П.Г. Проценко Биография  епископа   Варнавы (Беляева) Содержание Предисловие Глава 1. От детства к юности. Родина Родители епископа и его рождение Сельская школа Предзнаменование Под сенью родительского дома Крестный Гимназия Неожиданный выбор будущего пути Встреча со старцем Глава 2. Годы «внешней» учебы и внутреннего искуса Студент Обретение старца. О. Алексей Зосимовский Студенческое братство «Схолия» Паломничество в Святую Землю накануне историческаго обвала Защита диссертации и окончание «внешней» учебы Педагогическая деятельность под гул приближающейся катастрофы Глава 3. Революция. 1917–1920 Поиск спасения «Миротворец». Начало катастрофы в Церкви Благодатные встречи и знамения Глава 4. На епископской кафедре. 1920–1922 Хиротония и первые опыты пастырского врачевания душ Собирание паствы Первые нестроения. Столкновение с главой епархии «Отпуск» Погружение в пастырскую работу. «Окормления» Буря гонений, обрушившаяся на Церковь Глава 5 Уход. Июль-декабрь 1922–1933 Принятие юродства Затвор, или оазис в пустыне Дом как последнее убежище Жизнь в затворе и творчество Основы искусства... жизни Дом и община На краю мира Пустыня каменная – Москва Глава 6. Арест. Лагерь. Сибирь. 1933–1948 Суд кесаря Передача Концлагерь (или откуда начинается рай?) «Трифон едет!» Непрозрачный обитатель г. Томска Глава 7  В русском Иерусалиме. 1948–1963 Дом обетованный Старчество владыки Старческая педагогика Постоянное молитвенное усилие Отношение к мирским делам и заботам Отношение к казенной работе Внутреннее и внешнее в духовной практике Россия «Дяди Коли» Малая Церковь Тупики одиночества Глава 8 Последний этап. 1963 Последний этап     Биографическое исследование посвящено необычной судьбе епископа, юродивого, автора аскетических и агиографических произведений, деятеля церковного Сопротивления в Советской России Варнавы (Беляева) 1887–1963). По излюбленной дороге русских странников – ведущей в Небесный Иерусалим – однажды отправился и гимназист Николай Беляев , будущий епископ Варнава (1887–1963). Странствие его длилось более полувека. Епископ Варнава принадлежал к тому поколению молодых церковных деятелей России, которое вступило в пору своего расцвета накануне революции и было почти полностью уничтожено. Епископу одному из немногих – выпало уцелеть и физически, и духовно. Описанию его жизненного пути – Христа ради юродивого и подпольного писателя, аскета и старца, летописца и «светописца» эпохи – посвящена эта книга. На ее страницах появляются Патриарх Тихон, старцы Зосимовской пустыни, священник П. Флоренский и философ А. Лосев , писатель Б. Садовской и другие известные люди, с которыми пересеклась судьба епископа. Книга обращена к широким читательским кругам, заинтересованным в узнавании правды о истории своей родины и о судьбах Русской Православной Церкви в период гонений на веру. Предисловие

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Черёмушках. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1897 и 1898. Колокольня - нач. 20 в. Год утраты:1963 (снесена) Адрес: Россия, г. Москва, на месте северного крыла Дома аспиранта и стажёра МГУ (ул. Шверника, д. 19 корп. 1) Координаты: 55.690904, 37.594772 Проезд:станция МЦК " Крымская " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Раннее упоминание о Троицкой церкви относится к 1732 г., построена на земле Александра Тимофеевича Ржевского, владельца села Черемошье. Троицкий храм простоял до 1879 г. и был перестроен священником Иоанном Забавиным на пожертвования Московского купца 2-й гильдии Степана Ивановича Тихонова. На месте разобранного был построен новый храм во имя Живоначальной Троицы. Незадолго до Первой мировой войны над входом была поставлена колокольня, выполненная в неоклассическом стиле. В 1935 г. решением властей служение было запрещено и помещение церкви использовалось под нужды промышленного предприятия (спорт-артель). До 1958 г. храм еще находился в относительной сохранности. Но во время ликвидации села, территория которого вошла в черту Москвы, церковь окончательно была разрушена в 1963 г. На ее месте сооружен бассейн, который в скором времени пришел в негодность и превратился в свалку мусора. Восстановление храма началось в 1997 г. История храма ведет свое начало из 18 века. В городском архиве сохранилась опись, сделанная в 1887 г. Более раннее упоминание о Троицкой церкви относится к 1732 г. и связано с именем Александра Тимофеевича Ржевского, владельца села Черемошье. Об этом имеются сведения в окладных книгах Синода казенного приказа. Там говорится: «сентября 6-й день (н.ст. 19 сентября), по указу ея Императорского Величества и по благословению Святейшего Правительствующего Синода, против прошения статского советника Александра Тимофеевича Ржевского, велено в Московском уезде, в Чермневем Стану, в вотчине его, в поселенном на пустоши сельце Черемошье, новопостроенную каменную церковь во имя Живоначальной Троицы освятить и Антиминс выдать, а положенные данные деньги имать с нынешнего 1732 года и впредь повсягодно. И оную новопостроенную церковь внести в окладные книги. Между тем прибавлено, что полоняничные деньги с Московского уезда не собираются» (Патр. приказ, кн. 357, л.42 об.). В 1735 г. при церкви был священник Иордан Осипов.

