Беллок, Джозеф Хилери Пьер (1870–1953) — английский прозаик, поэт, эссеист, автор многих исторических романов и путевых очерков. 97 Лаки Лучиано (наст. имя: Сальваторе Лучана, 1896– 1962) — американский гангстер, один из лидеров мафии в 30–е гг. В 1946 г., после отбытия десятилетнего тюремного заключения, депортирован из США на Сицилию. 98 Поттер, Беатриса (1866–1943) — английская писательница, автор книг для детей. 99 Кальес, Плутарко (1877–1945) — государственный и военный деятель Мексики, президент в 1924–1928 гг., впоследствии военный министр и министр финансов, установил в стране диктаторский режим. Гонения на религию… — Имеется в виду период царствования королевы Елизаветы I (1533–1603), ознаменованный жестокими преследованиями протестантов, вынужденных в конце концов переселиться в Новый Свет, где они основали первые колонии, давшие начало формированию США. 102 К арденас–и-дель–Рио, Ласаро (1895–1970) — государственный и военный деятель Мексики, президент в 1934– 1940 гг.. осуществил ряд важных демократических преобразований в социально–экономической жизни страны. Форд, Джон (наст. имя: Шон Алоизиус О " Фини, 1895– 1973) — американский кинорежиссер, экранизировал ряд реалистических романов («Эрроусмит», «Гроздья гнева» и др.). 104 Бензедрин — сильное химическое наркотическое средство. Форд, Форд Мэдокс — литературный псевдоним Джозефа Леопольда Форда Германа Мэдокса Хьюфера (1873–1939) — английского прозаика, поэта, публициста, тяготевшего в своем творчестве к импрессионизму. Роман " Vive le Roi! " опубликован в 1936 г. Филби, Ким (1911–1988) — сотрудник британской разведки, полковник КГБ СССР. 105 Иннес, Майкл (наст. имя: Джон Иннес Макинтош Стюарт, род. в 1906 г.) — шотландский литературовед, автор многих детективных романов и новелл, которые он публиковал как под псевдонимом, так и под своим подлинным именем. 107 PZ и «Олифант» — сети универсальных магазинов, расположенных на территории британских колоний. 110 Арнольдовский томик… — Английский поэт и литературовед Мэтью Арнольд (1822–1888) выпустил сборник избранных стихотворений и поэм У. Вордсворта в 1879 г., впоследствии неоднократно переиздававшийся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Эммануил Мунье (1905—1950) — французский философ. Принадлежал к левому христианскому направлению персонализма. Основал в 1932 г. жyphaл«Esprim». 420 Упомянутая работа «Советская Россия и мировая война» onyблukobaha(Esprim.- 1940. - 88. - Р. 120-128). 421 Мен де Биран (Мари Франсуа Пьер Гронтье де Биран; 1766—1824) — французский философ и политический деятель. 422 Речь идет о ЛюдobukeIX(1214—1270), короле Франции с 1226 г., возглавившем пятый и шестой Крестовые походы. Был канонизирован в 1297 г. 423 ЛюдobukXI(1461—1483) — король Франции с 1461 г. 424 Книга «Новое средневековье. Размышления о судьбе России и Европы бьла написана в 1923--1924 гг. 425 Жан Валь (1888—1974) — французский философ-экзистенциалист, профессор Сорбонны. 426 Жан Шлемберже (Шлюмберже) (1877—1968) — французский писатель. 427 Статья «Двойственный образ России. (К пониманию русской человечности)» не учтена в библиографии произведений Бердяева. Автограф хранится в РГАЛИ (Ф. 1496.Оп. 1. Ед. хр. 240). 428 Поль Рейно (1878—1966) — премьер-министр Франции, подал в отставку 16 июня 1940 г., а в июле был арестован и отправлен в Германию. 429 Эдуард Даладье (1884—1970) — лидер французской республиканской партии радикалов и радикал-социалистов, премьер-министр Франции в 1938—1940 гг.: именно его кабинет объявил войну Германии 3 сентября 1939 г. 430 Cp.:Mmф.XVI,2. 431 «Франция—Япония» — ежемесячный журнал, выходивший в Париже с 1934 г. под руководством Франко-японского комитета. 432 В РГАЛИ среди личных вещей Бердяевых сохранился один из этих крестиков. 433 Ср.: Uoahh.XVI,27. 434 Книга «Русская идея. Основные проблемы русской мыcлuXIXbeka и началаХХвека» была опубликована в 1946 г. 435 Мария (Майя) Павловна Роллан (урожд. Кювилье, по первому мужу Кудашева) (1895—1985) — поэтесса, переводчица. Жена Р. Роллана с 1934 г. 436 Сергей Кудашев, князь (ок. 1897 — ок. 1920) — племянник Н. А. Бердяева. В годы Гражданской войны воевал в Белой армии, умер от сыпного тифа. 437 Французский перевод книги «Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности» (1937) был опубликован в 1943 г, 438

