Скачать epub pdf Раздел 10. Николаевское подворье Предисловие В связи с ростом потока паломников постоянной заботой Палестинского общества с самого момента его возникновения являлось расширение старых подворий и строительство новых. Уже в 1885 г. назначение в Иерусалим Д. Д. Смышляева в качестве уполномоченного ППО непосредственно связывалось с задачей строительства «дополнительного помещения для паломников на северо-западе Русских построек», то есть там, где находится ныне Николаевское подворье (записка Смышляева, Иерусалим, 4 марта 1886 т.//АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 18). Но тогда из-за трений с Палестинской комиссией, в ведении которой находились Русские постройки, сочтено было более эффективным строить новое подворье на собственном, приобретённом Смышляевым на имя общества, участке. За десять лет, прошедших после завершения Сергиевского подворья, ставшего первым крупным строительным объектом ИППО в Палестине, тенденция опережающего роста числа паломников не изменилась. Скорее наоборот: к 1901 г. число русских православных богомольцев, собиравшихся на Пасху в Иерусалим, превысило рубеж 6000 человек. Вопрос о новом подворье вновь был поставлен в повестку дня. В апреле 1902 г. в Петербурге советом общества был заключён договор о его строительстве с молодым архитектором А. Е. Элкиным (документ 272). К 1 августа ему предписывалось представить подробный план и смету на паломнический приют, рассчитанный на 1200 коек. Строительство планировалось окончить к 1 сентября 1904 г. Работа над проектом заняла больше времени, чем предполагалось. Элкин отправился в Иерусалим лишь весной 1903 г. 4 марта 1903 г. начал действовать созданный в Иерусалиме «Строительный комитет по новым сооружениям» под председательством управляющего подворьями ИППО в Палестине Н. Г. Михайлова. Двумя днями позже начались подготовительные работы на месте постройки. В июне они были остановлены из-за территориальных протестов Русской духовной миссии. Планы пришлось изменить, границы постройки отодвинуть. Официальная закладка Николаевского подворья состоялась лишь 5 сентября того же года – в день тезоименитства великой княгини Елизаветы Фёдоровны, супруги председателя ИППО. С самого начала подворье получило наименование Николаевского. На закладной доске была выгравирована надпись: «В лето от Рождества Христова 1903 сентября 5 дня, в царствование его императорского величества Николая II Александровича, императора и самодержца всея России, при председателе Императорского православного палестинского общества его императорском высочестве великом князе Сергее Александровиче, приступлено к сооружению сего подворья имени благополучно царствующего императора Николая II».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Содержание 1843 год 1844 год 1845 год 1846 год 1847 год 1857 год 1859 год 1860 год 1861 год 1862 год 1863 год 1864 год 1865 год 1866 год 1867 год 1868 год 1869 год 1870 год 1871 год 1872 год 1873 год 1874 год 1875 год 1876 год 1877 год 1878 год 1879 год 1880 год 1881 год 1882 год 1883 год 1884 год 1885 год 1886 год 1887 год 1888 год 1889 год 1890 год 1891 год 1892 год 1893–1894 годы 1894 год 1894 год     Русское ученое монашество прошлого столетия выдвинуло множество талантливых ученых в различных областях богословской науки. Целая школа с глубокой и плодотворной традицией сложилась, в частности, в науке церковно-исторической. Митрополит Платон (Левшин) , митрополит Евгений (Болховитинов) , архиепископ Амвросий (Орнатский) , архиепископ Филарет (Гумилевский) , профессор-протоиерей Александр Горский, митрополит Макарий (Булгаков) , архиепископ Сергий (Спасский) – каждое из этих имен составляет отдельную эпоху в русской церковной истории. Но обобщающие труды названных историков невозможны были бы без неустанной работы подчас безвестных иноков-изыскателей, посвятивших жизнь кропотливым исследованиям и описаниям русских монастырей, монастырских