Кассо Лев Аристидович (06.06.1865–26.12.1914) – помещик, профессор Харьковского, а затем Московского университетов. Министр народного просвещения (1910–1914). – 175, 183, 342 фон Кауфман (Кауфман-Туркестанский с 10.10.1914) Петр Михайлович (07.06.1857–06.03.1926) – министр народного образования. Окончил с золотой медалью Императорский Александровский лицей 21.05.1877 и был определен на службу в канцелярию Кабинета Министров. 08.11.1980 переведен на службу в МВД. 08.01.1886 переведен на службу в Гос. Совет. 24.04.1905–01.01.1908 – министр народного образования. 1908 – член Гос. Совета. Сенатор. После революции поселился в Кисловодске. Во время гражданской войны работал по Красному Кресту на Юге России. С 1920 г. жил в Париже. Был членом Совещания по организации самопомощи русским беженцам, организатор «Союза русских инвалидов». Умер в Париже. – 129, 179 Квашнин-Самарин Степан Дмитриевич (13.10.1838–11.1908) – деятель народного образования. В 1898 г. окончил Московский университет. Бывший предводитель уездного и губернского дворянства. С 06.04.1906 – член Гос. Совета от Тверского земства, был переизбран в 1912 г., центр. – 118 Кейнис Франс Осипович (1870–?) – литовский крестьянин, земледелец. Депутат III и IV Гос. Дум от Ковенской губ., труд. Окончил городское училище. Служил на железной дороге. – 349 Керенский Александр Федорович (22.04.1881–11.06.1970) – российский политический деятель, адвокат. Депутат IV Гос. Думы от Саратовской губ., председатель фракции трудовиков. С 02.03.1917 – министр юстиции Временного правительства. С 05.05.1917 – военный и морской министр. 08.07.1917 возглавил Временное правительство, сохранив пост военного и морского министра. С 30.08.1917 – верховный главнокомандующий. С 01.09.1917 глава Директории. После Октябрьской революции 1917 г. предпринял ряд неудачных попыток организовать сопротивление большевикам. В июне 1918 г. эмигрировал. В 1922–1932 гг. проживал в Берлине и Париже, с 1940 г. – в США, работал в Стенфордском и Гуверовском университетах. Автор мемуаров, исторических исследований, составитель и редактор публикаций по истории русской революции. – 184, 185, 239, 312, 313

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Занимался сельским хозяйством. – 258 Скалозубов Николай Лукич (1861–?) – мещанин, агроном. Депутат II и III Гос. Дум от Тобольской губ., народно-социалистическая фракция, к.-д., секретарь сельскохозяйственной комиссии. Окончил земледельческую академию. Публицист по аграрным вопросам. В 1906 г. выслан в Тобольскую губернию. – 318 Скалон Г. А. – генерал-адъютант, варшавский генерал-губернатор в 1904–1914 гг. – 189, 190 Скворцов Василий Михайлович (12.01.1859–03.05.1932) – миссионер, церковный публицист. Окончил Киевскую духовную академию, с 1895 г. чиновник особых поручений при обер-прокуроре Св. Синода. Миссионер Киевской и Полтавской епархий. Редактор-издатель журнала «Миссионерское Обозрение». В 1906–1917 гг. издавал церковно-политическую газету «Колокол». После 1917 г. в эмиграции, жил в Югославии. 1921 – член Карловацкого Всезаграничного церковного собора. Преподавал в Сараевской духовной семинарии. – 29, 32, 66, 75, 80 Скобелев Матвей Иванович (1885–29.07.1938) – один из лидеров меньшевиков, инженер по профессии. Депутат IV Гос. Думы от русской курии Закавказья, секретарь фракции социал-демократов. В 1906 г. эмигрировал за границу, входил в редакцию газеты «Правды» Троцкого. В годы Первой мировой войны – центрист. После Февральской революции – заместитель председателя Петроградского совета, министр труда во Временном правительстве. После Октябрьской революции отошел от меньшевиков, работал в системе кооперации, затем в Наркомате внешней торговли. С 1922 г. состоял членом РКП (б), был на ответственной хозяйственной работе, в 1936–1937 гг. работал в Радиокомитете. Репрессирован и расстрелян. – 350, 351 Скоропадский Георгий Васильевич (1873–?) – почетный мировой судья. Депутат III и IV Гос. Дум от Черниговской губ., окт. Окончил юридический факультет Киевского университета. Гласный уездного и губернского земства. – 207, 335 Скороходов Алексей Александрович (1868–?) – техник. Депутат III Гос. Думы от Томской губ., к.-д. Окончил техническое училище в Москве. В 1889–1893 гг. – преподаватель и заведующий ремесленным училищем. В 1886 г. был приглашен занять должность инспектора ремесленного училища в г. Томске. Состоял членом различных просветительских обществ. Гласный городской думы. – 328, 330

