящён митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием. Нашлись и иконы старого храма, жители села стали приносить спасенные иконы в храм.  Построена в 1898 г. на общественные средства. Духовенство на 1913 г.: свящ. Константин Иванович Духовской, 1869 г.р.; псаломщик Григорий Федорович Артеменко, 1888 г.р. В 1913 г. в селе действовали две школы: школа грамоты и школа Министерства народного просвещения. Церковь была закрыта в 1934 г., а община верующих ликвидирована постановлением Стефанидинодарского сельского совета от 2 октября 1938 г. (приказ 44, пункт 86). Послевоенный период. Церковь Рождества Богородицы с. Стефанидинодар была зарегистрирована уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви 24 ноября 1944 г. Поскольку деревянный храм был разобран, 20 августа 1944 г. верующие подписали договор об аренде половины дома у Ф.И. Панчеха, сроком на 3 года. В 1946 г. договор был аннулирован в связи с покупкой саманного дома у М.В. Буравицкого. 18 июля 1959 г. Азовский райисполком инициировал проверку молитвенного дома. В результате проверки оказалось, что «дом по степени огнестойкости относится к 4 категории – стены саманные, ошелеваны досками и покрашены, чердачное перекрытие посредине выполнено сводчатое, обшито фанерой и покрашено масляными красками, полы деревянные, крыша деревянная, покрыта железом… Средств пожаротушения и противопожарного инвентаря не имеется… Согласно противопожарным нормам (ПН 104-54), здание молитвенного дома в с. Ст.-Даре не отвечает требованиям пожарной охраны».

http://sobory.ru/article/?object=31321

Толмачёво. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Деревянная Спасо-Преображенская цековь в имении ген.-лейт. Федора Ивановича Жербина " Лидино " близ ст.Преображенская Варшавской ж.д. (ныне пос. Толмачево) была заложена в 1893 г. и строилась по проекту петербургского арх. Николая Эдуардовича Тейха. Церковь была торжественно освящена 22 Августа 1899 г. свящ.Василием Ильинским - настоятелем Георгиевской церкви с. Перечицы (к которой и была приписана). В 1937 г. храм был закрыт, но в 1941 г. Богослужения в нем возобновились. Его настоятелем с этого времени и до 1946 г. являлся прот. Геннадий Михайлович Городецкий (1881-1955). Начиная с 1941 г. церковь не закрывалась, но 4 Сентября 1999 г. (в день 100-летнего юбилея со дня освящения по нов. стилю) сгорела в результате пожара, в котором погиб и старинный иконостас (большинство икон, правда, удалось спасти). В течение нескольких лет Богослужения совершались в помещении поселкового детского сада. В 2004-2007 гг. храм был выстроен заново на прежнем фундаменте, хотя отделочные работы еще предстоят (проект, составленный арх. В. Орловым, повторяет сгоревший храм и предусматривает лишь незначительные изменения в элементах внешнего и внутреннего убранства). Наиболее ранняя фотография внешнего вида Спасо-Преображенской церкви была помещена в иллюстрированнм вкладыше газеты " Новое время " , 1899, 1(13) Сентября, с.5. Фотографию аналогичного ракурса, но сделанную уже в 1927 г., можно найти в фототеке ИИМК РАН, альбом 0.54(4). ЦГИА СПб, ф.19, оп.113, д.3879, л.110, 1899г.; Pocciя, газета, 1899, 23 Августа, 117, с.3; Православный СПб, газета, 2007, 8, с.4, а также сведения, полученные от настоятеля храма свящ. Николая Давлетова Толмачево, Парковая ул., 10 – церковь во имя Преображения Господня, деревянная, 1888–1899 гг., арх. Н. Э. Тейх, Н. В. Дмитриев, закрыта в 1937 г., вновь действовала с 1941 г., сгорела в 1999 г., восстановлена в первоначальном облике. Толмачево, поселок городского типа, находится в 15 км к северу от г. Луги, при одноименной станции железной дороги Санкт-Петербург – Псков. Поселок расположен по обоим берегам р. Луги. Исторически правобережная часть поселка относилась к д. Жельцы, которой в конце XVIII в. владела одна из внучек А.П. Ганнибала – Христина Андреевна Пушкина, в замужестве Гулидова, а в начале XIX в. – Иван Иванович Неплюев, правнук уже известного нам И.И. Неплюева.

