Тексты, переводы и комментарии Io.Philop. De aeternitate mundi contra Proclum, ed. H.Rabe, Lipsiae, 1899; Hildesheim, 1963. De opificio mundi libri VII, rec. G.Reichardt. Lipsiae, 1897. Diaitëtës ë peri henöseös, – PG, ed. Migne, XCIV, col. 744 – 753 (сохранилось в сирийском переводе, греческие фрагменты у Иоанна Дамаскина). In Aristotelis Categorias, ed. A.Busse. Berolini, 1898. – CAG, XIII, 1. In Aristotelis Analytica Priora, ed. M.Wallies. Berolini, 1905. – CAG, XIII, 2. In Aristotelis Analytica Posteriora, ed. M.Wallies. Berolini, 1909. – CAG, XIII, 3. In Aristotelis Meteorologica, ed. M.Haydick. Berolini, 1901. – CAG, XIV, 1. In Aristotelis De generatione et corruptione, ed. H.Vitelli. Berolini, 1897. – CAG, XIV, 2. In Aristotelis De generatione animalium, ed. M.Hayduck. Berolini, 1893. – CAG, XIV, 3. In Aristotelis De anima, ed. M.Hayduck. Berolini, 1897. – CAG XV. In Aristotelis Physicorum libri VIII, ed. H.Vitelli. Berolini, 1887 – 1888. – CAG, XVI – XVII. Exëgësis eis to pröton tës Nicomachoy arithmëticës eisagögës, ed. R.Hoche, Lipsiae, 1864 – 1867, I – III. Breves sed apprime doctae et utiles expositiones in omnes XIV Aristotelis libros eos qui vocantur Metaphysica, quas Fr.Patricius de Graecis Latinas fecerat. Ferrariae, 1583. Johannes Philoponas Grammatikos von Alexandrien. Ausgewählte Schriften. Ubersetzt, eingeleitet und kommentiert von W.Böhm. München – Paderborn – Wien, 1967. Johannes Grammaticus Philoponus Alexandrinus. In Aristotelis De anima. Proemion. Transl. from the Greek by J.Dudley. – Bulletin de la Société internationale pour l " étude de la Philosophie médiévale, 1971 – 1975, 16 – 17, p. 62 – 85. Общая литература A.Gudeman. Iohannes Philoponus. – Realencyclopädie der classischen Altertumwissenschaft, IX, 2. V.Grumel. Jean Grammaticos et saint Théodore Studite. – Echos d " Orient, 1937, 36, p. 181 – 190. É.Évrard. Les convictions religieuses de Jean Philopon et la date du Commentaire aux " Météorologiques " . – Bulletin de l " Akadémie Royale de Belgique. Classe des Lettres, 1953, 39, p. 299 – 357.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

Боброва Т. А. 1968. О некоторых названиях ягод с суффиксом -ик(а)//ЭИРЯ. Вып. VI. Брандт Р. Ф. 1880. Начертание славянской акцентологии. СПб. 1887. Дополнительные замечания к разбору этимологического словаря Миклошича//ΡΦΒ. Т. 21. 1890. Дополнительные замечания к разбору этимологического словаря Миклошича//РФВ.Т. 24. 1891. Дополнительные замечания к разбору этимологического словаря Миклошича//ΡΦΒ.Τ .25. Браун Φ. 1899. Разыскания в области гото-славянских отношений//Сб. ОРЯС. Т. 64. Будагов Р. А. 1963. Сравнительно-семасиологические исследования. М. Булаховский Л. А. 1926. Об интонационных суффиксальных дублетах//Изв. ОРЯС. Т. 31. 1949. Деэтимологизация в русском языке//Труды Ин-та русского языка. М.; Л. Τ. Ι. 1953. Введение в языкознание. Ч. II. М. Буслаев Φ. 1867. Иностранные слова в славянских наречиях//ЖМНП. Август. Вендина Т. И. 1976. Суффикс -иг(а) в говорах русского языка//Совещание по общеславянскому лингвистическому атласу: Тезисы докладов. Черновцы. Виноградов Ю. Г. 1981. Варвары в просопографии Ольвии VI–V вв. до н. э.//Демографическая ситуация в Причерноморье. Тбилиси. Владимирцов Б. Я. 1934. Общественный строй монголов. Л. Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. 1984. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси. Т. I–II. Георгиев В. 1957. Тракийский език. София. 