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАКАБАДЗЕ [груз. ] Сергей (Саргис) Несторович (10.10.1886, с. Кухи Кутаисского у. и губ.- 2.04. 1967, Тбилиси), груз. историк, палеограф и археограф. Род. в крестьянской семье. Родители К., Нестор и Эдуки (Евдокия) Санодзе, в 1894 г. переехали из деревни в г. Кутаиси. Отец К. зарабатывал на жизнь, перевозя людей и грузы на своем пароме через р. Риони. В семье было еще 2 сына: Артемий (стал врачом) и Давид (стал художником). 2 года (1892-1894) К. обучался в сельской школе. Несмотря на то что детей крестьянского сословия в дворянскую гимназию не принимали, К., имевший способности к математике, в 1894 г. смог по результатам собеседования поступить в Кутаисскую дворянскую гимназию. В 13 лет он написал историю Имерети (рукопись, по объему превышающая 400 страниц, хранится в семье). В 1905 г., по окончании гимназии, К. продолжил учебу на историческом факультете Венского ун-та (Австрия). Из-за трудного материального положения в 1907 г. К. переехал в С.-Петербург, где поступил на 3-й курс грузино-армянского отделения факультета вост. языков Императорского гос. ун-та. Проходил обучение у акад. Н. Я. Марра и проф. И. А. Джавахишвили . По поручению и под рук. Марра К. написал дипломную работу «Деятельность Ивана и Захарии Мхаргрдзели по грузинским и армянским источникам», за которую в 1910 г. был удостоен серебряной медали ун-та. По окончании учебы в 1910 г. К. вернулся в Грузию и занялся педагогической и научной деятельностью. В 1911-1919 гг. он читал курс лекций по истории Грузии на Тифлисских высших жен. курсах, в 1918-1932 гг. работал научным сотрудником Кавказского историко-археологического ин-та РАН (затем АН СССР). Под рук. К. и при участии известных груз. историков М. Джанашвили , С. Эсадзе, С. Горгадзе и Джавахишвили в Тифлисе в 1921 г. был создан Исторический архив Грузии (ныне ЦГИАГ), директором к-рого стал К. (до 1926). В фонды ЦГИАГ были включены рукописи бывш. Церковного музея, фонды ведомственных архивов дореволюционного периода, 300 грамот, собранных К. в разные годы в церквах, монастырях и семьях. К. активно исследовал и публиковал источники и писал статьи в печатном органе архива «Саисторио моамбе» (Исторический вестник), а также в журналах «Мнатоби» (Светоч), «Бюллетень Кавказского историко-археологического института», «Известия Кавказского историко-археологического института» и др. Кроме своего имени К. использовал псевдонимы С. Давитиани и Homo Novous.

http://pravenc.ru/text/1319905.html

G.Germain. Homere et la mystique des nombres, Par, 1954; M.Ghyka. Philosophie et mystique des nombres, Paris, 1952; V. de Falco. L " aritmologia pitagorica nei commenti ad Esiodo (Rivista Indo–Greca–Italia di filologia, lingua, antichita, 1923, 187 — 215); A.Delatte. Etudes sur la litterature Pythagoricienne, Par., 1915, 142 — 190 (о числах); O.Auriac. Sur les trois premieres oppositions pythagoriciennes (Archiv f. Geschichte der Philosophie, 1931, 28 — 37); Th. Gomperz. Asomatos (Herm., 1932, 155 — 167); G.Milhand. Les philosophes geometres de la Grece. Platon et ses predecesseurs, Par., 1943; O.Brendel. Symbolik der Kugel. Archaologischer Beitrag, zur Geschichte der altern griechischen Philosophic (Mitteil. des Deutsch. Archaolog. Lnstituts, 1936, 1 — 95); A.Rey. Logique, mathematique et participation a la fin du V s. hellenique (Rivisty di Filosofia, 1936, 121, 338 — 371); D.Mahnke. Unendliche Sphare und Allmittelpunkt. Beitrage zur Genealogie der mathematischen Mystik, Halle, 1937; M.Dehn. Beziehungen zwischen der Philosophic und der Grundlegung der Mathematik im Altertum (Quellen und Studien zur Geschichte der Mathematik, 1937, 4, 1 — 28); F.S.C.Northrop. The mathematical background and content of Greek philosophy (Philos, essays for A.N.Whitlhead, 1935, 1 — 40); E.Cassirer. Philos. der symb. Formen, t. II Berl. 1925, 150 — 190; R.Jasinowski. Les bornes de la mathematique grecque et ses fondements speculatifs (Actes Congr. Internat. de Philos. Scient., 1935, VIII). G.Rudberg. Zur vorsokratischen Abstraktion (Eranos, 52, 1954, 131 — 138); Fr. Lasserre. Nombre et connaissance dans la prehistoire du platonisme (Museum Helveticum, 15, 1958, 11 — 26). Пониманию этого древнейшего учения о числах весьма помогают работы, относящиеся к несколько более позднему времени — J.Stenzel. Zahl und Gestalt bei Platon und Aristoteles, Lpz. — Berl., 1924; Eva Sax. Die funf Platonischen Korper. Berl., 1917. Отметим работы, трактующие об едином и монизме. K.Joel. Zur Geschichte der Zahlenprinzipien in der griechischen Philosophie. Monismus und Antithetik bei den alteren Ioniern und Pythagoreern (Zeitschrift f. Philos. u. philosophische Kritik, 1890, 97, 161 — 228); G.E.Barie. L " esigenza dell " unita da Taleto a Platone (Acme II 1 — 2, 1949, 25 — 86). Последняя работа ставит вопрос о проблеме единого у Гераклита, Эмпедокла, Демокрита и об его эволюции у Платона. Cl. Baeumker, Die Einheit des Parmenideischen Seienden (Jahrbb. f. Philol. 1886, 133, 541 — 561). Для понимания парменидовского и вообще досократовского единого очень важно уметь сравнивать его с последующими учениями о едином, которые изложены у А.Ф.Лосева в " Античном космосе и современной науке " , M., 1927, по Платону (стр. 51 — 73, 276 — 281, 300 — 304), Аристотелю (стр. 281 — 282), Плотину (стр. 292 — 295, 300 — 301), Проклу (281 — 282).

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

405 Kleiner Katechismus. Auslegung zum 3. Glaubensartikel//Bekenntnisschriften der evangelischen Kirche. S. 512. 406 Kapriev G. II Metzler Lexikon christlicher Denker/M. Vinzent, hrsg. Unter Mitarbeit von U. Volp und U. Lange. Stuttgart; Weimar, 2000. S. 295. 408 См.: Sie aber hielten fest an der Gemeinschaft/C. Link, U. Luz, L. Vischer, hrsg. Zurich, 1988. S. 11. 409 Simonetti M. La teologia dei Padri//G. Canobbio, P. Coda (изд.). La teologia del XX secolo. Un bilancio. 1. Prospettive storiche. Roma, Citta Nuove, 2003. P. 359–389. 410 См.: Wilamowitz von Moellendorf U. Die griechische Literatur des Altertums//Die Kultur der Gegenwart. I. 8. Berlin; Leipzig, 1904. S. 234. 411 В трех томах, вышедших в первом издании (Freiburg in Br.; Leipzig) между 1886 и 1890 гг., и четвертый том (Tubingen) – между 1909 и 1910 гг. Итальянский перевод был издан в семи томах, между 1912 и 1914 гг. См.: Cantalamessa R. Aspetti e problemi della moderna storia dei dogmi//Kelly J.N.D. II pensiero cristiano delle origini, Bologna, 1972. P. VIII-XIV. 412 Даже если времена, когда Мадвиг мог спокойно говорить об абсолютном отсутствии у него интереса к греческим и латинским христианским авторам, были уже далеки. См.: Ghellink]. de. Patristique et Moyen Age II. Bruxelles; Paris, 1947. P. 125. 413 См.: Vian G. M. Bibliotheca Divina. Filologia e storia dei testi cristiani. Roma, 2001. P. 197ss. Мы упоминаем эту недавно вышедшую монографию как общий обзор изучения древних христианских авторов с ранних эпох до наших дней. 414 Geschichte der altkirchlischen Literatur, в пяти томах (первые два также во втором издании, а третий – с дополнениями), опубликованных во Фрайбурге между 1902 и 1932 гг. 415 О личности и трудах французского священника Ж.-П. Миня, работавшего в середине XIX в., см.: Натапп A. G. Jacques-Paul Migne. Le retour aux Peres de l " Eglise. Paris, 1972; Migne et le renouveau des etudes patristiques. Actes du colloque de Saint-Flour, 7–8 juillet 1975/A. Mandouze, J. Fouilheron (edd.). Paris, 1985.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

