церковных деятелей. Чекисты называли его «черным обер-прокурором». В 1927 на основании документов Московской Патриархии завершил работу над «Алфавитным списком иерархов Православной Российской Церкви, пребывающих в пределах СССР», который стал одним из основных источников известного каталога архиереев митрополита Мануила. Трижды подвергался аресту: в 1922 (вскоре освобожден), 1924 (в Соловках по 1926) и 1932 гг. После освобождения (не позднее 1936 г.) проживал в г. Сольцы (Новгородская обл.). Дальнейшая судьба пока неизвестна. 627 См.: Об исправлении. 26 об., 137–143. Анастасий (Александров , 1861–1918) окончил Казанский унтт, канд. историко-филологических наук (1883), магистр сравнительного языковедения и приват-доцент Юрьевского ун-та (1886), затем – Харьковского ун-та, д-р сравнительного языковедения и экстраординарный профессор (1888), декан историко-филологического факультета Казанского ун-та (1905), заслуженный ординарный профессор (1911). Одновременно с 1910 д-р церковной истории и ординарный профессор КазДА. Пострижен в монашество, рукоположен и возведен в сан архимандрита, назначен инспектором (1911) КазДА, ректором с возведением в сан еп. Чистопольского (1912); еп. Ямбургский, ректор СПбДА (1913–1918); пред. Комиссии по научному изданию славянской Библии (1915–1918). 628 См. письмо Здравомыслова к Орлову от 30 мая 1913 г.: «Комиссиею поручено мне спросить Вас, какие причины задерживают печатание Цветной Триоди настолько, что каждый лист корректуры приходится выпрашивать. Если Типография не в состоянии выполнять подобные работы, то Комиссия будет просить Св Синод о переносе печатания новоисправленных богослужебных книг в С.-Петербург». То же, от 23 мая 1914 г.: «По поручению Высокопреосвященнейшего Сергия, архиеп. Финляндского, обращаюсь к вам с покорнейшею просьбою зависящего распоряжения о возможно скорейшем окончании печатанием Пентикостариона. Замедлением в печатании этой книги Его Высокопреосвященство очень озабочен и не знает, чем можно объяснить такую продолжительную остановку в напечатании давно исправленных и разрешенных к печати листов. Благоволите меня уведомить для доклада Его Высокопреосвященству». На последнее письмо Орлов отвечал, что печатанию помешала забастовка типографских рабочих и обещал принять все меры к ускорению дела (Пентикостарион. 5–5 об., 8–9). 631 Триодь Цветная. М.: МСТ, 1913. (Библиотека СПбДА. Инв. Р-309.) На титульном листе карандашный автограф Мироносицкого, ниже – надпись чернилами: «Экземпляр члена Комиссии по исправлению текста богослужебных книг, Постоянного члена Училищного Совета при Св Синоде, действительного с с П.П. Мироносицкого »; То же. Инв. 72540. На титульном листе автограф Чуриловского, дата: 19 февраля 1913 г. Ниже – надпись: «Экземпляр справщика Петроградской Синодальной Типографии, члена Комиссии по исправлению текста богослужебных книг с с Н.Ф. Чуриловского». Для сравнения использовалось издание: Триодь Цветная. М.: МСТ, 1914.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С момента приезда в 1917 г. в Одессу Н. П. Кондаков и Е. Н. Яценко, разместившиеся в гостинице «Пассаж», столовались у И. А. Линни­ченко, а с 7/20 июня по 28 августа/10 сентября 1917 г. и с 9/22 сентября 1918 г. вплоть до эмиграции снимали у него две комнаты в квартире по адресу Елисаветинская, д. 10. 