Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еп. Николай (Налимов). Фотография. 90-е гг. XIX в. (Налимов Николай Александрович; 19.06.1852, Нов. Ладога С.-Петербургской губ.- 13.07. 1914, С.-Петербург), архиеп. Владимирский и Суздальский. Род. в семье свящ. (впосл. протоиерея) Александра Налимова, окончившего в 1847 г. СПбДС. В 1872 г. о. Александр († 6 апр. 1883), прослужив более 20 лет в Климентовском храме Нов. Ладоги, был переведен в деревянную ц. Нерукотворного образа Спасителя в с. Парголове (ныне в черте С.-Петербурга), где организовал строительство каменного 3-престольного храма на 850 чел. по проекту архит. К. А. Кузьмина (возведен в 1876-1880; в советский период не закрывался). В 1873 г. Н. Налимов окончил СПбДС 1-м по списку, затем поступил в СПбДА. В 1877 г. окончил академию со степенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра. Младшие братья Н., Владимир (1857-1909), Симеон и Тимофей (1862-1925), также выпускники СПбДА (соответственно 1882, 1885 и 1886 гг.), впосл. стали протоиереями. Наиболее известный из них, экстраординарный профессор прот. Тимофей Налимов, магистр богословия, преподавал в СПбДА патрологию и пастырское богословие. 4 апр. 1908 г. Советом академии он был избран ректором, 30 апр. утвержден Синодом в должности исполняющего обязанности ректора, но через месяц написал прошение об освобождении от этой должности (и. о. ректора был назначен архим. Феофан (Быстров) ). В 1922 г., после ареста патриарха Московского и всея России св. Тихона (Беллавина) , захвата патриаршей канцелярии обновленцами и создания неканонического Высшего церковного управления, прот. Т. Налимов стал одним из инициаторов провозглашения т. н. Петроградской автокефалии. После окончания академии Налимов 11 авг. 1877 г. назначен преподавателем греч. языка в Александро-Невском ДУ, 28 авг. 1878 г.- помощником инспектора СПбДС. С 1879 г. он преподавал греч. язык, в 1880, 1884, 1885 гг. временно исполнял должность инспектора семинарии. Любовь к греч. языку «сохранил до конца жизни». Впосл., будучи Владимирским архиепископом, часто посещал уроки во Владимирской ДС, принимал участие в переводах и разборе греч. текстов.

http://pravenc.ru/text/2565994.html

Никита. Церковь Спаса Преображения в Никитском ботаническом саду. Преображенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1884 и 1887. Архитектор:П.К. Теребенев Адрес: Россия, Республика Крым, Ялтинский горсовет, Никитский ботанический сад. Координаты: 44.511974, 34.234747 Проезд:Никитский ботанический сад Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 6 километрах от Ялты, возле селения Никита находится одна из достопримечательностей Крыма – Никитский ботанический сад, который был заложен в 1812 году… На территории сада жили учёные-садоводы, учащиеся, рабочие, а своей больницы и церкви не было, приходилось ездить в Ялту. В 1881 году на пост директора сада заступил Александр Иванович Базаров (1845 – 1907). Он сразу обратился в вышестоящие инстанции с просьбой заменить уже разработанный проект одноэтажной больницы новым – двухэтажным зданием, в котором разместились бы больница, церковь и квартира священника. В июле 1882 года пришло разрешение на строительство, и была рассчитана смета. А.И.Базаров поручил подготовить проект гражданскому инженеру-архитектору П.К.Теребеневу (1841 – 1902), при этом просил учитывать следующие пожелания: «Церковь должна свободно вмещать до 200 человек. Желательно было бы устроить алтарь таким образом, чтобы можно было отделить его от церкви и превратить последнюю временно в зал для торжественных собраний…». Проект был готов 18 февраля 1883 года. Участок для строительства выбрали возле училища. Но, как выяснилось, известняки здесь залегали с уклоном на юго-запад, поэтому алтарь пришлось переориентировать на юго-восток, что несколько нарушило каноны строительства православных храмов. Торжественная закладка состоялась 25 марта 1884 года, в праздник Благовещения. Возведение здания началось быстрыми темпами, за 1884 год выполнили основной объём работ. Но из-за нехватки денег строительство продолжалось весь 1885 год и половину 1886 года, отделочные работы завершили к августу. 19 сентября 1885 года был установлен крест, а концу года закончили росписи в алтаре и на фасаде здания…