…ее написала… Гертруда Стайн. — Намек на известную фразу «роза есть роза есть роза» американской писательницы–авангардистки Гертруды Стайн (1874–1946). 53 Эредиа, Жозе Мария (1842–1905) — французский поэт кубинского происхождения, автор сборника сонетов «Трофеи» (1893), где ощутимо влияние лирики парнасцев. «Вехи французской словесности» (1912) — историко–литературный труд английского критика Джеймса Литтона Стрейчи (1880 1932). «Береника» (1671) — трагедия Жана Расина. Политическая баллада Честертона… — имеется в виду «Баллада о первом дожде» из сборника «Избранное» (1915) английского поэта, прозаика, критика и публициста Гилберта Кита Честертона (1874–1936). 54 Берхемстед ассоциируется у меня… — Грин цитирует стихотворение австрийского поэта Райнера Марии Рильке (1875–1926) «Где тянется последний ряд лачуг» (1898): …и мягкий вечер тает на равнине, темнеет стадо, и пастух в овчине у фонаря последнего стоит. (Перевод Е. Витковского) «Сезам и Лилии» — два эссе английского философа, искусствоведа и общественного деятеля Джона Рескина (1819–1900), опубликованные в виде брошюры в 1865 г., где современный ему английский капитализм XIX в. критиковался автором с позиций, близких к социализму. Isoult La Desirous (Изольда Желанная) — персонаж романа М. Хьюлетта «Лесные любовники» (см. комм. к стр. 37), красавица, воплощение чувственной любви. Лорд Дансейни — Эдвард Джон Мортон Дрэкс Планкетт, барон Дансейни (1878–1957) — английский прозаик, драматург, поэт, переводчик, эссеист. Пьеса «Если» опубликована в 1921 г. Пьеса «Потерянный цилиндр» вошла в сборник «Пять пьес» (1914). Эйнли, Генри Хинклифф (1879–1945) — английский актер и импресарио. 56 Стихотворение принадлежало Эзре Паунду… — Грин цитирует заключительное двустишие стихотворения американского поэта Эзры Лумиса Паунда (1886–1972) «Белый олень» из сборника «Маски» (1909). «Улисс» — первое издание романа ирландского писателя Джеймса Джойса (1882–1941) вышло в Париже в 1922 г. 62 Гладстон, Уильям Юарт (1809–1898) — английский государственныи деятель, консерватор, член парламента, премьер–министр в 1868–1874, 1880–1885 и 1892–1895 гг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Будем же, как нужно, переносить настоящие тяготы, чтобы там воспринять венцы, обогатиться нескудеющим богатством и непременно вселиться (в небесные скинии), поскольку, как сказано, нам дано время для вышеизложенного. Создавший же нас Бог, Который ради нас все от начала до конца промыслил, да подаст нам с будущими благами и с наслаждением Его созерцанием (еще) и познание таинства более очевидное и достоверное, чтобы мы, обладая внутренней (изнутри исходящей) верой, не нуждались во внешних рассуждениях для раскрытия истины. Ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь. 2 Patrologia Orientalis Graffin-Naü L. Petit . Documents relatifs au Concile de Florence. Oeuvres anticonciliaires de Mark d " Ephèse t. XV (col. 1–170); t. XVII, col. 307–524. Из русских переводов мне известны сделанные еп. Арсением (Иващенко): «Ответ царю Иоанну Палеологу на его недоумения касательно нравственной немощи человека» («Странник» 1872, т. III) и «Ритора Мануила о Марке Е. и Флорент. Соб.» («Христ. Чт.» 1886, т. II стр. 102–162). 3 Например, Α. Диаматопулос «Марк Евгеник и Собор во Флоренции», Афины 1899 (на греч. яз.); Η. Калогирас «Марк Евгеник и Кард. Виссарион», Афины 1893 (греч. яз.); Α. Пападопуло-Керамевс «ME как отец Прав. Каф. Церкви». Byz. Zeit. XI, 1902 (50–69) (греч. яз.). 