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

Пьесы. М., 1958. С. 130. Пер. В. Я. Брюсова. 96. См.: Мф. 5:39; Плач. 3:30. 97. См. диалог Платона «Горгий» Соч.: В 3 т. М., 1968. Т. 1. С. 339 и далее). 98. Мальбранш, Никола де(1638—1715) — французский философ и теолог. 99. скиаграфия — греч, ςκ — тень и γρφω — пишу. Имеется в виду знаменитый образ игры теней на стенах пещеры из диалога «Государство». 100. γχειρδιον 42. 101. Гюйо Мари Жан (1854—1888) — писатель, поэт и философ–моралист. Автор блестящих парадоксов и афоризмов, в том числе и в духе древнегреческих философов. 102. гнев Ксеркса на Геллеспонт — по утверждению Геродота (VIII, 95), персидский царь Ксеркс I (царствовал в 486—465 гг. до н. э.) пришел в ярость, узнав, что буря уничтожила оба сооруженных им понтонных моста через Геллеспонт (Дарданеллы), и приказал бичевать пролив. (Эпизод греко–персидской войны 481 г. до н. э.). 103. См., например: Платон. Соч.: В 3 т. Μ., 1968. Т. 1. С. 105—111. 104. Калликл (V в.) — один из позднейших софистов, ученик Горгия, изображенный Платоном в диалоге «Горгий». Проповедник своеобразной теории сверхчеловека. 105. Misrahi R. La Conscience juive face ä l’Histoire: Le Pardon//Congres juif mondial, 1965. P. 286. 106. Мизрахи Р. Сознание евреев перед лицом истории: Прощение. Всемирный еврейский конгресс. 107. Spinoza B. Tractatus politicus. I. 411111. 108. Спиноза Б. Избр. произв.: В 2 т. М., 1957. Т. 2. С. 288 («…не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать». — Пер. С. М. Роговина и Б. В. Чредина). 109. одушевленная справедливость (греч.).Термин из «Никомаховой этики» Аристотеля. 110. монада — термин Лейбница. См., например: Лейбниц Г. В. Соч.: В 4 т. М., 1982. Т. 1. С. 413 и далее. 111. «скопил» — греч, ςκοπτα — соглядатайство, подстерегание, наблюдение; первоначально: сторожевая башня или вершина горы. 112. См. прекрасную книгу Жоржа Фридмана. Friedmann G. Leibniz et Spinoza (1946). 113. Фридман Жорж (1902—1977) — социолог и философ, один из основателей Центра по изучению коммуникаций (совместно с Э.

http://predanie.ru/book/218985-proscheni...