http://sobory.ru/article/?object=01387

Приложения ко II тому Истории Христианской Церкви ΧIΧ века Приложение I. Источники и пособия по истории греческих церквей Ни в иностранной, ни в русской литературе ещё нет специального, более или менее цельного и полного обзора исторической судьбы греко-восточной церкви в XIX веке. Выше помещённые очерки являются первым опытом такой истории. Они составлены на основании некоторых церковно-исторических работ, русских и иностранных, в коих рассматриваются те или иные частные и отдельные вопросы из истории православной греко-восточной церкви за минувшее столетие. Во избежание дробности цитации и в интересах экономии места, в тексте исторических очерков сделаны лишь очень немногие указания на литературу предмета. В оправдание своих воззрений и выводов, а также в угоду любознательности тех из своих читателей, которые пожелали бы более подробно ознакомиться с той или иной стороной в минувшей жизни православной греко-восточной церкви, автор считает необходимым отметить здесь, в алфавитном порядке, главные литературные произведения, послужившие материалом и пособием при составлении его исторических очерков. γγελπουλος Г.Π., Τ κατ τν οδιμον πρωταϑλητν το ερο τν λληνων γνος τν πατριρχην Κωνσταντινουπλεως Γρηγριον τν Ε´. Τμος πρτος. ν ϑναις. 1865. Антонин, архимандрит, 1) Из Румелии. С.-Петербург. 1886. 2) Заметки поклонника Святой Горы. Киев. 1864. Архангельский В., священник, Очерк истории греческой церкви со времени падения Константинополя до наших дней. Москва. 1885. Базили К, 1) Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. Части I и II. Издание второе. С.-Петербург. 1875. 2) Очерки Константинополя. Части I и II. С.-Петербург. 1885. Бердников И.С. , профессор, Церковное право православной церкви по воззрениям канониста-западника. «Православный Собеседник», 1890 г., части I–III. Березин, Православная и другие христианские церкви в Турции. С-Петербург. 1865. Βος κα πολιτεα το ερομρτυρος Γρηγορου το Ε´ πατριρχου. Κωνσταντινουπλεως. Αϑνησι. 1853. Русский перевод в Прибавлениях к изданию творений святых отцов, часть XIII. Москва. 1854, стр. 69–120.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Скачать epub pdf Краткая биографическая справка 25 декабря 1864 г. (по ст. ст.) – родился (предположительно) в Коломне, в семье православного немца, делопроизводителя по хозяйственной части Владимирского драгунского полка. 1885 – окончил юридический факультет Московского университета. С 1886 г. активно публиковался в журналах церковной или консервативной направленности. Первая значимая работа вышла в 1887 г. («Письма о современной молодежи и направлениях общественной мысли»), затем было опубликовано более 250 статей и брошюр. 1885 – 1889 – был на государственной службе в Московском окружном суде. 1888 – первая поездка в Оптину пустынь . В том же году женился на Евгении Сергеевне Емельяновой (1865–1927). 1889 – летом вышел в отставку. 1 сентября 1889 года рукоположен по благословению прп. Амвросия Оптинского Алексием, архиеп. Литовским и Виленским для служения в Свято-Николаевском кафедральном соборе г. Белосток. 1892 – 1907 – служит в Москве настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы при Бутырской пересыльной тюрьме . 1907 – награжден саном протоиерея; за отказ подчиниться указанию московского губернского тюремного инспектора о превращении духовных бесед с желающими в политически окрашенные мероприятия с обязательным посещением их арестантами 1 переведен из тюремного храма. 1907 – 1918 – настоятель в Николо-Плотниковском храме на Арбате (храм снесен в 1930 г. и не был восстановлен). 15 октября 1918 г. (по ст. ст.) – скончался в Москве от «испанки» (штамм гриппа, вызвавший мировую эпидемию, жертвами которой стали около 40 млн. человек). Духовный путь Принятие священства Иосиф Иванович решил принять священство вопреки своей сословной принадлежности (в дореволюционной России все еще существовало так называемое «духовное сословие», то есть получить образование в семинарии и духовной академии и быть рукоположенным не принадлежа к священнической семье было затруднительно, хотя в XIX веке это стало хотя бы возможным). Он закончил престижный университет, работал по специальности, но после поездки в Оптину Пустынь и знакомства с прп. Амвросием Оптинским Иосиф Фудель отказывается от светской карьеры и принимает по его благословению рукоположение.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Fudel/fu...