http://sobory.ru/article/?object=50624

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варнава (Беляев), еп. Печерский. Фотография. 20-е гг. XX в. (Беляев Николай Никанорович, 12.05.1887, с. Раменское Бронницкого у. Московской губ.- 6.05.1963, Киев), еп. Печерский, вик. Нижегородской епархии. Из семьи слесаря ткацкой фабрики, религиозным воспитанием обязан матери - дочери диакона погоста Дорки Загорновской вол. Бронницкого у., в детстве и отрочестве любил читать книги духовного содержания, особенно жития святых. В 1910 г. Беляев познакомился со старцами Смоленской Зосимовой пуст. игум. Германом (Гомзиным) и иером. Алексием (Соловьёвым), стал духовным сыном последнего. В 1908 г. Беляев окончил с золотой медалью 3-ю московскую гимназию, по благословению архим. Оптиной пуст. прп. Варсонофия (Плиханкова) в 1911 г. поступил в МДА. 11 июня 1911 г. в Зосимовой пуст. ректором МДА еп. Феодором (Поздеевским) был пострижен в монашество с наречением имени в честь ап. Варнавы, вскоре рукоположен во иеродиакона, в 1913 г.- во иеромонаха. Во время учебы в академии В. часто посещал мон-ри и скиты, расположенные вокруг лавры, знакомился с насельниками и образом их жизни. В 1915 г. он окончил академию со степенью канд. богословия за соч. «Св. Варсонофий Великий. Его жизнь и учение» и был назначен преподавателем гомилетики в Нижегородскую ДС, где прослужил до ее закрытия летом 1918 г. Указом Свящ. Синода от 13 февр. 1920 г. В. был определен к епископской хиротонии на Васильсурское вик-ство Нижегородской епархии, хиротония состоялась 29 февр. того же года. В нач. авг. того же года В. был назначен епископом Печерским. Летом 1922 г. духовенство Н. Новгорода во главе с архиепископами Евдокимом (Мещерским) и Серафимом (Мещеряковым) , а также Нижегородскими викариями, в т. ч. В., приняло резолюцию о признании обновленческого Высшего церковного управления . Впосл., объясняя свой поступок, В. писал, что это был «плод малодушия и послушания». Через нек-рое время В. поехал в московский Даниловский мон-рь к архиеп. Феодору (Поздеевскому), чтобы принести покаяние, но тот его не принял, и В. отправился в Зосимову пуст., где иеросхим. Алексий (Соловьёв) наложил на него епитимью.