2192 Одесское общество изящных искусств (ООИИ) было основано в ноябре 1864 г. (открыто в 1865 г.) с целью «развить вкус и понятие о живописи во всех сословиях общества». Во главе общества стоял избираемый общим собранием Совет. Η. П. Кондаков был почетным членом и членом Совета общества, принял деятельное участие в организации Музея изящных искусств (1889) и Рисовальной шко­лы при ООИИ (1865), которой он заведовал (1883–1888, 1883–1894). С 1880 г. ученый способствовал получению субсидий и льгот от Академии художеств на содержание Рисовальной школы. См.: [Рескрипт президента Академии художеств проф. Η. П. Кондакову]//Художественные новости. 1888. 4. Стб. 100; 5. Стб. 130–132 (внутренние известия). В 1900 г. Одесская рисовальная школа и общеобразовательное училище, созданное в 1886 г. при ООИИ, были слиты и преобразованы в Худо­жественное училище с живописным, скульптурным и архитектурным отделениями. Η. П. Кондаков работал в Совете училища с 1917 г. вплоть до своего отъезда из Одессы. См.: Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820–1932): Справочник. СПб., 1992. С. 221–223. В 1888 г. при отъезде Η. П. Кондакова в Петербург преподаватели Рисоваль­ной школы поднесли ученому альбом с собственными фотографиями и рисунками в знак уважения его заслуг перед школой (ПФА РАН. Ф. 115. Оп. 5. Д. 1). В трудные годы гражданской войны в письме к С. Н. Кондакову от 8 июня 1919 г. Никодим Павлович писал о необходимости продать альбом: «Надо особо показать Одесский альбом – музей (Русский. – И. Т.) даст мало, но коллекционеры могут дать около 4–5 тысяч по теперешним ценам. Иначе оставь себе – будет продано тобою выше, так как Ладыженского ни у кого нет, а это был большой акварелист. Константинополь Вилье или продать за 1000 или оставить, вынув из альбома акварелей. Или оставить весь альбом Одесский и все акварели на хранение у Околовича – человек верный» (Там же. Оп. 7. Д. 177. Л. 131). 2193 В мае 1917 г. по распоряжению Временного правительства была проведена частичная реорганиза­ция Академии художеств: она перестала именоваться императорской, но осталась в ведении бывшего Министерства двора, были упразднены должности президента, обычно занимаемая членом император­ской семьи, и вице-президента, административное руководство предоставлялось Совету, председателем которого был избран А. И. Таманян, уполномоченный комиссар Временного правительства над бывшим Министерством двора по делам Академии художеств. Главной задачей Совета стала разработка проекта нового устава Академии художеств, для чего была образована специальная комиссия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2217 Окунев Николай Львович (1886–1949), историк искусства, византинист, славяновед. Выпускник Петербургского университета (1909), ученик Д. В. Айналова. Ученый секретарь РАИК (1912–1914), приват-доцент Петроградского университета (1916–1917). Профессор по кафедре теории и истории искусств Новороссийского университета (1918–1919), председатель Совета ООИИ. С осени 1919 г. являлся главным комиссаром по делам искусств в правительстве А. И. Деникина в Ростове-на-Дону. С 1920 г. в эмиграции, в том же году был приглашен профессором археологии на философский факультет университета в Скопье (Югославия), где занимал должность в течение 2,5 лет. В начале 1923 г. переехал в Прагу, преподаватель, с 1925 г. профессор философского факультета Карлова уни­верситета, заведующий архивом славянского искусства при Славянском институте (1932–1938), во время Второй мировой войны сотрудник Славянской библиотеки, соавтор Масариковского энцикло­педического словаря (Т. 6); член-учредитель Русского исторического общества, член Славянского ин­ститута и Русской академической группы, почетный член Археологического института им. Η. П. Кон­дакова. 