1958. Исследования по сравнительно-историческому языкознанию. М. 1959. Речни имена Гюрля, Ерма , Резовска река, Царацар, Ширине//Български език. Т. IX. 1960. Българска етимология и ономастика. София. Герберштейн С. 1908. Записки о московитских делах. СПб. Герд A. C. 1975. Из словообразования брянских говоров//Брянские говоры. Вып. 3. Л. Гиндин Л. А. 1967. Язык древнейшего населения юга Балканского полуострова. М. Граков Б. Н., Мелюкова А. И. 1953. Две археологические культуры в Скифии Геродота//CA. Т. XVIII. Грантовский Э. А., Раевский Д. С. 1984. Об ираноязычном и «индоарийском» населении Северного Причерноморья в античную эпоху//Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. М. Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. 1950. Золотая Орда и ее падение. М.; Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Еще цитата: «Пользуйся первым попавшимся благоприятным случаем действовать при каждом решении поступать известным образом и при каждом эмоциональном стремлении в направлении тех привычек, которые хочешь приобрести». И еще одно место, очень неутешительное, если не признавать существования благодати Божией, помогающей человеку. Оно — из «Характериологии» Банзена 127 : «Прежде чем начать " переделывать себя " , нужно научиться непоколебимо следовать, не глядя ни направо, ни налево, по прямому и узкому пути. Тот, кто ежедневно высказывает все то же доброе намерение приняться за какое-нибудь дело, похож на человека, подходящего к краю рва, который ему надо засыпать, и снова идущего назад, чтобы затем опять направиться к пропасти. Без непрерывного преуспеяния невозможно накопление моральных сил; чтобы сделать последнее возможным, чтобы закалить нас в нем и приучить к нему, правильный труд является высшим благодеянием». Слова все хорошие, хотя и очень простенькие, но при отсутствии помощи Божией не выполнимые и потому — пустые. Порядочным человеком, в мирском смысле, могут, конечно, кого-нибудь сделать, но совершенным — никогда. Впрочем, хоть бы порядочных-то людей мир в массе давал, и то было бы очень хорошо…     Из истории создания рукописи. Комментарий составителя «Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики » — первый фундаментальный труд на русском языке по практике и методологии восточно-христианского подвижничества, адресованный широкому кругу читателей, — написан епископом Варнавой (Николаем Никано-ровичем Беляевым; 1887–1963) в Нижнем Новгороде предположительно в 1922–1928 годах; авторской датировки текста не имеется (кроме нескольких дат, проставленных в поздних вставках). Основанием для такой датировки служат косвенные данные, имеющиеся в рукописи, а также материалы к биографии автора, собранные и систематизированные составителем. Отдельные страницы работы восходят к более раннему времени (1912–1918 гг.): в первом томе это места, связанные с темой атеизма, для которой автор использовал свою курсовую работу 1912 года («Атеизм нашего времени как историческое явление социальной жизни и его причины»); некоторые главы и параграфы, по нашему предположению, созданы в период, когда иеромонах Варнава преподавал в Нижегородской духовной семинарии (1915–1918 гг.). Сюда относится, например, приложение (кроме заключительной части) «О сне и бодрствовании» к параграфу второму (Отдел III. Глава I).