Старокленское. Церковь Рождества Христова. Христорождественский храм Карта и ближайшие объекты Христорождественский храм в селе Старокленское берет свое начало в далеком XVII веке. Точной даты появления в селе храма, к сожалению, нет. Но в окладной книге 1676 года упоминается село Старокленское в качестве села Козловского уезда, Иловайского стана с церковью «Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» и, что «у тое церкви церковные земли двадцеть четвертей в поле, в дву потомуж. Сенных покосов на сорок копен. Земли и луги великого государя жалованья. А иных никаких угодей нет. У тоеж церкви двор попа Григория, двор пономарской, двор бобыльской. В приходе той церкви: сто двадцеть два двора детей боярских, дватцеть два двора бобылей и нищих. И всего сто сорок семь дворов. И по скаске, за рукою тое церкви попа Григория и по новому(1676г.) окладу, доведетца с тое церкви дани четыре рубли двадцеть алтын три деньги, пошлин гривна. А преж сего с тое церкви дани было рубль пять алтын. И перед прежним прибыло три рубли пятьнадцеть алтын три деньги». В 1773 году в селе вместо упоминаемой в XVII столетии деревянной церкви была построена новая также деревянная церковь с прежним храмонаименованием, которая из-за ветхости также была разобрана. О существующем сегодня в селе Старокленское каменном храме в книге священника Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», изданной в 1884 году, написано: «Существующая ныне в селе Старом Кленском каменная Христорождественская церковь начата постройкою в 1850 году, а окончена в 1857 году, при оной придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы освящен в 1869 году. Церковной земли, бывшей первоначально в чрезполосном владении с прихожанами в количестве 40 десятин, в 1859 году отмежевано усадебных 4 и пахотных 34 десятины. Но плана и межевой книги на отмежеванную землю у причта не имеется. В приходе, состоящем из одного села, при 578 дворах в 1885 году числилось мужского пола – 2079, женского пола – 2126, в том числе грамотных: мужского пола – 500, женского пола – 70. Кроме земледелия, жители Старого Кленского занимаются преимущественно шерстобитством валяньем сапог, благодаря чему живут все порядочно. В причте при Христорождественской церкви по штату 1803 года положено было 2 священника (при 184 дв.), по штату 1873 года определено быть 1 священнику и 2 псаломщикам, с 1885 года состояли 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик, указом св.Синода от 25 августа 1886 года открыта вакансия 2 штатного священника».