2218 Айналов Дмитрий Власьевич (1862–1939), историк искусства, специалист по раннехристианскому, византийскому и древнерусскому искусству; доктор теории и истории искусств (1900); член-корреспондент ПАН (1914). Ординарный профессор Петербургского – Ленинградского университета (1903–1917, 1923–1927), ВЖК (1906–1917), профессор и действительный член РИИИ (1911–1917, 1921–1929), заведующий разрядом археологии искусства средневекового Запада Археологического отделения РАИМК – ГАИМК (1921–1929), хранитель голландской живописи Картинной га­лереи Государственного Эрмитажа (1921–1929). См. о нем: Анфертьева А. Н. Д. В. Айналов: Жизнь, творчество, архив//АРВ. С. 259–312. 2219 Грабар (Grabar) Андрей Николаевич (Андре) (1896–1990), историк искусства, филолог, византинист, доктор honoris causa университетов в Принстоне, Упсале, Эдинбурге. Учился в Петроградском университете у Д. В. Айналова (1916–1917), продолжил образование в Одесском (1918–1920) и Софийском (1920–1921) университетах, где стал учеником Η. П. Кондакова. В течение почти трех лет был хранителем музея в Софии (1920–1922), тесно сотрудничал с болгарскими Археологическим обществом и Археологическим институтом. В августе 1922 г. по рекомендации Η. П. Кондакова уехал в Страсбург: преподаватель русского языка и истории русского искусства в средних и высших учебных заведениях, лектор русского языка в институте современного искусства при факультете сло­весности, профессор истории искусства (1936–1937) филологического факультета Страсбургского университета, историко-филологического факультета в Ecole des Hautes Études (1937–1946), заведу­ющий кафедрой православия и католицизма в Коллеж де Франс (1946–1966) в Париже. См. о нем: Искусство Византии и Древней Руси: Тез. докл. конф. Москва, 24–26 сентября 1996 г.: К 100-летию со дня рождения А. Н. Грабара. СПб., 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

989 Пападопуло-Керамевс Α. Σχεδασμα περ τν λειτουργικν Μηναων//Византийский Временник. СПб., 1894. Τ 1. С. 341–388. 992 См.: Ягич И.В. Служебные Минеи за сентябрь, октябрь и ноябрь в церковнославянском переводе по русским рукописям 1095–1097 гг. СПб., 1886. (Памятники древнерусского языка). Т. 1. 993 См.: Рыбаков В.А., прот., сщмч. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность. М., 2002. 994 Εστρατιδης Σ. Ερμολγιον. Chennevieres-sur-Marne, 1932(γιορειτικ βιβλιοθκη; 9); Idem. Ποιτα κα μνογρφοι τς ρθοδξου κκλησας//Να Σιν. ν εροσολμοις. 1948. Τ. 43 – 1959. Τ. 54. 995 Analecta Hymnica Graeca е codicibus eruta Italiae Inferioris. Ioseph Schiro consilio et ducto edita. Istituto di Studi Bizantini e Neoellenici. Roma, 1966–1983. 996 Ταμεον νεκδτων βυζαντινν σματικν καννων seu Analecta Hymnica Graeca e codicibus eruta Orientis Christiani//Παπαλιοπολου Ε. Φωτοπολου. Καννες Μηναων. θναι, 1996. 997 Follieri Ε. Initia Hymnorum Ecclesiae Graecae. I–V/1–2. Citta del Vaticano, 1961–1962 (Studi etTesti 211–215 bis). 998 Служебная Минея за декабрь в церковнославянском переводе по русским рукописям XII–XIII вв. Gottesdienstmenaum fur den Monat Dezember nach dem slavischen Handschriften der Rus» des 12 und 13 Jahrhunderts. Kirchenslavischer und griechischer Text/Herausg. von H. Rothe und E.M.Verescagin, Opladen, 1996. Т. 1; 1997. T. 2; 1999. Τ 3; Gottesdienstmenaum fur den Monat Februar nach der Grundlage der Handschrift Sin. 164 des Staatlichen Historischen Museums Moskau (GIM)/Herausg. von H. Rothe. Paderborn, 2003 (Т. l)-2006 (T. 2). 