http://pravenc.ru/text/154275.html

От автора Исповедник в понимании православного христианина – это искренне, преданно, глубоко верующий человек, готовый во Имя Господа нашего Иисуса Христа и ради Его святого Имени претерпеть все – даже до смерти, – но не отречься, не убояться, не поколебаться. Лишения, скорби, притеснения, преследования, гонения, мучения, меч – ничто не может отлучить его от Спасителя. Мудрый Филарет, Московский святитель (1867), как и во всем своем богословии, очень точно и очень ясно, причем предельно кратко, определил, что быть исповедником – это «значит открыто признавать, что мы содержим Православную веру, и, притом, с такою искренностию и твердостию, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога, и в Господа нашего Иисуса Христа» (Катехизис). И определение это нужно не просто для нашего знания, не для того, чтобы потешить самолюбие (читайте: увеличить свое греховное состояние), а очистить себя – спастись. – Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение, – напоминает учитель языков святой апостол Павел ( Рим. 10:10 ). Два исповедника нашего времени – святитель Ковровский Афанасий (Сахаров , † 1962) и епископ Можайский Стефан (Никитин, 1963) – обращаются ныне к нам со своими глубоко духовными наставлениями о том, что есть едино... на потребу ( Лк. 10:42 ), что спасительно, что вечно. И словом, и примером своего жизненного подвига, который смело можно назвать святым, они учили нас и продолжают учить. Примечательно, что они оба пришли в этот мир в конце XIX века (святитель Афанасий – в 1887 г., а епископ Стефан – в 1895 г.) и ушли из него почти одновременно (епископ Стефан скончался после святителя Афанасия ровно через полгода). Были они близки не только по времени, но – что значительно ценнее – родны и по духу, по глубине святой Православной веры, по твердому стоянию в ней; крепко любили друг друга, стремились узреть друг друга и взаимно обогатиться. Святитель Афанасий тайно рукоположил Стефана (тогда Сергия) во диакона, а затем, во священника. Когда святитель Афанасий появился в Петушках, после многолетней страдальческой жизни в узах, епископ Стефан спешил посетить его и утешиться встречей, совместной молитвой. Это была та дружба, о которой еще в пятом веке сказал великий святой отец Церкви Востока и Запада Иоанн Кассиан Римлянин (435): она «обусловлена „одинаковым совершенством и добродетелью друзей“. Скрепленный этим условием союз вечен» ( К. Е. Скурат . Воспоминания и труды по Патрологии (I-V века). Том 1. Троицкий собор, г. Яхрома, 2006. С. 550).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Разделы портала «Азбука веры» ( 11  голосов:  4.3 из  5) По благословению Преосвященного Симона, Епископа Мурманского и Мончегорского Протоиерей Николай Александрович Голубцов (12.10.1900 – 20.09.1963) «Это был действительно пастырь добрый, отдавший всего себя заботе о своих многочисленных церковных детях. Их было множество со всех концов Москвы… А он был со всеми ровен, со всеми тих, каждого принимал так, как будто только и ждал его прихода, чтобы отдать ему со всею щедростью свое драгоценное время и все душевные силы». — Такие слова сказал об удивительном московском батюшке отце Николае Голубцове С. И. Фудель. Отец Николай стал священником в годы, когда на церковь поднималась новая волна гонений. С точки зрения одних — это было поступком безумным, другие видели в этом акт великого мужества, а для самого Николая Александровича священничество являлось естественным завершением того пути, по которому шла его внутренняя, невидимая для других жизнь. Семена благочестия были заложены в душе Николая Александровича родителями. Отец — Александр Петрович Голубцов — был сыном сельского священника в Галиче Костромской губернии. Упорным трудом и большими способностями он добился того, что первым из ста восьми выпускников окончил курс Московской Духовной Академии. С 1887 года занимал в ней кафедру Церковной археологии литургики, а с 1898 года преподавал и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В течение тринадцати лет он кроме своей семьи, в которой было десять детей, содержал и двенадцать осиротевших племянников. Как наставник и как педагог Александр Петрович пользовался особым уважением в студенческой среде. Один из его учеников вспоминал: «К нему обращались за советами люди не только бывшие одного мнения с ним, но и считавшие себя его противниками. Он обладал редкой способностью подойти близко к каждому человеку, независимо от его взглядов и убеждений. Ему, как духовнику, поверяли свои сокровенные мысли». А вот слова его сослуживца профессора И. Д. Андреева: «Александр Петрович — ученик и любимец вождей Академии E. E. Голубинского, В. О. Ключевского и А. П. Лебедева , первоклассный ученый …выдающийся лектор… вместе с тем, занимал в Академии исключительное место, как могучая моральная величина».