http://sobory.ru/article/?object=08076

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРТОГРАДОВ Владимир Семенович (28.05.1888, с. Тихвинское Усманского у. Тамбовской губ.- 10.07.1964, Москва), проф. МДА, церковный историк. Из семьи священника. Окончил Липецкое ДУ (1906), затем Тамбовскую ДС (1912). В числе лучших выпускников семинарии был отправлен для продолжения образования в КазДА, к-рую окончил в 1916 г., защитив канд. дис. «Православная Церковь в Галиции в древнейший русский период (981-1340)», был оставлен при академии магистрантом. С осени 1916 г. преподавал педагогическую психологию в Тамбовском епархиальном жен. уч-ще, логику в Тамбовской ДС и лат. язык в жен. гимназии. В 1918-1920 гг. заведовал школой ФЗУ в с. Яблоновец Липецкого у., в 1920-1921 гг. заведовал школой в Липецке. В 1921-1928 гг. преподаватель и заведующий школой ФЗУ в пос. Грязи. В 1929 г. переведен в Москву на должность начальника и лектора вагона-аудитории. В 1931-1935 гг. преподавал в школах ФЗУ в Москве. В 1935 г. был приглашен преподавать рус. язык и лит-ру в Московский технологический ин-т легкой промышленности, в 1939-1941 гг. являлся директором фак-та рабочей молодежи при ин-те. В нояб. 1941 г. эвакуирован сначала в г. Чкалов (совр. Оренбург), затем в Ташкент, где до 1943 г. работал диспетчером в Центральном лекционном бюро Наркомпроса Узбекистана, читал лекции по рус. языку и лит-ре в школах и клубах. В апр. 1943 г. вернулся в Москву, преподавал в промышленно-экономическом техникуме Наркомата легкой промышленности. С 1944 г. В. преподавал ВЗ в Московском правосл. богословском ин-те (с 1946 МДА), в 1944-1948 гг.- сравнительное богословие на пастырских курсах (с 1946 Московская ДС). В нач. 1947 г. утвержден в звании доцента МДА. 13 июня 1947 г. защитил магист. дис. «Православная Церковь в Галиции в древнейший русский период», затем был утвержден в звании профессора. С 29 февр. 1949 г. исполнял обязанности инспектора МДАиС, 14 мая утвержден в должности. По отзыву митр. Ермогена (Кожина) , в должности инспектора В. проявил прекрасные адм. способности и тактичность в отношениях с преподавателями и студентами.