ризниц, книгохранилищ, архивов и частных собраний. Достойным ратником этой иноческой ученой дружины предстает перед нами наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Леонид (Кавелин) (см. «ЖМП», 1972, 6). Он поражал современников глубиной и масштабностью своих научных интересов. Архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) родился 22 февраля 1822 года в калужском имении своего отца. В 1840 году он окончил кадетский корпус, дослужился до чина капитана, но в 1852 году оставил службу и стал послушником в Оптиной Пустыни. Оптинская школа и определила весь его последующий творческий путь. В 1857–1859 гг. он находился в составе Иерусалимской миссии под началом епископа Кирилла (Наумова) ; в 1859–1863 гг. он опять был в Оптиной Пустыни; с 1863 года он снова в Иерусалиме, но уже в качестве начальника Русской Духовной Миссии. В 1865–1869 гг. архимандрит Леонид – настоятель посольской церкви в Константинополе; в 1869–1877 гг. – настоятель Новоиерусалимского Воскресенского монастыря. С 1877-го до самой смерти (22 октября 1891 года) отец Леонид занимал ответственный пост наместника Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Томас Шпидлик (католический кардинал) Глава десятая. Исихазм I. Его главные особенности История исихазма Когда в наши дни говорят об исихазме, обычно имеют в виду особый способ молитвы, формы которой были упорядочены в афонских монастырях в XIII и XIV вв. Но часто забывают о том, что исихазм в собственном и традиционном смысле в действительности был известен так давно, что практически восходит к возникновению самого монашества. В общих чертах в его развитии можно выделить пять основных периодов: 1) время Отцов-пустынников; 2) «синаитская школа»; 3) направление преп. Симеона Нового Богослова ; 4) афонский исихазм; 5) сравнительно недавнее «филокалическое движение» 1883 . Если для монахов истинным отцом-основателем монашества является преп. Антоний Великий , то для исихастов – это преп. Арсений Великий 1884 , который, покинув императорский дворец, стал отшельником, услышав голос с неба, сказавший ему: «Арсений, беги, молчи, безмолвствуй (σχαζε)» 1885 . Воплощенный им идеал стал примером для многих монахов патристической эпохи. Духовность синаитских авторов VI и VII вв. (преп. Нила Синайского , преп. Иоанна Лествичника , преп. Исихия, пресвитера Иерусалимского , преп. Филофея Синайского) также была сконцентрирована на προσοχ и προσευχ, хранении сердца и мыслей с целью достижения умной молитвы. Влияние, оказываемое помыслами на состояние сердца, было лучше проанализировано ими, чем их предшественниками 1886 . Синаиты учили о преимуществах исихии при подготовке к теории, т. е. к «видению» Бога. Но поскольку Царство Божие, по мысли преп. Симеона Нового Богослова († 1022), пребывает внутри сердца, то мы должны это осознавать. Кто не видел Бога, не может иметь ни любви, ни надежды, ни даже веры. Постигать божественные вдохновения очищенным сердцем – это уже не особый дар, доступный лишь святым, но образец благодати, к которому должны стремиться все христиане 1887 . В XIV в. преп. Григорий Синаит 1888 спустился со своей горы для духовной проповеди на Афоне и в греческих, балканских и русских монастырях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Уфа. Собор Сергия Радонежского. Сергиевский храм Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Свято-Сергиевский кафедральный собор. Церковь Святого Сергия Радонежского расположена на левом берегу реки Сутолоки неподалеку от места ее впадения в реку Белую по ул.