4 Главные работы. L. Petit . «Marc d " Ephèse». Dict. Théal. Cath. IX, 1968–1986. Составленная на основании многих неизданных источников, эта работа дает последнюю mise au point всего известного  о св. Марке. Тут же подробная библиография и каталог произведений М., как изданных, так и неизданных. V. Grumel. Marc d " Ephèse. Vie. Ecrits. Doctrine. «Estudias Franciscans» Barcelone 1925. 36 (425–448) – единственная попытка систематического изложения богословия св. Марка. См. еще у Krumbacher " a. Gesch. Byz. Litter. 115–116. – Alès in «Grégorianum» Rome 1922, III (9–50) и V (345–368). 5 L. Petit, X. A. Xiderides, M. Jugie . Oeuvres complètes de G. Scholarios. Paris 1928, t. I, p. XXV-XXIX. К этому подробному описанию рукописи мы и отсылаем читателя. Заметим только, что здесь с бесспорностью вскрыто· ошибочное надписание многих произведений ΜΕ (в том числе и нашего трактата) именем Г. Схолария. Этой ошибки не заметил и M. H. Omont в своем Inventare Sommaire des MSS grecs de la Bibl. Nationale. В большей своей части Cod. 1292 является автографом Схолария. 6 Ангелологии посвящено ME особое· произведение – «De angelis», изданное по той же рукописи (но под именем Схолария) С. Лампросом в «Аргиропулиа», Афиины 1910, стр. 120–125. 7 Срв. недавно вышедший дополнительный том в общей истории философии Е. Bréhier: В. Tatakis . La Philosophie Byzantine. Paris 1949. pp. 129 et suiv. E. Stéphanou . Bulletin bibliogr. de philoslophie byz. Echos d " Orient, 1932, 35 (55–74).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Дневниковая запись, сделанная Ф. М. Достоевским в дни смерти первой жены («16 апреля. Маша лежит на столе. Увижусь ли с Машей?»), стала знаменитой благодаря публикации Б. П. Вышеславцева в «Современных записках» (Париж, 1932. Т. 50). Здесь с исчерпывающей полнотой формулируются тезисы антроподицеи в аспекте христологии и программа грядущего Всеединства, в котором сохранены приоритеты личности («Мы будем – лица…») По наблюдениям Н. А. Бердяева, Достоевский перенес внешнее обстояние детерминированного человека во внутренний мир личности, и там, в разорванной душе обездоленного (лишенного своей «доли» бессмертия) интроверта онтологические глубины мира раскрылись в зияющей пустоте бытийной безосновности. Первое, что внутренний человек обнаружил, заглянув в бездну, – это Ад торжествующей в подвале бытия смерти. Мосты над Адом воздвигает искупительная любовь к ближнему и всех ко всем. Эрос при этом отнюдь не получает иммортального амплуа; напротив, он может оказаться в родстве с инфернальной природой страсти. В картине мира Достоевского и в представленной им топологии внутреннего человека линии Эроса и Танатоса прочерчены во взаимно сопряженных объемах, это мировые оси бытия, острия которых теряются друг в друге за пределами исторического времени – в метабытийном соборе лиц ангельского жития. Внутри истории смерть непобедима, а попытки прижизненно остаться при Христовом идеале смертоносны для ближнего. Так, «князь Христос» (Мышкин) в стремлении примирить и простить всех становится героем трагической вины и источником гибели для других. Его сознание гаснет в миру раньше тела, и он не узнает о своей смерти. Л. Н. Толстой пытался создать философию смертной телесности. Смертное мучение бытовой плоти, «всей кожей» отвращающей приближение тьмы, – «Три смерти» ближайший объект таких вещей, как «Записки сумасшедшего» (1844–1901), «Смерть Ивана Ильича» (1884–1886), «Хозяин и работник» (1895). Тема этих текстов – страх смерти, о котором так много говорится в последнее время 16 . В первом из них описан «арзамасский ужас», пережитый Толстым осенней ночью 1869 г.: «И тоска, тоска, такая же духовная тоска, какая бывает перед рвотой, только духовной. Жутко, страшно, кажется, что смерти страшно, а вспомнишь, подумаешь о жизни, то умирающей жизни страшно. Как-то жизнь и смерть сливались в одно». Характерна эта телесная метафора «духовной тоски-рвоты»; так в «Смерти Ивана Ильича» «непонятная ужасная смерть» является в бреду героя как «почка или кишка, которая на время уклонилась от своих обязанностей» 17 .