http://sobory.ru/article/?object=28738

Тума. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкий храм Карта и ближайшие объекты В 1823 г. было начато строительство ныне существующей Троицкой церкви с дополнительными приделами в честь Арх.Михаила, Покрова Богородицы, Свт. Николая и прор. Илии. Дополнительные приделы церкви были освящены в 1841 г. А центральный – Троицкий в 1851 г., т.к. в 1848 г. произошел пожар и повредил готовый к освящению иконостас. Колокольня тумской церкви была достроена к 1863 г. Башня колокольни высотой 65 м, сложена из белого камня. Высота шпиля с крестом около 15 м. Так что общая высота около 80 м. Ранее относилась к Касимовскому уезду. Каменная церковь была построена в селе Туме в 1841 году на средства прихожан. В 1851 году пристроена была восточная часть, обновленная в 1878 году и «расширенная на обе стороны» после пожара в 1901 году. Трапезная обновлялась дважды в 1866 году (иконостас и роспись) и после пожара 1901 года. Колокольня отстроена в 1863 году, возобновлена в 1902 году. В 1910 году храм был расписан внутри. Престолов три: во имя Святой Троицы – восточный, во имя Св.Николая Мирликийского и пророка Илии в трапезной. Церкви также принадлежали здания: мужской школы, построенной в 1885 году и перестроенное с подведением каменного этажа и поднятием деревянного в 1901 году; причтовый дом, построенный в 1885 году; девять каменных корпусов, из которых два двухэтажные; два ряда деревянных лавок, каменный столб на месте сгоревшего в 1841 году храма, каменная часовня, построенная в 1887 году на месте деревянной; школьные здания во многих деревнях. Во многих деревнях прихода имелись деревянные, благоустроенные часовни, в деревне Мордвинове – каменная, в которых богослужения не проводились. К приходу относились школы различных сёл и деревень, некоторые из которых помещались в церковных домах , на содержание их от церкви выделялись средства. В 1915 году в них обучалось 635 мальчиков и 390 девочек. Заведующими и законоучителями в школах с 1886 года были настоятель Троицкого храма протоиерей Степан Иванович Остроумов, протоиерей Александр Иоакимович Сперантов, священник Василий Федорович Гридин, священник Федор Иванович Дмитриевский, дьякон Иван Евфимиевич Обновленский; преподавателями были псаломщики Александр Петрович Соколов и  Григорий Иванович Молчанов.