http://azbyka.ru/fiction/mudryj-serdcem-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИАКИДИС [греч. Κυριακδης] Стилпон (25.10.1887, Комотини - 18.03.1964, Салоники (Фессалоника)), греч. филолог, фольклорист. Получил начальное образование в Комотини и Сере, продолжил обучение на философском фак-те Афинского ун-та (1907-1911), где слушал лекции основоположника греч. фольклористики Н. Политиса. Первые труды К., созданные под научным руководством Политиса в 1910 г., были посвящены фольклору (свадебным обрядам, местным легендам, народным песням, суевериям) не только Комотини, но и всей Зап. Фракии. В 1911-1914 гг. К. преподавал в средних школах Янины и Никосии (о-в Кипр). В 1914 г. Афинская АН поручила К. составление «Исторического словаря новогреческого языка», в 1918 г.- руководство Архивом греческого фольклора. Летом 1925 г. был основан Фессалоникский ун-т, в 1926 г. К. возглавил на философском фак-те кафедру древнегреч. религии, частной жизни и фольклора, в 1927 г. учредил университетский архив греч. фольклора. В кон. 30-х - нач. 40-х гг. XX в. К. принял деятельное участие в создании Об-ва македонских исследований, 15 мая 1942 г. был избран председателем совета об-ва. В течение мн. лет К. был главным редактором греческих научных журналов «Λαογραφα» (1923-1951), «Μακεδονικ» (1941-1963), «Ελληνικ» (1952-1962), дважды избирался ректором Фессалоникского ун-та (1934, 1942), с 1947 г. стал членом-корреспондентом Афинской АН. Еще в начале научной деятельности К. посвятил ряд работ обоснованию притязаний Греции на исторические области Македония и Фракия в споре с Болгарией (Η δυτικ Θρκη κα ο Βολγαροι. Αθναι, 1919) и доказательству континуитета греч. культуры от античности до нач. XX в. Собирая и публикуя местные предания и песни Эпира, Македонии и Фракии, К. выявил фольклорные мотивы, восходящие к периоду эллинизма и нашедшие отражение в современных ему традициях народного почитания святых (Θυσα λφου ν νεοελληνικ παραδσει κα συναξαροις//Λαογραφα. 1917. Τ. 6. Σ. 189-215). Он исследовал исторические корни и образность народных песен, этимологию мн. слов и выражений. Опубликовал сборники визант. и новогреч. загадок и народные песни о Дигенисе Акрите, продолжающие традиции визант. эпоса (Διγενς κα κβουρας//Ibid. Σ. 368-424). Изучая суеверия и обряды, К. пришел к выводу, что в их основе нередко лежат античные мифологические мотивы, творчески переработанные народом в русле христианской традиции (Η λοιδορι Λακ παρδοσις περ το ξλου το Σταυρο//Λαογραφα. 1923. Τ. 7. Σ. 266-274). В отличие от Политиса К. считал, что новогреч. народная культура впитала черты, свойственные культуре периода эллинизма, а не древнегреч. классики (V-IV вв. до Р. Х.) (Ο Μακεδονικς Ελληνισμς κα νετερος. Αθναι, 1926).

http://pravenc.ru/text/1840215.html

Статистика Голубцов Александр Петрович Александр Петрович Голубцов (20 ноября 1860, Ильинский погост Галичского уезда Костромской губернии — 4 июля (17 июля) 1911, Сергиев Посад) — русский богослов, профессор Московской духовной академии. Семья Родился в семье бедного сельского священника Петра Александровича Голубцова и его супруги Анны Елисеевны. Жена — Ольга Сергеевна, урождённая Смирнова, младшая дочь ректора Московской духовной академии, протоиерея Сергея Константиновича Смирнова. Они обвенчались в 1886. Дети: Иван (1887—1966) — доктор исторических наук; Мария (1888—1925); Сергей (1893—1930); Пётр (1895—1917), студент Московской духовной академии; Наталия, в монашестве Сергия (1896—1977); Анна (1898—1943); Николай (1900—1963), священник. Алексей (1904—1978), инженер; Павел, в монашестве Сергий (1906—1982), художник-реставратор, архиепископ Новгородский и Старорусский; Серафим (1908—1981), священник. Образование и учёные степени Окончил Галичское духовное училище, Костромскую духовную семинарию (1882, вторым в выпуске), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1886; первым магистрантом). В 1886—1887 — профессорский стипендиат по кафедре церковной археологии и литургики Московской духовной академии. Магистр богословия (1891; тема диссертации: «Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны»). Доктор богословия (1907; тема диссертации: «Соборные чиновники и особенности службы по ним»). Преподаватель и учёный С 1887 — и. д. доцента по кафедре церковной археологии и литургики Московской духовной академии. Магистерская диссертация Голубцова, посвящённая полемике о вере между православными и протестантами в XVII веке, заслужила позитивную оценку профессора Василия Ключевского, который написал в своём отзыве, что «магистрант не только впервые в одной работе охватил все стороны этого исторического эпизода, но и тщательно проанализировал все материалы, имевшиеся в различных Российских книгохранилищах». Эта работа была удостоена Святейшим Синодом премии митрополита Макария.