999 Путятина Минея на май/Подготовка текста и параллели Μ. Ф. Мурьянова; ред., пред. и комм. А. Б. Страхова. Cambridge, 1998 (Paleoslavica VI). P. 114–208; Cambridge, 1999 (Paleoslavica VII). P. 136–217. 1000 Минея Дубровского. Наборное издание рукописи Ε п. I 36 (РНБ). Das Dubrovskij-Menaum. Edition der Handschrift F.n.I 36 (RNB)/Herausg. von H. Rothe, M.F. Mur " janov, A.Wohler. Opladen, 1999. 1001 Хевсуриани Л. Структура древнейшего грузинского Тропология. Тбилиси, 1984. Диссертация; Древнейший Иадгари/Изд., иссл., указат. Е. П. Метревели, Ц. А. Чанкиева, Л.М. Хевсуриани. Тбилиси, 1980.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Эллинские поэты, пер. В. Вересаева. М., 1963. 3. Павсаний. Описание Эллады. Т. 1-2. 1938. 4. Эсхил. Трагедии. М., 1937.   Литература 1. Альтман М. Греческая мифология. М., 1937. 2. Блаватская Т. Ахейцы. М., 1966. 3. Богаевскчй Б. Крит и Микены. М. — Л., 1924. 4. Боннар А. Греческая цивилизация, т. I-III, 1958. 5. Властов Г. Теогония Гесиода и Прометей. СПб., 1897. 6. Зелинский Ф. Древнегреческая религия. Пг., 1918. 7. Златковская Т. У истоков европейской культуры. М., 1961. 8. Иванов Вяч. Древний ужас. — Сб. «По звездам», 1909. 9. Его же. Дионис и прадионисийство. Баку, 1922. 10. Его же. Эллинская религия страдающего бога. — «Новый путь», 1904. 11. Кулаковский Ю. Смерть и бессмертие в представлении древних греков. Киев, 1899. 12. Лосев А. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. 13. Лурье С. Язык и культура Микенской Греции. М., 1957. 14. Маркиш С. Гомер и его поэмы. М., 1962. 15. Флоренский П. Первые шаги философии. Сергиев Посад, 1917. 16. Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества. Доисторический Эгейский мир. М., 1958. 17. Nilsson M. A History of Greek Religion. 1925. 18. Nilsson M. The Mycenaen Origin of Greek Mythology. 1932. 19. Green W. Moira, Fate, Good and Evil in Greek Thought. 1948. 20. Rohde E. Psyche. Tubingen, 1925.   Библиографические замечания к Ветхому Завету 1. Из русских переводов Св. Писания прежде всего следует указать на синодальный перевод, который появился в 1876 г. Перевод этот был сделан по инициативе митр. Филарета и поныне является общепринятым русским переводом. Он широко пользуется Септуагинтой для передачи темных мест Писания. До этого были сделаны переводы, более буквально придерживающиеся масоретского текста (проф. СПб. Дух. академии Г. Павского и архим. Макария Глухарева). В 1871-72 гг. в Берлине вышел перевод Л. Мандельштама. Этот перевод тоже стремился к буквальности, но местами довольно свободно интерпретировал текст. Мандельштам перевел только Пятикнижие и Псалтирь. Другим полным переводом был перевод Библейского общества, сделанный с масоретского текста (о русских переводах см.: Н. Астафьева. Опыт истории Библии в России. СПб., 1886). Из переводов отдельных книг укажем: Песнь Песней, пер. Л. Эфроса. СПб., 1909; переводы Л. Сева и М. Соловейчика, данные в «Очерках по еврейской истории и культуре», сост. Соловейчиком. СПб., 1912; ХДВ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Примечания к главе 2 А.А.Васильев. История Византийской империи Примечания См.: Н. Vincent. F.-M. Abel. Jerusalem. Recherches de topographie, d " archeologie et d " histoire. Paris, 1914, t. II, pp. 202-203. Что касается общих вопросов о том, что недавно сделано в разработке проблем, связанных с Константином Великим, см. очень полезную статью: Piganiol. L " etat actuel de la question Constantinienne, 1930/49 - Historia, vol. 1, 1950, pp. 82-96. G. Boissier. La fin du paganisme; l " etude sur les dernieres luttes religieuses en Occident au quatrieme siecle. Paris, 1891, vol. I, pp. 24-25. J. Burckhardt. Die Zeit Konstantin " s des Grossen. 