Бехтерева, 2 (бывшая Малая Сергиевская) и выполняет в настоящее время функции Уфимского Кафедрального Собора. Это небольшой по габаритам деревянный храм. Имеется второй (приставной) престол в алтаре – в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм построен в 1868 году на месте древней церкви, основанной в XVI веке стрельцами и пушкарями, присланными для охраны Уфимского Кремля и населения. В 1774 году деревянная церковь сгорела, на ее месте построена другая, также деревянная освященная в 1777. Спустя 90 лет эта вторая церковь была за ветхостью разобрана и перевезена в село Сулли Белебеевского уезда, а вместо нее построена новая деревянная на каменном фундаменте, существующая и поныне. Иконостас выполнен в лучших традициях церковного искусства резчиком Трапезниковым в 1894 году. Деньги на иконостас пожертвовал уфимский купец Ф.И.Чижев. Много труда положил на строительство и украшение церкви местный протоиерей Федор Троицкий, написавший для нее немало икон, сам позолотивший иконостас и киоты многих икон. Для Сергиевской церкви русским художником М.В.Нестеровым были написаны два холста с изображением жития Преподобного Сергия Радонежского. Федор Троицкий был настоятелем Сергиевской церкви по 1884 год. В 1885 настоятелем назначен Петр Юловский, а с 1886 Дмитрий Ляпустин, занимавший это место до начала ХХ в. Приход состоял из части города и Золотухи; всего в приходе к началу ХХ века было 1692 души обоего пола в том числе 22 раскольника. На колокольне Сергиевской церкви было 6 колоколов, самый большой из которых весил 81 пуд 38 фунтов, самый маленький – 1 пуд 6 фунтов. На престоле хранился Св. Антиминс, освященный Преосвященным Андреем, епископом Уфимским и Мензелинским 1 июня 1914 года. С 1917 г. настоятелем церкви был протоиерей Аркадий Александрович Осипов.

http://sobory.ru/article/?object=01008

ЦВ 17 (390) сентябрь 2008 /  20 сентября 2008 г. Священноисповедник Агафангел —благовестник христианской свободы 16 октября 2008 года исполняется 80 лет со дня кончины священноисповедника митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского). Он вошел в русскую церковную историю ХХ века как ревнитель подлинного церковного обновления, самоотверженно обличавший псевдоцерковное обновленчество, старейший по хиротонии архиерей синодального поставления, последовательно возражавший митрополиту Сергию (Страгородскому) в его деятельности по воссозданию синодальной системы церковного администрирования под «обер-прокурорским» надзором ГПУ, Первосвятитель гонимой Русской Православной Церкви, веривший в ее способность строить свою внутреннюю жизнь на принципах свободы и любви в самом несвободном и исполненном ненависти государстве мира. Общий взгляд на долгий жизненный путь митрополита Агафангела первоначально обнаруживает узнаваемую картину служения одного из многих архиереев Русской Православной Церкви синодальной эпохи. Родившийся 27 сентября 1854 г. в семье сельского священника Тульской епархии, святитель Агафангел (в миру Александр Лаврентьевич Преображенский), подобно большинству «поповских» сыновей, прошел обычный путь бурсацко-семинарской учебы в русской провинции, впрочем, получивший свое продолжение в Московской духовной академии. Посвятив несколько лет жизни преподавательской деятельности в провинциальных духовных училищах и пережив после года семейной жизни смерть супруги и новорожденного младенца, Александр Преображенский 7 марта 1885 г. был пострижен в монашество с именем Агафангел и вскоре посвящен в сан иеромонаха. В 1886 г. Свят. Синод назначил отца Агафангела инспектором Томской духовной семинарии, с возведением в сан игумена, а в 1888 г. — ректором Иркутской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита. 10 сентября 1889 г. архимандрит Агафангел был рукоположен в сан епископа Киренского, викария Иркутской епархии, и с этого времени его епископское служение было связано с жизнью нескольких епархий (Иркутской, Тобольской, Рижской, Виленской и Ярославской). Совмещая служение во вверявшихся ему епархиях с периодическим участием в заседаниях Свят. Синода, святитель Агафангел был отмечен подобающими его положению наградами: в 1904 г. — саном архиепископа, в 1912 г. — правом ношения бриллиантового креста на клобуке, в 1917 г. — саном митрополита.

http://e-vestnik.ru/history/svyashcennoi...