http://pravenc.ru/text/158200.html

[чеш. Beran] Йозеф (29.12. 1888, Пльзень, Чехия - 17.05.1969, Рим), кардинал, католич. архиеп. Праги, примас Богемии. Сын сельского учителя, закончил с отличием гимназию, после обучения в Коллегии пропаганды веры в Риме (1907-1911) был рукоположен во пресвитера (10 июня 1911). Защитил докт. дис. на богословском фак-те Карлова ун-та в Праге, где с 1928 г. начал академическую деятельность на фак-те пастырского богословия. С 1933 г. ректор пражской Высшей духовной семинарии. Во время фашистской оккупации Чехословакии за проповеди на чеш. языке и отпевание чеш. офицеров Б. был заключен в тюрьму Панкрац (6 мая 1942), оттуда депортирован в концентрационный лагерь в Терезин; в сент. 1942 г. переведен в Дахау; в мае 1945 г. освобожден вместе с др. узниками. В 1946 г. получил сан архиепископа Праги и стал примасом Богемии. С дек. 1946 по июнь 1949 г. по решению коммунистического правительства находился под домашним арестом за отказ заявить о своей лояльности и за осуждение нарушений религ. свобод и прав Церкви. С 19 июня 1949 по 7 марта 1951 г. фактически находился на положении заключенного в своей резиденции, а затем в мон-ре, был лишен возможности выполнять функции архиепископа и даже носить церковное облачение. Б. использовал это время для работы над книгой о св. Агнессе, основательнице первого жен. мон-ря в Праге. 3 окт. 1963 г. пресс-бюро Ватикана сообщило о его освобождении чеш. властями вместе с 4 др. епископами. Однако Б. не смог прибыть на первые сессии Ватиканского II Собора , несмотря на письма рим. понтификов Иоанна XXIII и Павла VI , обращенные к чеш. правительству. Переговоры зам. гос. секретаря (впосл. гос. секретаря) Ватикана А. Казароли с правительством Чехословакии о судьбе Б. увенчались успехом, и 19 февр. 1965 г. архиепископ Праги прибыл в Рим. 29 февр.1965 г. он был возведен в сан кардинала и 20 сент. 1965 г. выступил на последней сессии Собора. Исходя из личного опыта, он раскрыл тему религ. свободы, требуя свободы совести для всех людей Земли, а также выступил за освобождение священников и мирян, арестованных за веру. Приняв активное участие в работе 4-й сессии Собора, поддержал декларацию о религ. свободе «Dignitatis humanae» . В янв. 1969 г. Б. обратился по Ватиканскому радио к соотечественникам, призвав их к отказу от ненависти, согласию, труду, служению братьям ради процветания страны. Последние годы жизни провел в Риме. Похоронен в соборе св. Петра. В 1998 г. был начат процесс беатификации Б.

http://pravenc.ru/text/78108.html

Бахмачеево. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Архитектурный стиль: Русский стиль Год постройки:1888. Адрес: Россия, Рязанская область, Рязанский район, село Бахмачеево Координаты: 54.61112, 39.387321 Проезд:С трассы Рязань - Михайлов повернуть на Подвязье. Далее по асфальтовой дороге: Подвязье, Киселево, Насурово, Бахмачеево. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Существовавшая в с. Бахмачееве церковь в XVII столетии именовалась Флоро-Лаврской, при ней состояло в приходе 57 дворов, в числе коих упоминается 10 дворов боярских и двор монастырский. Бахмачеево до 1764 г. считалось в числе вотчин Рязанского Троицкого монастыря. В 1752 г. дана благословенная грамота на построение, вместо пришедшей в ветхость  Флоро-Лаврской церкви, новой  в честь святой Троицы. Существующая ныне того же наименования деревянная церковь построена в 1838 г. на средства прихожан. И. Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», 1884 г., том 1, стр. 111.  Ныне существующая каменная церковь с. Бахмачеево была построена в 1888 году тщанием местного священника Александра Соллерса при содействии прихожан. В нем был освящен всего один престол в честь Святой Троицы. В штате церкви было положено иметь одного священника и псаломщика. В приходе имелись две школы. Земская – в с. Бахмачеево, открытая в 1895 году, в которой обучалось 37 мальчиков и 23 девочки, а также в сельце Алешкове, в которой с 1913 года обучались 33 мальчика и 19 девочек. Законоучителем в обоих школах был настоятель Троицкой церкви с. Бахмачеево. В 1930-е годы храм, как и многие в то время, был закрыт. Священники были репрессированы, приход был ликвидирован. Однако в 1946 году, по просьбе прихожан, Троицкая церковь с. Бахмачеево была вновь открыта и действовала до 1964 года. В сентябре 1964 года Советом по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР, на основании ходатайства Рязанского Областного Исполкома Совета депутатов трудящихся, Троицкая церковь с. Бахмачеева была вновь закрыта и переоборудована сначала под клуб, а затем под колхозный склад.