3. Aufl. Leipzig, 1898, SS. 326, 369-370, 387, 407. A. Harnack. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. 2. Aufl. Leipzig, 1906, Bd. II, SS. 276-285. В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. СПб., 1913, т. III. с. 29. V. Duruy. Histoire des Romains. Paris, 1886, vol. VII, p. 102. Ibid., p. 86, 88, 519-520. Ibid., vol. VI, p. 602. E. Schwartz. Kaiser Konstantin und die christliche Kirche. Leipzig, Berlin, 1913, S. 2. E. Krebs. Konstantin der Grosse und seine Zeit. Gesammelte Studien, herausgegeben von F. J. Dolger. Freiburg, 1913, S. 2. P. Battifol. La paix constantinienne et ie catolicisme. 3-ieme ed. Paris, 1914, pp. 256-259. J. Maurice. Constantin le Grand: L " Origine de la civilisation chretienne. Paris, 1925, pp. 30-36. G. Boissler. Op. cit., vol. I, p. 28; H. Leclercq. Constantin. - Dictionnaire d " archeologie chretienne et de liturgie, vol. III, 2, col. 2669. F. Lot. La fin du monde antique et le debut du moyen age. Paris 1927, pp. 32-38. E. Stein. Geschichte des spatromisches Reiches. Wien, 1928, Bd. I, SS. 146-147. О работах Ф. Лота и Э. Штайна см. интересный комментарий Н. Бейнза: Journal of Roman Studies, vol. XVIII, 1928, p. 220. H. Gregoire. La " conversion " de Constantin. - Revue de l " Universite de Bruxelles, vol. XXXVI, 1930-1931, p. 264. A. Piganiol. L " Empereur Constantin le Grand. Paris, 1932, p. 75.

http://sedmitza.ru/lib/text/434292/

Единственный авторитет, которому преп. Нил Сорский всецело подчинял разумно-сознательную волю инока, было учение «божественных писаний», т. е. Священного Писания в собственном смысле и согласных с ним святоотеческих творений с житиями. 1931 Инок должен жить по писанию и преданию святых отцов; 1932 это необходимое условие для желающих вступить в число его учеников: «аще кто не произволяет в сих (т. е. не желает «подо- —52— биться… приснопамятным отцам»), да престанет стужяти моему окаяньству: аз бо отсылаю таковых безделны»; 1933 тем более исполнение его обязательно для иноков, уже ставших учениками преп. Нила: «Божественая писаниа предаем приходящим к нам и требующим сих, паче же не мы, – недостойни бо есмы, – но блаженнии… отци… (побуждая) тщатися пребывающим у нас опасно сиа съхранити тако бо мы произволяем». 1934 Но жизнь по писанию, естественно, полагает на инока две обязанности: 1) выделение «Божественных Писаний» из множества обращавшихся во дни преп. Нила писаний ложных, и 2) непосредственное изучение истинных писаний, чтобы, расположив их по степени авторитетности на несколько разрядов, руководствоваться ими. Касательно требования критической работы над писаниями в Уставе скитского жития встречаем лишь намек преп. Нила Сорского на собственный пример: «суть словеса святых отец… на множяйшя… сих ради испытавше божественна а писаниа предаем приходящим к нам». 1935 Преп. Нил Сорский , очевидно, считал излишним указывать в Уставе на необходимость критических работ над писаниями; они подразумевались сами собою в его основном требовании, чтобы инок поучался в «Божественном Писании» и конечно «истинном». 