http://lib.cerkov.ru/authors/990

В.В. Селивановский МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ: Ф. Куимби (1802–1866) «ХРИСТИАНСКАЯ НАУКА» (С 1879 г.): М. Эдди (1821–1910) НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ: У. Эванс (1817–1889) Г. Дрессер (1866–1954) Г. Вуд (1834–1908) Р. Трайн (1866–1958) Т. Траурд (1847–1916) Э. Хопкинс (1853–1925) У. Аткинсон (1862–1932) Э. Фокс (1886–1951) «Международный альянс Нового Мышления» (INTA с 1914, «Метафизический клуб» с 1895): Ч. Филмор (1854–1948) «Школа христианского единства» («Единство») Н. Брукс (1861–1945) «Божественная наука» (с 1898) Э. Холмс (1887–1960) «Религиозная наука» СВЕТСКИЕ АВТОРЫ: У. Уоттлз (1860–1911), Ч. Энел (1866–1949), Н. Хилл (1883–1970), «Думай и богатей» К. Бристоль (1891–1951), О. Мандино (1923–1996) Р. Берн (род. 1951), д/ф. «Секрет» («Тайна») ТЕОСОФИЯ: Е. Блаватская (1831–1891) А. Безант (1847–1933) Ч. Ледбитер (1854–1934) NEW-AGE: Марк Профет (1918–1973), Элизабет Клэр Профет (1939–2009), « Церковь Всеобщая и Торжествующая», «Саммит Лайтхауз» Шакти Гавейн (род. 1948), Х. Сильва (1914–1999), Л. Хей (род. 1926), Н. Уолш (род. 1944) Н. Правдина (род. 1963), В. Синельников (род. 1966), Г. (А.) Могилевская (род. 1942), А. Свияш (род. 1963), В. Жикаренцев (род. 1953), В. Зеланд 3 McConnell D. R. Different Gospel. A Historical and Biblical Analysis of the Modern Faith Movement. Peabody, Massachusetts, 1992. P. 144. 4 В строгом смысле метафизическое движение – более широкий термин, включающий помимо Нового Мышления и «Христианскую науку». Понятие «метафизическое» усвоено самим движением не в его философском значении, а в смысле строгого соответствия материальной действительности сверхъестественной духовной реальности. В философии «метафизика» не является сверхъестественной. 5 «Христианская наука» насчитывала в 1993 г. около 0,5 млн. человек во всём мире (Макдауэлл Дж. Обманщики. М., 1993. С. 90; Ср.: Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2006. С. 1153). «Христианская наука» в Санкт-Петербурге, где находится российская штаб-квартира организации, насчитывает лишь несколько десятков человек. Самая крупная организация Нового Мышления, «Школа христианского единства» насчитывает во всём мире по разным оценкам от 1 млн. (Харм Ф.Р. Как противостоять «научным» религиям. СПб., 2000. С. 29) до 2 млн. человек (Макдауэлл Дж. Обманщики. М., 1993. С. 98), но эти цифры условны, поскольку члены «Единства» одновременно входят в другие протестантские деноминации. Другие организации Нового Мышления гораздо малочисленнее.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pozitivn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Орландос. Фотография из кн.: [Греч. Ορλνδος] Анастасиос (23.12.1887, Афины - 6.10.1979, там же), греч. ученый, археолог, реставратор. Принадлежал к известной с XVIII в. семье Орландосов с о-ва Спеце. Приходился внуком участнику национально-освободительной борьбы гос. деятелю Иоаннису Орландосу (1770-1852). Изучал инженерное дело в Афинском политехническом ун-те (1904-1908), затем - гуманитарные науки на философском фак-те Афинского ун-та. Параллельно работал под рук. Н. Баланоса над реконструкцией Афинского акрополя (1910-1917). В 1915 г. защитил докт. дис. «Фронтон храма Посейдона в Сунионе» (Τ τωμα το ν Σουν ναο το Ποσειδνος). Впосл. занимал кафедры профессора архитектуры в Политехническом ун-те (1919-1940) и профессора визант. археологии в Афинском ун-те (1939-1958). В 1920-1942 гг. О. осуществлял общее руководство реставрационными и консервационными работами на территории Греции за исключением акрополя, в 1942-1958 гг.- всеми работами без исключения. Был одним из основателей (1926), президентом (1950) и генеральным секретарем (1956-1966) Афинской АН, членом совета (1927-1951) и секретарем Афинского археологического об-ва (с 1951), вице-президентом (с 1955) и президентом (с 1968) греч. Об-ва византийских исследований, президентом Христианского археологического об-ва (с 1966), 1-м председателем Национального комитета византинистов Греции (с 1970), иностранным членом франц. Академии надписей и изящной словесности (с 1976 по представлению П. Лемерля ). Кавалер ордена Почетного легиона (1948). В 1935-1973 гг. О. опубликовал 12 выпусков альманаха «Архив византийских памятников Греции» (Αρχεον τν Βυζαντινν μνημεων τς Ελλδος). О. занимался реставрацией как античных, так и визант. памятников. Под его непосредственным руководством были восстановлены: храм Посейдона на мысе Сунион, базилика VI в. у дер. Айия-Параскеви на о-ве Лесбос (1937), ц. Св. Софии в Мистре (1938), монумент в честь победы (трофей) фиванцев в битве при Левктрах 371 г. до Р. Х. (1958). Также О. курировал работы по восстановлению пострадавшей от пожара в 1917 г. базилики вмч. Димитрия Солунского в Фессалонике (работы были закончены в 1948) и воссозданию исторического облика античного театра в Эпидавре (1954-1963). В сферу научных интересов О. входила не только церковная, но и светская архитектура. Исследуя архитектурные элементы частных домов Мистры и Кастории, О. обнаруживал в этих зданиях непосредственное продолжение древнегреческих и византийских традиций. Большую роль О. сыграл в развитии церковного строительства. По его проектам было возведено ок. 50 храмов в неовизант. стиле, в т. ч. храм сщмч. Дионисия Ареопагита на ул. Скуфа в Афинах (1931), храм свт. Василия на ул. Мецову в Афинах (1933), 3-нефная базилика в мон-ре свт. Дионисия Закинфского на о-ве Закинф (1948).