http://sobory.ru/article/?object=17547

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Иосиф Дзвончик. Фотография. 60-е гг. XX в. Иосиф Онисимович (8.01.1888, с. Лосе, ныне Малопольское воеводство, Польша - 6.03.1966, г. Элизабет, шт. Нью-Джерси, США), митрофорный прот. Американского Экзархата МП. Род. в крестьянской семье в Галиции. В 1888 г. семья Д. выехала в США. Иосиф воспитывался при храме св. Иоанна Предтечи в г. Мейфилд (шт. Пенсильвания), был алтарником-пономарем, затем певчим; ходил в городскую школу. После получения общего среднего образования был направлен архиеп. Алеутским и Североамериканским Тихоном (Белавиным) на учебу в Волынскую ДС (Россия). В 1906 г. переведен в ДС в г. Миннеаполис (шт. Миннесота). В 1911 г. окончил ДС и вступил в брак с Еленой Репич, дочерью псаломщика ц. св. Иоанна Предтечи в г. Филипсберге (шт. Пенсильвания). 19 июля 1911 г. Д. был рукоположен еп. Аляскинским Александром (Немоловским) во диакона в Свято-Николаевском соборе Нью-Йорка, на следующий день - во иерея архиеп. Платоном (Рождественским) в храме Свято-Тихоновского мон-ря. Пастырское служение Д. начал на приходе в г. Бруксайд (шт. Алабама). Более 40 лет служил на разных приходах РПЦ в Сев. Америке. С целью оказывать действенную юридическую помощь приходам Д. поступил на курсы по адвокатуре в юридический колледж в г. Янгстаун (шт. Огайо) и по социальным наукам - в Уэстерн-Резерв-колледж в г. Кливленд. При мн. храмах Д. создавал воскресные школы, преподавал в них Закон Божий и рус. язык. В 1926 г. участвовал в создании «Федерации русских клубов молодых людей». В 1932 г. Д. стал членом Митрополичьего совета, с 1934 по 1947 г. секретарь этого совета. В 1945 г. Д. сопровождал еп. Алеутского и Аляскинского Алексия (Пантелеева) в поездке в Москву на Поместный Собор РПЦ, где встречался с Патриархом Московским и всея Руси Алексием I (Симанским). Проведение в жизнь решений VII Кливлендского Собора 1946 г. Русской Православной Греко-Кафолической Церкви, обратившегося к Святейшему Патриарху Московскому Алексию с просьбой о принятии ее в лоно РПЦ, было поручено Митрополичьему совету (см. ст. Всеамериканский Собор ). Митр. Феофил (Пашковский) не подчинился решению Собора и продолжал самочинно управлять амер. приходами. Д. решительно выступил против подобных действий митрополита, призывая к выполнению всех решений Собора. В 1947 г. в США для обсуждения совместно с митр. Феофилом условий воссоединения с РПЦ амер. приходов прибыл митр. Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) . Д. стал активным помощником митрополита, оповещал духовенство о происходящих событиях и отстаивал, обращаясь к сторонникам митр. Феофила, необходимость переговоров с посланником Предстоятеля РПЦ.