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Достижения в области генной инженерии в ближайшей перспективе обещают людям не только возможность перепроектировать себя, но также и проектировать будущие поколения, и, тем самым, выйти из-под биологических ограничений собственной природы, и обрести над ней практически полный контроль. Таким образом, перед человечеством открывается соблазн достижения постчеловеческого псевдорайского состояния без Бога и тех духовно-нравственных ограничений, которые обусловлены Его образом, лежащим в фундаменте духовно-телесной природы человека. Но одновременно это обнажает и древний богоборческий дух, который лежит в основании трансгуманистического мировоззрения и который возбуждает в своих адептах жалкое стремление к перманентной реконструкции собственных «кожаных риз». По сути, трансгуманизм есть не что иное, как жалкая диавольская пародия на обожение, отрытое для человека в Богочеловеке Иисусе Христе. Термин трансгуманизм был введен в 1957 Джулианом Хаксли (1887-1975), английским биологом, одним из создателей Синтетической теории эволюции, которая является синтезом генетики, дарвинизма и других научных дисциплин. Джулиан Сорелл Хаксли стоит у истоков создания Всемирного фонда дикой природы и международной организации ЮНЕСКО , в которой был её первым генеральным директором . Джулиан Хаксли является внуком известного учёного-дарвиниста Томаса Генри Хаксли, его родным братом был писатель Олдос Хаксли, а единокровным братом — нобелевский лауреат Эндрю Хаксли. Его дед Томас Хаксли за яркие полемические выступления в защиту эволюционной теории Чарльза Дарвина получил прозвище «Бульдог Дарвина», а для описания своего отношения к религии он ввёл термин «агностицизм». Олдос Хаксли был гуманистом, пацифистом и писателем, который семь раз номинировался на Нобелевскую премию. Он является автором известного романа-антиутопии «О дивный новый мир». Эндрю Хаксли стал лауреатом Нобелевской премии в области физиологии и медицины в 1963 году. Джулиан Хаксли активно выступал за распространение  гуманистических ценностей , был членом многих гуманистических организаций, в том числе членом Международного гуманистического и этического союза. Вместе с Альбертом Эйнштейном и Томасом Манном входил в руководство Первого гуманистического общества Нью-Йорка. Джулиан Хаксли выступал сторонником такого общества, которое придёт к полной реализации человеческого потенциала и заменит собой общество благоденствия. Для Хаксли трансгуманизм был другим названием его «эволюционного гуманизма», а именно, преднамеренного усилия человечества «преодолеть себя — не только спорадически… но в целом, как человечество… Человек, остающийся человеком, но превзошедший сам себя, благодаря осознанию новых возможностей своей человеческой природы» .

http://bogoslov.ru/article/5177328

Ист. и лит.: Απστολος; Енински Апостол: Факс. изд. София, 1983; Апостол; Горский, Невоструев. Описание. Отд. 1. С. 267-273, 278-279, 292-339; Отд. 2. Ч. 1. С. 141-187; Dani i Gj. Hvalov rukopis//Starine. 1871. Knj. 3. S. 1-146; Воскресенский Г. А. Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до 15 в.: Опыт исслед. языка и текста слав. пер. Апостола по ркп. XII-XV вв. М., 1879; он же. Древнеславянский Апостол: Послания св. апостола Павла по осн. спискам 4-х редакций слав. апостольского текста. Серг. П., 1879-1908. 5 вып.; Амфилохий (Сергиевский), архим. Древле-славянский Карпинский Апостол XIII в. М., 1885-1888. 4 вып.; Polivka G. Palaeografische, grammatische, und kritische Eigentumlichkeiten in dem Makedonische Praxapostolus//Archiv f. slav. Philologie. 