1936 Эту тесную связь между отрицательным и положительным моментами в отношении подвижника к писаниям определенно выясняют послания преп. Нила. В послании «иному о пользе» преп. Нил Сорский , ссылаясь на свой пример, убеждает адресата следовать «истинным писаниям», предварительно выделив их путем тщательного исследования: «еже ищеши, како не заблудити от истиннаго пути и семь совет благ даю ти: свяжи себе законы божественных писаний, и последуй тем – писанием же истинным, божественным. Писаниа бо многа, но не вся бжествена суть; ты же истиннаа известне испытав от чтении (я) сих и бе-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первой их работой стала большая подлодка типа «Декабрист», при проектировании которой было предварительно рассчитано 32 тактико-технических варианта. Серьёзную помощь в её проектировании оказал главный механик Балтийского завода Ксенофонт Иванович Руберовский (1886 – 1938). Уже через 4 месяца, 5 марта 1927 г., на заводе были заложены три ПЛ, а через месяц ещё три на заводе в Николаеве. В конце 1930-го они начали входить в боевой строй. По техническим характеристикам «декабристы» ни в чём не уступали лучшим зарубежным подлодкам того времени. Об этой работе Борис Михайлович впоследствии вспоминал: «Небольшому Техбюро приходилось одновременно решать три задачи, тесно связанные друг с другом: вести разработку и постройку ПЛ, тип которой у нас был до того времени неизвестен; создавать и немедленно практически использовать теорию ПЛ, которой в СССР не было; воспитывать в процессе проектирования кадры конструкторов-подводников». В столь сложнейшей работе не могло всё идти гладко. При заводских испытаниях обнаружилось, что при погружении и всплытии лодки приобретают опасный крен. Это можно было посчитать недочётом конструкции и внести в неё соответствующие изменения. Но в ОГПУ посчитали это вредительством и в июле 1930 г. Малинина с двумя его инженерами приговорили к расстрелу, который заменили 10-ю годами заключения. Срок Борис Михайлович, а с ним – и ещё ряд видных инженеров-кораблестроителей, отбывал за решёткой в «шарашке» – «Особом КБ» при Балтийском заводе. После досрочного выхода на свободу (1932) он руководил проектированием больших ПЛ типа «Л» и средних ПЛ типа «Щ», которые отличались исключительной простотой постройки и эксплуатации. В 1938 г. он перешёл на научно-исследовательскую работу в ЦНИИ-45 и одновременно на преподавательскую работу в Ленинградский кораблестроительный ин-т. С 1940 г. по рекомендации врачей Борис Михайлович занимался только преподаванием. Скончался он после пятого инфаркта, похоронен на Большеохтинском кладбище Петербурга. Признанным основателем русского подводного кораблестроения является И.Г.Бубнов, но в 1919 г. он умер от тифа, его ближайших помощников и учеников разметала Гражданская война. Б.М. Малинину пришлось всё начинать почти с «чистого листа», и его по праву следует считать основателем советского подводного кораблестроения.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/01/tv...

Лит.: Harnack A. Die Quellen der sogenannten Apostolischen Kirchenordnung: Nebst einer Untersuchung über den Ursprung des Lectorats und der anderen niederen Weihen. B., 1886. (TU; 2/5); Лебедев А. П. Так называемые церковные каноны (Canones ecclesiastici) и их значение в вопросе о церк. должностях в древности//ПрТСО. 1887. Ч. 40. Кн. 4. С. 375-437; Achelis H. Apostolische Kirchenordnung//PRE. 1896 3. Bd. 1. S. 730-734; Schermann Th. Eine Elfapostelmoral, oder die X-Rezension der «beiden Wege». Münch., 1903; Писарев Л. И. Каноны (постановления) церковные св. апостолов//ПБЭ. 1907. Т. 8. С. 443-455; Schwartz E. Über die pseudoapostolischen Kirchenordnungen//Schriften der wissenschaftliche Gesellschaft in Strasbourg. 