http://pravenc.ru/text/2581537.html

Першино. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1784 и 1787. обезглавлена и перестроена в 1950-е. Адрес: Воронежская область, Нижнедевицкий район, село Першино Координаты: 51.491308, 38.379987 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Першине, Нижнедевицкаго уезда, с приделом свят. великомученика Димитрия, каменная, построена в 1787 году. Земли пахатной и сенокосной 66 десятин. К этой церкви приписана церковь в селе Россошах. Прихожан 1110 душ. Сельцо Великограматное (7 верст), Никольское и Норово (Ратаево, 4 версты)». В годы лихолетья церковь была более чем на половину разрушена и в 1963 году перестроена в Дом культуры. В настоящее здание передано епархии. Статья на сайте:  Русские Церкви Возникновение села Першина может быть отнесено к началу XVIII ст., населено оно выходцами из Курской и Тульской губерний. В 1771 г. жителям Першина дана храмозданная грамота на построение вместо прежней новой церкви во имя св. вмч. Димитрия. Окончание сооружения этого храма неизвестно. Из приложенного при деле того же года контракта видно, что иконостас новой церкви должен быть устроен «точно как в Петропавловской церкви состоящей в городе Воронеже, в слободе Окатовой, во всем сходствуя против оного резною и столярною работою ничего не убавляя, о пяти поясах, а за всю выше означенную работу взять по договору 218 рублев». В 1782 г. вновь построенный храм сгорел, началась постройка новой церкви. От 1785 г. сохранилось доношение протоиерея Якова Юшкова об обложении им в Першине 27 августа 1784 г. новой каменной церкви во имя Живоначальной Троицы с приделом в честь св. вмч. Димитрия. Придел этот был освящен в 1787 г., главный же алтарь окончательно отделан и освящен в 1797 г. Деятельное участие и материальную поддержку при построении храма оказал прихожанам местный помещик Я. Е. Глотов. В 1830-х, 40-х и 60-х годах XIX ст. храм несколько раз снаружи и внутри ремонтировался. С 1880 г. начата постройка нового более поместительного храма. В 1887 г. освящен северный придел во имя св. вмч. Димитрия Солунского. При самом уже окончании построек рухнула колокольня, прихожане не имели средств начать постройку новой колокольни. Тогда на помощь им пришел помещик Яков Петрович Глотов (внук предыдущего), на средства которого и была выстроена колокольня в 1895 г. (из 9 руб. за 1000 кирпича 8 руб. платил г. Глотов, 1 руб. – прихожане).

http://sobory.ru/article/?object=23001

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010