1887. Bd. 10. S. 106-132, 417-483; Jagi V. Glagolitica. 2: Grškoviev odlomak glagolskog apostola//Starine. 1893. Knj. 26. S. 1-126; idem. Zum altkirchenslavischen Apostolus. W., 1919-1920. 3 Tle; Gregory C. -R. Textkritik des Neuen Testamentes. Lpz., 1900. Bd. 1. S. 335-386, 465-478; Кульбакин С. М. Охридская рукопись Апостола конца XII в. София, 1907. (Български старини; Кн. 3); Ильинский Г. А. Мануиловски Апостол XIII в.//ИОРЯС. 1908. Т. 13. Кн. 1. С. 366-379; он же. Слепченский Апостол конца XII в. М., 1912; Kopko P. Apostolus bybliensis saec. XIV. W., 1912; Конески Б. Вранешнички апостол. Ckonje, 1956; Никольский. Устав. Т. 1. С. 207-209; Wikgren A. Chicago Studies in the Greek Lectionary of the New Testament//Biblical and Patristic Studies in Memory of R. P. Casey/Ed. J. N. Birdsal and R. W. Thomson. Freiburg, 1963. P. 96-121; Мирчев К., Кодов Х. Енински Апостол: Старобългарски паметник от XI в. София, 1965; Junack K. Zu den griechischen Lektionaren und ihrer Überlieferung der katholischen Briefe//Die alten Übersetzungen des Neuen Testaments, die Kirchenvöterzitate und Lectionare. B., 1972. P. 498-591. (Arbeiten z. NT Textforschung; 5); Nedeljdovi O. Problem strukturnih redakcija staroslavenskog prijevoda Apostola//Slovo. 1972. Knj. 22. S. 27-40; Лихачева О. П. Славяно-русский Апостол XIV-XV вв.//Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 2. С. 420-447; Богданович Д., Велчева Б., Наумов А. Болгарский Апостол XIII в.: Рукопис Дечани-Црколез 2. София, 1986; Aland K. , Aland B. Der Text des Neuen Testaments. Grand Rapids; Leiden, 19892; Пенев П. Към историята на Кирило-Методиевия старобългарски превод на Апостола//Кирило-Методиевски студии. Кн. 6. 1989. С. 246-316; Струмички (македонски) Апостол. Ckonje, 1990; Мецгер Б. М. Текстология Нового Завета: Пер. с англ. М., 1996; Baccer M. Towards a Critical edition of the Old Slavic New Testament. Amst., 1996; Palazzo. Liturgical Books. P. 97-101; Алексеев А. А. Текстология славянской Библии. СПб., 1999. С. 151, 179-180.

http://pravenc.ru/text/75708.html

при ун-те функционирует Центр документации, в наст. время переименованный в Ин-т религ. исследований (Istituto per le scienze religiose di Bologna), в его б-ке хранится архив Ватиканского II Собора . Ист.: Denifle H. Die Statuten der Juristen Universität Bologna vom Jahre 1317-1347//ALKGMA. 1887. Bd. 3. S. 196-397; Chartularium Studii Bononiensis: Documenti per la storia dell " Università di Bologna dalle origini fino al sec. XV. Bologna, 1909-1940. 13 vol.; Il «Liber secretus iuris caesarei» dell " Università di Bologna: 1451-1500. Mil., 1984; Il «Liber secretus iuris pontificii» dell " Università di Bologna: 1451-1500/A cura di C. Piana. Mil., 1989. Лит.: Rashdall H. The Universities of Europe in the Middle Ages . Oxf., 1942, 1987r. Vol. 1. P. 87-268; Storia della Università di Bologna/A cura di A. Sorbelli, L. Simeoni. Bologna, 1944-1947. 2 vol.; Vergottini G. de. Bologna e lo «Studio» nell " età di Accursio: Atti del Conv. intern. di studi accursiani (Bologna, 1963). Bologna, 1968. T. 1. P. 3-24; Fasoli G. Per la storia dell " università di Bologna nel Medio Evo. Bologna, 1970; Fried J. Die Entstehung des Juristenstandes im 12. Jh.: Zur sozialen Stellung und politischen Bedeutung der gelehrten Juristen in Bologna und Modena. Köln, 1974; Schmugge L. Codicis Iustiniani et Institutionum baiulus: Eine Neue Quelle zu Magister Pepo zu Bologna//Ius Commune. 