http://sobory.ru/article/?object=04499

А.В. Журавский Глава III. Деятельность митрополита Кирилла в советской России до декларации 1927 года Обстоятельства назначения архиепископа Кирилла экзархом Грузии и избрания на нижегородскую кафедру С апреля 270 1918 года 271 Святейшим Патриархом Тихоном архиепископ Кирилл был назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским. Об этом было объявлено 8 апреля 1918 года на Поместном Соборе, на котором присутствовал и сам владыка Кирилл. Секретарь огласил выписки из постановлений Святейшего Патриарха и Священного Синода от 19 марта (1 апреля) и 23 марта (5 апреля) 1918 года за 185, 210 о «бытии архиепископу Тамбовскому и Шацкому митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским, и о предоставлении ему права ношения белого клобука и митры с крестами» 272 . Само назначение владыки Кирилла на Тифлисскую кафедру являлось мерой, в некоторой степени вынужденной: митрополит Платон (Рождественский), будущий первоиерарх Американской Православной Церкви, не был в состоянии справиться с тяжелой закавказской ситуацией. Еще 12 марта 1917 года собравшиеся во Мцхете в храме Двенадцати апостолов представители грузинской иерархии (епископы, клирики и миряне) объявили о «восстановлении автокефального церковного управления в Грузии». Архиепископу Платону тогда же было объявлено, что отныне он перестает быть экзархом Грузии. Низложенный экзарх отказался подчиняться постановлению Мцхетского Собора 273 . С этого времени и начинается отсчет сложного и трагического периода (длившегося до 1943 года) в отношениях между Русской и Грузинской Церквами, характеризующегося прекращением церковного общения и параллельным существованием на одной канонической территории приходов двух юрисдикций. Грузинский экзархат Русской Православной Церкви возглавлялся к началу XX века иерархом в сане архиепископа или митрополита, носившего титул Карталинского и Кахетинского, экзарха Грузии. В Грузинский экзархат входили епархии: Грузинская (кафедра в Тифлисе) с викариатствами Алавердским (учреждено в 1886 г.), Бакинским (учреждено в 1905 г.) и Горийским (учреждено в 1811 г., епископы проживали в Тифлисе); Ереванская (учреждена в 1912 г.); Гурийско-Мингрельская (с кафедрой в г. Поти); Имеретинская (учреждена в 1821 г., кафедра в г. Кутаиси); Сухумская (учреждена в 1885 г., кафедра в Сухуми). К моменту провозглашения автокефалии в Грузинском экзархате были следующие иерархи: архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Платон (Рождественский) (с 13 августа 1917 г. – митрополит Тифлисский и Бакинский); викарии Грузинской епархии епископ Горийский Антоний (Георгадзе), епископ Алавердский Пирр (Окропиридзе), епископ Бакинский Григорий (Яцковский), епископ Ереванский Дамиан (Говоров); правящие архиереи: епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе), епископ Имеретинский Георгий (Аладашвили), епископ Сухумский Сергий (Петров) 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич), архп. Владимирский и Суздальский Родился 2.XI.1859 года в семье дьячка Екатеринославской епархии, Славяносербского уезда, села Успенского. Среднее богословское образование получил в Екатеринославской Духовной семинарии, а высшее в Московской Духовной Академии, которую окончил в 1885 году со степенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра без нового устного испытания. В 1886 году был назначен на должность учителя в Херсонское Духовное училище и вместе с тем с июня 1890 года состоял противоштундистским миссионером г.Херсона. В 1890 г. о.Анемподист представил в Совет Московской Академии на соискание степени магистра богословия сочинение: «Церковно-законодательная деятельность Карла Великого». После защиты диссертации в 1891 году утвержден Св.Синодом в ученой степени магистра богословия. В 1892 году о.Анемподист Дородницын получил назначение на должность помощника смотрителя Бахмутского Духовного училища, а с сентября 1894 года был перемещен на должность епархиального миссионера Екатеринославской епархии. В сентябре 1901 года о.Анемподист занял место преподавателя по Обличительному богословию, истории и обличению раскола и местных сект в Черниговской Духовной семинарии. В марте 1902 года пострижен в монашество с именем Алексия и в том же году был посвящен во иеромонаха. В августе этого же года назначен инспектором Ставропольской духовной семинарии. В сентябре 1903 года получил назначение на должность ректора Литовской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 30 мая 1904 года в Харьковском кафедральном соборе была совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Сумского, вик.Харьковской епархии. Хиротонию совершали: Преосвященный Арсений (Брянцев) , архп.Харьковский и Преосвященный Николай (Зиоров) , епископ Таврический; Симеон (Покровский), епископ Екатеринославский и другие. На хиротонии присутствовало множество народа, желавшего видеть, вообще редкое, а для Харькова в первый раз совершающееся торжество.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Владислав Петрушко Священноисповедник Василий (Богдашевский), архиепископ Каневский, и Киевская духовная академия в годы послереволюционной смуты на Украине Источник Скачать epub pdf Архиепископ Василий (в миру Дмитрий Иванович Богдашевский) родился 19 октября 1861 г. в с. Завидово Волынской губернии в семье православного священника Волынской епархии. Первоначальное образование Дмитрий Богдашевский получил дома, под руководством отца. В 1871–1876 гг. обучался в Мелецком духовном училище. По окончании училища был направлен в Волынскую Духовную семинарию, где продолжал учебу до 1882 г. После окончания семинарии как лучший выпускник был рекомендован к продолжению обучения в Киевской Духовной академии (КДА). В КДА Д.И.Богдашевский был принят по результатам приемных испытаний 3-м по списку, «на казенный кошт». Обучался на богословском отделении Академии. Уже в годы учебы в КДА Д.И.Богдашевский начал заниматься церковно-научной деятельностью. В 1885–1887 гг. в «Волынских епархиальных ведомостях» опубликовал свои первые работы – «Учение о пастырстве в поучениях и посланиях русских митрополитов и епископов XII–XIV вв.» и «Разбор древних и новейших мнений, противных учению о Промысле Божием». В 1886 г. Д.И.Богдашевский окончил КДА со степенью кандидата богословия и был оставлен для приготовления к профессорскому званию. В 1887 г. назначен исполняющим должность доцента КДА по кафедре Истории древней и новой философии. 17 августа 1889 г. представил в Совет КДА магистерскую диссертацию «Лжеучения, обличаемые в первом послании св. ап. Иоанна» (работа издана в Киеве в 1890 г.). За эту работу Д.И.Богдашевский был удостоен Советом Академии степени магистра богословия, в которой утвержден указом Святейшего Синода от 17 ноября 1890 г. Вскоре после утверждения в звании магистра богословия Д.И.Богдашевский был назначен доцентом КДА. В период с 1891 по 1896 г. опубликовал многочисленные научные работы в «Трудах Киевской Духовной Академии» (ТКДА). В 1897 г. по собственному прошению был переведен с кафедры Истории философии на кафедру Священного Писания Нового Завета, где с 1902 г. являлся экстраординарным профессором. В 1904 г. Д.И.Богдашевский был удостоен степени доктора богословия за труд «Послание Апостола Павла к Ефесянам. Исагогико-экзегетическое исследование». С 1905 г. – сверхштатный ординарный профессор КДА по первой кафедре Священного Писания Нового Завета. С 1907 г. являлся штатным ординарным профессором по той же кафедре. С 1909 г. – инспектор КДА, а с 1910 г. – главный редактор «Трудов КДА».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