1 .-имели суждение о замещении в некоторых епархиях штатных диаконских мест при приходских церквах лицами, не соответствующими требованиям Высочайше утверждённых в 16 день Февраля 1885 года правил о составе приходов и причтов. Приказали: Высочайше утверждёнными в 16 день Февраля 1885 года правилами, распубликованными для надлежащего исполнения в циркулярном указе Святейшего Синода, от 4 Марта 1885 года 3, постановлено (п. 8): В диаконский сан могут быть посвящаемы воспитанники Семинарии по окончании им курса, а равно и такие лица, кои по своим нравственным качествам и познаниям будут признаны Епархиальным Преосвященным достойными посвящения в сей сан. При этом пояснено, что прохождение диаконского служения, будучи естественным подготовлением к священству, соединяется, по возможности, с обязанностями законоучителя и учителя в начальных школах. Между тем из дошедших до Святейшего Синода в последнее время сведений оказывается, что в некоторых епархиях на штатные диаконские места при приходских церквах назначаются лица, которые по своему образованию и нравственным качествам не способны соединять с диаконским служением обязанностей законоучителя или учителя в церковно-приходской школе. Принимая во внимание, что при постановлении в составе причтов штатных диаконов имелось в виду возложить на них, как на членов клира, наименее обременённых ежедневными требами по приходу, преподавание в церковно-приходских школах Закона Божия и остальных предметов, и что возведение в диаконский сан лиц, не подготовленных к многотрудному делу учительства, создаст не маловажное затруднение для правильной постановки учебной части в повсеместно открываемых церковно-приходских школах, Святейший Синод определяет: подтвердить печатными циркулярными указами всем Епархиальным Преосвященным, что по точному разуму Высочайше утверждённых в 16 день Февраля 1885 года правил о составе приходов и причтов в диаконский сан могут быть возводимы лица, по благочестной жизни и образованию достойные служения в священном сане и надлежаще подготовленные к учительству в церковно-приходских школах. Марта 3 дня 1886 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРСЕНИЙ (Стадницкий Авксентий Георгиевич, 22.01.1862, с. Комаров (молдав. Кумарэу) Хотинского у. Бессарабской губ.- 10.02.1936, г. Ташкент), митр. Ташкентский и Туркестанский. Род. в семье настоятеля Успенской ц. в Комарове, мать происходила из молдав. священнического рода Черноуцан. После учебы в Единецком ДУ поступил в Кишинёвскую ДС, к-рую окончил в 1880 г. с отличием, в семинарии считался одним из лучших певцов. С 1 сент. 1880 г. преподавал в Единецком уч-ще церковное пение, географию и чистописание. Предполагал продолжить образование в ун-те, однако, поскольку согласно действовавшему законодательству выпускники семинарий могли продолжать образование только в духовных учреждениях, в 1881 г. поступил в КДА. В годы учебы в академии писал для студенческого журнала, «Труды КДА» опубликовали «Дневник студента - паломника на Афон», созданный Стадницким под впечатлением 2 паломничеств в 1885 г., сочинение было удостоено Макария (Булгакова) премии за 1895 г. В 1885 г. Стадницкий окончил академию со степенью канд. богословия и с правом представления диссертации на соискание степени магистра без дополнительного устного экзамена. 18 сент. 1885 г. назначен преподавателем древнегреч. языка в Кишинёвскую ДС, с 15 авг. 1886 г. также преподавал церковное пение, с 12 февр. 1892 г.- догматическое богословие и ряд др. предметов. Преподавательскую деятельность совмещал с адм. служением: с 1886 г. являлся членом ревизионного комитета, с 1892 г.- членом комитета по наблюдению за миссионерской деятельностью в Кишинёвской епархии, участвовал в съездах миссионерских в Москве в 1887 и 1891 гг., в 1895 г. исполнял должность инспектора семинарии, в 1887-1895 гг. был редактором «Кишинёвских ЕВ». 12 дек. 1895 г. назначен инспектором Новгородской ДС. В 1896 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812 гг.) и митрополит Кишинёвский (1813-1821 гг.)», основанное на материалах, изученных автором в архивах Австрии, Румынии, Бессарабии.