1977. T. 6. P. 1-9; Stelzer W. Zum Scholarenprivileg Friedrich Barbarossa (Authentica «Habita»)//DA. 1978. Bd. 34. S. 123-165; Alma mater studiorum saecularia nona: Bologna, 1088-1988/A cura di U. Eco. Bologna; Mil., 1987; L " Università a Bologna: Personnaggi, momenti et luoghi dalle origine al XVI sec./A cura di O. Capitani. Bologna, 1987; D " Amato A. I domenicani e l " Università di Bologna. Bologna, 1988; Cultura universitaria e pubblici poteri a Bologna dal XII al XV sec.: Atti del 2 Conv. (Bologna, 1988)/A cura di O. Capitani. Bologna, 1990. Д. В. Зайцев Церковные архитектура и искусство Облик Б. определяют средневек. жилые башни (в XIV в. их насчитывалось ок. 170; самая высокая, Торре Азинелли (нач. XI в.), достигала почти 100 м), дворцы, портики и улицы XIV-XVI вв., перекрытые аркадами (общая протяженность 34 км); вдоль дороги, ведущей к ц. Мадонна ди Сан-Лука (за пределами города), находится самая длинная в мире галерея протяженностью 3,5 км, с более 600 арками. Огромную роль в развитии города сыграла программа перестройки города (в к-рой принял активное участие Аристотель Фьораванти ), осуществленная семьей Бентивольо, правившей в Б. в кон. XV в. Основы церковной архитектуры Б. были заложены в романскую эпоху, но значительный вклад внесла готика: наиболее известны ц. св. Франциска (XIII в.) и ц. св. Петрония (см. также ст. Чертоза ). Эпоха Возрождения затронула городскую архитектуру в меньшей степени, однако фасады и интерьеры мн. церквей были перестроены (Сан-Джакомо Маджоре, Сан-Джованни ин Монте и др.; оригинальная постройка того времени - ц. Сан-Микеле ин Боско).

http://pravenc.ru/text/149693.html

245 «Я требую свободы согласно вашим принципам и отказываю в ней вам согласно своим». — Возможно, эта фраза принадлежит Леону Блуа (см. коммент, к с. 354). 246 Мак-Кормик Сайрус (1809–1884) — американский промышленник, который изобрел много сельскохозяйственных машин. 247 Пёрл-Харбор — военно-морская база США на Гавайских островах, где 7 декабря 1941 г. японская авиация нанесла внезапный удар по основным силам американского Тихоокеанского флота и вывела их из строя, что стало началом войны между Японией и США. 248 11 ноября 1918 года. — Дата перемирия, заключенного между участниками первой мировой войны, явившаяся официальной датой ее завершения. 249 Паттон Джордж (1885–1945) — американский генерал, руководивший военными действиями против гитлеровцев во время второй мировой войны. 250 Монтгомери Бернард (1887–1976) — английский маршал, победивший Роммеля в Африке, а затем руководивший военными операциями в Европе. В. Никитин Примечания К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные произведения в 3-х тт. М.: Изд-во полит. лит-ры. 1979, т. 3, с. 413. 2 Цит. по.: R. Bessede. La crise de la conscience catholique dans la litterature et la pensee francaise a la fin du XIX sciecle. P., Klincksieck, 1975, p. 32. 3 G. Bernanos. Essais et ecrits de combat. P., Gallimard, 1971, p. 663. 4 G. Bernanos. Monsieur Ouine. P., Plon, 1963, p. 179. 5 M. Noel. Notes intimes. P., Stock, 1959, p. 130. 6 G. Bernanos. Correspondance, t. I P., Plon, 1971, p. 444. 7 Ibid. p. 258. 8 Цит. по: M. Kushnir. Mauriac journaliste. P., Minard, 1979, p. 69. 9 Ж. Дюкло. Во что я верю. М. «Прогресс», 1980, с. 196. 10 G. Bernanos. Correspondance, t. II, P., Plon, 1971, p. 331–332. 11 G. Bernanos. Francais, si vous savez. P., Gallimard, 1961, pp. 154–155. 12 G. Bernanos. Le chemin de Croix-des-Ames, P., 1948, p. 148. 13 Цит. по кн.: G. Bernanos. Cahiers de l " Herne. P., Belfond, 1967, p. 52. 14 Грош (стар.). — Прим. перев. 15 Пахучее вещество. — Прим. перев. 16 Главная улица Марселя. — Прим. перев. 17 Тайный комитет революционного действия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