…отдающих любимую за странствие… – Напоминание о сюжете повести «Епифанские шлюзы», где главный герой инженер Бертран Перри уезжает в Россию, оставляя невесту. …ищущих праведную землю… – Сюжет рассказа «Иван Жох» и легенды о Беловодье. …рассказывал мне про то, что человек неустойчивое существо и скоро должен появиться на свете более одаренный организм… – Пересказ «антропоморфной выдумки» (Живя главной жизнью, с. 166) Платонова. …эффектный жест самоубийцы. – Мотив самоубийства в творчестве Платонова получает развитие в повести «Котлован», где о самоубийстве думает инженер Прушевский. Причина возникновения этого мотива обнаруживается в судьбе самого писателя. Платонов оказался в ситуации социальной загнанности, когда, переехав с семьей из Воронежа в Москву, лишился работы. О его состоянии свидетельствует запись, сделанная им в июне 1926 года: «Безработица. Голод. Продажа вещей. Травля. Невозможность отстоять себя и нелегальное проживание. Единственный выход: смерть и устранение себя» (Опубл.: Корниенко Н. В. История текста и биография А. П. Платонова (1926–1946)//Здесь и теперь. М., 1993. С. 19). …«Барский двор» Андрея Новикова, интересное сочинение. – Андрей Новиков (1888–1941) – русский советский писатель, земляк Платонова, переехал из Воронежа в Москву, где оставался близким другом Платонова, считал себя его учеником и последователем, «…в Москве: они жили рядом, у них был общий литературный круг, близкие интересы. А. Новиков являлся членом группы „Перевал“, на заседаниях которой бывал А. Платонов. Вместе они входили в кружок „30-е годы“, созданный Б. Пильняком и распавшийся в 1930 году» (Никонова Т. А. А. Платонов и А. Новиков: К истории творческих взаимоотношений//Андрей Платонов. Материалы и исследования. Воронеж, 1993. С. 137). Книга Новикова «Барский двор: Повести и рассказы» была известна Платонову до ее издания (М., 1928). А. Новиков одновременно с «бедняцкой хроникой» опубликовал повесть «Комбинат общественного благоустройства: Тихие мотивы многоликой жизни» (Октябрь. 1931. В одном из персонажей повести Новикова «Кустари слова» Епифаныче современники узнавали Платонова. Из этого произведения можно узнать, что воронежские журналисты и писатели в начале 20-х годов считали Платонова гениальным человеком («Подъем», 1989, Андрей Новиков: Материалы к библиографии/Сост. М. Д. Эльзон. Воронеж, 1973; Забытый Андрей Новиков/Публикация М. Эльзона//Коммуна (Воронеж). 1989.19 янв.; Явич А. Книга жизни: Рассказы о былом. М., 1985).

http://predanie.ru/book/221159-rasskazy-...

Дворцова Наталья Петровна, литературовед 29, 39, 136, 387, 496, 500, 529 Девриен Альфред Федорович (1842 – после 1918), издатель 102–103, 231, 525 Дедков Игорь Александрович (1934–1994), критик 30 Дедков Николай И., ученик М. М. Пришвина 205, 222—223 Деникин Антон Иванович (1872–1947), генерал Белой армии 217 Десницкий, учитель гимназии, где преподавал В. В. Розанов 36—37 Добролюбов Александр Михайлович (1876—?), поэт 123—124 Добролюбов Николай Александрович (1836–1861), критик, публицист 482 Достоевский Федор Михайлович (1821–1881), писатель 11, 47, 92, 142, 160, 191, 232, 265, 277, 350, 369, 379, 383, 385, 412, 435, 439, 441–442, 445 Дуничка см. Игнатова Е. Н. Еголин Александр Михайлович (1896–1959), литературовед 442 Есенин Сергей Александрович (1895–1925), поэт 10, 74, 214, 235, 238, 353 Ефимова Софья Васильевна (Козочка) (р. около 1900—?), знакомая М. М. Пришвина 183–188, 190, 287–289, 429, 527 Ефремин Александр Владимирович (1888—?), критик 244, 255, 309–310, 508–509, 513, 529 Желудков, учитель женской гимназии в Ельце 36—37 Жуковский Василий Андреевич (1783–1852), поэт 19 Закс Николай Александрович, директор елецкой гимназии 23, 27 Замошкин Николай Иванович (1896–1960), критик 33, 60, 76, 235, 310, 492, 496, 507, 529 Замятин Евгений Иванович (1884–1937), писатель 10, 53, 74, 133, 259, 272, 304, 319 Зарудин Николай Николаевич (1899–1937), писатель, председатель литературной группы «Перевал» 310 Захар, елецкий крестьянин 196 Златовратский Николай Николаевич (1845–1911), писатель 302 Зощенко Михаил Михайлович (1895–1958), писатель 460 Зоя, невестка М. М. Пришвина 370 Зубрилин, агроном 398 Ибсен Генрик (1828–1906), норвежский драматург 320 Иванов-Разумник (наст. фам. Иванов) Разумник Васильевич (1878–1946), критик 39, 43, 53, 94, 103, 113, 116–117, 132–133, 165, 168, 179, 210, 213–217, 219, 227, 233, 263, 272, 298, 317, 346, 353–365, 368, 370–372, 380–381, 399–403, 423, 432, 466, 496, 498–500, 506, 516–518, 526–527, 529 Иванов Всеволод Вячеславович (1895–1963), писатель 235, 292, 473