(Герасимов Маврикий Львович; 22.02.1856, дер. Елбанская Барнаульского у. Томской губ.- 28.03.1931, Харбин, Китай), митр. Харбинский и Маньчжурский. Из рода потомственных сельских священников. Первоначальное образование получил дома, затем учился в Томском ДУ и Томской ДС. В 1878 г. поступил в КазДА. В 1882 г., по окончании 3-го курса, оставил по болезни учебу в академии, получив звание действительного студента. 23 дек. 1882 г. поступил в Алтайскую духовную миссию . Был назначен старшим учителем и псаломщиком домовой церкви Улалинского центрального миссионерского уч-ща, которое вскоре было переведено в г. Бийск. Стал одним из ближайших помощников начальника Алтайской миссии Бийского еп. свт. Макария (Невского ; с 1891 епископ Томский и Семипалатинский, впосл. митрополит). 26 сент. 1885 г. принял монашеский постриг с именем Мефодий, 10 нояб. рукоположен во диакона, 22 дек. во иерея. Был назначен заведующим Бийским миссионерским уч-щем, провел его преобразование в катехизаторское с 3-годичным курсом обучения. После пожара, уничтожившего в 1886 г. в Бийске Архиерейский дом с помещениями уч-ща, М. совместно с еп. Макарием занимался организацией работы уч-ща в здании начальной миссионерской школы и строительством нового здания (построено в 1888). В 1890 г. Бийское миссионерское уч-ще получило права духовного уч-ща. Был учрежден училищный совет во главе с М., на к-рый возлагалась в т. ч. аттестация учителей церковноприходских школ. 30 янв. 1892 г. за поданное в КазДА диссертационное сочинение М. был удостоен степени кандидата богословия. 16 мая 1893 г. возведен в сан архимандрита. В связи с переводом начальника Алтайской миссии Бийского еп. Владимира (Синьковского ; впосл. архиепископ) на Владикавказскую кафедру М. 16 июля 1893 г. был освобожден от должности заведующего Бийским миссионерским уч-щем и назначен начальником Алтайской миссии. 2 июня 1894 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. Хиротонию в Томске возглавил архиеп. Макарий (Невский). Став архиереем, М. продолжал уделять много внимания Бийскому училищу. Весной 1893 г. был заложен новый училищный корпус и уже осенью следующего года в недостроенном здании начались занятия. 14 сент. 1895 г. М. торжественно освятил новый корпус. В нем размещались учебные классы, спальные комнаты, начальная школа грамоты, квартиры для преподавателей, кухня и хлебопекарня. В 1895-1896 гг. М. разработал программу 6-летнего обучения в катехизаторском уч-ще, по окончании к-рого его выпускники могли поступать в духовные семинарии.

http://pravenc.ru/text/2563112.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010