http://pravenc.ru/text/171895.html

Сиверский. Церковь Петра и Павла. Церковь св.Апостолов Петра и Павла Карта и ближайшие объекты Петропавловская церковь на ст.Сиверская была заложена 22 Июля 1888г. настоятелем петербургской военно-морской исправительной тюрьмы прот. Григорием Фалютинским и строилась по пректу арх. Петра Сергеевича Самсонова. Основные средства на ее постройку выделил местный дачевладелец доктор Василий Тимофеевич Никитин (сконч. 27.08.1894г. и погребен в храме). Храм был торжественно освящен 25 Июня 1889г. Главным свящ. Армии и Флота прот. Александром Желобовским. Первоначально Петропавловская церковь была приписана ко храму в с.Рождествено, а с 1893г. стала приписной к Суйдинской Воскресенской церкви. В 1902г. у дороги, рядом с храмом, была потроена отдельно стоящая деревянная колокольня. Официально церковь была закрыта по постановлению Леноблисполкома от 6 Июня 1941г. (хотя не действовала уже с 1938г.). Деревянная колокольня была частично разобрана в конце 1930-х гг. и окончательно снесена в 1980-е гг. В настоящее время рядом с храмом (на другом месте) построена новая деревянная колокольня, а на месте старой установлен крест. После оккупации Гатчинского р-на немецкими войсками, осенью 1941г. храм был открыт и действует до сих пор. Освящение храма по полному чину совершил 29 Октября 1953г. благочинный Пригородного округа прот. Александр Мошинский. В том же 1953г. рядом с храмом был построен деревянный дом для священника. Церковный вестникъ, журнал, 1888, 31, сс.573-575; 1889, 26, сс.465-466. ЦГИА СПб, ф.19, оп.113, д.4182, л.63 об. Архив СПб епархии, ф.1, оп.7, папка 36, дела 1946-1953гг. Идея постройки храма в Сиверской возникла еще в 1857 г., когда через эти места проходила Варшавская железная дорога. Но воплотить эти планы было довольно проблематично из-за отсутствия подходящего участка и недостатка средств. В 1887 г. местный дачевладелец Василий Тимофеевич Никитин выделил для строительства храма часть своих владений, а также определенную сумму денег. Когда попечителями было получено разрешение на строительство храма, в 1888 г. местными жителями был избран церковный строительный комитет, который возглавили В. Б. Фредерикс и В. Т. Никитин. Их стараниями было начато строительство храма.

http://sobory.ru/article/?object=03607

Думаю, что религиозное образование верующих такого широкого уровня и свободы, проводимое отцом Александром, продолжались недолго, между 1946–1948 гг. Жил я в то время с мамой и бабушкой на Татарской улице в двухэтажном деревянном доме. Каждый будний день мама отводила меня в детский сад в Старом Толмачевском переулке. Однажды бабушка привела меня в храм в Вишняковском переулке. Входили мы не со стороны колокольни, а в левую дверь, – видимо, чтобы не привлекать внимания праздных прохожих, или чтобы не выглядело духовное мероприятие о.Александра как религиозная пропаганда, не знаю. В Никольском приделе перед амвоном ставился большой белый экран, а в нескольких шагах от него располагались обычные длинные скамьи, уходившие рядами в глубь храма. Мы садились во второй или третий ряд, чтобы не быть перед самым полотном. В первое свое посещение мне неизвестно было, что же должно происходить? Бабушка ничего не объясняла, и у меня не возникало желания что-либо знать раньше времени. Естественно было бы припомнить, много ли было посетителей? Я не смел оглядываться или интересоваться чем-то посторонним, кроме тер­пеливого ожидания чего-то непонятного, которое не сразу начиналось. Но помню рядом двух–трех детей и еще нескольких взрослых. Некоторые скамьи вообще пустовали. Безмолвное ожидание тянулось долго. Только позже, вспоминая детство с “туманными картинами”, допускаю предположение, что причиной мог быть слишком светлый вечер, и на экране в таком случае изображения не могли иметь достаточной видимости. Наконец, осветился экран и нам предстала больших размеров цветная картина, изображающая священное библейское событие. В памяти не нахожу никаких следов, чтобы точно сказать, какое именно увидено было вначале, да и последующие сюжеты вспомнить не могу. Но с того момента в сознании навсегда сохранилось убеждение, что увиденное мной в прекрасных сценах незримо остается рядом со мной в обычной жизни. И оно намного возвышенней, прекрасней, мудрее, привлекательней, чем все будничное из детского сада и домашнего быта. После того, как мы ушли из храма, очень хотелось бережно сохранить в памяти образы увиденного. В тече­нии нескольких дней это удавалось делать, но события окружающего мира вносили свои образы в детский ум. Было трудно противопоставлять ему те священные эпизоды, которые я видел в храме. Но однажды пришло понимание – не надо бороться за картины и образы, отпечатанные в памяти, дороги не они, а дух неземной, святой, вечной жизни в них. А он всегда рядом, хотя и незрим.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/vospom...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010