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

In 1954, when the Synod of Bishops created the Diocese of Chicago and Cleveland, Vladika Gregory was appointed to head the new Diocese. Vladika Gregory was active in his new Diocese, consecrating the Holy Trinity Church in Milwaukee, Wisconsin in 1954; the Saint Sergius Cathedral in Cleveland, Ohio in 1955; and Saint Panteleimon’s Church in Minneapolis, Minnesota in 1956. Also, while Vladika Gregory headed the Diocese, the following parishes were established: Holy Trinity in Fort Wayne, Indiana; Joy of All Who Sorrow in Cleveland, Ohio; and Holy Protection in Goshen, Indiana. In 1957, upon the repose of Archbishop Ieronim of Detroit and Flint 25 , this small Diocese of four parishes was joined to the Diocese of Chicago and Cleveland, and Vladika Gregory was given the new title “of Chicago & Detroit.” Vladika Gregory became ill with cancer in 1957, and reposed in the Lord on 13/26 October 1957, just two days after the 14th anniversary of his consecration to the episcopate. He was buried in the monastic cemetery behind the Holy Trinity Cathedral at Holy Trinity- Monastery in Jordanville, New York. Memory Eternal! 26 октября 2015 г. Sources: Footnotes: . Alexei Pavlovich Khrapovitsky, 17 Mar 1863-28 Jul/10 Aug 1936, later Metropolitan and first Chief Hierarch of the Russian Orthodox Church Outside of Russia. . Vladimir Pokrovsky, 1888-20 Oct 1925, Glorified as Saint Jonah of Hankow. . Mikhail Zaborovsky, 07 Jul 1869-24 May/06 Apr 1946. . Nikolai Alexandrovich Anisimov, 09 Nov 1884-04 Nov 1962, last post in Church Abroad Archbishop of Kamchatka & Petropavlovsk. . Sergey Andreevich Vinogradov, 1876-11/24 Feb 1933. . Alexander Troitsky, 12 Apr 1883-30 Mar 1963. . Vassily Ivanovich Maksimenko, 1873-1960. . Vyacheslav Mikhailovich Tikhonitsky, 1873-1959, last post in Church Abroad Archbishop of Nice, France. . Vassily Semenovich Georgievsky, later Metropolitan and leader of the “Paris jurisdiction,” which broke from the Russian Church Abroad in 1926. . Ivan Vassilievich Uspensky, 12 Nov 1872-31 Dec 1937, later Archbishop of Tver & Kashinsk, and a New Hieromartyr of Russia.