http://pravenc.ru/text/76250.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛМАЗОВ Александр Иванович (15.08.1859, с. Замартынье Лебедянского у. Тамбовской губ.- 15.03. 1920, Москва), литургист, канонист, историк Церкви. Род. в семье диакона. Учился в Лебедянском приходском уч-ще (1867-1868), в Липецком ДУ (1868-1874) и Тамбовской ДС (1874-1880). После окончания КазДА в 1884 г. со степенью канд. богословия был оставлен профессорским стипендиатом при кафедре литургики на 1884/85 учебный год, в течение к-рого работал в Москве и С.-Петербурге, изучая памятники литургической письменности. 19 мая 1885 г. защитил магистерскую дис. «История чинопоследований крещения и миропомазания», за к-рую в 1886 г. был удостоен митр. Макария (Булгакова) премии . В диссертации А. исследовал святоотеческие свидетельства о богословии и чинах таинств Крещения и Миропомазания и сопровождающих их чинопоследований, проанализировал историю литургических формуляров таинств по неск. рукописям XI-XVII вв. В 1885-1886 гг. А. преподавал литургику и гомилетику в Симбирской ДС. В сент. 1886 г. переведен в КазДА помощником инспектора. С 1887 г. экстраординарный, затем ординарный профессор Новороссийского ун-та по кафедре канонического права, декан фак-та. После защиты дис. «Тайная исповедь в православной Восточной Церкви: Опыт внешней истории» с 1896 г. д-р церковного права. В 1906-1907 гг. член Предсоборного Присутствия . В 1910-1912 гг. проректор Новороссийского ун-та, в 1912-1920 гг. профессор церковного права Московского ун-та, с 29 нояб. 1913 г. одновременно преподавал в МДА. Наиболее объемным трудом А. является докт. дис. «Тайная исповедь в православной Восточной Церкви». В этом уникальном по охвату и тщательности разработки материала сочинении автор на основе изученных им 189 греч., 12 южнослав. и 427 рус. рукописей, а также многочисленных печатных изданий исследует историю чинопоследования исповеди в правосл. Церкви в X-XIX вв. с экскурсами в более ранние эпохи вплоть до апостольской. Важнейшими и далеко обогнавшими его время особенностями исследовательского метода А. следует считать пристальное внимание к «внутренней структуре исповедных чинов», вычленение функционально различных частей исповедного чина: 1) литургических элементов, к-рыми являются псалмы, апостольские и евангельские чтения; 2) предысповедных и поисповедных молитв, исповедных поучений, вопросо-ответных статей; 3) т. н. поновлений - систематических перечислений кающимися своих грехов и др.; а также особенно тщательный анализ их функций в различных редакциях чина. Открытием А. явилось доказательство того факта, что рус. редакции чина исповеди, хотя в них широко используются тексты греч. и южнослав. происхождения, в целом представляют собой плод самостоятельной пастырской деятельности рус. духовников. В 3-м томе исследования опубликованы многочисленные греч. и слав. исповедные чины.