2391 Юревич Вадим Александрович (1872–1963), врач-патологоанатом, доктор медицины (1902), про­фессор и заведующий кафедрой учения о заразных болезнях с бактериологией (1910–1918) Военно­-медицинской академии в Петербурге, после Февральской революции 1917 г. избран общественным градоначальником Петрограда, в годы гражданской войны служил в Добровольческой армии, в 1919 г. эмигрировал, в 1920-х гг. жил в Праге, член Русской академической группы, председатель Русского туберкулезного комитета и член Комиссии по борьбе с туберкулезом, в 1930-х гг. женился, переехал в Париж, незадолго до Второй мировой войны работал в филиале Пастеровского института в Сайгоне. 2392 Шебор Иозеф (Sebor Josif; Иосиф Антонович; 1848–1928), чешский филолог-классик, специалист по римской литературе. Выпускник Петербургского университета (1868–1872), с 1877 г. ис­правляющий должность экстраординарного профессора (утвержден в 1883) по кафедре римской сло­весности ПИФИ, приват-доцент по кафедре классической филологии Петербургского университета (1876–1896). В 1906 г. вернулся в Прагу. С 1922 г. преподавал в Русском народном университете в Праге. Перевел на чешский язык «Ревизора» Н. В. Гоголя (1887), на русский – сатиры Горация и издал (СПб., 1909) избранные стихотворения этого поэта (благодарю за уточнения Л. Л. Копецкую). 2393 Вергун Дмитрий Николаевич (1871–1951), филолог-славист, переводчик, редактор, публицист, журналист, поэт, общественный деятель. С 1918 г. приват-доцент славянской филологии в Москов­ском университете, затем профессор Иркутского университета. В 1919 г. эмигрировал в США, в начале 1921 г. переехал в Ригу, в 1922 г. – в Прагу, профессор истории русской культуры в Высшем коммер­ческом училище, преподаватель русского языка и славяноведения в Высшей технической школе (1922–1928), Русском педагогическом институте им. Я. А. Коменского (1923–1925), на Русском юридиче­ском факультете, соавтор Масариковского энциклопедического словаря (т. 5), председатель Русского сокольства в ЧСР (1922–1925), председатель Карпато-русского национального комитета, Русского сокольства за границей (1923–1930), редактор журнала «Русский Сокольский вестник» (1927–1941), член Союза русских писателей и журналистов в ЧСР, Русского исторического общества (с 1925 г.). С 1940 г. проживал в Белграде, с 1945 г. – в США, профессор университета в Хьюстоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

614       Из работ Элиаде укажем также: Eliade М. The Sacred and the Profane: The Nature of Religion/Trans. W.R. Trask. N.Y., 1959; Idem. Myth and Reality/Trans. W.R. Trask. N.Y., 1963. 615       Current List of Serials with Significant Theological or Religious Content/Comp. by G.P. Cornish. Harrogate, 1975. 616       Religious Bibliographies in Serial Literature: A Guide/Comp. by M.J. Walsh et al.; Assoc. of British Theol. and Philos. Libraries. L., 1981. 618       Australasian Union List of Serials in Theological Collections/Comp. and ed. A.W. McCumstie. 3rd ed. Melbourne, 1997. 619       Ηλου Φ. Προσθκες στην Ελληνικ Βιβλιογραφα. Α: Τ βιβλιογραφικ κατλοιπα τον Emile Legrand and H. Pemot (1515–1799). Αθνα, 1973. 625       Ζαχαρπουλος Ν. Επτομο Ιστορικο-Θεολογικ Λεξικ. Θεσσαλονκη, 2003; Νκας Σ. Λεξικ ορθδοξης θεολογας. Αθνα, 1998. 