http://pravoslavie.ru/87122.html

Наконец, установлено, что Максим сделал новый перевод книги Есфирь, который в списках носит название «Повести о Есфири»; работа эта была выполнена Максимом самостоятельно, так что в ней видны характерные для него нарушения нормы славянской грамматики. При издании Острожской библии этот перевод был использован в качестве основы текста (Taube, Olmsted 1987). Незадолго до конца жизни Максим Грек совместно с Нилом Курлятевым исполнил труд по исправлению перевода Псалтыри, его смысл заключался в устранении темных мест, ошибок (см. Ковтун 1971; Синицына 1977, с. 70–73). Впрочем, исправленный текст широкого распространения не получил. Списки XVI в.: Солов. 863/753, Соф. 1525 , Пог. 1143. Между тем активная переводческая работа развернулась в XV- XVI вв. на западнорусских землях, входивших в Польско-Литовское государство. Выше уже говорилось о выполненных в это время переводах с еврейского сохранившихся в Виленском сборнике библейских книг (§ 10). В западнорусском сборнике XV-XVI вв. из ГИМ, Син. 558, дошел до нас восточнославянский перевод Песни песней в сопровождении кратких толкований (см. Описание, т. 2, с. 763–765). Полностью текст был опубликован Н. И. Костомаровым (1861), более исправно в объеме двух первых глав П. В. Владимировым (1888). На чешскую основу перевода указал А. И. Соболевский (1910, с. 197–199, 202–203) и датировал перевод серединой XV в.; к выводу о чешском оригинале присоединился А. В. Флоровский (1946, с. 232–240), отметив, однако, что основой текста могло быть венецианское издание чешской Библии 1506 г. Благодаря публикации Вл. Кыасом (Kyas 1953) характерных образцов четырех редакционных форм чешской Библии в XIV-XV вв., оказалось возможным установить, что ближе всего перевод стоит к рукописной Падеровской библии 1433 г. (Алексеев 19836). Интересно отметить, что Падеровская библия возглавляет третью редакцию чешской Библии и находится в связи с литературной деятельностью гуситов (Kyas 1971, s. 60), что позволяет догадываться о путях ее проникновения к восточным славянам. О церковнославянском языке перевода см.: 1967, с. 158–165.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

20 Далее на полях неразборчиво: подчеркивает, что ритм, достигаемый Иоанном и хиастическим построением речи, в этих случаях, как и в других, не звуковом, а смысловом. 21 Bultmann, op. cit. 22 Dodd, op. cit., p.. 444—453; Appendix. Some Consideration upon the Historical Aspect of the Fourth Gospel (ср. особенно стр. 451). 23 Renan E. Vie de Jesus. Appendix (начиная с 13-го французского издания 1888 г.). Ср. Hoskyns, указ соч., стр. 29—35. 24 Dodd, op. cit., Ср. особенно: Part I The Background.—4: Rabbins Judaism. 25 Dodd, op. cit. 26 Третье чтение ( πρω ), привлекшее внимание некоторых современных толкователей, едва ли может быть защищаемо. Оно есть обратный перевод латинского «mane» (утром), встречающегося в некоторых рукописях латинского перевода, но не имеющий поддержки греческих рукописей. 27 Ср.: Cullmann О. Saint Pierrë disciple — apotre — martyr. Histoire et theologie. Neuchatel, Paris, 1952 28 Lock, op. cit. 29 Hoskyns, op. cit. p. 281. 30 Ibid. 31 Ср. мою диссертацию «Водою и кровию и духом (к пониманию Ин.)». [Париж, 1946 (рукопись).] 32 Для ст. 6 критики текста обыкновенно принимают чтение кодексов В, L. и некоторых других, не имеющих слов «и духом» ( και πνεματος ), но слова эти достаточно заверены согласным свидетельством кодексов К, А и других, и в их пользу говорят внутренние данные, а именно: раскрытие мысли ст. 6а в ст. 6b, содержащем повторное упоминание Духа. 33 Culmann О. Les Sacrements dans l " Evangile Johanniquë la vie de Jesus et le culte de l " Eglise primitive. Paris, 1951. 34 Mgr. Cassien. Saint Pierre dans le Nouveau Testament (le probleme de la primaute) Istina, 1955, 3, p. 261—304. 35 Ср. выше, о двусмысленностях в Ин. 36 Пропуск в рукописи. 37 Это положение было мною обосновано в моей рукописной диссертации «Водою, Кровию и Духом». 38 Dodd , op. cit. 39 Ср. Jean Rdville . Le Quatrieme Evangile; Alfred Loisy . Le Quatrieme Evangile, Paris, 1903. 40 Dodd , op. cit.: Part Ï The Background — 3: Hellenistic Judaism. Philo of Alexandria, особенно стр. 73.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3487...