1910. H. 6. S. 1-40; Leclercq H. Canons Apostoliques//DACL. 1910. Vol. 2. Col. 1910-1950; Hennecke E. Zur Apostolischen Kirchenordnung//ZNW. 1921. Bd. 20. S. 241-248; Nau F. N. Canons des apôtres//DTC. 1932. Vol. 2. Col. 1605-1626; Graf G. Geschichte der christlichen arabischen Literatur. Vat., 1944. Bd. 1. S. 572-584; Botte B. Les plus anciennes collections canoniques//L " Orient Syrien. 1960. Vol. 5. P. 331-350; Hanssens J. M. La Liturgie d " Hippolyte. R., 1965 2. (OCA; 155); Magne J. Tradition apostolique sur les charismes et Diataxeis des saints apôtres. P., 1975; Faivre A. Naissance d " une hiérarchie: Les premières étapes du cursus clérical. P., 1977; idem. La Documentation canonico-liturgique de l " Église ancienne//RSR. 1980. Vol. 54. N 3. P. 204-219; N 4. P. 273-297; idem. Le texte grec de La Constitution eccléciastique des apôtres, 16-20 et ses sources//Ibid. 1981. Vol. 55. N 1. P. 31-42; idem. Apostolicité et pseudo-apostolicité dans La Constitution ecclésiastique des apôtres//Ibid. 1992. Vol. 66. N 1. P. 19-67; V öö bus A. Die Entdeckung der älteste Urkunde für die syrische Übersetzung der Apostolische Kirchenordnung//Oriens Chr. 1979. Bd. 63. S. 37-40; Coquin R.-G. Canons, Ecclesiastical//CoptE. 1991. Vol. 2. P. 453-456; Steimer B. Vertex traditionis: Die Gattung der altchristlichen Kirchenordnungen. B.; N. Y., 1992; Bradshaw P. F. The Search for the Origins of Christian Worship. Oxf., 2002 2.

http://pravenc.ru/text/1470263.html

Текст и перевод Алляция были перепечатаны с некоторыми уточнениями в 8-м т. «Critici Sacri» (Tractatum Biblicorum volumen prius: Sive Criticorum sacrorum. Londini, 1660. Col. 419-458). В издании А. Галланди трактат был впервые разделен на 30 глав (Bibliotheca veterum patrum/Cura et studio A. Gallandius. Venetiis, 1768. T. 4. P. 548-572). Издание Галланди было воспроизведено в 18-м т. «Патрологии» Ж. П. Миня (с рядом новых уточнений). Все эти издания публиковали текст трактата по рукописи, использованной Алляцием. В 1836 г. А. Ян приступил к изучению рукописи Monac. gr. 331, единственного древнего свидетельства «трикнижия», однако издать текст трактата Е. по этой рукописи ему удалось только в 1886 г. При издании было сохранено деление на главы, осуществленное Галланди (с небольшим изменением в начале 27-й гл.), а также составлен критический аппарат, в к-ром были указаны разночтения с предшествующими публикациями. Издание Э. Клостерманна (1912), произведшего новую колляцию мюнхенской рукописи, существенно улучшило издание Яна и пробудило интерес филологов к творению Е., к-рые предлагали новые конъектуры (Л. Радермахер (1920-1924), А. Бринкманн (1925), Э. Шварц (1925)). В 1932 г. филолог В. Брокмайер подняла тему о языке и стиле Е. Взяв за основу издание Клостерманна, в нек-рых случаях она предпочитала конъектуры Бринкманна и Г. Шёне или предлагала свои варианты. В 1953 г. Ф. Шайдвайлер опубликовал результаты изучения случаев хиазма в трактате Е. Он обнаружил некоторые грамматические и лексические особенности и предложил несколько корректур. В 1989 г. Симонетти переиздал «трикнижие» по изданию Клостерманна с корректурами Яна, Радермахера, Бринкманна, Шайдвайлера, снабдив его вступительной статьей, итал. переводом и примечаниями. Последнее критическое издание трактата вышло в 2002 г. под редакцией Деклерка. Фрагменты Мн. творения Е. сохранились во фрагментах в сочинениях древнехрист. писателей, в катенах, в различных флорилегиях (на греч., лат. и сир. языках). В новейшем издании Деклерка представлено 155 фрагментов (не включая сир.

http://pravenc.ru/text/187408.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010