626       См., например: Alzog J. Handbuch der Patrologie. 3. Aufl. Freiburg, 1876; Mohler J.A. Patrologie. Regensbourg, 1840. 628       Англ. пер. (W. Wotton) начал издаваться в Лондоне с 1693 г.: A New History of Ecclesiastical Writers, containing an account of the authors of the several Books of the Old and New Testament, of the lives and writings of the primitive Fathers, an abridgment and catalogue of their works, their various editions, and censures determining the genuine and spurious; together with a judgment upon their style and doctrine; also, a compendious history of the Councils, with chronological tables of the whole. 629       Möhler J.A. Patrologie, oder christlicher Literaturgeschichte. 1. Bd. Ratisbon, 1840; см. также его специальное исследование об Афанасии Великом (Athanasius der Große und die Kirche seiner Zeit. 2 Bde. Mainz, 1827), работы по отдельным патрологическим проблемам (например: Hieronymus und Augustin im Streit über Galater; Über den Brief an Diognetus; Fragmente aus und über Pseudoisidor), a также: Kirchengeschichte. 3 Bde. Ratisbon, 1887–1888. См. также: Kihn H. Prof. Dr. J.A. Möhler, ein Lebensbild als Beitrag zur Geschichte der Theologie der Neuzeit. Würzburg, 1885 (3-е изд. – 1888).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9. Гуру-фундаменталисты и “бизнес-гуру” Новый тип гуру-фундаменталиста сложился в первой половине ХХ в. под воздействием коммуналистских идей. Гуру-фундаменталисты используют западный опыт организационной, социально-благотворительной и миссионерской работы и пренебрегают традиционной варнашрамой ради прозелитизма и утверждения индуизма в качестве универсальной, мировой религии. Свами Шивананда (1887–1963) — одна из ключевых фигур позднейшего неоиндуизма. Он родился в семье тамильского брахмана — деревенского сборщика налогов. До принятия саньясы Шивананда носил имя Куппусвами. В молодости увлекался игрой на сцене и спортом, получил медицинское образование, после чего работал врачом, в том числе с 1913 по 1922 годы в Малайзии, где лечил главным образом индийских рабочих-иммигрантов из низких каст. Параллельно с этим Куппусвами издавал журнал “Амброзия”, в котором пропагандировал оздоровление с помощью как европейской медицины, так и хатха-йоги и аюрведы. В1924 г. Куппусвами стал саньясином с именем Шивананда в ортодоксальном ордене Сарасвати в Ришикеше. Здесь же Шивананда создает больницы, приют для странствующих садху, издательства, радиоцентр, художественную студию, курсы санскрита и музей йоги. Но главным его детищем стало основанное в 1936 году “Общество божественной жизни”, почти 200 филиалов которого существуют в Индии и во многих странах мира. Шивананда написал около 200 книг и брошюр, которые изданы на многих языках. Его учение — “интегральная йога-веданта— делает акцент на мистицизме, психотехнике, пропаганде “индуистского образа жизни” и национализме (Шивананда говорил, что Индия — гуру всех народов, а санатана дхарма — мать всех религий). После смерти он был обожествлен, а Ришикеш постепенно превратился в международный туристическо-паломнический центр. В Москве действует группа последователей Шивананды. В1997 году они проводили воскресные занятия йогой в школе практически напротив храма св. Царевича Димитрия при 1-й Градской больнице. На русском языке в последние годы вышло несколько книг Свами Шивананды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010