В Алма-Ате Тихов создал сектор астроботаники - редкого направлении в астрономии, в котором был первопроходцем. С помощью спектров изучалась предполагаемая растительность на Марсе. Главным подтверждением ее присутствия Тихов считал наблюдаемые сезонные изменения на планете, таяние полярных шапок и потемнение некоторых областей его поверхности. Отличие оптических свойств темных областей этой планеты от оптических свойств земной растительности объяснялась как результат приспособления растений к крайне суровым марсианским условиям. На горных прилавках у границы города, в конце улицы Узбекской (ныне ул. Сейфуллина) в 1946 г. была построена его обсерватория и несколько домиков для научной работы. Здесь он и его сотрудники и занимались сравнительным изучением спектрофотометрических свойств поверхности Марса и земной растительности. Ныне его труды, как не получившие подтверждения, забыты. (В прошлом году, приехав в Алма-Ату, я с горечью услышала о том, что территорию тиховской обсерватории стерли с лица земли под новое строительство). При наездах в Москву в круг общения Нины Штауде вновь входят общественно-значимые личности, видные ученые, в том числе и академик Владимир Петрович Ветчинкин[ 3 ], ученик и продолжатель дела великого Н.Г. Жуковского. В 20-х годах у Нины Штауде было несколько совместных с ним научных статей. Личность Владимира Петровича давно и прочно покорила ее. Кстати сказать, неразделенное чувство к этому человеку явилось причиной того, что семья у Нины Михайловны так и не состоялась. Давняя искренняя и глубокая религиозность академика Ветчинкина стала подспорьем для ее духовной жизни. Интересно, что когда в антирелигиозной пропаганде хрущевского времени появился козырь - запуски спутников и космических кораблей на околоземную орбиту. Нина Михайловна писала о. Исаакию о том, что Владимир Петрович, непосредственно стоявший у истоков освоения космоса и запуска спутников, прежде чем сесть в космический корабль, обязательно отслужил бы в церкви молебен. В Доме отдыха Академии наук в Болшево под Москвой она подружилась с семьей известного ученого-механика В.В. Добровольского[ 4 ], лауреата премии им. Чебышева за исследования в области теории и классификации механизмов. Своей истовой религиозностью и церковностью супруги Добровольские пробудили религиозную активность Нины Михайловны.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=174...

Осознанный эклектик, сочетал в своих работах различные веяния западной философии (Ницше, Бергсона, Сантаяну, марксизм, неотомизм) и считал " непримиримые школы " плодом " невежества и предубеждения " . Последователь Дж. Рёскина, У. Морриса, воспринимал искусство как фактор человеческого счастья. Полагал, что К. Маркс и 3. Фрейд стремились к одной цели: воссозданию цельности человека. Упоминаемая книга " Образование путем искусства " вышла в Лондоне в 1943 г., а памфлет " Образование свободных людей " — в 1944-м. 86 Хапполд, Фредерик Кроссфилд — автор многих в основном популяризаторских книг (в массовой серии " Penguin " ) о вере, Англиканской церкви. Книга " К новой аристократии. Вклад в планирование образования " издана в издательстве Элиота " Фейбер " в 1943 г. 87 Годвин, Уильям (1756–1836) — английский романист, просветитель, утопист; в трактате " Рассуждение о политической справедливости " (т. 1–2, 1793) выдвинул утопический проект построения общества, в котором люди могут в согласии организовать производственную деятельность так, чтобы удовлетворить всех по потребностям и сделать счастливыми. 88 Джоуд, Сирил Эдвин Митчинсон (1891–1953) — английский философ, сторонник неореализма, позднее под влиянием А. фон Мейнонга и Э. Гуссерля разрабатывал " теорию объектов " , с конца 1920-х под влиянием А. Бергсона, — теорию " творческой эволюции " и витализма; автор работ " Очерки философии здравого смысла " (1919), " Смысл жизни " (1928), " Философия для нашего времени " (1940), " Будущее нравственности " (1946). Книга " Об образовании " вышла в 1945 г. в издательстве " Фейбер " . 89 Винчестер — старинный город в графстве Гэмпшир на юге Англии (в Средние века один из политических центров страны). 90 Тюдоры — см. коммент. к " Идее… " . 91 Бейллиол — один из наиболее известных колледжей Оксфордского университета, основан в 1263 г. Джоном де Бейллиолом. Гренфелл, Джулиан Генри (1888–1915) — поэт, автор поэмы " В бой " и др. Погиб в Первой мировой войне. Джон Маннерс — литератор из старинной аристократической семьи, автор книги " Письма к любимой " (1908).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010