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

См.: Айвазов И. Г.//Православная энциклопедия. Т. I. М. 2000. С. 340–341; Голубцов С. , протодиакон. Московская духовная академия в начале XX века. Профессура и сотрудники. М. 1999. С. 7–8; [Некролог]//ЖМП 1965. 4. С. 45. 194,216, 219 Акимов Василий Александрович; (30 января 1864 – 6 мая 1942). Окончил Орловскую ДС и С.-Петербургскую ДА (1888), к. б. 11 декабря назначен и 25 декабря 1888 рукоположен во священника (во диакона 18 декабря) к церкви «Убежища» под покровительством принцессы Ольденбургской в Петербурге, с 31 августа 1891 – священник Покровско-Коломенской церкви, 15 сентября 1898–1932 – ее настоятель (с 6 мая 1902 – протоиерей). С 12–15 апреля 1896 – член Училищного Совета при Св. Синоде. Член делегации к Святейшему Патриарху Тихону по вопросу восстановления митрополита Вениамина в правах настоятеля Александро-Невской лавры. Член Комиссии по выработке положения о Высших Богословских курсах (1925), с 21 сентября 1925 – член Совета Высших Богословских курсов. В 1935 году выслан в Астрахань, где и скончался. См.: Санкт-Петербургский мартиролог. СПб. 2002. С. 36. 197, 209, 216, 217, 220, 221, 222, 223, 225, 231, 232, 233, 236, 237, 251, 266, 345, 349, 350, 351, 357, 366 Аксаков Иван Сергеевич; (26 сентября 1823–27 января 1886). Русский публицист, славянофил. 61 Аксаков Константин Сергеевич; (29 марта 1817–7 декабря 1860). Русский литератор историк, славянофил. 61 Аксенов Леонид Дмитриевич; (июнь 1876–1940-е годы?). Родился в мещанской семье. Окончил юридический факультет Юрьевского университета. Служил в ведомстве министерства юстиции, затем делопроизводитель Главного управления по делам местного хозяйства Министерства путей сообщения, член Совета по делам отчуждения недвижимости, помощник обер-секретаря Правительствующего Сената. Служил также в синодальной типографии. В июле 1917 – ноябре 1918 – юрисконсульт правления Владикавказской железной дороги. В декабре 1918–1923 работал учителем в школах 31, 29 и 197 в Петрограде и читал лекции в институте им. Толмачева.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Помимо Пеги, к наиболее значительным поэтам-католикам относился Поль Клодель (1868–1955). Из-под его пера вышли драмы «Златоглав» (1890), «Полуденный раздел» (1906), «Извещение Марии» (1912), «Атласный башмачок» (1929), книги стихов «Познание Востока» (1900), «Пять больших од» (1910), «Благодатный венец лет Господних» (1915), «Календарь святых» (1925), а также эстетическая и философско-религиозная эссеистика (например, «Религия и поэзия», 1932). Среди поэтов-католиков — помимо Пеги это Франсис Жамм (1868–1938) — Клодель наиболее традиционен по мировоззрению (томизм; видение в христианстве вселенскости и чудес повседневности; отношение к страданию человека как к неотъемлемой части Божьего замысла о спасении), тематике (конфликт между заповедью и страстью), стилистике (белый стих, предназначенный для громкой декламации, обыгрывающий библейские и литургические повторы), пониманию христианской онтологии творчества (единство мира — природы, человека, творчества — в Боге; хвала Богу — литургическое начало поэзии), хотя и он приходит к вере в духе своего времени, неожиданно — через чтение стихов, и не кого-нибудь, а яростно богоборческого А.Рембо. Это буквально вырывает Клоделя из круга интересов юности (символизм, Л.Толстой, Ф.Ницше) и приводит на судьбоносную Рождественскую службу в Нотр-Дам де Пари (1886), в ходе которой он чудесно осознает себя католиком. «Католическое возрождение» 1890–1910-х годов, протекая как в сравнительно традиционных, так и нетрадиционных, либерально-модернистских (слово «модернизм» имеет на Западе теологическое происхождение, отсылает к последствиям Первого Ватиканского Собора — в 1903 и 1907 годах папа Пий Х издает энциклику и декрет антимодернистского характера) или почвеннических формах, не только вызвало всплеск лирической активности, но и привело к христианизации литературной критики (Ф.Брюнетьер, Ж.Леметр), новейшей философии (обращение А.Бергсона, христианский пласт сочинений М.Ж.П. Тейяра де Шардена). Уже после Первой мировой войны интеллектуальный импульс «возрождения» не угас, действовал на ниве романа (Ф.Мориак, Ж.Бернанос), философской мысли (Ж.Маритен, Г.Марсель), все более тяготевшей к религиозному экзистенциализму и его проблематике философии поступка, этического выбора.

http://pravoslavie.ru/29451.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010