http://pravenc.ru/text/114902.html

Антоний (Храповицкий Алексей Павлович), митр.Киевский и Галицкий Родился 17 марта 1863 года в семье старого новгородского дворянина-помещика, общественного деятеля, бывшего генерала и героя войны 1877–1878 гг. (в НЭС m.III, стб.67, БЭС m.I, стб.197 и БЭЛ m.I, стб.904 ошибочно указана дата рождения 1864 г. См. «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии» на 1917 г., стр.41). Воспитанный матерью в церковно-аскетическом духе, он после окончания гимназии с золотой медалью, по глубокому влечению сердца к науке боговедения, поступает в С.-Петербургскую Духовную Академию. В ранней молодости Алексей Храповицкий находился под большим влиянием Достоевского, часто посещал его, много с ним беседовал, утверждаясь в христианстве, православии и монашестве. Друзья Храповицкого предполагали, что не с него ли Достоевский писал Алешу Карамазова, тем более, что и имя было одно и то же. В конце 4-го курса Академии Алексей принял монашество с именем Антония и в 1885 г. был рукоположен во иеромонаха. Жизнь он вел скромную и строгую, выполнял обеты монашества. В 1885 г. по окончании Академии Антоний был оставлен в ней в качестве профессорского стипендиата и в то же время, исполняя должность помощника инспектора Академии с 1885 по 1686 год. В 1886 г. назначен преподавателем Гомилетики, Литургии и Каноники в Холмскую духовную семинарию. В 1887 г. был избран исполняющим должность доцента Петербургской Духовной Академии по кафедре Св.Писания Ветхого Завета. В «Церк.Вестнике» за 1891 год упоминается как преподаватель по кафедре «Введение в круг богословских наук» той же Академии до 1890 г. В 1888 г. получил степень магистра богословия после защиты диссертации на тему: «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности.» В том же году утвержден в звании доцента Академии. В 1809 назначен исполняющим должность инспектора Петербургской Духовной Академии. В 1890 получил назначение на должность ректора Петербургской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита, а через несколько месяцев перемещен на должность ректора в Московскую Духовную академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Родился в родовом имении Ватагино Крестецкого у. Новгородской губ., в старинной дворянской семье. Сын генерала, героя русско-турецкой войны 1877—78. В 1881 окончил 5-ю С.-Петербургскую гимназию с золотой медалью. Уже в 14 лет получил разрешение участвовать в архиерейских богослужениях в качестве чтеца, читал преимущественно в Исаакиевском соборе. Несмотря на противодействие родных, которые были хоть и верующими, но вполне светскими людьми, после окончания гимназии поступил в С.-Петербургскую Духовную академию. С ранней молодости Алексей находился под большим влиянием Ф. М. Достоевского, часто его посещал, много с ним беседовал. Бытует версия, что именно Алексей Храповицкий стал прототипом Алеши Карамазова. В 1885 окончил Академию кандидатом богословия и был оставлен при ней профессорским стипендиатом. 18 мая 1885 еще в стенах Академии ее ректором еп. Арсением (Брянцевым), был пострижен в монашество с именем Антоний, 12 июня рукоположен во диакона, а 29 сент. во иеромонаха. В 1885—86 служил помощником инспектора СПбДА, в 1886—87 преподаватель гомилетики, литургики и каноники в Холмской Духовной семинарии. В 1887 иеромонах Антоний был избран и.о. доцента СПбДА по кафедре Ветхого Завета. В 1888 удостоен степени магистра богословия за работу «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности» и утвержден в звании доцента. В 1889 назначен исполняющим должность инспектора Академии. В 1890 возведен в сан архимандрита и назначен ректором С.-Петербургской Духовной семинарии, а через несколько месяцев ректором Московской Духовной академии. Однако Московский митрополит Сергий (Ляпидевский) невзлюбил молодого ректора Академии, увидев в его деятельности якобы элементы либерализма. Он добился устранения деятельного архимандрита из Москвы в Казань, с 1895 он стал ректором Казанской Духовной академии. 7 сент. 1897 хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, а в 1899 стал епископом Чистопольским, 1-м викарием Казанской епархии (все с оставлением в должности ректора Академии). 17 августа 1900 избран почетным членом Казанской Духовной академии за литературные и научно-богословские труды. В том же 1900 назначен на самостоятельную кафедру епископом Уфимским и Мензелинским. Через 2 года, в 1902 переведен на очень важную Волынскую кафедру форпост Русского Православия в борьбе с католическим прозелитизмом, польским сепаратизмом и еврейским засильем. Одновременно состоял Экзархом Вселенского Патриарха для Галиции и Карпатской Руси. 22 апр. 1906 избран членом Государственного Совета, но 13 янв. 1907 сложил с себя это звание, как мешающее архипастырской деятельности. 6 мая 1906 возведен в сан архиепископа.

http://lib.cerkov.ru/authors/340

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010